Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".
Оценка 5

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
27.05.2018
Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".
Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского". " Это 2-й урок по роману Пушкина. Урок построен таким образом, что здесь есть и работа с текстом(выборочное чтение), и самостоятельная работа, и то, что дети работают полностью с произведением.Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского". " Это 2-й урок по роману Пушкина. Урок построен таким образом, что здесь есть и работа с текстом(выборочное чтение), и самостоятельная работа, и то, что дети работают полностью с произведением.
открыт.урок семинар дубровский 2-й ч..docx
Разработка урока литературы "Конфликт К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского". Тема урока: Конфликт А.Г. Дубровского и К.П.Троекурова. Цели урока: Продолжить работу над романом Пушкина «Дубровский», учить определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их  поступкам и высказываниям. Планируемые образовательные результаты: Предметные УУД:  1.Умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров. 2.Устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей. 3.Характеризовать героев по их поступкам и высказываниям. Метапредметные  УУД:  1.Умение формулировать цели и задачи своей учебной деятельности, оценивать ее результативность, осуществлять самоконтроль  поиск и выделение необходимой информации,  2.Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста  художественного произведения, смысловое чтение;  3.Содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.  4.Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей. Личностные   УУД:   самоопределение,   стремление   к   речевому   самосовершенствованию;   нравственно­этическая   ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; воспитание толерантности, умения общаться. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого  поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение  навыками монологической и диалогической речи                 Межпредметные связи: литература, живопись.     Формы: коллективная, частично индивидуальная. Методические приемы:   анализ проблемного вопроса, исследовательская работа, аналитическое прочтение произведения;  беседа;  литературный эксперимент;  устное монологическое высказывание;  составление сопоставительной таблицы.         Ресурсы урока: учебник­ хрестоматия Литература (Ч.1)/В.Я.Коровина и др./, компьютер, проектор, презентация, раздаточный  материал.                                                                                                                                                                             Нам не дано предугадать,                                                                                                                                                                                  Как наше слово отзовется… Ф.И.Тютчев   Эпиграф к уроку: Ход урока 1. Оргмомент 2. Литературный эксперимент Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением А.С.Пушкина “Дубровский”. Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с небольшого литературного эксперимента. (Слайд 2,3) Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:  “Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал  знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного. Он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.”    “ Отставной поручик гвардии владел семьюдесятью душами. С расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и  поселиться в остальной своей деревне.. Остался беден и независим”. (А.Г.Дубровский) ­Как вы думаете, почему именно эти цитаты я взяла в качестве эксперимента? Какова их роль в 1­й и 2­й главе? (К.П.Троекуров) ­Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского). Усвоение в ходе беседы литературоведческого термина (Слайд 4) ­Конфликт­ столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. К сегодняшнему уроку вы должны были еще раз перечитать эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Суд”. 3.Формулировка темы и цели урока Целеполагание.  Исходя из домашнего задания и литературного эксперимента, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте  самостоятельно сформулировать тему урока, цель урока. (Слайд 5) Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, а для этого необходимо понять их характеры,  взгляды на жизнь 4. Постановка проблемного вопроса (Слайд 6) Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал? 5. 1­й этап рефлексии Я предлагаю вам сейчас подумать над проблемным вопросом урока и свое мнение, основанное на первоначальном прочтении глав,  зафиксировать в тетради (учащиеся фиксируют свое первоначальное мнение по заданному проблемному вопросу “Зачем  Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?” Затем работа с данными записям будет организована в конце урока, на  2­м этапе рефлексии).  