Содержание:
1. О чём поётся в русских народных песнях.
2. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях (на примере песни «Вечерний звон» на стихи И. Козлова).
Музыкальный материал:
1. «Ах ты, степь широкая...» Русская народная песня, обработка Т. Триодина (слушание, участие в исполнении);
2. «Вечерний звон». Стихи И. Козлова, обработка Н. Иванова (слушание);
3. А. Александров. «Уж ты зимушка-зима». Обработка Ю. Тугаринова (пение);
4. Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева. «Если другом стала песня» (пение);
5. Я. Френкель, стихи Р. Рождественского. «Погоня». Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение)
Характеристика видов деятельности:
1. Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы.
2. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (в рамках изученного на уроке материала).
3. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.
4. Рассказывать о народной музыке своего региона (края, республики и т. д.)
Мир русской песни
Содержание:
1. О чём поётся в русских народных песнях.
2.
Русские народные песни, основанные на авторских
стихотворениях (на примере песни «Вечерний звон» на
стихи И. Козлова).
Музыкальный материал:
1.
«Ах ты, степь широкая...» Русская народная песня,
обработка Т. Триодина (слушание, участие в исполнении);
2.
«Вечерний звон». Стихи И. Козлова, обработка Н.
Иванова (слушание);
3. А. Александров. «Уж ты зимушказима». Обработка Ю.
Тугаринова (пение);4. Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева. «Если другом стала
песня» (пение);
5. Я. Френкель, стихи Р. Рождественского. «Погоня». Из
кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение)
Характеристика видов деятельности:
1. Изучать специфические черты русской народной музыки
и исполнять её отдельные образцы.
2. Осознавать интонационнообразные,
жанровые и
стилевые основы музыки (в рамках изученного на уроке
материала).
3. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной
музыкальнотворческой деятельности.
Рассказывать о народной музыке своего региона (края,
республики и т. д.)
4.«Нигде так явственно не слышится характер народа,
как в его музыке...»
(В. Одоевский)
Когда появилась песня?
Этого не знает никто. Мы представляем себе, когда
возникла симфония, в каком веке появился романс; знаем
год рождения оперы. А песня она как будто всё время
была с человеком.
По песням, которые дошли до наших дней с самых давних,
самых древних времён, через годы, века, тысячелетия,
можно проследить историю страны, потому что именно в
песне человек рассказывал обо всём, что происходило в его
жизни: о важном и случайном, о радостном и горестном. В
песне воспевали героев и оплакивали погибших, вспоминали
о прошлом и мечтали о будущем.
Как начиналась песня?Разные есть предположения о том, как вообще возникла
музыка, много ещё здесь неясного. Одно бесспорно музыка
родилась очень давно, когда человек только начал говорить,
а знал и совсем мало. Многое из того, что совершалось у
него на глазах в природе, он не мог себе объяснить и считал
поэтому, что мир населён невидимыми могущественными
существами, которые управляют природой и даже имеют
власть над жизнью человека.
Это они приказывают литься дождю, светить солнцу, они
заставляют ветер дуть то сильнее, то слабее, словом,
распоряжаются природой, как хотят.
А раз это так, то нужно быть с этими существами в хороших
отношениях. Их нельзя сердить, обижать. Если хочешь о
чёмто попросить, то и просить нужно, очевидно, както по
особому, не так, как просишь своего соплеменника.
То, что протяжный, долгий звук красивее и выразительнее
короткого, отрывистого, человек понял уже очень давно.Очевидно, моля, заклиная о чёмто невидимых духов, он
пробовал тянуть звук, старался делать свой голос певучим.
Может быть, так всё это было, может быть, иначе, однако
самые древние песни, которые мы знаем, это именно такие
вот заклинания духов. Их даже трудно назвать песнями;
мелодии их ещё очень просты и примитивны, но всётаки
это уже были первые песни.
Со временем песнизаклинания совсем ушли из быта людей.
Остались, пожалуй, только у ребят. Не удивляйтесь. Сами
ведь, наверно, не раз пели «дождикдождик, пуще…» или
«Божья коровка, улети на небо…». Знакомые песенки,
правда? Вот это и есть заклинания. Вернее, то, что от них
осталось, смешные песенки для самых маленьких.
Однако трудно представить себе, что заклинания были
единственным
творчества
доисторических людей. Конечно, были тогда и другие
видом музыкальногопесни, связанные с повседневной жизнью. Из этих песен и
выросло впоследствии всё музыкальное искусство.
Если вы заглянете в сборники старинных народных песен, то
найдёте там множество таких, которые посвящены самому
главному в жизни человека труду, работе. В них не только
рассказывается о труде, многие из них и созданы для того,
чтобы их петь во время работы. Это песнипомощники. Их
мелодии, ритмы приспособлены к движениям человека во
время того или иного труда.
Идёт человек по полю, медленно, не торопясь зачерпывает
из лукошка зерно и широким плавным жестом рассеивает
его по вспаханной земле. Одна песня.
