Урок-обобщение предусматривает повторение определений: лексика, синонимы, антонимы, омонимы, прямое и переносное значение слова, однозначные и многозначные слова. Это урок -путешествие, во время которого ребята как будто поднимаются по этажам дома, заходят в квартиры, в которых живут определенные понятия, выполняют различные задание на нахождение омонимов в тексте, подбора синонимов к словам, пишут лексический диктант.
УРОК ЛЕКСИКА.doc
развитие умения формулировать проблему;
формирование логических умений;
1. Воспитательные:
Тема: Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок игра.
Метод: комбинированный, игровой.
Модель обучения: базовая
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика».
Задачи урока:
1. Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте;
формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
1. Развивающие:
осуществление системнодеятельностного подхода;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и
сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные :
обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова, омонимах,
синонимах, антонимах;
работа с толковыми словарями разных авторов.
Метапредметные:
формирование ценностного отношения к русскому языку,
формирование нравственных ценностей.
Личностные:
воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку.
«Тот народ, который создал такой язык, поистине великий и счастливый народ».
К. Паустовский Ход урока.
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
«В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Ответить на этот вопрос вам поможет загадка: «Не мед, а ко всему липнут» (слова).
Учитель: Конечно, в нашем теремке живут слова.
Учитель: Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского
языка? (Лексика).
О чем же у нас сегодня пойдет речь на уроке?
II. Объявление темы и цели урока . Оформление темы в тетрадях.
III. Повторение изученного.
Учитель: В нашем теремке слова живут очень дружно, хотя и в разных квартирах.
Например, в квартире № 1 живут слова – братья, близкие по значению.
Что это за слова?
а) СИНОНИМЫ (повесить табличку на доску).
УЧИТЕЛЬ: Одного брата зовут Смелый.
А как зовут других братьев? Запишите, (отважный, храбрый, бесстрашный,
мужественный).
Подберите синонимы к следующим словам, чтобы признак был выражен сильнее (на
доске записаны слова):
Большой … теплый …
Влажный … хороший…
Прохладный … беспокойный…
б) Жильцов квартиры № 2
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
Учитель: Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один грустный, другой
веселый.
АНТОНИМЫ (повесить табличку на доску).
Учитель: Что же такое антонимы?
Учитель: Братья не случайно собрались в дорогу, им нужна помощь. Пришло им письмо
от любимого дедушки, да вот незадача: половина его оказалась сплошным чернильным
пятном. Помогите прочитать им письмо:
«Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых,
лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…».
(дети дополняют: щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, честными,
образованными, волевыми). в) Учитель: А теперь, ребята, мы познакомимся с жильцами квартиры № 3. Они очень
любят читать журналы и в них юмористические рассказы. Один из них они попросили
прочитать вам, чтобы вы отгадали их имена:
Юмореска
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и
дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей
водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник
встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:
О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран,
кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся,
несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный…
(И. Верзилин).
Учитель: Какие же слова живут в квартире № 3?
г) ОМОНИМЫ (повесить табличку на доску).
Учитель: А что такое омонимы?
Объясните, почему произошла ошибка? Составьте предложения в этими словами. (работа
в тетрадях для схем) .
Это ваше художественное творчество. Подберите ЛЗ слова «художественный».
Художественный – значит «образный».
С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (средство создания
юмора)
Учитель: Подскажите мне, сколько омонимов в стихотворении?
Облачка уже красны,
Смотрят сосны:
Лихо прыгают козлы
Через козлы.
Крикнут филин:
Я сего
Не одобрил дела.
Нука марш козлы в село!
Солнце село.
Как называются такие омонимы? (козлы омографы, село омоформы).
( Омографы: слова одной части речи, пишутся одинаково, но слышатся поразному, и
омоформы – слова, которые одинаково пишутся, но относятся к разным частям речи).
Учитель: Все квартиры на первом этаже заняты,
А прежде, чем на второй этаж подняться,
Нужно физминуткой заняться.
Физкультминутка
Вышла мышка както раз (ходьба на месте)
Поглядеть, который час (повороты вправо, влево, пальцы «трубочкой» перед
глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук –
«дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте).
Учитель: поднимаемся на второй этаж, узнаем, кто здесь живет?
д) Кто вы? Мы лисички, дружные сестрички.
