Урок: О чём рассказывает музыкальный ритм

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание: 1. Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных жанрах. 2. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч. 7 № 1 Ф. Шопена). 3. Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч. 40 № 1 Ф. Шопена). 4. Претворение испанских народных ритмов в Болеро М. Равеля. Музыкальный материал: 1. Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор, соч. 7 № 1. Фрагмент (слушание); 2. Ф. Шопен. Полонез ля мажор, соч. 40 № 1. Фрагмент (слушание); 3. М. Равель. «Болеро» (слушание); 4. Г. Струве, стихи А. Барто. «Бьют тамтамы» из кантаты для хора и солиста «Голубь мира» (пение, музыкально-ритмические движения). Характеристика видов деятельности: 1. Осознавать интонационно-образные, жанровые особенности музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике). 2. Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учётом критериев, представленных в учебнике). 3. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении. Так же как многообразны музыкальные ритмы, как многообразны и музыкальные размеры. Например, размер 3/4, только что названный основным признаком вальса, в той же мере является обязательным и для мазурки, и для полонеза, и для болеро! При этом, несмотря на общий размер, эти жанры очень трудно спутать друг с другом. Обратимся к жанрам мазурки и полонеза.
Иконка файла материала 5.docx
О чём рассказывает музыкальный ритм Содержание: 1. жанрах. Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных 2. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си­ бемоль мажор, соч. 7 № 1 Ф. Шопена). 3. Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на  примере полонеза ля мажор, соч. 40 № 1 Ф. Шопена). 4. Претворение испанских народных ритмов в Болеро М.  Равеля. Музыкальный материал: 1. Ф. Шопен. Мазурка си­бемоль мажор, соч. 7 № 1.  Фрагмент (слушание); 2. Ф. Шопен. Полонез ля мажор, соч. 40 № 1. Фрагмент  (слушание);3. М. Равель. «Болеро» (слушание); 4. Г. Струве, стихи А. Барто. «Бьют тамтамы» из кантаты  для хора и солиста «Голубь мира» (пение, музыкально­ ритмические движения). Характеристика видов деятельности: 1. Осознавать интонационно­образные, жанровые  особенности музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике). 2. Сравнивать и определять музыкальные произведения  разных жанров и стилей (с учётом критериев,  представленных в учебнике). 3. Творчески интерпретировать содержание музыкальных  произведений в пении, в музыкально­ритмическом  движении. Так же как многообразны музыкальные ритмы, как  многообразны и музыкальные размеры. Например, размер3/4, только что названный основным признаком вальса, в той  же мере является обязательным и для мазурки, и для  полонеза, и для болеро! При этом, несмотря на общий  размер, эти жанры очень трудно спутать друг с другом. Обратимся к жанрам мазурки и полонеза. Мазурка  Мазурка – старинный польский танец, исполняемый в  быстром темпе. Он возник в XII веке в крестьянской среде  среди мазуров, смелых польских наездников, и потому в  мазурке мы видим движения, напоминающие  пришпоривание. Танец сопровождался игрой на волынке.  Обычно в нём участвовали четыре, восемь или двенадцать  пар. Как это часто бывало, народный танец приходил в  танцевальные залы, салоны, нарядные гостиные и там менял  свой облик. Начиная с XIII века мазурка известна какбальный танец не только в Польше, но и во многих  европейских странах. Но не так просто было «справиться» с мазуркой. Уж очень  характерная у неё музыка. Не даёт танцевать гладко и  благочинно. Огневой танец! ...Когда гремел мазурки гром,  В огромной зале всё дрожало,  Паркет трещал под каблуком... Так описывает мазурку Александр Сергеевич Пушкин. Но мазурка не только музыкальное сопровождение танца.  Как и вальс, она стала инструментальной музыкой. Очень  любил мазурки польский композитор Ф. Шопен. В форме  этого народного танца он сочинил множество фортепианных  пьес. Вот как звучит мазурка си­бемоль мажор Ф. Шопена.Ритмический рисунок мазурки далёк от размеренной  плавности вальса. Он полон острых и угловатых интонаций,  резких акцентов. Полонез  Ещё один трёхдольный танец – полонез. Он тоже имеет  польское происхождение, что видно даже из его названия.  По­французски слово polonaise означает «польский», по­ итальянски оно так и записывается – polacca, в России было  распространено название «польский» Полонез представляет собой торжественный бальный танец­ шествие, поэтому в его трёхдольности слышится не лёгкое  кружение вальса, а церемонная поступь придворных дам и их кавалеров ­ полузабытая картина давно ушедших времён.  