Урок музыки - Сюита "Пер Гюнт". Странствия Пера Гюнта.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Раздел: В концертном зале Тема: Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Цель урока: формирование у обучающихся знаний о том, какая музыка может звучать в концертном зале. Задачи урока: познакомить с понятием симфоническая сюита, драма, с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига; через знакомство с сюитой «Пер Гюнт» повторить основные музыкальные жанры: песня, танец и марш; формировать интерес к инструментальной музыке; развивать умение внимательно слушать, выражать свое впечатление об услышанной музыке; передавать через пластику своего тела интонационные особенности музыки. Тип урока: открытие нового знания Планируемые результаты Предметные результаты: ученики научатся: воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение; использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности. Метапредметные результаты: умение понимать учебную задачу урока; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; нацеливание обучающихся на то, что каждому действующему лицу соответствует определенный, ярко выраженный жанр музыки, с помощью которого происходит обрисовка образа; Виды деятельности учащихся: слушание, анализ музыкального произведения, вокально-хоровая работа, движения под музыку, просмотр презентаций. Методы: деятельностный подход, метод содержательного анализа инструментального произведения, музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия, сравнение, ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, пластическое интонирование. Технологии: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация, портрет Э. Грига; карточки «Средства музыкальной выразительности», программки. Техническое обеспечение урока: аккордеон, ПК (ноутбук), экран и проектор. Музыкальный материал: Э. Григ «Утро», «В пещере горного короля»; норв. нар. песня «Волшебный смычок».
Иконка файла материала 5.docx
Раздел: В концертном зале Тема: Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Цель урока: формирование у обучающихся знаний о том, какая музыка может звучать в  концертном зале. Задачи урока:  ­ ­ познакомить с понятием симфоническая сюита, драма, с творчеством норвежского  композитора Эдварда Грига; через знакомство с сюитой «Пер Гюнт» повторить основные музыкальные жанры:  песня, танец и марш; ­ формировать интерес к инструментальной музыке;  ­ развивать умение внимательно слушать, выражать свое впечатление об услышанной  музыке; передавать через пластику своего тела интонационные особенности музыки. Тип урока: открытие нового знания Планируемые результаты Предметные результаты:  ученики научатся:  ­ ­ ­ воспринимать музыку и  размышлять о ней, открыто и  эмоционально  выражая  своё отношение;   вставать   на   позицию   другого   человека,   вести   диалог,   участвовать   в обсуждении значимых для человека явлений жизни;  проводить интонационно­образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;   использовать   элементарные   умения   и   навыки   при   воплощении   художественно­ образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно­творческой деятельности.  Метапредметные результаты:  ­ ­ ­ ­ умение понимать учебную задачу урока;   умение   воспринимать   окружающий   мир   во   всем   его   социальном,   культурном, природном и художественном разнообразии;  планирование,   контроль   и   оценка   собственных   учебных   действий,   понимание   их успешности   или   причин   не   успешности,   умение   корректировать   свои   действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение,   обобщение; наблюдение за различными   явлениями   жизни   и   искусства   в   учебной   и   внеурочной   деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;  освоение   начальных   форм   познавательной   и   личностной   рефлексии;   нацеливание обучающихся на то, что каждому действующему лицу соответствует определенный, ярко выраженный жанр музыки, с помощью которого происходит обрисовка образа;   музыкальные   обобщения, Виды   деятельности   учащихся:  слушание,   анализ   музыкального   произведения,   вокально­ хоровая работа, движения под музыку, просмотр презентаций.  Методы:  деятельностный   подход,   метод   содержательного   анализа   инструментального произведения, сравнение, ассоциативные связи,  звуковая и зрительная наглядность, пластическое интонирование. Технологии: информационно­коммуникационные технологии, здоровьесберегающие  технологии, игровые технологии. Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация, портрет  Э. Грига;  карточки «Средства музыкальной выразительности», программки.   эмоциональная   драматургия,Техническое обеспечение урока: аккордеон, ПК (ноутбук), экран и проектор. Музыкальный материал: Э. Григ «Утро», «В пещере горного короля»; норв. нар. песня  «Волшебный смычок». 1. Организация урока СТРУКТУРА И ХОД УРОКА Музыкальное приветствие:  У: Колокольчик наш поет, на занятие зовет. Слышишь звонкий голосок? Д: Нам пора начать урок! У: Садитесь, пожалуйста, на свои места. Внимательно посмотрите на свое рабочее место, проверьте готовность к уроку: на столе должны лежать ручка, тетрадь, дневник. 2. Актуализация ранее полученных знаний, проверка д/з Вокальная разминка­импровизация: У:  Я проснулся рано утром. Широко зевнул и потянулся. За окном дул тихий ветер. Шелестела листва. Пели птицы. Я улыбнулся новому дню. Д: Передают движениями и звуками то, о чем говорится в тексте. Дыхательная разминка. Упражнение на дикцию: У: Скороговорка «Черная галка». Для чего нам нужны скороговорки? Это упражнение для развития   речи,   оно   необходимо   для   артистов,   певцов   для   правильного   произношения звуков. Читаем медленно, проговаривая все звуки. Затем в среднем темпе меняя громкость. Д: Черной галке черный дрозд  подарил черники гроздь. Черная галка чернику склевала, Даже спасибо дрозду не сказала. Пение скороговорки. У: Можно спеть скороговорку?  