Урок на тему "Рабство в древнем Риме"5 класс
Оценка 5

Урок на тему "Рабство в древнем Риме"5 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
5 кл
20.04.2018
Урок на тему "Рабство в древнем Риме"5 класс
Цели урока: 1.Предметные: - знать об источниках рабства и положении рабов в Древнем Риме, перечислять их обязанности; - называть причины восстания рабов; 2.Познавательные: - уметь находить нужную информацию о занятиях и положении рабов в учебнике; выделять главную идею текста; - уметь сравнивать положение рабов с другими сословиями в Древнем Риме, определяя их отличия. 3.Регулятивные: - уметь определить проблему жизни рабов в Древнем Риме; - выдвигать версии о тяжелом положении рабов в Древнем Риме; - работать по плану, выдвинутому в ходе выдвижения версий; - оценивать степень решения поставленной проблемы. 4.Коммуникативные: - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - организовывать работу в группе, устанавливать рабочие отношения, вступать в диалог. 5.Личностные: - уметь излагать свое мнение по вопросам тяжелой жизни рабов и отличия их положения от патрициев и плебеев; - обучающиеся смогут выработать уважительно-доброжелательное отношение к мнению партнера по работе в группе; - в рамках ценностного и эмоционального компонента смогут оценивать необходимость уважения к личности и ее достоинству, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Оборудование: Интерактивная доска Ход урока. Организационный момент Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. А еще сегодня у нас необычный урок, потому что у нас с вами гости… давайте поприветствуем их и подарим им свои улыбки! Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.конспект
конспект.docx
Тема урока: «Рабство в Древнем Риме». Цели урока: 1.Предметные: ­ знать об источниках рабства и положении рабов в Древнем Риме, перечислять их  обязанности; ­ называть причины восстания рабов; 2.Познавательные: ­ уметь находить нужную информацию о занятиях и положении рабов в учебнике; выделять  главную идею текста; ­ уметь сравнивать положение рабов с другими сословиями в Древнем Риме, определяя их  отличия. 3.Регулятивные: ­ уметь определить проблему жизни рабов в Древнем Риме; ­ выдвигать версии о тяжелом положении рабов в Древнем Риме; ­ работать по плану, выдвинутому в ходе выдвижения версий; ­ оценивать степень решения поставленной проблемы. 4.Коммуникативные: ­ уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь; ­ организовывать работу в группе, устанавливать рабочие отношения, вступать в диалог. 5.Личностные: ­ уметь излагать свое мнение по вопросам тяжелой жизни рабов и отличия их положения от  патрициев и плебеев; ­ обучающиеся смогут выработать уважительно­доброжелательное отношение к мнению  партнера по работе в группе; ­ в рамках ценностного и эмоционального компонента смогут оценивать необходимость  уважения к личности и ее достоинству, нетерпимость к любым видам насилия и готовность  противостоять им. Оборудование: Интерактивная доска Ход урока. Организационный момент Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы  готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение –  улыбнемся. А еще сегодня у нас необычный урок, потому что у нас с вами гости… давайте  поприветствуем их и подарим им свои улыбки! Мне хочется вам пожелать, чтобы это  радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами! I. Определение целей, темы, проблемы урока. 1. Создание проблемной ситуации (Слайд) ­ Сегодня на уроке мы будем работать над новой темой. ­ Можете ли вы предположить какова тема сегодняшнего урока? Вы видите слайды,сложите  их в логическую цепочку и скажите о чем мы будем с вами говорить! 2.Определение проблемы (Слайд ­ столяры, плотники, врачи, раб, рынок работы тема урока) ­ Что нам предстоит сегодня на уроке выяснить о рабах Древнего Рима? (совместно ставим  проблему урока) (Слайд ­ проблемный вопрос) Что собой представляло рабство в Древнем Риме? (ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ, слайд) ­ Итак, представьте себе, что вы свободные жители Древнего Рима. Задача жителей Рима –  заработать как можно больше монет – денариев (учитель показывает реквизит –  напечатанные на бумаге монеты), которые были в ходу в эпоху правления императора  Веспасиана в этот период. Каждый правильный ответ – 1 денарий. II. Повторение изученного. Актуализация знаний На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. А  сейчас давайте перелистаем страницы истории этого замечательного государства и  вспомним, что мы о нем знаем. Внимательно послушайте стихотворения и закончите их  необходимыми словами.. Чтоб Италию на карте Отыскать в короткий срок, Запомни, нужно полуостров Найти, похожий на... (сапог). Конечно, путь туда не близкий, На полуостров ... (Аппенинский). Довольно труднопроходимы Крутые горы ... (Аппенины). Там, где Тибр полноводный Течет в зеленые долины, Селились в древности глубокой Трудолюбивые ... (латины). До сей поры в музее Римском Ей даже памятник хранится. И как же тут не удивиться, Что малышей спасла ... (волчица). Ромул дал названье месту, Это потому, что им Был основан город ... (Рим). Хорошо, а теперь заработайте денарии отгадав термин. 