Урок музыки "Басня и музыка" (5кл)
Оценка 5

Урок музыки "Басня и музыка" (5кл)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
5 кл
16.04.2018
Урок музыки "Басня и музыка" (5кл)
Тема урока - «Басни и музыка». Цели урока: познакомить с понятием «квартет», с особенностями музыкального квартета, установить межпредметные связи между музыкой и литературой. Навыки учебной деятельности: навыки, связанные с культурой устной речи, навыки общения и сотрудничества. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков двухголосного пения. Навыки взаимодействия с окружающей средой: навыки общения с музыкальными инструментами, навыки ориентации в основных категориях музыки. Расширение исполнительского мастерства, формирование продуманного и прочувствованного восприятия музыки. Социальные роли учащихся: член ученического коллектива (группы), актёр, музыкант, слушатель. Оборудование: -классная доска -компьютер -проектор -экран -музыкальный центр -баян
8.doc
открытый урок  музыки по теме: «БАСНЯ И МУЗЫКА» ( 5 класс) Тема урока ­  «Басни и музыка». Цели урока:  познакомить с понятием «квартет», с особенностями музыкального квартета, установить межпредметные связи между музыкой и литературой. Навыки   учебной   деятельности:  навыки,   связанные   с   культурой   устной   речи,   навыки общения и сотрудничества. Развитие вокально­хоровых навыков и навыков двухголосного пения. Навыки   взаимодействия   с   окружающей   средой:  навыки   общения   с   музыкальными инструментами,   Расширение исполнительского   мастерства,   формирование   продуманного   и   прочувствованного   восприятия музыки.   навыки   ориентации   в   основных   категориях   музыки. Социальные  роли учащихся:  член   ученического   коллектива   (группы),   актёр,   музыкант, слушатель. Оборудование: ­классная доска ­компьютер ­проектор ­экран ­музыкальный центр ­баян Оформление доски: 1. Тема урока. 2. Портрет А.П. Бородина (автора струнного квартета).  План урока 1. Организация класса, музыкальное приветствие. – 3 минуты 2. Басни о музыке, исполнение в лицах. – 8 минут 3. Распевание. – 3 минуты 4. Работа над песней. – 5 минут 5. Слушание записи басни «Квартет». – 3 минуты 6. Работа с учебным пособием «Музыкальная тетрадь». – 5 минут 7. Подготовка и исполнение с учениками в квартете песни «Спор». – 5 минут  8. Знакомство со струнным квартетом, показ слайдов. – 6 минут 9. Слушание «Квартета» А.П. Бородина. – 4 минуты 10. Обобщение урока. Рефлексия. Домашнее задание. – 3 минуты. Ход урока 1. Музыкальное приветствие. 2. ­ Ребята!  Сегодня мы продолжим  разговор  о литературе  и музыке. Тема  урока  – «Басня и музыка». На предыдущих уроках мы с вами говорили о сказках, где главный герой – музыка. А что такое басня? Дайте определение этому литературному жанру. ­ Басня – это короткий нравоучительный рассказ в стихотворной форме с моралью.  ­ К сегодняшнему уроку вы выполнили серьёзное задание – познакомились с баснями Ивана Андреевича Крылова и выбрали те, где «действующее лицо» ­ музыка. Назовите их.  ­ А теперь послушаем басни.  /Исполнение в лицах/ ­ Мы с Вами убедились, что музыка разнообразила темы басен, внесла новые краски в этот жанр.  ­Переходим к распеванию. /Распевание/ 3. 4. Учитель играет начало песни «Спор» Гретри.  5. 6. 7. ­ Что сейчас звучит? – Песня «Спор»  Работа над песней: 1) Пение отдельно по голосам: 2­й голос, 1­й голос. 2) Работа с солистами. Внимание на выразительность исполнения, контрастные характеры героев песни.  3) Исполнение песни.  ­ Ребята, как вы думаете, песня «Спор» имеет отношение к басне? – Да! Это песня­басня. ­ Настало время послушать ещё одну басню И.А.Крылова. После прослушивания попробуйте определить название басни и запомните названия музыкальных инструментов. /слушание/ ­ Назовите басню. – «Квартет» ­ Откройте «Музыкальную тетрадь» на странице 17 и ответьте на вопросы начиная со второго.  1) В чём смысл басни «Квартет»? Ответ: Играть на музыкальных инструментах необходимо учиться.  