Разработка урока по русской литературе "Гомер «Илиада» (отрывки)" (6 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
30.05.2018
Гомер «Илиада» (отрывки).
Цель:
- учащиеся должны познакомиться с поэмой Гомера, иметь представление об ее художественной ценности и значении для мировой литературы;
- развивать образное мышление, память, речь;
- воспитывать эстетическое чувство, интерес к истокам литературы и искусства.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Выразительное чтение «Спор богинь» и «Суд Париса»
Отработка навыков выразительного чтения.
2. Работа в парах. Прочитать и рассказать друг другу стр. 39
Дайте определения терминам. (Можно использовать Словарь литературоведческих терминов учебника.)
Эпос _____________________________________________________________
Эпопея ___________________________________________________________
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя.
Древней Греции сложено немало легенд, среди которых героические песни Гомера, в них тесно переплетаются действительность и вымысел.
Гомер – легендарный древнегреческий поэт-сказитель, который написал великие поэмы - «Илиаду» и «Одиссею».
В первой говорится о военном походе ахейцев на Трою (город на полуострове Малая Азия), во второй - о возвращении домой одного из участников похода - Одиссея, царя Итаки. Эти поэмы были знакомы всем жителям Эллады. Уже в VI веке до н.э. в Афинах регулярно исполнялись поэмы Гомера. Позднее особая комиссия записала текст поэм со слов рапсодов.
Рапсоды не были создателями поэм, они были исполнителями и декламировали поэмы на торжественных праздниках. Многие из них знали текст наизусть. Греческие и римские писатели считали «Илиаду» и «Одиссею» созданиями непревзойденного мастера.
Но никто не мог сказать, что лежит в основе поэм: правда или вымысел. Этот вопрос не давал покоя археологу-самоучке Генриху Шлиману (1822-1890). Он на свои деньги организовал несколько экспедиций в Грецию на полуостров Малая Азия и в 1873 году нашел остатки города Трои, затем - остатки кремля в Микенах и в Тиринфе. Это была настоящая сенсация. Воодушевление охватило археологов, и следом за открытиями Шлимана было совершено множество других открытий.
Вскоре стало ясно, что поход ахейцев на Трою действительно был! Ученые нашли большое количество надписей, в которых встречались имена героев гомеровских поэм. Затем последовали еще более удивительные находки, полностью соответствующие гомеровским описаниям: нашли кубок Нестора, ручки которого украшены изображениями голубок, распростерших крылья; шлем Одиссея, унизанный зубами вепрей; огромные щиты, покрывающие все тело - у Гектора и у Аякса; застежку, которая была на плаще Одиссея.
Итак, сюжет «Илиады» и «Одиссеи» взят из цикла сказаний о походе на Трою, о десятилетней осаде города, победе над троянцами и возвращении греков на родину.
«Илиада», по-видимому, была написана в IX-VIII вв. до н.э. в Ионии и посвящена событиям последнего года Троянской войны. В ней воспеваются военные события и подвиги ахейских героев – Ахиллеса, Агамéмнона, Менелая, Гектора, Диомеда и др.
Что же послужило поводом для войны?
Богиня раздора Эрида, которую из-за скверного характера не пригласили на пир, обиделась и во время пира на Олимпе подбросила трем богиням – Гере, Афродите и Афине - золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Каждая из богинь считала себя прекраснейшей. И тогда Зевс приказал разрешить спор троянскому царевичу Парису. Царевич отдал яблоко Афродите, которая обещала ему в награду любовь красивейшей из женщин.
Когда Парис вернулся в Трою уже как царский сын, богиня любви посоветовала ему побывать в Греции. В Спарте его принимал царь Менелай с женой Еленой – невиданной красавицей. Афродита, которой Парис присудил яблоко, в благодарность помогла ему похитить Елену. Этим Парис дал повод к Троянской войне - Менелай собрал войско, поставил главнокомандующим своего брата Агамéмнона и двинулся на Трою.
Царь Менелай призвал в свое войско и хитроумного Одиссея, но тот не хотел уходить на войну от молодой жены Пенелопы и маленького сына Телемаха. Ему было предсказано, что если он пойдет под Трою, то вернется через 20 лет нищим и без спутников, и он притворился безумным: запряг в плуг коня и быка и стал сеять соль. Но Агамемнон сам посетил Итаку, приказал положить в борозду маленького сына Одиссея Телемаха. Чтобы не наехать плугом на сына, Одиссей признался в обмане и вынужден был отправиться на войну.
