Конспект урока по музыке 6 класс
Оценка 4.8

Конспект урока по музыке 6 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
6 кл
27.11.2018
Конспект урока по музыке 6 класс
Конспект урока по музыке "Русская духовная музыка" для 6 класса составлен на основании программы Е.Д.Критской. В конспекте раскрываются основные термины духовной музыки, ее развитие и многогранность. Данный конспект может быть использован для проведения классного часа по теме "Русская духовная музыка".
конспект урока Русская духовная музыка.docx
6 класс. Урок № 11 Тема: «Русская духовная музыка». Цель: Познакомить с древнерусским профессиональным музыкальным  искусством ( этапы развития от знаменного распева до партесного пения) как  частью памятника отечественной культуры. Задачи:   обучающие: расширение знаний в области истории музыки Древней  Руси; наблюдение за процессом развития духовной музыки с XI по XVII в.  развивающие: формирование нравственно­эстетического вкуса;  развитие у обучающихся сравнительного восприятия духовных  произведений и познавательной активности.  воспитательная: привлечение внимания учащихся к духовному  творчеству русских композиторов, к роли духовной музыки в жизни  человека и воспитание подрастающего поколения на примере высокого  искусства. Форма проведения урока: сообщение, расширение и углубление знаний,  беседа, поисковая ситуация, закрепление и обобщение Понятия: осмогласие,  глас, знаменный распев, невмы, путевой распев, кантилена,  большой распев, многораспевность , партесное пение, пометы, духовой  концерт, унисон, а капелла. Репродукции фресок Ф. Грека, А. Рублёва, Дионисия. С. Ушаков. Спас  Нерукотворный. Слушание:  П.И. Чайковский. С.В.Рахманинов. Хор Сретенского монастыря  и  древнерусские распевы. Методы обучения:  интегрированный. Ход урока И запел ­ завёл старый Киев­град Песнь церковную, старокиевску. Вся запела Русь песни Божии, По восьми гласам службы правила, По крюкам ­ знамёнам Бога славила, По обителям, по скитам пошло Пенье красное, сладкозвучное. И как сладостно в храмах Божиих: Хоры стройные умилительно Ведут пение небесное. Там дьяки поют зычным голосом, Гласы мужески со мальцы ­ детьми Сочетаются, совиваются, И к подножию Бога Вышнего Золотой трубой поднимаются. Но не всякому дан высокий дар – Бога песнею славословити. А.Д. Кастальский. Учитель: так воплотил музыку в слове Александр Дмитриевич Кастальский ­  знаток древнерусской музыки, композитор и дирижёр конца XIX ­ начала XX  века. Сообщение и усвоение нового материала. Учитель: . Русская духовная музыкальная культура развивалась по трём  основным направлениям: 1.Распространение христианства на Руси, задолго до Крещения (988 г.) 2.Принятие христианства киевским князем Владимиром в X веке – начало профессионального искусства Руси. 3.Формирование русской композиторской школы в конце XVIII в. История профессионального искусства Руси начинается с тех далеких времен, когда великий князь Владимир Киевский «выбрал веру». Вот что поведал о  раздумьях Владимира монах Нестор: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними  пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой  восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего  мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о том свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то,  умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки...» Мучимый сомнениями, повелел князь Владимир своим подданным идти в  чужие земли и посмотреть, как там молятся Богу. По возвращении сказали  посланники следующее: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в  храме, именуемом мечетью, и нет в них веселья, только печаль и смрад  великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их  различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую  землю и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали ­ на небе или  на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и  служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты  той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького;  так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». История, изложенная в древней летописи, весьма поучительна. Ведь ориентировались правители Руси в конце X в. прежде всего на «фактор красоты», на поразительные по своим  высоким эстетическим достоинствам художественные ценности, созданные в  Византии, чьей духовной преемницей стала Киевская Русь. Сделав этот  выбор, Русь определила в своей исторической судьбе многое, в том числе  особенности развития древнерусского профессионального искусства —  зодчества, литературы, музыки, живописи. С принятием христианства, князь Владимир привёз в Киев учителей ­  греческих и болгарских певчих. Русская церковь получила от Византии канон  для храмовых видов искусств ­ живописи, литературы, иконописи,  иконографических типов; богослужебные тексты и церковные песнопения в  славянском переводе; систему осмогласия (восьмигласия). Система осмогласия ­ это каноническая установка, относится к числу  сохранённых, дошедших до нас нормативов ­ порядок строения и чередования песнопений (псалмы, тропари, кондаки и др.) в течение годовых служб в  строгом соответствии с церковными праздниками. Стержнем этой системы являются двунадесятые праздники, их общее число  двенадцать. Двунадесятые праздники подразделяются на «переходящие» ­  пасхальный цикл и «непереходящие».