Мы вернемся к данному проблемному вопросу в конце уроках, когда проанализируем эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Сцену  суда”. 6. Словарная работа (опережающее домашнее задание) (Слайд 7) Дома вам было предложено поработать со словарем и определить значения слов: Честь, бесчестие, произвол, судебный произвол, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня. Что обозначают эти слова? В чем, на ваш взгляд, разница между словами “гордость”, “гордыня”? Приведите примеры употребления данных слов. Слова, с которыми мы сейчас работали, будут ключевыми при анализе характеров героев, постарайтесь использовать их в своих  ответах. 7. Актуализация ЗУНов. Прежде чем начать анализ эпизодов, кратко вспомним материал 1­й главы. (Слайд 8) (Слайд 9) Работа в парах:   На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества: пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям,  твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости Распределить данные качества в таблице: К.П.Троекуров А.Г.Дубровский Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера. (“Ссора на псарне”, “Поимка Дубровским мужиков  Троекурова, ворующих лес”,” Разговор Троекурова с Шабашкиным”, ”Суд”) Перескажи сжато эпизод “На псарне”. (Слайд 10) ­ Кто, по­твоему, виноват в ссоре? (Властолюбие, своенравие одного и горячность, пылкий нрав другого в два счёта разрушили  многолетнюю дружбу). ­ Что усугубило ссору и сделало примирение невозможным? (Воровство покровскими мужиками леса, их поимка Дубровским,  расправа, изъятие лошадей). ­Троекуров не смог смириться со случившимся, хотел было учинить нападение на деревню Дубровского, разорить её дотла, но  передумал… Почему? (Решил отнять имение у друга). ­Что мы знаем о положении в обществе, материальном положении героев? Понять характеры героев помогают их поступки, их речь, также в романе дается описание поместий Троекурова и Дубровского.  (Слайд 11,12) Работа в парах    :  Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях. Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания? (Слайд 13) Покровское Кистенёвка Он (Дубровский) ехал берегом широкого озера, из которого  вытекала речка, вдали извивалась между холмами; на одном  из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля Владимир увидел березовую рощу и влево в открытом месте  серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось.  Перед собой видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца… Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж  коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был  в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. и бельведер огромного каменного дома; на другом –  пятиглавая церковь и старинная колокольня; около  разбросаны были деревенские избы с огородами и  колодезями ­Почему Пушкин дает имениям героев именно такие названия? Какие ассоциации у вас возникают?  ­К какому слову близко слово Покровское? (Покровское – что­то большое, солидное значительное, как и сам Троекуров.  Соотносится со словом “покрывать”, что неслучайно, ведь Троекуров ­ покровитель всей губернии). ) ­Какой ассоциативный ряд возникает при произнесении названия имения А.Г.Дубровского?(Кистенёвка – маленькое,  незначительное).  ­Обратите внимание, что в названиях поместий отражается социальное положение их владельцев: Кистеневка – суффикс –к­ придает  пренебрежительный оттенок названию, Покровское – что­то торжественное, важное, значительное ­Таким образом, случаен ли выбор названий поместий? ­В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами героев. Говорящими являются и имена героев.  Заглянем в «Словарь русских личных имён» (инд. Задание) Запись на доске:   Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель Петр ­ скала, утес, камень. Андрей (древнееврейское) – сильный муж, крепость. Гавриил­(др.­евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость. ­О чем говорят имена героев? ­Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми? А теперь вернёмся к роману. Какова судьба этих героев? Что об этом говорит Пушкин? («В некотором отношении и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели»).  (Слайд 14) ­Таким образом, К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский занимают различное социальное положение. Троекуров: Отставной генерал­аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях. Дубровский: Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден и независим ­Как вы думаете, а есть ли что­то, что сближает героев, они совершенно разные по характеру? (Женились по любви, скоро овдовели,  у  обоих оставалось по ребёнку, были друзьями) ­На чем основывается их дружба? (Воспоминания о прошлом сближают героев). ­Что стало причиной ссоры героев? (Дубровский неодобрительно отозвался об условиях жизни слуг Троекурова по сравнению с  собаками. Один из псарей, обидевшись, ответил: «Мы на свое житье не жалуемся, а вот иному дворянину не мешало бы променять  свою усадьбу на собачью конуру».   