Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
26.05.2019
Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности образов природы в стихотворениях С. А.Есенина, В.Я.Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта; понять настроение, чувства поэтов в описании природы, пробудить интерес к поэзии у пятиклассников, помочь вызвать зрительные образы природы при чтении стихотворений; выявить художественные средства в изучаемых произведениях.
Задачи:
1. Обучающая: продолжить находить символические образы, настроение лирического героя при помощи художественных средств в стихотворениях;
2. Развивающая: продолжить развитие умений восприятия поэтического слова через творческие способности детей: выражение музыки, рисунков; умения работать в группах
3. Воспитание любви к природе, Родине.
родная природа урок.docx
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
Урок-настроение
«Родная природа в стихотворениях
поэтов 20 века».
Класс: 5
Учитель: Алимусаева А.М. 1.
2.
3.
1.
2.
дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово,
Цель урока:
способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить
особенности образов природы в стихотворениях С. А.Есенина, В.Я.Брюсова, И.В.Северянина,
Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта; понять настроение, чувства поэтов в описании природы, пробудить
интерес к поэзии у пятиклассников, помочь вызвать зрительные образы природы при чтении
стихотворений; выявить художественные средства в изучаемых произведениях.
Задачи:
Обучающая: продолжить находить символические образы, настроение лирического героя при
помощи художественных средств в стихотворениях;
Развивающая: продолжить развитие умений восприятия поэтического слова через творческие
способности детей: выражение музыки, рисунков; умения работать в группах
Воспитание любви к природе, Родине.
Оборудование: ИКТ презентация: портреты С.А.Есенина, Брюсова, И.В.Северянина,
Д.С.Мережковского, Бальмонта, рисунки детей о природе, музыка П.И. Чайковского «Времена
года»,выставка книг, рефераты «Красная книга», «Заповедники Казахстана», творческие работы уч
ся, электронный учебник «Поэты серебряного века», электронный учебник «Всемирный день поэзии»,
видеоматериал.
Ход урока
( Просмотр видеоклипа «Вальс цветов»)
ЦИТАТА: Земля родная, лес да поле,
Луга в ромашках, синь дорог.
Какой простор, какая воля
Дыханью песнопевных строк!
Петр Орешин
3. ( Просмотр видеоклипа: «Март. Пробуждение природы»).
4.Слово учителя:
Мотивация Сегодня мы с вами отправляемся в страну читательских удовольствий. Это очень большая
страна, мы посетим лишь ее уголок. И чтобы мы не заблудились, не нарушили законов, и не попали в
какуюнибудь неприятную историю, нас будет сопровождать сама фея.( из стихотворения К.Д.Бальмонта
«Фея») Она прислала каждому из вас конверт с заданиями, а мне письмо, в котором хотела узнать: а
любите ли вы природу, любите ли поэзию, знаете ли , что природа любит бережное отношение к себе – эти
задания на знание вами творческой биографии поэтов, их стихов, которые живут в том уголке ее
волшебной страны, куда мы отправляемся. Вы догадались, куда мы идем? Да, в царство природы. Мы отправляемся туда вместе с русскими поэтами С. А.Есенина, В.Я.Брюсова, И.В.Северянина,
Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта. Русскими художниками И.Шишкиным и И.Левитаном.
Сопровождать нас будет также музыка П.И.Чайковского и Д.Б.Кабалевского.
Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Правильно. Мы поговорим о том, как изображается родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.
Запишите тему урока в тетрадях (на экране)
Тема нашего урока…
Цели урока…
Работа по группам в творческих мастерских. В каждой группе есть литературовед, художник, чтец.
3.
( ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ: НА КАРТОЧКАХ – ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОЭТОВ.
: сгруппироваться и занять стол, на котором уже стоят портреты поэтов С. А.Есенина,
Задача
В.Я.Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта соответственно деление на 5 групп
–«есенинцы», «брюсовцы», «северянинцы», «мережковцы» и «бальмонтовцы», учся прикрепляют англ.
иголками маленькие карточки –портреты себе на грудь и занимают стол для продолжения работы).
6.Учитель:
Картины родной природы в любом ее проявлении никого не могут оставить равнодушными. Потому в
литературе так много произведений, относящихся к пейзажной лирике.
Сегодня на уроке у нас будут присутствовать русские поэты 20 века. Они нам поведают, какой видели,
чувствовали и рисовали в своих произведениях родную природу.
Как и в пейзажной лирике 19 века, главным героем этих стихов является человек, его чувства и
переживания. Поэтому мы немного познакомимся и с самими поэтами.
