Хронометраж урока
1. Организационный момент (1 мин).
2. Актуализация знаний:
2.1. Вычислительная атака(4мин)
2.2 .
3. Постановка проблемы (4 мин.)
4. «Открытие» детьми нового способа решения задач(10 мин)
5. Первичное закрепление (5мин)
6. Физкультминутка (4мин)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону(5мин)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке(2 мин)
9. Домашнее задание(2мин)
Форма урока: урок-путешествие.
Технологии: игровые, развивающее обучение
Цели урока:
ñУсовершенствование навыков решения текстовых задач “способом уравнивания” и составления математических моделей реальных ситуаций.
ñРазвитие умения правильно и грамотно излагать свои мысли.
ñРазвитие математического мышления.
ñПривитие интереса к математике по средствам технологии развивающего обучения.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Ребята, начать наш урок мне сегодня хочется словами Г.Гессе. Давайте прочитаем их вместе. (Слайд №2.)
- ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО
«Всякая хорошо решенная задача доставляет умственное наслаждение».
- Я думаю, вы уже догадались, чем мы будем заниматься на уроке. (Мы будем решать задачи.)
- Сегодня мы отправимся на корабле в путешествие в “Мир математических задач”. (Слайд № 3.)
- ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ УРОКА
- КАКИМ СПОСОБОМ МЫ РЕШАЛИ ЗАДАЧИ? ( АРИФМЕТИЧЕСКИМ)
- ПОСТАВЬТЕ ЦЕЛЬ УРОКА ( НАУЧИТЬСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ АРИФМЕТИЧЕСКИМ СПОСОБОМ)
- Перед вами лежат судовые журналы, поставьте в них дату отплытия.
2. Устный счёт.
- Проверим необходимое спасательное оборудование. Первое отделение подсчитает количество спасательных шлюпок, второе отделение будет считать спасательные жилеты, а третье отделение – спасательные круги. (Слайд № 4.)
- В путешествии нам обязательно потребуются внимание и смекалка. Давайте проверим вашу смекалку. Для этого решим задачу. (Слайд № 4.)
ЗАДАНИЕ НА СМЕКАЛКУ На палубе сидят Иванов, Петров, Марков и Карпов. Их имена: Андрей, Сергей, Тимофей и Алексей. Известно:
а) что Иванов не Алексей и не Андрей;
б) Сергей сидит между Марковым и Тимофеем;
в) Карпов не Сергей и не Алексей;
г) Петров сидит между Карповым и Андреем.
Как зовут Иванова, Петрова, Маркова и Карпова?
- Что помогает нам решать задачи такого вида? (таблица) Поработайте в парах с таблицей и ответьте на вопрос задачи
Проверка – Слайд №6
-
- ПРОВЕРИМ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
- У двух МАТРОСОВ а вопросов, причём у одного МАТРОСА на n вопросов меньше, чем у другого. Сколько вопросов у каждого МАТРОСА?
-
- Перед началом путешествия нам необходимо пополнить запасы продовольствия. (Слайд № 5)
Корабельный кок принял на борт 7 больших коробок, каждая массой 9 кг, и 5 маленьких. Какова масса маленькой посылки, если масса всех посылок составила 78 кг?
Что обозначают данные выражения, если х (кг) – масса маленькой посылки?
(х × 5) (кг)
(9 × 7) (кг)
(х × 5 + 9 × 7) (кг)Какое уравнение нужно составить, чтобы решить эту задачу?
2.Решение задач.
- Команда показала, что она готова к путешествию. Естественно встает вопрос: сколько времени займет наше путешествие?
Задача 3.
На путешествие в шторм уходит времени в 3 раза больше, чем в хорошую погоду. Сколько времени займет наше путешествие в хорошую и штормовую погоду, если разница во времени составляет 12 часов?
Дети решают задачу устно.
При решении задачи в качестве подсказки возможна следующая схема:
- Итак, мы в открытом море. Дует легкий ветерок, маленькие гребешки волн переливаются на солнце. (Слайд № 9.) Близилось время обеда, и ребята устроили конкурс на самую крупную пойманную рыбу. Однако было поймано всего две рыбы. (Слайд № 10)
- 4.Выполнение самостоятельной работы. Не смотря на то, что наше путешествие подходит к концу, вам предстоит пройти еще одно испытание: выполнение самостоятельной работы
Задача .
Масса двух рыб составляла 11 кг. Найдите массу каждой рыбы, если одна из них легче другой на 3 кг.
- Решите задачу любым одним из способов: арифметическим или алгебраическим способом.
Учащиеся выполняют задание. Далее идет проверка решения задачи.
Поднимите руку, кто решал задачу арифметическим способом. А кто алгебраическим? А кто успел решить двумя способами?
3.Итоги путешествия.
- Вот мы и побывали с вами в мире задач. Хорошо поработали и приятно отдохнули. Давайте подведём итоги нашего путешествия. Слайд № 12)
Какие способы решения задач мы повторили? |
Арифметический и алгебраический способы решения задач. |
Объясните, в чем отличие арифметического способа решения задач от алгебраического? |
Решая задачу алгебраическим способом, обозначают неизвестную величину буквой, составляют уравнение по условию задачи и решают его. Когда задача решается арифметическим способом, уравнение не составляют. |
Арифметический способ мы фактически применяли один – способ уравнивания. Подумайте, почему он получил такое название? |
Способ уравнивания заключается в том, что первым шагом во всех случаях было уравнивание двух величин. Это хорошо видно, если представить условие задачи в виде схемы. |
- Достигли ли вы поставленной цели ?
5.Итоги урока.
- Путешествие завершено. Закройте свои судовые журналы и оцените свою работу на уроке.
6. Домашнее задание.
- На следующем уроке мы продолжим решение задач, потому дома вам предстоит решить задачу : с. 93№ 262( арифметическим способом)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.