­ отмечаемые в определённый день года Вербное воскресенье ­ последнее воскресенье перед Великим постом  называется прощёным. Великий пост длится сорок дней ­ «четыредесятница»,  затем Пасха. От Пасхи начинался отсчёт «переходящих праздников»; недель и порядок  чередований в них песнопений. Основой отсчёта было число восемь. Восемь недель составляли столп. Каждой неделе столпа соответствовали  свои песнопения, относящиеся к порядковому гласу. Глас ­ совокупность мелодических формул ­ попевок, из них и строился  распев. Проходило восемь недель, заканчивался один столп, начинался новый цикл ­ следующий столп. Песнопения же повторялись, сохраняя порядок  гласов. Вывод: Восьми неделям соответствовали восемь гласов и восемь новых  основных вариантов песнопений, исходя из этого разнообразные названия  распевов: осмогласное пение, погласица, столповое и др. Основные виды духовного пения.  1.Величайшее духовное сокровище ­ знаменное пение (XI ­ XVII в.) К концу X в. на Руси полностью сложилось храмовые виды искусств и  богослужебное пение. Основной вид древнерусского церковного пения  получил название знаменного распева и развивался на Руси с XI ­ XVII в. Знаменные распевы записывались в певческих рукописях с помощью  особой знаменной письменности ­это безлинейная нотация, в которой  звуки передавались специальными знаками – символами знамёнами или  крюками. Знамёна произошли от славянского слова «знамя», т.е. знак, и  крюки ­ тот же знак, их писали над текстом песнопений. Знаменная (крюковая) древнерусская нотация не могла точно фиксировать  высоту звуков, она лишь указывала направление движения одноголосной  мелодии. Своё происхождение знамёна вели от византийских невм(греч. ­  «дыхание») ­ это был вид безлинейного письма, сложившийся к IX веку в  палеовизантийской (или ранневизантийской) нотации, традиционный для  европейского Средневековья. Существовало множество знамён различного происхождения. Часть из них  сохранила греческое название ­ параклит, кулизма и др., но распространения  получили ёмкие русские обозначения, которые были даны знаком по их  внешнему виду ­ палка, стрела простая, голубчик борзый, паук и др. Эти  названия были своего рода профессиональной лексикой и помогали  запоминать песнопения. Проходило время, распевов становилось больше и удержать их в памяти было  сложно, поэтому в XV веке в помощь распевщикам начинают создаваться  музыкальные азбуки. Певческие азбуки содержали лишь перечень знамён и их  начертание, а как их петь, не указывалось ­ это была устная традиция, которая хранилась в памяти певчих, поэтому искусство церковного пения требовало  длительной подготовки и практики в стенах храмов и монастырей. В конце XVI ­ начале XVII в. появились другие азбуки. В них было не только  описание знамён, но и способы их пения, пояснения «како поётся», и  инструкция: «голубчик малой, значит надо гаркнуть из гортани». Древнерусское церковное пение стало одной из важнейших сторон  богослужения, и являлось формой соборной молитвы. В основе песнопений лежало заимствованное из Византии осмогласие. Знаменные распевы были  принципиально одноголосными ,строгими, сдержанными по характеру и  исполнялись мужским хором, двумя хорами ­ антифонное пение без  сопровождения инструментов. Человеческий голос считался в Древней Руси  самым совершенным музыкальным инструментом, поэтому в храме должно  звучать только ангелоподобное пение, лишь оно является отзвуком небесной  музыки. Взаимосвязь небесного и земного утверждалась в текстах молитв,  например, совместное служении е людей и ангелов в храме запечатлено в  кондаке «Покров Богородицы»: Дева днесь предстоит в церкви, И с лики святых невидимо за ны молится Богу: Ангели со иереи поклоняются, Апостоли же со пророки ликовствуют: Нас бо ради молит Богородица Предвечного Бога. Текст являлся главным содержанием песнопения. Один из теоретиков  богослужебного искусства писал: «слуга Христов должен петь так, чтобы не  голос поющего, а слова доставляли удовольствие». Одноголосное интонирование текста молитвы рождало чувство  бестелесности, возвышенности, «неотмирности», а многоголосие вызывает  пространственные ощущения, связанные с