Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства; различать характерные признаки видов искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике); воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки.
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: К. Дебюсси. «Паруса».
Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить
характер человека?
Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и
изобразительного искусства; находить ассоциативные связи
между художественными образами музыки и другими
видами искусства; различать характерные признаки видов
искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике);
воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу
музыкальные интонации в процессе слушания музыки.
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции
картин, музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: К. Дебюсси. «Паруса». Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Пусть настроения останутся главной сущностью
музыкальных впечатлений,
но они полны также мыслей и образов»
(Н. РимскийКорсаков)
Сообщение темы урока:
Как вы думаете, ребята, а может ли музыка выразить
характер человека, под силу ли ей это? На этот вопрос мы и
попытаемся сегодня с вами ответить.
Работа по теме урока:
Рассматривая картину, мы включаем все наши органы
чувств, а не только зрение. И мы слышим, а не только видим,
что происходит на полотне. Наш взгляд, по образномуопределению Александра Ивановича Герцена, становится
«слушающим».
Ребята, всмотритесь внимательно в картину Ильи Репина
«Протодьякон», кого вы видите перед собой, опишите.
(Перед нами портрет протодьякона это духовный чин в
православной церкви. Мы видим пожилого человека, с
длинной седой бородой, грузного, у него сердитое
выражение лица, которое придают ему изогнутые брови.
У него крупный нос, большие руки в общемто,
мрачноватый портрет. Наверное, у него низкий голос,
может, даже бас.)
Вы правильно всё увидели и даже услышали его низкий
голос. Так вот, ребята, когда эта картина появилась на
выставке
известный
музыкальный критик В. Стасов увидел на ней персонаж из
поэмы Пушкина «Борис Годунов» Варлаама. Точно так же
отреагировал и Модест Петрович Мусоргский, увидев
художниковпередвижников,«Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это же мой
Варлаамище!»
Как вы думаете, что позволило этим двум глубоким и
метким наблюдателям увидеть в портрете сходство с
персонажем оперы «Борис Годунов»?
Наверное то, что каждому из произведений и пушкинскому
«Борису Годунову», и одноименной опере Мусоргского, и
«Протодьякону» Репина присуща одна важная особенность
ярко и достоверно словом, музыкой, изображением
показывать характер человека.
Между Варлаамом и Протодьяконом есть, конечно, общее,
связанное не только с характером. Протодьякон духовный
чин. Варлаам монах, бежавший из монастыря и загулявший
в корчме на литовской границе. Он подобен персонажу
Репина огромный, пузатый, «лоб имеет плешивый, бороду
седую, брюхо толстое». Однако не это самое главное, что
роднит и сближает эти в общемто самостоятельные образы,возникшие независимо друг от друга. Главное между ними
необузданность нрава, грубость натуры, склонной к
обжорству и разгулу.
Послушайте, как в опере Мусоргского поёт Варлаам свою
знаменитую песню «Как во городе было во Казани».
Обратите внимание на тембр его голоса, на особенности
музыки – буйной, необузданной, нарочито громкой.
Отметьте и манеру исполнения: ведь артист всегда старается
подчеркнуть самое важное в характере героя.
Слушание: М. Мусоргский. Песня Варлаама из оперы «Борис
Годунов».
Каким предстал перед вами Варлаам? (Шумным, буйным,
с необузданным нравом.)
Вспомните, какую роль играют детали в произведениях
изобразительного искусства, как они дополняют обликгероя, сливаются с ним, сообщают нечто такое, что
невозможно передать иными средствами.
Например, известная картина «Девочка с персиками» разве
это не единый образ? Нежность, юность, ласковое солнце
буквально пронизывают картину, где каждая подробность,
каждый штрих наполнены обаянием главной героини.
А вот совсем другой музыкальный портрет.
Его «нарисовал» великий мастер вокальной лирики Ф.
Шуберт.
В центре изображения Маргарита, сидящая за прялкой и
поющая о своей любви.
Если портретные черты Варлаама передавались через
характер музыки и манеру её исполнения, то в песне
«Маргарита за прялкой» важно все: и смысл слов, и характер
мелодии,
и яркая изобразительность музыкального
исполнения.Портрет Маргариты в этой песне рисуется на фоне важной
бытовой детали жужжащего веретена.
Слушание: Ф. Шуберт. «Маргарита за прялкой». Слова И. В.
Гёте.
Маргарита тоже находится в ряду обаятельных женских
образов. Но ей, уже познавшей любовь и страдание, присуща
большая глубина и эмоциональность. Её песня образ,
картина,
внешний
включающая несколько планов:
(изобразительный), лирический, психологический.
Изобразительность, как нередко бывает в вокальной музыке,
заключена в музыке аккомпанемента: уже с первых тактов
мы как будто видим и слышим прялку с её мерным
жужжанием. На этом фоне звучит лирическая исповедь
одинокой девушки, тоскующей о своём возлюбленном.
Все богатство её любви, все оттенки настроений от затаённой
грусти до могучих взлётов чувства – переданы в вокальнойпартии. Но при всей динамичности этого лирического
высказывания,
при всех взлётах и кульминациях
мелодической линии мы вновь и вновь возвращаемся к
жужжанию прялки – первоначальному мотиву,
обрамляющему этот одухотворённый музыкальный портрет.
Если музыкальные изображения Варлаама и Маргариты были
опосредованы словесным текстом, то в следующем
произведении музыкальный портрет осуществляется без
помощи слов.
«Гном» из фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки
с выставки» музыкальный портрет маленького сказочного
существа, выполненный с огромной художественной силой.
Он написан под впечатлением картины В. Гартмана. Это не
только «картинки, написанные музыкантом, но это
маленькие драмы, в которых раскрыта самая суть явлений
жизни, сквозь звуки как бы просвечивает душа событий,
душа вещей», писал Б. Асафьев.Мы уже говорили, что не только в музыке, но и в
изобразительном искусстве важно не просто изображение,
передача внешнего облика, а проникновение в глубинную,
душевную сущность персонажа. Пьеса «Гном» один из
примеров такого произведения.
Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с
выставки».
Сквозь хромающую походку и угловатые прыжки
фантастического уродца неожиданно проглядывает глубокое
страдание уже совсем не сказочное, а живое, человеческое.
Музыка резко меняет свой характер: изломанные,
причудливые ритмы и скачки,
имеющие ярко
изобразительный характер, уступают место нисходящему
движению аккордов,
звучание которых проникнуто
интонацией щемящей тоски, боли, одиночества.
«Гном» Мусоргского – это уже не простая иллюстрация
картины В. Гартмана, это значительное развитие иуглубление образа, о котором в своей короткой пьесе
композитор успел сказать столь многое.
Вопросы и задания:
1. Почему некоторые музыкальные произведения обладают
яркой портретностью?
2. Какие музыкальные жанры наиболее способны передать
портретные черты героя?
3. Что общего между портретами «Протодьякона» И.
Репина и Варлаама М. Мусоргского?
4. Как музыка передаёт портрет Гнома в пьесе М.
Мусоргского? О чём, повашему, больше говорит музыка –
о внешнем облике Гнома или о его внутреннем мире?
5. Назовите произведения, изученные ранее, в которых
средствами музыки воплощаются портреты героев
(персонажей).6.
Выполните задание в «Дневнике музыкальных
произведений» стр. 2627.
Музыка и изобразительное искусство. Музыка сестра
живописи.
Цели урока: Анализировать многообразие связей музыки и
изобразительного искусства; воспринимать и выявлять
внутренние связи между музыкой и изобразительным
искусством; рассуждать об общности и различии «планов
содержания и выражения музыки и изобразительногоискусства; понимать специфику деятельности композитора и
художника на основе соотнесения средств художественной
выразительности музыки и живописи.
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции
картин, музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: О. Лассо «Эхо».
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»
(Микеланджело Буаноротти)
Сообщение темы урока:
Эпиграфом нашего сегодняшнего урока являются слова
великого итальянского художника МикеланджелоБуонарроти. Он подсказывает тему нашего урока «Музыка
сестра живописи».
Работа по теме урока:
1. Повторение изученного материала.
Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые
мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные либо
более или менее ясные картины когдато увиденного. И эту
картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у
хорошего художника и сама картина приобретает
музыкальность, с полотна, написанного им, как будто звучит
музыка.
Аналогию между красками в живописи и тембрами в музыке
РимскийКорсаков считал несомненной. Много общего
между музыкой и живописью мы найдем даже в терминах,
употребляемых музыкантами и художниками. И те, и другие,говорят о тональности, о колорите и красочности полотен и
музыкальных сочинений.
На прошлом уроке мы с вами начали разговор о том, что
общего есть у живописи и музыки. Какие общие черты вы
можете назвать? (Динамика распределение в произведении
уровней громкости, которые называются оттенками и
нюансами, точно такие же понятия есть и в музыке.)
Конечно, в музыке своя шкала, а в живописи своя. Давайте
представим себя переводчиками итальянского языка и
попробуем
итальянские
слова. (Учитель показывает карточки с оттенками
музыкальной динамики, а дети отвечают).
2. Рельеф и фон.
Если сравнивать произведения живописи и музыки с точки
зрения динамики, становится понятно, что объект, который
изображён на переднем плане картины, «звучит» (если можно
так выразиться) громче, чем то, что является фоном.
некоторые
перевестиПосмотрите внимательно на репродукцию картины Клода
Моне «Стог сена в Живерни». Что вы видите на переднем
плане, а что на заднем? (На переднем плане мы видим стог
сена, если сравнить с нюансами в музыке форте, чуть
дальше белёные деревенские домики (умеренно громко),
ещё дальше лес (умеренно тихо), совсем далеко –
неясные очертания (предельно тихо).
Сочетание на картине приближённых и отдалённых
предметов составляют рельеф (передний план) и фон (задний
план) произведения.
А не вспомните ли вы направление художников, к которым
принадлежит Клод Моне, нарисовавший эту картину? (Это
направление называется импрессионизм, изображение
передаётся в движении.)
В музыке, помимо простого эффекта эха, они находят
воплощение в сочетании солирующего голоса и
в
инструментального или хорового сопровождения,организации оперной драматургии, где на фоне сквозных
сцен порой возникает крупный план арии, ариозо, ансамбли,
в последовательности главной и побочной тем в сонатной
форме.
Послушайте фрагмент из II части Первого фортепианного
концерта П. И. Чайковского.
Слушание: П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с
оркестром. II часть.
Партию солирующего голоса в начале этой части исполняет
флейта, которая звучит на фоне лёгкого оркестрового
сопровождения. Нежная мелодия начальной темы, звучащая
на переднем плане и проходящей затем у других
инструментов, определяет характер этой музыки. А роль
оркестра от начала до конца остаётся фоновой.В литературе сочетание рельефа и фона проявляет себя в
отношениях центральных и второстепенных персонажей,
действий, картин.
Однако понятие «второстепенный» в искусстве носит
условный характер. В любом подлинно художественном
произведении роль фона по отношению к крупному плану
не механическииллюстративная, а смысловая. Не бывает
случайным выбор деталей у художника, даже если это
просто обрамляющий пейзаж, подробности одежды или
интерьера жилища. Вот, например, картина П. Федотова
«Завтрак аристократа», Как много можно увидеть в таких,
казалось бы, незначительных вещах, как надкусанный кусок
хлеба единственная еда обедневшего аристократа,
соседствующая с книгой об устрицах! А прекрасный
интерьер его комнаты не просто рамка, в которую
помещено изображение человеческой фигуры, а самоценныймир превосходных предметов, ярко контрастирующих с
комизмом сюжета.
3. Понятие контраста.
Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним
универсальным понятием, а называется оно контраст, в
литературе антоним (темно светло, высоко низко, далеко
близко...).
В живописи контраст это сопоставление цветов или
масштабов. В музыке сопоставление мажора и минора,
быстрого и медленного темпов, громкого или тихого
звучания (динамики), высоких или низких звуков.