Налились травы на лугах, пора косить. Идут друг за другом
косари. Дружно, враз взмахивают косами: «разразраз»
шелестит трава под острыми лезвиями. Тут уж не запоёшь
плавную, протяжную песню. Очевидно, она должна быть
энергичнее, чётче.Созрела рожь. Вышли на поля женщины с серпами новая
песня. Молотят рожь на току тоже поют.
Зима настала и тут в долгие зимние вечера, за веретеном
или прялкой, не обойтись без песни.
Песни, которые рождались в труде, в повседневном быту
человека, всё время менялись, совершенствовались, как
менялся, совершенствовался и развивался сам человек. И
конечно, самые древние, примитивные песни его уже не
удовлетворяли. Человек забывал о них, создавая новые,
более красивые и выразительные напевы. Ведь память
всегда старается сохранить на века только самое лучшее,
прекрасное в искусстве.
Народ бережно хранит эти музыкальные послания от
неведомых, далёких своих предков и вместе со своими
новыми песнями передаёт следующему поколению из года в
год, из века в век. Не каждой песне суждено пройти такой
славный путь. Песни отстают в дороге, забываются,умирают. Что ж, они, как и дела людские, одни живут
долго, другие года не пройдёт, никто о них и не вспомнит.
Мы с вами, конечно, будем говорить только о тех песнях,
что навсегда остаются в памяти народа, о песнях с
интересной и долгой жизнью.
Русская песня всегда отражала окружающую жизнь,
природу России, её пейзажи. Мир русской песни это поля
и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж.
Как кому на свете
Дышится, живётся
Такова и песня
У него поётся ...
Жизнь даёт для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный,Тьму ли без рассвета
То и отразится
В песне у поэта...
так писал о песне русский поэт XIX века Иван Суриков.
Наверное, то же можно сказать и о песне народной.
Народная песня ярко и полно отражала природу и быт,
чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их
праздниках и буднях.
Мелодия песни «Ах ты, степь широкая…» нетороплива и
величава. Русский пейзаж, облик бескрайней широкой степи
– излюбленная тема народного песенного искусства,
выражающая через образ природы характер и силу русского
искусства.
Иногда народные песни основывались на авторских
стихотворениях, близких по характеру словам народныхпесен. Одно из таких стихотворений – «Вечерний звон»
стало основой известной песни. Его автор – И. Козлов.
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз…
«Вечерний звон» И. Козлова, вероятно, близок музыкантам
своим поэтическим (поэтический – здесь: вызывающий
чувство очарования) образом,
своей изначальной
музыкальностью. Облик деревянной России с её церквами,
колокольным звоном дорог и близок русской душе.
Вечерний звон был частью родного края, он навевал
воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах.
Всмотритесь и вслушайтесь в картину И. Левитана
«Вечерний звон», в которой слиты воедино облик родины извон сельского колокола. Может быть, вы почувствуете
душу старой России с её любовью к Богу, давшую миру
такую богатую культуру колокольного звона.
Вопросы:
1. Какие стороны жизни отражала русская народная
песня?
2.
Есть ли общее в песнях «Ах ты, степь широкая…» и
«Вечерний звон»? В чём оно проявляется?
3. Какие народные песни вашего края вам известны? О чём
они?Музыка «дружит» не только с поэзией
Содержание:
1.
Воспроизведение человеческой речи в вокальном
произведении, написанном на не стихотворный текст (на
примере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла
«Детская» М. Мусоргского).
2. Музыкальные жанры,
литературы.
Музыкальный материал:
возникшие под влиянием1. М. Мусоргский. «Кот Матрос» из вокального цикла
«Детская» (слушание)
Характеристика видов деятельности:
1. Исследовать значение литературы для воплощения
музыкальных образов.
2. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки
и литературы.
«Музыка – это искусство, выражающее невыразимое…»
(Ш. Мюнш)
Песни, романсы, оперы на протяжении многих веков были
для музыкантов подлинной школой композиторского
мастерства. Они учили искать вдохновение в поэзии, чутко
вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все
движения чувств, все оттенки смысла, не всегда доступные
словесному выражению.Иногда это приводило к подлинным художественным
(художественный – здесь: соответствующий законам
искусства, правды и красоты) открытиям. Одно из таких
открытий цикл «Детская» великого русского композитора
М. Мусоргского. Это произведение необыкновенно по силе
музыкальной выразительности.
Семь небольших вокальных пьес заключают в себе целый
мир детских чувств и настроений, размышлений и проказ.
Один из друзей Мусоргского назвал цикл «Детская» нитью
из жемчужин и бриллиантов, так восхищала слушателей
музыка песен.
«Моя музыка должна быть
художественным
воспроизведением человеческой речи во всех тончайших
изгибах её. Вот идеал, к которому я стремлюсь», писал
Мусоргский.
Рассмотрим лишь одну из песен цикла, написанную, как и
вся «Детская», на стихи самого композитора.Приведём полный текст этого произведения.
Ай, ай, ай, ай, мама,
Милая мама!
Побежала я за зонтиком, мама,
Очень ведь жарко,
Шарила в комоде и в столе
Искала нет, как нарочно!
Я второпях к окну подбежала,
Может быть, зонтик там позабыла...
Вдруг вижу: на окнето кот наш Матрос,
Забравшись на клетку, скребёт!
