Урок: Музыка в произведениях изобразительного искусства. Что такое музыкальность в живописи?

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством; анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством; устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и искусства; самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме. Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.
Иконка файла материала 6.docx
Музыка в произведениях изобразительного искусства. Что такое музыкальность в живописи?   связи   ассоциативные Цели   урока:   воспринимать   и   выявлять   внешние   и внутренние   связи   между   музыкой   и   изобразительным искусством;   анализировать   и   обобщать   многообразие связей   между   музыкой   и   изобразительным   искусством;   между устанавливать художественными   образами   музыки   и   искусства; самостоятельно   подбирать   сходные   произведения изобразительного искусства к изучаемой теме. Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал. Ход урока: ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске:«Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой...»                                          (К. Ф. Шинкель) Сообщение темы урока: Многие художники нередко признавались в стремлении к музыкальности своих произведений. Что   же   такое   –   «музыкальность   в   живописи»? Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов или что­то более сложное, глубинное?   Вопрос   достаточно   сложный,   поэтому   в течение урока мы с вами попытаемся на него ответить. Работа по теме урока: Что такое музыкальность в живописи О   музыкальности   живописи   всерьёз   стали   задумываться живописцы­романтики   первой   трети   XIX   века.   Они сознательно,   используя   особые   живописные   приёмы,стремились, чтобы их картины были «напоены» музыкой. Музыка жила в композициях полотен, в гармонии красок, музыкальности ритмов, в игре света и тени, в колорите. У романтиков   звучал   пейзаж,   исторические   картины   и особенно ­ портреты. На картине итальянского художника эпохи Возрождения Микеланджело Караваджо «Лютнист», также из собрания Эрмитажа,   юноша   исполняет   мадригал   композитора Аркадельта   «Вы   знаете,   что   я   вас   люблю».   Об   этом говорят   ноты,   помещённые   перед   музыкантом.   Долгое время считали, что в нотной тетради набросан случайный набор знаков. Но художник, столь тщательно выписавший все детали на холсте, даже крохотную трещинку на лютне, не мог позволить себе такую вольность. Французский живописец­романтик Эжен Делакруа любил писать   портреты   музыкантов.   И   даже   не   зная,   ктоизображён   на   холсте,   можно,   взглянув   на   него,   сразу догадаться, что это ­ музыкант. Вот,   к   примеру,   живописное   изображение   великого польского композитора Фридерика Шопена. На огненном фоне   ­   напряжённое   лицо   аскета,   погружённого   в мучительную   думу.   Живописными   мазками   обозначены контуры   головы,   выступающей   словно   из   пламени. Невольно   ощущается   музыкальный   напор,   который вырывается с полотна, слышатся звуки его романтически­ мятежной и проникновенной музыки. Тема   «Портреты   композиторов»   достаточно   популярна среди живописцев. Ещё бы, ведь очень интересно писать лица   людей   творческих,   одухотворённых,   где   особенно важны не подробности физического облика, а внутреннее состояние души. Такими   же   предстают   перед   нами   и   изображения композиторов на портретах И. Репина. В каждом сквозьвнешние  черты проступает  неповторимый  духовный мир создателей великой музыки. Вот   портрет   М.   Глинки   в   период   создания   «Руслана   и Людмилы». Это о нём В. Стасов сказал, что это не просто портрет, а «целая историческая картина». В этих словах подчёркивается та огромная роль, какую сыграл великий композитор   –   основоположник   русской   классической музыки. Вот   портрет   М.   Мусоргского,   созданный   незадолго   до смерти   композитора.   Как   выразительно   удалось художнику   запечатлеть   колоссальную   личность   этого величайшего   из   русских   музыкантов,   как   всего   за несколько сеансов он постиг и воплотил в своём творении огненную, неизмеримо глубокую душу великого человека. Известно,   что   И.   Репин   дружил   со   многими   русскими музыкантами. Может быть, с этим связано такое глубокоепроникновение   в   сущность   характера   каждого   из   них, которое мы находим на его портретах. Когда   в   1887   году   внезапно   скончался   композитор   А. Бородин, И. Репин, потрясённый его смертью, приступил к созданию посмертного портрета. Он написал композитора во весь рост, стоящим у белой колонны зала Дворянского собрания. Вот   как   описывают   этот   портрет   искусствоведы   А. Лебедев   и   А.   Солодовников:   «Композитор   погружен   в слушание   музыки.   Серьёзное   лицо   сосредоточено. Опущенные уголки губ и чуть прикрытые глаза, в которых, как   кажется,   затаилась   слеза,   передают   состояние внутренней,   драматически   насыщенной   напряжённости. Она подчёркивается темным костюмом и двумя пятнами красного цвета – на фоне и на уголке кресла. Контраст спокойной   фигуры   и   внутреннего   волнения   полон ощущением   трагизма,   беды,   тех   чувств,   которыепереживали   друзья   Бородина   после   его   внезапной   и безвременной   смерти.   Это   своеобразный   портрет­ реквием». Музыкальны ли рассматриваемые портреты? Да, безусловно, но эта музыкальность связана вовсе не с тем,   что   на   картинах   изображены   музыканты,   а   прежде всего   с   сущностью   изображений.   Мир   души,   мир творческого вдохновения, мир скорби ­ подлинные стихии музыки, в которых она обретает свою силу и возвышенную красоту.  Ведь  точно   такой  же  музыкальностью   полны   и портреты других мастеров –  А. Пушкина, М. Ермоловой, В. Мухиной. Перед   нами   погрудное   статичное   изображение   поэта, одетого в модный сюртук, изображение, приближенное к зрителю и, казалось бы, камерное по своему характеру. Но взгляд   Пушкина,   устремлённый   вдаль,   покоряющаядуховная   сила,   исходящая   от   него,   подчёркивают небудничный, вдохновенный облик поэта. Скрещённые   на   груди   руки   поэта,   складки   плаща, наброшенного на плечи, — всё это характерные признаки романтического героя, отрешённого от окружающего мира и погружённого в свои мысли. Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Поэт как бы прислушивается к внутреннему голосу: «...минута ­ и стихи свободно потекут». Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент ­ момент творчества. Таким себя Пушкин мог и не увидеть в зеркале, это был тот ореол поэтического воодушевления («лесть»,   по   терминологии   поэта),   который   открылся проницательному художнику. Именно это особенно  понравилось в портрете и самому поэту.   Он   выразил   своё   восхищение   мастерством живописца в стихотворении, посвящённом Кипренскому:Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид... Так писал поэт в послании О. А. Кипренскому. Мария Николаевна Ермолова являлась для современников примером   самоотверженного   служения.   Грабарь восклицал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже   Трагедия».   Такой   мы   её   и   запомнили   по   картине Валентина Серова. Это полотно было заказано живописцу Литературно­художественным   кружком   в   связи   с   35­летием  артистической  деятельности  Ермоловой. Зритель смотрит   на   талантливую   актрису   снизу   вверх,   как   на монумент, вознесённый над толпой. Просветлённые черты лица героини обрамлены деталями отражённого в зеркале интерьера. На   картине   изображена   Вера   Мухина   ­   советский скульптор, автор многих известных произведений, в том числе   знаменитой   группы   «Рабочий   и   колхозница», представленной на всемирной выставке в Париже в 1937. Вера Игнатьевна вносит последние дополнения в прообраз будущей скульптуры. В одной руке она держит небольшой кусочек   глины,   а   другой   наращивает   объём   одного   из героев. Здесь запечатлён непосредственно акт творчества, момент, когда из бесформенного куска глины рождается истинное произведение искусства. Все эти портреты по­своему выразительны, жизненны, все они   направлены   на   раскрытие   целостной   сущностиизображаемых   личностей.   Нет   сомнения   в   том,   что портреты   каждого   из   великих   деятелей   искусства подчёркивают   их   творческий   дух,   напряжённую внутреннюю жизнь. При   внешней   сдержанности   изображения   эти   портреты полны   огромной   внутренней   силы.   Она   угадывается   в выражении   лиц,   глаз,   характерности   поз   ­   всего,   что образует   своеобразную   гармонию   контрастов   между внешним и внутренним. Именно так строится музыкальное произведение, которое при всей строгости своей формы умеет   высказать   так   много   разнообразных   чувств.   И   не секрет, что музыка внешне сдержанная, лишённая каких­ либо   украшений   ­   как,   например,   духовная   ­   порой значительно   превосходит   музыку   эмоционально­ порывистую по глубине и драматизму. И если говорить о музыкальности   выдающихся   портретов,   то,   наверное, следует ещё раз сказать, что не изображения музыкантовконечно,   кто   это? (Да, роднят   изобразительное   искусство   и   музыку.   Они сходятся в другом – в воплощении высокого и творческого начал личности. ­   Ну,   а   сейчас   посмотрите   внимательно,   узнаёте   ли   вы этого   человека,   это замечательный русский композитор П. И. Чайковский.) Да, вы правы. Послушайте, что сам Пётр Ильич сказал об этом   портрете:   «Художник   Кузнецов   написал   в   Одессе удивительнейший портрет мой. Портрет писался спешно, и потому в нём, может быть, нет желательной законченности в деталях, но по экспрессии, жизненности, реальности он, если не ошибаюсь, в самом деле, замечателен». Сегодня мы с вами послушаем фрагмент I части Концерта №   1   для   фортепиано   с   оркестром   этого   великого композитора.Первый   концерт   стал   одним   из   мировых   шедевров музыкального   искусства,   одним   из   тех   произведений,   о которых Чайковский говорил как о редкостных образцах, бывших   для   него   самого   идеалом.   Ни   одно   другое классическое   произведение   не   играют   так   часто,   в   том числе и на всевозможных конкурсах. Для   исполнения   первого   концерта   Чайковского   нужно быть не только технически совершенным пианистом, но и обладать   соответствующим   жизненным   опытом,   быть   в ладах с замечательной русской культурой девятнадцатого века.   Это   музыкальное   сочинение,   как   бы   сотканное   из мелодических модуляций человеческой души, эта поющая, симфоническая философия жизни. В первую часть П. Чайковский вводит большое вступление торжественного,   триумфального   характера.   Подобно радостному  гимну, звучит у скрипок  и виолончелей  его   сопровождаемая   могучими   «колокольными» тема,аккордами фортепиано, охватывающими всю клавиатуру – и   глубокие   басы,   и   светлый,   звонкий   высокий   регистр. Аккорды   фортепиано   придают   музыке   особую   мощь   и величие. В   основе   главной   темы   первой   части   –   напев   слепцов­ лириков, услышанный Чайковским на Украине. Сам композитор писал об этом так: «Слушал лирное пение слепых.   Оно   называется   лирным   по   названию аккомпанирующего инструмента ­ лира, которая, впрочем, с античной лирой ничего общего не имеет. Замечательно, что все слепые певцы в Малороссии поют один и тот же вечный   напев   и   с   тем   же   наигрышем.   Я   отчасти воспользовался   этим   напевом   в   первой   части   моего фортепианного концерта». Грустная меланхолическая народная мелодия, несколько преображена   композитором,   в   ней   взволнованное тревожное чувство соединилось с тёплой задушевностью.Вторая   тема   первой   части,   полная   лирического   порыва, воспринимается как страстное признание, мольба. Третья тема   близка   жанру   колыбельной   песни.   Темы подвергаются интенсивному развитию, которое приводит к грандиозной драматической кульминации. Торжественность   и   мощь   произведения   великого композитора звучат как гимн силе человеческого духа. Слушание:  П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть. Изображения людей, играющих на различных музыкальных инструментах,   тоже   могут   быть   рассмотрены   с   точки зрения взаимодействия двух искусств. С   самых   древних   времён   до   нас   дошли   изображения певцов и музыкантов, играющих на лире, лютне, скрипке, клавесине,   гитаре.   