Троекуров громко рассмеялся на дерзость своего псаря. Дубровский побледнел и промолчал. За  столом Троекуров хватился Дубровского. Ему сказали, что Дубровский уехал домой.  Троекуров  «велел  догнать и воротить его. Но  сосед не вернулся и передал записку, в которой  требовал прислать к нему дерзкого псаря, а уж он сам решит: “наказать его или  помиловать”. А сносить дерзости от кого бы то ни было он не намерен, так как является старинным дворянином. Письмо Дубровского  рассердило Троекурова. Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что  Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.)       — Подберите цитату, которая соответствует рисунку Б. М. КустОдиева (с. 68 учебника).(В сие время поднесли в лукошке К.П.  новорожденных щенят...)(Слайд 15) 8.Физкультминутка. (Слайд 16)            Поднимает руки класс – это «РАЗ».            Повернулась голова – это «ДВА».            Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ».            Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ».            Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ».            Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ». 9. Работа с новым материалом. Анализ эпизодов. ­Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское? («В первую   минуту   гнева   он   хотел   учинить   нападение   на   Кистиневку…разорить   ее   дотла.   Но,   поразмыслив,   решил   отнять   имение Дубровского. Все документы на имение Дубровского сгорели при пожаре. Это заметно облегчало дело, кроме того, Дубровский мало смыслил в делах, был горяч и полагался на закон. Троекуров доверился Шабашкину, который занимался подкупом судей, и добился рассмотрения дела в суде.) ­Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин) ­Открываем учебники, найдите в 1­й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”.(слушать) Прочитайте портретное описание Шабашкина. Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его. ­Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство) ­Как ведет себя Шабашкин у Троекурова? (Угодничает). ­С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне) ­В чем особенность его речи? ­Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”). Почему? (Хочет подчеркнуть  значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева) ­Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть  какие­ либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее) ­Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову) ­Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря  его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение (“Стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и  впрямь всевозможные указы, заботился о выигрыше затеянного им дела”). для заседателя, помощника судьи, который был  представителем закона, деньги стали главным законом жизни. ­Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом? (1) Хлопотать ­ Добиваться чего­нибудь 2) Хлопотать ­ Заниматься чем­нибудь усердно, находясь в движении, переходя от одного к другому 3) Хлопотать ­ Стараться помочь кому­нибудь в чем­нибудь, ходатайствуя перед кем­нибудь) ­Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова? ­Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”,  что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания). ­Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят  эти слова? ­Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую  достаточно одного слова, чтобы понять характер героя. Проведем исследовательскую работу (работа в парах) Благодаря чему дело в суде продвинулось очень быстро? Как ведет себя Шабашкин, улаживая дела в суде? (“Шабашкин хлопотал, стращая и покупая судей, толкуя вкривь и вкось  всевозможные указы”) Шабашкин был как бы орудием низкой мести Троекурова, который не хотел сам хлопотать о грязном деле, а поручил его  подлому судейскому чиновнику. Что значит “толкуя вкривь и вкось”, “всевозможные указы”?( (судить) неправильно.; ­Почему Дубровский не предпринял ответных мер? (уверен в своей правоте) ­Как были встречены в суде К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский?(глава 2) Чиновники уездного суда встретили Дубровского и  Троекурова по­разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Он «стоя прислонился к стенке».  Когда приехал Кирила  Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему  кресло из уважения к его чину, летам и дородности».) Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения  против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестествен­ ность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу;  Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке.  