Цели урока: понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности.
Материалы к уроку: портреты композиторов, музыкальный материал, иллюстрации.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: А. Бородин. Вторая Симфония «Богатырская». IV часть.
«Музыкальная живопись» сказок и былин. Тема
богатырей в музыке.
Цели урока: понимать значение народного творчества в
сохранении и развитии общей культуры народа; находить
ассоциативные связи между художественными образами
музыки и других видов искусства;
творчески
интерпретировать содержание музыкальных произведений в
пении, изобразительной деятельности.
Материалы к уроку: портреты композиторов, музыкальный
материал, иллюстрации.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: А. Бородин. Вторая Симфония «Богатырская».
IV часть.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?Запись на доске:
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле, не топтать их коням
землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается, и века простоит – не
шелохнётся!
Сообщение темы урока:
Дух богатырских былин пронизывает всё русское искусство.
В них художники видели и истоки национального характера,
и защиту и надежду Русской земли. Богатыри – истинно
могучий русский характер, который посвоему воплотился в
образах Ивана Сусанина, пушкинского Руслана, князя
Игоря...Но и собственно богатырская тема подлинное достояние
русского искусства.
Творчество лучших композиторов пронизано горячим
чувством любви к родной стране, к своему народу, к русской
природе.
Тема нашего урока посвящена богатырям, которыми издавна
славилась земля русская.
Работа по теме урока:
1. Богатырская тема подлинное достояние русского
искусства.
«Никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не
досаждал, не укорял, не бесчинствовал, но всех любил и в
чести держал, и веселился с вами, с вами же и горе
переносил» эти слова русского полководца Дмитрия
Донского мог бы сказать о себе любой русский богатырь.Вторая симфония Бородина одна из вершин его творчества.
Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам.
В 1875 году русский композитор Александр Порфирьевич
Бородин заканчивает свою Вторую симфонию – одно из
лучших произведений русской симфонической музыки. Её
премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из
концертов Русского музыкального общества в Петербурге
под управлением одного из крупнейших дирижёров той поры
Эдуарда Направника.
Она была восторженно встречена его именитыми друзьями,
которые оценили её как лучшую русскую симфонию.
Обсуждение после прослушивания было бурным: Модест
Петрович Мусоргский предложил её назвать «Славянская
героическая», однако, критик Владимир Васильевич Стасов
запротестовал: «Не вообще славянская, а конкретно –
русская, богатырская!»«Богатырская» это название Вторая симфония А. П.
Бородина носит и по сей день.
прозвавшего симфонию
По свидетельству Стасова,
«Богатырской», Бородин представлял в третьей, медленной
части образ Баяна, в первой русских богатырей, а в финале
сцену разудалого богатырского пира. Первый музыкальный
мотив симфонии, решительный и настойчивый, из которого
вырастает музыка всей первой части, создаёт могучий образ
русских богатырей.
Слушая музыку Второй – «Богатырской» симфонии А.
Бородина, мысленно представляешь образ Древней Руси, её
бескрайние степи, богатырские заставы весь образ далёких
веков. Но не только история «звучит» в музыке Бородина.
Она, как писал известный музыкант Б. Асафьев, «возбуждает
ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание,
размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство
жизни, радость от сознания, что живёшь».Не этот ли благотворный оптимизм снова и снова возрождает
к жизни богатырские образы в изобразительном искусстве и
в музыке как олицетворение светлой созидательной силы,
всегда могучей, не умирающей даже в дни самых тяжёлых
испытаний?
Симфонию начинает волевая, решительная тема, интонации
которой близки суровым былинным напевам. Она сразу же
приковывает к себе внимание слушателя,
рождая
представление о могучем, простом и суровом облике
великого русского народа. Это поистине богатырский образ.
Слушая эту тему, невольно вспоминаешь могучего Илью
Муромца или Святогора, так прочно вросшего в эту землю,
что его с места не сдвинешь. Для того чтобы эту массивную
глыбу сдвинуть с места, надо её раскачать. И тема будто
раскачивается, сползая на целый тон вниз и обнаруживая ещё
большую глубину и весомость. В итоге, все развитие
приводит к утверждению уже знакомой «богатырской» темы.Картина «Три богатыря» была завершена В. Васнецовым в
1898 году, спустя 11 лет после смерти композитора. В
русском искусстве она «прозвучит» не менее громко и
победно, чем Вторая симфония Бородина.
Слушание: А. Бородин. Вторая Симфония «Богатырская». I
часть.
Былинная богатырская тема присутствует и в цикле М.
Мусоргского «Картинки с выставки» в пьесе «Богатырские
ворота».
«Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П.
Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874
году в память о друге Мусоргского художнике и
архитекторе В. А. Гартмане.
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» завершается
пьесой «Богатырские ворота». В. Гартман создал для Киевапроект Триумфальных ворот. Он выполнен в «русском
стиле».
Три полукруглые арки, словно выхваченные из старинных
боярских теремов. Столбы с капителями в народном духе.
Резной кокошник с иконами и двуглавым орлом над
центральным пролётом. К воротам примыкает часовня со
звонницей, укрытой куполом, похожим на богатырский
шлем. Чемто пряничным, сусальным отдаёт этот рисунок.
Мусоргский далеко отошёл от этой «картинки» Гартмана.
Он создал пьесу, созвучную могучим финалам опер Глинки,
прославляющим мощь и подвиг русского народа.
Мелодия «Прогулки» приобретает здесь величавый,
торжественный вид. В неё вплетается суровая тема,
напоминающая о тяжких годинах Руси. И снова
колокольный звон, ликующая мелодия. Пирует народ на
празднике победы в славном стольном городе Киеве.Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы
русского народа!
Слушание: М. Мусоргский. «Богатырские ворота» из цикла
«Картинки с выставки».
Так в музыкальном творчестве находит своё выражение
главное, что определяет характер любого народа. Это –
глубокая любовь к жизни, богатая фантазия, чуткое
отношение к красоте, патриотизм и недюжинная сила – не
разбойная, не варварская, а мудрая и правая.
