Урок литературы"Лесли Риис"Про Сарли черепаху с Большого барьерного рифа"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
09.04.2017
Данная разработка предоставлена для учеников 3 класса.Входе урока в ненавязчивой игровой ситуации они повторят учебный материадю Совершат заочное путешествие по Австралии, познакомятся с животным и растительным миром вместе с учителем географии и бииологии. Форма урока путешествие с элементами интеграции.Материал занимательный.урок
Урок литературы Лесли Риис.doc
Урок литературы в 3 классе.
Тема: Лесли Риис « Про Сарли, черепаху с Большого барьерного рифа.»
Цель:
1.Познакомить учащихся с жизнью и творчеством австралийского писателя Лесли Рииса;
сформировать понятие о рассказе , дать понятие о растительном и животном мире
Австралии.
2.Развивать речь учащихся ; учить высказывать свое мнение и выслушивать мнение своих
товарищей.
3.Содействовать привитию любви к природе и ее обитателям .
Тип урока: интегрированный.
Оборудование: портрет Л.Рииса, политическая карта мира, электронный учебник,
слайды.
Ход урока:
1.Орг.момент.
Психологический настрой.
Повернитесь друг к другу и пожелайте удачи
2.Сообщение темы и цели урока.
3.Объяснение нового материала.
1.Слово учителю географии…
Австралия материк – по площади уступающий намного всем материкам земного
шара. В Тихом океане вдоль восточных берегов Австралии примерно на 2 тысячи
километров протянулся Большой Барьерный риф. Местами его ширина достигает 150
километров. Большой Барьерный риф состоит из ряда небольших коралловых рифов и
островов. Подходы к восточным берегам Австралии изза коралловых рифов весьма
опасны. 90 процентов материка равнина. В западной и северозападной Австралии 56
месяцев сухой сезон , земля не получает ни капли влаги. Длинная река Австралии Дарлинга
, тоже пересыхает и превращается в цепочку солоноватых луж и болот. Западная половина
материка это край пустынь; Виктория и Песчаная. На юге тянутся полупустыни. Только
вдоль западного и южного побережий пустыня уступает место сухим степям и
полупустыням , орошаемым короткими мелководными реками. На крайнем юге вдоль
берегов Большого Австралийского залива тоже тянутся полупустыни. Только восточные
склоны Большого Водораздельного хребта получают много влаги. А честь
первооткрывателя столь экзотического материка принадлежит известному английскому
мореплавателю Джеймсу Куку .
Cлово учителю биологии , который расскажет вам о растительном мире данного
материка. Растительный мир Австралии целиком зависит от количества выпадающих
осадков. Так,вдоль северовосточной окраины материка распространены влажные
тропические леса , деревья которых перевиты множеством лиан .Низкие побережья
Северной Австралии поросли манговой растительностью. По мере продвижения к югу
осадков выпадает все меньше и облик лесов меняется. Деревья растут реже, исчезают
пальмы и пандусы. Пандусы низкорослые древесные растения с длинными , узкими ,
большей частью зазубренными по краям листьями .У многих видов пандусов от ствола
ответвляются воздушные пни подпорки . Следующий представитель растительного мира эквалипт. Это австралийское дерево . Оно достигает в высоту 100 метров. У эквалипта
твердая древесина , листья и кора богаты эфирными маслами , которые широко используют
в технике и медицине. Мощные корни высасывают из почвы много воды , иссушая почву ,
принося вред сельскому хозяйству. К ним примешиваются акации , казуарины с
безлистными нитевидными ветвями. А на западе встречается бутылочное дерево , имеющее
толстый ствол в тканях которого накапливается вода.
A с животным миром нас познакомит учитель зоологии.. Уже в древнем
геологическом прошлом Австралия была отделена морем от других материков.
Изолированное положение материка обусловило особенности его животного мира.
Большинство австралийских млекопитающихся принадлежит к группе сумчатых.
Детеныши этих животных рождаются маленькими и недоразвитыми , поэтому матери носят
их в сумках на животе , пока они не подрастут. Наиболее характерное из сумчатых –
кенгуру. Это животное ростом более 2 метров, а рождает детеныша с грецкий орех и всего
одного. Редкий вид кенгуру – ауро. Следующий вид –коала. Как и все сумчатые она
появляется на свет удивительно маленьким. Длина новорожденного детеныша около 2см ,а
масса – немногим более5г.. Рост коалы не превышает полуметра ,а масса 10 кг. Как
правило ,он сидит на одном дереве ,пока не съест все листья. На землю спускается только
когда переходит с дерева на дерево. Следующий представитель фауны Австралии –
утконос. Он один из самых странных творений природы. У него тело жирного щенка со
шкурой ,которая ему заметно велика. Между пальцами лап перепонки ,на голове – утиный
клюв хвост, как у бобра, а передние лапы барсучьи. У самца на передних лапах петушиные
шпоры , которые выделяют яд. Утконос почти не выходит на поверхность и пищу находит в
воде. Аппетит у него громадный. Он съедает в день 1 кг пищи , т.е.почти половину
собственного веса. Утконос в воде не слышит и не видит и может в ней находится около
минуты. Ехидна ,обитающая на этом острове с первого взгляда напоминает ежа и
размером и игольчатым покровом. Ежегодно самка откладывает 1 яйцо , но не высиживает
его , а вынашивает в особой сумке на животе. Только у ехидны и утконоса детеныши
выводятся ,как у птиц , из яиц. Они ведут ночной образ жизни. Днем они спят ,а ночью
охотятся. Питаются муравьями , термитами ,червями. Кроме сумчатых животных в
Австралии живет представитель отряда хищников. Это одичавший потомок собаки –
динго. Это животное причиняет вред сельскому хозяйству. Это хитрое и очень осторожное
животное. Оно изучило повадки скота. Обычно оно нападает на телят в возрасте 8 9
месяцев. Увидеть динго , а тем более убить весьма трудно. Так же здесь водятся – эму.
