№ урока в календарно-тематическом плане: № 31
План урока:
«Электронное правительство»
Дисциплина: Основы бюджетной грамотности
Цель урока: познакомить студентов с понятием «Электронное правительство», с тремя стадиями электронного правительства, трудности и проблемы на пути развития электронного правительства.
Образовательная:
· ознакомить студентов с понятием “электронное правительство”,
· ознакомить со стадиями электронного правительства,
· ознакомить с трудностями и проблемами развития.
Развивающая:
· развивать творческие способности обучающихся,
· развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать.
Воспитательная:
· развивать умение работать в группе,
· воспитание рационального отношения к электронному правительству Российской Федерации,
· формирование социальной активности и самостоятельности, выработка навыков культурного общения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ноутбук, раздаточный материал.
Основные понятия: электронное правительство, цифровое неравенство.
План урока:
1. Организационный момент
2. Вводный инструктаж
3. Проверка домашнего задания
4. Объяснение нового материала
5. Практическая работа
6. Закрепление нового материала
Количество аудиторных часов, отведенных на изучение темы в соответствии с рабочей программой: 1 ауд.ч. (по 45 мин).
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Проверка присутствующих.
II. Вводный инструктаж.
На сегодняшнем уроке мы будем изучать тему “Электронное правительство”. Перед нами стоят цели ознакомиться с понятием “Электронное правительство”.
III. Проверка домашнего задания.
Чтобы приступить к изучению новой темы, мы проверим домашнее задание.
IV. Объяснение нового материала.
1. Понятие электронного правительства
Последние 20 лет прошлого века и с которым ученые и политики связывают надежды на модернизацию характера взаимодействия государства и общества. Существует множество определений этого термина.
Суть их всех сводится к следующему: электронное правительство — это есть новые возможности управления государством, созданные применением информационно-коммуникационных технологи (ИКТ) в работе госорганов на благо граждан и бизнеса, так же как и для собственных нужд. Электронное правительство имеет две стороны: первая — взаимоотношения власти и общества, и вторая — внутреннее взаимодействие разных уровней (центральный, региональный, местный), и разных ветвей (исполнительная, законодательная, судебная) власти.
Электронное правительство — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии. По сообщениям российской прессы, по состоянию на июль 2010 года близко к идеалу электронное правительство работает только в Сингапуре и Эстонии.
Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.
Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.
В будущем электронное правительство «одного окна» станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.
В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.
Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:
1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
2. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
3. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
4. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
5. снижение воздействия фактора географического местоположения.
Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.
Внедрение электронного правительства в стране гармонизирует отношение власти и населения, уменьшает недовольство властью, смягчает политическое противостояние благодаря конструктивному электронному диалогу всего общества и власти. В итоге формируется новая парадигма государственного управления, основанная на взаимодействии посредством Интернет всех структур и институтов общества: госслужащие, бизнес, активные граждане, образовательные и исследовательские институты, общественные группы, гражданские организации.
2. Три стадии электронного правительства
Обычно в процессе внедрения электронного правительства выделяют три стадии.
Стадия 1 (публичность). На данной стадии средства ИКТ расширяют и делают более быстрым и адресным доступ граждан, организаций и предприятий к информации органов власти. Для реализации данной стадии органы власти создают свои веб-сайты, на которых размещаются законодательные и другие нормативно-правовые акты, формы необходимых документов, статистические и экономические данные. Основной элемент данной стадии оперативность обновления информации и наличие правительственного веб-портала, который интегрирует все государственные информационные ресурсы и предоставляет доступ к ним «через одно окно». Данную стадию в Беларуси фактически реализует веб-сайт президента, дополненный сайтами правительства, министерств, исполкомов и других органов власти.
Стадия 2 (онлайн-транзакции). На второй стадии государственные услуги (регистрация недвижимости и земельных участков, заполнение налоговых деклараций, подача заявлений на разрешение) предоставляются в онлайн-режиме. Переход на данную стадию позволяет оптимизировать бюрократические и трудоемкие процедуры, сокращает масштабы коррупции (виртуальный контакт с чиновником понижает его возможности вымогать взятки). Реализация этой стадии позволяет органам власти оказывать услуги в электронной форме (e-services) населению и фирмам 24 часа в сутки и 7 дней в неделю через «одно окно» (упомянутый выше правительственный портал).
