Урок мужества "Сталинград"
Оценка 4.7

Урок мужества "Сталинград"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
9 кл—11 кл
23.08.2018
Урок мужества "Сталинград"
Презентация к занятию
Публикация является частью публикации:
Урок мужества Сталинград.docx
Урок мужества, посвященный 70­летию Победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией «Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?» (Героям Сталинградской битвы посвящается) В истории России войны – это тяжкий труд всего народа… В. Ключевский. Цели: развитие у учащихся гражданственности и патриотизма как важнейших  духовно­нравственных качеств, умения их активного проявления в различных  сферах жизни общества, воспитание высокой ответственности и верности  долгу перед Родиной. Задачи: ­формировать у обучающихся знания о Великой Отечественной войне 1941­ 1945 гг., ее защитниках и их подвигах; ­способствовать нравственно­патриотическому воспитанию обучающихся,  воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны,  села, школы, уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной  войны и людям пожилого возраста. Форма проведения: мастерская; Возраст: 5­7 классы;                                                      Наглядность и ИКТ: мультимедийный проектор, компьютер, цветные репродукции памятных мест  Волгограда: Мамаев курган, Дом Павлова, Вечный огонь, Площадь павших  борцов,  выставка книг из школьной и домашних  библиотек, посвященная  Великой Отечественной войне, мультимедиа CD – ROM «От Кремля до  Рейхстага».  Подготовка к классному часу:   1. Классный руководитель: оформление выставки книг, подбор стихов и  песен о войне, подбор материала из школьного краеведческого музея, помощь детям в подготовке презентации к классному часу, беседа с  родителями; 2. Родители: поиск в домашнем архиве данных о членах семьи,  участвовавших в Великой Отечественной войне; 3. Обучающиеся: творческие  сообщения о мужестве и героизме советских солдат, офицеров, медсестер, мирного населения во время  Сталинградской битвы. Содержание:  1. Индуктор. Вступительное слово классного руководителя, просмотр  документальной хроники. 2. Социализация. Беседа по просмотренному материалу и постановка  проблемного вопроса. 3. Творческое задание. Групповые выступления детей: 1). Герои Сталинграда. 2). Памятные места битвы. 3). Подвиг медсестёр. 4). Мирное население. 4. Слово ведущего. Выступление группы обучающихся «И помнит мир  спасённый» 5. Рефлексия . Почта Сталинграда. Планируемые результаты:  1.Обучающиеся должны осознать, что такое патриотизм, что  человеческая жизнь ­ высшая на Земле ценность, приносимая в жертву  ради спасения Родины; 2. Обучающиеся должны научиться раскрывать на конкретных примерах героизм простых людей; 3. Обучающиеся должны планировать собственную деятельность в  соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации,  соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Ход занятия: 1. Индуктор. Индуктор  в данной мастерской направлен на  стимуляцию воображения ее участников. От того, насколько  удачно пройдет индуктор, будет зависеть сила эмоционального восприятия  информации.  Классный руководитель:        (Слайд №3) 22 июня 1941 год… Эта дата стала точкой отсчета другого времени и другой жизни. Точка отсчета жизней миллионов людей!   Германия и   её   союзники   вторглись   на   территорию   Советского   Союза,   быстро продвигаясь вглубь. Потерпев поражение в ходе боёв летом и осенью 1941, советские войска собрали все силы во время битвы за Москву в декабре 1941 года.   Истощённые   немецкие   войска,   плохо   экипированные   для   боевых действий зимой и с растянутыми тылами, были остановлены на подступах к столице и отброшены назад. Шел 1942 год…  Сталинград!.. Наверное, не так много на земле мест, к которым было бы так надолго приковано внимание людей разных стран мира, как было оно приковано к Сталинграду в далёком 1942   году.     Сегодня   мы   поговорим   о   мужестве,   которое   было   проявлено участниками Сталинградской битвы. Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором   советские   войска   одержали   крупнейшую   победу.   