С   появлением   новых   музыкальных инструментов   были   созданы   и   новые   изображения,   вкоторых   запечатлевался   не   только   сам   процесс музицирования, но и то эмоциональное состояние, которое вызывала музыка. Однако   при   всей   достоверности   и   эмоциональности музыкальных сюжетов в изобразительном искусстве они не сообщают живописи новых качеств музыкальности. Ведь это ­ её темы, существующие наряду с другими темами, а темы   сами   по   себе,   без   участия   мастерства,   таланта, индивидуальности   художника   не   могут   повлиять   на художественный уровень произведения искусства. Рассматривание репродукций картин. Слушание:  Ф. Торре. Данца альта. Данца альта – испанский придворный танец XV века. Ему присущи подвижный темп, прыжки. Иногда его исполняли только мужчины. Итог урока:«Изображая   музыкантов,   занятия   музицированием, восприятие   и   творчество   музыки   и   т.   д.,   живопись запечатлевает   историю   музыкального   искусства,   прежде всего   в   его   внешней,   жизненно­бытовой   стороне.   Это позволяет по произведениям изобразительного искусства судить об инструментах, формах музицирования, о связи музыки   с   бытом   и   общественной   жизнью   той   или   иной эпохи   (её   участии   в   праздниках,   массовых   действиях, парадах и т. д.), а также о воздействии музыки на людей. Но к характеру самой живописи все это имеет не большее отношение,   чем   любая   другая   подвластная   ей тематическая   сфера»   ­   такой   вывод   искусствоведа   В. Ванслова   верно   характеризует   влияние   тем   «музыка   в жизни»   и   «жизнь   в   музыке»   на   качество   и   уровень произведения живописи. Итак, мы видим, что музыкальность часто присутствует в произведениях   музыкального   искусства.   Это   непростокартины   природы. изображения   музыкальных   инструментов,   портреты композиторов,   Музыкальность живописных   произведений   следует   видеть   в   общем характере,   настроении   картины,   в   её   неповторимой поэтичности.   Может   быть,   в   этом   смысле   особенно понятными   становятся   слова   из   эпиграфа   –   в   своём наивысшем   совершенстве   изобразительное   искусство должно стать музыкой. Вопросы и задания: 1. К каким музыкальным темам чаще всего обращались художники? 2. Можно   ли   считать,   что   музыкальность   картины зависит   от   изображения   на   ней   музыкальных инструментов? 3. Приведите другие примеры живописных произведений, связанных с изображением музыкальных инструментов. Очём рассказывают их сюжеты? При подготовке задания используйте возможности сети Интернет. 4. В каком смысле можно говорить о музыкальности в портретных изображениях? 5. Как может проявлять себя музыкальность в картинах, не связанных с музыкальной темой? 6. В   «Дневнике   музыкальных   наблюдений»   попробуйте выразить   какую­нибудь   наиболее   близкую   вам музыкальную идею. Дайте  рисунку название.Искусство открывает мир Содержание: 1. Какие   миры   открывает   искусство   (на   примере произведений искусства, представленных в § 3). 2. Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа.Художественный материал: 1. Музыка:   М.   Таривердиев,   стихи   Н.   Добронравова. «Маленький принц» (слушание, пение); 2. Литература:   А.   де   Сент­Экзюпери.   «Маленький принц»; X. К. Андерсен. «Соловей». Песенный репертуар: 1. Е.   Крылатов,   стихи   Ю.   Энтина.   «Крылатые   качели» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Анализировать   и   обобщать   многообразие   связей музыки,   литературы   и   изобразительного   искусства   по критериям, заданным в учебнике. 2. Приводить примеры преобразующего влияния музыки.   передавая   её   общий 3. Исполнять   музыку, художественный смысл.Ход урока: Организационный момент Звучит песня «Маленький принц», муз. М. Таривердиева, ст. Н. Добронравова. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков, Много чудесных в нём есть сочетаний и слова, и света, Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть, ислышать…» (А. Толстой) Сообщение темы урока ­ Сегодня на уроке мы продолжим беседу об искусстве, открывающем мир. Работа по теме урока 1. Беседа о роли искусства в жизни человека ­ Человек соприкасается с искусством каждый день, порой сам   об   этом   не   задумываясь.   С   самого   рождения   и   на протяжении всей жизни люди погружены в искусство. Нет ни одного народа, независимо от степени его развития и цивилизованности,   в   жизнь   которого   искусство   бы   не вошло.   развитие   и существование   искусства   разных   народов   обладает удивительным   сходством,   что   свидетельствует   о   его общечеловеческих   законах.   У   музыки,   литературы   и   возникновение,   Более   того,изобразительного искусства один и тот же главный объект исследования   ­   человек,   восприятие   им   окружающей действительности, его душевный мир. Вся   жизнь   человека,   как   и   всего   живого,   состоит   из противоречий и контрастов: рождение и смерть, добро и зло,   радость   и   горе,   любовь   и   вражда,   свет   и   тьма. Стремления   человека   всегда   сводятся   к   продлению   и укреплению того, что составляет лучшие стороны жизни. Для этого возникали религии, наука, искусство. Искусство в окружающей человека действительности ­ это радость, утешение, поддержка. На   заре   человечества   люди   только   начинали   осознавать себя.   которые впоследствии пытались воспроизводить   разные   звуки,   которые   постепенно превращались   в   мелодии,   вырезали   на   стенах   пещер   Они   придумывали   разные   слова,   становились     речью,контуры   различных   животных,   сцены   охоты,   что впоследствии стало именоваться живописью. Известно, что древние человеческие послания по большей части   изображали   какие­либо   зашифрованные   символы, расшифровать   которые   мог   только   истинный   мудрец. Включая своё богатое воображение, он видел связь между изображениями и той ситуацией, которые они выражали. А мы   с   вами   можем   прочитать   любой   текст,   потому   что специально этому обучались. Существует историческое свидетельство о том, как скифы прислали   персидскому   царю   Дарию   письмо   с изображением птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Это означало:   если   персы   не   умеют   летать,   как   птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болота, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами. Подобные мотивы нередко встречаются и в сказках, где герои   обмениваются   посланиями,   зашифрованными   врисунках­символах.   