Стадия 3 (участие). На третьей стадии обеспечивается участие общества в госуправлении, путем обеспечения интерактивного взаимодействия граждан и фирм с политиками и чиновниками на протяжении всего цикла выработки государственной политики на всех уровнях власти. Реализуется с помощью веб-форумов, на которых обсуждаются проекты нормативных и законодательных актов, аккумулируются предложения. Типичный пример веб-форума организован совсем недавно в Беларуси по вопросам белорусской государственной идеологии.
3. Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства
Законодательные и регуляторные барьеры.
Для того чтобы электронные услуги нашли широкую поддержку, они должны получить такое же признание, как и соответствующие им «бумажные» процедуры. Кроме того, существующие нормы основаны на предпосылке об автономности организаций. Это касается, например, принципов управления, пределов прозрачности и ограничений в распространении информации, что препятствует взаимодействию. Необходимо обеспечить конфиденциальность и безопасность, прежде чем услуги в режиме on-line смогут успешно развиваться.
Другая проблема — неоднозначность юридических норм. Действующие структуры должны чётко представлять границы и меру дозволенного, прежде всего в сферах информационной безопасности и технических стандартов. Особого упоминания заслуживают малые структурные подразделения с ограниченными ресурсами, нерациональное использование которых при разработке проекта по электронному правительству вкупе с применением ложных стандартов служит потенциально препятствующим фактором.
Бюджетные нормативы могут ограничивать инициативы по электронному правительству
Во многих странах ОЭСР бюджетные проекты в реальности оказываются противодействующими введению эффективного электронного правительства в силу традиционных подходов в финансировании, расходящихся с признанием затрат на ИКТ в качестве инвестиций. Организациям необходимы стимулы для реализации работ межведомственных проектов и механизмы, позволяющие оценивать предполагаемую прибыль на инвестиции. Этого можно достичь за счет полномасштабной государственной оценки и преимуществ электронного правительства и получаемой в результате его функционирования экономии.
Финансирование бесперебойных правительственных услуг и общей инфраструктуры, предполагает такое бюджетное регулирование, которое способствует созданию механизмов совместного финансирования, таких как скоординированные финансовые предложения для новых фондов и слияние фондов. Кроме того, затраты на ИКТ должны рассматриваться в качестве инвестиций, с учетом будущей прибыли и определенных гарантий будущего финансирования. Вложения в ИКТ, таким образом, будут осуществляться с акцентом на выработку экономически эффективных решений.
Решения по электронному правительству могут не отвечать темпам научно-технологического прогресса.
Органы управления сталкиваются с проблемой стимулирования развития электронного правительства, хотя до сих пор всё ещё существует значительная неопределенность, касающаяся научно-технологических подвижек и негативных последствий (например, уязвимость систем и незаконные виды деятельности). Технологические разработки прогрессируют очень быстро, поэтому трудно точно спрогнозировать будущие последствия в деталях.
Обширный ряд подходов, обеспечивающих жизнеспособность новых технологий, включает: нейтральные законодательство и нормы, регулирующие сферу технологий; гибкость в пределах широких регуляторных нормативов и адаптацию действующих законов к «цифровому миру»; первоочередное внимание рабочим характеристикам при внедрении новых технологий в сравнении с техническими спецификациями; усиленное внимание международному сотрудничеству с целью гармонизации подходов, относящихся к транснациональным проблемам.