Это крупные бегающие птицы , похожие на страусов , массой до 50 кг. Кормятся они
растительной пищей и мелкими животными. Вдоль восточных берегов Австралии
протянулся Большой Барьерный риф. В южной части которого находятся коралловые
острова , на которые выползают большие морские черепахи чтобы отложить яйца. След
черепахи на песке похож на след танка. Петляя, он ведет в кусты , где самка роет сначала
небольшое углубление , а затем задними конечностями углубляет ямку до 40 см. Когда яма
будет готова она в нее откладет до 100 яиц. Они пролежат в песке 10 недель. Из них
вылупятся маленькие черепашата и дождавшись ночи они отправятся к морю, но из 10 его
достигнет лишь 1.По дороге их съедают крабы и в клювах уносят птицы. В данное время
Больщой Барьерный риф стал людным. Некоторые островки используются как зона отдыха. Между островками курсируют прогулочные катера , яхты, моторные лодки ,
парусники и мелкие суденышки.
4.Представление рассказа « Про Сарли,черепаху с Большого барьерного рифа » и
его автора. Таким же образом появилась на свет черепаха Сарли в рассказе известного
австралийского писателя Лесли Рииса. Он автор увлекательных книг о природе и
экзотических животных. Лесли Риис – прекрасный охотник и ученый. Он изучал годами
повадки и поведение животных Австралии. В его книгах, мы слышим голос человека,
который призывает любить и беречь природу и зверей. Рассказы Лесли Рииса посвящены
жизни экзотических животных ; коал , утконосов, черепах, страусовэму, о которых вам
подробно рассказали учителяпредметники. В сказочной форме он рассказывает читателю
о волшебном , загадочном мире природы , где так же любят ,страдают и радуются и где так
же нуждаются в человеческой заботе и любви. Лесли Риис призывает читателя защитить
этот волшебный и хрупкий мир животных.
5.Чтение и анализ рассказа « Про Сарли ,черепаху с Большого барьерного
рифа.»
а) Почему прочитанное вами произведение названо рассказом?
б)Назовите признаки рассказа в этом произведении
в)Как появилась на свет Сарли ? Подтвердите свой ответ чтением текста
г)Кто в рассказе стал врагом черепах и почему?
д)Назови количество встреч Сарли с человеком
е)Расскажи ,чем же кончилась первая встреча Сарли с человеком?
ж)Что помогло Сарли избежать гибели?
з) Почему вторая встреча с человеком для Сарли оказалась роковой?
и)Расскажите , как Сарли удалось на этот раз избежать гибели?
к)Как автор назвал в своем рассказе человека и почему?
6.Работа в группах.
1 группа : Какими качествами должен обладать настоящий человек ?
( вежливый , добрый , отзывчивый , чуткий ).
Объясните название первой части ?
Дайте оценку действиям туристов.
2 группа : Почему Л.Риис назвал человека « двуногим существом ?»
( Отсутствие доброты , сочувствия к чужой боли , нет жалости , нет чувств ).
Обобщение:
Человек не хозяин природы как чувствовали себя туристы , он часть ее.
7.Закрепление изученного материала.
Работа с перфокартами.
Вставь нужную букву и узнаешь правильный ответ.
1.Что такое рассказ ? ло…кий , рука … , спра…ка .
В. Это небольшое повествовательное произведение , в котором описаны события из жизни
героя.
Ф.Народнопоэтический рассказ с историческим содержанием. 2. Что такое циклон ? сосе… , обе … , наря …
Т. Набегающие на берег морские волны .
Д.Природное явление : обильные дожди с сильным ветром.
3.Что такое риф ? руб…шонка, ск..ла, св…лился.
А. Ряд подводных или выступающих из воды скалистых возвышений морского дна.
О. Пенистая волна , разбивающаяся у скал.
4.Что такое экзотический ? черте …, бага … , гара …
Ш. Действительно существующий . не воображаемый.
Ж. Характерный для какойнибудь местности и необычный для того , кто их
воспринимает; причудливый , поражающий своей странностью .
8.Итог урока.
Чему учит наш рассказ ?
К чему призывает ?
Что надо делать чтобы сохранить природу и ее обитателей ?
Составление кластера: «Охрана природы.»
Не рви цветы
Не вытаптывай
травы
Не ломай
деревья
Не разоряй
птичьи гнезда
Охрана природы
Экономь воду
Не убивай животных
Бережно относись к
полезным
ископаемым
ископаемых
Не засоряй водоемы
9.Рефлексия
Стратегия «Бортовой журнал»
Не ломай деревьяЭкономь водуБережно относись к полезным ископаемым ископаемыхНе засоряй водоемыНе разоряй птичьи гнездаНе убивай животныхНе рви цветыНе вытаптывай травы Я знал…
Я узнал…
Я хочу узнать…
10.Дача домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
Нарисовать черепаху Сарли.
Написать отзыв о рассказе.
Урок литературы"Лесли Риис"Про Сарли черепаху с Большого барьерного рифа"
Урок литературы"Лесли Риис"Про Сарли черепаху с Большого барьерного рифа"
Урок литературы"Лесли Риис"Про Сарли черепаху с Большого барьерного рифа"
Урок литературы"Лесли Риис"Про Сарли черепаху с Большого барьерного рифа"
Урок литературы"Лесли Риис"Про Сарли черепаху с Большого барьерного рифа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.