Интересно, что полонез, как и мазурка, поначалу не являлся  бальным танцем. В XVI веке он исполнялся на свадьбах и  торжественных церемониях, сопровождаясь пением. Лишьпозднее полонез стал придворным и чисто  инструментальным танцем – символом польского  национального духа. В полонезах, которые сочинял для фортепиано Ф. Шопен, мы слышим «поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого несправедливого» ­ так сказал Ференц  Лист о полонезах Ф. Шопена. Болеро Обратимся ещё к одному танцу – болеро. Трёхдольность болеро ­ танца, родившегося в Испании, в  свой ритм заключила характерный стук кастаньет,  выражающийся в ритмической звукоподражательности. Традиции музыки болеро с огромной яркостью воплотил в  своём «Болеро» для оркестра М. Равель. Тонкое, глубинное  постижение им национального духа этого испанского танца  было столь точным, что имя Равеля – французскогокомпозитора первой половины ХХ века ­ до сих пор  связывается с Испанией. «Испания ­ моя вторая родина», ­ нередко говорил Равель.  Испанская тематика проходит красной питью через весь его  творческий путь: «Испанская рапсодия», «Испанский час»,  «Болеро» и др. Испанские мотивы постоянно встречаются в  его фортепианных и вокальных пьесах. В его испанских  опусах живёт и дышит Испания с её неповторимыми  красками, ароматом её садов, движениями её народных  плясок. Стихия танца пронизывает всё творчество Равеля. Но ни в  одном произведении композитора эта завораживающая сила  танцевальных ритмов не проявилась так ярко и безудержно,  как в симфонической пьесе «Болеро». Музыка «Болеро» в самый короткий срок завоевала широкое признание во всём мире, подлинно всенародную  популярность. Не прошло и двух­трёх лет, как сочинениеэто, выйдя за пределы концертных залов, стало достоянием  всевозможных аранжировщиков, переложивших его для  самых неожиданных ансамблей. Знаменитую тему «Болеро» насвистывали на улице люди,  даже и не подозревавшие её происхождения. «Болеро»,  совсем неожиданно для Равеля, принесло ему при жизни  такую славу, какой удостаиваются лишь великие  композиторы­классики. В чём же «секрет» огромного обаяния этого произведения? Прежде всего в редкой красоте темы. Зародившись в легчайшем звучании флейты на фоне  абсолютно неизменной ритмической формулы (два малых  барабана рр), эта тема многократно повторяется всё время  на том же ритмическом фоне, но каждый раз в новой  инструментальной «одежде». От повтора к повтору с  неумолимой настойчивостью нарастает сила звучания,расцветает тембровая палитра, усиливается динамическое  напряжение. Новое появление темы ­ новая краска. После  флейты ­ кларнет, затем фагот в высоком регистре, за ним  малый кларнет, потом гобой д'амур. Когда общая сила  звучания оркестра уже достигла известной интенсивности,  композитор поручает тему двум голосам ­ флейте и трубе с  сурдиной. Далее мелодия звучит поочерёдно у нескольких  саксофонов, у флейт, поддержанных валторной и челестой, у гобоев, английского рожка и кларнетов, наконец вступает  молчавший до сих пор тромбон, после которого мелодия  передаётся всему составу деревянных инструментов и  саксофону. Так растёт и ширится эта неудержимая лавина. Н. Заболоцкий, посвятивший своё стихотворение «Болеро»  замечательному творению французского мастера, намеренно  называет Равеля «испанцем». И это звучит как высшая  награда!Итак, Равель, танцуем болеро! Для тех, кто музыку на сменит на перо, Есть в этом мире праздник изначальный ­ Напев волынки скудный и печальный И эта пляска медленных крестьян... Испания! Я вновь тобою пьян! Но жив народ, и песнь его жива. Танцуй, Равель, свой исполинский танец, Танцуй, Равель! Не унывай, испанец! Вращай, История, литые жернова, Будь мельничихой в грозный час прибоя! О, болеро, священный танец боя! «Испанец» Равель в этом стихотворении Заболоцкого  предстаёт как музыкант, сумевший, подобно истинному  испанцу, войти в изначальную стихию испанских народных  ритмов, плениться их завораживающей красотой и поднятьскромный крестьянский танец на пьедестал  общечеловеческого восхищения.                                                     Вопросы и задания: 1. Что объединяет и что различает мазурку и полонез?  Расскажите на примере мазурки си­бемоль мажор и  полонеза ля мажор Ф. Шопена. 2. 3. В чём причина столь сильного воздействия музыки  «Болеро» М. Равеля? Только ли ритм участвует в создании  музыкального образа этого произведения? «Болеро» написано в форме вариаций. Можно ли считать выбор композитором данной формы закономерным?  Почему?4. Во время прослушивания обратите внимание на  ритмическое подражание звуку кастаньет. Что оно  привносит в восприятие музыки? 5. Как вы думаете, почему из всех музыкальных жанров  именно танцы отличаются наибольшей ритмической  характерностью? «Вначале был ритм» Содержание: 1. Многообразные проявления ритма в окружающем мире. 2. Ритм ­ изначальная форма связи человека с жизнью.  Порядок, симметрия ­ коренные свойства ритма. 3. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса  (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»).Музыкальный материал: 1. И. Штраус. Вальс «Сказки Венского леса» (слушание); 2. В. Моцарт. Хор «Волшебные колокольчики» из оперы  «Волшебная флейта»; 3. М. Дунаевский, стихи Н. Олева. «Непогода» из  телефильма «Мэри Поппинс, до свидания» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Понимать значение средств художественной  выразительности (метроритма) в создании музыкального  произведения (с учётом критериев, представленных в  учебнике). Рассуждать об общности и различии выразительных  средств музыки и изобразительного искусства. 