Эта   битва ознаменовала   начало   коренного   перелома   в   ходе   Великой   Отечественной войны и Второй мировой войны в целом.                              От рожденья земля не ведала                              Ни осады, ни битвы такой.                              Содрогалась земля, и краснели поля,                              Все пылало над Волгой­рекой.                             С трех сторон, стесненный черной чашей,                              Сталинград, придвинувшись к реке,                              В час смертельный, ужасом грозящий,                              Кажется, висел на волоске. Просмотр документальной хроники. ( СД «От Кремля до Рейхстага»,  фильм «Жаркое лето 1942 года»). Звучит  песня Б. Окуджавы «Нам  нужна одна победа» (из кинофильма «Белорусский вокзал»)                             Здесь птицы не поют,                             Деревья не растут,                             И только мы плечом к плечу                             Врастаем в землю тут. Горит и кружится планета,                             Над нашей Родиною дым,                             И, значит, нам нужна одна победа,                             Одна на всех. Мы за ценой не постоим! 2. Социализация. Участникам мастерской предлагается ответить на вопросы:1. «Что вы увидели   в   документальном   фильме?»   (Бои   за   Родину,   отступление Красной   Армии,   смерть,   патриотизм,   разрушения).2.   «Почему   так случилось, что в 1942 году фашистские захватчики вышли к Волге?» 3. Проблемный   вопрос,   на   который   обучающиеся   ответят   в   конце классного часа «Что послужило главной причиной победы советского народа под Сталинградом?» Затем  все обучающиеся делятся на четыре группы, представляют  домашнее задание.  3. Творческое домашнее задание.  Выступление группы ребят, подготовивших сообщения о героях  Сталинградской битвы. (Слайд №4) Снайпер Пётр Гончаров  в боях уничтожил 445 фашистов. 1. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов. Отмечая новый 1944 год со своими боевыми друзьями, он сказал: «Немецкому ефрейтору Гитлеру по причине моих выстрелов пришлось снять с котлового довольствия 402   фрица.   А   если   прибавить   сюда   и   работу   моих   молодых   товарищей, снайперов нашего полка, счёт перевалит за 1000. Пётр Гончаров продолжал учувствовать   в  боях   и   погиб   под   Кривым   рогом  31  января  1944  года. 10 октября   1944   года   Гончарову   присвоено   звание   Героя   Советского   Союза. (Посмертно) 2.(Слайд№5)  24 ноября 1942 года старший сержант Илья Воронов получил приказ отбить у немцев дом (на этом месте сейчас находится Дом офицеров). Он повёл своих бойцов в наступление, был ранен в ногу и руку, но, не делая перевязок,   продолжал   бой.  Затем   Илья   Воронов  со   своими   бойцами   занял соседний с атакуемым дом. Из окна здоровой рукой он продолжал кидать гранаты во врага.  Немцы взорвали дом, из которого вела атаку наши бойцы. Илья   потерял   сознание.   Бойцы   продержались   до   вечера.   Когда   бой   затих, вынесли раненных и погибших. Воронов попал на операционный стол. Из его тела было извлечено 25 осколков мин и гранат. Илья остался без ноги, но выжил. 3.(Слайд№6) Снайпер Анатолий Чехов защищал Дом Павлова. В Сталинграде он уничтожил 256 гитлеровцев. В то время ему было всего 19 лет. За время службы  в армии    подготовил  20  снайперов. В 1943  году  под  Киевом  ему оторвало   взрывом   стопу,   он   перенес   12   операций.   Поправившись,   Чехов пошел работать на электромеханический завод. О нем создан документальный фильм «И помнит мир спасенный». 4.(Слайд№7) Четыре бойца: Н. И. Сарафанов, М. Ф. Чембаров, А. А. Беляев и П. Г. Круглов – во время боя в районе Дар­горы 16 сентября 1942 года сразились с 20 фашистскими танками. Круглов и Беляев погибли, оставшиеся в живых Сарафанов и Чембаров стреляли в упор, были ранены и попали в плен.   Им   удалось   бежать   из   плена   и   вернуться   в   свой   полк.   Их   считали погибшими и посмертно наградили орденами Отечественной войны. 5.