Гитара это самый массовый и распространенный инструмент, на котором многие играют и многие хотели бы научиться играть. Многие инструменты своей игрой нарушают тишину, а гитара ее создает. Видимо поэтому так много желающих научиться играть на ней для себя, родных, друзей.
Тема урока: Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)
Цель: познакомить обучающихся с мастерством выдающихся музыкантов – исполнителей и музыкальным инструментом – гитара
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Троицкая средняя общеобразовательная школа»
Тюльганского района Оренбургской области
«Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)»
Урок по предмету «Музыка»
Класс: 4
Автор: Тимакина В.Е., учитель музыки
с.Троицкое
2017г.Тема урока: Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)
Цель: познакомить обучающихся с мастерством выдающихся музыкантов – исполнителей и музыкальным инструментом – гитара.
Задачи урока:
Образовательные:
продолжить знакомство учащихся с русскими народными инструментами;
привить любовь к своей культуре истории
Развивающие:
развивать творческие способности на примере импровизации танцевальных движений под музыку русской пляски и имитации игры на
музыкальных инструментах во время прослушивания русских народных мелодий;
развивать чувство прекрасного;
развить память, вокальные певческие навыки при разучивании и исполнении песни
Воспитательные:
воспитание понимания тесной связи музыки с жизнью;
воспитывать преемственность народного творчества с древности до наших дней;
воспитание уважения и любви к народной музыке, являющейся основой развития музыкального искусства.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Методы: словесный, наглядный,
Тип урока: Изучение и закрепление новых знаний
Формируемые умения
Личностные УУД
Развитие доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости.
Учатся пониманию учащемуся значимость решения учебных задач, увязывать их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Познавательные УУД
Учатся соотносить картину (изобразительное искусство) с музыкой
Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.
Учатся воспринимать музыку как образное искусство.
Формирование устойчивого представления о содержании авторской песни и в ее связях с другими видами искусства.
Формирование умения излагать свою точку зрения.
Развитие умения глубже понимать смысл произведения.
Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.
Регулятивные УУД
Учатся извлекать необходимую информацию из прослушанных или прочитанных текстов различных жанров.
Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Учатся слушать вопросы и отвечать на них.Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.
Развитие умения осмысливать полученную информацию.
Коммуникативные УУД
Решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественнотворческой,
исследовательской деятельности; формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку
зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры.
Учатся строить понятные аргументированные высказывания.
Информационные УУД
Владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, слайдами презентации, извлечение, систематизация,
анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача.
Планируемый результат деятельности: размышлять о добре и зле, оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание
образов, накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового интонационноосмысленного исполнительства на основе развития
певческого голоса.
Ход урока
1.Оргмомент
Учитель: (поёт) Здравствуйте, ученики
Дети: (поют) Здравствуйте учитель
Ритмическая разминка. Учитель прохлопывает ритмические миниатюры, дети повторяют.
Упражнения для дикции. Скороговорку «Бобры» повторяем всем классом в разных регистрах, динамике, темпах, по ролям.
Учитель: Ребята, урок у нас сегодня необычный и если вы будете внимательно слушать и активно работать, то он получится очень
увлекательным и интересным.
2.Актуализация знаний
Учитель: А сейчас послушайте и ответьте, какой инструмент звучит?
Звучит фрагмент музыкального произведения «Путь домой» в исполнении Дидюли
3. Целеполагание
Учитель: (задаёт вопросы) Какой жанр музыкального произведения прозвучал?
Дети: Жанр – инструментальная музыка
Учитель: Какую музыку мы называем инструментальной?
Дети: Музыку, предназначенную для исполнения на музыкальных инструментах.
Учитель: А на какой музыкальный инструмент звучал, когда мы слушали это прекрасное произведение?
Дети: Гитара.Учитель: Ребята, так давайте подумаем и сформулируем тему нашего урока.
На доске появляется надпись «Поговорим о гитаре»
Учитель: Конечно, звук гитары, не спутаешь ни с каким другим инструментом.
Ребята, а у кого дома есть гитара?
А у кого ктонибудь дома играет на гитаре?
Скажите, ребята, а как называют того человека, который играет на гитаре?
4. Постановка проблемы
Учитель: Ребята, какие проблемные вопросы мы поставим перед собой? Что бы вы хотели узнать о гитаре? О чём мы можем поговорить на
уроке?
Дети:
Как и где появилась гитара?
Что может гитара.
Какие бывают гитары.
Учитель: Ну, вот мы и определили, о чём будем сейчас говорить, но в начале, я попрошу вас взять ксерокопии снимка гитары, взять цветные
карандаши и раскрасить половинку гитары в тот цвет, который соответствует сейчас вашему настроению.
