Урок музыки в 6-м классе "С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром"
Оценка 4.8

Урок музыки в 6-м классе "С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
6 кл
12.04.2017
Урок музыки в 6-м классе "С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром"
• на примере музыки Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова показать неразделимую связь музыки с жизнью: жизнь рождает музыку, и музыка воздействует на жизнь; • показать, как великий русский композитор в своей музыке сумел воплотить свою любовь к Родине, свою неразрывную связь с темой России
Урок музыки в 6.docx
показать, как великий русский композитор в своей музыке сумел воплотить свою Фортепиано Портрет С.В.Рахманинова пробуждать эмоциональный интерес к музыке; развивать умение анализировать произведение; развивать вокально­хоровые навыки; воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине; воспитывать интерес к отечественной музыке. Урок   музыки   в   6­м   классе   "С.В.   Рахманинов.   Концерт   №   2   для   фортепиано   с оркестром" Цели урока:  на примере музыки Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова показать   неразделимую   связь   музыки   с   жизнью:   жизнь   рождает   музыку,   и   музыка воздействует на жизнь;  любовь к Родине, свою неразрывную связь с темой России. Задачи:      Материальное обеспечение: Музыкальный центр 1. Запись Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова 2. 3. Репродукции   картин   русских   художников:   Левитан   «Над   вечным   покоем»; Айвазовский   «Девятый   вал»;   Левитан   «Хмурый   день»;   Айвазовский   «Черное   море»; Левитан «Весна. Большая вода» 4. 5. Ход урока: Приветствие. ­   Ребята!   Пусть   песня   «О   России»   будет   музыкальным   эпиграфом   нашего   урока. (исполнение учащимися 1 куплета песни Я.Дубравина «О России» ) ­Ребята, а теперь давайте мысленно перенесёмся с вами в прошлое, на 65 лет назад. 1943 год… Беверли­Хилз, штат Калифорния, США. Прекрасная вилла, на втором этаже которой лежит умирающий человек. Сегодня   у   него   день   рождения.   Раньше   в   этот   день   его   дом   был   наполнен   друзьями, весельем, музыкой. А сегодня почти все о нём забыли. Только старый друг (директор фирмы по производству роялей) Ф.Стейнвей прислал ему в подарок роскошный белый рояль. Он сейчас на первом этаже дома, в гостиной, и старик понимает, что уже никогда не дотронется до его белоснежных клавиш. На его прикроватной тумбочке стоит приёмник, который настроен на Радиоволну Москвы. Каждый час он слушает сообщения Информбюро и дрожащей рукой на карте красными флажками отмечает движение русских войск. Это единственное, что теперь связывает его с Родиной. Там, в России, второй год идёт Великая Отечественная война. Вдруг через помехи радиоволн он услышал голос диктора: «Внимание! Говорит Москва! Начинаем трансляцию из Колонного Дома Союзов праздничного концерта, посвящённого 70­летию великого русского композитора…» (звучит запись Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова) По лицу умирающего человека потекли слёзы. Там, в далёкой России, его помнят, его музыку знают и любят!.. Двадцать шесть лет назад, в 1917 году, ему пришлось покинуть свою страну, но он ни на минуту не забывал свою Родину, её народ, русскую песенность, русскую природу. ­Ребята, о каком композиторе идёт речь? Конечно, это С.В.Рахманинов (портрет композитора) ­С какими произведениями этого композитора мы уже знакомились на уроках музыки? («Вокализ», Третий Концерт для фортепиано с оркестром) ­Сегодня   мы   поговорим   о   Втором   Концерте   для   фортепиано   с   оркестром,   ставшим музыкальным   шедевром   мирового   искусства.   Это   произведение   называют   гениальной поэмой о Родине! Это  произведение  было  написано  в  1901 году  и  посвящено врачу  Н.В.Далю.  В  период тяжёлого   душевного   кризиса,   связанного   с   провалом   Первой   Симфонии,   Даль   вернул молодому человеку душевные силы, веру в талант. Посвящение стало благодарностью за помощь, доброе слово в критический момент жизни. ­Ребята, что такое концерт, как жанр музыки? Да, это соревнование или разговор одного инструмента с оркестром. Ребята, давайте с вами условимся: партия фортепиано – голос человека, голос самого композитора. Это может быть исповедь автора, его мысли и чувства, его любовь к своей Родине. Партия оркестра – окружающий мир, общество. Откройте тетради. Запишите тему урока. Разделите страничку на две части: ФОРТЕПИАНО      ОРКЕСТР ЧЕЛОВЕК ОКРУЖАЮЩИЙ ОБЩЕСТВО   МИР, ­Слушая   фрагмент   1   части   Второго   Концерта   дайте   эмоциональную   характеристику Человека и Мира. Запись концерта, которую вы услышите, уникальна! Она сделана самим Рахманиновым, в котором талант композитора сочетался с великим талантом исполнителя – пианиста. (слушание фрагмента 1 части) ­Ребята, пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями. (ответы учащихся записываю на доске) Теперь давайте, сравним наши характеристики. Они похожи? Они близки по значению? Да, они почти одинаковы. ­Ребята, есть ли точки образного единения фортепиано и оркестра? ­Конечно,   есть.   