Анализ эпизода “Суд”.(Слайд 17) Работа в группах: 1группа: Выписать ключевые слова, характеризующие образ Дубровского в сцене суда, заполнив таблицу: Приезд в суд  Никто не обратил на него внимания Слушание протокола  Стоял  Подписывание решения  Поднесли бумаги Отъезд из суда 2 группа: Выписать ключевые слова, характеризующие образ Троекурова в сцене суда, заполнив таблицу: Приезд в суд  С изъявлением глубокого подобострастия  Вывели и усадили в сани Слушание протокола  Сел в кресло Подписывание решения  Обратился с низким поклоном  Сопровождаемый всем судом Отъезд из суда Анализ работы группы: В чем особенности поведения героев? Какие черты характера героев подчеркивает А.С.Пушкин, на что особенно обращает внимание?     — Как вели себя чиновники после оглашения решения суда? («Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову,  приглашая его подписать предлагаемую бумагу»; Троекуров вышел, «сопровождаемый всем судом»; «Секретарь поднес ему  [Дубровскому] бумагу».)      — Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании «решением суда»? (Автор выделяет другим шрифтом  слово решением, потому что не считает, что суд вообще что­нибудь решал) ­Как принимает решение суда Троекуров? (торжествует)(«Торжествующий Троекуров... подписал под решением суда совершенное  свое удовольствие»;  ­А Дубровский? «Дубровский стал неподвижен, потупя голову». Несправедливое решение суда привело А. Г. Дубровского к  внезапному сумасшествию.) (Слайд 18) ­Как вы думаете, чем вызвано сумасшествие Дубровского: тем, что он лишился последнего имения, разорен или чем­ то другим? (тем, что все совершено не по закону, бесчестием, подлостью). Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены. ­Итак, мы видим, что задуманное совершилось, Троекуров “торжествует”, но его торжество недолго, он очень скоро уехал, а судьи не дождались   благодарности.   Почему? (внезапное   сумасшествие   Дубровского   поразило   его,   он   понял,   что   совершил   подлость)  В Троекурове проснулся человек, обнаружилась совесть. Он чувствует себя неудобно, жажда мести завлекла его слишком далеко, и он понимает, что поступил с Дубровским не по справедливости. Победа не радовала Троекурова. И он отправляется к Дубровскому, решив помириться и вернуть старому другу его законное владение. Примирение не состоялось. Когда стоящий у окна Дубровский увидел подъезжающего Троекурова, он пришел в сильное волнение, упал без чувств, с ним сделался паралич. Дубровский скончался.           Учитель: А теперь, подводя итоги, произведем математический подсчет. Л.Н. Толстого говорил: «Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает». Попробуем представить характеристику Дубровского и Троекурова в виде дроби. В числителе укажем, что на самом деле представляют собой эти герои, а в знаменателе – что они о себе думают. В результате получится схема: (Слайд 19) Дубровский:   Что представляет  собой                                        независимый, горячий,                                                    смелый, прямой,                                                       решительный, неосмотрительный,                                                    нетерпеливый                                                 _______________________________  Что он о себе                        гордый, честный  думает?                                               Троекуров: Что представляет  собой?                                        самодур­помещик                                                          _________________________________________                                             независимый, гостеприимный, богатый, сильный, Что он думает о себе?        строгий, влиятельный, здоровый, избалованный,                                             хороший отец                 Учитель:   Из математики   вам известно: чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Что у нас получилось: у Троекурова в знаменателе оказалось больше слов. Значит, его величина маленькая, ничтожная. 10. Проблемный вопрос, 2­й этап рефлексии (Слайд 20) ­Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал? (Троекурову нужна не Кистеневка, он хочет наказать своего непокорного соседа, сломить его гордость, независимость, сломить  его достоинство) Записать в тетрадь (5­6 предложений) ответ на поставленный вопрос, сравнить с первоначальной записью. Что изменилось в вашем  восприятии этих эпизодов? 11. Итог.  ­Обрисовывая конфликт Дубровского и Троекурова, Пушкин обличил жестокость и мстительность, ведущую к потере друзей; показал  цену горячности, когда уязвлённая гордость не позволяет трезво взглянуть на ситуацию и пойти на компромисс.  Ссора героев, суд – это испытание героев, испытание на честность и чувство собственного достоинства. Фактически судебную тяжбу выиграл Троекуров. А морально? (Слайд 21) У вас на карточках дано определение слова “честь”, взятое из “Толкового словаря живого великорусского языка”  В.