Десять лет длилась осада. То одни побеждали, то другие. Наконец Одиссей придумал хитрость. Он посоветовал ахейцам сделать вид, что они покидают Трою, построить деревянного коня, полого внутри, и преподнести его троянцам как дар храму Афины. Внутри коня спрятались воины. Когда троянцы втащили коня в город, воины дождались ночи, вылезли и открыли ворота. Войско ворвалось в город, и Троя пала. Вожди с добычей возвратились домой. Только возвращение Одиссея, как и было предсказано, задержалось на 10 лет.
Главный герой «Илиады» - Ахиллес – сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии – совершил под Троей множество подвигов, У Ахиллеса был самый близкий друг – Патрокл. Но военный вождь троянцев – Гектор – убил его. Ахиллесу удалось отомстить за смерть своего друга. Но на десятый год войны был убит стрелой Париса. Поэма написана гекзаметром и содержит около 15700 стихов.
2. Беседа.
- Как вы думаете, сказание о Троянской войне - это миф или легенда? Почему?
Это легенда, потому что в основу ее сюжета положены реальные события, позднее фантастически приукрашенные.
- Чем закончилась Троянская война?
- Что общего у всех героев поэмы Гомера «Илиада»? Какие качества характера их объединяют?
- Какие человеческие качества воспел в своей поэме Гомер?
- Объясните смысл слов, сказанных о Гомере: «Гомер сделал из людей богов, а богов превратил в людей»?
Гомер высоко чтит человека, человеческий разум, человеческую деятельность. Он как бы утверждает: боги бессмертны, но человек обладает бессмертным разумом; сила мысли и искусных рук человека способна противостоять всемогуществу олимпийских богов.
3. Выразительное чтение из поэмы (отрывки)
Эпизоды из «Илиады» читает учитель, стараясь передать мерный, торжественный ритм гекзаметра и одновременно динамичность повествования. (Прочитайте вслух вместе с учениками небольшой отрывок, чтобы они почувствовали ритм поэмы).
- Какое впечатление произвел на вас ритм поэмы?
- Обратите внимание на особенности речи поэм Гомера. Все произведения народного эпоса – большие по объёму поэмы, в которых рассказывается о великих событиях давно прошедших времён и в которых действуют необыкновенные герои. Желая как можно выразительнее передать величие и значительность воспеваемых событий и героев, Гомер прибегает к преувеличениям, поэтизирует всё, что окружает героев, наделяет их красивой внешностью. Герои Гомера наделены и необычайной силой, это – богатыри, их деяния не под силу обыкновенным людям.
- Кому из героев вы симпатизируете, сочувствуете? Кто вызывает у вас неприязнь?
- Какую, на ваш взгляд, достоверную информацию мы можем получить из этой поэмы о жизни греков?
- Какие качества ценят греки в человеке?
- Какие постоянные эпитеты сопровождают имена богов и героев?
- Найдите примеры гиперболы, повторов и сравнений.
- Повторения играют большую роль в поэмах Гомера. Они отмечают периодические действия: наступление утра, отплытие корабля, доение животных. Вспомните, в каких уже изученных произведениях вы встречали повторения.
В русских народных сказках, сказках Пушкина.
- Вы правы. Повторения - характерная черта устного народного творчества. Это сближает поэмы Гомера, которые первоначально исполняли по памяти, с фольклором.
Работа в парах.
У каждой пары на столе лежит кроссворд. Ваша задача - быстро, а главное, правильно найти ответы на вопросы, данные к нему, и назвать ключевое слово.
-Какое ключевое слово нашего путешествия у вас получилось? (Троя)
Сверьте ваши ответы по слайду.
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Слово учителя.
- Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Именно в поэмах Гомера это название встречается много раз («Он крылатое слово промолвил»; «Между собой обменялись словами крылатыми тихо»). Гомер называл «крылатыми» слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего. Спустя время, этим выражением стали обозначать вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и некоторых литературных героев. В поэмах Гомера тоже есть выражения, ставшие крылатыми.
Что означают мифологические выражения: яблоко раздора, троянский конь, ахиллесова пята?
Составьте рассказ, в котором можно использовать данные выражения или одно из них.
V. Этап информации о домашнем задании
1. Нарисовать иллюстрацию к любой из поэм Гомера.
2. Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы Гомера «Одиссея» (на выбор).
VI. Этап рефлексии
СинквейнРазработка урока по русской литературе "Гомер «Илиада» (отрывки)" (6 класс)
Гомер Илиада Word Document.docx
Гомер «Илиада» (отрывки).
Цель:
учащиеся должны познакомиться с поэмой Гомера, иметь представление об
ее художественной ценности и значении для мировой литературы;
развивать образное мышление, память, речь;
воспитывать эстетическое чувство, интерес к истокам литературы и
искусства.