2) Почему у героев басни не получилось сыграть квартет? Ответ: Герои басни думали, что исполнение музыки зависит от того, как они сядут.   3) Как вы думаете, почему баснописец выбрал именно этих зверей? Ответ: Они неуклюжие и упрямые, например «косолапый мишка», «проказница мартышка».  4) Опишите музыку, которую играют горе ­ музыканты?       Ответ: Резкие звуки, шум, скрип.   ­ А кто из вас знает, что означает слово «квартет»? – Это ансамбль из четырёх музыкантов.  ­ Произошло это слово от латинского «квартус» ­ четвёртый (на доске). Затем появилось слово кварта. Кто может объяснить значение этого слова? – Это интервал, расстояние между двумя звуками. Кварта это интервал, состоящий из четырёх звуков.  Задание: Класс поёт интервалы: приму, секунду, терцию, кварту. (запись сделана на доске) ­ От слова «кварта» появился «квартет». Квартет – это ансамбль музыкантов, состоящий из четырёх человек. Квартеты бывают вокальные и инструментальные.  ­ Попробуем сейчас создать инструментальный  квартет. /Выходят ученики: кларнет, флейта, фортепиано, скрипка. Исполняют мелодию песни «Спор». / ­ Ребята, вы услышали живые голоса разных по тембру инструментов.  8. Музыканты   пробовали   разные   по   своему   составу   квартеты,   но   лучшим   оказался   струнный квартет. Вспомните названия инструментов в басне «Квартет» ­ Прима, втора, альт, бас. ­Как называются эти инструменты на современном языке? ­Первая скрипка ­Вторая скрипка ­Альт ­Виолончель. Давайте посмотрим, как выглядят эти инструменты. Слайд 1 – Изображение скрипки. Какой голос у скрипки? – Высокий, нежный. Слайд 2 – Альт. Слайд 3 – Скрипка и альт. Чем отличается альт от скрипки? – Размером. Он на 10­12 см больше, и голос у него ниже, чем у скрипки.  Слайд 4– Виолончель. У неё самый низкий, «бархатный» голос.  Слайд 5 – Состав струнного квартета.  ­Первая скрипка ­Вторая скрипка ­Альт ­Виолончель.  Для   струнного   квартета   сочиняли   специальные   пьесы,   которые   назвали   тем   же   словом, «Квартет».  Их сочиняли Слайд 6 – А. Моцарт Слайд 7 – Л.в. Бетховен  Слайд 8 – М.И. Глинка Слайд 9 – А.П. Бородин 9. Откройте «Музыкальную тетрадь» на странице 18, прочтите второй абзац: «Струнный квартет» А.П. Бородина состоит из нескольких частей, одна из которых «Ноктюрн».  Ноктюрн – от французского «ночной». Напевная лирическая пьеса печального мечтательного характера.  Перед прослушиванием ученик читает стихотворение Д. Веневитова.  «И даже струнного, скрипичного квартета Понятен нам взаимный разговор Вопроса пыл, сочувствие ответа, И мудрого баса пленительный задор» Ребята, обратите внимание на слова «понятен нам взаимный разговор». После звучания музыки расскажите мне, какие инструменты ведут между собой разговор.  ­ Сначала звучит виолончель, затем отвечают скрипки.  10. Обобщение урока ­ Обобщение и закрепление знаний: 1. С каким литературным жанром, где главный герой – музыка мы познакомились? – басня 2. С какими новыми музыкальными понятиями мы познакомились? – квартет, ноктюрн ­ Рефлексия: 1. Какая музыка звучала на уроке? – песня «Спор», «Ноктюрн»      А.П.Бородина 2. Какая часть урока понравилась больше? Почему? 3. Какое настроение у вас сейчас? ­   Творческое   задание:   Выберите   любимую   мелодию,   и   на   будущем   уроке   мы   исполним   её квартетом. Литература, ресурсы. 1. Программа «Музыка» Д.Б. Кабалевского под редакцией Г.П. Сергеевой и Е.Д.Критской. 2. Б.С. Рачина «Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе». Изд­во «Композитор», С­Пб, 2007 год.  3. О.И. Краева «Музыкальна тетрадь» 5 класс. Изд­во «Композитор», С­Пб, 2008 год. 4. Л. Михеева «Музыкальный словарь». Изд­во «Советский композитор», 1986.

Урок музыки "Басня и музыка" (5кл)

Урок музыки "Басня и музыка" (5кл)

Урок музыки "Басня и музыка" (5кл)

Урок музыки "Басня и музыка" (5кл)

Урок музыки "Басня и музыка" (5кл)

Урок музыки "Басня и музыка" (5кл)

Урок музыки "Басня и музыка" (5кл)

Урок музыки "Басня и музыка" (5кл)

Урок музыки "Басня и музыка" (5кл)

Урок музыки "Басня и музыка" (5кл)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018