Тема урока: «Музыкальный портрет».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Знакомство через выразительные и изобразительные возможности музыки с понятием «музыкальный портрет».
Углубить представления обучающихся об изобразительных и выразительных свойствах музыки и многогранных связях музыки и живописи
Создать условия для развития умений сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитывать уважительное отношение к русской культуре, осознанию национальной принадлежности через знакомство с шедеврами мировой классики.
Форма работы: Коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: Мультимедийный экран, проектор, компьютер, магнитофон, презентация, синтезатор, видеофрагмент оперы.
Музыкальный материал: М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов», «Песня о маленьком трубаче» С. Никитин С. Крылов.
Наглядность: репродукции: А.Венецианов «Автопортрет»; И.Репин «Протодьякон».
Раздаточный материал: текст «Песни о маленьком трубаче», текст «Песни Варлаама», памятка по составлению синквейна.
Используемый УМК: «Музыка 5класс» авторов В.О.Усачевой и Л.В. Школяр, Москва. БАЛАСС 2012.
Тема полугодия: «Можем ли мы увидеть музыку?»
Тема урока: «Музыкальный портрет».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Знакомство через выразительные и изобразительные возможности музыки с понятием
«музыкальный портрет».
Углубить представления обучающихся об изобразительных и выразительных свойствах музыки и многогранных
связях музыки и живописи
Создать условия для развития умений сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитывать уважительное отношение к русской культуре, осознанию национальной принадлежности через
знакомство с шедеврами мировой классики.
Форма работы: Коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: Мультимедийный экран, проектор, компьютер, магнитофон, презентация, синтезатор, видеофрагмент
оперы.
Музыкальный материал: М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»,
«Песня о маленьком трубаче» С. Никитин С. Крылов.
Наглядность: репродукции: А.Венецианов «Автопортрет»; И.Репин «Протодьякон».
Раздаточный материал: текст «Песни о маленьком трубаче», текст «Песни Варлаама», памятка по составлению
синквейна.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД1 Организацион
ный момент.
Настраивание учащихся на
деятельность.
Распевание
Приветствуют учителя распевкой.
2 Актуализация
знаний.
Постановка
проблемы.
3 Постановка
цели и задач
урока.
Предлагает детям спеть
«Песню о маленьком трубаче»
(разученную ранее)
каким вы представляете
маленького трубача?
что вы сейчас словесно
нарисовали?
почему мы с вами все
представили одного и того же
человека, с одинаковыми
чертами характера? Что нам
помогло это сделать?
А существует ли
музыкальный портрет?
Это нам с вами и предстоит
выяснить на уроке.
О чем пойдет сегодня речь?
какова цель урока?
что мы должны сделать для
достижения цели? (постановка
задач)
Исполняют песню.( Слайд 13)
ответы детей.
портрет (если не смогут ответить,
прочитать стих …).
музыка.
ответы детей (могут быть не
однозначными).
Личностные
Развитие доброжелатель
ности и эмоционально н
равственной
отзывчивости.
Коммуникативные
Высказывать свою
точку зрения, аргумента
ция своего мнения,
участвовать
в коллективном
обсуждении вопросов
Личностные:
Принятие на себя роли
ученика, исполнителя и
слушателя; проявление
интереса к теме
Ответы детей. Выводят тему урока, цель
и задачи.
Цель: узнать может ли музыка
нарисовать портрет?
Задачи: послушать
сравнить произведение музыкальное и
живописное;
Познавательные:
анализ, синтез,
сравнение;
формулирование
познавательной цели;
построение логической
цепи рассуждений, выяснить, с помощью чего можно
нарисовать музыкальный портрет.
4 Первичное
восприятие и
усвоение
нового
теоретическог
о учебного
материала.
Введение в
тему урока.
Предлагает вспомнить про
композитора М.П
Мусоргского и прослушать
фрагмент оперы М.П.
Мусоргского «Борис Годунов»
«Песня Варлаама»
( приготовились слушать,
приняли позу слушателя) без
текста
какой человек спрятался за
этой песней? Подберите слова
для его описания.
Для того чтобы лучше
проникнуться характером
героя
(Слайд 45)
Слушают.
Отвечают (грозный, сильный,
разухабистый, разбойничий).
Слушают и повторяют за учителем.
точки
участие в
доказательство
Анализ информации
Коммуникативные
высказывание
зрения,
коллективном
обсуждении вопросов
Регулятивные:
Определять цели УД
(направления своего
познания) планировать
деятельность с учётом
поставленной цели
Предметные:
воспроизводить знания
Регулятивные
анализировать
информацию
Коммуникативные
Высказывать свою
точку зрения,
участвовать в
коллективном
обсуждении вопросов
Личностные:
Принять на себя роли
ученика и слушателя;исполнение фрагмента этой
песни (для лучшего
восприятия образа Варлаама).