Снегирь дрожит, забился в угол, пищит.
Зло меня взяло!
Э, брат, до птичек ты лаком!
Нет! Постой, попался!
Вишь ты, кот!
Как ни в чём не бывало, стою я,смотрю в сторонку,
Только глазом одним подмечаю
Странно чтото!
Кот спокойно в глаза мне смотрит,
А сам уж лапу в клетку заносит,
Только что думал схватить снегиря ...
А я его хлоп!
Мама! Какая твёрдая клетка,
Пальцам так больно, мама, мама!
Вот в самых кончиках, вот тут,
Так ноет, ноет так ...
Нет! Каков котто, мама, а?
Посмотрите, как тонко передаётся интонация детской речи.
Девочка рассказывает о происшествии: кот Матрос забрался
на клетку со снегирём, чтобы схватить птицу, а девочка ему
помешала.Из простого сюжета композитор создал целую сценку, в
которой музыка с яркой убедительностью передаёт и
волнение ребёнка, и его оживлённую речь, и страх за
снегиря, и гнев, и умную наблюдательность.
Обратите внимание на текст песни: он не похож на обычное
стихотворение. В нём нет привычных куплетов, нет и
равномерного чередования рифмованных строк. Здесь всё
направлено на создание точного и убедительного образа.
Поэтому так естественна речь девочки: мелодия точно
передаёт её обороты – восклицания, вопросы, торопливую
скороговорку. В музыке аккомпанемента слышно, как кот
скребёт клетку и как пищит испуганный снегирь.
На этом примере мы видим, что музыке доступна не только
поэзия. Она способна на выразительное воплощение самого
необычного текста.
Сейчас трудно назвать литературный жанр, который музыка
не пыталась бы перевести на свой язык. Элегии и оды,баллады и гимны – всё это, помимо песен и романсов,
зазвучало в музыке.
Так литература даёт жизнь многим жанрам музыкального
искусства:
вокальные жанры: песня, романс, кантата, оратория;
сценические жанры: опера, балет, оперетта;
жанры программной музыки, представляющие собой
инструментальные произведения с литературным
описанием содержания.
Без влияния слова, вероятно, было бы совсем другим
музыкальное произведение, его музыкальная речь, ставшая
более выразительной благодаря содружеству с поэзией.
Литература и музыка: их союз навсегда отмечен печатью
благородного воздействия друг на друга. Потому что и
музыка у литературы, и литература у музыки учились
только лучшему.Вопросы и задания:
1.
Велико ли воздействие литературы на музыку?
Объясните свой ответ на примере любого из пройденных
вокальных произведений.
2. Назовите жанры музыки, возникшие под влиянием
литературы.
3. Как детская речь передаётся в песне М. Мусоргского
«Кот Матрос»?
4.
В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите
стихотворение, которое вы могли бы предложить
композитору для создания песни. Попробуйте объяснить
ваш выбор.Стань музыкою, слово!
Содержание:
1. Черты сходства между литературной и музыкальной
речью (на примере Симфонии № 40 В. А. Моцарта).
2.
Влияние музыкальнопоэтических интонаций на
инструментальную музыку (на примере финала Концерта
№ 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского).
Музыкальный материал:1.
В. А. Моцарт. Симфония № 40, I часть. Фрагмент
(слушание);
2. П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с
оркестром. III часть. Фрагмент (слушание).
Характеристика видов деятельности:
1.
Воспринимать и выявлять внутренние связи между
музыкой и литературой.
2. Исследовать значение литературы для воплощения
музыкальных образов.
3.
Рассуждать об общности и различии организации речи в
произведениях литературы и музыки.
«Откройся мысль! Стань музыкою слово!
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!..»
(Н. Заболоцкий)
При всём могуществе своих возможностей музыка во все
времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться взвучание музыкального произведения, то можно различить
фразы и предложения, восклицания и вздохи. А ведь всё это
является принадлежностью человеческой речи!
Вспомните начало Сороковой симфонии В. А. Моцарта.
Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, I часть (фрагмент).
Подобно стихотворению в этом музыкальном высказывании
всё рифмуется, всё соразмерно и интонационное движение,
и ритмический рисунок, и акценты. Кажется, что эта музыка
бесконечное движение, стремление вперёд. Однако в этом
движении различимы и паузы, и остановки. В ней как будто
слышны интонации взволнованной речи человека, которому
необходимы передышки, чтобы взять дыхание.
Такая прерывистость музыкальной речи, её деление на
фразы и предложения берут начало в те далёкие времена,
когда слово и музыка ещё не были отделены друг от друга.
Человек трудился и пел, грустил и пел, танцевал и пелодновременно. Так что слово, музыка и танец возникали из
одного источника, одной стихии.
Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, I часть (полная
версия, по желанию учителя).
И сейчас ещё в музыке, даже не связанной со словом, порой
слышны интонации и ритмы ушедших времён тех времён,
когда слово и музыка были слиты воедино.