2.В ритме есть нечто волшебное; Он заставляет нас верить, Что волшебное принадлежит нам… И. В. Гёте Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире.  Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и  ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их  симметрично расположенными окнами, колоннами и  лепными украшениями. Всё это говорит о том, что ритм  является одной из первооснов жизни: он присутствует в  живой и неживой природе, мы его слышим и видим – в шуме  морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе  любого дерева, любого сучка. Может быть, во всеобщей ритмичности бытия и заключён  ответ на вопрос, отчего мы так чувствуем музыкальные  ритмы и отчего это чувство пробуждается в нас уже спервых дней жизни, задолго до того, как мы научимся  различать и понимать слова. Приходилось ли вам задумываться когда­нибудь, почему  маленькие дети так быстро и легко засыпают под звуки  колыбельной песни? Почему они тут же начинают  приплясывать, если поёшь им какую­нибудь музыкальную  прибаутку? Ведь ребёнок ещё не учился ничему и не знает,  что на музыку следует как­то реагировать ­ двигаться,  танцевать и т. д. Наверное, это происходит оттого, что музыкальный ритм  наиболее близок восприятию человека. Воздействуя на него,  он способен вызывать ответную реакцию. А любая ответная  реакция ­ это уже диалог, общение человека с внешним  миром, первое ощущение единения с ним. Вот почему иногда говорят, что ритм – изначальная форма  связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем.Люди издавна стремились понять природу музыкального  ритма. Господство ритма во всех сферах жизни позволило  ещё во времена Античности выдвинуть музыку на первый  план в устройстве Вселенной. Например, древнегреческий философ и математик Пифагор  представлял мир как некий вселенский музыкальный  инструмент. Этот инструмент управлялся «музыкой сфер» ­  звучаниями, рождаемыми бесконечным движением небесных  сфер. В основе этой грандиозной картины мира находились  четыре начальных божественных числа (1 ­ 2 ­ 3 ­ 4). Они  вносили в строение и понимание Вселенной порядок и  гармонию. Порядок, то есть истина, красота и симметрия (симметрия –  соразмерность, пропорциональность частей целого),  наделялся и нравственными качествами. Пифагореец  Филолай писал: «Лжи не принимает в себя природа числа и  гармонии... Порядок и симметрия прекрасны и полезны,беспорядок же и асимметрия (асимметрия – отсутствие  симметрии) безобразны и вредны». Порядок, симметрия ­ коренные свойства ритма. Мы  находим их в самых разнообразных музыкальных сочинениях ­ от незатейливой детской песенки до сложных оперных и  симфонических произведений. Вот известное вам произведение В. А. Моцарта – хор  «Волшебные колокольчики» из оперы «Волшебная флейта».  Спойте (послушайте) его, и вы сразу почувствуете лёгкость,  естественность, соразмерность ритма и мелодии. Наверное,  поэтому такая музыка легко запоминается и взрослыми, и  детьми. Несмотря на симметрию и порядок музыкального ритма,  именно в музыке он достигает наибольшего многообразия.  Именно ритм придаёт неповторимый облик музыкальным  жанрам, помогает нам уже с первых тактов узнать вальс и  полонез, болеро и тарантеллу, услышать торжественнуюпоступь марша и величавую приподнятость гимна. Эти  ритмы так характерны (характерный – с ярко выраженными  особенностями), что без труда улавливаются в сочинениях  более сложных жанров ­ симфониях, романсах, ариях. А  порой характерные ритмы можно услышать даже в звуках  окружающего мира. Так, И. Штраус – «король вальса» утверждал, что первые  такты своего знаменитого вальса «Сказки Венского леса» он  уловил в перестуке колёс кареты и только потом записал. Может быть, поэтому в Австрии, на родине Штрауса, многие его вальсы считаются подлинно народной музыкой ­ так  естественно вырастают их ритмы и мелодии из атмосферы,  духа, культурных традиций своей страны. Музыка Иоганна Штрауса, титулованного «короля вальса»,  давно превратилась в символ блестящего праздника жизни.  Красота штраусовских мелодий, роскошь оркестровыхкрасок, изобретательность и остроумие его танцевальных  пьес уже более двух веков неотразимо воздействуют на  любую публику – от простых слушателей до знаменитых  музыкантов мира. Знаменитый австрийский композитор и дирижёр Иоганн  Штраус родился в Вене. Его отец – Иоганн Штраус­старший  был прославленным австрийским композитором и  дирижёром. Штраус­сын прославился как создатель  классического венского вальса. Сочинять он начал очень рано: его первый вальс был написан им в 6­летнем возрасте. Всего Штраус написал около 500  танцевальных пьес, большинство которых составляют  вальсы. Популярность во всём мире приобрели его вальсы  «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса» и  «сказки Венского леса». Широко известны и другие танцы  Штрауса – польки, кадрили, галопы. Сочинял Штраус с удивительной лёгкостью. Он создавалвальс за 1­2 часа. Мог писать в поезде и в гостях, на рассвете и среди ночи. Не найдя чистых листов нотной бумаги,  Иоганн в порыве вдохновения записывал мелодии на  собственных манжетах, ресторанных салфетках, наволочках  и простынях. Он стал всеобщим любимцем, создав  невероятное количество танцевальных мелодий. Музыка Штрауса до сих пор царит на балах не только в  Австрии, но и во многих других странах мира. В чём же заключается неповторимое своеобразие ритма  вальса – этого популярного бального танца XIX века?  