(Слайд№8)  Во   время   боя   на   Дону   в   августе   1942   года   радистка   Елена Стемпковская   находилась   на   командном   пункте   и   передавала   в   штаб информацию   о   численности   и   расположении   вражеских   подразделений,   о нахождении огневых точек и обороны противника. Враг прорвался, и Елена оказалась в окружении. Она долго обстреливалась, но была захвачена в плен, её   пытали,   истязали,   требовали   сообщить   известную   ей   информацию   о расположении   советских   войск.   Немцы   замучили   молодую   радистку   до смерти, но не добились от неё никаких сведений. Посмертно она награждена орденом Красного Знамени. 6.(Слайд   №9)19­летняя   девушка   Татьяна   Скоробогатова     возглавила партизанский отряд «Искра». Отряд минировал дороги, совершал налёты на немецкие обозы, доставлявшие немцам боеприпасы и еду. За несколько дней до   прихода   советских   войск   отряд   напал   на   вражескую   автоколонну.   В крытых машинах ехали солдаты; завязался бой, в котором девушка погибла. 7.(Слайд №10) Морской пехотинец Михаил Паникаха загорелся от разбитой  бутылки с зажигательной смесью, с которой он бросился на танк. Не  останавливаясь, уже живым факелом он вскочил на танк и собой поджег  фашистскую машину. Выступление группы ребят, подготовивших сообщения о памятных  местах битвы. 1.(Слайд№11)  В   конце   сентября   1942   года   командир   отделения   сержант Павлов, выполняя приказ командира, первым проник вместе с тремя бойцами в   дом,   уже   занятый   гитлеровцами.   Гвардейцы   выбили   врага   и   превратили здание   в   опорный   пункт.   Ночью   2   октября   со   стороны   мельницы   пришло подкрепление. Вскоре туда подошли миномётчики. Всего в доме находилось 25 бойцов. 2. 58   суток   –   срок   больший,   чем   Германия   затратила   на   захват   целых европейских   государств.   Выстояв   в   кромешном   аду,   защитники   дома   24 ноября вместе со своей дивизией перешли в стремительное наступление  3.(Слайд №12) Сражение на Мамаевом кургане, пропитанной кровью высоте, возвышающейся   над   городом,   было   необычно   беспощадным.   Высота переходила   из   рук   в   руки   несколько   раз.   Во   время   одной   из   советских контратак   на   Мамаев   курган   с   целью   перехватить   его,   советские   войска потеряли целую дивизию в 10 тысяч человек в один день. 4.( Слайд №13) Несмотря ни на что, борьба, в особенности на Мамаевом кургане и на заводах в северной части города, продолжалась так же неистово, как и всегда. Сражения за завод «Красный Октябрь», тракторный завод и артиллерийский   завод   «Баррикады»   стали   известны   на   весь   мир.   Пока советские солдаты продолжали защищать свои позиции, ведя огонь по немцам, рабочие заводов и фабрик ремонтировали повреждённые советские танки и оружие в непосредственной близости от поля боя, а иногда и на самом поле боя. 5.(Слайд   №14)  Мамаев   курган…   В   дни   Сталинградской   битвы   он   был отмечен на картах генеральных штабов всех стран мира. Здесь, начиная с 13 сентября 1942 года по 30 января 1943 года, 140 дней и ночей не унималась дрожь   земли   от   взрывов   снарядов,   мин   и   авиационных   бомб,   неумолчно бушевали вихри свинца и рваного железа. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы. . Выступление учащихся, подготовивших сообщения о медсестрах. 1.(Слайд №15)  Стихотворение И. Уткина « Сестра».                          Когда упав на поле боя,                          И не в стихах, а наяву,                          Я вдруг увидел над собою                          Живого взгляда синеву.                          Когда склонилась надо мною                          Страданья моего сестра,                          Боль сразу стала не такою: Не так сильна, не так остра,                          Меня как будто оросили                          Живой и мёртвою водой.                          Как будто надо мною Россия                          Склонилась русой головой. 2.       