Итог урока:
«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны,
могучи богатыри» эти слова Ильи Муромца звучат как
девиз всего русского богатырства.
Сказки, легенды, предания, былины из века в век передают
потомкам богатый опыт народа. Добро и зло, сила и немощь,
реальность и вымысел в своей бесконечной вереницехудожественных воплощений образуют мощный поэтический
поток вечных образов, которые называются великим словом
«традиция».
Вопросы и задания:
1. Какие черты богатырского характера объединяют
изображение богатырей на картине В.
Васнецова
«Богатыри» с богатырской темой в музыке Второй
«Богатырской» симфонии А. Бородина и «Богатырскими
воротами» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского?
2. Почему, когда композиторы обращаются к сказочным
сюжетам, в их музыке так возрастает изобразительное
начало?
3.
В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуй свой
любимый персонаж из музыкальной сказки.«Музыкальная живопись» сказок и былин. Сказочные герои в
музыке.
Цели урока: анализировать многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного искусства; рассуждать о
яркости и контрастности образов в музыке; ориентироваться
в специфике выразительных средств музыки (с учётом
критериев, представленных в учебнике).
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции
картин, музыкальный материал.
Ход урока:Организационный момент:
Слушание: Н. РимскийКорсаков. «Пляска златопёрых и
сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко».
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Искусство есть способность видеть невидимое, осязать
неосязаемое и рисовать то, что не имеет облика…»
(Жозеф Жубер)
Сообщение темы урока:
Ребята, тема нашего урока сегодня «Сказочные герои в
музыке». Мы с вами на уроках много раз слушали
фрагменты, посвящённые различным музыкальным героям.
Достоверно ли композиторы рисуют звуками музыки
портреты этих героев?
Работа по теме урока:
1. Разнообразие сказочных образов.Сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно
поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся
частью волшебного мира чудес, праздников и светлых
надежд. И может быть, оттого сказочная музыка так
живописна, что она заключает в себе все представления о
волшебном, таинственном, что она воплощённая мечта
человека о прекрасном?
Ведь не случайно прекрасные сказочные образы в фантазии
художников превосходят всю мыслимую красоту, которая
встречается в реальности.
Учащиеся зачитывают фрагмент стихотворения из учебника
на стр. 185.
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает Месяц под косой: блестит,
А во лбу звезда горит.
Как вы помните, этими словами А. С. Пушкин рисует нам
дивную красоту Царевны Лебедь. Такая неземная красота
отличает многие сказочные персонажи неслыханно хороша
Василиса Прекрасная, загадочно прекрасна Шемаханская
царица из «Сказки о золотом петушке», очаровательна
хрупкая Золушка...
Но не только люди в сказках красивы сверхъестественной
красотой тот же чарующий облик могут иметь и животные,
и птицы, и цветы. Музыка, воссоздающая сказочные образы в
своих звучаниях, достигает небывалой красочности может
быть, даже большей, чем это возможно на полотнах
живописцев.
2. Образы в балете И. Стравинского.Одному из самых фантастических и красочных сказочных
образов Жарптице посвящён балет И. Стравинского.
Жарптица и сама неслыханно прекрасна, её оперение сияет
всеми мыслимыми цветами и оттенками, буквально
ослепляет.
Но пейзаж, в котором она является, безмолвное
причудливое Кащеево царство, нарисованное как будто
неземными, «потусторонними» красками, ещё более
усиливает впечатление безграничной колористичности.
Не случайно французский критик Анри Леон писал о балете
«Жарптица», что это произведение представляет собою
«чудо восхитительного равновесия между движениями,
звуками и формами. Отливающая темнозолотистым цветом
декорация заднего плана как будто сделана тем же
способом, как и полная оттенков ткань оркестра.Музыка ещё больше усиливает впечатление фантастической
красочности. В оркестре поистине слышны голоса
волшебника и беснующихся ведьм и гномов. Когда пролетает
птица, кажется, что её несёт музыка».
Слушание: И. Стравинский «Заколдованный сад Кощея».
Посмотрите эскизы костюмов Жарптицы на странице 188,
выполненные Л. Бакстом. Для того чтобы достигнуть
определённого настроения как в живописи, так и в музыке,
нужна особая тонкость работы с цветом. Композиция
полотна объединяет все выразительные элементы, вызывая
законченное стройное звучание.
3. Сказочная тема в искусстве.
О том, какую роль играла сказочная тема в искусстве, можно
судить по ещё одному необыкновенно красочному
живописному произведению М. Мусоргского «Картинки с
выставки». Мы с вами слушали одну из пьес этого цикла,вспомните, как она называлась? (Эта пьеса называлась
«Гном», она была посвящена забавному гномику,
превращённого композитором в глубоко страдающего
человека.)
А что явилось толчком к написанию этого цикла? (Рисунки
близкого друга композитора В. Гартмана.)
Гартман был весёлым, живым, быстрым на разные выдумки и
очень требовательным к себе и другим. Он умер неожиданно,
совсем молодым, в возрасте 39 лет. Чтобы почтить память
художника, была организована выставка произведений
Гартмана в Петербурге. Были собраны архитектурные
проекты, чертежи, эскизы декораций и костюмов к русским
операм, рисунки и наброски.
Мусоргский не один раз обошёл выставку. Всматриваясь в
работы друга, он загорелся страстным желанием запечатлеть
его «картинки» в своей музыке.Весь цикл «Картинки с выставки» был написан меньше, чем
за три недели. Из множества экспонатов выставки
композитор отобрал всего десять.
Открывает цикл своеобразный пролог «Прогулка». Чтото
родное русскому сердцу слышится в этой музыке звучит
русский распев, а потом мелодия «Прогулки» будет
сопровождать нас по выставке, служа как бы связующим
звеном между пьесами. И даже там, где надобность в такой
интермедии отпадает, мелодия её входит в музыкальную
ткань очередной картинки изменённая и преобразованная,
но всегда узнаваемая.
«В интермедиях, усмехнулся Мусоргский, моя
физиономия видна».