И.Даля: Честь:  внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть  высокое звание, чин, должность. ­Какое из значений вам кажется более близким к описанной ситуации? ­Кто из героев сохраняет человеческое достоинство, а кто – нет? ­В   ходе   совместного   обсуждения   мы   пришли к   выводу:   когда   ссорятся   между   собой   друзья,   близкие   люди,   разве   может   быть победитель. Кто­то теряет больше, как, например, Дубровский, кто­то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно. «Дубровский» ­ произведение не только о событиях двухсотлетней давности, но и о нашем времени. Читая его, можно извлечь для себя много нравственных уроков. Первый из них: «Мирись с соперником скорее, пока ты еще на пути с ним». Эти слова принадлежат библейскому персонажу Матфею. Помните, к чему могут привести длительные ссоры. Я вам желаю никогда не допускать подобного в отношениях с близкими и друзьями.       Учитель: Писатель остро поставил нравственные вопросы, волнующие людей и сегодня: что такое истинная дружба? Как  научиться её беречь? Дружба – это умение быть чутким и внимательным, умение прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому­то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того,   обидеть   близкого,   родного   человека.   И   в   этой   ситуации   самое   главное –   вовремя   остановиться,   осознать   свою   ошибку   и исправить ее.      И мне бы хотелось, чтобы вы помнили эпиграф к уроку и задумывались о том, как ваше слово отзовется. (Слайд 22) 12. Домашнее задание. (Слайд 23) Выполнить одно из заданий по выбору: 1.Ответить письменно на вопрос: “Почему “внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его (Троекурова)  воображение и отравило его торжество”?                                                                                      или 2.Подобрать пословицы о чести и достоинстве, проанализировать их, соотнеся с событиями главы 2 произведения А. С. Пушкина  “Дубровский”.                                                                                      Всем: 3.Составить план действий «Если вдруг я поссорюсь с другом...» 4.Перечитать главы 3­5, озаглавить, ответить на вопросы к главам Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова» учителем русского языка и литературы Помогаевой О.А. 1.  В 6 классе учатся 4 человека:   3 девочки, 1 мальчик.   Уровень мотивации учебной деятельности – средний. Обучающиеся слабо владеют   навыками   создания   связных   высказываний,   для   них   представляет   определённую   трудность   анализировать   текст, осмысливать его. Не все ученики 6  класса могут выразить себя творчески.  На уроках ребята не всегда активны. 2.  Характеристика урока с позиции  его  места  в  курсе.  Урок   «Конфликт   Андрея   Дубровского   и   Кириллы   Троекурова»   является   составной   частью   учебной   дисциплины   «Литература», следовательно,   на   данном   уроке   должны   были   решаться   задачи,   как  данного   урока  (формировать   навык   анализа   эпизода художественного произведения, умение интерпретировать текст художественного произведения), так и всего курса в целом, в том числе такие как: вызвать потребность в чтении художественных произведений, совершенствовать речевую, мыслительную культуру ознакомления учащихся с образцами русской и мировой художественной культуры, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников интерес к русской   литературе,   научить   их   понимать   слово   писателя,   формировать   эстетические   вкусы,   взгляды,   потребности   и   высокую человеческую культуру. Эти задачи определяют, в свою очередь, цель преподавания русской литературы в школе ­ становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями. Это очень   сложный   и   трудоёмкий   процесс,   так   как   он   протекает   в   условиях   отсутствия   литературной   среды.   Учащиеся   слышат   образцы грамотной литературной речи и пытаются высказывать своё мнение только на уроках; развить умения применять знания с целью успешной социализации. III. При постановке целей урока учитывались следующие факторы: • возраст учащихся (12 лет): психологические особенности подростков (появление чувства взрослости, самостоятельности «я»); •  средний уровень обученности школьников;  • техническое оснащение школы; • специфика темы урока «Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова» (объективная содержательная сложность произведения ­ роман, большой объем) в рамках учебной дисциплины «Литература»; на протяжении всего урока шла работа с понятиями «конфликт» • свои собственные, возможности педагога, имеющего   опыт в профессиональной педагогической деятельности.  