Наташа Качуевская добровольно пошла на фронт  медсестрой. Вынесла с поля боя 79 солдат. В одном из боёв за Сталинград, попав в окружение с 45 бойцами,   она   не   только   оказывала   раненым   медицинскую   помощь,   но   и стреляла в фашистов. Когда враги приблизились, подпустила их близко к себе и взорвала гранату. Вместе с ней погибло 10 фашистов.      3.     19­ летняя медсестра Зинаида Маресева   во время Сталинградской битвы выносила раненных с поля боя и доставляла к переправе. Погибла 6 августа 1943 года, переправляя через Волгу раненных бойцов.       4. (Слайд №16) Сандружинница Дуся Дмитриева на себе выносила с поля боя раненых, 28 августа она спасла 9 бойцов. После Сталинградской битвы стала разведчицей, 14 раз была в тылу врага, доставляла разведанные в штаб армии. Погибла, когда возвращалась с задания, попав на минное поле.       5. Всем известно имя Гули ( Марионеллы) Королёвой. Эта полная жизни и энергии девушка пошла на фронт добровольно. 24 ноября 1942 года во время боя при Паньшино вынесла 100 раненных воинов с поля битвы. Она подносила бойцам гранаты, а когда настал критический момент боя, повела за собой потерявших веру в победу бойцов. Дважды раненная, она не оставила поля боя,  в   своём   последнем   бою   лично   уничтожила  15  гитлеровцев   и  погибла смертью героя. Выступления группы учащихся, подготовивших сообщения о мирных  жителях Сталинграда. 1.(Слайд №17, 18) Сталин не дал разрешение на эвакуацию жителей города, по мнению историков, потому, что их присутствие должно было воодушевить защитников   города   на   более   сильный   отпор   врагу.   Все   граждане,   включая женщин и детей, работали над постройкой траншей и защитных сооружений. Массированная немецкая бомбардировка 23 августа вызвала огненную бурю, убив   тысячи   мирных   жителей   и   превратив   Сталинград   в   громадную территорию, заваленную камнями и заставленную горящими руинами. Бремя начальной   борьбы   за   город   пало   на   1077­й   противовоздушный   полк: подразделение,   укомплектованное,   главным   образом,   из   молодых   женщин­ добровольцев, не имевших опыта по уничтожению наземных целей. 2. На   начальном   этапе   советская   оборона   надеялась   в   значительной степени   на   «Народное   ополчение   рабочих»,   набранное   из   рабочих,   не втянутых   в   военное   производство.   Танки   продолжали   строиться     и укомплектовывались добровольными экипажами, состоявших из работников заводов, в том числе, женщин. Техника сразу же отправлялась с конвейеров заводов   на   линию   фронта,   часто   даже   без   покраски   и   без   установленного прицельного оборудования. Классный руководитель: (Слайд №19, 20)  наш односельчанин Ниязбеков Ислям Тихонович был участником Сталинградской битвы. За свой  героизм и смелость был награжден медалью «За оборону Сталинграда».  Сейчас эта награда хранится в школьном краеведческом музее.  4.Слово классного руководителя:       ­    Радостной   волной   прокатилась   по   всему   миру   новость   о   разгроме фашистских   войск   под   Сталинградом   и   вдохновила   вилы   сопротивления Европы на дальнейшую борьбу с фашизмом. Мир был поражен и восхищен легендарной победой советских войск, которая положила начало коренному перелому в ходе всей второй мировой войны. О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. В честь   этого   события   во   многих   городах   мира   воздвигнуты   обелиски   и монументы. Имя Сталинграда носят десятки и сотни заводов, фабрик, школ и культурных учреждений, улиц и площадей. В   одной   только   Польше   имя   «Сталинград»   отражено   в   названиях   улиц, площадей   и   парков   160   городов   и   поселков.   Свыше   30городов   Франции, включая Париж, имеют площади и улицы, названные именем Сталинграда… Творческое задание группы «И помнит мир спасённый» Обучающийся  1: (Слайд №21) ­Вот что было написано в грамоте Президента США Франклина Д. Рузвельта: «От   имени   народа   Соединенных   Штатов   Америки   я   вручаю   эту   грамоту городу   Сталинграду,   чтобы   отметить   наше   восхищение   его   доблестными защитниками,   храбрость,   сила   духа   и   самоотверженность   которых   будут вечно   вдохновлять   сердца   всех   свободных   людей.   