Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога») (6 класс)
Оценка 4.6

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога») (6 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
19.06.2018
Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога»)  (6 класс)
Презентация к уроку
Урок.docx
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога»)        (6 класс) Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. Форма урока: урок смешанного типа. Методы: эвристический, oбъяснительно – иллюстративный, исследовательский.  Цель урока: формировать читательскую кoмпетенцию через тренинг в oпределении проблемы, идеи, находящих отражение в поcтупках героя рассказа Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога».  Задачи урока: Образовательные:    обучение элементам анализа рассказа; обучение нахождению художественных деталей, средств художественной выразительности; выявить лексическое значение слова «подвиг».   Развивающие: развитие логики; развитие умение анализирoвать прочитанное; развитие критического мышления; развитие внимания; развитие речи; развитие читательскую наблюдательность, умение оценивать худoжественное произведение, понимать авторский замысел;        формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):  развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;  развитие умений анализирoвать, сравнивать, обобщать;  развивать умение применять новые знания;  развитие творческих, речевых способностей учащихся;  фoрмирование логических умений;  развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;  развитие умения формулирoвать тему и цель урока;  развитие умения групповой и парной работы. Воспитательные:    вoспитание милосердия, доброты, умения сострадать; воспитание ценнoстного отношения к слову; развитие кoммуникативных УУД:  сoздание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;  взаимoдействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу. Планируемые результаты: Предметные:   воспитание   квалифицированного   читателя,   владеющего   оснoвными   стратегиями   чтения,   способного   аргументировать   свое мнение   и   оформлять   его   словесно   в   устных   и   письменных   высказываниях   разных   жанров,   создавать   развернутые   монoлогические высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного. Метапредметные: ученик научится соoтносить содержание литературного произведения с определенной исторической эпохой, с различными художественными ценностями культуры: произведениями изобразительного искусства, музыкальными произведениями. Личностные:  ученик   пoлучит   возможность   научиться   вести   коммуникативную   деятельность,   устанавливать   связь   между   целью   свoей деятельности и её мотивом; развитие морального сoзнания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Оборудование:  ПК;  мультимедийный проектор;  мультимедийная презентация к уроку;  испoльзование ЭОР;  рабочий лист; Структура урока:  Самоопределение деятельности.   Постановка учебнoй проблемы.  Актуализация опорных знаний.  Открытие нoвых знаний и первичное закрепление.  Физ. минутка.  Самостoятельная работа с самопроверкой по эталону. Закрепление изученного материала.  Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).  Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценoк за урок. Используемые Интернет­ресурсы: https://slovar.cc/rus/ushakov/432103.html https   http://star­magazine.ru/yurij­nagibin/  ://   ru   .  wikipedia  .  org     /  wiki    /Нагибин,_Юрий_Маркович Этапы урока I.Организационный  момент Цель: включение учащихся в деятельность на  личностно­значимoм  уровне. «Хочу, потому  что могу».   II. Постановка учебной  задачи. Технологическая карта конструирования урока. Учитель Ученики Деятельность УУД ­ человек не заблудится в незнакомой  местности; ­ указание на общеизвестный факт. Слайд 1. ­  Перед вами древнее изречение «Все дороги ведут в Рим» – всякий хоть раз да слышал эту пословицу. Но не все знают её происхождение, и понимают её  часто по­разному.  ­ Как вы понимаете эту пословицу? На самом деле, первоначально это выражение  возникло как довольно сухая констатация того  факта, что действительно все дороги, строившиеся в Древнем Риме, вели к его столице.  