Цифровое неравенство — тормоз для использования преимуществ электронного правительства. Доступ в режиме on-line имеет преимущества, которые не могут быть воспроизведены в режиме off-line, например, обобщение информации, возможности независимого поиска и интерактивных консультаций по политическим вопросам. Однако между странами — членами ОЭСР существует значительное различие в уровнях обеспечения доступа к ИКТ и Интернету. Можно сказать, что большинство стран, испытывающих трудности, имеет минимальные возможности доступа, хотя и нередко там хорошо налажена обратная связь с властями. Если такие страны не смогут организовать доступ к услугам электронного правительства, они неминуемо окажутся вне зоны всех преимуществ обеспечиваемых им. Улучшение доступа в режиме on-line расширит круг потенциальных пользователей услуг электронного правительства. Это с очевидностью доказывает необходимость активизации усилий по сокращению цифрового неравенства.2
Российский вариант электронного правительства.
16 августа 2007 года правительством России была утверждена концепция «электронное правительство». Согласно этой концепции «электронное правительство» будет создаваться в два этапа:
2008 год — разработка и утверждение необходимых документов
2009-2010 годы — практическое внедрение
10 сентября 2009 года выпущено Постановление № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002-2010 годы) “».
В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р)
Официальное определение «Электронного правительства Российской Федерации»
Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Заседание Госсовета, 23 декабря, Президент Дмитрий Медведев: «К 2015 году в соответствии со стратегией развития информационного общества в России мы обязаны перевести все госсуслуги в электронный вид».
Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2009 года: «Россия призвана стать ключевым звеном в глобальной информационной инфраструктуре. В следующем году государственные услуги будут доступны и через электронные каналы связи. Это, в частности, должно коснуться приема квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и получения библиографической информации из государственных фондов. Через два года в такой электронной форме будет предоставляться не менее 60 ключевых государственных услуг.
Минимизация прибыли поставщиков.
Такие механизмы закупок, как обратные аукционы в Интернет, „дожимают“ поставщика, вынуждая его принимать близкие к убыточным условия поставок, лишь бы остаться в бизнесе. При нормальном аукционе покупатели конкурируют за право приобрести товар, азартно повышая предлагаемую за него цену. На обратном аукционе соревнование идет между продавцами, стремящимися выиграть контракт, понижая запрашиваемую ими за поставку товара или услуги цену. Интернет позволяет участвовать в обратном аукционе конкурирующим поставщикам со всего мира в реальном масштабе времени.
Экономия на сокращении бюрократии.
Главная затратная статья в бюджете большинства корпораций развитых стран — оплата квалифицированного персонала. Перевод закупок на Интернет позволяет автоматизировать процесс, резко сократив число необходимых сотрудников и объем бумажного делопроизводства.
Двигателем электронной коммерции в западных странах стал так называемый В2В-сектор, а перевод госзакупок в электронную форму только начинается. К 2005 году оборот от сектора В2В на Западе, по разным оценкам, составит от 3 до 6 трлн. долларов. И лишь 70 млрд. долларов составят правительственные закупки. Это соотношение миллиардов и триллионов показывает насколько относительно малой является роль государственных закупок в общем объеме электронной коммерции в западном Интернет-бизнесе. В нашей стране иная ситуация. В России столь же логично „запускать“ механизм электронной коммерции из сектора В2G. Бюджетные средства для этого не нужны — их вполне можно привлечь из частных источников. Необходима ясная государственная политика в этой сфере, политическая воля, которая позволила бы прорвать неизбежное сопротивление коррумпированного чиновничества, которое при внедрении обратных аукционов в реальном масштабе времени и других подобных инноваций потеряет немало незаконных доходов.
Чрезвычайно важен и антикоррупционный потенциал электронного правительства (e-government). С взрывным развитием Интернет возникла озабоченность судьбой приватности, неприкосновенности частной жизни. Коммерческие структуры имеют право на коммерческую тайну, но никак не на неприкосновенность их „частной жизни“. Прозрачность их взаимоотношением с законом — в интересах общества. Электронное правительство, считает докладчик, значительно улучшит возможности правоохранительных органов по предупреждению и выявлению коррупции и правонарушений.
4. Электронное правительство в матрице виртуальных взаимоотношений
Юридическими лицами являются и правительственные учреждения. Поэтому важна прозрачность также и „в обратную сторону“ — прозрачность деятельности правительства для граждан, которая также выйдет на качественно новый уровень с введением элементов электронного правительства. Доступ по Интернет к информации, которой располагают государственные учреждения, — от подзаконных нормативных актов и ведомственных инструкций до текущей информации о пробках на дорогах — изменит не только условия жизни граждан, но и само их отношение к властям.
