Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"
Оценка 4.8

Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
11.05.2018
Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"
Творчество Высоцкого-яркое, оригинальное и многогранное явление нашей культуры. Что такое творчество Высоцкого как явление литературы? В чем смысл всего написанного Высоцким? Тема войны для Высоцкого- это , прежде всего тема благодарности тем, кто не дожил до Победы, кто остался жив, пройдя все дороги войны. Искренность и патриотизм его военных песен и стихов близки и понятны не только ветеранам, но и поколению, не знавшему войны. Стихи и песни о войне пробуждают чувство гордости за свой народ, за родную землю.
Урок литературы в 10 классе В.Высоцкий.docx
Урок литературы  в 10  классе ТЕМА: Тема войны в поэзии Высоцкого». Цель обучающие:   развивающие:  ­дать представление о жизни и творчестве поэта; ­ответить   на   проблемный   вопрос:   как представлена война в поэзии Высоцкого? ­раскрыть своеобразие военной лирики В.Высоцкого, сопричастность поэта, гражданскую позицию ­развивать   основы   монологической   речи, сопоставления, анализа, обобщения; воспитательные : ­ способствовать  формированию патриотизма, гуманизма, ­ воспитывать в ученике гражданина своей Родины Оборудование: ­слайдовая презентация"В.Высоцкий" Методы работы: Инновационные технологии: Тип урока: ­индивидуальная ­фронтальная ­личностно ­ориентированное обучение ­объяснительно­иллюстративное обучение         ­комбинированный урок. Ход урока Тема войны в поэзии Владимира Высоцкого                                                                Все меньше вас, участников  войны, ­                                                        Осколки бродят, покидают силы.                                                     Не торопитесь, вы и не должны                                                               К однополчанам в братские могилы...                                        В.С.Высоцкий 1. Слово учителя. "Нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас  волновать, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой ­то степени  владеет пером...Мы дети военных лет, для нас это вообще никогда не  забудется.. У всех нас совесть болит из­за того, что мы не приняли в этом  участия. Я отдаю дань этому времени своими песнями. Это почётная задача­  писать о людях, которые воевали. И самое главное, я считаю, что во время  войны просто есть больше возможности, больше пространства для раскрытия  человека, ярче он раскрывается. Тут уже не соврешь, люди на войне всегда на  грани , за секунду или за полшага до смерти. Люди чисты, и при них всегда  интересно писать,"­ так говорил В.Высоцкий о своих военных произведениях. ­ Звучит песня " На братских могилах". 2.Сообщение ученика .Биография В.Высоцкого. Высоцкий родился 25 января 1938 г. в Москве, в семье служащих. Отец,  Семён Владимирович Высоцкий (1916—1997), — кадровый военный,  полковник. Мать, Нина Максимовна (урождённая Серёгина) (1912—2003), —  по специальности переводчик с немецкого. Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире на Первой Мещанской улице. Во время  Великой Отечественной войны два года жил с матерью в эвакуации в городе  Бузулук на Урале. В 1943 г. возвратился в Москву, на 1­ю Мещанскую улицу,  126. В 1945 г. пошел в первый класс 273­й школы Ростокинского района. В  1947—1949 с отцом и его второй женой, Евгенией Степановной Лихалатовой­ Высоцкой проживал в г. Эберсвальде (Германия), где научился играть на  фортепиано. 3. Ученик. Будучи сыном офицера­фронтовика, живя с ним среди военных, он хорошо знал их жизнь, много слышал от отца и его фронтовых друзей о войне,  о героизме и трусости. Тема войны для Высоцкого­ это прежде всего тема  благодарности тем, кто не дожил до Победы, кто остался жив, пройдя все  дороги войны. В одной из телепередач Высоцкий сказал:" Почему я обращаюсь к военной  тематике? Вопрос, по­ моему, праздный." И далее, собираясь исполнить песню "Мы вращаем землю", поэт­ патриот заявляет:" Её исполнять надо петь стоя".  Так и поет. Для него это тема святая. ­ Звучит песня о войне. 4.Учитель. На многое в военной теме поэт взглянул по­новому, с позиции  человека сегодняшнего дня .Сказал так, как до него ещё никто не говорил  .Высоцкий создал в литературе свою " творческую лабораторию". Он  попробовал себя в разных интонациях, искал для своих "пьес" всё новые и  новые краски, новые детали .Слово у поэта приобретает гиперболичность.  Удивительна образность, метафоричность военного стиха. ­ Чтение и анализ  стихотворения "Смерть истребителя". ­От какого лица ведется повествование в стихотворении? Что усиливает это  прием? (Повествование ведется от лица самолета. Это изобразительный и  композиционный  прием усиливает трагичность происходящего.) ­Как ведется себя машина? Почему её одушевляет поэт? ( Машина одушевлена: самолет, оружие летчика,"устал от ран")  Я ­ "Як"­истребитель, Мотор мой звенит,  Небо ­ моя обитель,  Но тот, который во мне сидит,  Считает, что он ­ истребитель.  ­Почему  машина "взбунтовалась"  против человека? В этом бою мною "юнкерс" сбит, Я сделал с ним, что хотел.  А тот, который во мне сидит,  Изрядно мне надоел. ­ Какой вывод можно сделать? ( На войне даже "терпенью машины бывает предел", а человек делает своё  ратное дело, делает даже за пределами сил! И если он гибнет в своей машине , то и ей гореть на земле. Не машины в конечном итоге решали судьбу победы, а человек.) 5. Чтение  и анализ стихотворения "Звезда". ­ В  каких словах поэт подчеркивают трагизм стихотворения? Я бы звезду эту сыну отдал, Просто на память… В небе висит, пропадает звезда — Некуда падать... . ­ Какой смысл вкладывает автор в слово"звезда"? ( "Звезда"­ это не только награда, но и символ смерти.) Вот снова упала, и я загадал — Выйти живым из боя! Так свою жизнь я поспешно связал С глупой звездою. ­ Как поэт изображает героизм одних и карьеризм других? Нам  говорили: «Нужна высота!»  И «Не жалеть патроны!»  Вон покатилась вторая звезда –  Вам на погоны.  ­ Какой художественный прием использует автор? ( Развернутая антитеза :"нам"­"вам") ­ В какой строчке стихотворения  подчеркнут мотив случайности,  недолговечности? Звезд этих в небе — как рыбы в прудах, Хватит на всех с лихвою. Если б не насмерть,­ ходил бы тогда Тоже героем. ­Что утверждает в этом стихотворении Высоцкий? ( Главное на этой земле ни чины, ни награда, а сама жизнь.) 6.Чтение и анализ стихотворения "Песня о погибшем друге". ­Кому посвящено стихотворение "Песня о погибшем друге"? Сообщение ученика. "Посвящается маршалу авиации дважды Герою Советского Союза Н. М.  Скоморохову и его погибшему другу. В 43­м году, во время великой  воздушной битвы над Кубанью, был такой человек, летал в небе, ­  Скоморохов, Николай Скоморохов. Он сейчас жив, генерал­полковник,  дважды Герой Советского Союза. Был эпизод, когда он сбил "бриллиантовую  двойку": это была знаменитая немецкая дивизия "Удэт", они все были  кавалеры Бриллиантовых Крестов, лично награжденные Гитлером, настоящие  асы. И вот двое ­ двойка из этой эскадрильи ­ сбили друга Николая  Скоморохова, его близкого друга. И тогда Скоморохов стал вылетать на  индивидуальную охоту ­ поспит несколько минут и снова вылетает ­ искать  именно тех двоих: он запомнил, что у них были за номера на фюзеляжах. Он  их нашел, достал и сбил обоих ­ в одном бою двух уничтожил. И один даже  спрыгнул с парашютом, попал на нашу территорию, взяли его в плен. И он  стал спрашивать: "Кто меня сбил?" Ну а ему говорят: " Скоморохов". Он  говорит :"Это неправда, нас предупреждают: "Осторожно! Скоморохов в  воздухе!". Но это было так на самом деле. И вот в память о погибшем друге  Николая Михайловича Скоморохова я написал эту песню,"­ писал  В.Высоцкий. ­ Как в этом стихотворении поэт усиливает горечь утраты боевого  товарища? ­ Какой прием использован в строчках: Он уснул – не проснулся, Он запел – не допел. Так что я вот вернулся, Глядите – вернулся, — Ну а он – не успел., ( Антитеза) ­ Почему герой чувствует себя виноватым? ­ Почему герою приходится оправдываться ? 7. Заключение. Учитель. Военные стихи Высоцкого­ это стихи о настоящих людях. Людей из плоти и  крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых .Таким людям можно  доверить и собственную жизнь , и родину. Такие люди не подведут. Сегодня не слышно биенье сердец — Оно для аллей и беседок. Я падаю, грудью хватая свинец, Подумать успев напоследок: «На этот раз мне не вернуться, Я ухожу – придет другой». Мы не успели оглянуться — А сыновья уходят в бой! Звучит песня  "Давно смолкли залпы орудий". Подведение итогов. Домашнее задание. 1. Какой бы памятник я поставил В.Высоцкому? 2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта.

Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"

Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"

Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"

Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"

Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"

Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"

Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"

Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"

Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"

Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"

Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"

Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"

Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"

Урок на тему "Образ войны в поэзии В.Высоцкого"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018