Требовалась   большая   работа   ума, чтобы расшифровать такие послания, увидеть связь между изображениями и той ситуацией, которую они выражали. Истинным мудрецом считался тот, кто обладал богатым воображением, способным разобраться в хитросплетении символов. Это сейчас достаточно быть просто грамотным человеком,   чтобы   прочесть   любой   текст,   любое   письмо. Однако   и   сейчас   необходимо   иметь   и   мудрость,   и воображение, чтобы понять произведение искусства, ибо оно   содержит   смысл,   не   лежащий   на   поверхности,   а зашифрованный в сочетаниях слов, мелодий или красок. Природа,   создавая   человека,   наделила   его   таким воображением.   Всмотритесь   в   детские   рисунки, понаблюдайте   за   детскими   играми   ­   и   вы   увидите,   как естественно   дети   познают   мир   через   своё   собственное творчество.   Они   пишут   прекрасные   стихи,   пользуютсянеобычными   сочетаниями   красок   и   даже   изобретают собственные слова. Посмотрите   на   детские   рисунки   (рисунки   2­7­летних детей  передаются  по рядам), что вы  можете  сказать  об этих рисунках? То же касается и слов, которые придумывают дети для обозначения того или иного предмета. Приведите примеры из своего детства. 2. Работа с учебником  К   сожалению,   нередко   происходит   так,   что   с   годами человек   утрачивает   свежесть   восприятия   жизни   и способность   к   воображению.   Об   этом   очень   талантливо рассказывает   французский   писатель   Антуан   де   Сент­ Экзюпери в своей сказке «Маленький принц». Вот как она начинается:«Когда   мне   было   шесть   лет,   в   книге   под   названием «Правдивые   истории»,   где   рассказывалось   про девственные   леса,   я   увидел   однажды   удивительную картинку: на картинке огромная змея ­ удав ­ глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:  В  книге   говорилось:   «Удав  заглатывает   свою   жертву целиком,   не   жуя.   После   этого   он   уже   не   может шевельнуться,   и   спит   полгода   подряд,   пока   не переварит   пищу».   Я   много   раздумывал   о   полной приключений   жизни   джунглей   и   тоже   нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал:  Я   показал   моё   творение   взрослым   и   спросил,   не страшно ли им. ­ Разве шляпа страшная?­ возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил   слона.   Тогда   я   нарисовал   удава   изнутри,чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Вот мой рисунок № 2.  Взрослые   посоветовали   мне   не   рисовать   змей   ни снаружи,   ни   изнутри,   а   побольше   интересоваться географией,   историей,   арифметикой   и   правописанием. Вот   как   случилось,   что   шести   лет   я   отказался   от блестящей   карьеры   художника.   Потерпев   неудачу   с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно   без   конца   им   все   объяснять   и растолковывать». В этой книге автор делает ещё один грустный вывод: «Взрослые   очень   любят   цифры.   Когда   рассказываешь им,   что   у   тебя   появился   новый   друг,   они   никогда   не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой   у   него   голос?   В   какие   игры   он   любит   играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько емулет?   Сколько   у   него   братьев?   Сколько   он   весит? Сколько   зарабатывает   его   отец?»   И   после   этого воображают,   что   узнали   человека.   Когда   говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», ­ они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я   видел   дом   за   сто   тысяч   франков».   И   тогда   они воскликнут: «Какая красота!» ­ Что вы можете сказать о прочитанном? (Заслушиваются ответы учащихся.) ­ Эти слова, конечно, не следует понимать так, что все взрослые одинаковы. Среди них встречаются самые разные люди:   одни   действительно   воспринимают   лишь   то,   что приносит   пользу,   выгоду,   другие   сохраняют   в   душе стремление   к   красоте   и   добру.   Даже   в   мире   взрослых такие люди с трудом понимают друг друга. Иногда этоприводит   к   очень   тяжёлым   конфликтам,   ошибкам,   на исправление которых порой уходит целая жизнь. Весь опыт человечества свидетельствует о том, как опасны люди,   исповедующие   идеалы   выгоды,   не   замечающие   ни красоты   окружающего   мира,   ни   людской   доброты.   Они словно   слепцы:   для   них   закрыты   истинные   сокровища жизни. Это и есть те самые «взрослые», о которых писал Экзюпери. «Чего ради, нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля.   Хорошо,   когда   в   споре   между   различными цивилизациями   рождается   нечто   новое,   более совершенное,   но   чудовищно,   когда   они   пожирают   друг друга» писал Экзюпери. Перефразировав   известную   фразу   можно   сказать: «Понимание и доброта спасут мир!»3. Вокально­хоровая работа ­   Сегодня   мы  с  вами   начнём   разучивать   одну   из   самых красивых песен, в которой прекрасна не только музыка, но и слова. Называется она так же, как та сказка, фрагмент из которой мы с вами сейчас прочитали. Давайте вспомним, как называлась эта сказка? («Маленький принц».) Эта   песня   ­   о   мечте   человека,   о   его   возвышенных стремлениях. Образ Маленького  принца возник здесь не случайно:   он   навеян   сказочной   повестью   А.   де   Сент­ Экзюпери   «Маленький   принц».   В   этой   чудесной   сказке повествуется   о   маленьком   мальчике   ­   принце   далёкой крошечной   планеты,   о   его   жизни,   мечтах   и   о   том,   как однажды, отправившись в путешествие, он посетил и нашу планету. Его   путь   стал   не   только   путешествием   во   времени   и пространстве; этот путь принёс ему знание самых важныхна   свете   вещей:   что   такое   истинная   любовь   и   истинная дружба,   что   такое   ответственность   за   другое   живое существо   и   что   именно   всё   это   составляет   главное богатство жизни, а вовсе не деньги и не власть. Он с удивлением узнал, что это понимание жизни, такое простое на первый взгляд, оказалось недоступным многим взрослым людям, которых Маленький принц повстречал на своём   пути,   ­   ни   Королю,   гордому   своим   мнимым величием, ни Звездочёту, тратящему жизнь на бесплодный подсчёт   своего   богатства,   ни   Пьянице,   стремящемуся обрести вечное забвение в вине. И   только   Лётчику,   встретившему   Маленького   принца   в конце   его   путешествия   к   людям,   открылись   эти пронзительные в своей чистоте истины, которые поведал ему маленький, затерявшийся в пустыне ребёнок. И с той поры для Лётчика и для всех нас, узнавших от него этуисторию, Маленький принц и его далёкая планета стали воплощением высокой сказочной мечты. ­ Музыку к этой песне написал замечательный композитор, известный   своей   необыкновенной   поэтичностью,   Микаэл Леонович   Таривердиев.   