материальностью, плотскостью  «мира сего». Эти представления закрепились, и одноголосное пение стало  основным вариантом исполнения знаменного распева. Монодия (греч. ­ одноголосное; хоровое пение в унисон без  инструментального сопровождения) выражала духовную суть православия,  его глубину, красоту, созвучность с евангельскими идеалами. Знаменный распев нельзя назвать произведением музыкального искусства в  современном значении. Во­первых, знаменные песнопения были безымянными. Их создавал распевщик, слова «композитор» в Древней Руси не существовало, он же интерпретатор, но не творец новых гимнов. Мастера песнопений не  стремились показать личность автора, свою индивидуальность, творческое  «я», неповторимость стиля ­ эти понятия были чужды древнерусскому  искусству. Автор скромно выполнял свою работу «во имя Бога» и считал, что  Бог и так знает, кто является творцом произведения. Во­вторых, знаменный  распев ­ это результат коллективного творчества. На протяжении столетий  распевщики переписывали старые тексты, и при необходимости вносили в них изменения, дополнения, поправки. Процесс такого творчества назывался  «переводом». В церковном пении существовали закреплённые каноном средства  музыкальной выразительности, модели песнопений, властвовала традиция  «пения на подобен», т.е. по определённому мелодическому образцу ­ это  установка и древнерусские распевщики строго следовали единой  нормативности, передающийся из поколения в поколение. Знаменные распевы воплощали идеал красоты, дарили людям радость,  утешение, душевную гармонию, любовь к Богу и ближним. Неслучайно  древнерусское песнопение называют «богословием в звуках». Из песнопений составлены Литургия и Всенощная, которые и в настоящее время являются  основными церковными службами. Истоки знаменного пения находятся в целостной картине мироздания, в  недрах христианства, в православном искусстве средневековой Византии. Духовные и эстетические основы знаменного пения оставались незыблемыми  до середины XVII в., сохраняя традиции исключительно одноголосного  мужского пения. Исследователи считают, что монодия, культивировавшаяся в православных храмах в течение семи веков, способствовала развитию  мелодических основ русской музыкальной культуры. Этот огромный этап  истории музыки состоит из двух периодов: I     период. Эпоха Киевской Руси с XI до середины XV в. Древнерусские распевщики осваивали и интерпретировали византийские  образцы гимнографии на русской почве. В результате работы по сближению  музыки и поэзии характер древнерусских песнопений становился плавным,  упрощался ритм. II      период. Эпоха расцвета знаменного пения от середины XV до начала XVII  в. ­ рождение русской кантилены и многораспевности. Эпохой Предвозрождения назвали учёные этот отрезок времени, т.к.  российской истории было открыто много славных имён. В иконописи прославились экспрессивный по стилю Феофан Грек; яркий,  гармоничный, излучающий любовь и покой Андрей Рублёв « Троица» ­ символ эпохи; изящный и утончённо­ возвышенный Дионисий. Учитель показывает репродукции фресок: Феофан Грек. Руки столпника.  Богоматерь. Архангел Михаил. Ветхозаветная Троица в церкви Спаса  Преображения XIV в. Новгород; Андрей Рублёв. Архангел Михаил. Троица.  Благовещение. Третьяковская галерея. Москва XV в; Дионисий. О Тебе  радуемся. Похвала Богоматери. Москва XV в. (сравнительный анализ). В литературе ­ поэтичный стиль «плетения словес» Епифания премудрого. В  музыке конца XVI в. история сохранила имена только некоторых выдающихся мастеров ­ Саввы и Василия Роговых, Маркела Безбородого, Фёдора  Христианина (в современной литературе ­ Крестьянина), Фёдора Носа. 2. Демественный распев (ранее середины XV в.) Демественное пение ­ это разновидность богослужебной певческой практики.  Название распева связано с должностью регента (лат. руководитель) хора  доместика (греч.), который по традиции хранил в памяти новые мелодии,  неподчинённые знаменной традиции. Графическое изображение этого  одноголосия отличается от знаменной нотации. В музыкальной палеографии  нет сведениний о происхождении этого распева и способах его расшифровки Д.В. Разумовский ­ первый историк русской церковной культуры считал, что  данный вид певческой культуры возник не в церкви, а в домашнем  религиозном обиходе. В церковно­певческом искусстве есть песнопения, для которых уставом не­  предусмотрен глас ­ это «Единородный Сыне», «Херувимская песнь», «Свете  тихий» и др., они вошли в сборник Обиход (песнопения Литургии и  Всенощного бдения), их было принято исполнять демеством. В рукописях демественное пение называют «красным», т.к. мелодии распевов  отличаются великолерием, пышностью, обильными украшениями.  Демественные песнопения звучали по торжественным дням, в большие  церковные праздники. 