Урок музыки «Интонация как носитель смысла в музыкальной и разговорной речи»
Оценка 4.8

Урок музыки «Интонация как носитель смысла в музыкальной и разговорной речи»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка +1
3 кл—4 кл
24.03.2017
Урок музыки  «Интонация как носитель смысла в музыкальной и разговорной речи»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Цель урока: формирование знаний и представлений о взаимосвязи музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Задачи: 1. Образовательная (обучающая): подвести учащихся к пониманию специфики музыкального искусства и особенностей его восприятия на примере темы «Интонация»; к осмыслению выразительности музыкальной речи при сопоставлении её с речью разговорной; сформировать представление и понимание «зерна» интонации в музыке, как наименьшей смысловой частицы. 2. Развивающая: развитие умения слушать и понимать музыку, оценивать и анализировать услышанное, выделять главное, делать выводы; развитие музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; интереса к музыке и музыкальной деятельности; расширение исполнительских возможностей, на основе осознания выразительности музыкального искусства; развитие музыкальной памяти и слуха, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. 3. Воспитательная: воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса; нравственных и эстетических чувств; взаимопонимания, дружбы и ответственности перед собой и другими Вид урока: урок-путешествие.
1. Ушакова Е.Л..docx

Урок музыки
«Интонация как носитель смысла в музыкальной и разговорной речи»


Ушакова Елена Леонидовна,

учитель музыки



Тема урока
: Интонация как носитель смысла в музыкальной и разговорной речи.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель урока: формирование знаний и представлений о взаимосвязи музыки и речи на основе их интонационной общности и различий.
Задачи:
1. Образовательная (обучающая): подвести учащихся к пониманию специфики музыкального искусства и особенностей его восприятия на примере темы «Интонация»; к осмыслению выразительности музыкальной речи при сопоставлении её с речью разговорной; сформировать представление и понимание «зерна» интонации в музыке, как наименьшей смысловой частицы.

2. Развивающая: развитие умения слушать и понимать музыку, оценивать и анализировать услышанное, выделять главное, делать выводы; развитие музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; интереса к музыке и музыкальной деятельности; расширение исполнительских возможностей, на основе осознания выразительности музыкального искусства; развитие музыкальной памяти и слуха, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

3. Воспитательная: воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса; нравственных и эстетических чувств; взаимопонимания, дружбы и ответственности перед собой и другими

Вид урока: урок-путешествие.

Информационно-методическое обеспечение: нотная хрестоматия, портреты композиторов (Кабалевский Д.Б., Прокофьев С.С.), стихотворение, карточки с музыкальными терминами, карточки с грамматическими знаками (У-!, Н-?), иллюстрации (мультимедиа).
Оборудование: ТСО(мультимедиа проектор, экран, компьютер; фортепиано, барабан)

Новые понятия и термины: интонация, «зерно» интонации, регистр, динамика.

Используемые методы:

1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: учебной дискуссии, создание ситуации успеха в учении, разъяснение, поощрение.

2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрации, показ исполнение) и самоконтроля в обучении.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: метод устного контроля (оценка исполнения) и самоконтроля в обучении.


Прогнозируемый результат: эмоциональный отклик на музыку, осмысленное овладение новыми знаниями, реализация творческого потенциала в коллективной и индивидуальной деятельности, умение строить речевые высказывания о музыке.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Структура и ход урока:

1.Организационная часть.

2.Актуализация знаний.

3. Работа по новому материалу.

4.Физ. минутка.

5.Закрепление изученного материала.

6. Подведение итога урока (рефлексия достижения цели).

7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

8. Комментированное выставление оценок.





Структура и ход урока.


Этапы урока

Содержание этапа

Название ЭОР
(презентация
№ слайда)

 


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

1

2

3

4

5

Мотивационно - ориентированный компонент

1.

Организационный момент

Музыкальное приветствие (в основе мелодии трезвучие и постепенное движение вверх и вниз):
Добрый день, добрый день,
Говорим мы каждый день,
Этими словами  здороваемся с вами.
Цель: Обеспечить благоприятный настрой на урок.

