Творчество Высоцкого-яркое, оригинальное и многогранное явление нашей культуры. Что такое творчество Высоцкого как явление литературы? В чем смысл всего написанного Высоцким?
Тема войны для Высоцкого- это , прежде всего тема благодарности тем, кто не дожил до Победы, кто остался жив, пройдя все дороги войны. Искренность и патриотизм его военных песен и стихов близки и понятны не только ветеранам, но и поколению, не знавшему войны. Стихи и песни о войне пробуждают чувство гордости за свой народ, за родную землю.
Урок литературы в 10 классе В.Высоцкий.docx
Урок литературы в 10 классе
ТЕМА: Тема войны в поэзии Высоцкого».
Цель
обучающие:
развивающие:
дать представление о жизни и творчестве поэта;
ответить на проблемный вопрос:
как
представлена война в поэзии Высоцкого?
раскрыть своеобразие военной лирики В.Высоцкого,
сопричастность поэта, гражданскую позицию
развивать основы монологической речи,
сопоставления, анализа, обобщения;
воспитательные
:
способствовать формированию патриотизма,
гуманизма,
воспитывать в ученике гражданина своей Родины
Оборудование:
слайдовая презентация"В.Высоцкий"
Методы работы:
Инновационные
технологии:
Тип урока:
индивидуальная
фронтальная
личностно ориентированное обучение
объяснительноиллюстративное обучение
комбинированный урок. Ход урока
Тема войны в поэзии Владимира Высоцкого
Все меньше вас, участников войны,
Осколки бродят, покидают силы.
Не торопитесь, вы и не должны
К однополчанам в братские могилы...
В.С.Высоцкий
1. Слово учителя. "Нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас
волновать, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой то степени
владеет пером...Мы дети военных лет, для нас это вообще никогда не
забудется.. У всех нас совесть болит изза того, что мы не приняли в этом
участия. Я отдаю дань этому времени своими песнями. Это почётная задача
писать о людях, которые воевали. И самое главное, я считаю, что во время
войны просто есть больше возможности, больше пространства для раскрытия
человека, ярче он раскрывается. Тут уже не соврешь, люди на войне всегда на
грани , за секунду или за полшага до смерти. Люди чисты, и при них всегда
интересно писать," так говорил В.Высоцкий о своих военных произведениях.
Звучит песня " На братских могилах".
2.Сообщение ученика .Биография В.Высоцкого.
Высоцкий родился 25 января 1938 г. в Москве, в семье служащих. Отец,
Семён Владимирович Высоцкий (1916—1997), — кадровый военный,
полковник. Мать, Нина Максимовна (урождённая Серёгина) (1912—2003), —
по специальности переводчик с немецкого. Раннее детство Владимир провёл в
московской коммунальной квартире на Первой Мещанской улице. Во время
Великой Отечественной войны два года жил с матерью в эвакуации в городе
Бузулук на Урале. В 1943 г. возвратился в Москву, на 1ю Мещанскую улицу,
126. В 1945 г. пошел в первый класс 273й школы Ростокинского района. В
1947—1949 с отцом и его второй женой, Евгенией Степановной Лихалатовой
Высоцкой проживал в г. Эберсвальде (Германия), где научился играть на
фортепиано. 3. Ученик. Будучи сыном офицерафронтовика, живя с ним среди военных, он
хорошо знал их жизнь, много слышал от отца и его фронтовых друзей о войне,
о героизме и трусости. Тема войны для Высоцкого это прежде всего тема
благодарности тем, кто не дожил до Победы, кто остался жив, пройдя все
дороги войны.
В одной из телепередач Высоцкий сказал:" Почему я обращаюсь к военной
тематике? Вопрос, по моему, праздный." И далее, собираясь исполнить песню
"Мы вращаем землю", поэт патриот заявляет:" Её исполнять надо петь стоя".
Так и поет. Для него это тема святая.
Звучит песня о войне.
4.Учитель. На многое в военной теме поэт взглянул поновому, с позиции
человека сегодняшнего дня .Сказал так, как до него ещё никто не говорил
.Высоцкий создал в литературе свою " творческую лабораторию". Он
попробовал себя в разных интонациях, искал для своих "пьес" всё новые и
новые краски, новые детали .Слово у поэта приобретает гиперболичность.
Удивительна образность, метафоричность военного стиха.
Чтение и анализ стихотворения "Смерть истребителя".
От какого лица ведется повествование в стихотворении? Что усиливает это
прием?
