Дата ____________
Урок № 56
Тема 5. Треугольник, четырехугольник, прямоугольный параллелепипед (16 часов)
Урок № 14
Тема урока: Задачи на движение.
Цели:
Дидактические:
- Актуализировать знания учащихся о решении задач на равномерное движение, движение двух участников навстречу друг другу или в одном направлении;
- Ввести понятие скорости сближения и удаления;
- Учить решать задачи на сближение и удалении участников движения;
- способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – действенного мышления;
Развивающие:
- формировать навыки решения задач на движение;
- умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение;
Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу, любовь к спорту;
- учить соблюдать правила дорожного движения;
- развивать интерес к предмету;
- способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.) (Слайд 1).
- Добрый день, ребята.
- Поприветствуем наших гостей.
- На улице первые дни декабря, мы с нетерпеньем ждем снега. Снег – это красота природы. А для детворы – это еще и возможность покататься на лыжах, коньках, санках.
- Сегодня наш урок пройдет под девизом «Спорт – это жизнь!».
- Какие зимние виды спорта вы знаете?
- Вот о некоторых из этих видов мы сегодня и будем решать задачи.
- А какой же спорт без медалей и мест? Конечно и у нас на уроке сегодня будет и золото и серебро и возможно бронза. А для того, чтобы получить медаль весь урок необходимо продуктивно работать, отвечать на вопросы, решать задачи. И как в спорте – главное скорость и правильность. В течении урока вы будете получать фишки – баллы. В конце урока мы подсчитаем фишки и переведем их в оценки. Чем больше фишек тем больше оценка за урок.
II. Актуализация опорных знаний (3 мин) (Слайд 2).
1. Устный опрос Игра «Математическая путаница»
- Перед тем, как вы узнаете тему урока, предлагаю сыграть в игру «Математическая путаница».
- Схемы к задачам и формулы к ним перепутаны. Соотнесите задачи и формулы.
- Фигуристка откатала программу со скоростью 400 м/мин за 3 мин. Сколько метров проехала фигуристка за это время? (1200 м)
- что необходимо найти?
- Как найти расстояние?
- За какое время проходит трассу длиной 600 м лыжник, если его скорость 300 м/мин? (2 мин)
- Что в этой задаче необходимо найти?
- Как найти время?
- Конькобежец проходит дистанцию в 500 м за 100 секунд. Какова скорость конькобежца? (5 м/с)
- А здесь что мы ищем?
- Как найти скорость?
- В каких единицах измеряется время? Скорость? Расстояние?
III. Сообщение темы и задач урока (2 мин) (Слайд 3).
- Мы сегодня будем снова говорить о задачах на движение. Потому что …
- Цитата «Движение – это жизнь, а жизнь – это есть движение» (Народная мудрость)
- Сегодня тема нашего урока «Задачи на движение: движение на сближение и движение на удаление».
- В нашей жизни мы очень много сталкиваемся с задачами на движение:
· за сколько минут дойдем до школы пешком, на велосипеде, на автобусе;
· через сколько минут встретимся с другом на спортивной площадке, если каждый вышел из своего дома;
· кто быстрее добежит до финиша, если скорость первого в два раза больше скорости второго и прочие задачи.
- На уроке:
· Мы узнаем, что такое … (сближение и удаление).
· Научимся решать задачи … (на сближение и удаление).
· Повторим и закрепим … (как найти скорость, время и расстояние)
IV. Изучение нового материала (10 мин).
- Одним из видов задач на движение есть задачи на сближение и удаление друг от друга.
- Как вы понимаете слова сближение и удаление друг от друга?
- Как можно переформулировать, сказать по-другому про задачи на сближение? (Движение навстречу)
- Про задачи на удаление друг от друга? (движение в разных направлениях)
- (Слайд 4) Задача из учебника стр. 120
- Два пешехода вышли одновременно в противоположных направлениях из одного пункта. Скорость первого 4 км/ч, а второго 5 км/ч. какое расстояние между ними будет через 3 ч?
- Выберите подходящую схему для этой задачи. Почему вы выбрали именно эту схему?
- Как называются такие задачи? (Задачи на движение в противоположных направлениях).
- Давайте решим эту задачу устно.
- Составьте план решения задачи:
· Найти расстояние, которое пройдет первый пешеход за 3 ч;
· Найти расстояние, которое пройдет второй пешеход за 3 ч;
· Найти расстояние между пешеходами через 3 ч;
- Составьте числовое выражение для этой задачи.
- М видим одинаковые множители в обеих частях числового выражения. Каким законом умножения мы можем воспользоваться для упрощения нашей записи? (Распределительным)
- Упростим запись и получим: 3 ∙ 4 + 3 ∙ 5 = 3 ∙ (4 + 5).
- Теперь видно, что задачу можно решить вторым способом. Сумма 4 + 5 показывает, на сколько километров в час удаляются пешеходы друг от друга, эту величину называют скоростью удаления.
- Решим задачу вторым способом: 1) 4 + 5 = 9 км/ч скорость удаления, 2) 9 ∙ 3 = 27 км – расстояние.
- Запишем с помощью формулы скорость удаления (v1 + v2).
- Рассмотрим еще одну задачу: Два пешехода вышли одновременно навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 27 км. Через сколько часов они встретятся, если скорость первого 4 км/ч, а скорость второго 5 км/ч?