Известно, что первыми получили преимущества от перевода своего бизнеса в Интернет, компании, продающие компьютерные и телекоммуникационные услуги и оборудование. В силу самой природы их бизнеса, сотрудники и клиентура этих компаний освоили соответствующие технологии первыми. Представляется логичным и в России начать с централизации и перевода в Интернет всех государственных закупок компьютерного, телекоммуникационного и иного подобного оборудования (например, сложного медицинского).
Перевод на электронные начала бюджетных закупок сначала, в качестве пилотного проекта, в одном-двух субъектах федерации, а затем федерального бюджета и бюджетов остальных губерний сэкономит немало средств, поможет преодолеть коррупцию и неэффективность, сформирует новый стандарт как для всей электронной коммерции, так и для отвечающего за госзакупки чиновничьего корпуса и таким образом поможет „запустить“ маховик электронного правительства и электронной коммерции в масштабах России и части всего пост-советского экономического пространства.
Российский портал развития (РПР) является продолжением другой инициативы Всемирного банка — Глобального портала развития (ГПР). В Институте развития информационного общества рассматривают РПР как проект, который будет способствовать ускоренному развитию России через использование информационных и коммуникационных технологий. В ГПР существенная роль принадлежит именно инициативам стран.
Планируется, что к 2003 году в Глобальном Портале Развития примут участие 50 стран. Финансирование ГПР на первом этапе будет производиться из Всемирного Банка и составит 39 млн. долларов. В Российский Портал развития на первом этапе планируется вложить 100 тыс. долларов. Необходимо учитывать, что эта сумма рассчитана лишь на стадию планирования, которая продлится полгода. Дальнейшее финансирование будет во многом зависеть от того, насколько качественно производилась работа. При благоприятных условиях ожидаются гранты и кредиты, коммерческие поступления и т.п.
С самого начала РПР предполагалось создавать как независимый проект. И хотя в его названии присутствует слово «портал», проект подразумевает не только создание Web-сайта. Никогда не подразумевалось, что это будет второй Yahoo! Конечно, Web-портал будет важным элементом, но главное не в этом. В понимании создателей проекта, РПР станет общей платформой для партнерства с правительством, донорами, частным сектором, гражданским обществом и т.п. Одновременно портал должен стать мощным Web-сайтом, содержать информацию по всем включенным в него разделам, стать своеобразным координатором деятельности, вовлеченных в его создание людей, но при этом Web-портал — всего лишь инструмент, рамочная структура, которая никогда собой не заменит взаимодействие людей. Суть и содержание портала будут определять партнеры и пользователи.
Три «е»
Электронное правительство (е-government)
Электронная администрация (e-administration)
Электронное правление (e-governance)
1. Координация и внедрение государственной политики, предоставление услуг в онлайн-режиме
2. Составляющая управления государственным сектором
3. Стимулирование взаимодействия между гражданами, правительственными организациями и чиновниками, включая процессы государственного управления и выработки государственной политики
4. Разработка программ, ориентированных на интересы граждан
5. Стратегическое планирование перехода к электронной форме предоставления услуг
6. Технологии (в частности, Интернет) преобразовывают процесс государственного управления
7. Стимулирование и усовершенствование участия граждан в обсуждении проблем государства
8. Количественная оценка эффективности электронной формы предоставления услуг по затратам
9. Электронная вертикаль (изменение взаимоотношений между разными уровнями власти); электронная демократия (повышение степени гражданского участия, онлайн-голосования, вопросы этики, безопасности и неприкосновенности частной жизни, повышение уровня прозрачности)
10. Совершенствование предоставления услуг в онлайн-режиме методами анализа и оценки, измерение эффективности по сравнению с другими формами предоставления услуг и установление целевых ориентиров
11. Установление целевых ориентиров и оценка результатов деятельности
12. Среда для выработки законодательства и государственной политики: политические инициативы правительств; регуляторная среда; внедрение таких инициатив, как легализация электронной цифровой подписи; большая степень гражданского участия в выработке государственной политики (электронная демократия)
13. Присвоение странам рейтингов (оценка результатов деятельности): анализ правительственных веб-порталов, веб-сайтов
14. Вопросы управления человеческими ресурсами, например, обучение и подбор персонала, его размещение и максимизация доступных ресурсов
15. Изменения на международном уровне: ослабление границ вследствие информационного обмена; утверждение мировых стандартов и лучшего опыта; управление информацией и знаниями в рамках электронных правительств
В краткосрочные задачи РПР входит разъяснение правительством государственным организациям и рядовым гражданам потенциала экономики страны, провоцирование дискуссий экспертов по различным вопросам, помощь российским компаниям в выходе на международный рынок, помощь при разработке моделей мобилизации частного капитала, государственная поддержка российских предприятий.
