Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».
Оценка 4.6

Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
26.05.2019
Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».
Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности образов природы в стихотворениях С. А.Есенина, В.Я.Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта; понять настроение, чувства поэтов в описании природы, пробудить интерес к поэзии у пятиклассников, помочь вызвать зрительные образы природы при чтении стихотворений; выявить художественные средства в изучаемых произведениях. Задачи: 1. Обучающая: продолжить находить символические образы, настроение лирического героя при помощи художественных средств в стихотворениях; 2. Развивающая: продолжить развитие умений восприятия поэтического слова через творческие способности детей: выражение музыки, рисунков; умения работать в группах 3. Воспитание любви к природе, Родине.
родная природа урок.docx
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева» Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века». Класс: 5 Учитель: Алимусаева А.М. 1. 2. 3. 1. 2.   дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово,  Цель урока:   способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить  особенности образов природы в стихотворениях С. А.Есенина, В.Я.Брюсова, И.В.Северянина,  Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта; понять настроение, чувства поэтов в описании природы, пробудить  интерес к поэзии у пятиклассников, помочь вызвать зрительные образы природы при чтении  стихотворений; выявить художественные средства в изучаемых произведениях. Задачи: Обучающая: продолжить находить символические образы, настроение лирического героя при  помощи художественных средств в стихотворениях; Развивающая: продолжить развитие умений восприятия поэтического слова через творческие  способности детей: выражение музыки, рисунков; умения работать в группах Воспитание любви к природе, Родине. Оборудование: ИКТ ­ презентация: портреты С.А.Есенина, Брюсова, И.В.Северянина,  Д.С.Мережковского, Бальмонта, рисунки детей о природе, музыка П.И. Чайковского «Времена  года»,выставка книг, рефераты «Красная книга», «Заповедники Казахстана», творческие работы уч­ ся, электронный учебник «Поэты серебряного века», электронный учебник «Всемирный день поэзии»,  видео­материал. Ход урока ( Просмотр видеоклипа «Вальс цветов») ЦИТАТА: Земля родная, лес да поле, Луга в ромашках, синь дорог. Какой простор, какая воля Дыханью песнопевных строк! Петр Орешин 3. ( Просмотр видеоклипа: «Март. Пробуждение природы»). 4.Слово учителя: Мотивация­ Сегодня мы с вами отправляемся в страну читательских удовольствий. Это очень большая  страна, мы посетим лишь ее уголок. И чтобы мы не заблудились, не нарушили законов, и не попали в  какую­нибудь неприятную историю, нас будет сопровождать сама фея.( из стихотворения К.Д.Бальмонта  «Фея») Она прислала каждому из вас конверт с заданиями, а мне письмо, в котором хотела узнать: а  любите ли вы природу, любите ли поэзию, знаете ли , что природа любит бережное отношение к себе – эти  задания на знание вами творческой биографии поэтов, их стихов, которые живут в том уголке ее  волшебной страны, куда мы отправляемся. Вы догадались, куда мы идем? Да, в царство природы. Мы отправляемся туда вместе с русскими поэтами С. А.Есенина, В.Я.Брюсова, И.В.Северянина,  Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта. Русскими художниками И.Шишкиным и И.Левитаном.  Сопровождать нас будет также музыка П.И.Чайковского и Д.Б.Кабалевского. ­ Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? ­ Правильно. Мы поговорим о том, как изображается родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. ­ Запишите тему урока в тетрадях (на экране) Тема нашего урока… Цели урока… Работа по группам в творческих мастерских. В каждой группе есть литературовед, художник, чтец. 3. ( ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ: НА КАРТОЧКАХ – ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОЭТОВ.   : сгруппироваться и занять стол, на котором уже стоят портреты поэтов С. А.Есенина,  Задача   В.Я.Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта ­ соответственно деление на 5 групп  –«есенинцы», «брюсовцы», «северянинцы», «мережковцы» и «бальмонтовцы», уч­ся прикрепляют англ.  