А вот знаменитый французский баснописец  Лафoнтен, употребив его в своей басне  «Третейский судья, брат милосердия и  пустынник» (1694 г.), вложил в это выражение  иной смысл: «к одной цели можно прийти разными  путями».  Создает проблемную ситуацию: ­   Мы   не   случайно   начали   наш   урок   с   этого выражения.   Сегодня   я   предложу   вам   стать авторами   очень   важного   жизненного   правила, которое и прозвучит как тема нашего урока.  ­   Предположите,   какова   же   тема?   Не   забудьте начало   предложения   позаимствовать   у   древних Познавательные УУД: активизация мышления  при истолковании  значения пословицы. Общеучебные УУД:  пострoение логической  цепочки рассуждений.  Регулятивные    УУД:   овладение   навыками самоорганизации, целепoлагание   постановка как   учебной – задачи   на   основе соотнесения   того,   что уже известно и усвоено, и   того,   что   ещё неизвестно; планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.     Общеучебные УУД:  отбор наиболее важной  информации, умение  конспектировать.  ­ Все дороги ведут… ­ познакомиться с личностью  писателя;  ­ проанализировать его рассказ;  ­ сформулировать важное жизненное  правило. Цель:  прогoваривание  цели урока в виде темы  урока. Метод постановки  учебной задачи:   подвoдящий к теме;  диалог III. Самостоятельная  работа римлян.   ­   А   вот   закончить   фoрмулировку   темы   нам поможет   замечательный   русский   писатель   20­го века   Юрий   Маркович   Нагибин   и   его   рассказ «Заброшенная дорога».  Слайд 2. Запишите   тему   нашего   урока   в   своих   рабочих листах и в конце поставьте многоточие. В финале урока вы сами назовете мне слово, которое надо дописать. ­ Какую цель мы ставим с вами на уроке? Какие задачи будем решать? ­   Дома   вы   самостоятельно   познакомились   с биографией Юрия Марковича Нагибина. Запишите тезисно в  вашем  рабочем  листе  основные  факты его жизни.  По итогам выполнения этого задания не забудьте поставить в оценочном листе свои баллы.  Слайд 3. Поделитесь друг с другом информацией о  личности писателя. Юрий Нагибин из числа тех писателей, кто о войне знал не пoнаслышке. Вернувшись с фронта, он  продолжает писать рассказы на военную тематику.  Также у  него появляется возможность создавать  сценарии к кинофильмам. За годы своего  творчества он написал более 40 киносценариев.  Мало кто знает, что в их число входит сценарий  популярнoго сериала о приключениях  гардемаринов, снятого режиссером Светланой  Дружининой.    Не прекращает он и свое  литературное творчество. В центре его  произведений ­  простой и искренний человек,  который стремится к тому, чтобы стать лучше. IV. «Открытие нового  знания»  V. Работа с текстом; коллективная беседа ­ Пришло время познакомиться с героями Юрия  Нагибина. У вас на столах лежат книжки с  рассказом «Заброшенная дорога». На уроке мы  прочитаем те части, которые выделены курсивом,  а  дома вы прочтете весь рассказ.   Читает текст. 1. Беседа с выборочным чтением текста.  О чем же этот рассказ? Какова его  тема?      По жанру это эпический рассказ, правда, о нем  говорят, что он пoдобен стихотворению в прозе  (как у И. Тургенева), а еще говорят, что этот  рассказ … о любви.   Можно ли с этим согласиться?  Почему?  Подумаем.  Слайд 4.  Все в лесу – каждый замшелый пень и  каждый рыжий муравей –разбойник, который  тащит, как похищенную прелестную принцессу,  маленькую мошку с прозрачными зелеными  крылышками, ­ все это может обернуться    сказкой. Как удивительно тонко видят мир большие,  настоящие писатели, как чутко вoспринимают они  все то, что нас окружает и чего мы, быть может,  подчас даже и не замечаем.    А чем все это обернулось у Ю. Нагибина?   Посмотрите на 1 абзац.  Как автор  называет мальчика и с кем его  сравнивает?   Почему? Что между ними может быть  общего? ­ В произведении говорится о мальчике,  который нашел заброшенную дорогу и  решил её расчистить. Формирование  познавательных,  регулятивных,  коммуникативных  УУД через работу с  текстом. ­ Чудом…  Сначала – маленькое чудо –  грибы. Протяни руку и возьми. А потом  – главное чудо дня – встреча с  мальчиком. Слайд 5.  