Разработка урока по русской литературе А.Н. Островский «Снегурочка» (6 класс)
Оценка 4.8

Разработка урока по русской литературе А.Н. Островский «Снегурочка» (6 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
30.05.2018
Разработка урока по русской литературе А.Н. Островский «Снегурочка» (6 класс)
А.Н. Островский «Снегурочка». Цель: - познакомить учащихся с творчеством А.Н. Островского, его пьесой-сказкой «Снегурочка»; отработать навыки выразительного чтения; - развивать образное, ассоциативное мышление, память и речь; - воспитывать постоянство чувств, верность слову, бережное отношение к чувствам других людей. Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация 1. Беседа. - Каким вы представляете себе Царство Берендея? - Какой эпизод пьесы-сказки вам запомнился? К какому эпизоду захотелось нарисовать иллюстрацию? - Какой вы себе представляете Снегурочку? - Где ещё вы встречались со Снегурочкой? Сравните её с героинями русских народных сказок. - Какие чувства вызвала у вас эта сказка? 2. Словарная работа. Вспомните значение слов драма, пьеса, сказка, конфликт. При необходимости воспользуйтесь словарем литературоведческих терминов. III. Формирование новых понятий и способов действия. 1. Слово учителя. - Лирическая пьеса «Снегурочка» - произведение, которое вместило в себя народную сказку о девушке-снегурочке, народное предание о древнем племени берендеев, старинные календарные обряды, песни, поэтому «Снегурочка» - многоуровневое, многожанровое произведение. Станиславский писал: «Снегурочка» – сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского». Жизнь Берендеева царства проста и мудра, как и сама природа. Царь берендеев – блюститель мира и справедливости. Любовь для него – благое чувство, великий дар природы, перед которым надо преклоняться. Он уверен, что свет «правдой и совестью только держится». Заключение браков в стране берендеев – важное для всего народа дело. Обман девушки, оскорбление доверчивой девичьей души – государственное преступление. Вместе с тем любовь прекрасна и сильна только свободной. Судить преступника, нарушившего святость любовных обетов, Берендей приглашает весь народ. Во время работы над «Снегурочкой» Островский консультировался с историками, археологами, знатоками старинного быта, обрядов, что нашло свое отражение в пьесе. Четвертое действие заканчивается встречей Солнца – Ярилы. Праздник солнца – это старинный календарный обряд, который проводился в средней России на Петров день – 29 июня. Народный летний праздник сопровождался играми, хороводами, песнями. Лирическая песенная основа обряда привела Островского к мысли, что музыкальное сопровождение должно органически сочетаться с драматическим действием. Работая над пьесой, он по частям посылал ее текст Чайковскому, который написал музыку. В 1880 году Римский-Корсаков попросил у Островского разрешения воспользоваться текстом «Снегурочки» для оперы. 2. Беседа. – Где происходит действие пьесы? Как вы это узнали? – Кто герои пьесы? Опишите их. – Какую роль играют описания природы? – Как встречает Весну земля берендеев? Найдите и зачитайте. – Где проходит детство Снегурочки? – Почему Снегурочка хочет уйти к людям? Разве её не любят отец и мать? – В чём суть конфликта между Весной и Морозом? – С радостью ли Мороз отпускает Снегурочку к людям? От чего он предостерегает Снегурочку? – Как Островский рисует картины народной жизни? – Расскажите о масленице. – Как берендеи воспринимают появление Снегурочки? – Что вы можете рассказать о новой семье Снегурочки? – Кто такой Лель? Что в нём привлекает Снегурочку? – Почему Лель бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает к другим девушкам? – Чем отличается Снегурочка от Купавы? На чьей стороне ваши симпатии? – Почему срывается помолвка между Мизгирём и Купавой? – Итак, какой предстаёт Снегурочка в начале пьесы? 3. Выразительное чтение по ролям. Учащиеся читают по ролям диалог Мороза и Весны из пролога пьесы. IV. Применение. Формирование умений и навыков. 1. Работа с текстом. - Выпишите из текста пролога эпитеты. Есть ли среди них постоянные эпитеты, характерные для фольклорных произведений? Приведите примеры. 2. Устное словесное рисование. - Какой вы представляете себе декорацию пролога пьесы? Опишите ее подробно. V. Этап информации о домашнем задании 1. Составьте устный рассказ об одном из героев, используя примеры из текста. 2. Выберите материал о Берендее, его отношении к народу. VI. Этап рефлексииРазработка урока по русской литературе А.Н. Островский «Снегурочка» (6 класс)
