Урок -обобщение по теме "Лексика"
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Урок -обобщение по теме "Лексика"

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
16.01.2017
Урок-обобщение предусматривает повторение определений: лексика, синонимы, антонимы, омонимы, прямое и переносное значение слова, однозначные и многозначные слова. Это урок -путешествие, во время которого ребята как будто поднимаются по этажам дома, заходят в квартиры, в которых живут определенные понятия, выполняют различные задание на нахождение омонимов в тексте, подбора синонимов к словам, пишут лексический диктант.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

УРОК ЛЕКСИКА.doc
развитие умения формулировать проблему;     формирование логических умений;  1. Воспитательные:     Тема: Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» Тип урока: обобщение и систематизация знаний в условиях реализации ФГОС. Форма урока: урок­ игра. Метод: комбинированный, игровой. Модель обучения: базовая Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика». Задачи урока: 1. Образовательные: ­ развить умение формулировать определение понятий; ­ развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте; ­ формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи; ­ обогащать словарный запас учащихся; ­ совершенствовать орфографические умения. 1. Развивающие: ­ осуществление системно­деятельностного подхода; ­ развитие внимания; ­ формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие творческих, речевых способностей учащихся; воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и  сотрудничества. Планируемые образовательные результаты: Предметные :   обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова, омонимах,  синонимах, антонимах; работа с толковыми словарями разных авторов. Метапредметные:  формирование ценностного отношения к русскому языку,  формирование нравственных ценностей. Личностные:   воспитание интереса к предмету через разные виды работы; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их. Оборудование:  ПК;  мультимедийный проектор;  мультимедийная презентация к уроку.  «Тот народ, который  создал  такой  язык, ­ поистине   великий  и  счастливый  народ».                                                                                                                        К. Паустовский Ход урока. I. Организационный момент.       ­Вступительное слово учителя: «В чистом поле теремок, теремок.  Он не низок, не высок, не высок.  Кто, кто в теремочке живет?  Кто, кто в невысоком живет?          Ответить на этот вопрос вам поможет загадка: «Не мед, а ко всему липнут» (слова). ­Учитель: Конечно, в нашем теремке живут слова. ­Учитель: Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского  языка? (Лексика). ­ О чем же у нас сегодня пойдет речь на уроке?   II. Объявление темы и цели урока . Оформление темы в тетрадях.   III. Повторение изученного. ­Учитель: В нашем теремке слова живут очень дружно, хотя и в разных квартирах.  Например, в квартире № 1 живут слова – братья, близкие по значению.    ­ Что это за слова? а) СИНОНИМЫ (повесить табличку на доску).  ­УЧИТЕЛЬ:     Одного брата зовут Смелый.  ­ А как зовут других братьев? Запишите, (отважный, храбрый, бесстрашный,  мужественный).  ­   Подберите синонимы к следующим словам, чтобы признак был выражен   сильнее (на  доске записаны слова):      Большой ­…                                               теплый ­…      Влажный ­…                                              хороший­…      Прохладный ­…                                         беспокойный­…  б) Жильцов квартиры № 2        Застать сумели мы едва.       Они стояли у порога,      Уже готовые в дорогу. ­ Учитель: Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один грустный, другой  веселый.     ­ АНТОНИМЫ (повесить табличку на доску). ­ Учитель: Что же такое антонимы?  ­ Учитель: Братья не случайно собрались в дорогу, им нужна помощь. Пришло им письмо  от любимого дедушки, да вот незадача: половина его оказалась сплошным чернильным  пятном. Помогите прочитать им письмо:           «Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых,  лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…».  (дети дополняют: щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, честными,  образованными, волевыми). в) Учитель:  А теперь, ребята, мы познакомимся с жильцами квартиры № 3. Они очень  любят читать журналы и в них юмористические рассказы. Один из них они попросили  прочитать вам, чтобы вы отгадали их имена:                                       Юмореска          Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и  дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей  водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:          ­ О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран,  кран мне ниспошли, о, Всевышний!          И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся,  несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный…                                                                            (И. Верзилин). ­ Учитель:  Какие же слова живут в квартире № 3? г)­    ОМОНИМЫ (повесить табличку на доску). ­ Учитель: А что такое омонимы? ­ Объясните, почему произошла ошибка? Составьте предложения в этими словами. (работа  в тетрадях для схем) . ­ Это ваше художественное творчество. Подберите ЛЗ слова «художественный».  Художественный – значит «образный». ­ С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (средство создания  юмора) Учитель: Подскажите мне, сколько омонимов в стихотворении?           