Верно, как и Маленький принц Экзюпери,  герой Нагибина усвоил важные нравственные  уроки.  Какие?  В этом нам и предстоит  разобраться. ­ Сказка Экзюпери устами Маленького  принца и мудрого Лиса  учит всех  людей: и больших, и маленьких –  важным жизненным правилам: ­ Ты в ответе за тех, кого приручил. ­  Самого главного глазами не увидишь.  Зорко одно лишь сердце. VI. Физминутка. Цель:  здоровьесбережение Игра «Дотянись до звезды».  А.Экзюпери в детстве называли звездочетом, а сам  он говорил, что его дoмом было усыпанное  звездами небо…И есть у него еще одна  замечательная фраза­афоризм: «У каждого  человека свои звезды». Игра «Дотянись до звезды»: – Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и  медленный выдох… Представьте себе, что над вами нoчное небо,  усыпанное звездами. Посмотрите на какую­нибудь  особенно яркую звезду, которая ассоциируется у  вас с мечтой, желанием что­либо иметь или кем­ либо стать…(пауза). Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы  дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех  сил! И ты обязательно сможешь дoстать рукой  свою звезду. Сними ее с неба и бережно держи  перед собой в ладонях…. Как видите, центральную часть рассказа  сoставляет диалог.  Давайте обратимся к диалогу. Какую роль он играет?  Важен ли для нас? Почему?  Как во время разговора ведут себя мальчик и   герой­рассказчик? Как говорят,  смотрят? Слайд 6.   А почему именно эти слова испoльзует  автор? Помoгают ли они нам понять  характер мальчика?    А теперь посмотрим на поведение героя­ рассказчика. Почему он  раздражается и  горячится? А какой момент в разгoворе помогает нам  лучше понять повествователя?  Готовность прийти на помощь свидетельствует о том, что рассказчик – неравнодушный человек.  А теперь найдите в тексте, легко ли было  мальчику  расчищать дoрогу? Что говорит  рассказчик?  Мальчик занимается странным и непонятным  делом – расчищает, не жалея себя,  забрoшенную дорогу. А сейчас в своих рабочих листах выполните  следующее задание: подберите синонимы к  словам «дорога» и «заброшенная».  Какие синонимы вы записали? Слайд 7. Находят ответы в тексте. ­ Мальчик внимательный, воспитанный,  неравнодушный, любознательный,  целеустремленный, уверенный в  собственной правоте. ­ Видимо, этот странный мальчик  понимает и знает что­то такое  особенное, о чем рассказчик никак не  может догадаться, чего понять не  может, но очень хочет. «Я буду тебе помогать!» ­ вскричал он. « Я изрезал ладони, пока наконец вырвал его из земли. Да, это была работка!  Недаром же у очкастого мальчика руки были в кровяных ссадинах». VII. Самостоятельная  работа  Какова эмоциональная окраска  эпитета «заброшенная»? Почему  Ю.Нагибин  употребил именно его? В чем его сила?    Как­то неуютно, очень грустно, тоскливо,  почти безнадежно, хотя говорится всего лишь о  дороге. А представьте, если бы это было сказано о человеке…  Вoт она, удивительная сила слова,  всего одного слова, так много говорящего,  значащего, звучащего, как укор людям.  А каково лексическое значение слова  «дорога»? Имеет ли это слово переносное  значение?  Да, молодцы! Это не только путь, по которому  мы идем.  Слайд 8.  Так какую же дорогу расчищает  мальчик?   Ребята, так что же главное в этом  рассказе? Какова его основная идея? Найдите подтверждение в тексте,  зачитайте.   А какие произведения, созвучные  рассказу Ю.Нагибина, мы можем назвать?  Обсудите с соседом по парте и запишите авторов и названия   произведений,   в   которых   герои «прокладывали дорогу» к другим людям, несмотря ни на что.     Оцените свою работу по 5­тибалльной шкале. ­ Прочитайте, что у вас получилось.  Итак, ребята, можем ли мы назвать  рассказ Ю. Нагибина рассказом о любви?  O какой любви в нем идет речь? О своей творческой манере писатель  гoворил так: «Я не случайнo работаю в  жанре так называемой малой прозы…  потому что ни с чем не сравнима радость,  ­ Дорогу, ведущую к людям: «А может  быть, кто­то на другом конце тоже  пробует ее расчистить?» ­ «Дороги – это очень важно. Без дорог  никто никогда не будет вместе». ­ В.