Островский СнегурочкаWord Document.docx
А.Н. Островский «Снегурочка». Цель:  ­ познакомить учащихся с творчеством А.Н. Островского, его пьесой­сказкой «Снегурочка»; отработать навыки выразительного чтения; ­ развивать образное, ассоциативное мышление, память и речь; ­ воспитывать постоянство чувств, верность слову, бережное отношение к чувствам других людей. Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация 1. Беседа. ­ Каким вы представляете себе Царство Берендея?  ­ Какой эпизод пьесы­сказки вам запомнился? К какому эпизоду захотелось нарисовать иллюстрацию?  ­ Какой вы себе представляете Снегурочку?  ­ Где ещё вы встречались со Снегурочкой? Сравните её с героинями русских народных сказок.  ­ Какие чувства вызвала у вас эта сказка?  2. Словарная работа. Вспомните значение слов драма, пьеса, сказка, конфликт. При необходимости воспользуйтесь словарем литературоведческих терминов. III. Формирование новых понятий и способов действия.  1. Слово учителя. ­  Лирическая пьеса «Снегурочка» ­ произведение, которое вместило в себя народную сказку о девушке­снегурочке, народное предание о древнем племени берендеев, старинные календарные обряды, песни, поэтому «Снегурочка» ­ многоуровневое, многожанровое произведение. Станиславский писал: «Снегурочка» – сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского». Жизнь Берендеева царства проста и мудра, как и сама природа. Царь берендеев – блюститель мира и справедливости.   Любовь   для   него   –   благое   чувство,   великий   дар   природы,   перед   которым   надо преклоняться. Он уверен, что свет «правдой и совестью только держится».  Заключение браков в стране берендеев – важное для всего народа дело. Обман девушки, оскорбление доверчивой девичьей души – государственное преступление. Вместе с тем любовь прекрасна и сильна только свободной. Судить преступника, нарушившего святость любовных обетов, Берендей приглашает весь народ. Во   время   работы   над   «Снегурочкой»   Островский   консультировался   с   историками,   археологами, знатоками   старинного   быта,   обрядов,   что   нашло   свое   отражение   в   пьесе.   Четвертое   действие заканчивается   встречей   Солнца   –   Ярилы.  Праздник солнца  – это  старинный  календарный   обряд, который   проводился   в   средней   России   на   Петров   день   –   29   июня.  Народный   летний   праздник сопровождался играми, хороводами, песнями. Лирическая   песенная   основа   обряда   привела   Островского   к   мысли,   что   музыкальное   сопровождение должно органически сочетаться с драматическим действием. Работая над пьесой, он по частям посылал ее текст Чайковскому, который написал музыку. В 1880 году Римский­Корсаков попросил у Островского разрешения воспользоваться текстом «Снегурочки» для оперы. 2. Беседа.  – Где происходит действие пьесы? Как вы это узнали? – Кто герои пьесы? Опишите их. – Какую роль играют описания природы? – Как встречает Весну земля берендеев? Найдите и зачитайте. – Где проходит детство Снегурочки? – Почему Снегурочка хочет уйти к людям? Разве её не любят отец и мать? – В чём суть конфликта между Весной и Морозом? – С радостью ли Мороз отпускает Снегурочку к людям? От чего он предостерегает Снегурочку? – Как Островский рисует картины народной жизни? – Расскажите о масленице. – Как берендеи воспринимают появление Снегурочки? – Что вы можете рассказать о новой семье Снегурочки? – Кто такой Лель? Что в нём привлекает Снегурочку? – Почему Лель бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает к другим девушкам? – Чем отличается Снегурочка от Купавы? На чьей стороне ваши симпатии? – Почему срывается помолвка между Мизгирём и Купавой? – Итак, какой предстаёт Снегурочка в начале пьесы? 3. Выразительное чтение по ролям. Учащиеся читают по ролям диалог Мороза и Весны из пролога пьесы. IV. Применение. Формирование умений и навыков. 1. Работа с текстом. ­   Выпишите   из   текста   пролога   эпитеты.   Есть   ли   среди   них   постоянные   эпитеты,   характерные   для фольклорных произведений? Приведите примеры. 