Прежде всего в его музыкальном размере ­ 3/4. В этом  размере написаны все вальсы мира, не только венские, но и  французские, русские, немецкие ... Чередование одной сильной и двух слабых долей такта сразу же навевает образ плавного кружения, изящного и лёгкого  танца.Замечательная музыка вальса «Сказки венского леса»  получила всенародное признание не только у себя на родине, в Австрии, но и во всём мире. Вопросы и задания: 1. Приведите примеры, где ещё, кроме музыки, проявляет  себя ритм? 2. Какое значение придавалось музыкальному ритму в  эпоху Античности? 3. В чём же заключаются особенности ритма вальса?  Расскажите на примере вальса И. Штрауса «Сказки  венского леса». 4. Можно ли говорить о присутствии музыкального ритма  на картине С. Боттичелли «Весна»? С ритмом какого  музыкального жанра вы бы сравнили ритм этой картины?  Почему?Единство музыкального произведения Содержание: 1. С чем проявляются традиции и новаторство в  музыкальном произведении.2. Средства музыкальной выразительности, их роль в  создании музыкального произведения (на примере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера). Музыкальный материал: 1. Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин»  (слушание); 2. П. Чайковский. Интродукция к балету «Спящая  красавица» (слушание); 3. Я. Дубравин, стихи В. Суслова. «Всюду музыка живёт»  (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Понимать значение средств художественной  выразительности в создании музыкального произведения. 2. Владеть отдельными специальными музыкальными  терминами, отражающими знание средств музыкальной  выразительности.«Не бойся слов теория, гармония, полифония и т. п. Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся». Р. Шуман ...Представьте себе, что вы пришли в театр. Скоро  раздвинется тяжёлый занавес и начнётся спектакль. Герои  старой сказки ещё не появились на сцене, но музыка уже  звучит, и вы захвачены ею. Оркестр играет интродукцию (интродукция ­ слово  латинского происхождения, означает «введение» ­  краткое вступление к оперному или балетному  спектаклю) к балету Петра Ильича Чайковского «Спящая  красавица». О чём эта музыка? ... Внезапно на вас обрушивается мощное  и жёсткое звучание огромного оркестра. «Колючие»,  изломанные мелодические линии, резкое звучание  диссонантных (диссонанс ­ сочетание двух или нескольких  звуков, образующих напряжённое, резкое созвучие. Слово«диссонанс» происходит от латинского dissonantia, что  значит «нестройное звучание») аккордов, грозные кличи  духовых инструментов создаёт музыкальный портрет злой  феи Карабос. Но вот лёгкий ветерок пассажа арфы переносит нас в  волшебный мир Добра и Красоты: на фоне нежнейшего  аккомпанемента появляется прекрасная мелодия. Это тема  феи Сирени. Она спокойно парит, освещаемая светлыми  красками консонантных (консонанс ­ благозвучное  сочетание двух или более звуков. В переводе с латыни  consonantia означает «согласное звучание») аккордов.  Музыка звучит хрупко, беззащитно. Разве может такая фея  противостоять натиску злобной Карабос? Давайте проследим за тем, как будет развиваться тема феи  Сирени. Сначала мелодию исполняют только два  инструмента: флейта и английский рожок. Затем её ведут  скрипки, и вот наконец из неё рождается новая тема: оназвучит у медных духовых инструментов торжественно и  победно. В итоге развития лирическая мелодия превратилась в героическую. Чем же вызвано такое превращение? Издавна торжественные церемонии встреч, парадов,  приветствий открывались праздничными сигналами фанфар.  Эти духовые инструменты играли мелодии, использующие  звуки мажорных трезвучий. В дальнейшем такие мелодии  стали называть фанфарными. Они всегда связаны с  выражением радости. А если их к тому же исполняют  медные духовые инструменты, то они приобретают  героический, торжественный характер. Поэтому, слушая  интродукцию, мы верим, что фея Сирени победит Карабос,  добро одолеет зло. Чтобы поведать об этом, слова не нужны. Музыка рассказала сказку своим языком, более сильным и выразительным.Но как понять музыкальный язык? Чем он отличается от  речи? Музыкальный язык богат и разнообразен, потому что в его  словаре не просто звуки, а мелодия, лад, ритм, гармония,  тембр, динамика, темп, штрихи, фразировка ... Всеми этими элементами музыкального языка в их  всевозможных сочетаниях пользуются композиторы,  создавая музыку. Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и  ритм, безусловно, неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле  будет ещё существовать, то те же семь основных тонов  нашей гаммы, в их мелодических и гармонических  комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё  служить источником новых музыкальных мыслей.  