Посмотрите внимательно на картину Эдуарда Николаевича
Дробицкого «Жизнь и смерть». Здесь вы видите
противопоставление двух вечных философских категорий. В
чём здесь контраст? То, как они соотносятся между собой,
нашло своё пластическое выражение во множестве деталей.Контраст светлого и тёмного на этой картине подобен
контрасту света и тени: светлая фигура Жизни обладает и
подробно выраженными чертами лица мягкого,
женственного, и детальностью в изображении одежды и даже
причёски.
Тёмная фигура Смерти представляет только силуэт без
лица, без деталей, но этот силуэт точно соответствует
силуэту светлой фигуры. Единственная подробность
сосредоточена в руках темной фигуры предметы, которые
здесь изображены, символизируют возможный итог жизни:
богатство, множество исписанных страниц. Светлая же
фигура таит только возможности в её руках лишь зародыш
жизни со всеми будущими делами и свершениями.
Контраст присутствует почти в каждом музыкальном
произведении. Даже в тех фрагментах, которые вы слушали в
этом году, можно найти смены настроения, темпа или
громкости, например, в мазурках М. Глинки и Ф. Шопена.Очень яркий пример музыкального контраста дан в пьесе М.
Мусоргского «Два еврея, богатый и бедный» из
фортепианного цикла «Картинки с выставки». Контраст
заложен уже в самом названии – богатый и бедный.
Музыка этой пьесы рисует характеры двух очень разных
людей. Образ первого – богатого – отличает уверенное,
громкое, важное звучание. Второй – бедный – изображён
жалкой, просящей, суетливой интонацией.
Неравенство образов выражается и в том, что богатый
оказывается сильнее. Его музыкальная тема поглощает тему
бедного и завершает пьесу не просто уверенно, а
победоносно. Эта сценка производит столь зримое
впечатление,
что становится понятной яркая
выразительность музыкального контраста.
Слушание: М. Мусоргский. «Два еврея, богатый и бедный»
из цикла «Картинки с выставки». Контраст можно также найти в многочисленных
«пейзажных» пьесах. Таким примером как раз является
прелюдия Клода Дебюсси «Паруса».
«Это более чем музыка, писал композитор Мясковский о
своих впечатлениях от сочинений К. Дебюсси, и, выходя из
концерта, чувствуешь себя окрылённым, освежённым, будто
глотнул чистого, бодрящего воздуха моря, рощ, лугов».
Французский композитор Клод Ашиль Дебюсси был одним
из самых значительных французских композиторов,
повлиявших на развитие музыки ХХ века,
основоположником музыкального импрессионизма. Дебюсси,
как и художникиимпрессионисты, стремился передавать
свои впечатления от окружающего мира.
Слушание: К. Дебюсси. «Паруса».
Яркая живописность прелюдии, разумеется, заключена не
только в простом приёме сопоставления регистров. Однакопервоначальный «эскиз» произведенияименно в контрасте
светлого, надуваемого морским ветром паруса и темной
глади воды, всего необозримого пространства моря.
Когда мы говорим о регистрах, мы употребляем слова
«высокий», «низкий», «средний». Понятие «высота»
применимо не только к регистрам, но ко всем музыкальным
тонам. «3вуковысотность» одно из ключевых понятий
музыки означает распределение музыкальных звуков в
пространстве.
Известно, что музыка строится всего на семи нотах: до, ре,
ми, фа, соль, ля, си.
Ноты различаются между собой по высоте – каждая
последующая нота гаммы выше предыдущей. Но ведь это
означает, что в основе звукового различия также лежит
пространственное понятие. Высокое и низкое звучание
голоса, хора, оркестра это основа выразительности музыки,
и наряду с движением во времени (ритмом) существуетдвижение музыки в пространстве: вниз к сумрачному
рокоту басов, вверх к сияющей звонкости высоких голосов.
Не случайно первые образцы музыки, сочетающей эти голоса
в одновременности, возникли в пространстве соборов, в
своей архитектуре отражающих стремление ввысь.
Может быть, поэтому великий мыслитель Гёте говорил о
том, что архитектура это застывшая музыка, так настаивал
на родстве архитектуры и музыки: собор как символ
умолкнувшей музыки, музыка как устремление линий
собора.
Итог урока:
Говоря о влиянии живописи на музыку, нужно сказать, что
многие понятия из области живописи вошли и в музыку.
Музыканты сделали своим достоянием слова, ранее бывшие
исключительной принадлежностью художников: гамма, тон и
полутон, оттенок и нюанс, музыкальная краска, колорит,
холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные мелодии.Так музыкальное пространство получило не только
очертания, оно обрело своих «обитателей», которые имеют
свой неповторимый облик, цвет, колорит.
Музыкальное пространство дышит и пульсирует,
расширяется и сужается, поражает красочностью звуковых
сочетаний и истончается до одногоединственного звука.
Искусство звучащего пространства такое определение
вполне подходит для музыки, давно уже отданной во власть
хоровых и оркестровых исполнений. Но даже помимо
сложных многоголосных произведений: разве одинокий
поющий голос это не звучащее пространство?
Пространственные возможности музыки, присущее ей
свойство звуковой изобразительности, в этом состоит
причина того, что музыке подвластно воплощение идей
изобразительного искусства. Смотрим ли мы портрет,
любуемся пейзажем или натюрмортом во всех этих образахесть своя музыкальность, и все это посвоему может быть
передано в звуках.
Вопросы и задания:
1.
В чём заключается «рельеф и фон» звучания во II части
Первого фортепианного концерта П. Чайковского?
2.
В чём может проявлять себя контраст в музыке?
Объясните на примере пьесы М. Мусоргского «Два еврея,
богатый и бедный».
3. Какими средствами может быть выражен контраст в
музыке? Что общего между контрастом в музыке и
контрастом в изобразительном искусстве?
4. Что в звучании прелюдии К. Дебюсси «Паруса» можно
уподобить переднему плану (рельефу), а что фону?
5.
Выполните задание в «Дневнике музыкальных
наблюдений», стр. 2425.Образы живописи в музыке.
