Тема урока - «Басни и музыка».
Цели урока: познакомить с понятием «квартет», с особенностями музыкального квартета, установить межпредметные связи между музыкой и литературой.
Навыки учебной деятельности: навыки, связанные с культурой устной речи, навыки общения и сотрудничества. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков двухголосного пения.
Навыки взаимодействия с окружающей средой: навыки общения с музыкальными инструментами, навыки ориентации в основных категориях музыки. Расширение исполнительского мастерства, формирование продуманного и прочувствованного восприятия музыки.
Социальные роли учащихся: член ученического коллектива (группы), актёр, музыкант, слушатель.
Оборудование:
-классная доска
-компьютер
-проектор
-экран
-музыкальный центр
-баян
8.doc
открытый урок музыки по теме:
«БАСНЯ И МУЗЫКА»
( 5 класс) Тема урока «Басни и музыка».
Цели урока: познакомить с понятием «квартет», с особенностями музыкального квартета,
установить межпредметные связи между музыкой и литературой.
Навыки учебной деятельности: навыки, связанные с культурой устной речи, навыки
общения и сотрудничества. Развитие вокальнохоровых навыков и навыков двухголосного пения.
Навыки взаимодействия с окружающей средой: навыки общения с музыкальными
инструментами,
Расширение
исполнительского мастерства, формирование продуманного и прочувствованного восприятия
музыки.
навыки ориентации в основных категориях музыки.
Социальные роли учащихся: член ученического коллектива (группы), актёр, музыкант,
слушатель.
Оборудование:
классная доска
компьютер
проектор
экран
музыкальный центр
баян
Оформление доски:
1. Тема урока.
2. Портрет А.П. Бородина (автора струнного квартета).
План урока
1. Организация класса, музыкальное приветствие. – 3 минуты
2. Басни о музыке, исполнение в лицах. – 8 минут
3. Распевание. – 3 минуты
4. Работа над песней. – 5 минут
5. Слушание записи басни «Квартет». – 3 минуты
6. Работа с учебным пособием «Музыкальная тетрадь». – 5 минут
7. Подготовка и исполнение с учениками в квартете песни «Спор». – 5 минут
8. Знакомство со струнным квартетом, показ слайдов. – 6 минут
9. Слушание «Квартета» А.П. Бородина. – 4 минуты
10. Обобщение урока. Рефлексия. Домашнее задание. – 3 минуты. Ход урока
1. Музыкальное приветствие.
2.
Ребята! Сегодня мы продолжим разговор о литературе и музыке. Тема урока – «Басня и
музыка». На предыдущих уроках мы с вами говорили о сказках, где главный герой – музыка. А
что такое басня? Дайте определение этому литературному жанру.
Басня – это короткий нравоучительный рассказ в стихотворной форме с моралью.
К сегодняшнему уроку вы выполнили серьёзное задание – познакомились с баснями Ивана
Андреевича Крылова и выбрали те, где «действующее лицо» музыка. Назовите их.
А теперь послушаем басни. /Исполнение в лицах/
Мы с Вами убедились, что музыка разнообразила темы басен, внесла новые краски в этот жанр.
Переходим к распеванию. /Распевание/
3.
4. Учитель играет начало песни «Спор» Гретри.
5.
6.
7.
Что сейчас звучит? – Песня «Спор»
Работа над песней:
1) Пение отдельно по голосам: 2й голос, 1й голос.
2) Работа с солистами. Внимание на выразительность исполнения, контрастные характеры героев
песни.
3) Исполнение песни.
Ребята, как вы думаете, песня «Спор» имеет отношение к басне? – Да! Это песнябасня.
Настало время послушать ещё одну басню И.А.Крылова. После прослушивания попробуйте
определить название басни и запомните названия музыкальных инструментов. /слушание/
Назовите басню. – «Квартет»
Откройте «Музыкальную тетрадь» на странице 17 и ответьте на вопросы начиная со второго.
1) В чём смысл басни «Квартет»?
Ответ: Играть на музыкальных инструментах необходимо учиться.
2) Почему у героев басни не получилось сыграть квартет?
Ответ: Герои басни думали, что исполнение музыки зависит от того, как они сядут.
3) Как вы думаете, почему баснописец выбрал именно этих зверей?