Это музыкальный автопортрет
композитора. Русский человек пришёл на выставку работ
русского по духу художника. Мелодия «Прогулки» ведёт
нас от экспоната к экспонату «Старый замок», «Балет
Невылупившихся птенцов», «Катакомбы», «Гном» и т.д.В «Картинках с выставки» Мусоргский рисует и
музыкальный портрет БабыЯги, излюбленного персонажа
русских волшебных сказок и русского классического
искусства.
Гартман набросал эскизы для часов, на которых изобразил
домик на курьих ножках жилище лесной колдуньи.
Композитор сделал домик обитаемым.
Музыкант хорошо представлял себе домик БабыЯги.
Однажды он даже появился в её костюме на маскараде в
Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка,
надвинутая на глаза, ноги в лаптях, костлявые руки,
реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на
размалеванном лице. Колдунья быстро семенила, разметая
перед собой дорогу взмахами громадной метлы. Вот такую
героиню русских народных сказок смешную и страшную –
изобразил в своей музыке Мусоргский, а вовсе не манерныйпроект часов, сделанный Гартманом в модном тогда стиле а
La russe.
БабаЯга Мусоргского настоящая волшебница. Она способна
на неожиданные превращения.
Полёт БабыЯги в ступе – полёт шумный, дикий, «с треском
и посвистом».
В средней части пьесы резкие скачки и свист стихают,
сменяются звуками колдовского леса. Лес наполняют
шорохи: трещат сучья, оживают пни, скрипят ветви. Старуха
оборачивается сказочной царевной, прогуливающейся по
берегу таинственного озера. Скользят по небесной лазури
стрекозы, порхают нарядные бабочки. Весело щебечут
птицы.
В музыке снова возникает вихрь резких скачущих звуков.
Злая колдунья продолжает свой разбойничий полёт.Слушание: М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках»
(БабаЯга) из цикла «Картинки с выставки».
Какие у вас есть мнения? (Прозвучала пьеса «Избушка на
курьих ножках» (БабаЯга) М. П. Мусоргского из
фортепианного цикла «Картинки с выставки». Музыку
можно разделить на три части. Первая часть звучала
резко, угловато, со свистом, изображён, наверное, полёт
БабыЯги в ступе. Во второй части, видимо, происходили
какието превращения, музыка звучала нежно, красиво,
волшебно, а в третьей части колдунья, очевидно, опять
летит в ступе.)
«Картинки с выставки» во всём мире звучат в исполнении
лучших пианистов. Сделано несколько переложений
«Картинок» для симфонического оркестра. Самая яркая из
них оркестровка французского композитора Мориса
Композитор
Равеля,
сознательно стремился к «картинности» своей музыки,
автора знаменитого «Болеро».справедливо считая, что благодаря этому его сочинения
станут более доходчивыми, волнующими всех. И оказался
совершенно прав.
Итог урока:
Музыка необыкновенно живописно рисует нам сказочных
персонажей, будь то люди, животные, птицы, либо
несуществующие в реальной жизни сказочные персонажи. И
именно музыка и живопись могут при помощи
выразительных средств настолько реально нарисовать
сказочных героев, что иногда начинаешь верить в их
существование...
Вопросы и задания:1. Каким в музыке И.
Стравинского предстаёт
фантастический мир Кащеева царства? Звучание какого
инструмента придаёт этой музыке волшебный колорит?
2. Какие картины представляются вам в музыке пьесы
«Избушка на курьих ножках (БабаЯга)» М. Мусоргского?
3.
4.
В чём проявляется в этой пьесе контраст между
крайними разделами и серединой?
Выполните задание в «Дневнике музыкальных
наблюдений» стр. 30.Волшебная красочность музыкальных сказок.
Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и
изобразительного искусства; находить ассоциативные связи
между художественными образами музыки и других видов
искусства; воспринимать музыкальные произведения с точки
зрения единства содержания и выражения.
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции
картин, музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: Интродукция «Океан море синее» из оперы
«Садко» Н. А. РимскогоКорсакова.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске.«Мой род – это сказка, былина, и непременно русские...»
(Н. А. РимскийКорсаков)
Сообщение темы урока:
Ребята, я думаю, что многие из вас бывали на музыкальных
спектаклях, быть может, даже видели балетысказки, оперы
сказки. Скажите, отличается ли музыка, написанная для
таких спектаклей, скажем, от спектаклей на не сказочные
сюжеты? (Да, конечно, музыка, написанная к музыкальным
сказкам, рисует нам волшебный, сказочный мир, она
помогает окунуться в атмосферу необычную,
нереальную.)
Сегодня наш урок посвящён музыкальным сказкам.
Работа по теме урока:
1. Сказка как основа сюжета для музыкального произведения
Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев,
лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства,птицы и животные словом, всё богатство видимого
волшебного мира получило своё звуковое выражение.
Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки
особенные, волшебные: необычно шуршат и падающие
снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде поособенному, и
лесное озеро не простое, а волшебное.
Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного
творчества поразному находил своё выражение в музыке.
Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или
инструментального сочинения.
Великим сказочником в музыке по праву считается русский
композитор Н. РимскийКорсаков. Он написал семь
сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством»,
«Садко», «Сказка о царе Салтане», Кащей Бессмертный»,
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»,
«Золотой петушок».Один из примеров сказочной музыки – «Пляска златопёрых и
сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». Уже в самом
названии этого фрагмента видна изобразительность и
живописность музыкального замысла.
Композитор воспроизводит не просто весёлую пляску рыбок,
резвящихся в подводном царстве, он воспроизводит
своеобразный танец цветов, бликов золотых, серебряных,
сверкающих, изменчивых. Все средства музыки от гибких и
прихотливых мелодических линий до тембрового
разнообразия оркестра направлены на создание красочной
музыкальной картины. Многие музыканты называли оперу
«Садко» энциклопедией сказочного музыкального языка XIX
столетия.
Слушание: Н. РимскийКорсаков. «Пляска златопёрых и
сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко».