Долгосрочные задачи: активизация использования местных ресурсов, создание мощного стимула для обучения и образования через Интернет и самая амбициозная долгосрочная задача — полноправное участие России в глобальной экономике.
Важные моменты участия государства в электронной торговле:
Госзакупки и возможность проведения тендеров для закупки товаров для государственных нужд посредство Интернет. Особенности государства, как хозяйствующего субъекта, определяют осторожность, с которой чиновники относятся к применению электронных технологий в торгово-закупочной деятельности государства. Если Интернет, как информационный ресурс уже давно принят в официальных органах, то использование его средств для получения коммерческой выгоды для государства только развивается. Электронная торговля помогает преодолеть традиционные барьеры, заключающиеся в территориальной удаленности и недостатке информации относительно возможностей рынка. Государству уже не требуется поддерживать излишний персонал или осуществлять большие капиталовложения в развитие специалистов.
Вывод
Новые технологии вынуждают правительства быть особенно внимательными к такой категории как время. В отличие от других областей, находящихся в поле зрения правительства, технологии эволюционируют очень быстро и оборудование морально изнашивается, не отвечая современным требованиям. Решения, принимаемые административными органами сегодня, рассчитаны на будущее, которое стремительно меняется и не всегда чётко просматривается. Ошибки очень дорого обходятся в финансовом плане, но особенно настораживают из-за возможного подрыва доверия граждан и сферы бизнеса, а именно у этих двух категорий высок уровень ожиданий. Для всех стран — членов ОЭСР переход к электронному правительству дает возможность правительствам продемонстрировать свои способности в адаптации к новым условиям. Отставание в проведении реформ, сопутствующих внедрению электронного правительства, в нашем конкурентном, быстро меняющемся мире станет платой в экономическом продвижении.
Вместе с тем традиционное государственное управление медленно адаптируется к информационной революции, рассматривая её как один из множественных вызовов, с которыми приходится сталкиваться.
…и должны действовать, но — разумно и используя надлежащие инструменты
Для того чтобы принимать верные решения и избегать разрушительных последствий, правительства должны формулировать и решать насущные проблемы переходного периода, когда традиционное и электронное правительства сосуществуют. Не сосредотачиваясь исключительно на внедрении ИКТ, правительствам нужно также делать определенный выбор, направлять и контролировать процесс трансформации обычного правительства в электронное. Это радикальное изменение в формах и традиционных методах государственного управления происходит на основе налаживания реального сотрудничества, как между государственными органами, так и правительственными структурами различных уровней. Мониторинг и оценка результатов будут важными инструментами для политиков, позволяющими предельно избежать ошибок при претворении новых стратегий в жизнь. И наконец, предоставление услуг — предмет пристального внимания — лишь часть функций потенциального электронного правительства. Одновременно необходимы и существенные подвижки в использовании ИКТ с целью большей вовлеченности граждан и деловых кругов в процесс принятия государственных решений.
До тех пор пока перечисленные меры не будут успешно применены на практике, электронное правительство будет оставаться обманчивым, «косметическим» образованием.
VI. Закрепление нового материала – устный опрос.
VII. Заключительный инструктаж.
Подведение итогов урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.