Конспект урока
по теме «Ряд натуральных чисел»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели:
предметные: обобщить и углубить знания учащихся о натуральных числах,
полученные в начальной школе, научить описывать свойства натурального
ряда; продолжить развитие умений точно и грамотно выражать свои мысли с
применением математической терминологии и символики.
личностные: развитие умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в
устной и письменной речи, вызвать заинтересованность в изучении
математики, создавать положительную мотивацию на уроке.
метапредметные: развитие умений находить в различных источниках
информацию, необходимую для решения математических проблем; умений
самостоятельно ставит цели, развивать умение определять понятия, создавать
обобщения.
Планируемые результаты
Учащийся научится распознавать натуральные числа, находить число, которое
в натуральном ряду следует за данным числом, и число, которое в
натуральном ряду является предыдущим числу.
Основные понятия
Натуральные числа, ряд натуральных чисел.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждет обязательно.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
Вступительное слово учителя. (Слайд 2,3)
Математика зародилась в VI V в. до н. э. в Древней Греции. Затем она
появилась у арабов, а несколько позже дошла до европейцев. Термин
«математика» произошел от греческого слова mathema, что означает— наука,
учение, знание.
Много тысячелетий люди накапливают математические знания о числах,
количествах и отношениях. Без таких знаний древние египтяне не смогли бы построить свои знаменитые пирамиды. Математика помогает познавать и
совершенствовать тот мир, в котором мы живем. Запуск на орбиту спутников,
строительство автострад, вождение поездов, даже оклейка стен обоями – всё
это и многое другое было бы просто невозможно без математических
расчетов. Поэтому математика поможет вам научиться мыслить
последовательно и ясно.
Математика занимается изучением чисел и величин, их сходствами и
отличиями. Изучая математику, мы находим ответы на многие вопросы,
объясняем форму и объем предметов, находим способы решения многих
задач. Математика включает в себя различные разделы: алгебру, геометрию,
арифметику, логику и многие другие.
А на вопрос “для чего изучают математику?” замечательно ответил
М.В.Ломоносов «Математику уже затем учить надо, что она ум в
порядок приводит». Слайд 4.
Еще математика развивает интеллектуальные и творческие способности
человека.
Первый отечественный учебник по математике вышел в 1703 год. Леонтий
Филиппович Магницкий издал "Арифметику". По ней учился М. В.
Ломоносов, называвший этот учебник "вратами учёности".
А по этому учебнику мы будем изучать математику в 5 классе. (Слайд 5)
(Дома внимательно изучить условные обозначения в учебнике).
Ребята, сегодня нас ждут великие дела. Как вы думаете, какие именно?
(Открытие нового знания.)
Теперь ответьте мне на вопросы:
1) Сколько дней в году?
2) А сколько дней в сентябре? Мае? Феврале?
3) Сколько предметов вы изучаете в этом году?
4) Сколько человек в вашем классе?
5) Ответы на поставленные вопросы в виде чего вы давали?
6) Кто догадался, чему будет посвящён урок? (Натуральным числам.)
Откройте тетради, запишите число, “Классная работа” и тему урока –
“Натуральные числа”.
С чего начинается открытие нового знания? (С повторения.)
3. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Вы правильно предположили, что урок будет посвящён натуральным числам.
А что вы уже знаете и умеете делать с натуральными числами? (Сравнивать,
складывать, вычитать, умножать, делить.)
Внимание! Устный счет. (Слайд 6)
Как вы будете оценивать свою работу? (Ставим на полях тетради “+”, если
дали правильный ответ, “”, если ошиблись при ответе). Какое задание я вам сейчас предложу! Запишите ряд натуральных чисел.
Попробуйте выполнить задание.
У кого нет ответа?
Что вы не смогли сделать? Почему? (Мы не смогли записать ряд
натуральных чисел, потому что не знаем, что это такое)
Какой следующий шаг будете выполнять? (Мы должны остановиться и
подумать.) (Слайд 7)
Какое задание вы выполняли? (Надо было записать ряд натуральных чисел.)
Как вы пытались действовать? (Ответы учащихся.)
Почему не получилось? (Мы не знаем, что такое ряд натуральных чисел.
Значит, чтобы выполнить задание, что надо знать? (Что такое ряд
натуральных чисел.)
Ребята, хотели бы вы узнать, что такое ряд натуральных чисел? (Да.)
Сформулируйте ещё раз тему урока, конкретизировав её. (Натуральные
числа. Ряд натуральных чисел.)
Определение натурального ряда чисел
1. Найти толкование слова «ряд» в Толковом словаре.
2. Выбрать значение слова «ряд» наиболее подходящее по смыслу к предмету
«математика».