Облачка уже красны,          Смотрят сосны:          Лихо прыгают козлы          Через козлы.          Крикнут филин:          ­ Я сего          Не одобрил дела.          Ну­ка марш козлы в село!          Солнце село. ­ Как называются такие омонимы? (козлы­ омографы, село ­ омоформы).          ( Омографы: слова одной части речи, пишутся одинаково, но слышатся по­разному, и  омоформы – слова, которые одинаково пишутся, но относятся к разным частям речи).  Учитель: Все квартиры на первом этаже заняты,                    А прежде, чем на второй этаж подняться,                    Нужно физминуткой заняться.          Физкультминутка    Вышла мышка как­то раз (ходьба на месте)    Поглядеть, который час (повороты вправо, влево, пальцы «трубочкой» перед  глазами).    Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).    Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук –             «дернули за гири»).     Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).     Убежали мышки вон (бег на месте). Учитель: поднимаемся на второй этаж, узнаем, кто здесь живет? д)  ­ Кто вы? ­ Мы лисички, дружные сестрички.       ­Ну, а вы­то кто же?       ­ Мы лисички тоже.        ­Как, с одной­ то лапкой?        ­Нет, еще со шляпкой.  ­ Учитель:Так кто же живет в квартире №4? ( многозначные слова)        ­Какое многозначное слово вам встретилось? (шляпка).       ­Какие же значения есть у слова «шляпка»? (шляпка гриба и шляпка       девочки).      ­ Что их объединяет? (верх чего­ либо).      ­А почему у гриба верх называется «шляпкой»? (круглая форма)       ­Какой омоним встречается в этой загадке? (лисички) д)  Учитель:А под самой крышей находится мансарда.  ­ Что это такое?  ­ Жилое помещение на чердаке под скатом крыши. Там идет заседание   общества  любителей образного слова. Собрались здесь слова, которые  «умеют плакать и смеяться,  приказывать, молить и заклинать и, словно  сердце, кровью обливаться, и равнодушно  холодом дышать» (Я. Козловский). ­ Учитель: Какие слова могут такое? ­ Слова с переносным значением (повесить карточку на доску). Учитель: запишите стихотворение и найдите слова с переносным значением, определите  средство выразительности:          Усталое солнце по небу гуляет.          Ленивая туча над лесом скучает.          На сонной березе щебечут синицы.          Спит ветер игривый средь поля пшеницы. ­ Для чего автор использует слова с переносным значением? (описать природу как живую). ­ Как называется художественное средство? (олицетворение) ­ А дома вы продолжите работу с тропами: выписать из стихотворений описание природы,  найти  и подписать олицетворения. Учитель: Итак, ребята, назовите жильцов нашего теремка.          IV. Вот такие жильцы в нашем теремке. Но, конечно же, мы еще не ко всем сходили в  гости, но обязательно это сделаем.           V. Вы узнали  о жильцах немало. А что запомнили?  Проведем взаимоопрос по схеме.  Как всегда, вы самостоятельно оцениваете своего соседа по парте.     ­ Объясните, почему именно такая отметка?     ­ Конечно, ребята, я вам доверяю, но мне хотелось бы самой услышать ответы ( у доски  отвечает контрольный ученик на вопросы класса).  VII. Итог урока.  ­Вот и подошел к концу наш урок. Но это совсем не означает, что мы с вами закончили  изучение «Лексики». Нет, мы еще вернемся к этому разделу в 6 классе и хочется, чтобы вы сохранили полученные знания, ведь от этого во многом будут зависеть ваши успехи.  ­ А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова.      Горят, как жар, слова      Иль стынут, словно камни,­      Зависит от того,      Чем наделил их ты,      Какими к ним в свой час     Притронулся руками И сколько отдал им      Душевной теплоты. Лексический  диктант ( по   толкованию, т.е. лексическому  значению, определить  нужно  понятие  и  записать  одним  словом)  Плавучая  гора,  отколовшаяся  от  прибрежного  ледника ( айсберг)  Аппарат  для  чистки  от  пыли  помещения  или  вещей  ( пылесос)  В  иголках  бугорок  мышку  поволок ( ёжик)  Словарный состав языка ( лексика)  Ребята, я рада, что Вы ответили на мои вопросы. Но где нам найти толкование слов,  которые мы услышали  впервые?   (в словарях)  Сколько необходимо слов для общения? (4­5 тыс.)  Какие словари толковые Вы знаете? (самые известные, объёмные). (словарь  Ожегова, 57 тыс. слов; 4­х томник Д. Ушакова, 85 тыс. слов; 17­ти томный словарь  современного русского языка, 120 тыс. слов; толковый словарь Даля, 200 тыс. слов,  30 тыс. пословиц) Работа в тетрадях. Составить словосочетания с прилагательным мягкий. мягкий мох (нежёсткий – основное значение), мягкий свет, мягкий характер, мягкая вода,  мягкий климат /  Что же происходит? Как называется такое явление? (однозначность;  многозначность) Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие, красивые и уроды,  здоровые и больные, весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные,  откровенные и хитрые.   (Б. Черкасов)  (антонимы) Продолжить пословицы: Молод годами, да стар делами. Любишь кататься … Лучше горькая правда … Не было бы счастья … Не верь началу, верь … Работа со словарём: привести примеры однозначных и многозначных слов (пары слов). Тестовая работа. 1.Все слова языка (лексика). 2.Раздел лингвистики, изучающий лексику (лексикология). 3.Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). 4.Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). 5.Слова с переносным значением (метафоры). 6.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). 7.Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений (синонимы). 8.Слова, противоположные по значению (антонимы). Бирск­2014
скачать по прямой ссылке