Это   любование,   созерцание   русской   природой,   умиротворённость, торжественная величавость. ­Есть ли в музыке противоречие, борьба между образами? ­Какие у них взаимоотношения? ( Человек и окружающий мир тесно связаны между собой) Человек впитывает всё, что происходит вокруг него в обществе и в природе, и сам влияет на эти события. Поэтому тема жизни Рахманинова слилась воедино с темой России. Современник Рахманинова, Александр Блок (1880­1921), сказал об этом так: «В   поэтическом   ощущении   мира   нет   разрыва   между   личным   и   общим;   чем   более   тем   неразрывнее   ощущает   он   своё   и   не   своё. чуток   поэт, И уже всё наше И с миром утвердилась связь». ­Ребята, как можно охарактеризовать главную тему 1 части? (звучит главная тема) ­К какой сфере музыки она относится – она танцевальная, маршевая или песенная? ­Какой характер этой темы? ­Ребята,   каким   картинам   русских   художников­пейзажистов   будет   созвучна   интонация вступления? Спокойным, безмятежным или предгрозовым, напряжённым, тревожным? (показываю ряд репродукций) моё, а     не ­Посмотрите на мелодический рисунок главной темы. (на доске мелодический рисунок главной темы) Есть ли в нём скачки? Как располагаются звуки – далеко друг от друга или рядом? ­Какие длительности преобладают? ­О чём всё это говорит? (о плавности, певучести, песенности голосоведения) ­Попробуем спеть мелодию главной темы. (напоминаю о певческой посадке) Показываю по фразам. Сначала поём закрытым ртом. Затем вокализом. ­Ребята, а кто обратил внимание на вступление? (играю на фортепиано вступление) ­Эта интонация изобразительная или выразительная? ­Что она выражает? Какое состояние? (напряжение, момент разрастания, приближения, накопление внутренней энергии, силы) ­Ребята, а что изображает интонация вступления? ­Правильно, колокольный звон. Колокола всегда были символом России. Колокольный звон – это и радостное, праздничное начало. Набатный колокол – весть о каком­то несчастье, приближающемся испытании. ­Какое здесь состояние передает интонация вступления? Удары   набатного   колокола   во   вступлении   –   ощущение   приближающихся   испытаний, тревоги, взволнованности, напряженности… Замечательный русский композитор и пианист рубежа 19­20 столетий Николай Метнер писал: «Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия». ­ Откуда такое состояние напряженности? На этот вопрос отвечает время, в которое был написан этот концерт. Второй концерт для фортепиано с оркестром написан в 1901 году, на пороге наступающего столетия, накануне революции 1905 года, Первой мировой войны, революции 1917 года. Рахманинов не писал музыки, сюжетно связанной с революцией. Но как любой человек искусства,   он   не   мог   не   отразить   в   своей   музыке   ту   обстановку,   атмосферу,   которые царили   в   ту   пору   в   российском   обществе.   В   музыке   концерта   люди   услышали   биение беспокойного   сердца   своего   современника,   живущего   заботами   и   помыслами   о   судьбе России, предчувствием бурных перемен, радостного возбуждения, весеннего возрождения страны, того, что услышали в строках Блока: «О, Без Узнаю тебя И приветствую звоном Щита!» Поэтому тему вступления можно сравнить с колоколом Надежды и Весны. Повторное слушание 1 части (запись) В 1917 году Рахманинов, не найдя себе места в послереволюционной России, навсегда покидает её. Творческое молчание продолжалось десять лет! Под окном своего дома в Беверли­Хилз, в Америке, он посадил берёзку – частичку своей земли. Всю оставшуюся жизнь, которую Рахманинов провёл за границей, он страшно тосковал по своей Родине, которую любил всей душой, всем сердцем. Темой ностальгии, тоски по Родине проникнуты и песни, которые мы знаем. Исполнение песни «Сторона моя» музыка И.Космачева, слова Л.Дербенева краю­ мечта! Принимаю! конца   конца   без   краю жизнь!   и     весна   без       без и

Урок музыки в 6-м классе "С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром"

Урок музыки в 6-м классе "С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром"

Урок музыки в 6-м классе "С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром"

Урок музыки в 6-м классе "С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром"

Урок музыки в 6-м классе "С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром"

Урок музыки в 6-м классе "С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2017