Услышали ли вы какиелибо особенные сказочные звуки,
рисующие рыбок? (Музыка рисует подводное сказочноецарство, игривых весёлых рыбок, резвящихся в нём. Но
кроме этого он изображает своеобразный танец цветов и
бликов подводного мира сверкающих, изменчивых.
Использование различных тембров, гибких мелодических
линий создаёт красочную музыкальную картину.)
2. Портретные сказочные образы.
В опере также присутствуют и портретные сказочные
образы. Они, конечно, отличаются от музыкальных
портретов реальных людей.
Как вы думаете,
почему? (Отличие в изображении сказочных героев от
музыкальных портретов реальных людей заключается в
привнесении таинственного, загадочного, связанного с
непостижимым волшебным миром).
Посмотрите внимательно на картину Михаила Врубеля
«Царевна Лебедь» это не просто иллюстрация к «Сказке о
царе Салтане». Кто является автором этой сказки? (Великий
русский поэт А. С. Пушкин.)«ЦаревнаЛебедь» М. Врубеля это обобщённый образ
женских сказочных образов. В чемто он сродни образу
Морской царевны Волховы из оперы «Садко», так же
исполненной невыразимой прелести, и вместе с тем
загадочной, непостижимой.
Когда Морская царевна поёт свою чудесную колыбельную
песню, она вкладывает в неё очень много лирического
чувства. В музыке звучат интонации народной песни,
придающие Волхове тёплые, живые черты реальной девушки.
И все же, когда в мелодию «Колыбельной» вплетаются
интонации «волшебного» характера, становится очевидной
нерасторжимая связь Морской царевны с фантастической
сказочной стихией.
Таинственная природа Морской царевны подчёркивается
колоритом инструментальных звучаний – особенно в конце
«Колыбельной», когда в мелодии флейты и арфы начинает
«струиться» мотив ручейков. Царевна Волхова, полюбившаягусляра Садко за его волшебный дар, не обретает, подобно
другим сказочным героиням (Русалочке, Снегурочке),
человеческую душу, а остаётся верна своему морскому миру
с его таинственной жизнью и холодным безмолвием. Это
возвращение в привычную свою стихию передаётся в музыке
исключительно выразительно: царевна принимает облик
утреннего тумана и растекается по лугу широкой светлой
Волховойрекой.
Мелодия колыбельной Волховы простая, задушевная,
бесконечно близкая языку русской народной песни.
Баюкающий припев напоминает тихое мерное колыхание
волн. РимскийКорсаков высоко ценил музыку последнего
появления Волховы. «Вариации её колыбельной песни,
писал он, считаю за одну из лучших страниц среди своей
музыки фантастического содержания».
Слушание: Н. РимскийКорсаков. «Колыбельная Волховы»
из оперы «Садко».Многие известные и любимые сказки обогатились
музыкальными звучаниями. Мы услышали, под какую
музыку плясала Маша в «Щелкунчике», услышали не только
музыку самого танца, но всего празднично убранного зала
ёлки, новогодних игрушек, снежинок за окном. П.
Чайковский, как добрый волшебник, только прикоснулся к
сказке своей волшебной палочкой музыканта и она сразу
ожила, наполнилась очарованием настоящего праздника,
тёплого и глубокого чувства и словно стала реальностью,
частью нашей жизни.
Но ведь даже и на сказочном празднике всё происходит по
настоящему. Герои «Щелкунчика» совершают подвиги,
поддерживают друг друга в минуты испытаний. Наградой
становится тёплое и глубокое чувство, которое рождается
между девочкой Машей и Щелкунчиком, превратившимся в
конце сказки из уродливой куклы в прекрасного принца.«Падеде» из балета
Поэтому и в музыке мы слышим не только сказочные звуки,
но и выражение живой человеческой любви.
Слушание:
«Щелкунчик».
Мы узнали также, какая музыка звучала на балу у Золушки,
что танцевали гости и она сама. Мы всегда знали, что
роковым моментом была полночь, впервые услышали, как
звучали часы, как отбивали они свои двенадцать ударов и
как постепенно, с каждым новым ударом, исчезало
колдовство доброй Феи. Бой часов похож на колокольный
звон тревожный, яростный, неумолимый. Сначала как бы
слышится громкое тиканье часов, а затем раздаются
двенадцать гулких,
зловещих ударов,
изображаемых оркестром.
А сделал это зримым ещё один волшебник Сергей
Сергеевич Прокофьев.
хриплых,
П.
Чайковский.Слушание: С. Прокофьев. «Полночь» из балета «Золушка»
(фрагмент)
Итог урока:
Итак, мы видим, что сказки сами по себе очень музыкальны:
герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни
и танцы становятся частью волшебного мира чудес,
праздников и светлых надежд. И может быть, оттого
сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе
все представления о волшебном, таинственном, что она
воплощённая мечта человека о прекрасном?
Вопросы и задания:
1. Почему, когда композиторы обращаются к сказочным
сюжетам, в их музыке так возрастает изобразительное
начало?
2.
В чём разница между музыкальными портретами
реального человека и сказочного героя?3. Какими средствами передаётся красочность образа в
«Пляске златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы
«Садко» Н. РимскогоКорсакова?
4. Что, кроме новогоднего волшебства, звучит в музыке П.
Чайковского «Щелкунчик»?
5.
В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуй свой
любимый персонаж из музыкальной сказки.«Музыкальные краски» в произведениях композиторов
импрессионистов.
Цели урока: Понимать характерные черты музыкального
импрессионизма (с учётом критериев, представленных в
учебнике), и называть его основных представителей;
исследовать значение изобразительного искусства для
воплощения музыкальных образов; воспринимать внутренние
связи между музыкой и изобразительным искусством.
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции
картин, музыкальный материал.
Ход урока:Организационный момент:
Слушание: И. Стравинский. «Поцелуй земли» из балета
«Весна священная».
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Это более чем музыка, и выходя из концерта, не только не
испытываешь разочарования, но, напротив, чувствуешь себя
точно окрылённым, освежённым, будто глотнул чистого,
бодрящего воздуха моря, рощ, лугов»
(Н. Я. Мясковский)
Сообщение темы урока:
Ребята, сегодня мы с вами будем вновь говорить о том, что
общего есть в изображении пейзажа в музыке и живописи.
