урок музыки "Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Гитара это самый массовый и распространенный инструмент, на котором многие играют и многие хотели бы научиться играть. Многие инструменты своей игрой нарушают тишину, а гитара ее создает. Видимо поэтому так много желающих научиться играть на ней для себя, родных, друзей. Тема урока: Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара) Цель: познакомить обучающихся с мастерством выдающихся музыкантов – исполнителей и музыкальным инструментом – гитара
Иконка файла материала 4 класс.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Тюльганского района Оренбургской области «Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)» Урок  по предмету «Музыка» Класс: 4 Автор: Тимакина В.Е., учитель музыки с.Троицкое 2017г.Тема урока: Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара) Цель: познакомить обучающихся с мастерством выдающихся музыкантов – исполнителей  и музыкальным инструментом – гитара. Задачи урока:  Образовательные: ­  продолжить знакомство учащихся с русскими народными инструментами;  ­ привить любовь к своей культуре истории  Развивающие:  ­ развивать творческие способности на примере импровизации танцевальных движений под музыку русской пляски и имитации игры на  музыкальных инструментах во время прослушивания русских народных мелодий; ­ развивать чувство прекрасного; ­ развить память, вокальные певческие навыки при разучивании и исполнении песни Воспитательные:  ­ воспитание понимания тесной связи музыки с жизнью; ­ воспитывать преемственность  народного творчества с древности до наших дней; ­ воспитание уважения и любви к народной музыке, являющейся основой   развития музыкального искусства.  Тип урока: урок формирования новых знаний Методы: словесный, наглядный,   Тип урока: Изучение и закрепление новых знаний  Формируемые умения Личностные УУД Развитие доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости. Учатся пониманию учащемуся значимость решения учебных задач, увязывать их с реальными жизненными целями и ситуациями. Познавательные УУД Учатся соотносить картину (изобразительное искусство) с музыкой Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность. Учатся воспринимать музыку как образное искусство. Формирование устойчивого представления о содержании авторской песни и в ее связях с другими видами искусства. Формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность. Регулятивные УУД Учатся извлекать необходимую информацию из прослушанных или прочитанных текстов различных жанров. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учатся слушать вопросы и отвечать на них.Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Развитие умения осмысливать полученную информацию. Коммуникативные УУД Решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно­творческой,  исследовательской деятельности; формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку  зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры. Учатся строить понятные аргументированные высказывания. Информационные УУД Владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, слайдами презентации, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача. Планируемый результат деятельности: размышлять о добре и зле, оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание  образов, накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового интонационно­осмысленного исполнительства на основе развития  певческого голоса. Ход урока 1.Оргмомент Учитель: (поёт) Здравствуйте, ученики Дети: (поют) Здравствуйте учитель Ритмическая разминка. Учитель прохлопывает ритмические миниатюры, дети повторяют. Упражнения для дикции. Скороговорку «Бобры» повторяем всем классом в разных регистрах, динамике, темпах, по ролям. Учитель: Ребята, урок у нас сегодня необычный и если вы будете внимательно слушать и активно работать, то он получится очень  увлекательным и интересным. 2.Актуализация знаний Учитель: А сейчас послушайте и ответьте, какой инструмент звучит? Звучит фрагмент музыкального произведения «Путь домой» в исполнении Дидюли  3. Целеполагание Учитель: (задаёт вопросы) Какой жанр музыкального произведения прозвучал? Дети: Жанр – инструментальная музыка Учитель: Какую музыку мы называем инструментальной? Дети: Музыку, предназначенную для исполнения на музыкальных инструментах. Учитель: А на какой музыкальный инструмент звучал, когда мы слушали это прекрасное произведение? Дети: Гитара.