Чайковский впитал в себя всё, что звучало вокруг него: и
русскую народную песню, и городской романс, и хоровую
музыку, и всё, что ему было близко в музыке других
народов. Но эта, если так можно сказать, музыкальная
атмосфера, окружавшая Чайковского, была для него лишь
опорой, на которой он создал свой, ярко индивидуальный
мелодический стиль, про который хорошо сказал когдато
Борис Владимирович Асафьев: «Мелодия это своего рода
почерк Чайковского». Действительно, по мелодикеЧайковского, как по почерку, мы узнаем его музыку с
первых же тактов.
Он мог взять незатейливую народную или собственного
сочинения мелодию и бережно сохранить её, не тронув ни
одной ноты, украсив её лишь скромной обработкой, чуть
подчёркивающей самые важные точки мелодии. А мог из
такой же скромной песенной мелодии вырастить гимн
радости, гимн любви или великую человеческую трагедию.
Всё из одного мелодического зерна!
Слушание: П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с
оркестром. III часть (фрагмент).
Послушайте начало финала Первого фортепианного
концерта П. Чайковского. Основой этой прекрасной
виртуозной музыки стала народная песня веснянка,
которой обычно звали весну, а с ней связывали надежду на
тепло и хороший урожай. Интонации такого призыва былислышны в музыке веснянок, в которых многократно
повторялись однадве фразы.
Интонации веснянки слышны и в музыке Чайковского. Они
определяют её выразительность, настроение, танцевальный
характер. Основной мотив многократно повторяется так
же как повторяются во многих веснянках словазаклички.
В 1874 году Пётр Ильич закончил свой Первый
фортепианный концерт. Он хотел посвятить его Н. Г.
Рубинштейну, просить его быть первым исполнителем этого
произведения. Но концерт Рубинштейну не понравился, и он
даже назвал его неисполнимым. Очень расстроившись,
Чайковский послал ноты замечательному немецкому
пианисту и дирижёру Гансу фон Бюлову, который и стал его
первым исполнителем. В благодарность Чайковский
посвятил концерт ему. Много лет спустя Бюлов называлэтот концерт «... самым сверкающим, самым совершенным»
среди произведений русского композитора.
Слушание: П. Чайковский. Четвёртая симфония (финал).
Мелодии, имеющие песенное происхождение, встречаются у
многих композиторов. Иногда сами песни становятся
темами музыкальных произведений. Например, в финале
Четвертой симфонии П. Чайковского используется русская
народная песня «Во поле берёза стояла», а во второй части
Концерта № 3 для фортепиано с оркестром Д. Кабалевского
приводится его собственная песня «Наш край».
Однако народная музыкальная культура не является
единственным источником воздействия на творчество
композиторов. Вся история музыки говорит о том, что были
и другие источники такого воздействия. «Стань музыкою,
слово!» эта строка из стихотворения Н. Заболоцкого
отражает извечное стремление композиторов запечатлеть вмузыкальных звуках всё богатство человеческой речи,
соединить слово и звук в неразрывное целое.
Вопросы и задания:
1. Как вы понимаете смысл слов Н. Заболоцкого «Стань
музыкою, слово!»?
2. Почему музыка Сороковой симфонии Моцарта так
похожа на стихи? Объясните свой ответ.
3. Как характер веснянки повлиял на музыку Первого
фортепианного концерта П. Чайковского?
Два великих начала
Содержание:
1. Слово и музыка могучие силы искусства.2. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и
музыки в вокальных произведениях.
Музыкальный материал:
1. М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я помню чудное
мгновенье...» (слушание);
2. Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера. «В путь» (из вокального
музыкой и литературой.
2. Исследовать значение литературы для воплощения
музыкальных образов.
цикла «Прекрасная мельничиха»).
Песенный репертуар:
1.
«Весёлый мельник». Американская народная песня
(пение).
Характеристика видов деятельности:
1.
Воспринимать и выявлять внутренние связи между3.
Рассуждать об общности и различии выразительных
средств музыки и литературы.
Ход урока:
«Музыка должна сыграть по отношению к
поэтическому произведению ту же роль,
какую по отношению к точному рисунку играет яркость
красок…»
(Кристоф Глюк)
Сообщение темы урока:
Сегодня мы будем говорить о двух великих началах –
«Слово» и «Музыка». Как вы можете определить связь
между ними?
Работа по теме урока:
1. Взаимодействие слов и музыки
«Слово» и «Музыка» два великих начала, две стихии
искусства. На протяжении многих веков они непрерывновзаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко
приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения
и примирения порой рождают шедевры – песни, романсы,
оперы.
Поэтический текст способен придать музыке новое
звучание. Он обогащает её смыслом, оттенками чувств,
красочностью тембров. Но не каждое стихотворение может
стать основой музыкального произведения: оно должно быть
поособенному мелодичным и ритмичным, должно состоять
из благозвучных (благозвучный – приятный на слух) слов,
которые легко поются.
Творчество композитора превращает стихотворение в
музыкальное произведение. Так поэзия становится частью
музыки. Её интонации, ритмы, рифмы подчиняются законам
музыки. Некоторые слова, не совсем подходящие по
звучанию или неудобные для пения, заменяются другими.Кроме того, произведение всегда предназначается для
определённого голоса сопрано, тенора, баритона или баса.)