3.Сформулировать определение для ряда натуральных чисел.
4. Записать ряд натуральных чисел.
(Слайды 8,9) Разные толкования слова ряд в разных словарях.
Что вы заметили в словосочетании “ряд натуральных чисел”? (Две
составляющие понятия.)
Что такое натуральные числа мы уже вспомнили. А что такое ряд?
(Выслушивает варианты ответов). Где узнали толкование слова? (в Толковом
словаре.)
Теперь попробуйте сформулировать, что такое ряд натуральных чисел.
Используя сформулированное вами определение, запишите ряд натуральных
чисел.
Как вы проверите ваше открытие? (Спросить у учителя, посмотреть в
справочных материалах или обратиться к учебнику.)
(Слайд 10) Определение: Все натуральные числа, записанные в порядке
возрастания, образуют ряд натуральных чисел (натуральный ряд).
(Слайд 11) В натуральном ряду за каждым числом следует ещё одно число
больше предыдущего на единицу. Среди натуральных чисел есть наименьшее –
это 1, т.к. у него нет предыдущего. Нуль не является натуральным. Натуральный ряд до конца записать невозможно, поэтому в конце нескольких
первых чисел ставят многоточие.
Учащиеся открывают учебник (§1, стр.5.), находят определение натурального
ряда чисел, делают вывод о проделанной работе (Сравнивают с
самостоятельно сформулированным определением, анализируют, какие
существенные признаки смогли отметить, а какие пропустили.)
4. Физкультминутка. Все умеем мы считать. (Слайд 12)
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Руки за спину.)
Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)
И легколегко подышим. (Глубокий вдохвыдох.)
Подтянитесь на носочках —
Столько раз,
Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.)
На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)
Топаем ногами. (Топаем ногами.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)
Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.)
В хоровод встал серый зайка (Шагаем на месте.)
И поет: «Я был зазнайкой, (Хлопаем в ладоши.)
А теперь могу считать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Прибавляю, отнимаю (Наклоны туловища влевовправо.)
Математику я знаю, (Повороты туловища влевовправо.) И поэтому с утра
Я кричу: «Ура! Ура!» (Хлопаем в ладоши.)
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину.)
Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше.)
И легко — легко подышим... (Громкий вдохвыдох.)
4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой. (Узнать, что такое
ряд натуральных чисел.)
Достигли мы этой цели? (Да.)
Какой следующий ваш шаг на уроке? Закрепить новое знание и
потренироваться его применять.
Учитель предлагает выполнить задания: № 1, 2, 3 (устно), № 4, 6, 8
(письменно в тетради). (Слайд 13)
Учитель организует выполнение заданий, (фронтально). Учащиеся
комментируют по шагам применение алгоритма и делают запись в тетради.
Для образца выполнения задания один ученик работает у доски.
5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Самостоятельная работа. (Слайд 14)
1. Запишите число, которое в натуральном ряду следует за числом:
1 вариант
2 вариант
1) 45
2) 674
4) 56
5) 976
3) 9843
3) 7856
2. Запишите число, которое в натуральном ряду является предыдущем
числу:
1 вариант 2 вариант 1) 52
2) 874
3) 8754
1) 86
2) 322
3) 8756
3. Сколько чисел стоит в натуральном ряду между числами?
1 вариант
1) 5 и 20
2 вариант
1) 6 и 25
2) 19 и 85
2)25 и 99
6. Этап включения в систему знаний и повторения. (1 мин.)
Где нам могут пригодиться полученные на уроке знания? (Выслушивает
ответы учащихся, организует обсуждение.)
7. Домашнее задание. (Слайд 15)
Обязательная часть:
§ 1, вопросы 1–4 (ответить устно),
стр.7 № 5, 7, 9, 14
По желанию: подготовить презентацию или буклет о способах записи
натуральных чисел, начиная с древности до нашего времени.
8. Рефлексия. (Слайд 16)
Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности, возьмите с
собой смайлика.
Что вы узнали нового на уроке?
Что вам больше всего удалось и какие препятствия во время урока вы легко
преодолели?
Что вызвало затруднение, что нужно повторить и над чем поработать?
Выставление оценок за урок.
Урок математики по теме "Ряд натуральных чисел" (5 класс, математика)
Урок математики по теме "Ряд натуральных чисел" (5 класс, математика)
Урок математики по теме "Ряд натуральных чисел" (5 класс, математика)
Урок математики по теме "Ряд натуральных чисел" (5 класс, математика)
Урок математики по теме "Ряд натуральных чисел" (5 класс, математика)
Урок математики по теме "Ряд натуральных чисел" (5 класс, математика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.