П. ЧайковскийМузыкальное произведение мы обычно воспринимаем  целиком, в единстве всего, из чего оно состоит. Трудно,  порой просто невозможно выделить в его звучании что­то  одно ­ мелодию, ритм или тембры. Каждый композитор в  своём творчестве стремится к созданию их единства. Дело  ведь не в том, что он изобретает какие­то новые средства  выразительности, а в том, что каждый раз он подчиняет их  своему замыслу, своим представлениям о мире, о жизни, о  людях. Как неповторимы люди, так неповторимы и их дела.  Возьмите любую простую вещь ­ два разных человека  сделают её совершенно по­разному! Тем более это относится к вещам сложным, заключающим в себе не только  мастерство, но и душевную энергию ­ ведь в их создании  участвуют воспитание, опыт, вкусы, привычки, образование  и многое­многое другое. Поэтому мы не удивляемся тому,  что два композитора, живущие в одно время и в однойстране, порой так непохожи друг на друга, как непохожи два разных произведения даже одного композитора или две  разные скрипки одного мастера. Чтобы понять музыкальное произведение, мы обращаемся  обычно к двум сторонам ­ традиции (традиция – то, что  унаследовано от предшествующих поколений), в которой оно возникло, и неповторимому «почерку» его автора. Почему необходимо обращение к традиции? Потому что всё в мире возникает постепенно, ничто не  приходит ниоткуда. Каждая река вытекает из своего истока  и впадает в своё море; мастерству предшествует  ученичество, зрелости ­ юность ... Новая песня рождается из  песенных особенностей своего времени, новый ритм ­ из  ритмических, новый тембр ­ из тембровых. Любое явление,  взятое в отрыве от породивших его корней, выглядит нелепо, как пришелец ниоткуда.Почему же мы вновь и вновь ищем в искусстве его  уникальность (уникальный – единственный в своём роде),  неповторимость? Потому что в каждом значительном произведении, сколь бы  сильно ни выражалась в нём традиция, обязательно есть то,  чего ещё не было и никогда уже не будет, потому что миг  творчества, как и любой миг, неповторим. Единство старого и нового, образующее каждое музыкальное произведение, вызывает естественный вопрос: в чём оно  проявляется? В биографии композитора? В названиях его  произведений? Отчасти ­ да. И жизнь композитора, и названия его произведений, ­ всё это  помогает нам понять многое в его творчестве. Но понимать музыку следует учиться у самой музыки, в  которой фантазия, вдохновение, понимание мира нашли  самое полное своё выражение.И хотя музыка воздействует целостно, всё же она очень  разная: в одних случаях в такой целостности солирует ритм,  а в других ­ мелодия, в одних мы погружаемся в волшебный  мир гармонии, в других ­ в многокрасочное тембровое  царство. Это естественно: ведь в каждом произведении  общий замысел диктует выбор необходимых средств  выразительности. Было бы странно, если, например, образы сказочного мира  вдруг воплотились бы в угловатых, острых ритмах, а не в  красочной гармонии и оркестровки. Также было бы странно,  если бы испанские танцы зазвучали славянской плавностью  линий, и т. д. К счастью, этого никогда не бывает. Музыкальные сказки по­ прежнему, как и всегда, неторопливы и красочны, а  испанские танцы быстры и ритмичны. Каждое настроение, каждое чувство, переживание и  характер имеют своих музыкальных «представителей». Что­то выражает себя в мелодии, что­то ­ в гармонии, а что­то ­ в особенных динамических средствах. Вот почему понимание музыки требует обращения к тому,  что называется, средствами музыкальной выразительности.  Эти средства образуются такими сторонами музыки, как  ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембры и  динамика. Разумеется, приведённый ряд может быть  продолжен. Каждому музыканту известно, насколько важны  различные штрихи, входящие в понятие артикуляции,  ускорения и замедления темпа, образующие область  музыкальной агогики, как необыкновенно выразительна роль  педали. Вслушайтесь в музыкальные произведения и постарайтесь  подумать не только над тем, что музыка слагается из  различных сторон своего звучания, но и то, чем именно  выразительна каждая сторона. И тогда из текучести и  разнообразия, всегда лежащих в основе музыкальныхпроизведений, вы сможете выделить особенные черты,  появляющиеся то в гармонии, то в тембрах или ритмах и  образующие ту неповторимость «лика», которая всегда  отличала великие произведения музыкального искусства. Вопросы и задания: 1. Что образует единство музыкального произведения? 2. Что, кроме знания традиции и новаторства, помогает нам лучше узнать музыкальное произведение?3. Послушайте Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин»  Р. Вагнера. Можно ли согласиться, что сила воздействия  этой музыки связана с единством всех её выразительных  средств? Для ответа на этот вопрос постарайтесь  охарактеризовать особенности ритма, лада, мелодии,  тембров, динамики. (Описание произведения в уроке «В чём сила музыки») Музыка объединяет людей Содержание:1. Созидательная сила музыки (на примере мифа о  строительстве города Фивы). 