Цели урока: исследовать значение изобразительного
искусства для воплощения музыкальных образов; находить
ассоциативные связи между художественными образами
музыки и другими видами искусства; анализировать
многообразие связей музыки, литературы и изобразительного
искусства; понимать характерные особенности музыкального
языка и передавать их в исполнении.
Материалы к уроку: портреты композиторов, писателей,
репродукции картин, музыкальный материал.
Ход урока.
Организационный момент.
Слушание: песня «Слово и нота» в исп. А. Иванова (музыка и
слова Михаила Шелега).Где найти мне такое слово,
Чтобы скептик не мог оспорить,
Чтобы даже самого злого
Слово это могло успокоить?
Разбудило б любовь и нежность,
Подарило бы веру снова,
Чтоб вселяло в сердца надежду,
Где найти мне такое слово?
Ночью, когда за окном стемнеет,
Ночью, когда лишь Луна и звёзды,
Слово это над миром реет,
Словно птица, пронзая воздух.
Ночью, когда засыпает город,
Ночью, когда сон смыкает вежды,
Я в тишине разыщу это слово
Слово Веры, Любви и Надежды,
Слово Веры, Любви и Надежды.Где найти мне такую ноту
И так к слову её поставить,
Чтоб сердца пригласить к полёту,
Чтобы души летать заставить?
Чтоб струной натянулась тонко,
Не сфальшивила б ни на йоту,
Чтоб звучала легко и звонко,
Где найти мне такую ноту?
Утром проявится дня рисунок,
Утром, когда горизонт проснётся,
На золотых лучах, как на струнах,
Ноту эту сыграет солнце.
Утром, когда всколыхнёт природу
Птичий гомон светло и нежно,
Я в пеньи птиц разыщу эту ноту
Ноту Веры, Любви и Надежды,
Ноту Веры, Любви и Надежды.Утром, когда всколыхнёт природу,
Птичий гомон светло и нежно,
Я в пеньи птиц разыщу эту ноту
Ноту Веры, Любви и Надежды,
Ноту Веры, Любви и Надежды.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки такой постичь!»
(Г. Гессе)
Сообщение темы урока.
Все художественные произведения – и музыки, и
изобразительного искусства, и литературы – рождаются из
единого источника. Источник этот – сама жизнь. Понять понастоящему произведение искусства – значит проникнуться
его содержанием, осознать, на какой жизненной почве оно
возникло и выросло.
Связь музыки и литературы бесспорна и очевидна, а вот
музыка и изобразительное искусство образуют более
сложный союз. Сегодня мы и поговорим об этом союзе.
Работа по теме урока.
1. Связь музыки и изобразительного искусства.
Музыка и поэзия искусства временные, они
взаимодействуют в едином потоке звучания, едином биении
ритмического пульса.
Изобразительное искусство явление пространственное, это
цвет, линии и формы. Вроде бы ничего общего с музыкой, у
которой своя художественная область. Встретиться они,
конечно, могут, например, в опере, балете, либо в другомгде действие требует и
музыкальном спектакле,
музыкального выражения, и декоративного оформления.
Изучая различные музыкальные произведения, мы встречаем
в ней не только песни и сказки, поэмы и баллады, не только
оперы, навеянные литературными образами такие, как,
например, «Снегурочка» Н. РимскогоКорсакова, «Руслан и
Людмила» М. Глинки, «Орфей и Эвридика» К. Глюка.
В музыке давно существуют симфонические картины и
этюдыкартины, фрески и эстамп, музыкальные портреты.
Названия музыкальных произведений отражают
вдохновившие их образы: «Лес» и «Море» А. Глазунова,
«Облака» и «Туманы» К. Дебюсси, «Богатырские ворота в
Киеве», «Старый замок» М. Мусоргского…
Выходит, не только литература, но и изобразительное
искусство способно рождать музыкальные звучания?
2. Музыка и пейзаж. Откройте учебники на стр. 145 и прочитайте, что написал
немецкий поэтромантик Людвиг Тик о Звуке и Цвете.
«Что завистливо разделила воля богов, соединяет богиня
Фантазия, так что каждый Звук знает свой Цвет, сквозь
каждый листок просвечивает сладостный Голос, зовущий
собратьями Цвет, Пенье, Аромат», писал немецкий
поэтромантик Людвиг Тик.
Он имел в виду, что каждое искусство выражает своё:
живопись – цвет, поэзия – слово, музыка – звук.
Поэтический пейзаж.
Разделив звук и цвет, проведя границы между искусствами,
боги не затронули мир природы, который живёт и дышит в
единстве своих проявлений. Каждое искусство, стремясь
создать свой собственный полноценный мир, способно
сказать больше того, что ему традиционно приписывают. Прочитайте отрывок из романа А. Пушкина «Евгений
Онегин». (Учащиеся самостоятельно читают отрывок).
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Как описывает автор краски зимы? (Очень поэтично,
живописно, образно.)
Так описывал А. Пушкин яркие картины приходы зимы.
Приведённый отрывок – настоящий поэтический пейзаж. Внём каждая строка наделена живописным образом. Зима
предстаёт как величественное снежное царство. На ветвях,
на полях и холмах – всюду бескрайний снежный покров.
Даже на этом маленьком примере видно, что у литературы
достаточно изобразительных средств – её красочные эпитеты
и метафоры рисуют яркий зрительный образ.
Пейзаж музыкальный.
Но ведь посвоему ярки и музыкальные пейзажи. Какие
цветы, какие снежинки порой можно «увидеть» в музыке!
Вот один из «зимних» музыкальных пейзажей – Вариация
Феи зимы из балета С. Прокофьева «Золушка».
Слушание: Вариация Феи зимы из балета С. Прокофьева
«Золушка».
В этой музыке мы почти видим, как волшебница зима плетёт
узорное снежное кружево. Музыка очаровывает нас плавным
движением – лёгкая метель исполняет свой сказочный танец.3. Музыка и пространство.
Существует изречение И. В. Гёте: «Архитектура – это
онемевшая музыка». Столь яркое, образное сравнение, если
только это не дань поэтическому красноречию, рождает
целый ряд вопросов.