В XX веке русские поэты попрежнему внимательны к природе, поднимают те же темы, что и поэты
предыдущего столетия. Только поэтический язык заметно изменился: в нем появилось больше
индивидуальных метафор, эпитетов и сравнении
Желаю вам активной работы, хорошего настроения.
7.МОЗГОВОЙ ШТУРМ ДЛЯ КАПИТАНОВ
( Игра «Горячий стул»: разъяснить значения слов ( ученик сидит перед классом на стуле и отвечает на
вопросы класса ( или вариант – на экране даны слова презентация)
«Сравнение» – сопоставление одного предмета или явления с другим, имеющими общие признаки с
первым ( А как Б).
«Эпитет» ( гр.сл – приложение) – образное слово, определяющее, характеризующее какоето свойство
предмета или явления.
«Метафора» (гр.сл. перенос) – употребление слов в переносном значении для определения предмета
или явления на основе сходства значения, уподобления.
« Олицетворение» перенесение человеческих качеств или черт живого существа на неодушевлённые
предметы и явления.
«Словесность» искусство слова ; творчество, выражающееся в устном и письменном слове.
«Пословица» малый жанр фольклора, краткое, образное, ритмически организованное изречение,
используемое в речи в переносном смысле.
«Пейзаж» ( фр. сл. – местность) – описание природы в литературе.
«Гипербола» ( гр. сл. – преувеличение) – образное преувеличение.
«Лирика» ( гр. сл. – поющий под звуки лиры) – род фольклора и литературы, основной особенностью
которого является воспроизведение чувств, переживаний человека.
«Строфа» ( гр. сл. – поворот) – отрезок стихотворной речи, состоящий из регулярно повторяющихся в
стихотворении групп строк, связанных единством смысла, интонации и синтаксиса.
8. РАБОТА В ГРУППАХ:
Первым нашим гостем будет ( группа «есенинцы»)
Сергей Александрович Есенин
1896 1925
Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет, Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт
С. Есенин
Как рождается поэт? С чего начинается пробуждение творческих дум? Без умения видеть мир посвоему,
без впечатлительности и искренности нет поэта. Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа»
Сергея Есенина, она душа есенинских стихов. Природа источник, питающий и поэзию, и лирические
чувства поэта. Почти ни одно стихотворение не обходится без картины природы.
В есенинских «пейзажах» поражает многообразие растительного мира: более 20 пород деревьев и 20 видов
цветов. Чаще встречаются береза, тополь, клен, черемуха, вишня, роза, колокольчик, ромашка и другие.
Стихи Есенина это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой.
«Мечтатель сельский», став в столице «первокласнейшим поэтом», попрежнему сознает себя певцом
деревни.
Давайте поближе познакомимся с Сергеем Есениным.
Где же Есенин брал истоки своего творчества? В каком уголке России прошли его детские и юношеские
годы? Давайте сейчас отправимся в заочное путешествие по есенинским местам.
Ученик №1: Сергей Есенин вышел из среды потомственных рязанских хлеборобов. Родился он 3 октября
1895 года в селе Константиново Рязанской области (Показывает фотографии родителей). Отец Александр
Николаевич жил в Москве, работал приказчиком в мясной лавке, а мать, Татьяна Федоровна, вынуждена
была работать в прислугах в Рязани. Поэтому маленький Сережа с 2х до 9ти лет воспитывался в семье
деда Титовых – родителей матери. Детство будущего поэта прошло среди полей и степей Рязанщины, и на
всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.
Сергей был озорным, здоровым мальчиком, любил пасти лошадей, купаться, ходить в лес, любовался
родной природой.
В пять лет Сергей научился читать.. Первые стихи начал писать с 89 лет. Получив образование , уезжает в
Москву, но часто из столицы приезжает в свою родную деревню (показ фотографий)
Многие произведения Есенина относятся к жанру лирического романса. Например, «Клен ты мой
опавший» в исполнении Н. Сличенко не может оставить равнодушным никого, так как здесь мы ясно
чувствуем переживания поэта (звучит романс).
Бывший деревенский мальчик добился своей цели «стал знаменитым русским поэтом» благодаря своей
пытливости, памяти, таланту.
К сожалению, прожил он совсем мало. 27 декабря 1925 года его не стало Стихи Есенина зовут к добру, к
свету, воспитывают чувство красоты, любви к Родине.
Учитель: Роль природы в стихотворениях русских поэтов всегда заключалась в том, чтобы очищать души.
Перед лицом природы пропадает все нечистое, все скверное, все мелкое . Эту врачующую силу природы
глубоко прочувствовал С. А. Есенин в целом ряде стихотворений, в том числе в стихотворениях
«Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша».