Музыкальное приветствие – ответ. Учащиеся настраиваются на работу урока.
Слушают информацию о деятельности на уроке.

 

2.

Актуализация опорных знаний.

Ставит учебную проблему и познавательные задачи. Учитель создаёт поисковую ситуацию. Ход урока (название темы урока и его цели учитель и ученики выясняют вместе).
-Сегодня наш урок мы начнём с аплодисментов. Я прочитаю вам стихотворение и по вашим аплодисментам пойму, понравилось или нет вам моё чтение.
Читает стихотворение не выразительно, без интонации:
Тихо-тихо рядом сядем -
Входит музыка в наш дом.
 В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном,
И раздвинутся все стены -
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки, тают в дымке голубой…

-Прошу аплодисменты.

- Почему вы аплодируете тихо и вяло?






Учитель читает стихотворение ещё раз, выразительно, с соблюдением интонации.
Цель: подготовить учащихся к восприятию новой темы (роль интонации в разговорной речи).

Слушают задачу, которую ставит перед ними учитель, настраиваются на дальнейшие действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети аплодируют вяло. Не понравилось чтение учителя. -Вы читали невыразительно(объясняют), т.е. не соблюдали интонацию в чтении.

Дети аплодируют активно. Им понравилось чтение, объясняют почему (чтение было выразительным, с соблюдением всех правил интонации).  

 

Операционно – исполнительный компонент

3..

Сообщение и изучение нового материала.

Организует работу по усвоению нового материала. Ставит учебную проблему и познавательные задачи.
Учитель подводит учеников к тому, чтобы они сами сформулировали тему урока.
Цель: восприятие и эмоциональный отклик на новое знание в музыке, анализ, выводы.

-Так о чём пойдёт речь на уроке?


Учитель продолжает ответ ученика:
-Мы будем вести речь не просто о интонации, а о интонации и её значении в нашей жизни.
Подводит ребят к пониманию того, что интонация является украшением разговорной речи (смысла нашей речи).
-Когда мы слышим человека, красиво говорящего, мы говорим о том , что его речь похожа на музыку. Музыкальная речь всегда стремилась приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям без слов. Ведь красота человеческой речи и музыки зависит от выразительности интонации, при помощи которой мы общаемся.
Выразительность интонации помогает нам понять чувства, мысли, настроение человека т.е. выразительность интонации нам помогает понять окружающий нас мир, помогает нам общаться.
Сравнить музыкальную и разговорную речь.
-Давайте остановимся на том, что чаще всего человечество пользуется тремя видами речи. Какими?
Предлагает сравнить названные виды речи. Отмечает с детьми, какими знаками «препинания» мы пользуемся в разных видах речи, как они помогают нам понять выразительность интонации речи.
- Музыкальная и разговорная речь очень похожи. Чем?
Учитель задаёт наводящие вопросы, которые помогают учащимся подобрать правильный ответ.
Цель: нахождение общего и отличительного в музыкальной и разговорной речи.







 

 

Делает обобщение ответам учащихся.
- Мы убедились в том, что в разговорной и музыкальной речи очень много общего. В музыкальной речи прозвучавшие термины мы относим к средствам музыкальной выразительности, они нам помогают определять в музыке характер, настроение звучащего произведения.
- Конечно, имеются некоторые отличия музыкальной интонации от разговорной. В каком виде речи изначально заложен определённый смысл, а в какой речи интонация является украшением? Об этом шла речь на прошлом уроке.




- Давайте убедимся в наших высказываниях на примерах. В разговорной речи изначально заложен определённый смысл, а интонация просто эмоционально дополняет его, украшает.
Скажите мне слово «да» с выражением, какое я укажу. Да? (вопросительно). Да! (восхищённо, радостно). Да (хитро, зло, мечтательно, грустно, обиженно).