(текст песни на столе)
есть что добавить об образе и
характере этого героя, после
исполнения?
Дополняют сказанное ранее.
5 Применение
теоретических
положений в
условиях
выполнения
упражнений и
решения
задач.
Задание в группах.
Класс делится на три
группы. Каждая группа
получает задание: давайте
попробуем составить
полный образ этого
человека.
Как этот человек
выглядит?
Как он ходит?
Какой у него характер?
Работают в группах.
Выступление
(Слайд 8)
проявлять интерес к
теме.
Эмоционально
откликнуться на
музыкальное
произведение
и выразить своё
впечатление в пении
Познавательные:
Замечать изменения,
происходящие с
объектом;
решать
творческие
задачи на уровне
импровизаций;
анализировать
информацию.
Коммуникативные
Высказывать свою
точку зрения,
участвовать в
коллективном
обсуждении вопросов.
Договариваться о
распределении функций
и ролей в совместной
деятельности.
Познавательные:
замечать
изменения, обсуждение в группах
выступление
происходящие с
объектом;
решать
творческие
задачи на уровне
импровизаций;
анализировать
информацию.
На столах лежат три
портрета.
Характер какого
персонажа наиболее созвучен
музыке? Свой ответ
необходимо обосновать.
(Каждая группа
высказывает своё мнение. В
результате обсуждения
приходим к выводу, что это
«Протодьякон» И.Репина.)
Репинский «Протодьякон»
очень похож на Варлаама. Это
признавал и сам композитор.
Увидев однажды картину
«Протодьякон», Мусоргский
воскликнул: «Да это же мой
Варлаамище!». Однако, своего
Варлаама композитор писал не
по картине «Протодьякон», а
Репин своего «Протодьякона»
не по образу Варлаама.
Почему же и Мусоргский
своего Варлаама и Репин
своего «Протодьякона»написали так похоже?
(Образ, выдуманный или
взятый из жизни?)
(Потому что, и Мусоргский, и
Репин, правдиво изображали
жизнь во всём её
многообразии, стремясь как
можно точнее передать тот
или иной образ.)
Ребята, Варлаам поёт песню
про себя?
ВАРЛААМ – беглый монах,
пожелавший свободной
разгульной, веселой жизни.
Дорога нашего героя из
монастыря далека и по пути он
не отказал себе в
удовольствии зайти в корчму,
чтобы сытно откушать. Испив
вина, Варлаам запевает песню
про осаду Казани войсками
Ивана Грозного
Как же мы смогли определить
его характер? Что нам в этом
помогло?
(Слайд 11)
отвечают (нет).Какими музыкальными
красками композитор написал
этот музыкальный портрет?
Как манера исполнения выдаёт
характер героя?
(Низкий голос певца, его
густой бас, постоянно громкое
звучание песни, грозные,
звероподобные интонации в
голосе, дикий выкрик
Варлаама (Эй!) с радостной
интонацией в голосе, поющем
о гибели людей.)
музыка, голос.
6 Обобщение
усвоенного
Обладает ли эта музыка
выразительностью или
изобразительностью?
Ответы детей (и то и другое).
На прошлых уроках мы
рассматривали с вами природу
в музыке и хорошо знаем, что
музыка может рисовать…
пейзаж, тогда она
изобразительная. Но как
выяснили сегодня не только
пейзаж, но и … портрет.
Можно ли "Песню Варлаама"
Предметные:
воспроизводить знания
Познавательные:
анализировать
информацию
Регулятивные:
действовать в
соответствии с
поставленной задачей,
отслеживать понимание
нового материала,
осуществлять контроль.Домашнее
задание
7 Рефлексия
назвать музыкальным
портретом?
так значит, существует
«Музыкальный портрет»?
Задание: составить синквейн
(используя алгоритм). Темы:
«Маленький трубач», «Песня
Варлаама».
Нарисовать портрет героя, на
которого ты хочешь быть
похожим или написать про
него сочинение.
Поднимите руку те, кто понял
для себя,
что такое
«музыкальный портрет», затем
тех, кто сомневается.
Учащимся предлагается
назвать моменты урока,
которые вызвали затруднения
или наибольший интерес в
процессе решения проблемы.
Индивидуальная работа детей.
Зачитывают по желанию.
Поднимают руки.
Личностные:
вырабатывать
собственное отношение
к теме, осуществлять
рефлексию собственной
деятельности.Нацелить детей на то, что на
следующем уроке разговор на
эту тему продолжится и будет
возможность все для себя
уяснить.
Оценить детей.