С учётом личностно­ ориентированного подхода к определению сущности содержания образования, на данном уроке моя деятельность была направлена на формирование у школьников: а) опыта познавательной деятельности, в форме ее результатов – умения высказывать своё мнение о прочитанном; б)   опыта   осуществления   известных   способов   деятельности   –   в   форме   умения   пользоваться   монологической   и   диалогической   речью, углубляясь в художественную ткань текста.  в) опыта поисковой деятельности – в форме умений находить цитаты в тексте романа (например, ответ на задание найти портретное описание Шабашкина, подбор цитаты к картине Кустодиева); г) опыта осуществления эмоционально­ценностных отношений – в форме личностных ориентаций: личностных отношений к героям романа К. Троекурову, А.Дубровскому (например, ответов на вопросы: «Как вы думаете, а есть ли что­то, что сближает К. Троекурова, А.Дубровского, они совершенно разные по характеру?», «На чем основывается их дружба? Что стало причиной ссоры героев?» Опираясь на ведущие характеристики возраста подростков в ходе изучения нового материала, стараюсь формировать познавательные умения шестиклассников (умение отвечать на вопросы, связно выражать свои мысли, умение переносить имеющиеся знания в качественно новую, незнакомую ситуацию). Использую методы проблемного обучения, а именно: ответов на проблемные вопросы и исследовательского метода (поиска ответов на вопросы текстом А.Пушкина), методы самостоятельной работы (работа с книгой, работа в парах). Помимо   этого,   мною   на   уроке   при   формировании   способов   умственных   (анализ,   синтез)   и   практических   действий   (работа   с   текстом) использовались   элементы   технологии   поэтапного   формирования   умственных   действий,   что   надеюсь,   облегчило   понимание   учащимися художественный замысел писателя. IV. Используемые на уроке наглядные средства. 1. Специально для данного урока презентация с необходимыми цитатами из романа А.Пушкина «Дубровский» (литературный  эксперимент, с которого начался урок, позволил сэкономить время на уроке). 2.   Иллюстрации   художника   Ермолова   и   Кустодиева   к   роману   А.Пушкина   как   дидактическое   средство   активизации   познавательной  деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. 3.  Учебник  «Литература. Учебник­хрестоматия»  (часть  I), 6   класс. Учебник­хрестоматия  использовался  на  уроке в  качестве  пособия  с текстом (стр. 75­151), а для неподготовленных к уроку учащихся и в качестве отдельных вопросов к главам при проверке знаний (стр. 152­ 153). 4. Исходя из места урока в общей системе уроков литературы, а также целей и функций урока, мною был выбран тип урока – анализ художественного текста. V.Опираясь на требования к современному уроку литературы, структура урока была запланирована следующим образом: 1.Организационный момент с определением цели урока (2 мин). 2. Теория литературы с записью в рабочих тетрадях литературоведческих терминов (2 минуты) 3.Словарная работа (с последующим включением в ответ слов честь, бесчестие, произвол, судебный произвол, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня). (2­3 минуты) 4.Постановка проблемного вопроса. Работа над анализом текста с зачитыванием цитат из текста (примерно 30 минут) 5.Исследовательская работа (работа в парах) (2­3 минуты) 6.Вывод урока. (1­2 мин) 7.Дом. задание (1 мин) Опираясь   на   вышеперечисленную   специфику   содержания   материала   урока,   при   изучении   нового   материала   применялся   словесный, наглядный и исследовательский методы обучения с элементами технологии проблемного обучения. На протяжении урока учащиеся работали со словами, которые им было предложено   включить в свою речь. Учу детей применять их в различных вариантах (как однокоренные, с изменением формы слова), направляю ход размышления и рассуждения, расширяю лексикон шестиклассников – одним словом, используя технологию полного усвоения, т.к. считаю это наиболее целесообразным. Учитывая разный уровень обученности учащихся, были разработаны практические задания разноуровненного характера: от простого (чтение текста и ответы на вопросы учебника для тех, кто дома не готовится, не читает) до творческого  уровня. На этапе расширения знаний (30 мин.) осуществлялся анализ текста с опорой на предыдущие знания.  С целью «усиления» положительного личностного смысла полученной учебной информации, предлагаю в качестве домашнего задания работу   по   выбору   (например,   подобрать   пословицы   о   чести   и   достоинстве,   проанализировать   их,   соотнеся   с   событиями   главы   2 произведения А.С.Пушкина «Дубровский»). Считаю, что урок состоялся, и при планировании   следующих  уроков буду  использовать знания  и  умения  учащихся,  достигнутые  ими  на  этом  уроке.

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин "Дубровский". Конфликт Троекурова и Дубровского".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2018