Существует такое направление в этих двух видах искусства,
в котором они опять
называемое импрессионизм,соприкасаются, и очень близко. Как раз этому и посвящён
наш сегодняшний урок.
Работа по теме урока:
1. Художникиимпрессионисты.
В конце XIX века во Франции появилось новое направление,
получившее название «импрессионизм». Слово это в
переводе с французского языка означает «впечатление».
Импрессионизм возник в среде художников.
В 1874 году группа непризнанных художников организовала
в Париже выставку своих работ (появились оригинальные
картины К. Моне, К. Писсаро, Э. Дега, О. Ренуара, А.
Сислея),
словно
разорвавшаяся бомба. Молодые художники не хотели писать
так, как было принято в официальном искусстве – приторно
и бездушно. Художникиимпрессионисты старались передать
природу, как она есть, а если сказать точнее, воспроизвести
эта экспозиция была воспринята,на холсте своё впечатление от природы, капризной и
переменчивой в каждое мгновение жизни. Живописцы
применяли особую технику беглых пятенмазков, которые
вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали
реальное ощущение живой игры красок, причудливых
переливов света.
Они вышли с мольбертами из мастерских на воздух, на
пленэр. Стремительными точными ударами кисти живописцы
переносили на полотно эти мимолетные состояния природы.
Не случайно уже знакомый вам Клод Моне написал один и
тот же стог сена 15 раз. И на каждом холсте это был другой
стог сена то залитый розовыми лучами утренней зари, то
утопающий в призрачном лунном свете, то подёрнутый
туманной дымкой, то опутанный инеем. Клод Моне оставил
несколько таких серий картин.
Он 20 раз воспроизвёл свои впечатления от собора в Руане.
Меньше всего его интересовали архитектурные формыздания. На полотнах собор растворяется в переливах света и
цвета. Лучи утреннего, полуденного, закатного солнца
скользят по башням и аркам собора, дробясь на тысячи
оттенков. Руанцы именно таким видели свой знаменитый
собор каждый день, но не замечали этого. Клод Моне изумил
их, раскрыл глаза на привычное, примелькавшееся явление.
2. Музыкантыимпрессионисты.
Позднее, в 8090е годы, идеи импрессионизма нашли
выражение и во французской музыке. Два композитора К.
Дебюсси и М.
Равель наиболее ярко представляют
импрессионизм в музыке. В их фортепианных и оркестровых
пьесахэскизах с особой новизной выражены ощущения,
вызванные созерцанием природы. Шум морского прибоя,
плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в
их произведениях с личными переживаниями музыканта
поэта, влюблённого в красоту окружающего мира.Музыкальный пейзаж у импрессионистов область детальной
разработки всех средств выразительности, придающих
звучанию красочность, зримость, живописность.
Живописность присутствует уже в названии произведений:
например, «Паруса», «Ветер на равнине», «Шаги на снегу»,
«Туманы», «Мёртвые листья» (всё это названия прелюдий К.
Дебюсси); «Чудесный вечер», «Полевые цветы», «Лунный
свет», «Сентиментальный пейзаж» (романсы К. Дебюсси),
«Игра воды», «Отражения» (фортепианные пьесы М.
Равеля), «Ночи в садах Испании» («симфонические
впечатления» М. де Фалья), «Впечатления от природы»
(оркестровые циклы Д. Малипьеро) и т. д.
Музыка импрессионистов обнаружила способность
передавать не только краски, но и блики, тени. Более
изысканными стали ритмы, более утонченными тембры,
более терпкими гармонии. Возможности музыки оказались
созвучными живописи импрессионистов; может быть,никогда ещё эти два искусства не были так близки друг
другу.
Рассмотрите картины:
Какие чувства они у вас вызвали? (Заслушиваются ответы
детей).
В фортепианной пьесе М. Равеля «Игра воды» явно слышны
переливы искрящихся на солнце струй. «Речной бог,
смеющийся над щекочущими его струями» этот эпиграф из
стихотворения Анри де Ренье созвучен музыкальному образу
произведения.
Мы отчётливо слышим, как смех речного бога сливается со
смехом быстрой воды. И в этой радости угадываем
очарование солнечного лета, прелесть прозрачной воды,
обрисованной в музыке столь выразительно, что она
воспринимается почти зримо.
Слушание: М. Равель. «Игра воды».Зримость обнаруживает себя даже в нотной записи. Разливы
речных волн буквально изображены в нижней строке
музыкального примера.
А теперь послушайте оркестровый ноктюрн К. Дебюсси
«Облака».
Слушание: К. Дебюсси. «Облака».
Музыка пьесы воплощение стихии воздуха, пространства
высокого неба. В отличие от «Игры воды» в ней отсутствует
стремительность, порыв к движению, к развитию. Ее
звучание отличается спокойствием, созерцательностью, даже
некоторой отстранённостью.
Центральное место в пьесе занимает «тема облаков»
короткий мотив,
исполняемый английским рожком.
Английский рожок обладает особым тембром. В зависимости
от характера музыки, от тембрового состава оркестра, в
котором он звучит, английский рожок меняет окраску своегохарактер,
(пастушеский)
звучания. Музыканты даже называют его хамелеоном. Этот
инструмент «хамелеон» может придать музыке
пасторальный
может
воспроизводить интонацию человеческого голоса. Но в
«Облаках» его характер иной. Он звучит не то чтобы
холодно, но в его голосе нет «земного» тепла: так «звучит»
высота.
Обращаясь к поэзии,
композиторыимпрессионисты
останавливали свой выбор на таких произведениях, в
которых также было ярко выражено красочное, живописное
начало. Вот одно из таких стихотворений; его автор – поэт
Поль Верлен.
Оград бесконечный ряд
И дикий виноград;
Простор далёких синих гор;
Моря терпкий аромат.Ветряк, как алый маяк,
На светлой зелени дольней;
Бег жеребят своевольный
Возле прибрежных коряг.