1. КОНСУЛ ­ высшая государственная должность в Римской республике. Ежегодно избирались их двое с равной властью. 2. ЛЕГИОН ­ боевая единица римской армии. 3. ПАТРИЦИИ ­ родовая аристократия в Риме. Первоначально патриции ­ члены 300 коренных родов 4. ПЛЕБЕИ ­ одно из сословий свободного населения Рима. 5. СЕНАТ ­ высший государственный совет в Риме Молодцы, вы заработали свои первые динарии. III. Сообщение новых знаний 1. Толкование слова «Раб» по словарю Даля. Кто же такие рабы? Прошу обратится к словарю Даля.. Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца. Рабовладелец – собственник, хозяин рабов. 2. вступительная беседа. ­ Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами:  «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. Что же касается рабов, то их, собственно, не  следует брать в расчет». А откуда же в Риме было столько рабов? Что было источником  рабства? Ответ на этот вопрос мы сейчас попытаемся найти. Слайд 6 а) ­ Представьте себе, что вы оказались на рыночной площади Рима. Чем здесь  только не торгуют… масло и рыба, зерно и ювелирные украшения, а это кто? Слайд 6 б) Перед нами открывается ужасная картина – истощенные люди с ошейниками на  шее, в оборванной одежде. Это рабы. Ими торгуют, словно неживым товаром. На рабах  висят таблички – 200 денариев, 500 денариев. Такую стоимость дали людям работорговцы. Обратите внимание ребята – на рабе цепи, ошейник, он просит отпустить его на свободу. Давайте послушаем, о чем они говорят… 1. Ролевая игра « Подари свободу» А) Диалог учащихся: Ученик 1. От имени Хозяина: «Эй, уважаемые граждане Рима! Подходите, купите себе раба. Есть  дорогие – сильные и здоровые, они могут стать прекрасными гладиаторами – цена им 500 денариев, есть те которые могут играть на музыкальных инструментах – их стоимость 600  денариев, а есть совсем дешевые – строптивые и слабые здоровьем – я отдам их совсем  дешево». УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте спросим у этого бедного человека, как он себя чувствует, как он  оказался в таком ужасном положении? Во время чтения учеником своей роли, учитель иллюстрирует рассказ слайдами. Ученик 2 (от имени Раба): О, рабское положение просто ужасно. Нас бьют и плохо кормят. У нас никаких прав! Это  такое унижение! Учитель: Да­да, в Древнем Риме живут не только свободные римляне, но и рабы, т.е. те, кто  являлся собственностью своего господина. Откуда появились в Риме рабы? Причем столько  много? ( ответ ребят), слайд Источники рабства Ученик раб : О, уважаемые! Выкупите, пожалуйста, меня у моего хозяина! А потом отпустите  на волю. Я буду вам очень благодарен. Учитель предлагает выкупить раба, ведь у детей есть римские денарии. Идет подсчет  монет. Учитель спрашивает: «Хозяин продашь ли ты нам раба»? Хозяин: А сколько у вас денариев? Хозяин: У вас слишком маленькая сумма денег, но если вы выполните мои задания, пожалуй, я прощу вам недостающую сумму. ­ Ребята, давайте выполним задание и спасем человека. И подарим ему свободу! Это  благородное дело. Древние евреи говорили: «Кто спасет одну жизнь, тот спасет мир». Итак, ребята, первое задание! Хозяин просит рассказать об интересных фактах рабства. Я  думаю вы легко справитесь, т.к. это было вашим домашним заданием.? Я знаю, что 1 группа  готовила эти факты, давайте попробуем. Слайд 8 ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ( Работа в группах) Б) Сообщения интересных фактов 1  группа : 1. ­ Количество рабов было так велико, что яблоку негде было упасть. Отовсюду  слышалась чужая речь. Рабы стояли на вращающемся помосте, а некоторые на  высоких камнях, их хорошо было видно издалека.Ноги у них намазаны мелом так, что  казались вылепленными из гипса. Учитель: ­ Как вы думаете, почему ноги у рабов были намазаны мелом? Ответ: Рабам,  которых выводили на рынок, предварительно мазали ноги чем­нибудь белым: это было  знаком рабского состояния; иногда полководцы брали с собой мел, чтобы отмечать им  своих пленных. 