Ответ: Они неуклюжие и упрямые, например «косолапый мишка», «проказница мартышка».
4) Опишите музыку, которую играют горе музыканты?
Ответ: Резкие звуки, шум, скрип.
А кто из вас знает, что означает слово «квартет»? – Это ансамбль из четырёх музыкантов.
Произошло это слово от латинского «квартус» четвёртый (на доске). Затем появилось слово
кварта. Кто может объяснить значение этого слова? – Это интервал, расстояние между двумя
звуками. Кварта это интервал, состоящий из четырёх звуков.
Задание: Класс поёт интервалы: приму, секунду, терцию, кварту. (запись сделана на доске)
От слова «кварта» появился «квартет». Квартет – это ансамбль музыкантов, состоящий из
четырёх человек. Квартеты бывают вокальные и инструментальные.
Попробуем сейчас создать инструментальный квартет. /Выходят ученики: кларнет, флейта,
фортепиано, скрипка. Исполняют мелодию песни «Спор». /
Ребята, вы услышали живые голоса разных по тембру инструментов.
8. Музыканты пробовали разные по своему составу квартеты, но лучшим оказался струнный
квартет. Вспомните названия инструментов в басне «Квартет» Прима, втора, альт, бас.
Как называются эти инструменты на современном языке?
Первая скрипка
Вторая скрипка
Альт
Виолончель. Давайте посмотрим, как выглядят эти инструменты.
Слайд 1 – Изображение скрипки.
Какой голос у скрипки? – Высокий, нежный.
Слайд 2 – Альт.
Слайд 3 – Скрипка и альт. Чем отличается альт от скрипки? – Размером. Он на 1012 см больше,
и голос у него ниже, чем у скрипки.
Слайд 4– Виолончель.
У неё самый низкий, «бархатный» голос.
Слайд 5 – Состав струнного квартета.
Первая скрипка
Вторая скрипка
Альт
Виолончель.
Для струнного квартета сочиняли специальные пьесы, которые назвали тем же словом,
«Квартет».
Их сочиняли
Слайд 6 – А. Моцарт
Слайд 7 – Л.в. Бетховен
Слайд 8 – М.И. Глинка
Слайд 9 – А.П. Бородин
9. Откройте «Музыкальную тетрадь» на странице 18, прочтите второй абзац: «Струнный квартет»
А.П. Бородина состоит из нескольких частей, одна из которых «Ноктюрн».
Ноктюрн – от французского «ночной». Напевная лирическая пьеса печального мечтательного
характера.
Перед прослушиванием ученик читает стихотворение Д. Веневитова.
«И даже струнного, скрипичного квартета
Понятен нам взаимный разговор
Вопроса пыл, сочувствие ответа,
И мудрого баса пленительный задор»
Ребята, обратите внимание на слова «понятен нам взаимный разговор». После звучания музыки
расскажите мне, какие инструменты ведут между собой разговор.
Сначала звучит виолончель, затем отвечают скрипки.
10. Обобщение урока
Обобщение и закрепление знаний:
1. С каким литературным жанром, где главный герой – музыка мы познакомились? – басня
2. С какими новыми музыкальными понятиями мы познакомились? – квартет, ноктюрн
Рефлексия:
1. Какая музыка звучала на уроке? – песня «Спор», «Ноктюрн» А.П.Бородина
2. Какая часть урока понравилась больше? Почему?
3. Какое настроение у вас сейчас?
Творческое задание: Выберите любимую мелодию, и на будущем уроке мы исполним её
квартетом. Литература, ресурсы.
1. Программа «Музыка» Д.Б. Кабалевского под редакцией Г.П. Сергеевой и Е.Д.Критской.
2. Б.С. Рачина «Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе». Издво
«Композитор», СПб, 2007 год.
3. О.И. Краева «Музыкальна тетрадь» 5 класс. Издво «Композитор», СПб, 2008 год.
4. Л. Михеева «Музыкальный словарь». Издво «Советский композитор», 1986.
Урок музыки "Басня и музыка" (5кл)
Урок музыки "Басня и музыка" (5кл)
Урок музыки "Басня и музыка" (5кл)
Урок музыки "Басня и музыка" (5кл)
Урок музыки "Басня и музыка" (5кл)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.