Овцы пышные на склонах,
Текущие, как река,
Белей молока
На коврах они яркозелёных.
Кружева пены за кормою,
И парус над водою,
И там, в лазури воскресной,
Медный зов колоколов.
Если бы в поэзии существовал жанр пейзажа, то это
стихотворение полностью бы отвечало его требованиям.
Каждая его строка самостоятельный образ, а взятые вместе
они образуют единую картину воскресного летнего пейзажа.охватывает
стихотворения
Обратите внимание: в стихотворении нет ни единого глагола.
Движение как будто есть, но оно застыло, как на картине:
жеребята не бегут, их бег просто запечатлён раз и навсегда,
как и кружева пены, и парус над водою.
значительное
Образ
пространство: ряд оград бесконечен, синие горы далеки, а
зов колокола звучит в высокой небесной лазури. И при этом
какое обилие красочных определений. Горы в стихотворении
синие, ветряк алый, дол светлозелёный, овцы белей
молока, небо лазурное, зов колоколов медный.
Красочность,
буквально
пронизывают этот поэтический пейзаж.
Романс К.
созданный на основе этого
стихотворения, придаёт поэтическому образу ещё большую
выразительность. Композитор вносит элемент движения,
живого и весёлого.
живописность
зримость,
Дебюсси,Начальные звуки аккомпанемента напоминают узор то ли
рисунок бесконечных оград, то ли кружева пены. Но мы
чувствуем, что этот узор определённо связан с образами
стихотворения.
Слушание: К. Дебюсси. «Оград бесконечный ряд». Слова П.
Верлена. Фортепианное вступление.
Свежесть звучания непостижимым образом передаёт не
только краски моря, но и его терпкий аромат, и запах
морского ветра, всю лёгкость и воздушность солнечной
морской стихии. Тонко и выразительно в заключении
романса звучат воскресные колокола: их звон, нежный и
негромкий, доносится откудато издалека и растворяется в
безбрежной лазури пространства.
Итог урока:
Итак, мы видим, что пейзаж в музыке присутствует во всем
богатстве своих проявлений и как «пейзаж настроения»(например, у Чайковского), созвучный пейзажным полотнам
И. Левитана и В. Серова, и как динамичный пейзаж,
передающий процессы, происходящие в природе (у
Стравинского), и как красочная картина, заключающая в
себе многообразные проявления прелести окружающего
мира (у импрессионистов).
Мы рассмотрели лишь малую часть пейзажных образов в
музыке, однако и она позволяет нам увидеть, сколь многому
научилась музыка у живописи в передаче облика, видения
природы. И может быть, благодаря такой музыке и наше
восприятие природы становится богаче,
полнее,
эмоциональнее? Мы лучше начинаем видеть и чувствовать
детали, постигать краски и настроения, слышать во всем
своеобразную музыку.
«Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом
солнца», писал К. Дебюсси, и эта музыкальностьвосприятия мира становится равной восприятию его
безграничной красоты.
Вопросы и задания:
1. Какие признаки отличают музыкальный пейзаж у
композиторовимпрессионистов? Объясните на примере
пьес «Игра воды» М. Равеля и «Облака» К. Дебюсси.
2. Какой характер придаёт тембр английского рожка
пейзажу в пьесе «Облака»?
3. Что нового внесла музыка в поэтический пейзаж
стихотворения П. Верлена «Оград бесконечный ряд…»?
4. Какие музыкальные произведения на пейзажную тему
вам известны? Запишите свой ответ в «Дневнике
музыкальных наблюдений».
Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантовЦели урока: Анализировать многообразие связей музыки и
изобразительного искусства; рассуждать об общности и
различии выразительных средств музыки и изобразительного
искусства; самостоятельно подбирать сходные поэтические
и живописные произведения к изучаемой теме.
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции
картин, музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с
выставки».
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Пока не было музыки, человеческий дух был не в состоянии
представить себе образ прелестного, прекрасного, полнотыжизни...»
(И. В. Гёте)
Сообщение темы урока:
Ребята, как вы думаете, есть ли чтото общее в
изображении природы на картинах и в музыкальных
произведениях? (Думаем, что да. Потому что природа
передаёт то или иное настроение. А каково оно можно
услышать в музыке и увидеть на картине.)
Работа по теме урока.
1. Природа в искусстве.
Изображение природы в искусстве никогда не было простым
её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как
бы ни манила художников стихия моря, как бы ни
очаровывала душу лунная ночь все эти образы, будучи
запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали
сложные чувства, переживания, настроения. Природа вискусстве одухотворена, она печальна или радостна,
задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.
Однажды ты проснёшься в изумленье,
Услышишь птичьи трели на лугу.
И сердце затрепещет в восхищенье –
Вокруг всё в белорозовом снегу!
Что стало в одночасье вдруг с природой?
Откуда столько света и тепла?
Преодолев мороз и непогоду,
Пушистой пеной вишня расцвела!
Собой заполонила всё пространство,
Взметнув цветов фонтаны в вышину!
Накинув ароматное убранство,
Приветствует красавицу Весну!
Принарядившись белыми цветами,
Невеста юная к себе манит.И замирает сердце под ветвями.
Любовь, Надежду и Мечту хранит!
(Т. Лаврова)
Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа
дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении
птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы.
Звукоизобразительность как подражание звукам природы
можно найти уже в музыке XV века например, в хоровых
пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».
Слушание: К. Жанекен. «Пение птиц».
Постепенно помимо подражания звукам природы музыка
научилась вызывать зрительные впечатления. В ней природа
не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами,
бликами стала зримой.
Есть даже такое выражение «музыкальная живопись». Это
выражение композитора и критика А. Серова не простометафора; оно отражает возросшую выразительность
музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу –
пространственноизобразительную.
2. Времена года.
связанных с
Среди ярких музыкальных картин,
изображением природы, цикл П. Чайковского «Времена
года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ
одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего
передан через пейзаж.