Учитель: Ребята, так давайте подумаем и сформулируем тему нашего урока. На доске появляется надпись «Поговорим о гитаре» Учитель: Конечно, звук гитары, не спутаешь ни с каким другим инструментом. ­Ребята, а у кого дома есть гитара? ­А у кого кто­нибудь дома играет на гитаре? ­Скажите, ребята, а как называют того человека, который играет на гитаре? 4. Постановка проблемы Учитель: Ребята, какие проблемные вопросы мы поставим перед собой? Что бы вы хотели узнать о гитаре? О чём мы можем поговорить на  уроке? Дети: ­ Как и где появилась гитара?  ­ Что может гитара. ­ Какие бывают гитары.  Учитель: Ну, вот мы и определили, о чём будем сейчас говорить, но в начале, я попрошу вас взять ксерокопии снимка гитары, взять цветные  карандаши и раскрасить половинку гитары в тот цвет, который соответствует сейчас вашему настроению.   Дети выполняют задание  5. Актуализация новых знаний Учитель: Ребята, предлагаю поработать в парах и ответить на вопрос: 1. Какие вы знаете профессии музыкантов? 2. Дайте определение профессии. 3.. Поясните вид деятельности музыканта. Ребята работают в парах. Ответы детей. Композитор – музыкант, который сочиняет музыку. Певец – музыкант, который исполняет голосом музыку. Дирижёр – музыкант, который руководит хором или оркестром. Пианист – музыкант, который играет на ф­но. Скрипач – музыкант, который играет на скрипке.  3. Работа по теме урока Учитель: Вот теперь мы можем начать наш разговор о гитаре. I. История инструмента Учитель: Гитара самый массовый и распространённый инструмент. Людей, играющих на ней гораздо больше, чем играющих на каких либо  других инструментах. Гитара распространилась по всем континентам, включая Антарктиду. Гитара побывала даже в космосе. Космонавтывзяли её на космический корабль, чтобы в короткие минуты отдыха наслаждаться игрой на любимом инструменте. ­А когда же появилась гитара? Сообщение ученика:  1 ученик: « Происхождение гитары теряется во тьме веков. Считают, что она появилась ещё в античные времена и получила своё название от  древнегреческого инструмента кифары. К XIII веку, она становится хорошо известна в Испании. Гитара видоизменялась, постепенно  вытесняла более простые струнные инструменты и постепенно распространилась по странам Европы. Учитель: Спасибо. Ребята, интересная история происхождения гитары? Дети: Ответы. Учитель: Вот мы и ответили на 1 вопрос. ­ А вот зачем придумали гитару, что она может? Это мы узнаем, ответив на 2 вопрос. II. ЧТО МОЖЕТ ГИТАРА? Учитель: Гитара, ребята, очень разносторонний инструмент. Она может аккомпанировать, вести музыкальное сопровождение песни, на ней  можно играть классические произведения, она может играть в ансамбле с другими инструментами. Учитель: Мы обратимся пока к аккомпанементу. Музыкальное сопровождение туристических или студенческих песен, в большинстве  случаев требует от гитариста лишь первоначальное умение игры на гитаре. Это очень простое сопровождение песен. Давайте и мы попробуем спеть песню под аккомпанемент гитары, так ли это просто. Но прежде, мы должны сделать распевку, чтобы наши  голоса чисто и звонко звучали. Учитель: Мы с вами исполним «Походную» песню. Вступлением к песне послужат четыре аккорда. Если вы будете внимательны, я думаю, вы  вовремя вступите. Исполнение песни «Походная»   Учитель: Ребята, я вижу, вы уже немного устали. Давайте проведём с вами физкультминутку, но проведём её не обычно, а под аккомпанемент гитары. Получится ли у нас озвучить простые движения. Мы исполним разминку «Хомка ­ хомячок», но под аккомпанемент гитары.     муз. Р. Бойко. Физминутка под гитару Учитель: Скажите, вам понравился такой аккомпанемент? ­ А сложно было исполнять песню под гитару? Дети: Ответы  Учитель: Но гитара может не только вести такой несложный аккомпанемент песен, но и вести музыкальное сопровождение старинных  романсов или играть сложные классические произведения. Тут уж гитаристу нужно очень мастерски владеть инструментом. Давайте мы прослушаем фрагмент исполнения классического произведения. Просмотр видео Учитель: Вам понравилось это музыкальное произведение?­ Как вы думаете это очень сложное произведение? Дети: Ответы  Учитель: Я думаю, что такое исполнение требует от музыканта больших творческих и физических стараний. ­ Ребята, а кто из вас подскажет, как называют музыкантов, которые в совершенстве владеют техникой игры на музыкальных инструментах?  