иголками маленькие карточки –портреты себе на грудь и занимают стол для продолжения работы). 6.Учитель: Картины родной природы в любом ее проявлении никого не могут оставить равнодушными. Потому в  литературе так много произведений, относящихся к пейзажной лирике. Сегодня на уроке у нас будут присутствовать русские поэты  20 века. Они нам поведают, какой видели,  чувствовали и рисовали в своих произведениях  родную природу. Как и в пейзажной лирике 19 века, главным героем этих стихов является человек, его чувства и  переживания. Поэтому мы немного  познакомимся и с самими поэтами. В XX веке русские поэты по­прежнему внимательны к природе, поднимают те же темы, что и поэты  предыдущего столетия. Только поэтический язык заметно изменился: в нем появилось больше  индивидуальных метафор, эпитетов и сравнении Желаю вам активной работы, хорошего настроения. 7.МОЗГОВОЙ ШТУРМ ДЛЯ КАПИТАНОВ ( Игра «Горячий стул»: разъяснить значения слов ( ученик сидит перед классом на стуле и отвечает на  вопросы класса ( или вариант – на экране даны слова ­ презентация) «Сравнение» – сопоставление одного предмета или явления с другим, имеющими общие признаки с  первым ( А как Б). «Эпитет» ­ ( гр.сл – приложение) – образное слово, определяющее, характеризующее какое­то свойство  предмета или явления. «Метафора» ­ (гр.сл. ­ перенос) – употребление слов в переносном значении для определения предмета  или явления на основе сходства значения, уподобления. « Олицетворение» ­ перенесение человеческих качеств или черт живого существа на неодушевлённые  предметы и явления. «Словесность» ­ искусство слова ; творчество, выражающееся в устном и письменном слове. «Пословица» ­ малый жанр фольклора, краткое, образное, ритмически организованное изречение,  используемое в речи в переносном смысле. «Пейзаж» ­ ( фр. сл. – местность) – описание природы в литературе. «Гипербола» ­ ( гр. сл. – преувеличение) – образное преувеличение. «Лирика» ­ ( гр. сл. – поющий под звуки лиры) – род фольклора и литературы, основной особенностью  которого является воспроизведение чувств, переживаний человека. «Строфа» ­ ( гр. сл. – поворот) – отрезок стихотворной речи, состоящий из регулярно повторяющихся в  стихотворении групп строк, связанных единством смысла, интонации и синтаксиса. 8. РАБОТА В ГРУППАХ: Первым нашим гостем будет ( группа «есенинцы») Сергей Александрович Есенин 1896 ­ 1925 Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет, Говорят, что я скоро стану Знаменитый русский поэт С. Есенин ­ Как рождается поэт? С чего начинается пробуждение творческих дум? Без умения видеть мир по­своему, без впечатлительности и искренности нет поэта. Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа»  Сергея Есенина, она душа есенинских стихов. Природа ­ источник, питающий и поэзию, и лирические  чувства поэта. Почти ни одно стихотворение не обходится без картины природы. В есенинских «пейзажах» поражает многообразие растительного мира: более 20 пород деревьев и 20 видов  цветов. Чаще встречаются береза, тополь, клен, черемуха, вишня, роза, колокольчик, ромашка и другие.  Стихи Есенина ­ это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой.  «Мечтатель сельский», став в столице «первокласнейшим поэтом», по­прежнему сознает себя певцом  деревни. Давайте поближе познакомимся с Сергеем Есениным. ­ Где же Есенин брал истоки своего творчества? В каком уголке России прошли его детские и юношеские  годы? Давайте сейчас отправимся в заочное путешествие по есенинским местам. Ученик №1: Сергей Есенин вышел из среды потомственных рязанских хлеборобов. Родился он 3 октября  1895 года в селе Константиново Рязанской области (Показывает фотографии родителей). Отец Александр  Николаевич жил в Москве, работал приказчиком в мясной лавке, а мать, Татьяна Федоровна, вынуждена  была работать в прислугах в Рязани. Поэтому маленький Сережа с 2­х до 9­ти лет воспитывался в семье  деда Титовых – родителей матери. Детство будущего поэта прошло среди полей и степей Рязанщины, и на  всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы. Сергей был озорным, здоровым мальчиком, любил пасти лошадей, купаться, ходить в лес, любовался  родной природой. В пять лет Сергей научился читать.. Первые стихи начал писать с 8­9 лет. Получив образование , уезжает в  Москву, но часто из столицы приезжает в свою родную деревню (показ фотографий) Многие произведения Есенина относятся к жанру лирического романса. Например, «Клен ты мой  опавший» в исполнении Н. Сличенко не может оставить равнодушным никого, так как здесь мы ясно  чувствуем переживания поэта (звучит романс). Бывший деревенский мальчик добился своей цели ­ «стал знаменитым русским поэтом» благодаря своей  пытливости, памяти, таланту. К сожалению, прожил он совсем мало. 27 декабря 1925 года его не стало Стихи Есенина зовут к добру, к  свету, воспитывают чувство красоты, любви к Родине. Учитель: Роль природы в стихотворениях русских поэтов всегда заключалась в том, чтобы очищать души.  