Можно ли уподобить музыкальное произведение
архитектурному сооружению?
Что такое «музыкальное пространство»? Как оно выражает
себя в звуках?
Приходилось ли вам когданибудь слышать эхо?
Вспомните, где его можно услышать. Наверное, прежде всего
вы назовёте лес или горы, где есть большое пространство,
далеко разносящее звуки природы. В чём заключается особое
звучание эха?
Оно бывает близким и далёким, звонким и глухим. В нём мы
слышим собственный голос, далёкий и близкий – взависимости от протяжённости пространства. Так же и в
музыке: если композитор хочет внести в звучание ощущение
пространства, он пользуется эффектом эха, передавая его
через громкость звучания – динамику.
Как и в природе, музыкальное эхо – это отдалённое
повторение голоса. Оно звучит тише, приглушённее: ведь это
всего лишь отзвук живого голоса. И динамика (громко –
тихо) играет здесь первостепенную роль. Вот как звучит эхо
в хоре Орландо Лассо.
Слушание: О. Лассо «Эхо».
В чём же заключается эффект эха? (Сам отголосок, то
есть эхо, звучит тише.)
Совершенно верно, то есть очертания пространства зависят
от приближённости или удаленности эха, то есть от степени
громкости его звучания.Таким образом, одним из элементов пространства в музыке
является громкостная динамика. Это привело к открытию
области выразительных средств, связанных с распределением
в произведении уровней громкости. Примечательно, что эти
уровни получили в музыке название оттенков или нюансов а
ведь это определение из области живописи!
Музыкальные оттенки имеют свою шкалу:
рр пианиссимо предельно тихое исполнение;
р пиано тихо;
mp меццо пиано умеренно тихо;
mf меццо форте умеренно громко;
f форте громко;
ff фортиссимо предельно громко.
Динамика обозначает границы пространства, создаёт
впечатление близости и отдалённости звучания. Изображение
пространства в музыке значительно усиливает её
выразительные возможности.Итог урока:
Итак, ребята, что же общего у таких казалось бы различных
видов искусства как живопись и музыка? (Общего много. И
музыка, и живопись воссоздают определённые образы.
Только каждая своими средствами: музыка звуками,
живопись цветом, линиями. Многие понятия в этих двух
видах искусства имеют общие названия: динамика,
оттенки, нюансы...)
Вопросы и задания:
1. Назовите музыкальные произведения,
навеянные
природой или другими изображениями.
2. Какие картины можно представить, слушая музыку
«Вариации Феи зимы» из балета С. Прокофьева «Золушка»?
Рассматривая произведения изобразительного искусства,
подумайте, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в
музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку.
3.4. Как изображено эхо в хоре О. Лассо?
5. Подумайте, какие звуки природы, кроме эха, могут
вызвать пространственный эффект. Какими музыкальными
средствами он может быть выражен?
6.
Выполните задание в «Дневнике музыкальных
произведений» на стр. 23.Музыкальные сюжеты в литературе.
Цели урока: Исследовать значение музыки для воплощения
литературных образов и наоборот; находить ассоциативные
связи между художественными образами музыки и
литературы; анализировать и обобщать многообразие связей
музыки и литературы;
анализировать примеры
преобразующего воздействия музыки на человека.
Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты
композиторов, иллюстрации картин.
Ход урока:
Организационный момент:Звучит песня Булата Окуджавы «Надежды маленький
оркестрик» (автор музыки и слов – Б. Окуджава).
Когда внезапно возникает
Ещё неясный голос труб,
Слова как ястребы ночные
Срываются с горячих губ,
Мелодия как дождь случайный
Гремит и бродит меж людьми,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
В года разлук, в года смятений,
Когда свинцовые дожди
Лупили так по нашим спинам,
Что снисхождения не жди,
И командиры все охрипли,Тогда командовал людьми
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
Кларнет пробит, труба помята,
Фагот как старый посох стёрт,
На барабане швы разлезлись,
Но кларнетист красив, как черт,
Флейтист как юный князь изящен,
И вечно в сговоре с людьми,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Что
общего в стихотворении Константина Никольского и песне
Булата Окуджавы?
Запись на доске:
«О несчастных и счастливых, о добре и зле,
О лютой ненависти и святой любви,
Что творилось, что творится на твоей земле –
Всё это в музыке, ты только улови».
(К. Никольский)
Сообщение темы урока:
Музыка жила в литературе всегда. Она несла надежду и
спасение, оплакивала потери и возвеличивала любовь. В
музыке вся наша жизнь. Музыка бросала вызов судьбе и
нередко выигрывала, потому что перед её силой отступала
даже смерть.Не случайно эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова
Константина Никольского из песни «Музыкант».
Сегодня мы продолжаем разговор о музыкальных сюжетах в
литературе.
Работа по теме урока:
Легенды о музыке.
Люди всегда знали божественную силу музыки. Не случайно
ещё во времена глубокой древности они сложили миф об
Орфее легендарном прародителе самоотверженного
племени певцов и музыкантов, чей голос покорял не только
людей и природу, но даже богов. Каков был его голос, как
звучала его лира, этого мы, к сожалению, не услышим
никогда. История навсегда унесла живую музыку Орфея.
Она осталась только в древнем предании, бессмертном
памятнике литературы, получившем название «Миф об
Орфее».Миф об Орфее
«...Орфей был животворящим гением священной Греции,
пробуждающим её божественную душу. Его лира о семи
струнах обнимала всю вселенную. Каждая из струн
соответствовала также одному из состояний
человеческой души и содержала закон одной науки и
одного вида искусства. Мы потеряли ключ к её полной
гармонии, но её различные тона никогда не переставали
звучать для человечества...»