1. Киликийские пираты обычно привозили своих рабов на остров Делос (Эгейское  море), который считался международным центром работорговли. Согласно  сохранившихся записей, только за один день по крайней мере 10 000 человек были  проданы в рабство и отправлены в Италию. 2. Рабы, сбегающие от своих хозяев, были распространенной проблемой среди  рабовладельцев. Основным способом справиться с этим был найм профессиональных ловцов, известных как "fugitivarii", которые выслеживали, ловили и возвращали рабов  их владельцам. Естественно, это все происходило за плату. Иногда рабовладельцы объявляли о вознаграждении за возвращение беглецов, а в других  случаях они пытались найти беглецов сами. Еще одним способом борьбы с беглыми рабами  было одевание на них специальных ошейников с инструкциями о том, куда нужно вернуть  раба, если его поймают. 1. В римском обществе рабовладелец имел возможность предоставить свободу своему  рабу дать "вольную ". владелец мог дать вольную в качестве награды за верность и  безукоризненную службу, вольная могла быть выкуплена рабом у владельца. 2. Сатурналии — большой ежегодный фестиваль в Древнем Риме в честь Бога Сатурна. В эти дни у рабов были некоторые привилегии, например они могли обедать за одним  праздничным столом с хозяином, а иногда даже хозяева накрывали рабам на стол. Слайд 9 Учитель: Взятые в плен десятки тысяч военнопленных, обязаны работать на  рудниках, в каменоломнях, на соляных промыслах в качестве дешевой рабочей силы.  Сильных и ловких рабов помещают в особые школы, где обучают владеть оружием. Таких  рабов называли гладиаторами. Слайд 10 Они должны сражаться на потеху публике в амфитеатрах – специальных  сооружениях для гладиаторских игр. Заработать могут и 2 группа, которые могут рассказать все, о жизни гладиаторов. Но, для начала внимание на экран! ВИДЕОФРАГМЕНТ Выступление Данила Лужецкого Другая презентация Лужецкого Вторая группа готовила интересные факты о жизни гладиаторов, вам слово. 1. Неподалеку от арен гладиаторов всегда можно было купить пот гладиатора, а также  жир животных. Эти вещества использовались женщинами в качестве косметических  средств. 2. Многие рабы старались попасть в школу гладиаторов, так как сражаясь на арене и  завоевывая уважение публики, они могли завоевать себе свободу. Прославившиеся  гладиаторы получали достаточно большие вознаграждения за свои бои, например  известен случай, когда император Нерон подарил гладиатору Спикулу целый дворец. 3. Многие рабы­гладиаторы не прекращали участвовать в боях даже получив свободу.  Так, гладиатор Филамма четырежды получал символ свободы, но всякий раз после  этого вновь подписывал очередной контракт. Он так и остался гладиатором до конца  своих дней, смерть настигла его во время 39­го боя. 4. Гладиаторские бои в Западной Римской империи были запрещены в 404 году нашей  эры, когда в Римской империи возобладало христианство. После запрета боёв между гладиаторами они сражались только с животными, до наших дней их искусство дошло в виде корриды. Учитель: Спасибо, ребята, я думаю, вы заработали пару динариев. И пора нам отвлечься! Я объявляю физминутку! Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества: в сельском  хозяйстве, в имении римских землевладельцев, на рудниках и каменоломнях, в домах  богатых и знатных римлян, часть рабов становилась гладиаторами. В) Работа с документами и учебником. Чтобы мы справились с заданием как можно быстрее, работаем в группах и с историческими  источниками и учебником. . Каждой группе дается соответствующее задание – прочитать определенную часть  параграфа в которой описываются особенности жизни свободных людей в Риме и  особенности жизни рабов. 1 группа : Рабы в имении и сельском хозяйстве 2 группа: : рабы на рудниках Представляют результаты своей работы, в виде сравнительной таблицы. Вкладывают памятки себе в тетради.) Подвожу итог, предлагаю сверить результат нашей работы с уже составленной таблицей ­  рассмотреть слайд, убедиться, что результат групповой работы верный. ­ Во время ответов вы должны заполнять свои индивидуальные таблицы категория сельские домашние Рабы на рудниках условия труда особенности  одежды занятия Задания для работы в группах историческим источником и учебником : 1 группа – рабы в имениии и с\х Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть доли (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз  наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам  надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно  было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты,  вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить  чистоту… 2 группа Рабы в рудниках При свете факелов стены галереи казались изъеденными жуком – точильщиком. В  каждом углублении копошились обтянутые кожей скелеты: один, лежа на спине, бил  над собой скалу; другой, занося молоток вбок, откалывал куски породы; женщины, стоя на коленях, долбили стену острыми молотками. Движения их были монотонны.  