Перед лицом природы пропадает все нечистое, все скверное, все мелкое . Эту врачующую силу природы  глубоко прочувствовал С. А. Есенин в целом ряде стихотворений, в том числе в стихотворениях  «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша».  Ученик № 2 : наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Зашумели над затоном  тростники…» 9. Вторым нашим гостем будет ( группа «БРЮСОВЦЫ») Валерий Яковлевич Брюсов Ученик № 1: ( из творческой биографии поэта) Ученик № 2: наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Колыбельная» 10. Третьим нашим гостем будет ( группа «северянинцы») Игорь Северянин Ученик № 1: ( из творческой биографии поэта) Ученик № 2: наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Январь», «Выйди в сад» и т.д. (на выбор) 11. Четвертым нашим гостем будет ( группа «мережковцы») Дмитрий Сергеевич Мережковский Ученик № 1: ( из творческой биографии поэта) Ученик № 2: наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Природа» 12. Пятым нашим гостем будет ( группа «бальмонтовцы») Константин Дмитриевич Бальмонт Ученик № 1: ( из творческой биографии поэта) Ученик № 2: наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Светлый мир» и др. 13. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: А) СЛОВАРНАЯ РАБОТА ( слово «КАРТИНА». ( ученик зачитывает из «Большого толкового словаря современного русского языка Д.Н. Ушакова»  толкование слова «КАРТИНА»). «картина» ­ (с.348) – 1.Произведение живописи в красках. 2.Кинофильм. 3.Ряд образов, отличающихся наглядностью и образующих единое целое. 4.Общее состояние, положение чего­нибудь как предмет словесного изображения, опи­ сания. 5.Литературное изображение каких­нибудь си­ туаций, бытовых сцен. 6.В драматических произведениях – часть акта, Требующая самостоятельной декорации. 7.О ком­чем­нибудь, поражающем своим живо­ писным, характерным видом, красотой. 14. Б) видеоматериал ( «Времена года» – картины художников). 15. В) Работа по проверке опережающего задания для активных, одарённых учеников ( «Времена года –  картины художников :   за 3 минуты собрать из «пазлов» ­ строк стихотворения поэта целый вариант, приклеить и  1.«Грачи прилетели» А.Саврасова 2.«Весна идёт» С. А. Виноградова 3. «Первая зелень» И. Остроухова 4.«На пашне. Весна» А. Г. Венецианова 5.«Сирень в корзине» П. Кончаловского 16. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЕМ МЫ САМИ ПОДГОТОВИТЬ НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ  «РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА». ( группам раздаются ватманы с готовыми черно­белыми картинками и «пазлы» стихотворения  поэта. ЗАДАЧА:   разукрасить картинку на ватмане) 17. ПРЕЗЕНТАЦИЯ И ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧ­СЯ. 18. (ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТ УЧ­ОВ НА ДОСКЕ) 19.( ФИЗМИНУТКА : «Вы, наверное, устали?» Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. 20. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Изучая творчество поэтов ХХ века , можно вспомнить и о наших казахстанских поэтах, которые также любили и воспевали тему природы в своих стихах. Одним из таких поэтов является Абай Кунанбаев ( показ на слайде портрета Абая Кунанбаева и чтение отрывка из его стихотворения: 21. (АБАЙ ЛЕТО Лето — солнечная пора! В тучных, в шелковых травах степь От душистых цветов пестра. К полноводной реке аул На кочевье пришел с утра. Слышно ржанье коней в траве, Как в лесу, их найдешь не вдруг: Тяжко дышащих кобылиц В воду с гиком загнал пастух; Бьют хвостами они себя, Отгоняют докучных мух; К матерям жеребята льнут Или скачут, резвясь, вокруг; Стаи уток и лебедей Осеняют крыльями луг... Ставят девушки юрты; смех