Ну, а выто кто же?
Мы лисички тоже.
Как, с одной то лапкой?
Нет, еще со шляпкой.
Учитель:Так кто же живет в квартире №4? ( многозначные слова)
Какое многозначное слово вам встретилось? (шляпка).
Какие же значения есть у слова «шляпка»? (шляпка гриба и шляпка девочки).
Что их объединяет? (верх чего либо).
А почему у гриба верх называется «шляпкой»? (круглая форма)
Какой омоним встречается в этой загадке? (лисички)
д) Учитель:А под самой крышей находится мансарда.
Что это такое?
Жилое помещение на чердаке под скатом крыши. Там идет заседание общества
любителей образного слова. Собрались здесь слова, которые «умеют плакать и смеяться,
приказывать, молить и заклинать и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно
холодом дышать» (Я. Козловский).
Учитель: Какие слова могут такое?
Слова с переносным значением (повесить карточку на доску).
Учитель: запишите стихотворение и найдите слова с переносным значением, определите
средство выразительности:
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
Для чего автор использует слова с переносным значением?
(описать природу как живую).
Как называется художественное средство? (олицетворение)
А дома вы продолжите работу с тропами: выписать из стихотворений описание природы,
найти и подписать олицетворения.
Учитель: Итак, ребята, назовите жильцов нашего теремка.
IV. Вот такие жильцы в нашем теремке. Но, конечно же, мы еще не ко всем сходили в
гости, но обязательно это сделаем.
V. Вы узнали о жильцах немало. А что запомнили? Проведем взаимоопрос по схеме.
Как всегда, вы самостоятельно оцениваете своего соседа по парте.
Объясните, почему именно такая отметка?
Конечно, ребята, я вам доверяю, но мне хотелось бы самой услышать ответы ( у доски
отвечает контрольный ученик на вопросы класса).
VII. Итог урока.
Вот и подошел к концу наш урок. Но это совсем не означает, что мы с вами закончили
изучение «Лексики». Нет, мы еще вернемся к этому разделу в 6 классе и хочется, чтобы вы
сохранили полученные знания, ведь от этого во многом будут зависеть ваши успехи.
А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова.
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни,
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками И сколько отдал им
Душевной теплоты.
Лексический диктант ( по толкованию, т.е. лексическому значению, определить нужно
понятие и записать одним словом)
Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника ( айсберг)
Аппарат для чистки от пыли помещения или вещей ( пылесос)
В иголках бугорок мышку поволок ( ёжик)
Словарный состав языка ( лексика)
Ребята, я рада, что Вы ответили на мои вопросы. Но где нам найти толкование слов,
которые мы услышали впервые? (в словарях)
Сколько необходимо слов для общения? (45 тыс.)
Какие словари толковые Вы знаете? (самые известные, объёмные). (словарь
Ожегова, 57 тыс. слов; 4х томник Д. Ушакова, 85 тыс. слов; 17ти томный словарь
современного русского языка, 120 тыс. слов; толковый словарь Даля, 200 тыс. слов,
30 тыс. пословиц)
Работа в тетрадях.
Составить словосочетания с прилагательным мягкий.
мягкий мох (нежёсткий – основное значение), мягкий свет, мягкий характер, мягкая вода,
мягкий климат /
Что же происходит? Как называется такое явление? (однозначность;
многозначность)
Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие, красивые и уроды,
здоровые и больные, весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные,
откровенные и хитрые. (Б. Черкасов) (антонимы)
Продолжить пословицы:
Молод годами, да стар делами.
Любишь кататься …
Лучше горькая правда …
Не было бы счастья …
Не верь началу, верь …
Работа со словарём: привести примеры однозначных и многозначных слов (пары слов).
Тестовая работа.
1.Все слова языка (лексика).
2.Раздел лингвистики, изучающий лексику (лексикология).
3.Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).
4.Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).
5.Слова с переносным значением (метафоры).
6.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
7.Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений (синонимы). 8.Слова, противоположные по значению (антонимы).
Бирск2014
Урок -обобщение по теме "Лексика"
Урок -обобщение по теме "Лексика"
Урок -обобщение по теме "Лексика"
Урок -обобщение по теме "Лексика"
Урок -обобщение по теме "Лексика"
Урок -обобщение по теме "Лексика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.