Дети: Ответа нет. Учитель: Давайте воспользуемся помощью словаря. Работа с музыкальным словарём Дети: Виртуоз Учитель: Ребята, как вы думаете, сколько струн у гитары? Дети: 6,7 струн III. КАКИЕ БЫВАЮТ ГИТАРЫ Учитель: В процессе становления инструмента у гитары было разное количество струн. Были гитары и четырёхструнные и шестиструнные и  даже двенадцатиструнные. По количеству струн некоторые гитары и получили своё название. Посмотрите  картинки гитар на экране. Шестиструнная ­ это ребята та гитара, под аккомпанемент которой мы уже пели, о которой говорили. Ее еще называют  «КЛАССИЧЕСКАЯ».  Семиструнка ­ А вот на русской гитаре было 7 струн. Послушайте рассказ о русской семиструнной гитаре и виртуозах игры на ней. Сообщения учащихся:  2 ученик: «Русская семиструнная гитара появилась в России в XVIII веке. К сожалению, сейчас неизвестно кто создал ее, кто решился первым добавить седьмую струну и изменить строй гитары. Зато хорошо известны имена тех, кто очень хорошо играл на ней, кто учил других играть на ней и много сделал, чтобы гитара стала хорошо известным инструментом. (Рассказы сопровождаются показом слайдов с  портретами) ИГНАЦ ГЕЛЬД ­ чех по происхождению, он приехал в Россию двадцатилетним юношей, вступил в русскую армию, стал  офицером. Получив в детстве прекрасное музыкальное образование, он впоследствии стал преподавать игру на гитаре и фортепиано. Он составил первый  самоучитель игры на семиструнной гитаре. 3 ученик: АНДРЕИ ОСИПОВИЧ СИХРА ­ тоже чех по происхождению, он был чуть моложе Игнаца Гельда. В начале ХIХ века он приехал  в Россию и, будучи сам гитаристом, стал давать уроки игры на гитаре. Он был крупнейшим издателем нот для семиструнной гитары. 4 ученик: МИХАИЛ ТИМОФЕЕВИЧ ВЫСОТСКИЙ ­ он был сыном крепостного крестьянина и не имел музыкального образования. Но он  научился прекрасно играть на семиструнной гитаре, за что его назвали «ГЕНИАЛЬНЫМ САМОРОДКОМ». Вариации Высотского на  русские народные песни до сих пор остаются лучшими и интересными. Учитель: Да, семиструнка очень прославилась рядом с русским романсом и русской песней. Гитара очень гармонично звучит с другими  инструментами, например с балалайкой, баяном, или шумовыми инструментами. ­ Давайте мы с вами  попробуем сыграть  в ансамбле с этими инструментами. Исполнение мелодии песни «Как здорово, что все мы здесь, сегодня собрались» Электрогитара. ( Показать инструмент)Учитель: Ну, а кто знает, как называется этот инструмент? ­ Где вы его уже видели, слышали? Дети: Ответы  Учитель: Когда на гитару поставили звукосниматель (прибор передачи и усиления звука), то получили новый инструмент­электрогитару.  Электрогитары имеют разное предназначение, возможности.  Просмотр видео игры на соло, ритм, бас гитарах Учитель: А сейчас, ребята, которые присутствуют у нас на уроке, ещё раз покажут, как играют на этим замечательном инструменте. Они  будут аккомпанировать нам песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», а мы ее исполним. Внимательно слушайте вступление, и я думаю, мы ее вовремя начнем и успешно исполним. Исполнение песни «Как здорово…» автор О. Митяев Учитель: Понравилось вам исполнение под такой аккомпанемент? ­ Были ли какие – нибудь трудности при исполнении песни?  Дети: Ответы  Учитель: Ну,  вот мы и раскрыли все, что наметили узнать о гитаре, завершая тем самым разговор о ней. А теперь подведем итоги урока.  5. Итоги урока:  Учитель: Что мы узнали о гитаре?  ­ Когда и где она появилась? ­ Что она может? ­ Сколько у нее струн? ­ Какие гитары вы сегодня видели? Дети: Ответы  Рефлексия.  Учитель: А сейчас, я прошу, возьмите в руки карандаши и раскрасьте вторую половинку ваших гитар в тот цвет, который соответствует  сейчас вашему настроению. (Дети раскрашивают гитары) Учитель: Ребята, а давайте оживим ваши гитары, которые мы сегодня раскрасили, как они будут у вас звучать, может радостно, задорно, а у  кого – то может грустно. Пусть каждый из вас дома сочинит коротенький напев, как бы голос ваших гитар. Это будет ваше домашнее  задание. А на следующем уроке мы послушаем, как вы оживили свои гитары. Я думаю, у вас получится. Оценивание деятельности учащихся.  Учитель: Итак, ребята, гитара это самый массовый и распространенный инструмент, на котором многие играют и многие хотели бы научиться играть. ­ И еще, что я хотел бы вам сказать сегодня. Многие инструменты своей игрой нарушают тишину, а гитара ее создает. Видимо поэтому  так много желающих научиться играть на ней для себя, родных, друзей. ­ И если кто ­ нибудь из вас после этого урока заинтересуется гитарой,приходите к нам в кружок игры на гитаре, мы с удовольствием вас научим. Учитель: А сейчас, до свиданья, до следующего урока.  Весь класс аплодирует. Выход из класса.