I. Организационный этап
Ход урока
II. Актуализация
1. Выразительное чтение «Спор богинь» и «Суд Париса»
Отработка навыков выразительного чтения.
2. Работа в парах. Прочитать и рассказать друг другу стр. 39
Дайте определения терминам.
литературоведческих терминов учебника.)
Эпос _____________________________________________________________
Эпопея ___________________________________________________________
(Можно использовать Словарь
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя.
Древней Греции сложено немало легенд, среди которых героические песни
Гомера, в них тесно переплетаются действительность и вымысел.
Гомер – легендарный древнегреческий поэтсказитель, который написал
великие поэмы «Илиаду» и «Одиссею».
В первой говорится о военном походе ахейцев на Трою (город на
полуострове Малая Азия), во второй о возвращении домой одного из
участников похода Одиссея, царя Итаки. Эти поэмы были знакомы всем
жителям Эллады. Уже в VI веке до н.э. в Афинах регулярно исполнялись
поэмы Гомера. Позднее особая комиссия записала текст поэм со слов
рапсодов.
Рапсоды не были создателями поэм, они были исполнителями и
декламировали поэмы на торжественных праздниках. Многие из них знали текст наизусть. Греческие и римские писатели считали «Илиаду» и
«Одиссею» созданиями непревзойденного мастера.
Но никто не мог сказать, что лежит в основе поэм: правда или вымысел.
Этот вопрос не давал покоя археологусамоучке Генриху Шлиману (1822
1890). Он на свои деньги организовал несколько экспедиций в Грецию на
полуостров Малая Азия и в 1873 году нашел остатки города Трои, затем
остатки кремля в Микенах и в Тиринфе. Это была настоящая сенсация.
Воодушевление охватило археологов, и следом за открытиями Шлимана было
совершено множество других открытий.
Вскоре стало ясно, что поход ахейцев на Трою действительно был!
Ученые нашли большое количество надписей, в которых встречались имена
героев гомеровских поэм. Затем последовали еще более удивительные
находки, полностью соответствующие гомеровским описаниям: нашли кубок
Нестора,
ручки которого украшены изображениями голубок,
распростерших крылья; шлем Одиссея, унизанный зубами вепрей; огромные
щиты, покрывающие все тело у Гектора и у Аякса; застежку, которая была
на плаще Одиссея.
Итак, сюжет «Илиады» и «Одиссеи» взят из цикла сказаний о походе на
Трою, о десятилетней осаде города, победе над троянцами и возвращении
греков на родину.
«Илиада», повидимому, была написана в IXVIII вв. до н.э. в Ионии и
посвящена событиям последнего года Троянской войны. В ней воспеваются
военные события и подвиги ахейских героев – Ахиллеса, Агамéмнона,
Менелая, Гектора, Диомеда и др.
Что же послужило поводом для войны?
Богиня раздора Эрида, которую изза скверного характера не пригласили
на пир, обиделась и во время пира на Олимпе подбросила трем богиням –
Гере, Афродите и Афине золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей».
Каждая из богинь считала себя прекраснейшей. И тогда Зевс приказал
разрешить спор троянскому царевичу Парису. Царевич отдал яблоко
Афродите, которая обещала ему в награду любовь красивейшей из женщин.
Когда Парис вернулся в Трою уже как царский сын, богиня любви
посоветовала ему побывать в Греции. В Спарте его принимал царь Менелай с
женой Еленой – невиданной красавицей. Афродита, которой Парис присудил
яблоко, в благодарность помогла ему похитить Елену. Этим Парис дал повод
к Троянской войне Менелай собрал войско, поставил главнокомандующим
своего брата Агамéмнона и двинулся на Трою. Царь Менелай призвал в свое войско и хитроумного Одиссея, но тот не
хотел уходить на войну от молодой жены Пенелопы и маленького сына
Телемаха. Ему было предсказано, что если он пойдет под Трою, то вернется
через 20 лет нищим и без спутников, и он притворился безумным: запряг в
плуг коня и быка и стал сеять соль. Но Агамемнон сам посетил Итаку,
приказал положить в борозду маленького сына Одиссея Телемаха. Чтобы не
наехать плугом на сына, Одиссей признался в обмане и вынужден был
отправиться на войну.
Десять лет длилась осада. То одни побеждали, то другие. Наконец Одиссей
придумал хитрость. Он посоветовал ахейцам сделать вид, что они покидают
Трою, построить деревянного коня, полого внутри, и преподнести его
троянцам как дар храму Афины. Внутри коня спрятались воины. Когда
троянцы втащили коня в город, воины дождались ночи, вылезли и открыли
ворота. Войско ворвалось в город, и Троя пала. Вожди с добычей
возвратились домой. Только возвращение Одиссея, как и было предсказано,
задержалось на 10 лет.