Это придаёт ему тембровую неповторимость,
не
предусмотренную в стихотворении.
Посмотрите внимательно на портрет Фёдора Ивановича
Шаляпина на стр. 38 учебника. Портрет выполнен
художником Валентином Александровичем Серовым. (В
презентации дан портрет Ф. Шаляпина, 1902 г., худ. Н.
Кузнецов).
Имя знаменитого на весь мир баса знают все. У него был
высокий бас, исключительной красоты, яркости и мягкости.
Послушайте фрагмент «Песни варяжского гостя» из оперы
Н. А. РимскогоКорсакова «Садко» (либретто Н. А.
РимскогоКорсакова и В. Бельского).
О скалы грозные дробятся с рёвом волны
И, с белой пеною крутясь, бегут назад.Но твёрдо серые утёсы выносят волн напор
Над морем стоя…
«Гениальный сын земли русской» эти слова начертаны по
французски на могиле величайшего певца, когдалибо
появлявшегося на оперной сцене или концертной эстраде.
История вокала не знает артиста, превзошедшего Шаляпина
или хотя бы равного ему.
2. Слушание романса М. Глинки «Я помню чудное
мгновенье...»
Талантливая музыка часто как бы заново открывает
известное стихотворение.
Кому знакомы эти замечательные строчки?
Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты.
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты... Скажите, кто является автором этого стихотворения? (Это
стихотворение написал великий русский поэт Александр
Сергеевич Пушкин.)На странице 39 вы видите знаменитый
портрет Пушкина, написанный Василием Андреевичем
Тропининым.
Гениальные строки А. Пушкина, учили наизусть и
современники, и их потомки. Оно посвящено Анне Керн,
которой поэт искренне восхищался.
Это стихотворение – пример возвышенного и благородного
отношения к женщине, преклонения перед красотой и
поэзией человеческих отношений. Оно получило гениальное
воплощение в музыке М. Глинки. Так возник бессмертный
романс «Я помню чудное мгновенье...»
Сохранив прекрасный образ стихотворения, размер
пушкинского стиха,
Глинка придал ему широкое
мелодическое дыхание, подчеркнул переломы в настроении,внёс живое биение пульса в фортепианное сопровождение
и сумел стать равным великому мастеру стиха.
Пушкин посвятил стихи Анне Петровне Керн, а Глинка
посвятил музыку её дочери Екатерине. Сейчас мы с вами
послушаем это замечательное творение. (Слушание романса
в записи).
На сколько частей можно разделить романс? О чём эти
части рассказывают и как они звучат?
(Первая часть романса говорила о зарождении любви, о том,
что это было чудное мгновение. Мелодия звучит легко,
певуче, светло, ритм ровный.
Средняя часть рассказывает о разлуке, чувствуется
напряжение, тревога, сопровождение становится более
резким,
Затем музыка постепенно
успокаивается и замедляется, как бы подчёркивая строчки:
драматичным.В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои:
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви.
А в третьей части говорится о счастье новой встречи.
Звучит та же вдохновенная мелодия, что и в первой части.)
Романс заканчивается так же, как начинается: очень мягко и
благородно. Может быть, это образ «гения чистой красоты»,
а может, самого автора, охваченного нежным и глубоким
чувством. Музыка чётко следует за содержанием
стихотворения, она чутко откликается на каждое
настроение, каждую фразу. Удивительно певучую мелодию
невозможно отделить от фортепианного сопровождения
вместе они представляют единое художественное целое.
А случается и так, что музыкальное произведение
возрождает к жизни поэтическое, которое, не прикоснись к
нему великий композитор, давно бы было забыто. Такое«чудо прикосновения» происходило с творчеством многих
поэтов, чьи скромные произведения составляли как бы
«второй план» (второй план – здесь: менее ценный, менее
значительный) литературы.
Мало кто знаком с поэтическим наследием Нестора
Кукольника, однако все знают стремительную «Попутную
песню», нежнозадумчивого «Жаворонка» М. Глинки,
написанные на его стихи. Простодушные стихотворения
Вильгельма Мюллера, вряд ли надолго удержали внимание
читателя. Однако гений Ф. Шуберта открыл в них столько
нежности и трагичности (трагический – потрясающий,
полный страданий), что циклы «Прекрасная мельничиха» и
«Зимний путь» стали подлинными вершинами вокальной
музыки.
Песня «В путь», открывает цикл «Прекрасная мельничиха».
Мы ярко ощущаем и приподнятое настроение героя,
поёт свою
который,
отправляясь в странствие,жизнерадостную песню, и вращение мельничного жернова,
подчинённого непрерывному движению стремительной
воды.
Герой отправляется в путь; большинство своих песен он
будет петь «на ходу». И всё, что встретит он в своём
нелёгком путешествии любовь, надежду, восторг,
разочарование, он будет переживать как бы в ритме своего
собственного шага то упругостремительного, то горестно
тяжёлого.
В движенье мельник жизнь ведёт,
В движенье,
Плохой тот мельник должен быть,
Кто век свой дома хочет жить,
Всё дома!
Вода примером служит нам,
Примером!
Ничем она не дорожит,И дальшедальше всё бежит,
Всё дальше!