Его   музыку   отличает необыкновенная   свежесть,   искренность,   тонкость   и красота.   Слова   написаны   поэтом­песенником   Николаем Добронравовым. Разучивание песни. ­ Мы с вами сегодня уже говорили, что существуют люди, которые   поглощены   только   собой,   своей   выгодой,   не видящие вокруг себя ничего прекрасного. Но бывает так, что встреча с чем­то настоящим буквально переворачивает   жизнь   такого   человека   ­   и   он   вдруг обнаруживает   в   себе   способность   плакать,   смеяться, сопереживать.  Оказывается,  всё   это  не  умерло  в  нём,  атолько   забылось   за   долгие   годы   пустой,   ничем   не одухотворённой   жизни.   И   вот   прочитанная   книга, услышанная   мелодия   или   встреча   с   добрым   человеком совершают   чудо   ­   чудо   возвращения   к   самому   себе,   к своим истокам. 4. Знакомство со сказкой Г. Х. Андерсена «Соловей»  ­ «В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные ­ китайцы ... В   целом   мире   не   нашлось   бы   дворца   роскошнее императорского;   он   весь   был   из   тончайшего драгоценного фарфора, такого хрупкого, что страшно было до него дотронуться». Поднимите руки те, кто читал эту сказку? ­ Правильно  ­ это «Соловей» Г. Х. Андерсена  ­  сказка, повествующая   об   истинности   красоты   и   о   непрочности власти и богатства.Могущественный   китайский   император   имел   столь прекрасную столицу, дворец и сад, что взглянуть на них стекались   путешественники   со   всех   концов   света. Возвращаясь   домой,   путешественники   превозносили   в своих   книгах   всё,   что   им   довелось   увидеть,   но   больше всего  восхищались   соловьём,  живущим  в  лесу, у  синего моря. Император,   который   ничего   не   знал   о   соловье,   пока   не прочёл о нем в одной из таких книг, велел доставить его во дворец. «Если  соловья  не окажется  здесь  в назначенное время, то я прикажу бить всех придворных палками по животу, после того как они поужинают!» ­ такими словами рисует сказочник первоначальный портрет императора. И   мы   видим,   что   император   жесток   и своенравен. (Своенравный   –   упрямый,   капризный, поступающий   так,   как   вздумается).   Каковы   же   его подданные?«И вот все направились в лес, к тому месту, где обычно пел   соловей.   Чуть   не   половина   придворных   двинулась туда. Шли­шли, вдруг где­то замычала корова. ­   О!   ­   воскликнули   молодые   придворные.   ­   Вот   он! Какой, однако, сильный голос! И у такого маленького существа! Но мы, бесспорно, слышали его раньше. ­   Это   мычат   коровы,­   сказала   девочка.   ­   Нам   ещё далеко идти. Немного погодя в болоте заквакали лягушки. ­   Изумительно!   ­   вскричал   придворный   проповедник.   ­ Теперь  я  слышу!  Точь­в­точь  колокольчик  в  молельне. (Молельня   –   помещение   для   религиозных   собраний, служб). ­ Нет, это лягушки! ­ возразила девочка. ­ Но теперь мы, наверное, скоро услышим его. И, наконец, запел соловей.­   Вот   это   соловей!   ­   сказала   девочка.   ­   Слушайте, слушайте! А вот он и сам! ­ И она показала пальчиком на   маленькую   серенькую   птичку,   сидевшую   высоко   в ветвях. ­ Неужели этот? ­ удивился первый приближенный. ­ Вот уж не ожидал, что он такой! Такой невзрачный! Очевидно,   все   его   краски   полиняли,   едва   он   увидел столько знатных особ! (Особа – важный, влиятельный человек). Таков портрет придворных. Великий сказочник намеренно заостряет их смешные и нелепые стороны, чтобы показать, как   люди,   ослеплённые   собственным   величием,   уже   не способны разбираться в самых простых вещах. И вот придворные слушают дивное пение соловья, даже восхищаются   им,   но   более   всего   они   радуются   его предстоящему успеху при дворе. Однако сам император был глубоко потрясён.«Соловей запел, да так дивно, что у императора слезы выступили на глазах. Вот они покатились по щекам, а соловей залился ещё более звонкой и сладостной песней, она   так   и   хватала   за   сердце.   Император   пришёл   в восторг и сказал, что жалует соловью свою золотую туфлю на шею. Но соловей поблагодарил и отказался, объяснив, что достаточно вознаграждён. ­   Я   видел   на   глазах   императора   слезы,­   какой   ещё награды   мне   желать?   В   слезах   императора   дивная сила. Видит бог, я вознаграждён с избытком!» Слёзы императора и в самом деле таили огромную силу. Они открыли то, что было лучшего в его душе. В конце концов, они спасли его от Смерти, когда она уже сидела у него   на   груди.   Соловей,   преданный   императором   и изгнанный   из   его   государства,   прилетел   снова,   чтобы утешить   и   ободрить   его.   Пение   соловья   было   так прекрасно, что сама Смерть заслушалась его и отступила.«Ты   уже   вознаградил   меня   раз   и   навсегда!   ­   сказал соловей в ответ на горячую благодарность императора. – Когда я в первый раз пел тебе, я видел слезы на твоих глазах, и этого мне не забыть никогда!» ­   Таков   итог   этой   сказки.   Это   совсем   небольшое повествование, но в нём с огромной яркостью и глубиной показаны   различные   вещи   в   их   истинном   свете: непрочность   земного   могущества,   неверность   и легкомыслие   подданных,   ценящих   корону   императора выше   человеческого   сердца,   нравственная   сила подлинного искусства, побеждающего даже смерть. Отныне   император   и соловей  обрели   друг  друга.  Песня соловья каждый вечер радует императора и заставляет его задуматься. Истина, открывшаяся им обоим, уничтожила границы между владыкой государства и маленькой серой птичкой. И в этом единении обнаружился некий высшийсмысл, когда красота оказалась способной подчинить себе надменную гордость императора. Итог урока: ­ Так мы видим, что искусство способно воспитывать даже императоров.   Искусство   открывает   мир   ­   не   всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Оно обращено к глубинной сущности вещей. И   когда   художник   берёт   в   руки   перо,   кисть   или   лист нотной бумаги, не означает ли это, что в эту минуту ему открывается   некий   сокровенный   смысл,   которым   он спешит   поделиться   со   всеми   людьми?   (Сокровенный   – хранимый в глубине души, в тайне). И час его творчества становится  часом  открытия новой, высшей  реальности  ­ реальности не менее бесспорной, чем та, которую создают земледельцы, ремесленники и производители машин. Это ­ реальность   духа.   (Реальность   –   настоящая,   подлиннаяневыдуманная действительность). (Дух – внутренняя сила человека). ­   Искусство   это   великая   тайна   природы.   Не   случайно древние   греки   считали   это   дело   божественным.   Не случайно   создателя   произведений   искусства   называют творцом, как Всевышнего. Не случайно и то, что гений, а творят искусство гении ­ у древних означал добрый дух, покровитель людей, а начиная с века Просвещения, этим словом назван человек, художник в широком смысле этого слова. Назвав творца гением, люди подчеркнули доброе, созидательное начало искусства как такового. Вопросы и задания: 1. «Искусство   открывает   мир».   Как   вы   понимаете   эти слова по отношению к сказке Г. Х. Андерсена «Соловей»?2. Был ли в вашей жизни случай, когда под впечатлением от   музыкального   произведения   вы   совершили   добрый поступок? 3. Согласны ли вы, что песня «Маленький принц» о мечте человека? Какие слова песни подтверждают это? 4. 5. 6. Внимательно рассмотрите портреты великих деятелей искусства. Какие черты объединяют эти изображения? 3адумайтесь: духовность, говорить о реальности духа?   слово   дух   родственно   словам   Почему   возможно   одухотворённость. В   «Дневнике   музыкальных   наблюдений»   запишите стихотворение о музыке.   Какие чувства оно вызывает в вас?Истоки. Музыка и природа Содержание: 1. Откуда берётся музыка.В чём состоит единство истоков видов искусства. 2. Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. 3. Музыкальный материал: 1. 2. Г. Струве, стихи И. Исаковой. «Музыка» (пение); Е.   Крылатов,   стихи   Н.   Добронравова.   «Где   музыка берёт начало?» (слушание, пение). Характеристика видов деятельности: 1. звуками природы и звуками музыки. Воспринимать   и   выявлять   внешние   связи   между 2. Понимать   единство   истоков   различных   видов искусства.   3. Проявлять эмоциональную   отзывчивость   к музыкальным   произведениям   при   их   восприятии   и исполнении. Ход урока:Урок начинается с песни «Где музыка берёт начало?», Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Всё,   что   звучит   в   природе   и   есть   музыка…» И. Гердер ­   Ребята,   мы   не   зря   начали   урок   с   этой   удивительно красивой и содержательной песни. Наш разговор сегодня пойдёт о том, откуда приходит музыка, каковы её истоки, где берёт она свое начало. 1. Музыкальный эксперимент ­ Представьте себе, что вы оказались на далёком­далёком острове, где живет племя дикарей, которое оторвано от всего культурного человечества, и не пользуется знаниями и   достижениями   остальных   людей,   а   вам   хочется рассказать о музыкальном чуде, при помощи, к примеру,(большая   по   численности), магнитофона.   Но   у   магнитофона,   к   сожалению,   села батарейка, а подключиться, сами понимаете, не к чему. Я   предлагаю   вам   разделиться   на   две   команды:   команда «дикарей»     команда «музыковедов»   (5   человек).   Команда   «музыковедов» должна   любым   способом   объяснить   команде   «дикарей», что такое музыка. Выслушиваются   различные   версии,   рассматриваются различные действия учащихся до тех пор, пока не получен нужный результат. ­ Итак, используя слова, жесты, мимику ребята изо всех сил пытались объяснить жителям этого острова, что же такое музыка, но всё было тщетно до тех пор, пока Ваня (представитель   команды   «музыковедов»)   не   запел   свою любимую песню... и в глазах «дикарей» появился интерес, они   притихли   и   стали   слушать.   Ваня   показал   зрителям самое   главное,   что   есть   в   музыке,­   «поющий»   звук,музыкальный   звук.   Именно   из   него   и   «делают»   музыку, только его специально для этого обрабатывают. Конечно   же,   музыка   ­   это   не   только   звук,   но   и  многое другое, о чём мы обязательно с вами поговорим, но без музыкального   «поющего»   звука   не   может   быть   музыки. Именно   звук   ­   её   главное   начало.   Задумывались   ли   вы когда­нибудь о том, что звук ­ это одно из самых ярких проявлений жизни? А оказывается, что у каждого звука есть свое «лицо», и мы, даже ничего не видя, с закрытыми глазами, лишь по звуку, можем угадать, что происходит вокруг. Учитель включает записи звуков природы. ­   Перечислите,   какие   бывают   звуки.   (Шелест,   скрип, шипение,   скрежет,   треск,   шорох,   шуршание,   топот,   гул, грохот,   жужжание,   журчание,   свист,   крик,   щёлканье, щебет, лай, кудахтанье и т. д.)Все эти звуки действительно нам знакомы с детства, мало того, мы можем даже в абсолютной тишине внутренним слухом услышать любое из перечисленных звуков как бы наяву. Попробуем? Сосредоточьтесь,   включите   ваше   слуховое   воображение, закройте   глаза   и   постарайтесь   услышать   внутренним слухом, как...     хлопают крыльями вспугнутые птицы; как трещит сухая обламываемая ветка; как чавкает грязь под ногами; как   скрипит   дверь,   рассохшаяся   старая   половица   и снег под тяжестью чьих­то шагов. Какие они разные, эти скрипы, правда? Какой вывод мы можем с вами сделать? (Окружающие нас звуки не похожи друг на друга, все они очень разные ­ высокие и низкие,тихие   и   громкие,   звонкие   и   глухие,   каждый   звук   имеет свой источник, свой образ.) Теперь   вы   убедились,   что   звук   оживает   в   вашем воображении.   И   вы   можете   не   только   слышать воображаемый   звук,   но   также   видеть   нарисованные   им «звуковые   картины»   ­   и   луговую   траву,   в   которой стрекочет   кузнечик,   и   облака,   проплывающие   над шумящими где­то в вышине соснами, и тяжёлую, мокрую, липкую грязь, из которой едва удаётся вытащить ногу. Откуда берётся музыка? Наверное,   для   каждого   человека   музыка   возникает   из звуков его ранних лет. Голос матери, щебетание птиц за окном, шум дождя ­ всё это образует свой звуковой мир, такой   же   неповторимый   и   единственный,   как   уголок родной земли.Музыка как искусство звука зарождается там, где живут звуки.   Её   приносят   и   шелест   тополей,   и   плеск   речной воды.   