Дети выполняют задание
5. Актуализация новых знаний
Учитель: Ребята, предлагаю поработать в парах и ответить на вопрос:
1. Какие вы знаете профессии музыкантов?
2. Дайте определение профессии.
3.. Поясните вид деятельности музыканта.
Ребята работают в парах. Ответы детей.
Композитор – музыкант, который сочиняет музыку.
Певец – музыкант, который исполняет голосом музыку.
Дирижёр – музыкант, который руководит хором или оркестром. Пианист – музыкант, который играет на фно.
Скрипач – музыкант, который играет на скрипке.
3. Работа по теме урока
Учитель: Вот теперь мы можем начать наш разговор о гитаре.
I. История инструмента
Учитель: Гитара самый массовый и распространённый инструмент. Людей, играющих на ней гораздо больше, чем играющих на каких либо
других инструментах. Гитара распространилась по всем континентам, включая Антарктиду. Гитара побывала даже в космосе. Космонавтывзяли её на космический корабль, чтобы в короткие минуты отдыха наслаждаться игрой на любимом инструменте.
А когда же появилась гитара?
Сообщение ученика:
1 ученик: « Происхождение гитары теряется во тьме веков. Считают, что она появилась ещё в античные времена и получила своё название от
древнегреческого инструмента кифары. К XIII веку, она становится хорошо известна в Испании. Гитара видоизменялась, постепенно
вытесняла более простые струнные инструменты и постепенно распространилась по странам Европы.
Учитель: Спасибо. Ребята, интересная история происхождения гитары?
Дети: Ответы.
Учитель: Вот мы и ответили на 1 вопрос.
А вот зачем придумали гитару, что она может? Это мы узнаем, ответив на 2 вопрос.
II. ЧТО МОЖЕТ ГИТАРА?
Учитель: Гитара, ребята, очень разносторонний инструмент. Она может аккомпанировать, вести музыкальное сопровождение песни, на ней
можно играть классические произведения, она может играть в ансамбле с другими инструментами.
Учитель: Мы обратимся пока к аккомпанементу. Музыкальное сопровождение туристических или студенческих песен, в большинстве
случаев требует от гитариста лишь первоначальное умение игры на гитаре. Это очень простое сопровождение песен.
Давайте и мы попробуем спеть песню под аккомпанемент гитары, так ли это просто. Но прежде, мы должны сделать распевку, чтобы наши
голоса чисто и звонко звучали.
Учитель: Мы с вами исполним «Походную» песню. Вступлением к песне послужат четыре аккорда. Если вы будете внимательны, я думаю, вы
вовремя вступите.
Исполнение песни «Походная»
Учитель: Ребята, я вижу, вы уже немного устали. Давайте проведём с вами физкультминутку, но проведём её не обычно, а под аккомпанемент
гитары. Получится ли у нас озвучить простые движения. Мы исполним разминку «Хомка хомячок», но под аккомпанемент гитары.
муз. Р. Бойко.
Физминутка под гитару
Учитель: Скажите, вам понравился такой аккомпанемент?
А сложно было исполнять песню под гитару?
Дети: Ответы
Учитель: Но гитара может не только вести такой несложный аккомпанемент песен, но и вести музыкальное сопровождение старинных
романсов или играть сложные классические произведения. Тут уж гитаристу нужно очень мастерски владеть инструментом.
Давайте мы прослушаем фрагмент исполнения классического произведения.
Просмотр видео
Учитель: Вам понравилось это музыкальное произведение? Как вы думаете это очень сложное произведение?
Дети: Ответы
Учитель: Я думаю, что такое исполнение требует от музыканта больших творческих и физических стараний.
Ребята, а кто из вас подскажет, как называют музыкантов, которые в совершенстве владеют техникой игры на музыкальных инструментах?
Дети: Ответа нет.
Учитель: Давайте воспользуемся помощью словаря.
Работа с музыкальным словарём
Дети: Виртуоз
Учитель: Ребята, как вы думаете, сколько струн у гитары?
Дети: 6,7 струн
III. КАКИЕ БЫВАЮТ ГИТАРЫ
Учитель: В процессе становления инструмента у гитары было разное количество струн. Были гитары и четырёхструнные и шестиструнные и
даже двенадцатиструнные. По количеству струн некоторые гитары и получили своё название. Посмотрите картинки гитар на экране.
Шестиструнная это ребята та гитара, под аккомпанемент которой мы уже пели, о которой говорили. Ее еще называют
«КЛАССИЧЕСКАЯ».
