ГБОУ средняя общеобразовательная школа №147
Красногвардейского района
г.Санкт-Петербурга
Разработка
урока музыки в 1 классе
на тему: «Музыка вечера»
Составитель:
Учитель музыки
Супрун Ирина Николаевна
2015г.
Тема урока: «Музыка вечера»
Цель урока: расширить художественные представления детей о жанре вечернего пейзажа в музыке, живописи, поэзии.
Музыкальный материал:
- В. Гаврилин. Вечерняя музыка.
- Колыбельная Медведицы
- Р.Паулс СОННАЯ ПЕСЕНКА
- В. Салманов. Вечер
- В. Салманов. Утро в лесу
- А. Хачатурян. Вечерняя сказка
Проблема урока: Как ты можешь нарисовать музыку?
Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Музыка вечера». Поэтические зарисовки вечера: А.Фет, И.Никитин. Репродукции с картины В.Марковой «Пейзаж с лошадью», видеоклипы «Колыбельная медведицы для Умки», «Спи, моя радость, усни».
Ход урока
1.Организационный момент. (1 слайд)
Музыкальное приветствие.
- Здравствуйте ребята! - Здравствуйте.
- Сегодня у нас будет необыкновенное, доброе, музыкальное утро, поскольку наш урок мы посвятим волшебной музыке вечера.. «Сонная песенка» (2 слайд)
-Какую песню поют вам мамы или бабушки перед сном? (колыбельную)
Колыбельная песня – самый древний жанр музыкального искусства.(3 слайд)
Главная интонация колыбельной «Баю, баю» записана нотами в развороте учебника «Музыка вечера», откройте учебник на странице 48.
В ней соединились самые важные качества колыбельных песен: ласка, нежность, мягкость, мелодичность, неспешность.
Пропевание интонации колыбельной с детьми можно соединить с пластическим интонированием – изображением покачивания колыбельки, люльки, укачиванием малыша.
2.Углубление темы урока.
После этого можно приступить к исполнению уже знакомых детям или новых колыбельных.
Звучит «Колыбельная медведицы» (4 слайд)
- Какие интонации присутствовали в музыке? (5 слайд)
Громко ли исполнялась музыка?
В каком темпе исполняются колыбельные?
-Давайте исполним знакомую нам колыбельную (исполнение «Колыбельная» Б.Флисс) (6 слайд)
Поэтические зарисовки вечера. (7 слайд)
Чтение четверостиший А.Фета и И.Никитина по цепочке: каждый ученик читает по одной строчке стихотворения.
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
А.Фет.
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно румян.
И.Никитин.
- Опишите картину вечера к тому произведению, которое вам больше понравилось.
Прослушивание музыки. «Утро в лесу», «Вечер» Салманов. (8 слайд)
-Какими красками передано настроение в музыке?
-Какие интонации вы услышали?
-Что изображает аккомпанемент?
-Какое из двух произведений созвучно стихам А.Фета, И.Никитина?
Физминутка.
«Вечерняя сказка» из «Детского альбома» А.Хачатуряна – слушание. (9 слайд)
-Какая звучала музыка?
-Какое настроение выражено в музыке?
-Изменятся ли характера музыки?
(В середине произведения резко изменяется характер музыки. В сказке происходят какие-то события)
Работа с репродукцией картины В.Марковой «Пейзаж с лошадью».
Какое настроение в ней передал художник?
Какие краски он использовал?
«Вечерняя музыка» В.Гаврилина – поэтичная музыкальная зарисовка природы, удивительная по своей красоте и глубине.
Не стоит сообщать детям название произведения.
После его прослушивания предложить детям самостоятельно подобрать существительные к прилагательному «вечерняя» - мелодия, картина, песня, музыка.
- Определите на слух, кто исполняет это сочинение? (хор без сопровождения).
- Что напоминает вам главная мелодия хора, которую исполняет высокий женский голос?
- Одинокий голос?
- С одинаковым настроением звучит музыка в начале, в середине, в конце произведения?
3. Работа над песней.
Разучить на какой либо слог или гласный звук (вокализ) её главную тему. На доске нотная запись песни, которая поможет ознакомить детей с такими знаками нотного письма, как фразировочная лига, обозначение динамики, темпа. Эту мелодию можно также исполнить с детьми с помощью приёмов пластического интонирования: имитировать исполнение мелодии на воображаемой скрипке (протяжное движение смычка) или украсить мелодичными звуками треугольника (на сильные доли такта; на начало и конец фразы).
Вывод
- Композиторы для передачи состояния вечерней природы и настроения человека, который ей любуется, используют разные средства музыкальной выразительности.
- Что объединяет все прослушанные сегодня на уроке произведения? (Общее настроение покоя, тишины, умиротворённости)
- Каково главное свойство прослушанных пьес? (Главное свойство – песенность, напевность)
- Муза попросила вас передать красками настроение вечера. (Работа в тетрадях)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.