Колёса тоже не стоят,
Колёса!
Стучат, кружатся и шумят,
С водою в путь они хотят.
С водою.
Вертятся, пляшут жернова,
Вертятся.
Кажись, бы им и не под стать,
А ведь нельзя ж от всех отстать.
Нельзя же!
Движенье счастие моё,
Движенье!
Прости, хозяин дорогой,
Я в путь иду вслед за водой,
Далёко!Вопросы и задания:
1. Каким должно быть стихотворение, чтобы оно зазвучало
в музыке?
2. Считаете ли вы музыку М. Глинки созвучной
Пушкина «Я помню чудное
стихотворению А.
мгновенье...»? Объясните свой ответ.
3. Что в характере песни Ф. Шуберта «В путь» кажется
вам главным? Что, повашему, больше передаёт этот
характер – стихи или музыка?МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Урок 4
Тема: Искусства различны, тема едина.
Содержание:
1. Какие качества необходимы человеку, чтобы понять
смысл искусства.
2.
Тема как фактор объединения произведений разных
видов искусства.
3. Сравнение
произведений,
представленных в § 4, с точки зрения сходства их образов и
настроений.
художественныхХудожественный материал:
Музыка:
1. П. И. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песнь» (из
фортепианного цикла «Времена года», слушание);
«Альбом для юношества», слушание).
Поэзия:
1. А. Толстой. «Осень». Осыпается наш бедный сад...
Живопись:
1. И. Левитан. «Осенний день. Сокольники»;
2. И. Бродский. «Опавшие листья».
Песенный репертуар:
1. И. Гайдн, русский текст П. Синявского. «Мы дружим с
2.
Р. Шуман. «Первая утрата» (из фортепианного цикла
музыкой» (пение).
Ход урока:Организационный момент
Звучит песня «Маленький принц» М. Таривердиев, стихи Н.
Добронравова.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём
воображении настроение.
Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ
и настроение.
А музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать
мысль и образ…»
(Н. РимскийКорсаков)
Сообщение темы урока:
Мы продолжаем разговор об искусстве и сегодня будем
учиться искать взаимосвязи между музыкой, литературой и
изобразительным искусством.Работа по теме урока:
1. Храмы искусства
Долгие столетия, прошедшие с тех незапамятных времён,
когда искусство только начинало свой путь на земле,
неузнаваемо преобразили его облик. Дело не только в том,
что совсем иными стали краски, которыми пользуются
художники, что музыканты играют на других инструментах,
а поэты пользуются совершенно новыми словосочетаниями.
Изменился сам мир искусства. Музыка, поэзия, живопись
значительно
стали
самостоятельными. Каждый из этих видов искусства
образовал как бы собственное государство со своей
историей, географией, населением и языком. И для того
чтобы изучить хотя бы одно из этих «государств», люди
тратят многие и многие годы. Шаг за шагом они овладевают
ремеслом, приобщаются к труду великих творцов, учатся
выросли и расширились,творить сами и в конце концов постигают лишь одно
единственное искусство. Пожалуй, никакая другая наука не
даётся таким трудом, как наука творчества.
Но что же это означает? Неужели для человека, не
связанного с искусством, его мир оказывается безнадёжно
закрытым? Для кого же оно тогда существует?
К счастью, понимать искусство можно поразному. Давайте
попробуем понять, почему искусство может быть понято
многими людьми. Обратимся к учебникам. На страницах 27
28 вы видите храмы искусства. Скажите, к каким видам
искусства относятся данные храмы?
Государственная Третьяковская галерея храм живописи,
где живут замечательные шедевры известных художников.
Большой театр там живут различные театральные
представления: опера, балет, проходят концерты известных
исполнителей из мира музыки.Большой зал Московской консерватории. В консерватории
учатся будущие композиторы, музыканты.
Правильно. А как вы думаете, у слова консерватория и
консервы есть чтото общее? (Заслушиваются ответы
учащихся.)
Внешне, конечно же, ничего общего, хотя у них
одинаковый корень итальянского глагола «conservare» что
означает беречь, сохранять. Что такое консервы? (Консервы
это сохранённые пищевые продукты.) А что же сохраняет
консерватория?
Так вот, послушайте. В старину в Италии консерваториями
называли приюты для сирот, дома сохранения бедных детей
от жизненных невзгод, выпавших на их долю. В этих
приютахконсерваториях детей обучали разным ремёслам, а
особо очень уважаемому ремеслу у итальянцев ремеслу
музыканта. Любопытно, что в старой Италии школы музыки
ещё называли знакомым нам словом госпиталь, что значитгостеприимный дом. Но слово госпиталь впоследствии
стало относиться только к медицине, а название
консерватория окончательно закрепилось за учебным
заведением,
предназначенным для музыкального
образования.
Первая русская консерватория была открыта в Петербурге
в 1862 году, вторая в Москве в 1866 году.
Конечно, для того, чтобы разгадать тайны мастерства,
техники художника, то для этого нужно много учиться,
стать профессионалом.