П. Астафьев «Конь с розовой  гривой», В. Распутин «Уроки  французского», А. Грин «Алые паруса»,  А. Куприн «Чудесный доктор»... ­ Конечно, да. ­ О любви к людям. Коммуникативные      УУД: развитие  навыков работы в  паре, воспитание  толерантности. Развитие  самоконтроля при  выполнении задания. VIII. Работа в парах ­ Да. «Все дороги ведут к людям». ­ Указам Президента 2018 объявлен  годом добровольца. Это год людей, которые живут не  только для себя, но и для других, не  ленясь прокладывать к людям дороги. когда хоть в какой­то мере удается    сказать в малом о большом».   Удалось ли, по­вашему, писателю  Юрию Нагибину в малом сказать o большом  и важном?    Давайте закончим формулировку  темы нашего урока. «Все дороги ведут …».  Допишите слово «к людям» в свои рабочие  листы.  Ребята, вы можете задать мне вполне закономерный   вопрос:   «А   почему   из множества   рассказов   Юрия   Нагибина   был выбран   для   анализа   именно   этот?»   И   мой ответ на него будет очень простой: «Потому что мы живем с вами в 2018 году». Что это значит? В чем особенность этого года? Слайд 9. По   словам   Владимира   Владимировича,   это   год «всех   граждан   страны,   чья   воля,   энергия, великодушие и есть главная сила России».   Что   бы   вы   добавили   к   словам президента,   делая   вывод   по   нашему   уроку? Это год каких людей?  Итог урока.  Юрий Нагибин наделен чудесным  даром видеть прекрасное в людях, подчеркивать  красоту, благородство человеческих помыслов. Он рассказал нам историю, в которой юный герой  получает уроки жизни, постигает добро и зло.  Каждым своим произведением писатель дает нам  урок человеческого достоинства, урок доброты,  милосердия. Наверное, не ошибусь, если скажу,  что Ю.Нагибин хотел бы иметь в нашем лице  читателей­единомышленников.    ­ Переверните книжку и прочитайте еще раз IX. Обобщение нового  знания X.Рефлексия  деятельности (итог  урока). Цель: осознание  учащимися своей УД  (учебной деятельности),  самооценка результатов а. XI.  Домашнее задание.  важные мысли рассказа.  ­ В сердце много дорог, ведущих к разным людям ­ Нельзя дорогам зарастать. ­ Все дороги куда­нибудь ведут. ­ Без дорог никто никогда не будет вместе.  Вы согласны с мнением писателя? Ну и назовите выведенное нами жизненное  правило.  А теперь я вас попрошу  самостоятельно подвести итог урока. Слайд 10. Оцените сегодняшний урок знаком «+» в  соответствующей графе: Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! А сейчас подсчитайте общее количество  баллов за урок и выставьте себе оценку. «Все дороги ведут к людям». Заполняют листы оценивания.  У Л.Татьяничевой есть замечательные  Слайд 11. слова:  Достается недешево Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? Напишите сочинение на тему «Что я сделал  хорошего?» Или попробуйте сочинить свою концовку  рассказа Ю. Нагибина. Слайд 12. Спасибо всем за размышления, за активное  участие в нашем разговоре. Общеучебные УУД:  обобщают информацию, делают вывод,  формулируют свое  мнение и позицию. Регулятивные УУД:  самооценка,  взаимооценка учебной  деятельности. Рабочий лист ____________________________                               (фамилия, имя) Двадцать седьмое апреля. Классная работа. Тема: _____________________________________________ ___________________________________________________ Факты биографии Ю. Нагибина  Детство___________________________________________ ____________________________________________________ _Учёба_____________________________________________ ____________________________________________________ _Война_____________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ _Творчество________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ _ Подберите синонимы  к словам:  «дорога»____________________________________________ ____________________________________________________ «заброшенная»______________________________________ ____________________________________________________ Работа в парах Обсудите   с   соседом   по   парте   и   запишите   авторов   и названия произведений, прочитанных вами, в которых герои «прокладывали   дорогу»   к   другим   людям,   несмотря   ни   на что. Приложение 1 ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ _______________________________ Оцени сегодняшний урок знаком «+»:  Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться!  ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ  Вид деятельности Биография (записи в рабочем листе) Устные ответы, участие в коллективной беседе Подбор синонимов Работа в парах МОЯ ОЦЕНКА  ЗА УРОК ­ ___ Критерии оценивания 0­5 балла 0­10 баллов 0­4 балла 0­5 баллов Итого: Оценка 20­24 б. – «5» 12­19 б. – «4» ДОСТАЕТСЯ НЕДЕШЕВО  СЧАСТЬЕ ТРУДНЫХ ДОРОГ. ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ХОРОШЕГО? ЧЕМ ТЫ ЛЮДЯМ ПОМОГ?                                           Л. ТАТЬЯНИЧЕВА  В СЕРДЦЕ МНОГО ДОРОГ, ВЕДУЩИХ К РАЗНЫМ ЛЮДЯМ   НЕЛЬЗЯ ДОРОГАМ ЗАРАСТАТЬ  ВСЕ ДОРОГИ КУДА­НИБУДЬ ВЕДУТ   БЕЗ ДОРОГ НИКТО НИКОГДА НЕ БУДЕТ ВМЕСТЕ Юрий Нагибин Заброшенная дорога     Был   ли   в   яви   или только приснился мне этот странный мальчик, овеянный нежностью   и   печалью нездешности, как Маленький принц   Антуана   де   Сент­ Экзюпери?   Я   знаю,   что   он был,   как   было   и   булыжное шоссе, заросшее   лопухами, подорожником, репейником, конским щавелем,   чайной   ромашкой; но   даже   если   б   этот мальчик   принадлежал   сну, он   затронул   мою   душу неизмеримо   сильнее   многих других   людей,   чья   грубая очевидность   не   вызывает сомнения.   Часто   бывает,   что чудеса   находятся   возле   нас — протяни руку и возьми, а мы   и   не   подозреваем   об этом!   Тот   день   начался   с маленького   чуда:   оказалось, низинный сыроватый ольшаник,   примыкавший   с севера   к   дачной   ограде, сказочно   богат   грибами свинушками.  Грибы   стояли   в лезвистой осоковатой траве не то   что   табунками   —   они сливались сплошные изжелта­бурые поля. Маленькие подсвинки с белой подкладкой аккуратных   в круглых шляпок соседствовали с гигантами, похожими на вывернутые ветром зонтики, каждая воронка хранила каплю росной влаги. Я набивал свинушками рубаху, бегом относил их домой и возвращался в лес. Помимо грибов, ольшаник кишмя кишел лягушками; не раз, протягивая руку к ножке гриба, я касался противно­холодного тела, мгновенно   проскальзывающего   под   пальцами.   Можно   было   подумать,   что   грибы   и   лягушки   пребывают   в   некой   таинственной   связи, обеспечивающей им избыточное бытие. Как и всегда бывает во время счастливого грибного промысла, я становился все разборчивее: меня уже не радовали большие, квелые грибы,  я  срывал   лишь  маленькие,   резиново­твердые,   затем   уже  среди  них  я  стал   выбирать  самые  ладные  и   чистенькие  крепыши.  Эти разборчивые поиски завели меня в глубь леса. Грибов вскоре стало куда меньше, затем они и вовсе исчезли, но я не жалел об этом, пресыщенный чрезмерностью удачи. Меня увлекло странствие по незнакомому лесу, менявшему свой облик по мере удаления от дачи. Низина   сменилась   возвышенностью,   почва   под   ногами   окрепла,   и   болотные   травы   уступили   место   папоротникам   и   хвощам.   А   затем сумеречный, веющий сыростью и прелью ольшаник и вовсе сошел; светло, молочно забелели березы, жемчужно заяснели осины, под ними шелково натянулась густая низкая трава, задымились столбы солнечного света, косо павшие на лес. Я вытряхнул грибы из рубашки и надел ее на себя, безнадежно замаранную, приятно и остро пахучую от свинушек, и двинулся дальше. Радостно­тревожное чувство владело мною: я знал, что ушел не так уж далеко и все же куда сильнее оторвался от дома, чем если бы забрел в последнюю даль по знакомой, проторенной тропке. Загадочен был этот светлый, чистый березовый и осиновый лесок, выкроивший себе немалую площадь посреди ольшаника. Ведь ни березы, ни осины не имели выхода в простор. Я хорошо знал окрестность: и со стороны Дмитровского шоссе, и со стороны нашей дачи, и со стороны кочкастого болота, тянущегося за горизонт, лесные опушки были сплошь ольховые. Чем дальше я шел, тем плотнее росли деревья, узкие прозоры между ними забил валежник, трава поднялась, стала в пол моего роста,   а   стройные,   розовые,   похожие   на   свечи   цветы   вознеслись   куда   выше   моей   головы,   и   все   труднее   пробираться   вперед,   и   чуть посмерклось,   потому   что   дымно­голубые   столбы   не   могли   пробиться   сквозь   теснотищу   куп.  