2. Устное словесное рисование. ­ Какой вы представляете себе декорацию пролога пьесы? Опишите ее подробно. V. Этап информации о домашнем задании 1. Составьте устный рассказ об одном из героев, используя примеры из текста.  2. Выберите материал о Берендее, его отношении к народу.  VI. Этап рефлексии «Снегурочка». Герои весенней сказки. Цель:  ­ продолжить знакомство учащихся с пьесой­сказкой А.Н. Островского «Снегурочка»; отработать навыки анализа драматического произведения; ­ развивать образное, ассоциативное мышление, память и речь; ­ воспитывать постоянство чувств, верность слову, бережное отношение к чувствам других людей.   Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация 1. Беседа. ­ Что мы узнали о героях пьесы­сказки «Снегурочка» на прошлом уроке? ­ ­ Каким вы представляете царя Берендея?  ­ Как он относится к своим подданным?  ­ Почему погибает Снегурочка? О чём вас заставила задуматься пьеса Островского?  Расскажите о берендеях. По каким законам они живут? Подтвердите примерами из текста.  2. Рассказ об одном из героев пьесы. Учащиеся рассказывают об одном из героев пьесы, дают ему характеристику, объясняют свое видение  образа. III. Формирование новых понятий и способов действия.  1. Беседа. ­   Используя   текст,   расскажите,   как   показана   в   произведении   Зима   (назовите   эпитеты,   сравнения, метафоры). ­ Как жил Мороз на берендеевой земле? ­ Назовите причину спора Мороза и Весны. ­ Как относятся к Снегурочке Весна и Мороз? Почему Весна называет дочь «дикаркой»?  ­ Почему Снегурочка хочет весной остаться в берендеевом царстве? ­ Назовите самое страшное слово для Снегурочки и Деда Мороза. ­ С какой целью Снегурочка идет к весне?  ­ Почему берендеи не приняли Снегурочку?  ­ В чем суть конфликта?  ­ Какой вы представляете Снегурочку в начале пьесы? ­ Как меняется Снегурочка? ­ Какое наказание царь Берендей назначает Мизгирю? ­ Любит ли Мизгирь Снегурочку? Почему не слушается её? ­ Почему гибнет Снегурочка? ­ Кто виноват в её смерти? Почему? ­   Островский   позаимствовал   сюжет   из   русских   народных   сказок.   Что   изменил   драматург   в   сюжете народной сказки? Почему? ­ Расскажите о картинах, описанных в первом действии. Почему бог Ярило гневается на берендеев? ­ Могла ли Снегурочка полюбить кого­нибудь? Почему? ­ Что вы можете сказать о Купаве? Сравните ее со Снегурочкой. ­ Каким предстает перед вами Мизгирь? ­ Кого обвиняет Купава в том, что ее любовь разбита? Почему царь Берендей принимает решение наказать Мизгиря? ­ С чем сравнивается любовь невесты и ее душа? ­ С чем сравнивает царь Снегурочку? (Найти в тексте.) ­ Почему царь не может поверить, что Снегурочка никого не любит? ­ Найти четверостишие, в котором говорится о том, что происходит, когда полюбишь. ­ Чего должна остерегаться Снегурочка? Почему она, зная об опасности, идет ей навстречу? ­ Почему погибают Снегурочка и Мизгирь? Чем отличаются причины их гибели? ­ Чем помогла людям смерть Снегурочки? 2. Выразительное чтение по ролям. ­ Прочитайте по ролям диалог Снегурочки и Мизгиря на странице 178­180. Что вы можете сказать об их чувствах? IV. Применение. Формирование умений и навыков. 1. Продолжить фразу:  «…все, что есть на свете дорогого, живет в одном лишь слове. Это слово: _____». 2. Вставить в цитаты пропущенные слова. 1. Не терпит принужденья _________________ брак. 2. Лишь _______________ к нему до гроба будет В груди моей. Не надо мне его. 3. …пусть же ___________ Казнят его по мере преступленья. 4. Сердце ________________ с зверями тешь, Мизгирь! 5. Преклонные лета равняют старца с _____________________   V. Этап информации о домашнем задании 1. Подготовить рассказ о мифологических персонажах пьесы­сказки А.Н. Островского «Снегурочка».   VI. Этап рефлексии

Разработка урока по русской литературе А.Н. Островский «Снегурочка» (6 класс)

Разработка урока по русской литературе А.Н. Островский «Снегурочка» (6 класс)

Разработка урока по русской литературе А.Н. Островский «Снегурочка» (6 класс)

Разработка урока по русской литературе А.Н. Островский «Снегурочка» (6 класс)

Разработка урока по русской литературе А.Н. Островский «Снегурочка» (6 класс)

Разработка урока по русской литературе А.Н. Островский «Снегурочка» (6 класс)

Разработка урока по русской литературе А.Н. Островский «Снегурочка» (6 класс)

Разработка урока по русской литературе А.Н. Островский «Снегурочка» (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2018