А  порой   она   таится   даже   в  тишине   и  безмолвии. Каждый звук имеет свой источник, свой образ: море гудит не   так,   как   река,   а   берёзовая   роща   шумит   иначе,   чем еловый лес. Почему так происходит? Не потому ли, что прозрачность берёзового леса и звуки рождает прозрачные, светлые, а ели,   сомкнутые   плотной,   сумрачной   цепью,   могут   петь только глухо и низко? 2. Работа с учебником ­ А сейчас мы с вами обратимся к учебникам, откройте страницу   9,   всмотритесь   внимательно   в   репродукцию картины Александра Александровича Осмёркина «Вётлы у пруда»   и   попробуйте   «услышать»   то,   что   здесь изображено. (Здесь можно услышать шум ветра, которыйкроется в верхушках деревьев, тихое журчание речушки, некоторую   таинственности.   Общее   звучание   картины несколько мрачноватое.) Перелистываем   страницу.   Что   вы   можете   «услышать»   в картине Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща»? (Общее   звучание   картины   светлое,   солнечное,   чистое. Можно услышать пение соловья, стрёкот кузнечика...) Что вы можете сказать о следующих картинах? (Мы видим перед   собой   картину   Константина   Фёдоровича   Юона «Купола и ласточки». Здесь можно услышать колокольный звон,   хлопанье   крыльев   огромного   количества   ласточек, кружащих над городом, голоса выходящих после утренней службы   людей.   Общее   звучание   картины   имеет   оттенок радости и чистоты ... На   следующей   странице   мы   видим   картину   Ивана Константиновича   Айвазовского   «Чёрное   море».   Море действительно   почти   чёрное,   потому   что   изображёншторм.   На   небе   тёмные   тучи,   и   мы   как   будто   слышим раскаты грома, гул разбушевавшегося моря...) Посмотрите   внимательно   на   репродукцию   картины «Джоконда»   Леонардо   да   Винчи:   её   загадочный   взгляд действительно   не   оставляет   равнодушным   ни   одного человека на протяжении многих столетий. 3. Вокально­хоровая работа ­   Угадайте   музыкальную   загадку   (учитель   наигрывает мелодию   припева   песни   «Продавец   зонтиков», разучиваемую на предыдущем уроке). Исполняется первый куплет песни и разучивается второй и третий. 4. Беседа о музыкальных инструментах ­   Музыка,   выражая   звуковое   богатство   мира,   создала множество различных инструментов ­ певучую скрипку и нежную   свирель,   пронзительную   трубу   и   хрипловатый фагот, звонкую гармошку и величественный орган.Каждый   музыкальный   инструмент,   с   его   неповторимым звучанием   возник   не   сам   по   себе,   а   как   отклик   на многообразные звуки мира. Ведь если даже деревья поют каждое по­своему, то уж тем более не похожи звуки дня и ночи, радости и горя, юности и старости. Так,   мы   видим,   что   музыка   тысячами   незримых   нитей связана с окружающей жизнью, что она воспринимает и её будни,   и   праздники,   времена   года,   характеры   и   облик людей, запахи, цвета и очертания. Музыка воплощает всё это в звучании своих мелодий, ритмов, гармоний, которые потрясают нас именно потому, что несут в себе огромный заряд человеческих чувств, идей, и надежд. ­ Как вы думаете, чем отличаются одни инструменты от других? Откройте учебники на странице 12. (Музыкальные инструменты   отличаются   формой,   разными   способами извлечения   звука,   а   самое   главное   ­   окраской   звука (тембром).­   Попробуйте   сказать,   за   что   же   мы   любим   музыку? (Заслушиваются ответы учащихся.) Итог урока: ­   Мы   любим   музыку   за   красоту,   которую   она   вносит   в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим всё, чем живут не только   отдельные   люди,   но   и   целые   народы,   всё человечество. Как вы думаете, только ли музыка способна на это? Разве не   то   же   творчество   рождает   шедевры   литературы   и изобразительного искусства, например, Парфенон, «Мону Лизу», «Руслана и Людмилу»? Истоки   всех   искусств   едины.   Всюду,   в   любом произведении искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или   полотно   живописца,   мы   чувствуем   дыхание   жизни, познаем различные её грани. Жизнь открывается нам черезизображение, через слово, через мелодию. Каждое из этих открытий  бывает  по­настоящему   волнующим,  заставляет думать, сопереживать, плакать, смеяться. Никакая   наука   не   способна   вызвать   в   человеке   такой внутренний отклик, ничто не выражает так ярко и полно его душу, как искусство. Прочитайте   слова  из  последнего   абзаца   на  странице   14. Выскажите своё мнение. Искусство   присутствует   в   мире   как   мудрый   наставник; оно рассказывает человеку о нём самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других людей; оно хранит память об ушедших временах. Заслушиваются ответы учащихся. Вопросы и задания: 1. Как   музыка   связана   с   окружающей   жизнью?   Что является её истоками?2. Как вы понимаете слова «Всё, что звучит в природе и есть музыка…»? 3. Какие   звуки   природы   вы   могли   бы   назвать? Подумайте, как звучит природа утром и вечером, днём и ночью. Какими звуками могут выражаться времена года? 4. Назовите   музыкальные   произведения,   связанные   с темой природы. 5. Нарисуйте   в   «Дневнике   музыкальных   наблюдений» картинку на тему «Звучащая природа». Музыка рассказывает обо всём Содержание:1. Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). 2. Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»). 3. Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. 4. Методы   наблюдения,   сравнения   сопоставления   как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства. Музыкальный материал: 1. В.   Алеев,   стихи   С.   Маршака.   «Гвоздь   и   подкова» (пение); 2. 3. «Продавец зонтиков» (автор неизвестен), (пение); «Музыка».   Слова   И.   Исаковой,   музыка   Г.   Струве (слушание).Характеристика видов деятельности: 1. 2. Находить Различать характерные признаки видов искусства.     между художественными образами музыки и другими образами искусства. ассоциативные связи   3. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно­образным содержанием. Ход урока: Организационный момент: Со звонком на урок звучит «Сонет» Е. Доги. ­ Здравствуйте, ребята! Что вы можете сказать о музыке, которая сейчас звучала? (Музыка замечательна, она была серьёзной   и   глубокой,   звучала   то   спокойно,   то взволнованно, она заставляла  задуматься, она как будто звала куда­то вперёд.)