Ученик № 2 : наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Зашумели над затоном
тростники…»
9. Вторым нашим гостем будет ( группа «БРЮСОВЦЫ»)
Валерий Яковлевич Брюсов
Ученик № 1: ( из творческой биографии поэта)
Ученик № 2: наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Колыбельная»
10. Третьим нашим гостем будет ( группа «северянинцы»)
Игорь Северянин
Ученик № 1: ( из творческой биографии поэта)
Ученик № 2: наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Январь», «Выйди в сад» и т.д. (на
выбор)
11. Четвертым нашим гостем будет ( группа «мережковцы») Дмитрий Сергеевич Мережковский
Ученик № 1: ( из творческой биографии поэта)
Ученик № 2: наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Природа»
12. Пятым нашим гостем будет ( группа «бальмонтовцы»)
Константин Дмитриевич Бальмонт
Ученик № 1: ( из творческой биографии поэта)
Ученик № 2: наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Светлый мир» и др.
13. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
А) СЛОВАРНАЯ РАБОТА ( слово «КАРТИНА».
( ученик зачитывает из «Большого толкового словаря современного русского языка Д.Н. Ушакова»
толкование слова «КАРТИНА»).
«картина» (с.348) – 1.Произведение живописи в красках.
2.Кинофильм.
3.Ряд образов, отличающихся наглядностью и
образующих единое целое.
4.Общее состояние, положение чегонибудь
как предмет словесного изображения, опи
сания.
5.Литературное изображение какихнибудь си
туаций, бытовых сцен.
6.В драматических произведениях – часть акта,
Требующая самостоятельной декорации.
7.О комчемнибудь, поражающем своим живо
писным, характерным видом, красотой.
14. Б) видеоматериал
( «Времена года» – картины художников).
15. В) Работа по проверке опережающего задания для активных, одарённых учеников ( «Времена года –
картины художников :
за 3 минуты собрать из «пазлов» строк стихотворения поэта целый вариант, приклеить и
1.«Грачи прилетели» А.Саврасова
2.«Весна идёт» С. А. Виноградова
3. «Первая зелень» И. Остроухова
4.«На пашне. Весна» А. Г. Венецианова
5.«Сирень в корзине» П. Кончаловского
16. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЕМ МЫ САМИ ПОДГОТОВИТЬ НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
«РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА».
( группам раздаются ватманы с готовыми чернобелыми картинками и «пазлы» стихотворения
поэта.
ЗАДАЧА:
разукрасить картинку на ватмане)
17. ПРЕЗЕНТАЦИЯ И ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧСЯ.
18. (ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТ УЧОВ НА ДОСКЕ)
19.( ФИЗМИНУТКА : «Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
20. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Изучая творчество поэтов ХХ века , можно вспомнить и о наших
казахстанских поэтах, которые также любили и воспевали тему природы в своих стихах.
Одним из таких поэтов является Абай Кунанбаев
( показ на слайде портрета Абая Кунанбаева и чтение отрывка из его стихотворения:
21. (АБАЙ
ЛЕТО
Лето — солнечная пора!
В тучных, в шелковых травах степь
От душистых цветов пестра.
К полноводной реке аул
На кочевье пришел с утра.
Слышно ржанье коней в траве,
Как в лесу, их найдешь не вдруг:
Тяжко дышащих кобылиц
В воду с гиком загнал пастух;
Бьют хвостами они себя,
Отгоняют докучных мух;
К матерям жеребята льнут
Или скачут, резвясь, вокруг;
Стаи уток и лебедей
Осеняют крыльями луг...
Ставят девушки юрты; смех
На лукавых губах подруг;
Четких, плавных движений ритм
И мелькание белых рук...
Скот на пастбищах оглядев,
Успокоясь, помолодев,
Возвращается бай в аул,—
Аргамак его резв и сух.
Гости в юрту его сошлись,
Бьет ключом из сабы кумыс.
Остроумие в их кругу
Возбуждает кумысный дух.
И, наученный пастухом,
Мальчик к матери пристает,
Просит мясо и хнычет вслух.
Здесь не чувствуется жары;
Бай откинулся на ковры,
Над его самоваром — пар,
Словно облачка белый пух.
Бай кивком одобряет речь,
Говорить не желая вслух;
Но кивку его, лебезя,
Вмиг поддакивает весь круг.
С палкой, в белой рубашке, сед,
Аксакал издали спешит.
Он кричит: “Поверни стада!
Сторонись, не пыли, пастух!”
