Урок математики "Кратное сравнение величин" 3 класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
математика
3 кл
30.08.2017
Работа с кратным отношением проводится на предметном уровне и только после того, как смысл нового вида сравнения величин станет ясным, вводятся вычислительные операции по определению большей величины, меньшей и кратного сравнения.Число, показывающее, во сколько раз отличаются сравниваемые величины, называется кратностью. Сравнение с помощью кратности называется кратным сравнением.
Урок Кратное сравнение величин.doc
Собко Татьяна Борисовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Технология: система развивающего обучения Д.Б.ЭльконинаВ.В.Давыдова
Тип урока: урок решения частных задач, конкретизация модели.
Работа с кратным отношением проводится на предметном уровне и только после того, как
смысл нового вида сравнения величин станет ясным, вводятся вычислительные операции по
определению большей величины, меньшей и кратного сравнения.
Тема: Кратное сравнение величин
Цель: практическое овладение обобщенным способом кратного сравнения величин при
решении частных задач
формирование у учащихся умения анализировать, сравнивать, выделять главное, т.е.
формировать рефлексивные умения
воспитание умения отстаивать свое мнение, самостоятельности при решении
учебных задач
Ход урока
Приветствие
Учитель: Были ли проблемы при выполнении домашнего задания?
Ученики: Нет.
Учитель: Начертите на доске общую модель, которую вы использовали при решении
задачи.
Ученики:
Учитель: Обозначьте величины буквами латинского алфавита. О каких величинах идет
речь в задаче?
Ученики: О величинах А и В
Учитель: Сравните эти величины.
Ученики: A>B (на С), B>A (на С)
Учитель: Каким действием находим величину С? Каким способом находим величину С?
Ученики: Чтобы найти величину С, надо из величины А вычесть величину В. А–В=С
Это разность, разностное сравнение величин
Учитель: Молодцы! Я приготовила для вас две величины:
М
К
Можно ли величины М и К сравнить другим способом?
Ученик 1: Величиной К можно измерить величину М.
Ученик 2: Можно узнать сколько раз величина К помещается в величине М. Учитель: Сколько раз величина К помещается в величине М? (ученик у доски накладывает
величину К на величину М и выясняет что величина К в величине М помещается 3 раза)
Ученик: сравнивая величины М и К можно сделать запись М>К (в 3 раза) или К>М (в 3
раза), т.к. в величине М величина К помещается 3 раза
Учитель: (показывая словари, говорит) Число, показывающее, во сколько раз отличаются
сравниваемые величины, называется кратностью. Сравнение с помощью кратности –
кратным сравнением. Эти определения я выписала из математических справочников.
Учитель: А в наших моделях умножения, где место кратности?
C
A
B
B
А
С
A C
B
Ученики: (в «Тетрадях открытий» находят модели умножения, анализируют их и делают
вывод)
Ученик 1: По нашим моделям мы видим, что количество раз – это кратность
Ученик 2: Значит, результат сравнения величин М и К – это кратность.
Учитель: Давайте запишем результат сравнения
Ученик: (на доске) А : В = С
Учитель: О чем рассказывает величина С?
Ученик: Во сколько раз величина М больше величины К
Учитель: Сможете ли вы соотнести чертежи и буквенные записи в задании № 538? Кто
хочет работать один, кто в паре, а кто в группе? Сделайте выбор (результаты работы
обсуждаются с опорой на кратность А : В = С
Физкультминутка
Учитель: Ребята, новый способ сравнения у нас есть. Как он называется?
Ученик: Кратное сравнение.
Учитель: Сможем ли мы его применить при решении заданий.
Ученики: Да!
Учитель предлагает задания 3 уровней: простые, средней сложности и сложные.
24 > 8 (в … раз)
13 < 42 (в … раз)
120 > 10 (в … раз)
► < • 0 (в … раз)
•
►
__ < 27 (в 9 раз)
64 > __ (в 4 раза)
1 см > __ (в 10 раз)
__ > 10 (в ♦ раз)
__ > __ (в 5 раз)
__ < __ (в 7 раз)
__ < __ (в … раз)
Нужна ли модель для сравнения?
Сформулируйте способ, как найти кратность?
Как найти величину?
Нет величины! Как быть? Учащиеся сами выбирают формы работы (парная или групповая). Результаты работы
представляют у доски.
Учитель: Какое задание самое интересное? Самое сложное?
Ученики: Самое интересное – третье задание, потому что надо подобрать и мерку, и
величину, учитывая кратное.
Учитель: Как вы думаете, есть ли текстовые задачи на кратное сравнение величин? Какой
вопрос в задаче должен быть?
Ученик: Вопрос должен быть такой: «Во сколько раз одна величина больше или меньше
другой?»
Учитель: Молодцы! Какой новый способ сравнения вы узнали сегодня? Чем отличается
разностное и кратное сравнение? Кто был успешен на уроке?
Ученики условными знаками показывают, были ли они успешны.
Учитель: Домашнее задание будет творческое. Придумайте задания, используя новый
способ сравнения – кратное сравнение. Перенесите в «Тетрадь открытий» формулу
кратного сравнения величин. Благодарю за работу.
Литература:
1. Давыдов В.В., Горбов С.Ф. и др. Математика 3класс М.: ВитаПресс, 2008
2. Шевцов К.И. Справочник по элементарной математике – Киев, 1965
3. Энциклопедия для детей «Аванта +» Математика. – М.: Аванта +, 2002. 688 с.
Урок математики "Кратное сравнение величин" 3 класс
Урок математики "Кратное сравнение величин" 3 класс
Урок математики "Кратное сравнение величин" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.