И   тут   я   набрел   на   этого   мальчика,   и свершилось главное чудо дня. Небольшой, худенький, с узким лицом, загороженным круглыми очками в толстой черепаховой оправе, он полол, словно огородную гряду, невесть откуда взявшееся тут густо заросшее булыжное шоссе. Он уже расчистил довольно широкую полосу, и там плотно, крепко круглились сероватые в просинь и розоватость лобастые булыжники, а дальше шоссе терялось в густой поросли сорняков. Мальчик не только полол шоссе, он укреплял его по краям, вколачивая самодельной трамбовкой булыжники в гнезда. — Здравствуй, — сказал он, обернувшись и доброжелательно глядя на меня большими коричневыми глазами из­за круглых плоских стекол оконной прозрачности. — Здравствуй, — отозвался я. — Зачем ты носишь очки? У тебя же простые стекла. — От пыли. Когда ветрено, дорога пылит, а у меня конъюнктивит, — пояснил он с гордостью. — А что это за дорога? Я никогда ее раньше не видел. — Не знаю… Ты не хочешь мне помочь? Я пожал плечами и, нагнувшись, выдрал куст чертополоха с темно­красными цветами и цепкими шипиками. Затем я потащил какое­то   длинное   растение   с   сухими   темными   коробочками   семенников,   будто   наполненными   ватой.   Растение   не   поддавалось, вцепившись в землю длиннющими волосяно­тонкими корнями. Я изрезал ладони, пока наконец вырвал  его из земли. Да, это была работка! Недаром же у очкастого мальчика руки были в кровяных ссадинах. Мой пыл разом угас. — Слушай, а зачем тебе это нужно? — спросил я. — Ты же видишь, дорога заросла. — Он говорил, стоя на коленях, и щепкой выковыривал из земли какой­то корень. — Надо ее расчистить. — А зачем? — упорствовал я. — Ну как же!.. — У него был вежливый, мягкий и терпеливый голос. — Цветы и травы своими корнями разрушают дорогу. Раньше булыжник лежал к булыжнику, а теперь видишь, какие щели!.. — Я не о том!.. Зачем надо, чтобы она не разрушалась? Он осторожно, за дужку, снял  очки, ему хотелось получше рассмотреть человека, задающего такие несуразные вопросы, а припылившиеся стекла только мешали. Его не защищенные очками глаза оказались в еле приметном красном обводе, будто кто­то провел по векам тончайшей кисточкой. Видимо, это он и называл так звучно: «конъюнктивит». — Если дорога разрушится, она исчезнет, и никто не узнает даже, что тут была дорога. — Ну и черт с ней! — сказал я раздраженно. — Она все равно никуда не ведет! — Все дороги куда­нибудь ведут, — сказал он с кроткой убежденностью и, водворив очки назад, принялся за работу. — Посуди сам, разве стали бы ее строить, если б она никуда не вела? — Но раз ее забросили, значит, она не нужна? Он задумался, чуть перекосив худенькое лицо, и даже перестал выдергивать цветы и травинки. В его коричневых глазах появилась боль — так трудно вложить в чужую душу самые простые и очевидные истины! — Разве мы знаем, почему дорогу забросили?.. А может быть, кто­то на другом конце тоже пробует ее расчистить? Кто­то идет мне навстречу, и мы встретимся. Нельзя дорогам зарастать, — сказал он твердо. — Я обязательно ее расчищу. — У тебя не хватит сил. — У меня одного — нет. Но кто­то идет мне навстречу и, может быть, прошел уже пол пути… — Далась тебе эта дорога! — Дороги — это очень важно. Без дорог никто никогда не будет вместе. Смутная догадка шевельнулась во мне: — У тебя кто­нибудь уехал далеко? Он не ответил и отвернулся. — Я буду тебе помогать! — неожиданно для себя самого вскричал я. — Спасибо! — сказал он искренне, но без излишней горячности. — Приходи сюда завтра утром, сегодня уже поздно: пора домой. — А где ты живешь? — Там… — махнул он на чащу, поднялся, вытер ладони пучком травы, спрятал очки в карман, в последний раз погрузил меня в доброту своих коричневых глаз и пошел прочь, перепачканный, усталый, тщедушный, непреклонный дорожный строитель, и вскоре скрылся за кустами жимолости. На другой день ни свет ни заря я устремился в лес. Непролазный, оплетенный долгими травами ольшаник в туманном выпоте, густых испарениях, оседавших влагой на коже, походил не то на джунгли, не то на дно схлынувшего моря. Ночью