Может, баю придет каприз Пригласить к себе на кумыс
Раболепнейшего из слуг.
Вот табунщики на лихих
Необъезженных вороных:
Утром сели они в седло,
А теперь уже день потух.
Вот охотники вдоль реки
По вечерним лугам спешат,
С каждым — сокол, как верный друг.
Ловкий хищник уходит ввысь
И разит — и седых гусей
Гонит вдаль от него испуг...
Аксакала томит недуг;
Жизнь прошла, не вернешь назад;
Байским шуткам издалека
Вторит старческим смехом он.
Только бай к его смеху глух...
ОСЕНЬ
Тучи серые, дождь недалек.
Осень. Голую землю туман заволок.
То ль от сытости, то ль, чтоб согреться, резвясь,
Стригунка догоняет в степи стригунок.
Ни травы, ни тюльпанов. И всюду затих
Звонкий гомон детей, смех ребят молодых.
И деревья, как нищие старцы, стоят
Оголенные, листьев лишившись своих.
Кожу бычью, овечью в кадушках дубят.
Чинят шубы и стеганый старый халат.
Молодухи латают дырявые юрты,
А старухи неделями нитки сучат.
Косяком потянулись на юг журавли.
Караваны верблюдов под ними прошли,
И в аулах — уныние и тишина,
А над степью осенней — одни ковыли.
Дуют ветры, становится все холодней,
Стужа мучает и стариков и детей.
Псы голодные ловят мышей полевых,
Не найдя, как бывало, объедков, костей.
Ветер пыль поднимает — над степью черно.
Осень, сыро. Но так уже заведено —
Плох обычай! — нельзя разжигать очаги,
В наших юртах теперь неуютно, темно.
* * *
Ноябрь — преддверие зимы, пора в аул, пора!
На летних пастбищах гремят холодные ветра.
Но чтоб окрестные луга до снега не топтать,
Бай держит стадо далеко от своего двора. У бая много пастухов и юрта хороша,
А бедный мерзнет сам в степи, скотину сторожа;
Он квасит кожи и дубит их в ледяном чану;
Жена, бедняга, ткет чекмень, от холода дрожа.
И для ребенка нет костра, и в юрту натекло,
И улетучилось давно последнее тепло;
А старикам — совсем беда, ложись и помирай:
И пищи нет, и солнца нет, и ветер воет зло.
* * *
Уж если бай пока что бьет свой самый худший скот,
То где ж бедняк себе еды и топлива найдет?
Коль даст богатый полмешка сухого кизяка —
Благодари скорей его, семью его и род.
Пускай над степью снеговой буран гремит опять,
Ведь байский сын одет и сыт, ему тепло гулять.
И батрачонок целый день обязан быть при нем
И со слезами на глазах ублюдка забавлять.
Бай не поможет бедняку. Зачем его жалеть?
А если даст кусок — гляди, длинна у бая плеть.
Трудись, бедняк, проклятый долг сторицей возврати,
Ведь баю — жить, и богатеть, тебе — в могиле тлеть.
Печальна горестная жизнь голодных бедняков!
Владелец тысячных отар, верблюдов и быков,
Богатый бай, не будь скупцом, убийцею не будь!
Хоть эту зиму прокорми детей и стариков!
22. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
( об охране окружающей среды, природы, «Красная книга», «Черная книга», «Заповедники Казахстана»
беседа (12 мин.)).
23.Оценивание работы учеников.
24.Показ материала электронного учебника «Поэты серебряного века».
25. Показ материала электронного учебника «Всемирный день поэзии».
26. Итог урока.
РЕФЛЕКСИЯ (УСТНО ) – РАССКАЖИТЕ, ОБРАЩАЯСЬ К МИФИЧЕСКОМУ ГЕРОЮ
НАШЕГО УРОКА –ФЕЕ, КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛ НА ВАС СЕГОДНЯШНИЙ
УРОК, ЧТО ИНТЕРЕСНОГО ИЛИ ПОЛЕЗНОГО ВЫ УЗНАЛИ, ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ, ЧЕМ БЫ
ВЫ ХОТЕЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ С НЕЙ , КАКИМИ ЧУВСТВАМИ…КАКОВО ВАШЕ
НАСТРОЕНИЕ? ( высказывания учеников).
27. Домашнее задание: напишите в рабочих тетрадях письмо обращение к Фее, расскажите о нашем
сегодняшнем уроке.
28 .Видеоматериал – подарок ученикам и гостям урока
( «12 роз для тебя»).
Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».
Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».
Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».
Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».
Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».
Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».
Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».
Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.