(Эдуард Шюре)
В легендах мы читаем об Орфее:
«...Однажды ранней весной, когда на деревьях появилась
первая зелень, сидел великий певец на невысоком холме. У
ног его лежала золотая кифара. Поднял её певец, тихо
ударил по струнам и запел. Вся природа заслушалась дивным
пением. Такая сила звучала в песне Орфея, так покоряла
она и влекла к певцу, что вокруг него, как зачарованныестолпились дикие звери из окрестных лесов и гор. Птицы
слетелись слушать певца, даже деревья двинулись с места и
окружили Орфея...» (Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней
Греции»)
Прочитайте миф об Орфее в учебниках на стр. 140
141. Самостоятельное чтение учащимися.
Орфей, сын фракийского царя 3агра и музы Каллиопы, был
самым известным из когдалибо живших поэтов и
музыкантов. Аполлон подарил ему лиру, а музы научили
играть на ней, да так, что он не только очаровывал диких
зверей, но и заставлял деревья и скалы двигаться под
звуки его музыки. Во Фракии несколько древних горных
дубов так и остались стоять в танце.
Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой
помогая им преодолевать множество препятствий. По
возвращении он женился на юной нимфе Эвридике.Когда Эвридика внезапно умерла от укуса змеи, Орфей
смело спустился в Аид в надежде вернуть её назад. Там
он не только сумел очаровать перевозчика Харона, пса
Цербера и судей своей чарующей музыкой, но и на время
прекратил муки осуждённых.
Пленительная музыка тронула даже грубое сердце
Гадеса, и он позволил Эвридике вернуться в мир живых.
Гадес поставил лишь одно условие: по пути назад Орфей
не должен оборачиваться до тех пор, пока Эвридика не
выйдет на солнечный свет.
Эвридика шла по тёмному проходу, ведомая звуками
лиры, и, уже завидев солнечный свет, Орфей обернулся,
чтобы убедиться, что Эвридика идёт за ним, и в тот же
миг потерял жену навеки.
Смерть Орфея, погибшего от дикого неистовства
вакханок, оплакивали птицы, звери, леса, камни, деревья,
очарованные его музыкой.Со слезами на глазах музы собрали его останки и погребли
у подножия горы Олимп, и соловьи там теперь поют
слаще, чем где бы то ни было на свете.
Лиру Орфея волны прибили к острову Лесбос, где её
возложили на почётное место в храме Аполлона. По
просьбе Аполлона и муз лиру поместили на небесах в виде
созвездия.
Кто же такой Орфей? (Согласно легенде, это самый
известный поэт и певец, когдалибо живший на свете.
Сила его искусства была настолько велика, что, когда он
пел и играл на лире, которую подарил ему Аполлон, даже
скалы двигались под его музыку. Он участвовал в походе
аргонавтов, помогая им своим талантом преодолевать
различные трудности. Силой своего искусства он даже
воскресил умершую жену, прекрасную Эвридику.)
Древнегреческий миф прославлял великую силу музыки,
покорившей даже бессмертных богов. Для К. Глюка Орфейстал не мифическим героем, а живым человеком.
Рассказывая в музыке о его судьбе, композитор словно
заглянул в душу Орфея, раскрыл скорбь, верность и
мужество его страдающего сердца.
Образы поэтического мифа исключительно популярны в
мировом искусстве. Опера К. Глюка не единственное
произведение, созданное на этот сюжет.
Легенда об Орфее вдохновляла композиторов на
протяжении многих веков. Так, одна из первых опер в
Европе, созданная и поставленная в Италии в 1600 году,
называлась «Эвридика». В начале XVII века за ней
последовала опера итальянского композитора Клаудио
Монтеверди «Орфей». В конце XVIII века в России
появилась мелодрама Евстигнея Фомина «Орфей». Жак
Оффенбах написал оперетту «Орфей в аду». В ХХ веке миф
об Орфее возродился в балете Игоря Стравинского.Оригинальную трактовку мифа дал американский драматург
Теннесси Уильямс в драме «Орфей спускается в ад».
По его мотивам написаны полотна великих живописцев
Тинторетто, Рубенса, Брейгеля и др.
Многие годы в Польше в Сопоте проходил международный
фестиваль певцов «Золотой Орфей».
И может быть, мы ещё увидим и услышим новые
выдающиеся произведения на этот бессмертный сюжет.
Слушание: «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и
Эвридика» К. В. Глюка.
Расскажите, как называется эта «Ария без слов», кто
написал эту оперу и как звучит эта музыка? О чём же дальше
повествует миф? (Орфей не выполнил условия Аида
обернулся, Эвридика тут же исчезла в царстве смерти.
Музы погребли Орфея у подножия горы Олимп, а соловьи
там поют теперь более красиво, чем где бы то ни было.Лиру, на которой играл Орфей, по просьбе муз и Аполлона
поместили на небе в виде созвездия.)
Слово и Музыка. Язык слов и язык музыки... На первый
взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий
язык, они помогают нам общаться между собой.
Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на
чувства. Речь человека универсальный язык нашего
общения между людьми. Разговаривая, мы отлично понимаем
друг друга. Но не всё можно передать словами. Бывают в
жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не
в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда
мы обращаемся к музыке.
Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слово
проигрывает в соревновании со своим другомсоперником в
передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой
издавна существует стремление слиться в единомпроизведении. Музыка окрыляет слово, делает его более
взволнованным,
а слово придаёт музыке большую
определённость.
Слушание: песня «Слово и нота» в исп. А. Иванова (автор
слов и музыки М. Шелег).
Где найти мне такое слово,
Чтобы скептик не мог оспорить,
Чтобы даже самого злого
Слово это могло успокоить?
Разбудило б любовь и нежность,
Подарило бы веру снова,
Чтоб вселяло в сердца надежду,
Где найти мне такое слово?
Ночью, когда за окном стемнеет,
Ночью, когда лишь Луна и звёзды,
Слово это над миром реет,
Словно птица, пронзая воздух.Ночью, когда засыпает город,
Ночью, когда сон смыкает вежды,
Я в тишине разыщу это слово
Слово Веры, Любви и Надежды,
Слово Веры, Любви и Надежды.
Где найти мне такую ноту
И так к слову её поставить,
Чтоб сердца пригласить к полёту,
Чтобы души летать заставить?
Чтоб струной натянулась тонко,
Не сфальшивила б ни на йоту,
Чтоб звучала легко и звонко,
Где найти мне такую ноту?