Если же стремиться понять смысл произведения, ощутить
его эмоциональное (эмоциональный – от слова эмоция –
душевное переживание, чувство) воздействие, то здесь
требуются чуткость и внимание,
воображение и
наблюдательность. Этими качествами обладают очень
многие люди. Вот почему не обязательно быть музыкантом,художником и писателем, чтобы любить хорошую музыку, с
удовольствием ходить в музеи и читать книги.
Давайте попробуем доказать, почему искусство может
быть понято многими людьми. Для этого проанализируем
разные виды искусств.
2. Рассматривание репродукций картин
А теперь рассмотрим страницу 30 учебника. Что общего
вы видите на этих двух картинах?
Сравнивая две картины – И. Левитана и И. Бродского, мы
наблюдаем два характерных осенних состояния: пасмурный
день, увядшая листва. Однако каждое из этих состояний
воспроизводит лишь внешний (внешний – здесь; первичный,
поверхностный,
глубины внутреннего
выраженный в его названии
содержания) образ,
произведений.
лишённыйВедь произведение искусства не фотография,
воспроизводящая вид осеннего парка или деревенский
пейзаж. В нём всегда скрыто чтото большее.
«Осенний день. Сокольники»: парк, аллея, женская фигура,
идущая нам навстречу…
Мы невольно проникаемся состоянием этой неведомой
(неведомый – неизвестный) нам женщины и пытаемся
понять: о чём она думает, что чувствует. Сожалеет ли она о
прошедшем лете, когда парк был таким зелёным и весёлым,
или, о чём то ушедшем, далёком, но дорогом сердцу?
Тогда не о том ли же самом рассказывают нам и опавшие
листья? Ведь и они когдато впервые распустились
навстречу весеннему солнцу, росли и ярко зеленели. Но вот
всё изменилось и теперь они лежат на земле. Они всё ещё
прекрасны, но ничто никогда не вернёт им прежних красок,
прежнего весёлого трепетания.3. Слушание музыкальных произведений
Пьеса Петра Ильича Чайковского «Октябрь. Осенняя
песнь» из фортепианного цикла «Времена года»
необыкновенно близка по настроению рассмотренным
картинам. Композитор также стремится не просто передать
прекрасный облик увядающей осенней природы, он вносит в
звучание своей пьесы щемящую человеческую ноту.
Строки из стихотворения А. Толстого, взятые Чайковским
как эпиграф к пьесе подчёркивают состояние боли и
сожаления:
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят...
«Бедный сад» это не просто пейзаж (пейзаж – рисунок,
картина, изображающая природу), это человеческая грусть,
сложное чувство жалости и смирения перед неизбежным.Улетели листья с тополей,
Совершилась в мире неизбежность.
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и нежность…
…так почти сто лет спустя написал об осени замечательный
русский поэт Николай Рубцов. И мы видим, что
человеческая душа во все времена способна страдать и
восхищаться, она несёт в себе глубокое поэтическое
видение мира. А это означает, что мир человеческой души,
выраженный в произведении искусства, может быть близок
и понятен многим.
Вслушайтесь: все эти чувства ярко выражены в музыке
Чайковского, полной осенней грусти и одиночества.
Слушание: П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песнь» из
фортепианного цикла «Времена года».В представленном художественном ряду лишь одно
произведение стоит особняком (особняком – отдельно, в
стороне от других) «Первая утрата» (утрата – потеря) Р.
Шумана. Эта пьеса, не содержит осенних мотивов. И всё же
она оказывается посвоему созвучной всем произведениям,
о которых шла речь.
Если бы мы слушали эту пьесу саму по себе, мы сказали бы
о грустной мелодии, об интонации, в которой можно
различить и жалобу, и упрёк, и безутешность. Но если
вспомнить содержание нашей беседы, то, наверное, смысл
«Первой утраты» станет более глубоким и значительным.
Теперь это не просто жалоба ребёнка, теперь это
становится чемто большим, какимто новым знанием о
мире. Это знание угадывается уже в самом названии –
«Первая утрата», говорящем о неизбежности всех
последующих утрат.Так маленькая детская пьеса становится для нас открытием
закона жизни, которому подчиняется всё грустное в мире: и
облетающие осенние листья, и горькие человеческие потери.
И хоть это грустный закон, в нём есть и светлая сторона.
Ведь когдато снова наступит весна, на деревьях появятся
молодые листья… Так и человеческая жизнь – потери в ней
сменяются радостями, новыми надеждами и ожиданиями.
Слушание: Р. Шуман. «Первая утрата» из фортепианного
цикла «Альбом для юношества».
Расскажите о своих впечатлениях. (Музыка звучит
грустно, плавно, протяжно, состоит из трёх частей. Первая
и третья части похожи, середина звучит более взволнованно.
Настроение этой пьесы схоже с предыдущей, можно
различить жалобу, безысходность, безутешность.)Ребята, скажите, что же общего между всеми этими
произведениями? (Все эти произведения красками, словами,
звуками рассказывают нам об осени.)
Их объединяет общая тема осень.
Искусства различны, тема едина. Таким образом, тема это
то, что присутствует во всех видах искусства. Это главная
идея, мысль любого творения. Изучая произведения
различных видов искусств, которые объединены общей
темой, мы учимся глубже понимать их смысл, находим в
них схожие образы и настроения.