- Мы убедились в том, что в разговорной речи интонация является украшением смысла. А сейчас на примере знакомых и незнакомых интонаций (мелодических отрывков)  из музыкальных произведений убедимся в том, что интонация в музыке несёт нам определённый смысл. Что мы можем понять, прослушав небольшой отрывок из музыкального произведения?
Учитель играет 2-3 примера, ранее звучащей  на уроках музыки,и 1-2 незнакомых небольших музыкальных фрагмента.

Цель: учитель  подводит ребят к пониманию того, что интонация в музыке является носителем смысла, и  что такое «зерно» интонации.
Учитель связывает игру с тем, что эти фрагменты мелодий, можно считать «зёрнышками» в музыке.






- Что может вырасти из семечка яблока, огурца, арбуза? (таблица).
- Из чего может вырасти пшеничный колосок? (рисунок).
- А если «посадить» музыкальное зерно, что вырастит?


- Примером взаимосвязи разговорной и музыкальной интонации, служит песенный жанр. Выразительные интонации стихов, рождают музыкальные интонации, и они прекрасно дополняют друг – друга.
- Определите по звучащему «зерну» интонации, какая знакомая песня будет звучать на уроке? (звучит отрывок из песни Кабалевского Д.Б. «Кто дежурные?»).
- Доучим и исполним песню (вокальная работа).
Учитель предлагает ребятам самостоятельно найти и сопоставит в тексте две интонации: вопросительную и утвердительную. Наглядно убедиться в правильности решения поможет нотная запись этих интонаций. Окончание вопросительной фразы: «Кто дежурные?» - завершается неопределённо, восходящим движением мелодии, а фраза: «Лучшие дежурные!» - нисходящим движением мелодии.
- Обратите внимание на то, что музыкальная речь в отличии от разговорной – записывается и по высоте и по длительности звучания. Последний устойчивый звук – предаёт мелодии утвердительный, завершённый характер.

Работа с карточками: « У-!», «Н-?».
Дополнительный материал:
- Сейчас мы услышим ещё несколько примеров музыкальных произведений, где большое значение имеет музыкальная интонация, которая
является носителем смысла в характере этих произведений. Внимание на экран (просмотр мультимедиа фильма «Интонация – носитель смысла в музыке» основная мысль рассказа в фильме: интонация в создании разных музыкальных образов). Вывод после просмотра и прослушивания фрагмента мультимедиа:
- Мы ещё раз убедились в значении интонации, как носителе смысла в музыке.

Предлагается ещё один пример на определение интонации и «зерна» интонации: песня Кабалевского Д.Б. «Барабан». Учитель предлагает по «зерну» интонации определить название знакомой песни,  характер. Какая интонация присуща этой песне?
- Предлагаю выразительно исполнить песню, передавая в пении настойчивую интонацию. (играют на барабанах 1-2 ученика, а остальные имитируют игру на барабане слегка постукивая пальцами по столу).









-Мы на уроке будем говорить об интонации.







Дети воспринимают информацию, сообщённую учителем. Слушают рассказ учителя, настраиваются на дальнейшие ответы и анализ услышанного.










Отвечают:
-Письменной, устной -разговорной, музыкальной.




Включаются в дискуссию:
-В письменной речи – есть знаки препинания (. , : ! ? - …), Они есть и в разговорной и музыкальной речи, только в другом виде – это остановки – паузы (в музыке они обозначаются определёнными знаками). Эти виды речи пользуются повышением и понижением голоса (В музыке это регистровые и тембровые изменения), усилением и ослаблением голоса, звука (в музыке – это динамика).




 

 

 

 

Ответы:
-В разговорной речи изначально заложен определённый смысл, а интонация просто эмоционально дополняет его, украшает. А музыкальная речь сама является носителем смысла.





Учащиеся повторяют слово «да», с разной интонацией (твёрдо,растерянно, неуверенно, неопределённо, законченно и т.д.).










