Урок музыки в 6-м классе "С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
6 кл
12.04.2017
• на примере музыки Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова показать неразделимую связь музыки с жизнью: жизнь рождает музыку, и музыка воздействует на жизнь;
• показать, как великий русский композитор в своей музыке сумел воплотить свою любовь к Родине, свою неразрывную связь с темой России
Урок музыки в 6.docx
показать, как великий русский композитор в своей музыке сумел воплотить свою
Фортепиано
Портрет С.В.Рахманинова
пробуждать эмоциональный интерес к музыке;
развивать умение анализировать произведение;
развивать вокальнохоровые навыки;
воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине;
воспитывать интерес к отечественной музыке.
Урок музыки в 6м классе "С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с
оркестром"
Цели урока:
на примере музыки Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова
показать неразделимую связь музыки с жизнью: жизнь рождает музыку, и музыка
воздействует на жизнь;
любовь к Родине, свою неразрывную связь с темой России.
Задачи:
Материальное обеспечение:
Музыкальный центр
1.
Запись Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова
2.
3.
Репродукции картин русских художников: Левитан «Над вечным покоем»;
Айвазовский «Девятый вал»; Левитан «Хмурый день»; Айвазовский «Черное море»;
Левитан «Весна. Большая вода»
4.
5.
Ход урока:
Приветствие.
Ребята! Пусть песня «О России» будет музыкальным эпиграфом нашего урока.
(исполнение учащимися 1 куплета песни Я.Дубравина «О России» )
Ребята, а теперь давайте мысленно перенесёмся с вами в прошлое, на 65 лет назад.
1943 год… БеверлиХилз, штат Калифорния, США. Прекрасная вилла, на втором этаже
которой лежит умирающий человек.
Сегодня у него день рождения. Раньше в этот день его дом был наполнен друзьями,
весельем, музыкой. А сегодня почти все о нём забыли. Только старый друг (директор
фирмы по производству роялей) Ф.Стейнвей прислал ему в подарок роскошный белый
рояль. Он сейчас на первом этаже дома, в гостиной, и старик понимает, что уже никогда не
дотронется до его белоснежных клавиш.
На его прикроватной тумбочке стоит приёмник, который настроен на Радиоволну Москвы.
Каждый час он слушает сообщения Информбюро и дрожащей рукой на карте красными
флажками отмечает движение русских войск. Это единственное, что теперь связывает его с
Родиной. Там, в России, второй год идёт Великая Отечественная война.
Вдруг через помехи радиоволн он услышал голос диктора: «Внимание! Говорит Москва!
Начинаем трансляцию из Колонного Дома Союзов праздничного концерта, посвящённого
70летию великого русского композитора…»
(звучит запись Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова)
По лицу умирающего человека потекли слёзы. Там, в далёкой России, его помнят, его
музыку знают и любят!..
Двадцать шесть лет назад, в 1917 году, ему пришлось покинуть свою страну, но он ни на
минуту не забывал свою Родину, её народ, русскую песенность, русскую природу.
Ребята, о каком композиторе идёт речь?
Конечно, это С.В.Рахманинов (портрет композитора)
С какими произведениями этого композитора мы уже знакомились на уроках музыки? («Вокализ», Третий Концерт для фортепиано с оркестром)
Сегодня мы поговорим о Втором Концерте для фортепиано с оркестром, ставшим
музыкальным шедевром мирового искусства. Это произведение называют гениальной
поэмой о Родине!
Это произведение было написано в 1901 году и посвящено врачу Н.В.Далю. В период
тяжёлого душевного кризиса, связанного с провалом Первой Симфонии, Даль вернул
молодому человеку душевные силы, веру в талант. Посвящение стало благодарностью за
помощь, доброе слово в критический момент жизни.
Ребята, что такое концерт, как жанр музыки?
Да, это соревнование или разговор одного инструмента с оркестром.
Ребята, давайте с вами условимся: партия фортепиано – голос человека, голос самого
композитора. Это может быть исповедь автора, его мысли и чувства, его любовь к своей
Родине. Партия оркестра – окружающий мир, общество.
Откройте тетради. Запишите тему урока.
Разделите страничку на две части:
ФОРТЕПИАНО ОРКЕСТР
ЧЕЛОВЕК
ОКРУЖАЮЩИЙ
ОБЩЕСТВО
МИР,
Слушая фрагмент 1 части Второго Концерта дайте эмоциональную характеристику
Человека и Мира.
