|
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» |
Урок музыки в 5 классе
слушателя профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе:
«Искусство: теория и методика обучения в образовательной организации. Профиль Музыка»
Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
выполнила:
Галимова Г.Ш.
г.
Казань
2016 г.
Учитель: Галимова Гульназ Шамилевна
Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
УМК (учебник): «Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д Критская
Цели урока:
Образовательные: Образовательные: сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси, познакомить с особенностями и разнообразием колокольных звонов.
Развивающие: развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие различные образы, работать с учебником, анализировать музыкальные примеры, сравнивать их.
Воспитательные: формирование интереса к предмету, эстетическое воспитание учащихся
Планируемые результаты:
Предметные: дать представление об особенностях звукоизвлечения и разнообразии колокольных звонов, установить присутствие «колокольной» тематики в литературе, живописи и музыке. Расширение музыкального кругозора.
Личностные: умение проявлять эмоциональную отзывчивость, слушать и понимать музыку, исполнять мелодии и имитировать движения колокола.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Личностные: исполнять песни, определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении. Выполнить задание в тетради.
Регулятивные: узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия.
Познавательные: выполнение группового исследовательского проекта.
Коммуникативные: участие в вокально-хоровой работе, выполнение музыкально-ритмических движений.
Тип урока: интегрированный («открытия» нового знания)
Формы и методы обучения: Индивидуальная, в группах.
Оборудование: ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.
Экранно-звуковые пособия: презентация к уроку, аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений, фонохрестоматия.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников
|
|
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||
1.Организационный (этап мотивации). |
Музыкальное приветствие.
Я прошу вас проверить, как организованно ваше рабочее место. |
Музыкальное приветствие.
Выполняют требование учителя |
Метапредметные УУД: личностные: - осознание ответственности за общее дело; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - умение слышать себя и других в общем хоре |
2. Актуализация опорных знаний и умений. |
Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса. Издревле о них слагались легенды и песни, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные. - Как вы думаете, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке? А учитывая тему второго полугодия, как вы думаете в каких видах искусства мы будем рассматривать колокола? |
Слушают рассказ
отвечают на вопросы учителя.
|
регулятивные: - умение применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушенного коммуникативные: - участие в диалоге с учителем и одноклассниками |
3.Постановка учебной проблемы. |
Презентация: - слайд 2. Звучит Красный звон звонницы Спаса – Евфимиевского монастыря (г.Суздаль)
- Тема сегодняшнего урока – «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве». Честь и хвала древним летописцам, которые смогли сохранить для нас не только легенды, но и достоверные сведения о происхождении колокола! Слайд 3.1 |
Определяют тему урока под руководством учителя и планируют свою деятельность.
Знакомятся с фрагментами звучания колоколов.
|
регулятивные: - умение ставить цель, формулировать проблему; познавательные: - умение структурировать знания; - сравнивать образцы; - находить общее и разное; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи во время ответов. Предметные УУД: - правильно владеть художественными, музыкальными терминами. |
4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий. |
Получение новых знаний, знакомство с новыми терминами: «било», «колокол»
Проблемный вопрос: - Как вы думаете от чего зависит звучание колокола?
|
Работают индивидуально и группами
Дискуссия
|
регулятивные: - сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; личностные: - умение проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки. - устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;
|
5.Открытие нового знания |
Слайд 4.1 - В православном храме колокола делятся на три вида Слайд 4.2 - Большие, средние, малые Слайд 4.3 - Благовест, трезвон, перезвон, набат, погребальный . Слайд 5.1 Рассказ о Царь-колоколе
Слайд 5.2 Звучит Колокольный звон Киево – Печерской лавры
|
Слушают рассказ, участвуют в беседе о колоколах, используя собственные знания
Комментарии и отзывы учащихся, ответы на вопросы учителя. |
познавательные: - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации, моделированию изучаемого материала; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, презентации к уроку; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; - владеть опытом обобщения по теме урока; регулятивные: -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; -анализировать свою творческую деятельность; |
6. Первичная проверка понимания |
Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы. |
Работа индивидуально и группами
|
регулятивные: - определять и формулировать деятельность на уроке; - под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий; -проводить анализ творческой деятельности . |
7.Применение новых знаний.
8.Вокально-хоровая работа. |
Слайд 8.1 Живопись и музыка - И ещё два необычных воплощения. Посмотрите картину И.Левитана «Вечерний звон». - Почему картина носит «Музыкальное название? - Разве этот «тихий» вид искусства может звучать? Слушание песни «Вечерний звон» - Эти произведения не появились на свет «благодаря друг другу», но если провести эксперимент и совместить два «Вечерних звона», то можно найти много общего. Слайд 8.2-8.3 Физминутка - А теперь мы с вами вспомним знакомую нам песню «Колокольный звон» и постараемся изобразить колокольный звон теперь в исполнении |
Работа над заданием.
Отвечают на вопросы.
Знакомятся с песней «Вечерний звон»
Участвуют в беседе
Коллективное творческое дело:
Изобразить звон колоколов, движение мелодии на картине. Исполнение песни «Колокольный звон» Н.Тананко |
регулятивные: - построение логической цепи рассуждений; - определять последовательность своих действий на уроке; - осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений; - анализировать правильность выполнения задания; -осуществлять самоконтроль; познавательные: - умение проводить анализ своей творческой деятельности; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов. предметные: - овладение практическими умениями и навыками для реализации творческого потенциала. |
9.Рефлексия учебной деятельности |
Что для вас было необычным, новым? Какая цель главная была нашего урока? Что мы должны были рассмотреть? И т.п.
Подведение итогов, выставление оценок, рекомендации о выполнении домашнего задания.
|
В конце урока учащиеся активно обсуждают работу и дают объективную оценку.
|
личностные: - установление связи между целью деятельности и её результатом; регулятивные: - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; коммуникативные: - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; - уметь точно, развёрнуто и грамотно излагать свои мысли. |
Домашнее задание: |
|
Учебник, стр. 108-109 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.