3. Путевой распев (в конце XV в.) Путевой распев занимает промежуточное положение между столповой и де­  мественной нотацией. Песнопения записывались безлинейной нотацией,  которая была родственна знаменной. Путевой распев, как и демественный  применялся в торжественных праздничных богослужениях. Предвозрожденческое индивидуальное начало в куссеом певческом искусстве сложилось на основе греческих образцов. Мастера сочиняли новые  песнопения, молитвы, прославляющие русских святых ­ братьев Бориса и  Глеба, Александра Невского и др.; создавали варианты песнопений на  традиционные тексты. Эти ярко выраженные национальные черты положили  начало распространению на Руси многораспнвности. Выдающимся явлением богослужебного пения стало рождение русской  кантилены, которая складывалась на канонической системе осмогласия.  Знаменные распевы расстаются с речитативностью, строгим соответствием  звука и слова. Песнопения приобретают характерные национальные черты ­  мелодическую выразительность, широту, гибкость, протяженные линии,  распевность. Основатели русской певческой школы ­ братья Савва и Василий Роговы. Творческое отношение мастеров к созданию песнопений привело к  становлению певческих школ. Основателями одной из них явились известные  распевщики, братья Савва и Василий Роговы. Жители Новгорода, по  происхождению карелы, позднее они попали в окружение царя Ивана Грозного ­ знатока и большого любителя церковного пения. Иван Грозный был автором  двух стихир, посвященных памяти первого московского митрополита Петра и торжеству перенесения в Москву иконы Владимирской Богоматери. Подобные сведений о жизни Саввы Рогова не сохранилось. О Василии  известно, что он принял монашество под имение Варлаама, а в 1589 г., при  учреждении на Руси патриаршества, стал митрополитом Ростовским. У братьев Роговых были ученики в Новгороде, и в Москве, одним из них  является Фёдор Христианин. 4. «Большой распев» или «большое знамя». Ярким явлением, рождённым в недрах традиционного знаменного пения, стал  «большой распев» ­ мелодически развитое, обогащенное мелизмами храмовое  искусство. Его происхождение связано с именем Фёдора Христианина. Фёдор Христианин ­ одарённый мастер хоровой музыки русского Предвоз­  рождения, московский священник, ученик Саввы Рогова. При жизни  почитался как выдающийся знаток и творец новых знаменных распевов. Был  смелым новатором, оставаясь в границах канонической традиции. С его  творчеством в отечественную музыку вошли нескончаемые протяжные  мелодические линии, воплощающими простыми  средствами одноголосия полноту и глубину духовных чувств русского  человека. Важной вехой в развитии знаменного пения стало введение кановарных  помет (середина XVI в.), их делами красной краской ­  киноварью. Пометы указывали на точную высоту звучания. В конце XVI в. в Россию из Польши пришло многоголосное  пение. Постепенно в XVII в. сформировался праздничный по духу,  торжественный тип многоголосия ­ партесное пение (позднелат. сл. ­  «голоса», т.е. по партиям). В отличие от польского пения русское партесное  пение было «а капелла» и тематически, интонационно связано со знаменным  пением, а так же системой осмогласия. Для записи партесного пения  применялась пятилинейная нотация, получившая название «киевское  письмо», ноты имели квадратную форму. В партесном пении зарождается новый жанр ­ духовный концерт ­ это  торжественный, праздничные композиции, отличающиеся пышностью и  эффектностью звучания. Состав хора был разным. В этом жанре работали  многие композиторы конца XVIII ­ XX в.: М. Березовский, Д. Бортнянский,  А. Кастальский, П. Чайковский, С. Рахманинов и др. Вывод: Художественная система, созданная Византией, произвела переворот  в искусстве Древней Руси, в ней отразилось торжество  духовности над материей. Процесс освоения византийских храмовых  искусств не был послушноученическим. В течение многовековой истории древнерусская культура обрела самобытные черты, соединив высокую  духовность, профессионализм и национальную характерность. Пролетели столетия... Но и сегодня в русских православных храмах звучат  древние молитвы. Особенно выразительны те, что сопровождают службы  главных праздников ­ Пасхи, Рождества Христова, Крещения.   Обобщение. Что нового узнали на уроке? С какими видами распевов познакомились?  Истоки знаменного пения? Этапы, периоды, направления русской духовной музыкальной культуры? Основы знаменного пения? Мастера Предвозрождения? Основатели певческой школы? Роль церковного пения в жизни человека? Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание. Послушать духовную музыку. Выход из класса. Колокольные звоны.

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс

Конспект урока по музыке 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018