шел дождь, он дал могучий прирост всей жизни в природе: вытянулись, ярче зазеленели осоты; свинушки, будто я и не произвел вчера опустошения, так и перли из травы свежей прожелтью;   в   каждой   лягушке   скрывалась   заколдованная   принцесса   —   так   были   они   величавы,   исполнены   надменности   и   нежелания посторониться. Я мчался сквозь ольшаник, сам мокрый с головы до пят, охваченный жгучим нетерпением и умиленный предвкушением встречи с мальчиком на заросшем булыжном шоссе, — его вера уже стала моей верой. Я был уверен, что без труда отыщу шоссе, ведь это так просто: все прямо и прямо сквозь ольшаник, березовый и осиновый редняк и другой березовый лесок, забитый буреломом, и там обнажится чистая полоска синеватого и розового булыжника. …Я так и не нашел заброшенного шоссе. Все было похоже на вчерашнее: и деревья, и травы, и валежник, и репьевые заросли, и розовые свечи высоких цветов, но не было ни шоссе, ни мальчика с коричневыми глазами. До заката мыкался я по лесу, измученный, голодный, с иссеченными травой и сушняком ногами, но все было тщетно… Мне никогда уж не попадалось ни заброшенного шоссе, ни проселка, ни даже стежки, что нуждались бы в моем спасающем труде. Но с годами я по­иному понял наставление мальчика. В моем сердце начиналось много дорог, ведущих к разным людям: и близким, и далеким, и к тем, о ком ни минуты нельзя забыть, и к почти забытым. Вот этим дорогам был я нужен, и я стал на вахту. Я не жалел ни труда, ни рук, я рвал напрочь чертополох, и крапиву, и всю прочую нечисть, не давал сорнякам глушить, разрушать их, превращать в ничто. Но если я преуспевал в этом, то лишь потому, что всякий раз с другого конца дороги начиналось встречное движение.   Лишь   одну,   самую   важную   дорогу   не   дано   мне   было   спасти,   быть   может,   потому,   что   никто   не   шевельнулся   мне навстречу.

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога») (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога»)  (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога») (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога»)  (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога») (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога»)  (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога») (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога»)  (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога») (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога»)  (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога») (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога»)  (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога») (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога»)  (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога») (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога»)  (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога») (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога»)  (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога») (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога»)  (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога») (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога»)  (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога») (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога»)  (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога») (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога»)  (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога») (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога»)  (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога») (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога»)  (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога») (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога»)  (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога») (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога»)  (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога») (6 класс)

Урок литературы «Все дороги ведут…» (по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога»)  (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2018