И   славная   победа остановила волну нашествия и стала поворотным  пунктом войны Союзных наций против сил агрессии» Обучающийся  2:   ­А король Великобритании Георг шестой приказал выковать меч в честь  победы под Сталинградом, на котором было написано: « ГРАЖДАНАМ  СТАЛИНГРАДА • КРЕПКИМ КАК СТАЛЬ • ОТ КОРОЛЯ ГЕОРГА VI • В  ЗНАК ГЛУБОКОГО ВОСХИЩЕНИЯ  БРИТАНСКОГО НАРОДА». Обучающийся  3: ­   А   вот   что   думали   фашистские   солдаты   о   защитниках   Сталинграда.   Из дневника немецкого офицера: «1 сентября. Неужели русские будут сражаться на   самом   берегу   Волги…это   же   безумие!   11   сентября.   Безрассудное упрямство… 13 сентября:  дикие звери… 16 октября: это не люди, а черти… 27   октября:   русские   –   это   не   люди,   а   какие­то   железные   существа.   Они никогда не устают и не бояться огня. 28 октября: каждый солдат считает себя обреченным человеком». Ведущий:   на   месте   ожесточенных   боев   благодарные   потомки   возвели Мемориал Славы.  Вечный огонь  в  Волгограде  на площади Павших борцов зажжён 1 февраля 1963   года   в   канун   20­летию   победы   в   Сталинградской   битве.   Ещё   один Вечный огонь горит в Пантеоне славы на Мамаевом кургане. Площадь Ленина, Дом   Павлова.   Здесь   воевала   13­я   дивизия   под   командованием   Родимцева. Теперь на торце этого здания изображён рельеф воина­защитника, запечатлен один из эпизодов битвы, перечислены имена защитников дома. На площади находится   братская   могила,   в   которой   похоронены   воины   13­й   дивизии, погибших в боях за Сталинград. Группа чтецов .(Слайд №22)  Сталинград – это боль, это муки, В Сталинграде лишь плач матерей. Вот берет мать дитя свое в руки И несется сквозь пули быстрей. Реки крови и свист пулеметов Не забудет дитя никогда. Горы трупов умерших солдатов Крики помощи, но в никуда. Серый дым разрушенных зданий, Самолет подбитый летит. Людям нечего есть, голодают, Много раненых, но врач ­ дефицит.  Умирали от пуль, от гранаты, Замерзали насмерть порой. Гибли, гибли наши солдаты В Сталинграде, под Курском, Москвой. Ведущий: объявляю  минуту молчания.  Всех благодарю за выступление. Фото на память.  5.Рефлексия. Почта Сталинграда: учащиеся на  заранее заготовленных листочках  пишут ответ на проблемный вопрос «Что послужило главной причиной  победы советского народа под Сталинградом?», отзывы и впечатление  от увиденного и услышанного, учатся складывать фронтовое письмо.  Отзывы детей: Мироненко Вероника, 5 класс: «Мужество и отвага – вот главные причины  победы под Сталинградом. Мне понравилось на классном часе выставка и  выступления ребят». Устименко Елена, 6 класс: «Мне понравилось все! Особенно было интересно узнать о тех, кто воевал до последнего вздоха. Благодаря такому  самопожертвованию и смелости мы победили фашистов». Шимко Катя, 6 класс: «Меня заинтересовал подвиг медсестер на войне. Я не знала, что дедушка моей подруги ­  Ниязбековой Данны ­ был участником  Сталинградской битвы. Обязательно расспрошу ее о нем. » Буйлина Настя, 5 класс: «Мне понравилось активное участие всех ребят.   Хочу посетить Волгоград, увидеть все своими глазами и написать репортаж об этом ». Шаповалова Даша, 5 класс: «Я хочу, чтобы такие классные часы были чаще. Меня поразило мужество солдат. Они расставались с жизнью без страха.  Интересно, о чем они думали в последние минуты своей жизни? Предлагаю  написать письмо школьникам Волгограда, может быть они нам расскажут еще  много интересного!!!» Добрынин Никита, 5 класс: «Мне очень жаль мирное население. На битву за  город встали все люди». У   Литература:  1. Героико­патриотическое воспитание в школе. Авт.­сост. Т.А. Орешкина. – Санкт­ Петербург, 2009. 2. Формирование проектных умений школьников. Москва, 2011. 3. Интернет­ресурсы: http://zanimatika.narod.ru/RF34_4.htm,  http://tbrus.ucoz.ru/publ/gorod_geroj_stalingrad/1­1­0­95, http://contest.miroznai.ru/? p=5&mid=3131&item=2, https://yandex.ru/images/search?text=сталинград.

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"

Урок мужества "Сталинград"
Скачать файл