Семиструнка А вот на русской гитаре было 7 струн. Послушайте рассказ о русской семиструнной гитаре и виртуозах игры на ней.
Сообщения учащихся:
2 ученик: «Русская семиструнная гитара появилась в России в XVIII веке. К сожалению, сейчас неизвестно кто создал ее, кто решился первым
добавить седьмую струну и изменить строй гитары. Зато хорошо известны имена тех, кто очень хорошо играл на ней, кто учил других играть на
ней и много сделал, чтобы гитара стала хорошо известным инструментом. (Рассказы сопровождаются показом слайдов с
портретами) ИГНАЦ ГЕЛЬД чех по происхождению, он приехал в Россию двадцатилетним юношей, вступил в русскую армию, стал
офицером.
Получив в детстве прекрасное музыкальное образование, он впоследствии стал преподавать игру на гитаре и фортепиано. Он составил первый
самоучитель игры на семиструнной гитаре.
3 ученик: АНДРЕИ ОСИПОВИЧ СИХРА тоже чех по происхождению, он был чуть моложе Игнаца Гельда. В начале ХIХ века он приехал
в Россию и, будучи сам гитаристом, стал давать уроки игры на гитаре. Он был крупнейшим издателем нот для семиструнной гитары.
4 ученик: МИХАИЛ ТИМОФЕЕВИЧ ВЫСОТСКИЙ он был сыном крепостного крестьянина и не имел музыкального образования. Но он
научился прекрасно играть на семиструнной гитаре, за что его назвали «ГЕНИАЛЬНЫМ САМОРОДКОМ». Вариации Высотского на
русские народные песни до сих пор остаются лучшими и интересными.
Учитель: Да, семиструнка очень прославилась рядом с русским романсом и русской песней. Гитара очень гармонично звучит с другими
инструментами, например с балалайкой, баяном, или шумовыми инструментами.
Давайте мы с вами попробуем сыграть в ансамбле с этими инструментами.
Исполнение мелодии песни «Как здорово, что все мы здесь, сегодня собрались»
Электрогитара. ( Показать инструмент)Учитель: Ну, а кто знает, как называется этот инструмент?
Где вы его уже видели, слышали?
Дети: Ответы
Учитель: Когда на гитару поставили звукосниматель (прибор передачи и усиления звука), то получили новый инструментэлектрогитару.
Электрогитары имеют разное предназначение, возможности.
Просмотр видео игры на соло, ритм, бас гитарах
Учитель: А сейчас, ребята, которые присутствуют у нас на уроке, ещё раз покажут, как играют на этим замечательном инструменте. Они
будут аккомпанировать нам песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», а мы ее исполним. Внимательно слушайте вступление, и
я думаю, мы ее вовремя начнем и успешно исполним.
Исполнение песни «Как здорово…» автор О. Митяев
Учитель: Понравилось вам исполнение под такой аккомпанемент?
Были ли какие – нибудь трудности при исполнении песни?
Дети: Ответы
Учитель: Ну, вот мы и раскрыли все, что наметили узнать о гитаре, завершая тем самым разговор о ней. А теперь подведем итоги урока.
5. Итоги урока:
Учитель: Что мы узнали о гитаре?
Когда и где она появилась?
Что она может?
Сколько у нее струн?
Какие гитары вы сегодня видели?
Дети: Ответы
Рефлексия.
Учитель: А сейчас, я прошу, возьмите в руки карандаши и раскрасьте вторую половинку ваших гитар в тот цвет, который соответствует
сейчас вашему настроению.
(Дети раскрашивают гитары)
Учитель: Ребята, а давайте оживим ваши гитары, которые мы сегодня раскрасили, как они будут у вас звучать, может радостно, задорно, а у
кого – то может грустно. Пусть каждый из вас дома сочинит коротенький напев, как бы голос ваших гитар. Это будет ваше домашнее
задание. А на следующем уроке мы послушаем, как вы оживили свои гитары. Я думаю, у вас получится.
Оценивание деятельности учащихся.
Учитель: Итак, ребята, гитара это самый массовый и распространенный инструмент, на котором многие играют и многие хотели бы научиться
играть. И еще, что я хотел бы вам сказать сегодня. Многие инструменты своей игрой нарушают тишину, а гитара ее создает. Видимо поэтому
так много желающих научиться играть на ней для себя, родных, друзей. И если кто нибудь из вас после этого урока заинтересуется гитарой,приходите к нам в кружок игры на гитаре, мы с удовольствием вас научим.
Учитель: А сейчас, до свиданья, до следующего урока.
Весь класс аплодирует. Выход из класса.