Утром проявится дня рисунок,
Утром, когда горизонт проснётся,
На золотых лучах, как на струнах,
Ноту эту сыграет солнце.Утром, когда всколыхнёт природу
Птичий гомон светло и нежно,
Я в пеньи птиц разыщу эту ноту
Ноту Веры, Любви и Надежды,
Ноту Веры, Любви и Надежды.
Утром, когда всколыхнёт природу,
Птичий гомон светло и нежно,
Я в пеньи птиц разыщу эту ноту
Ноту Веры, Любви и Надежды,
Ноту Веры, Любви и Надежды.
Вопросы и задания:
1. Почему поэзию принято считать самой музыкальной из
форм литературы?
2. Назови известные тебе произведения литературы,
посвящённые музыке или музыкантам.3.
В «Дневнике музыкальных наблюдений» запиши
стихотворение, которое, на твой взгляд, особенно
отличается музыкальностью.
«Музыкальная живопись» сказок и былин. Тема
богатырей в музыке.Цели урока: понимать значение народного творчества в
сохранении и развитии общей культуры народа; находить
ассоциативные связи между художественными образами
музыки и других видов искусства;
творчески
интерпретировать содержание музыкальных произведений в
пении, изобразительной деятельности.
Материалы к уроку: портреты композиторов, музыкальный
материал, иллюстрации.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: А. Бородин. Вторая Симфония «Богатырская».
IV часть.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле, не топтать их коням
землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается, и века простоит – не
шелохнётся!
Сообщение темы урока:
Дух богатырских былин пронизывает всё русское искусство.
В них художники видели и истоки национального характера,
и защиту и надежду Русской земли. Богатыри – истинно
могучий русский характер, который посвоему воплотился в
образах Ивана Сусанина, пушкинского Руслана, князя
Игоря...
Но и собственно богатырская тема подлинное достояние
русского искусства.Творчество лучших композиторов пронизано горячим
чувством любви к родной стране, к своему народу, к русской
природе.
Тема нашего урока посвящена богатырям, которыми издавна
славилась земля русская.
Работа по теме урока:
1. Богатырская тема подлинное достояние русского
искусства.
«Никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не
досаждал, не укорял, не бесчинствовал, но всех любил и в
чести держал, и веселился с вами, с вами же и горе
переносил» эти слова русского полководца Дмитрия
Донского мог бы сказать о себе любой русский богатырь.
Вторая симфония Бородина одна из вершин его творчества.
Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам.В 1875 году русский композитор Александр Порфирьевич
Бородин заканчивает свою Вторую симфонию – одно из
лучших произведений русской симфонической музыки. Её
премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из
концертов Русского музыкального общества в Петербурге
под управлением одного из крупнейших дирижёров той поры
Эдуарда Направника.
Она была восторженно встречена его именитыми друзьями,
которые оценили её как лучшую русскую симфонию.
Обсуждение после прослушивания было бурным: Модест
Петрович Мусоргский предложил её назвать «Славянская
героическая», однако, критик Владимир Васильевич Стасов
запротестовал: «Не вообще славянская, а конкретно –
русская, богатырская!»
«Богатырская» это название Вторая симфония А. П.
Бородина носит и по сей день.По свидетельству Стасова,
прозвавшего симфонию
«Богатырской», Бородин представлял в третьей, медленной
части образ Баяна, в первой русских богатырей, а в финале
сцену разудалого богатырского пира. Первый музыкальный
мотив симфонии, решительный и настойчивый, из которого
вырастает музыка всей первой части, создаёт могучий образ
русских богатырей.
Слушая музыку Второй – «Богатырской» симфонии А.
Бородина, мысленно представляешь образ Древней Руси, её
бескрайние степи, богатырские заставы весь образ далёких
веков. Но не только история «звучит» в музыке Бородина.
Она, как писал известный музыкант Б. Асафьев, «возбуждает
ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание,
размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство
жизни, радость от сознания, что живёшь».
Не этот ли благотворный оптимизм снова и снова возрождает
к жизни богатырские образы в изобразительном искусстве ив музыке как олицетворение светлой созидательной силы,
всегда могучей, не умирающей даже в дни самых тяжёлых
испытаний?
Симфонию начинает волевая, решительная тема, интонации
которой близки суровым былинным напевам. Она сразу же
приковывает к себе внимание слушателя,
рождая
представление о могучем, простом и суровом облике
великого русского народа. Это поистине богатырский образ.
Слушая эту тему, невольно вспоминаешь могучего Илью
Муромца или Святогора, так прочно вросшего в эту землю,
что его с места не сдвинешь. Для того чтобы эту массивную
глыбу сдвинуть с места, надо её раскачать. И тема будто
раскачивается, сползая на целый тон вниз и обнаруживая ещё
большую глубину и весомость. В итоге, все развитие
приводит к утверждению уже знакомой «богатырской» темы.
Картина «Три богатыря» была завершена В. Васнецовым в
1898 году, спустя 11 лет после смерти композитора. Врусском искусстве она «прозвучит» не менее громко и
победно, чем Вторая симфония Бородина.
Слушание: А. Бородин. Вторая Симфония «Богатырская». I
часть.
Былинная богатырская тема присутствует и в цикле М.
Мусоргского «Картинки с выставки» в пьесе «Богатырские
ворота».
«Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П.
Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874
году в память о друге Мусоргского художнике и
архитекторе В. А. Гартмане.
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» завершается
пьесой «Богатырские ворота». В. Гартман создал для Киева
проект Триумфальных ворот. Он выполнен в «русском
стиле».Три полукруглые арки, словно выхваченные из старинных
боярских теремов. Столбы с капителями в народном духе.
Резной кокошник с иконами и двуглавым орлом над
центральным пролётом. К воротам примыкает часовня со
звонницей, укрытой куполом, похожим на богатырский
шлем. Чемто пряничным, сусальным отдаёт этот рисунок.
Мусоргский далеко отошёл от этой «картинки» Гартмана.
