Урок на тему "Новое политическое мышление и завершение холодной войны"
Оценка 4.6

Урок на тему "Новое политическое мышление и завершение холодной войны"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
11 кл
17.04.2017
Урок на тему "Новое политическое мышление и завершение холодной войны"
урок разработан для проведения в 9 классе. Планируется формирование представления о причинах изменения концептуальных основ советской внешней политики, ее основных направлениях, результатах и последствиях. посредством чтения документов и публицистического текста, использования устной и письменной речи (в мини-дискуссиях, заданиях с аргументацией), цель помочь учащимся осмыслить личную значимость осваиваемого исторического явления с последующим переходом из учебных рамок в практические; совершенствовать навыки дискуссии и аргументации.урок разработан для проведения в 9 классе. Планируется формирование представления о причинах изменения концептуальных основ советской внешней политики, ее основных направлениях, результатах и последствиях. посредством чтения документов и публицистического текста, использования устной и письменной речи (в мини-дискуссиях, заданиях с аргументацией), цель помочь учащимся осмыслить личную значимость осваиваемого исторического явления с последующим переходом из учебных рамок в практические; совершенствовать навыки дискуссии и аргументации.
п 41, новое полит мышление и заверш холод войны.docx
Класс: 9 Тема: Новое политическое  мышление и завершение «холодной войны».    Цели   урока: сформирование представления о причинах изменения концептуальных основ советской внешней политики, ее основных направлениях, результатах и последствиях. Обучающая: работа над понятиями, закрепление базовых знаний; Развивающая:  посредством чтения   документов и публицистического текста, использования устной и письменной   речи   (в   мини­дискуссиях,   заданиях   с   аргументацией),   убеждения   помочь   учащимся осмыслить   личную   значимость   осваиваемого   исторического   явления   с   последующим   переходом   из учебных рамок в практические; совершенствовать навыки  дискуссии и аргументации. Воспитательная:  добиваться   осознания   противоречивости   и   сложности   усилий   направленных   на решение глобальных проблем современности (проблемы мира). Задачи урока  1) учиться различать и первично оперировать понятиями, относящимися к изучаемой теме; 2) анализировать фрагменты исторических документов и публицистического текста с целью поиска аргументов в защиту позитивной или негативной оценки изучаемого явления; 3) формировать собственную оценку по поводу изучаемых исторических явлений и процессов, опираясь на принцип научности. Основные знания: причины изменения советской внешнеполитической доктрины;  основные положения политики «нового мышления»;   начало процесса разоружения сверхдержав;  разблокирование региональных конфликтов;  причины и последствия распада социалистической системы;  результаты политики «нового мышления».   Основные понятия:                                                                                                                                             ­ «новое политическое мышление»;                                                                                                                   ­ демилитаризация; разоружение;  ­ региональные конфликты;  ­ биполярная система международных отношений.  Основные события: 1987 ­ соглашение о ликвидации ракет средней и малой дальности в Европе. 1991 —  распад ОВД, СЭВ. 1989 ­ вывод советских войск из Афганистана. 1990 ­ объединение ФРГ и ГДР 1991 ­ заключение договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ­1). 1991 – «Буря в пустыне» ­ военная операция США в Ираке. План урока: 1. Новые черты советско – американского диалога. 2. Новое политическое мышление. 3. Новая политика  в области сокращения  вооружений 4. Проблемы союзников СССР и советская внешняя политика 5. Новый характер отношений СССР и США в начале 1990­х годов. Тип урока: проблемно ­ развивающий Этапы урока Деятельность учителя I.Оргмомент Приветствие.  Ход урока: II.Этап актуализаци и знаний.  Проверка  домашнего  задания Постановка проблемы Работа над  темой «Два мира ­ две системы» (СССР ­ США, ОВД ­  НАТО), борьба за сферы влияния в глобальном  масштабе.                                                                          Гонка стратегических и обычных вооружений,  изматывающая СССР.  Война в Афганистане,  присутствие СССР в «горячих точках» планеты.     Неблагоприятная для СССР внешнеполитическая  ситуация (падение цен на нефть, технологическая  блокада, рост внешнего долга .Рост напряженности в странах «социалистического содружества».                 Появление новых центров силы (Западная Европа,  Япония, страны Юго­Восточной Азии, новая роль  Китая).                                                                               Работа с тестовыми заданиями в парах. Устный опрос д/з. В 1987 г. оформилась совершенно новая  внешнеполитическая концепция советского  руководства, названная "новым мышлением".  Внешняя политика М.С. Горбачева в 1985 – 1991 гг.  оценивалась  и оценивается историками  крайне  неоднозначно.                                                                   Одна из точек зрения «новое политическое  мышление» привело к фактической капитуляции  перед Западом, к поражению в «холодной войне».  Противоположная позиция ­ Горбачев начал процесс, позволивший,   в   конечном   счете,   всему   миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России ­ занять достойное место в системе цивилизованных международных отношений.  Какие аргументы можно привести в пользу той и  другой позиции? Какой точки зрения  придерживаетесь вы? На эти проблемные вопросы мы должны ответить в  конце урока. П1. Прошло  2 встречи лидеров СССР и США  Горбачева и Рейгана (в Женеве 85г, и Рейкьявике  86г). Какие основные принципы  «нового» политического мышления» были выработаны? Работа с текстом § 41 п1.                                        