Урок математики по теме "Ряд натуральных чисел" (5 класс, математика)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 18.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку "Ряд натуральных чисел"
Иконка файла материала Ряд натуральных чисел.doc
Конспект урока по теме «Ряд натуральных чисел» Тип урока: Урок изучения нового материала Цели:  предметные: обобщить и углубить знания учащихся о натуральных числах,  полученные в начальной школе, научить описывать свойства натурального  ряда; продолжить развитие умений точно и грамотно выражать свои мысли с  применением математической терминологии и символики. личностные: развитие умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в  устной и письменной речи, вызвать заинтересованность в изучении  математики, создавать положительную мотивацию на уроке. метапредметные: развитие умений находить в различных источниках  информацию, необходимую для решения математических проблем; умений  самостоятельно ставит цели, развивать умение определять понятия, создавать  обобщения. Планируемые результаты Учащийся научится распознавать натуральные числа, находить число, которое в натуральном ряду следует за данным числом, и число, которое в  натуральном ряду является предыдущим числу.  Основные понятия Натуральные числа, ряд натуральных чисел. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. Ход урока. 1. Организационный этап.   Математика, друзья, Абсолютно всем нужна. На уроке работай старательно, И успех тебя ждет обязательно.  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  учащихся.  Вступительное слово учителя. (Слайд 2,3) ­ Математика зародилась в VI ­V в. до н. э. в Древней Греции. Затем она  появилась у арабов, а несколько позже дошла до европейцев. Термин  «математика» произошел от греческого слова mathema, что означает— наука,  учение, знание.   Много тысячелетий люди накапливают математические знания ­ о числах,  количествах и отношениях. Без таких знаний древние египтяне не смогли быпостроить свои знаменитые пирамиды. Математика помогает познавать и  совершенствовать тот мир, в котором мы живем. Запуск на орбиту спутников, строительство автострад, вождение поездов, даже оклейка стен обоями – всё  это и многое другое было бы просто невозможно без математических  расчетов. Поэтому математика поможет вам научиться мыслить  последовательно и ясно.   Математика занимается изучением чисел и величин, их сходствами и  отличиями. Изучая математику, мы находим ответы на многие вопросы,  объясняем форму и объем предметов, находим способы решения многих  задач. Математика включает в себя различные разделы: алгебру, геометрию,  арифметику, логику и многие другие.  А на вопрос “для чего изучают математику?” замечательно ответил  М.В.Ломоносов «Математику уже затем учить надо, что она ум в  порядок приводит». Слайд 4.   Еще математика развивает интеллектуальные и творческие способности  человека.  Первый отечественный учебник по математике вышел в 1703 год. Леонтий  Филиппович Магницкий издал "Арифметику". По ней учился М. В.  Ломоносов, называвший этот учебник "вратами учёности".       А по этому учебнику мы будем изучать математику в 5 классе. (Слайд 5) (Дома внимательно изучить условные обозначения в учебнике). ­ Ребята, сегодня нас ждут великие дела. Как вы думаете, какие именно?  (Открытие нового знания.)    ­ Теперь ответьте мне на вопросы: 1) Сколько дней в году? 2) А сколько дней в сентябре? Мае? Феврале? 3) Сколько предметов вы изучаете в этом году? 4) Сколько человек в вашем классе? 5)  Ответы на поставленные вопросы в виде чего вы давали?  6) Кто догадался, чему будет посвящён урок? (Натуральным числам.)        ­ Откройте тетради, запишите число, “Классная работа” и тему урока –  “Натуральные числа”.       ­ С чего начинается открытие нового знания? (С повторения.) 3. Этап актуализации и пробного учебного действия.  ­ Вы правильно предположили, что урок будет посвящён натуральным числам. А что вы уже знаете и умеете делать с натуральными числами? (Сравнивать,  складывать, вычитать, умножать, делить.) Внимание! Устный счет. (Слайд 6)   ­ Как вы будете оценивать свою работу? (Ставим на полях тетради “+”, если  дали правильный ответ, “­”, если ошиблись при ответе).­Какое задание я вам сейчас предложу! Запишите ряд натуральных чисел.  Попробуйте выполнить задание.  ­ У кого нет ответа? ­ Что вы не смогли сделать? Почему? (Мы не смогли записать ряд  натуральных чисел, потому что не знаем, что это такое) ­ Какой следующий шаг будете выполнять? (Мы должны остановиться и  подумать.) (Слайд 7) ­ Какое задание вы выполняли? (Надо было записать ряд натуральных чисел.) ­ Как вы пытались действовать? (Ответы учащихся.) ­ Почему не получилось? (Мы не знаем, что такое ряд натуральных чисел. Значит, чтобы выполнить задание, что надо знать? (Что такое ряд  натуральных чисел.) ­ Ребята, хотели бы вы узнать, что такое ряд натуральных чисел? (Да.) ­ Сформулируйте ещё раз тему урока, конкретизировав её. (Натуральные  числа. Ряд натуральных чисел.)  