2. Преобразующее воздействие музыки (на примере оды  древнегреческого поэта Пиндара). 3. Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л.  Бетховена. Музыкальный материал: 1. Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент  (слушание); 2. Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой «Спасём наш мир»  (пение). Характеристика видов деятельности: 1. 2. Рассказывать о влиянии музыки на человека. Выявлять возможности эмоционального воздействия  музыки на человека.3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 4. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. 5. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и  стилей (с учётом критериев, представленных в учебнике). Что­то в музыке… Первородное, первозданное, Богатырское и былинное, Что­то смелое и решительное, И прямое, как высота, Что­то самое значительное – Человечность и доброта. В.  Боков Сила музыки, о которой мы говорили на прошлом уроке,  далеко не всегда разрушительна. Гораздо чаще она  направлена на созидание.Настоящая музыка окрыляет; человек, переживающий её,  становится сильнее и даже как будто выше самого себя. По  этому поводу Л. Толстой сказал так: «Она переносит меня в  какое­то другое, не своё положение; мне под влиянием  музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не  чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то,  чего не могу». Не случайно повествований о созидательной (созидательный  – создающий что­нибудь) силе музыки гораздо больше, чем о  разрушительной. Мифический герой Амфион одной своей  игрой на лире заставлял камни складываться в стены,  которые стали стенами древнего города Фивы. Волшебное действие музыки, способной укрощать все  грозные силы земли и морей, описано в знаменитой оде  древнегреческого поэта Пиндара.«Золотая лира, совместное достояние Аполлона и тёмно­ кудрых муз. Тебе повинуется пляска, начало торжества;  твоих же указаний слушают и певцы, когда ты искусной  рукой изливаешь звуки руководящих хором прелюдий. Ты же погашаешь губительную молнию вечного огня. На 3евсовом  скипетре дремлет, свесив быстрые крылья, орёл, царственная птица, и ты, лира, окутываешь ему хищную голову черным  облаком, погружающим его в сладкий сон, смыкая его вежды (веки). Очарованный твоими звуками, он, нежась, в дремоте  плавно вздымает свою спину. Даже сам суровый Арес,  далеко отбросив грозное оружие, услаждает сердце песнью:  вот как, о лира, твои звуки смягчают сердца божеств». Волшебные инструменты, заставляющие подчиниться звукам  музыки даже сверхъестественные силы, являются «героями»  многих сказок различных народов мира. О состязаниях  певцов слагаются легенды.Сюжет основан на древнегреческом мифе. Царь Фригии  Мидас был судьёй на музыкальном состязании бога  Аполлона и Пана (в ином варианте ­ Марсия). В ходе  состязания Аполлон прибег к нечестному приёму ­ он  перевернул свою лиру и играл на ней в таком непривычном  положении. Пан попытался сделать то же самое со  своей флейтой и не смог извлечь ни одного звука. В  результате победителем оказался Аполлон. Царь Мидас  опрометчиво присудил, учитывая малопривлекательный  поступок Аполлона, первенство Пану, за что Аполлон  наделил Мидаса ослиными ушами, которые тот был  вынужден всю жизнь прятать под фригийским колпаком  (отсюда выражение: «ослиные уши Мидаса»). Из всего этого множества вымышленных и правдивых  историй мы видим, что в восприятии людей музыка  предстаёт как сказочная фея и чародейка, котораяубаюкивает и подбадривает, утешает и обличает, радует нас  и поддерживает, украшает нашу жизнь. Как никакое другое искусство, музыка объединяет людей  для общих дел и для радостей, для укрепления духа,  способного противостоять бедам и тяготам жизни. Под её  воздействием невзгоды отступают и терпят поражение, как  когда­то потерпели поражение сладкоголосые сирены,  погибшие только оттого, что музыка Орфея оказалась более  могущественной, чем их собственная. Это противостояние светлых и темных сил вечно, подобно  вечности самого искусства. И когда мы слушаем  мессы Баха или симфонии Моцарта, оперы Глинки или  концерты Рахманинова, то находим там ту же вечную  проблему добра и зла, волнующую людей с тех пор, как они  появились в этом мире. Какой ответ даёт нам музыка?Слушая её великие произведения, в какие бы глубины  печали, скорби и борьбы они нас ни погружали, мы всегда  чувствуем главную направленность её устремления: только  ввысь, только к свету. И вот из самой бездны скорби Бетховен задумал восславить Радость. Р. Роллан Послушайте грандиозный финал последней, девятой  симфонии Бетховена – величайшее произведение  композитора, известное и любимое во всём мире.   Это величайший итог духовного восхождения, воздвижение  величественного музыкального храма, в котором идея  человечества и человечности достигла поистине  грандиозного масштаба. Не случайно в финале симфонии  звучат голоса солиста, ансамбля и хора, сообщающие  гениально простой «теме радости» силу и мощь людского  единения.