(Повествование ведется от лица самолета. Это изобразительный и
композиционный прием усиливает трагичность происходящего.)
Как ведется себя машина? Почему её одушевляет поэт?
( Машина одушевлена: самолет, оружие летчика,"устал от ран")
Я "Як"истребитель, Мотор мой звенит,
Небо моя обитель,
Но тот, который во мне сидит,
Считает, что он истребитель.
Почему машина "взбунтовалась" против человека? В этом бою мною "юнкерс" сбит,
Я сделал с ним, что хотел.
А тот, который во мне сидит,
Изрядно мне надоел.
Какой вывод можно сделать?
( На войне даже "терпенью машины бывает предел", а человек делает своё
ратное дело, делает даже за пределами сил! И если он гибнет в своей машине ,
то и ей гореть на земле. Не машины в конечном итоге решали судьбу победы, а
человек.)
5. Чтение и анализ стихотворения "Звезда".
В каких словах поэт подчеркивают трагизм стихотворения?
Я бы звезду эту сыну отдал,
Просто на память…
В небе висит, пропадает звезда —
Некуда падать...
.
Какой смысл вкладывает автор в слово"звезда"?
( "Звезда" это не только награда, но и символ смерти.)
Вот снова упала, и я загадал —
Выйти живым из боя!
Так свою жизнь я поспешно связал
С глупой звездою.
Как поэт изображает героизм одних и карьеризм других?
Нам говорили: «Нужна высота!»
И «Не жалеть патроны!»
Вон покатилась вторая звезда –
Вам на погоны.
Какой художественный прием использует автор? ( Развернутая антитеза :"нам""вам")
В какой строчке стихотворения подчеркнут мотив случайности,
недолговечности?
Звезд этих в небе — как рыбы в прудах,
Хватит на всех с лихвою.
Если б не насмерть, ходил бы тогда
Тоже героем.
Что утверждает в этом стихотворении Высоцкий?
( Главное на этой земле ни чины, ни награда, а сама жизнь.)
6.Чтение и анализ стихотворения "Песня о погибшем друге".
Кому посвящено стихотворение "Песня о погибшем друге"?
Сообщение ученика.
"Посвящается маршалу авиации дважды Герою Советского Союза Н. М.
Скоморохову и его погибшему другу. В 43м году, во время великой
воздушной битвы над Кубанью, был такой человек, летал в небе,
Скоморохов, Николай Скоморохов. Он сейчас жив, генералполковник,
дважды Герой Советского Союза. Был эпизод, когда он сбил "бриллиантовую
двойку": это была знаменитая немецкая дивизия "Удэт", они все были
кавалеры Бриллиантовых Крестов, лично награжденные Гитлером, настоящие
асы. И вот двое двойка из этой эскадрильи сбили друга Николая
Скоморохова, его близкого друга. И тогда Скоморохов стал вылетать на
индивидуальную охоту поспит несколько минут и снова вылетает искать
именно тех двоих: он запомнил, что у них были за номера на фюзеляжах. Он
их нашел, достал и сбил обоих в одном бою двух уничтожил. И один даже
спрыгнул с парашютом, попал на нашу территорию, взяли его в плен. И он
стал спрашивать: "Кто меня сбил?" Ну а ему говорят: " Скоморохов". Он
говорит :"Это неправда, нас предупреждают: "Осторожно! Скоморохов в
воздухе!". Но это было так на самом деле. И вот в память о погибшем друге
Николая Михайловича Скоморохова я написал эту песню," писал
В.Высоцкий. Как в этом стихотворении поэт усиливает горечь утраты боевого
товарища?
Какой прием использован в строчках:
Он уснул – не проснулся,
Он запел – не допел.
Так что я вот вернулся,
Глядите – вернулся, —
Ну а он – не успел.,
( Антитеза)
Почему герой чувствует себя виноватым?
Почему герою приходится оправдываться ?
7. Заключение.
Учитель.
Военные стихи Высоцкого это стихи о настоящих людях. Людей из плоти и
крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых .Таким людям можно
доверить и собственную жизнь , и родину. Такие люди не подведут.
Сегодня не слышно биенье сердец —
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:
«На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу – придет другой».
Мы не успели оглянуться —
А сыновья уходят в бой!
Звучит песня "Давно смолкли залпы орудий".
Подведение итогов.
Домашнее задание.
1. Какой бы памятник я поставил В.Высоцкому?
2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта.
Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"
Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"
Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"
Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"
Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"
Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"
Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.