Запись концерта, которую вы услышите, уникальна! Она сделана самим Рахманиновым, в
котором талант композитора сочетался с великим талантом исполнителя – пианиста.
(слушание фрагмента 1 части)
Ребята, пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями.
(ответы учащихся записываю на доске)
Теперь давайте, сравним наши характеристики. Они похожи? Они близки по значению?
Да, они почти одинаковы.
Ребята, есть ли точки образного единения фортепиано
и оркестра?
Конечно, есть. Это любование, созерцание русской природой, умиротворённость,
торжественная величавость.
Есть ли в музыке противоречие, борьба между образами?
Какие у них взаимоотношения?
( Человек и окружающий мир тесно связаны между собой)
Человек впитывает всё, что происходит вокруг него в обществе и в природе, и сам влияет
на эти события.
Поэтому тема жизни Рахманинова слилась воедино с темой России.
Современник Рахманинова, Александр Блок (18801921), сказал об этом так:
«В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим; чем более
тем неразрывнее ощущает он своё и не своё.
чуток поэт,
И
уже
всё
наше
И с миром утвердилась связь».
Ребята, как можно охарактеризовать главную тему 1 части?
(звучит главная тема)
К какой сфере музыки она относится – она танцевальная, маршевая или песенная?
Какой характер этой темы?
Ребята, каким картинам русских художниковпейзажистов будет созвучна интонация
вступления? Спокойным, безмятежным или предгрозовым, напряжённым, тревожным?
(показываю ряд репродукций)
моё,
а
не Посмотрите на мелодический рисунок главной темы.
(на доске мелодический рисунок главной темы)
Есть ли в нём скачки? Как располагаются звуки – далеко друг от друга или рядом?
Какие длительности преобладают?
О чём всё это говорит?
(о плавности, певучести, песенности голосоведения)
Попробуем спеть мелодию главной темы.
(напоминаю о певческой посадке)
Показываю по фразам. Сначала поём закрытым ртом. Затем вокализом.
Ребята, а кто обратил внимание на вступление?
(играю на фортепиано вступление)
Эта интонация изобразительная или выразительная?
Что она выражает? Какое состояние?
(напряжение, момент разрастания, приближения, накопление внутренней энергии, силы)
Ребята, а что изображает интонация вступления?
Правильно, колокольный звон. Колокола всегда были символом России. Колокольный звон
– это и радостное, праздничное начало. Набатный колокол – весть о какомто несчастье,
приближающемся испытании.
Какое здесь состояние передает интонация вступления?
Удары набатного колокола во вступлении – ощущение приближающихся испытаний,
тревоги, взволнованности, напряженности…
Замечательный русский композитор и пианист рубежа 1920 столетий Николай Метнер
писал: «Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост
поднимается Россия».
Откуда такое состояние напряженности?
На этот вопрос отвечает время, в которое был написан этот концерт.
Второй концерт для фортепиано с оркестром написан в 1901 году, на пороге наступающего
столетия, накануне революции 1905 года, Первой мировой войны, революции 1917 года.
Рахманинов не писал музыки, сюжетно связанной с революцией. Но как любой человек
искусства, он не мог не отразить в своей музыке ту обстановку, атмосферу, которые
царили в ту пору в российском обществе. В музыке концерта люди услышали биение
беспокойного сердца своего современника, живущего заботами и помыслами о судьбе
России, предчувствием бурных перемен, радостного возбуждения, весеннего возрождения
страны, того, что услышали в строках Блока:
«О,
Без
Узнаю
тебя
И приветствую звоном Щита!»
Поэтому тему вступления можно сравнить с колоколом Надежды и Весны.
Повторное слушание 1 части (запись)
В 1917 году Рахманинов, не найдя себе места в послереволюционной России, навсегда
покидает её. Творческое молчание продолжалось десять лет!
Под окном своего дома в БеверлиХилз, в Америке, он посадил берёзку – частичку своей
земли.
Всю оставшуюся жизнь, которую Рахманинов провёл за границей, он страшно тосковал по
своей Родине, которую любил всей душой, всем сердцем.
Темой ностальгии, тоски по Родине проникнуты и песни, которые мы знаем.
Исполнение песни «Сторона моя» музыка И.Космачева, слова Л.Дербенева
краю
мечта!
Принимаю!
конца
конца
без
краю
жизнь!
и
весна
без
без
и
Урок музыки в 6-м классе "С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром"
Урок музыки в 6-м классе "С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром"
Урок музыки в 6-м классе "С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.