Вспомните песни, соответствующие данной теме.
Итог урока:
Сопоставление различных произведений обогащает
содержание самой темы. В этом сопоставлении нет ничего
искусственного. Любое явление жизни познаётся в
сравнении, порой даже столкновении с другими явлениями.например,
Попробуйте,
объяснить художественное
произведение, взятое наугад, без знания традиции, в которой
оно возникло, времени его написания и других необходимых
условий. Вы убедитесь, что любое суждение требует
предварительных знаний, опыта, наблюдений. В этом и
состоит смысл сравнения нового со старым, неизвестного с
известным. Точно так же происходит познание искусства:
диалог времён, традиций, культур необходимые его грани.
Вопросы и задания:
1. Какие качества помогают человеку глубже
почувствовать и понять произведение искусства?
2. Что объединяет музыкальные произведения и
произведения изобразительного искусства, приведённые в
нашей беседе?
3. Почему «Первую утрату» Р. Шумана можно поставить в
один ряд с другими рассматриваемыми произведениями?4.
Только ли тема осени объединяет представленные
произведения, или их смысл более глубок? Как вы думаете,
в чём он выражается?
5. Назовите несколько произведений различных видов
искусства, объединённых общей темой.
6. Составьте свой вариант из произведений музыкального,
поэтического и изобразительного искусства для урока
концерта «Природа в искусстве». Запишите его в «Дневник
музыкальных наблюдений».
Из чего состоит опера
Содержание:
1.
Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных
произведениях (на примере арии Снегурочки из оперы Н.
РимскогоКорсакова «Снегурочка» и инструментального
эпизода «Сеча при Керженце» из оперы Н. РимскогоКорсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии»).
Музыкальный материал:
1. Н. РимскийКорсаков. Сцена таяния Снегурочки из
оперы «Снегурочка». IV действие (слушание);
2. Н. РимскийКорсаков. Сеча при Керженце. Из оперы
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». III
действие (слушание);
3. С. Баневич. «Пусть будет радость в каждом доме».
Финал оперы «История Кая и Герды» (пение).
Характеристика видов деятельности:
1. Анализировать
многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного искусства (с учётом
критериев, представленных в учебнике).
2. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов
в музыке.3.
4.
Рассуждать о яркости и контрастности образов в
музыке.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных
произведений в изобразительной деятельности.
Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей...
(А. С. Пушкин)
За те триста с лишним лет, что прошли со дня первого
оперного спектакля, многое изменилось в сложном
организме оперы: раздвинулись её масштабы, обогатились
выразительные средства,
скромного
аккомпаниатора стал полноправным участником.
Балет и хор давно уже «прижились» в опере как
неотъемлемая часть целого. Но душой оперы как был, так и
оркестр изостался человеческий голос с его тембровым богатством, ни
с чем несравнимой динамичностью и задушевностью
вокальных интонаций.
Самое сочетание слова и
выразительной мелодии всегда было и будет в центре
внимания и композитора, и зрителя. И те формы сольного
пения, в которых вокальная мелодия получила наибольшую
свободу развития, естественно, оказались решающими в
построении музыкальносценического образа.
Вокальные номера
Основу оперного спектакля составляют сольные и
ансамблевые вокальные номера.
Ария вокальный монолог героя (героини). В ней
раскрывается душевное состояние героя и его характер.
Ария представляет собой развёрнутое и законченное
музыкальное произведение.Речитатив род вокальной музыки, основанный на
речевых интонациях. Он строится свободно, приближаясь к
речи. В опере речитатив обычно является вступлением к
арии. Другое назначение оперного речитатива соединять
номера оперы, отражать ход развития сюжета.
Ансамбль (франц., вместе) законченный музыкальный
номер, исполняемый несколькими певцами. В зависимости
от числа исполнителей ансамблевые номера называют
дуэтами (2), трио (3), квартетами (4), квинтетами (5) и т. д.
Хор певческий коллектив, коллективное действующее
лицо оперного спектакля или «комментатор» событий. Хор
это и номер в опере, исполняемый коллективом певцов.
Композиторы издавна пользовались им для изображения
сцен народной жизни; подобно оркестровым голосам, хор
привлекался в живописных картинах празднеств, битв,
стихийных бедствий, катастроф.
Певческие голосаГлавное в опере пение. Все арии, ансамблевые номера и
хоры исполняются певцами. Их голоса делятся на три
группы: высокие, средние, низкие. В соответствии с высотой
звучания и характерным тембром голоса оперных певцов
разделяются на мужские: тенор, баритон, бас; женские:
сопрано, меццосопрано, контральто.
Арии можно сравнить с описанием портрета героя в
литературном произведении, в котором обычно передаётся
его характер, душевное состояние.
Многие арии оперных произведений отличаются особой
выразительностью.
Примером может служить ария
Снегурочки из одноимённой оперы Н. РимскогоКорсакова.
Красивое сопрано Снегурочки передаёт сказочный, светлый
образ героини: оно похоже на пение птиц, журчание весёлых
ручейков.
Снегурочка – один из самых пленительных и нежных
персонажей мирового оперного искусства. Она проходит