Они казались призраками, обреченными на веки веков производить один и тот же  взмах. Ни на ком – ни клочка одежды. Только цепи на ногах, звеневшие, когда  работник менял положение. Все выглядели одинаково старыми, дажезаморыши – дети,  сновавшие туда и сюда, подбирая отколотую породу и складывая её в ручные тележки. Встречаясь с нами , дети боязливо жались к стенам и жмурились: видимо, свет факелов причинял им боль. ­ И это живые люди! Похвалить ребят. Предлагаю собрать деньги и отдать работорговцу. Учитель спрашивает ученика 2 (который выступает в роли Хозяина). ­Достаточно ли ребята заработали денег? Ученик 2. Да, вы выкупили раба, но нужно еще снять с него ошейник, цепи и табличку!  Ответьте на мои вопросы и я освобожу его. Где применяли труд рабов? Чем жизнь “домашних” рабов отличалась от жизни рабов, работающих в  каменоломнях? Что общего? (Любой раб бесправен, считался вещью, которой хозяин  мог распорядиться как пожелает, ничего не имели). Дети отвечают на вопросы. Каждый верный ответ детей «снимает» с раба символы рабства  – цепи, ошейник, табличку с ценой. Педагог хвалит ребят за то, что они сделали доброе дело – подарили человеку свободу. 1. Рефлексия (итог урока). Итак, мы с вами закончили выполнение задания. Давайте теперь попробуем ответить на  вопросы, которые вы сами поставили перед собой. (Слайд проблемный вопрос) Дети отвечают на вопросы, поставленные перед изучением нового материала. Итак, какой же ответ мы можем дать ответ на главный вопрос урока. Дети делают вывод о  жизни рабов в Древнем Риме. Итак, сегодня мы много говорили о рабах и рабстве в Древнем Риме. Понравился ли вам  урок? Предлагаю проголосовать как римляне. Да – большой палец вверх, нет – большой  палец вниз. Тогда учитель, в целом сможет увидеть, смог ли он сохранить позитивную  атмосферу урока. 1. Д.З., 49, задания в рабочей тетради Творческое задание по выбору: ­ напишите сочинение на тему «Один день из жизни раба»; выставление оценок. На каждую группу выдаю динарии, капитан распределяет их между  членами команды. Учитель : Завершить наш урок хочется словами Виктора Шелопугина Освободить раба не сможет Никто, он цепи рабства сам порвет, Когда в свободу душу вложит, Свой ум свободным назовет. Рабами стали мы с рожденья, Едва нам дали с жизнью грудь, И от любви до униженья Младенцем каждый начал путь. Писали мы, познав алфавит: «Мы – не рабы, рабы не мы! Но жизнь свои законы ставит, В ней Бог и Дьявол – цепи тьмы. Так жизнь течет; рабы с рожденья, По долгу службы, по нужде, По вере в бога… принужденья В стан рабства нас ведут везде. Ум и свобода торжествуют Лишь с бесконечной добротой. Любовь и нравственность ликуют Лишь с добродетелью святой. И потому считать свободным Себя ты в праве лишь тогда, Когда, родившись благородным, Таким останешься всегда. Как известно, символом мира и свободы является голубь, я хочу вручить этот символ нашему  спасенному человеку. А так же мне очень хочется, чтобы эту свободу и мир почувствовали и  наши гости, я прошу принять от нас , от ребят этих голубей. ( дети вручают голубей, музыка) Огромное спасибо ребята вам, за работу! Благодарю за внимание Вас, дорогие коллеги ! И  дай Бог всем нам никогда не з

Урок на тему "Рабство в древнем Риме"5 класс

Урок на тему "Рабство в древнем Риме"5 класс

Урок на тему "Рабство в древнем Риме"5 класс

Урок на тему "Рабство в древнем Риме"5 класс

Урок на тему "Рабство в древнем Риме"5 класс

Урок на тему "Рабство в древнем Риме"5 класс

Урок на тему "Рабство в древнем Риме"5 класс

Урок на тему "Рабство в древнем Риме"5 класс

Урок на тему "Рабство в древнем Риме"5 класс

Урок на тему "Рабство в древнем Риме"5 класс

Урок на тему "Рабство в древнем Риме"5 класс

Урок на тему "Рабство в древнем Риме"5 класс

Урок на тему "Рабство в древнем Риме"5 класс

Урок на тему "Рабство в древнем Риме"5 класс

Урок на тему "Рабство в древнем Риме"5 класс

Урок на тему "Рабство в древнем Риме"5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2018