Д: Да. Используя шумовые музыкальные инструменты, поют (импровизация).  У:  К нам сегодня на урок пришел наш знакомый – Незнайка. Он хочет, чтобы вы ему помогли. Он принес с собой картинку, а что на ней изображено, не знает. Давайте поможем ему. Д:  Рассматривают изображение скрипки. Рассказывают о ней. (На картинке изображена скрипка. Это…) У: Немало песен и стихов написано о скрипке. Давайте споем нашему гостю такую песню. Как называется песня, которую вы учили дома? Кто придумал эту песню? О чем эта песня? Как она исполняется?  Д:  Песня   «Волшебный   смычок».   Ее   придумал   норвежский   народ.   Она   исполняется   не спеша, радостно, легко.  Проверка д/з. Работа в парах. У: Повернитесь друг к другу и проверьте, как вы выучили текст песни.  Д: проверяют выученный текст песни. Оцените, как выполнил ваш сосед по парте д/з. У: Кто помнит мелодию песни? Напойте ее.  Д: напевают мелодию песни на слог «ле» У: Исполним песню. Критерии оценивания: ­выразительность; ­знание текста песни, ее мелодии;­правильные интонации; ­правильная позиция певца. Д: Исполняют песню группами, классом. Оценивают исполнение с помощью смайликов. ­ очень понравилось, ­ понравилось, ­ не понравилось. У: Я думаю, что Незнайке понравилась наша песня и то, как вы ее исполнили. 3. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности. У:  Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие в концертный зал. Что же мы узнаем сегодня? На столах у вас лежат программки, прочтите, пожалуйста, что в них написано. Обратите внимание на незнакомые слова.  Д: Знакомятся с содержанием программки. У: Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока? Д: Симфоническая сюита «Пер Гюнт» композитора Э. Грига. У: Какую же цель мы поставим перед собой, изучая данную тему? Д: Познакомиться с музыкой, которую можно услышать в концертном зале. У: Чтобы достичь нашей цели, что нам нужно сделать? Д: Слушать новую музыку, размышлять о ней, сравнивать ее между собой. Познакомимся с новыми понятиями: драма, сюита; с творчеством композитора Э.Грига. 4. Усвоение новых знаний. У:  Источником ваших знаний сегодня буду я, а что еще может быть источником ваших знаний по теме урока?  Д: учебник, энциклопедия, интернет. У:   Эдвард   Григ  –   норвежский   композитор.   Кто­нибудь   из   вас   знает,   что   за   страна Норвегия, где она находится? Д: не знают, возникает затруднение. У: Норвегия – суровая северная страна, которая знаменита своими морскими заливами – фьордами, своей дивной природой. Одним   из   известнейших   произведений   Эдварда   Грига   считается   симфоническая   сюита «Пер Гюнт» на драму Генриха Ибсена. Что такое драма? Д: не знают, возникает затруднение. У: Драма ­ литературное произведение с серьезным сюжетом для исполнения на сцене. Прочитайте в программке, о чем же нам расскажет драма Г.Ибсена «Пер Гюнт»? Д:  Пьеса рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье.  У:  Герой   пьесы,  Пер   Гюнт  ­   крестьянский   парень   из   норвежской   деревушки.   Пер   ­ фантазёр и мечтатель. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Он хвастлив   и   самоуверен.   Т.к.   он   из   бедной   семьи,   то   его   главная   мечта   –   это   мечта   о богатстве.   Из   музыки   к   спектаклю   композитор   составил   сюиту,   в   которую   вошли отдельные   музыкальные   картины.   Первая   музыкальная   картина   называется   «Утреннее настроение». Она знакома вам с 1 класса. Давайте сядем так, чтобы вам было удобно, и послушаем ее.  Слушание пьесы «Утро». Анализ музыкального произведения У:  Что хотел изобразить композитор в этой музыке? Какая была мелодия? Если бы вас попросили изобразить эту картину, то какие краски вы использовали (палитра цветов)? Д: Композитор хотел изобразить утро, как просыпается солнце и вся природа.  Работа по карточкам у доски.У: Незатейливая мелодия, она спокойна и светла, передаёт не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. Музыка рисует картину пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве,  журчание прозрачного родника.  Пластическое интонирование. Физминутка. У:  Встали,   присели   и   под   музыку   начали   постепенно   подниматься,   тянуться,   затем наклонились, представили, что у нас под ногами влажная от росы трава, смочили ею руки и умылись утренней росой и улыбнулись. У: Пьеса с названием «В пещере горного короля» полна фантастической таинственности. Послушайте эту пьесу и сравните с пьесой «Утреннее настроение». Слушание «В пещере горного короля». Анализ музыкального произведения Д: Самостоятельно определяют мелодию  и сравнивают с пьесой «Утреннее настроение».  У: Какое впечатление произвела на вас музыка? Что она могла изобразить?  Созвучны ли стихи Г. Ибсена с пьесой? Верил я, сходя впервые В недра мрачные земные: Духи тьмы там, в глубине, Тайну тайн откроют мне. У: Давайте проверим правильно ли вы все определили.  У: Чем отличаются эти мелодии, а что их роднит? Оцените себя. У: Что же такое сюита? Давайте попробуем дать определение своими словами. Д: Сюита – это музыкальное произведение, которое состоит из нескольких контрастных частей. У:  В своих странствиях Пер Гюнт встречает разных людей. А кого он встретил еще, вы узнаете на следующем уроке.      Информация о д/з 1.Рисунок к сюите. 2. Кроссворд или ребус из новых слов. 5. Подведение итогов занятия У: Что нового вы сегодня узнали на уроке?  Д: Новые понятия, новую музыку.  У: Чему учились? Д: Красиво петь, внимательно слушать, размышлять о музыке, сравнивать. Рефлексия  У: Вы все сегодня работали на уроке активно? Какую оценку вы бы себе поставили? Ваше настроение в конце урока улучшилось?  Д: Используя клавиатуру и смайлики оценивают свою работу.