зрителям   по   ­   Молдавский   композитор   Евгений   Дога   известен российским   его   прекрасным инструментальным мелодиям, которые стали украшением многих   советских   фильмов.   Именно   его   вальс   звучит   в популярном   кинофильме   конца   70­х   «Мой   ласковый   и нежный   зверь»,   а   дети   знают   его   мелодии   по   фильму «Мария, Мирабела» и другие. За свою долгую творческую карьеру   Евгений   Дога   написал   музыку   более,   чем   для двухсот фильмов, а также создал десятки песен и сотни инструментальных композиций. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Печальна и чиста, Как жизнь людьми любима, Как жизнь, ты не проста, Как жизнь, непостижима, музыка». К. КулиевСообщение темы урока: ­ С сегодняшнего дня мы с вами будем подниматься на более высокую ступеньку понимания музыки. Тема этого учебного   года   особенная,   мы   будем   говорить   с   вами   о взаимодействии музыки с другими видами искусства. Я хочу задать вам вопрос: как вы думаете, каким образом можно изучать музыку? (Ответы детей). Музыку можно изучать по­разному. Можно беседовать о музыкальных   произведениях,   учиться   их   понимать   и восхищаться   их   звучанием.   Можно   посвящать   уроки творчеству великих композиторов и исполнителей, чтобы увидеть,  каким   огромным  трудом  создаётся   даже  самая лёгкая и весёлая музыка. Можно, наконец, шаг за шагом осваивать нотную грамоту, учиться петь, играть на различных инструментах, постигая музыкальную науку как бы изнутри.Всё это ­ разные пути приобщения к музыке. Но однажды возникает вопрос: что же такое музыка? Слово «музыка» (от греч. «musike» буквально ­ искусство муз) ­ вид искусства, который воздействует на человека через   звуковые   образы,   отражающие   его   различные переживания и окружающую жизнь. Если говорить более просто и коротко, то музыка ­ это искусство звуков. Правда ли, что это ­ чудо, рождающееся из Космоса, из движения планет, само из себя? Ведь сказал же великий Эдвард   Григ:   «Слова   иногда   нуждаются   в   музыке,   но музыка не нуждается ни в чём». Так ли это?  Для   того   чтобы   ответить   на   данный   вопрос,   давайте обратимся   к   стр.   3   наших   учебников.   Прочитайте последние два абзаца. Учащиеся читают текст учебника.  Да:   потому   что   каждое   искусство   самоценно,   оно говорит о своём на своём собственном языке, оно никогда не   вторгается   во   владения   другого   искусства.   Звук   не может   соперничать   с   цветом,   как   скульптура   не соперничает со стихом, так же, как в природе воздух не соперничает   с   огнём.   Само   такое   противопоставление кажется абсурдным. Каждая вещь на Земле самоценна и с этой точки зрения не нуждается ни в чём. Нет: потому что существует всеобщая связь явлений и её   законы   непреложны.   Так,   для   звучания   мелодии требуется   туго   натянутая   струна,   а   струна   даёт выразительное   звучание   лишь   в   соприкосновении   с деревом   особой   породы,   обработанным   специальным способом,­ и всё это находится уже далеко за пределами самой музыки. Так происходит и со всеми остальными вещами в мире: для чего­то требуются чернила и бумага,кисти   и   краски,   для   чего­то   ­   течение   рек   и   цветение лугов, и с этой точки зрения всё нуждается во всём. ­ Итак, какой вывод мы можем сделать? И да, и нет. Да, так как действительно каждая вещь на Земле самоценна. А нет ­ так как существует всеобщая связь вещей и явлений, которые   пронизывают   всё   человеческое   существование, времена, человеческие судьбы. Возьмём,   к   примеру,   эпиграф   к   роману   Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол», написанный поэтом эпохи   Возрождения   Джоном   Донном,   перевод   звучит   в прозе. «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и, если Волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа,   и   также,   если   смоет   край   Мыса   или   разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет   и   меня,   ибо   я   един   со   всем   Человечеством,   апотому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе». А теперь перевернём страницу и прочитаем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Гвоздь и подкова», после чего   обсудим   прочитанное.   (Учащиеся   работают   с учебником). С. Маршак. «Гвоздь и подкова» Не было гвоздя ­ подкова пропала. Не было подковы ­ лошадь захромала. Лошадь захромала ­ командир убит. Конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя,  Оттого, что в кузнице не было, гвоздя! Каким же образом была повержена в бегство целая армия? Отсутствие   гвоздя   ­   вот   первопричина,   вызвавшая   цепь всех   последующих   бед.   И   хотя   между   гвоздём   ипоражением нет прямой связи, мы всё же видим, как самая на первый взгляд безобидная мелочь порой может иметь не сопоставимые по значению последствия. Точно так же происходит и в искусстве: в нём нет ничего мелкого,   незначительного,   постороннего;   открытие   в одной   области   часто   приводит   к   развитию   и совершенствованию   в   другой.   И   когда   художник смешивает краски в поисках новых цветовых сочетаний ­ кто   знает,   не   прокладывает   ли   он   путь   к   открытию неведомых музыкальных звучаний? Здесь   как   нельзя   лучше   подходят   строчки   известной песни:   «Ничто   на   Земле   не   проходит   бесследно».   Если каким­то образом выпадает какое­либо звено, происходит изменение во всей цепи событий. Как   же   это   происходит?   Какие   тайные   законы   движут искусством?Главная   тема   учебного   года   –   «Музыка   и   другие   виды искусства»   предполагает   изучение   музыки   в   единстве   с тем,   что   её   рождает   и   окружает:   с   жизнью,   природой, обычаями,   верованиями,   стихами,   сказками,   дворцами, храмами, картинами и многим­многим другим. Конечно, мы обязательно будем говорить о музыкальных произведениях,   посвящать   уроки   творчеству   великих композиторов, учиться петь. И   всё   же   тема   этого   года   ­   особенная.   Она   призвана научить   наблюдать,   сравнивать,   сопоставлять,   видеть большое   в   малом,   находить   приметы   одного   явления   в совершенно   другом   и   тем   самым   подтверждать   их глубинную   взаимосвязь.   Она   призвана   научить   понимать то, что мир един, и то, чему служит такое понимание. Она   призвана   научить   всему   этому   с   помощью   музыки, потому что музыка способна рассказать обо всём. Нужно только научиться её слышать.