История мировой музыки знает немало великих  композиторов, творчество которых пережило века, но лишь  одного Бетховена люди назвали ТИТАНОМ. Это был не  только титан­художник, но и титан­человек, потому что в  искусстве, как и в жизни, он преодолевал предрассудки  своего времени, поддерживал стремление к свободе народов, просыпавшихся от долгого сна, в который их погрузила  история, достойно устранял все препятствия, встававшие у  него на пути, и возносился выше всех горестей, которые  сопровождали его до последнего часа жизни. Людвиг ван Бетховен родился в канун славной эпохи, когда  Европу, охватила новая идея ­ идея свержения феодального  строя. Эта идея была своего рода ферментом, будившим в  народах новые силы и энергию. Художник, умевший  возбуждать и вдохновлять души, ставший отголоском  бурных событий своего времени, Бетховен считается  музыкантом­революционером. И в этом есть глубокаяистина, ибо великий композитор раньше других понял, что  для того, чтобы человек мог свободно выражать свои мысли  и высвобождать зреющие в нём силы для создания нового,  свободного и справедливого мира, следует разрушить  многочисленные барьеры, разбить множество цепей и  распахнуть как можно больше окон ­ чтобы свет, свежий  воздух и счастье вошли даже в самые бедные дома. Вот о чём говорил Бетховен в своей музыке; он считал, что  «искусство ­ это республика, в которой каждый обязан  совершить всё добро, на которое он способен, даже в самых  суровых условиях». Условия, в которых жил Бетховен и в которых он создавал  свои замечательные произведения, были поистине суровыми.  Он родился в бедной, терзаемой страшной нуждой семье и с  большим трудом добился права изучать музыку и  зарабатывать себе на хлеб. Самое близкое существо – родной племянник, в которого он вложил столько надежд,разочаровал его своим поведением, а в конце жизни его ждал самый страшный удар, который может постичь музыканта:  потеря слуха. Месяцами и годами он лечился у равных врачей в надежде  восстановить слух, но чем чаще становились визиты к  знаменитостям, тем суровее звучал приговор. Любой другой человек пал бы под тяжестью такого  несчастья, но Бетховен как подлинный титан преодолел свою боль и отчаяние. «Я хочу научиться мужеству терпения, ­  записал он в своей тетради. ­ Если моё тело связано, дух  должен победить. То, чего я не могу услышать ухом, должно  угадать моё сердце. Я разобью кандалы, которые надела на  меня судьба; я хочу петь, петь для всех. О, человек! помоги  себе сам, раз тебе дана сила сделать это!» И титан победил, создав бессмертные произведения, мелодии которых и поныне звучат во всём мире как призыв к вере в  человека, к борьбе со злом и братству всех людей.Эту борьбу и глубокие раздумья человека воплотил он в  своей гениальной музыке. Как будто человечество  вспоминает всё своё прошлое, подводит его итоги и  пытается заглянуть в будущее. Эту грандиозную картину  будущего великий мастер рисует нам в финале Девятой  симфонии. Для этого композитору оказалось мало средств  только музыки. Он ввёл в симфонию слово ­ оду Шиллера «К радости». Ода к Радости (фрагмент) Радость, пламя неземное, Райский дух, слетевший к нам, Опьянённые тобою Мы вошли в твой светлый храм. Ты сближаешь без усилья Всех разрозненных враждой, Там, где ты раскинешь крылья, Люди – братья меж собой.Хор Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной! Там, над звёздною страной, ­ Бог, в любви пресуществлённый! Кто сберёг в житейской вьюге Дружбу друга своего, Верен был своей подруге, ­ Влейся в наше торжество! Кто презрел в земной юдоли Теплоту душевных уз, Тот в слезах, по доброй воле, Пусть покинет наш союз! Может быть, в способности наделять людей этой силой,  помогать им противостоять отчуждённости и холодному  одиночеству и состоит главное значение музыки, всегдаидущей от сердца и всегда умеющей найти путь к другому  сердцу. Вопросы и задания: 1. Известны ли вам какие­либо сказки, предания или  рассказы о волшебной силе музыки? Расскажите. 2. Как вы понимаете смысл мифа о строительстве города  Фивы? 3. В чём вы видите силу двух разных произведений –  Симфонии № 9 Л. Бетховена и ноктюрна «Сирены» К.  Дебюсси? 4. Назовите несколько различных по характеру  музыкальных произведений. Попробуйте дать им  определения: «Торжественное», «Задумчивое», «Весёлое»,  «Капризное» и т. д. 5. Были ли в вашей жизни наблюдения о том, как музыка  объединяет людей?Волшебная сила музыки Содержание: 1. 2. Многоплановость художественных смыслов в музыке  Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси. Музыкальный материал: 1. К. Дебюсси. «Сирены» из симфонического цикла  «Ноктюрны» (слушание). 2. К. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»  (слушание по желанию учителя). Характеристика видов деятельности: 1. Выявлять возможности эмоционального воздействия  музыки на человека.2. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды  и красоты. 3. Воспринимать и сопоставлять художественно­образное  содержание музыкальных произведений (правдивое ­  ложное, красивое ­ уродливое). 