П2. Но  улучшения  м\дународных отношений не  происходило и Горбачев в 87­88 гг выдвинул идею  нового политического мышления. Деятельность учащихся Организация рабочих мест. Запись темы и даты урока. Составление кластера: СССР   ­­­­­­­­­­­­  США ОВД                      НАТО Биполярность  Устно характеризуют данные  системы. См.Приложение к уроку. В 2,3. §40. Понятие: Новое политическое мышление (объясняют устно как понимают это  понятие)   Работа учащихся: Исключить риск ядерной войны; Сокращение вооружения.   стратегического В чем заключались эти шаги? Работа с тезисами: п2. Проверка тезисов. Вывод: Эти идеи убедили страны НАТО о переменах в советской политике.  П3. От разговоров СССР переходят к  осуществлению идей. С 1987 г СССР: ­ ликвидирует ракеты средней и малой дальности; ­ подписывает с США соглашение на сокращение  ракет (СССР – 1752, США – 859) ­ в одностороннем порядке СССР сокращает армию  на 500 тыс чел. ­ вывод Советских войск из Восточной Европы; ­ в 1991г Дж.Буш в Москве подписал договор ССВ ­1 (Сокращение стратегических войск) на 30%. П4. Как только СССР отказался от силовых методов в странах Восточной Европы партии КПСС в  кризисном положении. Еще одна проблема, которая вызывала разногласия –  объединение Германии. Горбачев подписал договор об объединении. В 1990 г ликвидированы ОВД, СЭВ. Вывод: эти шаги дали результат: ­ завершение «холодной войны» ­ согласие СССР на использование военной силы  против Ирака. 1.Что я узнал?... 2. Выскажите свою точку зрения по дискуссионному  вопросу «Итоги внешнеполитической деятельности  СССР периода перестройки». § 41 – читать. Отвечать на вопросы 2, 3  (устно), 5 (письменно). Рефлексия  Домашне е задание:     в   провозглашение Работа с тезисами: ­   признание   оружия   массового непригодны поражения   решении   минструментом   внешнеполитических   задач, создающим для опасность существования всего человечества;   приоритета ­ общечеловеческих   интересов   над классовыми или национальными; ­   общая   задачей   всех   государств   — решение   глобальных   проблем   (в частности   проблем   экологии, экономического   положения   стран «третьего мира» и др.); ­   противостояние   СССР   и   США должны   уйти   в   прошлое;   все разногласия могут быть разрешены на основе   взаимных   уступок   и компромиссов,   опирающихся   на нормы Международного права. Запись в тетрадь данных. Работа с текстом. Как отреагировало общество на  данные перемены? Ответ учащихся. Выписать восстания в тетрадь  (восстания, год, страна). Д\З: Выявить причину «Бури в  пустыне». Ответы учащихся. Запись Д\З. Приложение. 1)Установите соответствие между понятиями и периодами, с которыми  они связаны ПОНЯТИЯ                                                                ПЕРИОДЫ A)   застой                                                         1) 1945—1953 гг.  Б) оттепель                                                      2) 1953—1964 гг. B)  сталинизм                                                    3) 1965—1985 гг. Г)перестройка                                                   4) 1985—1991 гг.                                                    2)Расположите следующие фамилии руководителей СССР во второй  половине XX в. в порядке их пребывания во главе государства.  А) Ю.В. Андропов Б) Л.И. Брежнев В) Н.С. Хрущёв Г) М.С. Горбачёв Д) К.У.Черненко Е) И.В.Сталин 3)Прочтите отрывок из исторического документа и укажите имя  руководителя СССР, о котором идёт речь. «По характеру он был добродушным и мягким человеком, любил шутку и сам воплощал собой стабильность, которая, впрочем, обернулась застоем, а его  податливость и тщеславие привели к постыдному манипулированию со  стороны окружения». Ответ:­­­­­­­­­­­­­­­­ 4)Прочтите отрывок из книги современных историков и напишите  фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь. «Набирал кажущуюся силу новый культ личности <…> Первый становится  генеральным. [Он] занимает ещё один пост – Председателя Президиума Верховного Совета СССР. По обкомам партии рассылается подписанный  Сусловым документ об укреплении авторитета Генерального секретаря ЦК  КПСС. Но ничто не помогает: авторитет на бумаге, в речах, в награждениях  (Герой Социалистического труда, четырежды Герой Советского Союза), но не у трудящихся». Ответ: _________ 5)Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год его  издания. «...В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе,  когда социализм развивается на своей собственной основе, всё полнее  раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества соци­ алистического образа жизни, трудящиеся всё шире пользуются плодами  великих революционных завоеваний... ...Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его  политической системы, государственных и общественных организаций  является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует  для народа и служит народу...» 6)Прочтите отрывок из книги современного историка и укажите  название политики, о которой идёт речь. «Первым внутренним шагом команды Горбачёва на пути  преобразований, стало объявление <...>, восторженно поддержанное в  обществе. Она оказалась острым инструментом политизации массового созна­ ния, способом вовлечения масс в активную политическую деятельность.  Считалось, что снятие запретов на открытое обсуждение социально­ экономических проблем поможет обществу осознать глубину кризиса, вы­ работать верные пути его преодоления».

Урок на тему "Новое политическое мышление и завершение холодной войны"

Урок на тему "Новое политическое мышление и завершение холодной войны"

Урок на тему "Новое политическое мышление и завершение холодной войны"

Урок на тему "Новое политическое мышление и завершение холодной войны"

Урок на тему "Новое политическое мышление и завершение холодной войны"

Урок на тему "Новое политическое мышление и завершение холодной войны"

Урок на тему "Новое политическое мышление и завершение холодной войны"

Урок на тему "Новое политическое мышление и завершение холодной войны"

Урок на тему "Новое политическое мышление и завершение холодной войны"

Урок на тему "Новое политическое мышление и завершение холодной войны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2017