На лукавых губах подруг; Четких, плавных движений ритм И мелькание белых рук... Скот на пастбищах оглядев, Успокоясь, помолодев, Возвращается бай в аул,— Аргамак его резв и сух. Гости в юрту его сошлись, Бьет ключом из сабы кумыс. Остроумие в их кругу Возбуждает кумысный дух. И, наученный пастухом, Мальчик к матери пристает, Просит мясо и хнычет вслух. Здесь не чувствуется жары; Бай откинулся на ковры, Над его самоваром — пар, Словно облачка белый пух. Бай кивком одобряет речь, Говорить не желая вслух; Но кивку его, лебезя, Вмиг поддакивает весь круг. С палкой, в белой рубашке, сед, Аксакал издали спешит. Он кричит: “Поверни стада! Сторонись, не пыли, пастух!” Может, баю придет каприз Пригласить к себе на кумыс Раболепнейшего из слуг. Вот табунщики на лихих Необъезженных вороных: Утром сели они в седло, А теперь уже день потух. Вот охотники вдоль реки По вечерним лугам спешат, С каждым — сокол, как верный друг. Ловкий хищник уходит ввысь И разит — и седых гусей Гонит вдаль от него испуг... Аксакала томит недуг; Жизнь прошла, не вернешь назад; Байским шуткам издалека Вторит старческим смехом он. Только бай к его смеху глух... ОСЕНЬ Тучи серые, дождь недалек. Осень. Голую землю туман заволок. То ль от сытости, то ль, чтоб согреться, резвясь, Стригунка догоняет в степи стригунок. Ни травы, ни тюльпанов. И всюду затих Звонкий гомон детей, смех ребят молодых. И деревья, как нищие старцы, стоят Оголенные, листьев лишившись своих. Кожу бычью, овечью в кадушках дубят. Чинят шубы и стеганый старый халат. Молодухи латают дырявые юрты, А старухи неделями нитки сучат. Косяком потянулись на юг журавли. Караваны верблюдов под ними прошли, И в аулах — уныние и тишина, А над степью осенней — одни ковыли. Дуют ветры, становится все холодней, Стужа мучает и стариков и детей. Псы голодные ловят мышей полевых, Не найдя, как бывало, объедков, костей. Ветер пыль поднимает — над степью черно. Осень, сыро. Но так уже заведено — Плох обычай! — нельзя разжигать очаги, В наших юртах теперь неуютно, темно. * * * Ноябрь — преддверие зимы, пора в аул, пора! На летних пастбищах гремят холодные ветра. Но чтоб окрестные луга до снега не топтать, Бай держит стадо далеко от своего двора. У бая много пастухов и юрта хороша, А бедный мерзнет сам в степи, скотину сторожа; Он квасит кожи и дубит их в ледяном чану; Жена, бедняга, ткет чекмень, от холода дрожа. И для ребенка нет костра, и в юрту натекло, И улетучилось давно последнее тепло; А старикам — совсем беда, ложись и помирай: И пищи нет, и солнца нет, и ветер воет зло. * * * Уж если бай пока что бьет свой самый худший скот, То где ж бедняк себе еды и топлива найдет? Коль даст богатый полмешка сухого кизяка — Благодари скорей его, семью его и род. Пускай над степью снеговой буран гремит опять, Ведь байский сын одет и сыт, ему тепло гулять. И батрачонок целый день обязан быть при нем И со слезами на глазах ублюдка забавлять. Бай не поможет бедняку. Зачем его жалеть? А если даст кусок — гляди, длинна у бая плеть. Трудись, бедняк, проклятый долг сторицей возврати, Ведь баю — жить, и богатеть, тебе — в могиле тлеть. Печальна горестная жизнь голодных бедняков! Владелец тысячных отар, верблюдов и быков, Богатый бай, не будь скупцом, убийцею не будь! Хоть эту зиму прокорми детей и стариков! 22. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: ( об охране окружающей среды, природы, «Красная книга», «Черная книга», «Заповедники Казахстана» ­  беседа (1­2 мин.)). 23.Оценивание работы учеников. 24.Показ материала электронного учебника «Поэты серебряного века». 25. Показ материала электронного учебника «Всемирный день поэзии». 26. Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ ­ (УСТНО ) – РАССКАЖИТЕ, ОБРАЩАЯСЬ К МИФИЧЕСКОМУ ГЕРОЮ  НАШЕГО УРОКА –ФЕЕ, КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛ НА ВАС СЕГОДНЯШНИЙ  УРОК, ЧТО ИНТЕРЕСНОГО ИЛИ ПОЛЕЗНОГО ВЫ УЗНАЛИ, ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ, ЧЕМ БЫ  ВЫ ХОТЕЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ С НЕЙ , КАКИМИ ЧУВСТВАМИ…КАКОВО ВАШЕ  НАСТРОЕНИЕ? ( высказывания учеников). 27. Домашнее задание: напишите в рабочих тетрадях письмо­ обращение к Фее, расскажите о нашем сегодняшнем уроке. 28 .Видеоматериал – подарок ученикам и гостям урока ( «12 роз для тебя»).

Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2019