Определение натурального ряда чисел 1. Найти толкование слова «ряд» в Толковом словаре. 2. Выбрать значение слова «ряд» наиболее подходящее по смыслу к предмету  «математика».  3.Сформулировать определение для ряда натуральных чисел. 4. Записать ряд натуральных чисел. (Слайды 8,9)   Разные толкования слова ряд в разных словарях. ­ Что вы заметили в словосочетании “ряд натуральных чисел”? (Две  составляющие понятия.) ­ Что такое натуральные числа мы уже вспомнили. А что такое ряд?  (Выслушивает варианты ответов). Где узнали толкование слова? (в Толковом  словаре.) ­ Теперь попробуйте сформулировать, что такое ряд натуральных чисел.  ­ Используя сформулированное вами определение, запишите ряд натуральных  чисел. ­ Как вы проверите ваше открытие? (Спросить у учителя, посмотреть в  справочных материалах или обратиться к учебнику.)  (Слайд 10) Определение: Все натуральные числа, записанные в порядке  возрастания, образуют ряд натуральных чисел (натуральный ряд).  (Слайд 11) В натуральном ряду за каждым числом следует ещё одно число  больше предыдущего на единицу. Среди натуральных чисел есть наименьшее – это 1, т.к. у него нет предыдущего. Нуль не является натуральным.Натуральный ряд до конца записать невозможно, поэтому в конце нескольких  первых чисел ставят многоточие.  Учащиеся открывают учебник (§1, стр.5.), находят определение натурального ряда чисел, делают вывод о проделанной работе (Сравнивают с  самостоятельно сформулированным определением, анализируют, какие  существенные признаки смогли отметить, а какие пропустили.)  4. Физкультминутка. Все умеем мы считать. (Слайд 12) Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.) Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.) Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.) Руки за спину положим, (Руки за спину.) Голову поднимем выше (Подняли голову выше.) И легко­легко подышим. (Глубокий вдох­выдох.) Подтянитесь на носочках — Столько раз, Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.) На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.) Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.) Топаем ногами. (Топаем ногами.) Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.) Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.) В хоровод встал серый зайка (Шагаем на месте.) И поет: «Я был зазнайкой, (Хлопаем в ладоши.) А теперь могу считать — Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.) Прибавляю, отнимаю (Наклоны туловища влево­вправо.) Математику я знаю, (Повороты туловища влево­вправо.)И поэтому с утра Я кричу: «Ура! Ура!» (Хлопаем в ладоши.) Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.) Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши.) Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.) Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину.) Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше.) И легко — легко подышим... (Громкий вдох­выдох.)  4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.  ­ Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой. (Узнать, что такое  ряд натуральных чисел.) ­ Достигли мы этой цели? (Да.) ­ Какой следующий ваш шаг на уроке? Закрепить новое знание и  потренироваться его применять. Учитель предлагает выполнить задания: № 1, 2, 3 (устно), № 4, 6, 8  (письменно в тетради). (Слайд 13) Учитель организует выполнение заданий, (фронтально). Учащиеся  комментируют по шагам применение алгоритма и делают запись в тетради.  Для образца выполнения задания один ученик работает у доски.  5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.  Самостоятельная работа. (Слайд 14)    1. Запишите число, которое в натуральном ряду следует за числом:   1 вариант 2 вариант 1) 45 2) 674 4) 56 5) 976 3) 9843      3) 7856 2. Запишите число, которое в натуральном ряду является предыдущем  числу: 1 вариант 2 вариант1) 52 2) 874 3) 8754        1) 86 2) 322 3) 8756 3. Сколько чисел стоит в натуральном ряду между числами? 1 вариант 1) 5 и 20 2 вариант 1) 6 и 25 2) 19 и 85 2)25 и 99 6. Этап включения в систему знаний и повторения. (1 мин.) ­ Где нам могут пригодиться полученные на уроке знания? (Выслушивает  ответы учащихся, организует обсуждение.) 7. Домашнее задание. (Слайд 15) Обязательная часть:  § 1, вопросы 1–4 (ответить устно),       стр.7  № 5, 7, 9, 14   По желанию: подготовить презентацию или буклет о способах записи  натуральных чисел, начиная с древности до нашего времени.  8. Рефлексия. (Слайд 16)  ­ Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности, возьмите с  собой смайлика. ­ Что вы узнали нового на уроке? ­ Что вам больше всего удалось и какие препятствия во время урока вы легко  преодолели? ­ Что вызвало затруднение, что нужно повторить и над чем поработать? Выставление оценок за урок.