Он создал пьесу, созвучную могучим финалам опер Глинки,
прославляющим мощь и подвиг русского народа.
Мелодия «Прогулки» приобретает здесь величавый,
торжественный вид. В неё вплетается суровая тема,
напоминающая о тяжких годинах Руси. И снова
колокольный звон, ликующая мелодия. Пирует народ на
празднике победы в славном стольном городе Киеве.
Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы
русского народа!Слушание: М. Мусоргский. «Богатырские ворота» из цикла
«Картинки с выставки».
Так в музыкальном творчестве находит своё выражение
главное, что определяет характер любого народа. Это –
глубокая любовь к жизни, богатая фантазия, чуткое
отношение к красоте, патриотизм и недюжинная сила – не
разбойная, не варварская, а мудрая и правая.
Итог урока:
«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны,
могучи богатыри» эти слова Ильи Муромца звучат как
девиз всего русского богатырства.
Сказки, легенды, предания, былины из века в век передают
потомкам богатый опыт народа. Добро и зло, сила и немощь,
реальность и вымысел в своей бесконечной веренице
художественных воплощений образуют мощный поэтическийпоток вечных образов, которые называются великим словом
«традиция».
Вопросы и задания:
1. Какие черты богатырского характера объединяют
изображение богатырей на картине В.
Васнецова
«Богатыри» с богатырской темой в музыке Второй
«Богатырской» симфонии А. Бородина и «Богатырскими
воротами» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского?
2. Почему, когда композиторы обращаются к сказочным
сюжетам, в их музыке так возрастает изобразительное
начало?
3.
В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуй свой
любимый персонаж из музыкальной сказки.«Музыкальная живопись» сказок и былин. Сказочные
герои в музыке.
Цели урока: анализировать многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного искусства; рассуждать о
яркости и контрастности образов в музыке; ориентироваться
в специфике выразительных средств музыки (с учётом
критериев, представленных в учебнике).
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции
картин, музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:Слушание: Н. РимскийКорсаков. «Пляска златопёрых и
сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко».
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Искусство есть способность видеть невидимое, осязать
неосязаемое и рисовать то, что не имеет облика…»
(Жозеф Жубер)
Сообщение темы урока:
Ребята, тема нашего урока сегодня «Сказочные герои в
музыке». Мы с вами на уроках много раз слушали
фрагменты, посвящённые различным музыкальным героям.
Достоверно ли композиторы рисуют звуками музыки
портреты этих героев?
Работа по теме урока:
1. Разнообразие сказочных образов.Сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно
поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся
частью волшебного мира чудес, праздников и светлых
надежд. И может быть, оттого сказочная музыка так
живописна, что она заключает в себе все представления о
волшебном, таинственном, что она воплощённая мечта
человека о прекрасном?
Ведь не случайно прекрасные сказочные образы в фантазии
художников превосходят всю мыслимую красоту, которая
встречается в реальности.
Учащиеся зачитывают фрагмент стихотворения из учебника
на стр. 185.
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает Месяц под косой: блестит,
А во лбу звезда горит.
Как вы помните, этими словами А. С. Пушкин рисует нам
дивную красоту Царевны Лебедь. Такая неземная красота
отличает многие сказочные персонажи неслыханно хороша
Василиса Прекрасная, загадочно прекрасна Шемаханская
царица из «Сказки о золотом петушке», очаровательна
хрупкая Золушка...
Но не только люди в сказках красивы сверхъестественной
красотой тот же чарующий облик могут иметь и животные,
и птицы, и цветы. Музыка, воссоздающая сказочные образы в
своих звучаниях, достигает небывалой красочности может
быть, даже большей, чем это возможно на полотнах
живописцев.
2. Образы в балете И. Стравинского.Одному из самых фантастических и красочных сказочных
образов Жарптице посвящён балет И. Стравинского.
Жарптица и сама неслыханно прекрасна, её оперение сияет
всеми мыслимыми цветами и оттенками, буквально
ослепляет.
Но пейзаж, в котором она является, безмолвное
причудливое Кащеево царство, нарисованное как будто
неземными, «потусторонними» красками, ещё более
усиливает впечатление безграничной колористичности.
Не случайно французский критик Анри Леон писал о балете
«Жарптица», что это произведение представляет собою
«чудо восхитительного равновесия между движениями,
звуками и формами. Отливающая темнозолотистым цветом
декорация заднего плана как будто сделана тем же
способом, как и полная оттенков ткань оркестра.Музыка ещё больше усиливает впечатление фантастической
красочности. В оркестре поистине слышны голоса
волшебника и беснующихся ведьм и гномов. Когда пролетает
птица, кажется, что её несёт музыка».
Слушание: И. Стравинский «Заколдованный сад Кощея».
Посмотрите эскизы костюмов Жарптицы на странице 188,
выполненные Л. Бакстом. Для того чтобы достигнуть
определённого настроения как в живописи, так и в музыке,
нужна особая тонкость работы с цветом. Композиция
полотна объединяет все выразительные элементы, вызывая
законченное стройное звучание.
3. Сказочная тема в искусстве.
О том, какую роль играла сказочная тема в искусстве, можно
судить по ещё одному необыкновенно красочному
живописному произведению М. Мусоргского «Картинки с
выставки». Мы с вами слушали одну из пьес этого цикла,вспомните, как она называлась? (Эта пьеса называлась
«Гном», она была посвящена забавному гномику,
превращённого композитором в глубоко страдающего
человека.)
А что явилось толчком к написанию этого цикла? (Рисунки
близкого друга композитора В. Гартмана.)
Гартман был весёлым, живым, быстрым на разные выдумки и
очень требовательным к себе и другим. Он умер неожиданно,
совсем молодым, в возрасте 39 лет. Чтобы почтить память
художника, была организована выставка произведений
Гартмана в Петербурге. Были собраны архитектурные
проекты, чертежи, эскизы декораций и костюмов к русским
операм, рисунки и наброски.
Мусоргский не один раз обошёл выставку. Всматриваясь в
работы друга, он загорелся страстным желанием запечатлеть
его «картинки» в своей музыке.