4. Исследовать значение литературы для воплощения  музыкальных образов. От сердца до неба Протянуты звонкие струны. Мне дорог весь мир… Валерий Брюсов Силу музыки люди знали давно. Ещё боги Древней Греции  состязались между собой в пении и игре на музыкальных  инструментах. Музыканты провозглашались пророками,  способными прозревать прошлое и предсказывать будущееблагодаря той чудодейственной памяти, которую заключало  в себе их искусство. Именно музыкант Орфей был тем единственным человеком,  которому открылись ворота в Аид (в греческой мифологии – Царство мёртвых), это мрачное и таинственное место,  тщательно охраняемое от всех, кто осмелился бы к нему  приблизиться. Однако не войско, не оружие, не титаническая физическая  сила открыли Орфею ворота Аида – их открыли  божественные звуки его лиры и его волшебного голоса. Не менее примечательна и та часть античных преданий,  которая связана с походом аргонавтов. Собираясь в плаванье в Колхиду, они взяли с собой Орфея. Всем им было  известно, какую опасность таят в себе моря, населённые  демоническими (демонический – от слова демон – злой дух,  коварный) существами. Неминуемую гибель несла встреча с  сиренами, обитательницами морских островов.Что же зловещего таилось в этих загадочных существах –  полуптицах­полуженщинах? Ведь они не нападали на  мореплавателей, не преследовали их корабли, у них не было  ни пушек, ни ядовитых стрел. Однако был у них другое –  божественный голос, необыкновенно притягательный, далеко разносившийся над гладью морских вод. Слышавшие пение  сирен, не помня себя, бросались в море на их призывный зов  и погибали. Чернильною водой – морями глаже лака – Мы весело пойдём между подземных скал. О, эти голоса, так вкрадчиво из мрака Взывающие: «К нам!» (из стихотворения Ш. Бодлера «Плаванье») Взятый в плаванье Орфей заглушал сирен пением и игрой на  лире. Одиссей же, ещё один герой мифов, проплывая мимо  острова сирен, привязал себя к мачте корабля и залилвоском уши своих товарищей, чтобы они спаслись от  искушающего гибельного призыва. Среди чудесных оркестровых ноктюрнов К. Дебюсси есть  пьеса, которая так и называется «Сирены». В его музыке нет  ничего зловещего, это – яркая пьеса­картина, в которой  звучит и необозримое пространство морских далей, и  красочность изумрудных вод, и шум волн, и звучащее над  всем этим очаровательным пейзажем прекрасное пение  сирен, исполняемое женским хором. В образе сирен  воплощаются красота и смерть, восторг и гибель – одна из  вечных тем искусства. Слушание: К. Дебюсси. «Сирены» из симфонического цикла  «Ноктюрны». Божественная музыка, таящая гибель в своём манящем  призыве, не столь уж частое, но очевидное доказательство  необыкновенной силы этого искусства.Лира. От сердца до неба протянуты звонкие струны… Каждый музыкальный инструмент своим неповторимым  тембром, особой харизмой отражает одну из граней  человеческой души, одну из граней нашего мира. А с чем у  вас ассоциируется лира? Попробуйте представить себе  звучание этого инструмента… Какие образы, какие чувства  пробуждаются в вашей душе? Прозрачность, чистота,  гармония, звёздное небо, Аполлон, Музы, Орфей?..  Чувствуете, мы ещё не слушали переборы струн, а в воздухе  уже что­то витает… Дивная музыка ­ Тайны гармонии Чуть пробуждаются, Тихо качаются В тенях безмолвной души… Валерий БрюсовГреческий миф рассказывает, что лиру изобрёл юный Гермес, вестник богов: однажды он отважился посягнуть на стадо  священных коров, принадлежавших Аполлону. Аполлон,  стремясь восстановить справедливость, обратился к Зевсу с  просьбой, чтобы тот рассудил их. Гермесу ничего не  оставалось, как во всём признаться перед владыкой Олимпа.  Но пока Аполлон возвращал своих коров из пещеры,  проворный Гермес сел на камень, достал свою лиру, которую до этого сотворил из панциря черепахи, коровьих рогов и  трёх струн, и самозабвенно заиграл на ней. Дивные звуки  наполнили долину. Изумлённый Аполлон с восторгом  слушал игру Гермеса и тут же, не раздумывая отдал ему всех священных коров в обмен на лиру. Продолжая историю этого инструмента, другие мифы  говорят, что Аполлон подарил свою лиру, но уже  семиструнную, легендарному певцу Орфею, который и  принёс её в мир людей. Имя Орфей означает «Исцеляющийсветом», его музыка очищала душу, исцеляла её, наполняла  небесной гармонией. Миф о любви Орфея и Эвридики рассказывает, что игрой на  лире Орфей мог заворожить не только людей: реки  останавливали своё течение, птицы, деревья и свирепые  животные ­ все замирали и внимали её звукам. Возлюбленная Орфея, Эвридика умирает от укуса змеи,  душа её направляется в подземный мир к Аиду, и Орфей,  ведомой силой любви к своей возлюбленной, спускается за  ней. Великая любовь Орфея вызвала сострадание в сердце  Аида, который разрешает ему вывести Эвридику из  подземного мира, но с условием: если он оглянется и  посмотрит на неё, прежде, чем Эвридика выйдет на свет дня, он потеряет её навсегда. Но когда цель уже казалось бы была достигнута, и он должен был соединиться с Эвридикой, его  одолевают сомнения. Орфей оборачивается и теряет свою  возлюбленную, великая любовь соединяет их только на небе.