По программе, предложенной нотным издателем, он написал
свой знаменитый фортепианный цикл. В этих небольших
пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отражено
настроение сезона – зимние грёзы, весенняя свежесть, летнее
раздолье, осенняя грусть. Композитор вложил в них всю
свою огромную любовь ко всему родному к русскому
человеку, русской природе, русским обычаям. Каждой из
двенадцати миниатюр предпосланы заголовок и эпиграф,раскрывающие характер музыки, строчки из стихотворения
русских поэтов.
музыка
Несмотря на поэтический первоисточник,
Чайковского ярко живописна и в обобщённо
эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого
месяца, и в плане музыкальной изобразительности.
Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок
«Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения А.
Майкова:
Голубенький, чистый
Подснежникцветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние грёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином...Как это часто бывает в лирической поэзии, образ ранней
весны,
первого весеннего цветка связывается с
пробуждением сил человека после зимнего оцепенения,
сумрака морозов и вьюг к новым чувствам, свету, солнцу.
Слушание: П. Чайковский. «Апрель. Подснежник» из
фортепианного цикла «Времена года».
Как звучало это произведение, какие чувства хотел
передать композитор своей музыкой? (Музыка звучала
очень нежно,
будто цветок
действительно тянется к солнышку и постепенно
распускает свои лепестки. Средняя часть звучала
несколько взволнованно, слышно журчание ручья, звон
капели.)
Правильно, строки поэта Майкова претворяются в нежной
мелодии, которая передаёт живое дыхание весны. Мы словно
видим маленький беспомощный цветок, пробивающийся к
свету изпод снега.
Казалось,
светло.«Протокольная правда никому не нужна, говорил Исаак
Левитан. Важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или
садовую тропинку». Посмотрите на репродукцию картины
«Весна. Большая вода», удивительно светлые, чистые тона
нашёл композитор для передачи более поздней весны.
Вспомните ещё одну картину Левитана, которая имеет
музыкальное название. («Вечерний звон», эта картина
тоже звучит.)
Левитана по праву называют непревзойденным мастером
настроения в живописи. Его часто сравнивают с Чайковским,
в музыке которого русская природа нашла удивительно
сердечное выражение. И художнику, и композитору,
каждому средствами своего искусства, удалось спеть свою
песнь в искусстве лирическую песнь русской души.
3. Образы природы.
Если музыка Чайковского при всей её яркой
изобразительности все же направлена на передачуструктура,
настроения, переживания, вызванного первым цветением
весны, то в творчестве других композиторов можно найти
яркий зрительный образ, точный и конкретный.
Ференц Лист так писал об этом: «Цветок живёт в музыке,
как и в других видах искусства, ибо не только «переживание
цветка», его запах, его поэтические чарующие свойства, но
сама форма его,
цветок как видение,
как явление не может не найти своего воплощения в
искусстве звука, ибо в нём находит воплощение и выражение
всё без исключения, что может испытать, пережить,
продумать и прочувствовать человек.
Форма цветка, видение цветка осязаемо присутствует во
вступлении к балету И. Стравинского «Весна священная».
Удивительное явление природы – распускание бутонов,
стебельков запечатлено в этой музыке, передающей, по
словам Б. Асафьева, «действие весеннего произрастания».Начальная теманаигрыш, исполняемая фаготом, по своим
очертаниям напоминает строение стебелька, который
постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому, как
стебель растения постепенно обрастает листьями,
мелодическая линия на протяжении всего звучания также
«обрастает» мелодическими подголосками. Свирельные
пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую
музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.
Слушание: И. Стравинский. «Поцелуй земли» из балета
«Весна священная».
«Пейзаж не имеет цели, говорил Саврасов, если он только
красив. В нём должна быть история души. Он должен быть
звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно
выразить словом, это так похоже на музыку».
Итог урока:Пейзаж в музыке, наверное, можно уподобить пейзажу в
произведениях живописи так разнообразны картины
природы, к которым обращались композиторы. Не только
времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и
морская стихии, луга и поля, земля и небо всё находит своё
звуковое выражение,
порой буквально поражающее
изобразительной точностью и силой воздействия на
слушателя.
Вопросы и задания:
1. Можно ли считать, что пейзаж в искусстве – это точная
копия картины природы?
2. Почему музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в
изобразительном искусстве?
3. Каким предстаёт апрель в пьесе П. Чайковского из цикла
«Времена года»? Какие чувства вызывает эта музыка?4. Почему музыка И. Стравинского воспринимается как
настоящая «картина весеннего произрастания»?
5. Подбери поэтические и живописные произведения на
пейзажную тему, которые вам известны.
6.
Выполните задание в «Дневнике музыкальных
наблюдений», стр. 28.Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер
человека?
Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и
изобразительного искусства; находить ассоциативные связи
между художественными образами музыки и другими
видами искусства; различать характерные признаки видов
искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике);
воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу
музыкальные интонации в процессе слушания музыки.
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции
картин, музыкальный материал.
Ход урока:Организационный момент:
Слушание: К. Дебюсси. «Паруса».
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Пусть настроения останутся главной сущностью
музыкальных впечатлений,
но они полны также мыслей и образов»
(Н. РимскийКорсаков)
Сообщение темы урока:
Как вы думаете, ребята, а может ли музыка выразить
характер человека, под силу ли ей это? На этот вопрос мы и
попытаемся сегодня с вами ответить.
Работа по теме урока: Рассматривая картину, мы включаем все наши органы
чувств, а не только зрение. И мы слышим, а не только видим,
что происходит на полотне. Наш взгляд, по образному
определению Александра Ивановича Герцена, становится
«слушающим».
Ребята, всмотритесь внимательно в картину Ильи Репина
«Протодьякон», кого вы видите перед собой, опишите.
(Перед нами портрет протодьякона это духовный чин в
православной церкви. Мы видим пожилого человека, с
длинной седой бородой, грузного, у него сердитое
выражение лица, которое придают ему изогнутые брови.
У него крупный нос, большие руки в общемто,
мрачноватый портрет. Наверное, у него низкий голос,
может, даже бас.)