- Определите вид задачи.
- Выберите схему к задаче.
- Решим эту задачу определив скорость сближения.
- Сумма 4 + 5 показывает, на сколько километров в час приближаются пешеходы друг к другу. Эту величину называют скоростью сближения.
- Для решения данной задачи найдите сначала скорость сближения двух пешеходов. (4 + 5 = 9 км/ч)
- Зная скорость сближения и расстояние между пунктами как найти время?
- 27 : 9 = 3 ч.
- Запишем с помощью формулы скорость сближения. (v1 + v2).
- Сравним две полученные формулы – они одинаково записаны.
- Действительно и скорость удаления и скорость сближения находится с помощью действия сложения.
- Что такое скорость удаления?
- Что такое скорость сближения?
V. Формирование умений и навыков (22 мин).
1. Письменные задания (17 мин).
(Задания № 549, 550– задание на формирование навыков нахождения скорости сближения и удаления. В тетради и на доске делается только запись решения задачи).
№ 549 (5 мин) (Слайд 5 – на слайде несколько схем, выбирается подходящая к задаче, данные к задаче появляются постепенно)
- Как найти скорость удаления?
- а) 60 + 80 = 140 км/ч;
- б) 260 : (60 + 70) = 2 часа
ФИЗМИНУТКА (2 мин) (Слайд 6)
№ 550 (5 мин) (Слайд 7 – на слайде несколько схем, выбирается подходящая к задаче, данные к задаче появляются постепенно)
- как найти скорость сближения?
- а) 36 – (4 + 5) · 3 = 9 км;
- б) 140 км/ч
Задача на соблюдение правил дорожного движения (5 мин) (Слайд 8):
С горки на санках со скоростью 20 м/мин спускается ребенок. По дороге едет автомобиль со скоростью 800 м/мин. Расстояние между ними в тот момент, когда они заметили друг друга составляет 2500 м. Наступит ли столкновение через 3 минуты? Опасно ли это?
- 20 + 800 = 820 м/мин – скорость сближения
- 820 ∙ 3 = 2460 м – расстояние на котором они будут друг от друга через 3 минуты
- Ответ: Столкновения удастся избежать, но машина будет очень близко. Катание на санках с горки возле проезжей части опасно для жизни.
- А теперь, ребята, предлагаю проверить как вы усвоили новую тему.
2. Самопроверка знаний. Игра «Меткий биатлонист» (5 мин) (Слайд 9).
- Девиз нашего урока «Спорт – это движение».
- Одним из зимних видов спорта является биатлон.
- Кто знает что это за вид спорта? (Спортсмен на лыжах должен как можно быстрее добраться до пункта назначения и выстрелить по мишени. Его задача быстрее приехать и больше очков набрать в стрельбе.)
- Вот и ваша цель такая же как у биатлонистов: как можно быстрее решить полученную задачу, добраться до мишени и правильно выстрелить.
- Каждая мишень имеет ответ на обратной стороне, вы вбираете ту, которая совпадает с вашим ответом.
Первые три учащихся получат по 3 фишки за правильный ответ, следующие трое – получают по 2 фишки, последние 3 учащихся – получат по 1 фишке. В тетради можно записать только решение.
1) Из одного населенного пункта в разных направлениях выехали два лыжника. Скорость одного 22 км/ч, а другого 25 км/ч. Каково расстояние между ними будет через 3 часа?
2) Из двух поселков в 12.00 выехали два лыжника со скоростью 20 км/ч и 25 км/ч. Встретились они в 14.00. Найдите расстояние между поселками.
3) Два биатлониста выехали навстречу друг другу со скоростью 27 км/ч и 29 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между ними первоначально было 174 км?
Ответы к задачам:
1) - 141 км
2) - 90 км
3) - 3 часа
V. Домашнее задание (2 мин) (Слайд 10).
§ 2.14 стр. 120 - 121 чит., учить правила, решить № 551 (а); № 553 стр. 123
VI. Подведение итогов урока (3 мин) (Слайд 11)
- Сегодня на уроке:
· Мы узнали … (что такое скорость сближения и удаления);
· Мы научились … (находить скорость сближения и удаления);
· Мы повторили и закрепили … (как находить время, скорость и расстояние).
- Что такое скорость удаления?
- Что такое скорость сближения?
- Как найти эти скорости?
- Подсчитайте баллы, которые вы получили за урок.
- Переведите их в оценку:
5 – 6 баллов – оценка «5»
3 – 4 баллов – оценка «4»
1 – 2 балла – оценка «3».
Учащиеся, получившие оценку «5» награждаются золотой медалью, оценка «4» - серебряной, оценка «3» - это бронза.
- (Выставление оценок)
- В заключении хочу сказать:
- Когда мы выходим на дорогу, мы тоже решаем задачи, связанные с движением. точнее, с его безопасностью.
- Главное, чтобы эти задачи были решены верно.
- Часто от правильности решения этих задач зависит наша жизнь.
- Берегите свою жизнь, не только соблюдая правила дорожного движения, но и занимайтесь спортом: ездите на лыжах, катайтесь на коньках, спускайтесь на санках, ведь спорт – это ЖИЗНЬ, а жизнь – это ДВИЖЕНИЕ.
(Слайд 12) Дополнительно задача на смекалку
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.