Учащиеся слушают, анализируют, строят ответы.
-Выразительная интонация небольшого отрывка из мелодии, помогает нам определить характер произведения (т.к. по интонации мы можем определить  темп, лад, динамику, регистр и другие  средства музыкальной выразительности), название произведения, композитора, если произведение знакомое. Ответы:
- Яблоня, огурец, арбуз.
- Из зерна вырастит колосок.

- Из музыкального «зёрнышка», из небольшой интонации, вырастет музыкальное произведение.





Учащиеся слушают и определяют название песни.


Участвуют в исполнении песни.
Дети смотрят нотную запись и строят речевое высказывание, анализируя нотную запись.



 

 

 

 

 

Учащиеся поднимают карточку, когда слышат звучание неустойчивое, и меняют карточку, услышав устойчивый звук.

 

Дети воспринимают информацию сообщаемую рассказчиком. Анализируют, делают собственные выводы.


Ребята слушают, определяют название, характер песни.
- Интонация настойчивая, энергичная, маршеобразная.


Выразительно исполняют песню, сопровождают исполнение  музыкально – ритмическими движениями.

 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 



На экране музыкальные паузы, названия музыкальных терминов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Таблица.
Рисунок.











Портрет композитора.

 

 

 

 

 

 




Рефлексивно – оценочный компонент

5.

Подведение итогов урока, рефлексия достижения цели.

Обобщение работы урока вместе с учащимися, вывод из того, что прозвучало на уроке.
- На протяжении урока, мы с вами слушали разные произведения и исполняли. На примере прозвучавших произведений, что вы поняли о связи музыкальной и разговорной интонации?
Цель: выявить насколько глубоко учащиеся поняли тему урока.
Учитель помогает сделать выводы.
Подводит итог урока, предлагает учащимся продолжить фразу:
 «Сегодня на уроке я научился…»
«Я узнал что…»
«Я могу…»

Ответы:
- Мы поняли, что музыкальное искусство через интонацию передаёт слушателям основной смысл произведения.
- Музыкальная интонация очень близка к разговорной, поэтому музыка понятна человеку, как и разговорная речь.
- От яркости интонации зависит яркость музыки

 

6.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

- Ребята, когда вы будете слушать дома музыку, обратите внимание на то, какая интонация характерна для данного произведения, подумайте, о чём она вам рассказывает.

Запоминают.

 

7.

Комментирование и выставление оценок.

Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставление оценок за урок.
- Спасибо за внимание! Урок окончен. До свидания.

Анализируют результаты своей работы.

 

 


 

Урок музыки «Интонация как носитель смысла в музыкальной и разговорной речи»

Урок музыки «Интонация как носитель смысла в музыкальной и разговорной речи»

Используемые методы: 1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: учебной дискуссии, создание ситуации успеха в учении, разъяснение, поощрение

Используемые методы: 1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: учебной дискуссии, создание ситуации успеха в учении, разъяснение, поощрение

Структура и ход урока. №

Структура и ход урока. №

Чутко дремлют лес и луг. Вдаль бегут степные тропки, тают в дымке голубой… -Прошу аплодисменты

Чутко дремлют лес и луг. Вдаль бегут степные тропки, тают в дымке голубой… -Прошу аплодисменты

Когда мы слышим человека, красиво говорящего, мы говорим о том , что его речь похожа на музыку

Когда мы слышим человека, красиво говорящего, мы говорим о том , что его речь похожа на музыку

Делает обобщение ответам учащихся

Делает обобщение ответам учащихся

Цель: учитель подводит ребят к пониманию того, что интонация в музыке является носителем смысла, и что такое «зерно» интонации

Цель: учитель подводит ребят к пониманию того, что интонация в музыке является носителем смысла, и что такое «зерно» интонации

Обратите внимание на то, что музыкальная речь в отличии от разговорной – записывается и по высоте и по длительности звучания

Обратите внимание на то, что музыкальная речь в отличии от разговорной – записывается и по высоте и по длительности звучания

Подведение итогов урока, рефлексия достижения цели

Подведение итогов урока, рефлексия достижения цели
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017