Вы правильно всё увидели и даже услышали его низкий
голос. Так вот, ребята, когда эта картина появилась на
известный
выставке
художниковпередвижников,музыкальный критик В. Стасов увидел на ней персонаж из
поэмы Пушкина «Борис Годунов» Варлаама. Точно так же
отреагировал и Модест Петрович Мусоргский, увидев
«Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это же мой
Варлаамище!»
Как вы думаете, что позволило этим двум глубоким и
метким наблюдателям увидеть в портрете сходство с
персонажем оперы «Борис Годунов»?
Наверное то, что каждому из произведений и пушкинскому
«Борису Годунову», и одноименной опере Мусоргского, и
«Протодьякону» Репина присуща одна важная особенность
ярко и достоверно словом, музыкой, изображением
показывать характер человека.
Между Варлаамом и Протодьяконом есть, конечно, общее,
связанное не только с характером. Протодьякон духовный
чин. Варлаам монах, бежавший из монастыря и загулявший
в корчме на литовской границе. Он подобен персонажуРепина огромный, пузатый, «лоб имеет плешивый, бороду
седую, брюхо толстое». Однако не это самое главное, что
роднит и сближает эти в общемто самостоятельные образы,
возникшие независимо друг от друга. Главное между ними
необузданность нрава, грубость натуры, склонной к
обжорству и разгулу.
Послушайте, как в опере Мусоргского поёт Варлаам свою
знаменитую песню «Как во городе было во Казани».
Обратите внимание на тембр его голоса, на особенности
музыки – буйной, необузданной, нарочито громкой.
Отметьте и манеру исполнения: ведь артист всегда старается
подчеркнуть самое важное в характере героя.
Слушание: М. Мусоргский. Песня Варлаама из оперы «Борис
Годунов».
Каким предстал перед вами Варлаам? (Шумным, буйным,
с необузданным нравом.)Вспомните, какую роль играют детали в произведениях
изобразительного искусства, как они дополняют облик
героя, сливаются с ним, сообщают нечто такое, что
невозможно передать иными средствами.
Например, известная картина «Девочка с персиками» разве
это не единый образ? Нежность, юность, ласковое солнце
буквально пронизывают картину, где каждая подробность,
каждый штрих наполнены обаянием главной героини.
А вот совсем другой музыкальный портрет.
Его «нарисовал» великий мастер вокальной лирики Ф.
Шуберт.
В центре изображения Маргарита, сидящая за прялкой и
поющая о своей любви.
Если портретные черты Варлаама передавались через
характер музыки и манеру её исполнения, то в песне
«Маргарита за прялкой» важно все: и смысл слов, и характери яркая изобразительность музыкального
мелодии,
исполнения.
Портрет Маргариты в этой песне рисуется на фоне важной
бытовой детали жужжащего веретена.
Слушание: Ф. Шуберт. «Маргарита за прялкой». Слова И. В.
Гёте.
Маргарита тоже находится в ряду обаятельных женских
образов. Но ей, уже познавшей любовь и страдание, присуща
большая глубина и эмоциональность. Её песня образ,
картина,
внешний
включающая несколько планов:
(изобразительный), лирический, психологический.
Изобразительность, как нередко бывает в вокальной музыке,
заключена в музыке аккомпанемента: уже с первых тактов
мы как будто видим и слышим прялку с её мерным
жужжанием. На этом фоне звучит лирическая исповедь
одинокой девушки, тоскующей о своём возлюбленном.Все богатство её любви, все оттенки настроений от затаённой
грусти до могучих взлётов чувства – переданы в вокальной
партии. Но при всей динамичности этого лирического
высказывания,
при всех взлётах и кульминациях
мелодической линии мы вновь и вновь возвращаемся к
жужжанию прялки – первоначальному мотиву,
обрамляющему этот одухотворённый музыкальный портрет.
Если музыкальные изображения Варлаама и Маргариты были
опосредованы словесным текстом, то в следующем
произведении музыкальный портрет осуществляется без
помощи слов.
«Гном» из фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки
с выставки» музыкальный портрет маленького сказочного
существа, выполненный с огромной художественной силой.
Он написан под впечатлением картины В. Гартмана. Это не
только «картинки, написанные музыкантом, но это
маленькие драмы, в которых раскрыта самая суть явленийжизни, сквозь звуки как бы просвечивает душа событий,
душа вещей», писал Б. Асафьев.
Мы уже говорили, что не только в музыке, но и в
изобразительном искусстве важно не просто изображение,
передача внешнего облика, а проникновение в глубинную,
душевную сущность персонажа. Пьеса «Гном» один из
примеров такого произведения.
Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с
выставки».
Сквозь хромающую походку и угловатые прыжки
фантастического уродца неожиданно проглядывает глубокое
страдание уже совсем не сказочное, а живое, человеческое.
Музыка резко меняет свой характер: изломанные,
причудливые ритмы и скачки,
имеющие ярко
изобразительный характер, уступают место нисходящему
движению аккордов,
звучание которых проникнуто
интонацией щемящей тоски, боли, одиночества.«Гном» Мусоргского – это уже не простая иллюстрация
картины В. Гартмана, это значительное развитие и
углубление образа, о котором в своей короткой пьесе
композитор успел сказать столь многое.
Вопросы и задания:
1. Почему некоторые музыкальные произведения обладают
яркой портретностью?
2. Какие музыкальные жанры наиболее способны передать
портретные черты героя?
3. Что общего между портретами «Протодьякона» И.
Репина и Варлаама М. Мусоргского?
4. Как музыка передаёт портрет Гнома в пьесе М.
Мусоргского? О чём, повашему, больше говорит музыка –
о внешнем облике Гнома или о его внутреннем мире?5. Назовите произведения, изученные ранее, в которых
средствами музыки воплощаются портреты героев
(персонажей).
6.
Выполните задание в «Дневнике музыкальных
произведений» стр. 2627.
Музыка и изобразительное искусство. Музыка сестра
живописи.
Цели урока: Анализировать многообразие связей музыки и
изобразительного искусства; воспринимать и выявлять