Главный герой «Илиады» Ахиллес – сын морской богини Фетиды и
Пелея, царя города Фтии в Фессалии – совершил под Троей множество
подвигов, У Ахиллеса был самый близкий друг – Патрокл. Но военный вождь
троянцев – Гектор – убил его. Ахиллесу удалось отомстить за смерть своего
друга. Но на десятый год войны был убит стрелой Париса. Поэма написана
гекзаметром и содержит около 15700 стихов.
2. Беседа.
Как вы думаете, сказание о Троянской войне это миф или легенда?
Почему?
Это легенда, потому что в основу ее сюжета положены реальные
события, позднее фантастически приукрашенные.
Чем закончилась Троянская война?
Что общего у всех героев поэмы Гомера «Илиада»? Какие качества
характера их объединяют?
Какие человеческие качества воспел в своей поэме Гомер?
Объясните смысл слов, сказанных о Гомере: «Гомер сделал из людей богов, а
богов превратил в людей»?
Гомер высоко чтит человека, человеческий разум, человеческую
деятельность. Он как бы утверждает: боги бессмертны, но человек обладает бессмертным разумом; сила мысли и искусных рук человека
способна противостоять всемогуществу олимпийских богов.
3. Выразительное чтение из поэмы (отрывки)
Эпизоды из «Илиады» читает учитель, стараясь передать мерный,
торжественный ритм гекзаметра и одновременно динамичность
повествования. (Прочитайте вслух вместе с учениками небольшой отрывок,
чтобы они почувствовали ритм поэмы).
Какое впечатление произвел на вас ритм поэмы?
Обратите внимание на особенности речи поэм Гомера. Все произведения
народного эпоса – большие по объёму поэмы, в которых рассказывается о
великих событиях давно прошедших времён и в которых действуют
необыкновенные герои. Желая как можно выразительнее передать величие и
Гомер прибегает к
значительность воспеваемых событий и героев,
преувеличениям, поэтизирует всё, что окружает героев, наделяет их
красивой внешностью. Герои Гомера наделены и необычайной силой, это
– богатыри, их деяния не под силу обыкновенным людям.
Кому из героев вы симпатизируете, сочувствуете? Кто
вызывает у вас неприязнь?
Какие качества ценят греки в человеке?
Какую, на ваш взгляд, достоверную информацию мы можем получить из
этой поэмы о жизни греков?
Какие постоянные эпитеты сопровождают имена богов и героев?
Найдите примеры гиперболы, повторов и сравнений.
Повторения играют большую роль в поэмах Гомера. Они отмечают
периодические действия: наступление утра, отплытие корабля, доение
животных. Вспомните, в каких уже изученных произведениях вы встречали
повторения.
В русских народных сказках, сказках Пушкина.
Вы правы. Повторения характерная черта устного народного творчества.
Это сближает поэмы Гомера, которые первоначально исполняли по памяти, с
фольклором.
Работа в парах.
У каждой пары на столе лежит кроссворд. Ваша задача быстро, а главное,
правильно найти ответы на вопросы, данные к нему, и назвать ключевое слово. Какое ключевое слово нашего путешествия у вас получилось? (Троя)
Сверьте ваши ответы по слайду.
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Слово учителя.
Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются
крылатые слова. Именно в поэмах Гомера это название встречается много раз
(«Он крылатое слово промолвил»; «Между собой обменялись словами
крылатыми тихо»). Гомер называл «крылатыми» слова потому, что из уст
говорящего они как бы летят к уху слушающего. Спустя время, этим
выражением стали обозначать вошедшие в нашу речь из литературных
источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических
лиц, имена мифологических и некоторых литературных героев. В поэмах
Гомера тоже есть выражения, ставшие крылатыми.
Что означают мифологические выражения: яблоко раздора, троянский
конь, ахиллесова пята?
Составьте рассказ, в котором можно использовать данные выражения
или одно из них.
V. Этап информации о домашнем задании
1. Нарисовать иллюстрацию к любой из поэм Гомера.
2. Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы Гомера «Одиссея» (на
выбор).
VI. Этап рефлексии
Синквейн
Разработка урока по русской литературе "Гомер «Илиада» (отрывки)" (6 класс)
Разработка урока по русской литературе "Гомер «Илиада» (отрывки)" (6 класс)
Разработка урока по русской литературе "Гомер «Илиада» (отрывки)" (6 класс)
Разработка урока по русской литературе "Гомер «Илиада» (отрывки)" (6 класс)
Разработка урока по русской литературе "Гомер «Илиада» (отрывки)" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.