Урок математики в 6 классе на тему"ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ НА 3 И 9"УМК - Мордкович А.Г Цели и задачи урока :создать условия для формирования представлений о признаках делимости на 3 и 9, умения сокращать большие дроби, используя признаки делимости, овладения навыками и умениями проверять делимость числа на 3 и 9.
У р о к №
ТЕМА ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ НА 3 И 9
Цель деятельности учителя:
создать условия для формирования
представлений о признаках делимости на 3 и 9, умения сокращать большие
дроби, используя признаки делимости, овладения навыками и умениями
проверять делимость числа на 3 и 9.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Предметные: умеют формулировать признаки делимости на 3 и на 9,
объяснять, как можно их использовать при сокращении дробей.
Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные
действия):
познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умеют
аргументированно отвечать на поставленные вопросы;
регулятивные: различают способ и результат действий; осмысливают ошибки
и устраняют их;
коммуникативные: контролируют действия партнёра.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Устная работа.
1. П р и з н а к и д е л и м о с т и на 3 и на 9. Приведение примеров.
2. П р и з н а к и д е л и м о с т и на 2, 4, 5, 10 и на 25. Приведение примеров.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и й :
– Какие из чисел 3996; 24357; 187272; 594820; 111111111; 1234567890 –
делятся на 3? на 9?
Ответ: делятся на 3: 3996; 24357; 187272; 111111111; 1234567890; делятся
на 9: 3996; 24357; 187272; 111111111; 1234567890.
– Верно ли утверждение, что если число делится на 3, то оно делится и на 9.
Ответ: нет, не всегда верное, например число 21 делится на 3, на 9 не
делится.
– Верно ли утверждение, что если число делится на 9, то оно делится и на 3?
Ответ: да, это утверждение верное всегда, потому что числа, которые
делятся на 9, являются кратными и для числа 3.– Расшифруйте название одного из филиппинских народов, расположив числа,
не кратные 9, в порядке возрастания.
(К) 41 202;
(О) 30 570;
Ответ: не кратные 9: 30570; 12853; 52386; 30517; 61304; 9199.
(О) 61 304;
(М) 9199.
(А) 12 853;
(Б) 52 386;
(Н) 30 517;
(И) 17 055;
9199
М
12853
А
30517
Н
30570
О
52386
Б
61304
О
II. Выполнение упражнений.
1. № 858 (самостоятельно с проверкой у доски).
Р е ш е н и е :
1) 27 + 5 = 32 (авт.) – на второй стоянке;
2) 27 ∙ 2 = 54 (авт.) – на третьей стоянке;
3) 27 + 32 + 54 = 113 (авт.) – всего.
Ответ: 113 не делится на 3, так как сумма его цифр равна 5, поэтому нельзя
113 автомобилей распределить по трем стоянкам.
2. № 862, 864 (на доске и в тетрадях с комментарием).
№ 862.
Р е ш е н и е :
;
;
;
г)
д)
е)
;
а)
б)
в)
№ 864.
Р е ш е н и е :
а)
б)
в)
;
.
;
;г)
III. Самостоятельная работа.
.
В а р и а н т 1
1. Какие из чисел 51 897, 15 639, 62 371, 17 853, 58 986:
а) кратны 3;
б) кратны 9?
2. Какие цифры можно поставить вместо * в числах 873*, 25*5, 1*43, чтобы
полученные числа делились:
а) на 3;
б) на 9?
Запиши придуманные тобой числа.
3. Реши уравнения:
а)
;
б)
.
В а р и а н т 2
1. Какие из чисел 75 981, 93 651, 12 736, 87 153, 88 956:
а) кратны 3;
б) кратны 9?
2. Какие цифры можно поставить вместо * в числах 378*, 52*5, 3*14, чтобы
полученные числа делились:
а) на 3;
б) на 9?
Запиши придуманные тобой числа.
3. Реши уравнения:
;
.
б)
а)
Р е ш е н и е :
Вариант 1.
1. а) 15 639, 17 853, 58 986; б) 58 986.
2. а) 0, 3, 6, 9 в числе 873* и 25*5; 1, 4, 7 в числе 1*43.
Например: 8736, 2505, 1143.
б) 0, 9 в числе 873*; 6 в числе 25*5; 1 в числе 1*43.Например: 8739, 2565, 1143.
3. а) х =
;
;
х =
б) х = 42 7 : 6;
х = 49.
Вариант 2.
1. а) 93 651, 87 153, 88 956; б) 88 956.
2. а) 0, 3, 6, 9 в числе 378* и в числе 52*5; 1, 4, 7 в числе 3*14.
Например: 3789, 5205, 3414.
б) 0, 9 в числе 378*; 6 в числе 52*5; 1 в числе 3*14.
Например: 3789, 5265, 3114.
3. а) х =
;
;
х =
б) х = 45 9 : 5;
х = 81.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Над какой темой работали?
– Какие задания выполняли?
– Какие из них вызвали затруднения? Почему?
– Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: № 865.