Урок-обобщение в 8 классе на тему «Основные классы неорганических веществ»
Оценка 5
Разработки уроков
doc
химия
8 кл
30.03.2018
Урок-обобщение в 8 классе на тему
«Основные классы неорганических веществ»
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации неорганических веществ
Задачи:
1. Образовательные:
проверить глубину и прочность усвоения учащимися основных понятий данной темы;
2. Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, готовность к сотрудничеству и взаимопомощи;
3. Развивающие:
стимулировать познавательную деятельность при решении экспериментальных задач;
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов действий.
Вид урока: общественный смотр знаний.
Методы: словесные (беседа), словесно-наглядные (использование карточек с заданиями), практические (проведение демонстрации).
Материалы и оборудование к уроку: таблица растворимости, ПСХЭ, карточки с заданиями, инструктивные карты, пробирки, реактивы: набор индикаторов (фенолфталеин, лакмус, метилоранж), растворы кислоты, щелочи, вода.
Перед уроком учащиеся делятся на 4 группы.
Ход урока:
Девиз урока: «Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».
А. Дистервег
I этап. Мотивация
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок – п
29114020319.doc
Урокобобщение в 8 классе на тему
«Основные классы неорганических веществ»
Обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации
Цель:
неорганических веществ
Задачи:
1. Образовательные:
проверить глубину и прочность усвоения учащимися основных понятий данной
темы;
1. Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, готовность к
сотрудничеству и взаимопомощи;
2. Развивающие:
стимулировать познавательную деятельность при решении экспериментальных
задач;
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов действий.
Вид урока: общественный смотр знаний.
Методы: словесные (беседа), словеснонаглядные (использование карточек с
заданиями), практические (проведение демонстрации).
Материалы и оборудование к уроку: таблица растворимости, ПСХЭ, карточки с
заданиями, инструктивные карты, пробирки, реактивы: набор индикаторов
(фенолфталеин, лакмус, метилоранж), растворы кислоты, щелочи, вода.
Перед уроком учащиеся делятся на 4 группы.
Девиз урока: «Не в количестве знаний заключается образование, но в полном
понимании и искусном применении всего того, что знаешь».
Ход урока:
А. Дистервег
I этап. Мотивация
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок – путешествие по стране
«Химия». Скажите, что мы сможем узнать об этой стране? (дети формулируют цель и
задачи урока).
Итак, готовы к путешествию? Тогда в путь! Отправимся мы с вами в составе 4
экипажей в удивительную и загадочную страну. Много у нее тайн и загадок. Страну эту
населяют множество маленьких существ веществ. Каждый химический народ имеет
свой состав, особенности, обычаи, традиции.
В этой удивительной стране живут вещества простые и сложные; спокойные,
уравновешенные, беспокойные, просто буйные; ядовитые и безвредные; полезные и
очень вредные; кислые и соленые, сладкие и горькие, вкусные и безвкусные;
конфликтные и компромиссные; имеющие разные взгляды на отношение друг к другу,
но живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении. Я
приглашаю вас в страну Химию. На ваших столах лежат инструктивные карты – путеводители по стране «Химия».
По ходу путешествия вы будете заполнять эти карты, а в конце урока вы мне их
сдадите и вас оценю.
II этап. Актуализация опорных знаний
Учитель: Перед вами карта нашего путешествия. Мы сегодня побываем в 4
областях страны: оксиды, кислоты, основания и соли. Дайте определение этим
классам. (фронтальный опрос).
Жители этой страны прислали нам приглашение, под которым они оставили свои
автографы. Отгадав каждый из них, мы сможем отправиться в путь.
Задание «Найти родственников»
АI(ОН)3, СО2, Mn2О7, HNО3, H2SiО3, Na3PO4, Mg(OH)2, CaCО3, RbOH, CuO, HBr, FeO,
CsOH, CaCI2, H2SO4, Na2CО3, KCI, SO2, H2SO3, NaOH.
К доске выходят по одному участнику от каждой команды. Ученик из первой команды
выписывает оксиды, второй – основания, третьей – соли, четвертой кислоты.
этап. Выделение главного, наиболее существенного, обобщение и
III
систематизация
Учитель: Итак, вы справились с первым заданием, и мы можем отправляться в
Два элемента в них всего
Кислород важней всего!
путь.
Скажите, на какую станцию мы прибыли?
На станцию «ОКСИДЫ». А вот и задание (работа со слайдом №5).
Учитель: Как классифицируют оксиды по составу? Вам предложены формулы
оксидов. Разделите их на оксиды металлов и неметаллов. (Учащиеся работают
индивидуально на карте. Для проверки
Ребята, а чем особенен оксид водорода? (Сообщение учащегося о воде.)
Вы не задумывались, какое значение имеют оксиды, где их применяют?
Это интересно!
• Разработано нагревательное устройство для завивки волос, в основе которого
лежит реакция гашения извести водой:
СаО + Н2О = Са(ОН)2
негашеная гашеная
известь известь
• Красная окраска кирпича обусловлена образованием твердых растворов Fe2O3 в
глиноземе Al2O3 .
Прочитайте формулы оксидов и назовите их.
Водород в состав их входит,
За собой остаток водит,
Они кислые на вкус,
Их…………….зовут.
Скажите, на какую станцию мы прибыли?
Следующая станция – «КИСЛОТЫ» По каким признакам классифицируют кислоты? Распределите кислоты по различным
признакам (запись в картах ).
Какое значение имеют кислоты? (Сценка)
Группы атомов оаш
Очень важный признак наш,
Фенолфталеиновый в нас
Становится малиновый.
Следующая станция «Основания».
Как представить классификацию представленных оснований?
Cu(OH)2, Mg(OH)2, KOH, LiOH, NaOH, Ca(OH)2, Al(OH)3 Fe(OH)3 . Запись в картах.
Металл и кислотный остаток
В них дружно живут,
Эти вещества……..зовут.
Ребята мы прибываем к последней станции этой страны «Соли».
Задание «Соотнеси название и формулу соли»
Знаете ли вы …
Наличие в атмосферной пыли нитрата натрия, сульфата натрия снижает прозрачность
атмосферы.
Артериальное давление в организме зависит от содержания в нем поваренной соли –
хлорида натрия.
Составьте формулы предложенных солей. (Работают в картах, по одному – у доски)
Значение солей. (Сообщение учащегося).
Во всех странах употребляют соль. И это неудивительно. Без соли не могут жить люди
и животные. Взрослому человеку для поддержания жизнедеятельности необходимо
получать 8 10г соли ежесуточно. Недостаток соли (как, впрочем, и ее избыток)
пагубно сказывается на здоровье. Соль содержится в слюне, желудочном соке; наличие
соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление.
Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат, особенно
раненых, при отступлении была обусловлена нехваткой поваренной соли. У древних
народов нередко были войны изза соляных источников, а некоторые народы Африки
платили когдато за соль золотым песком. Римские легионеры времен Цезаря часть
жалования получали солью. Соль заменяла деньги во многих странах. У многих народов
соль символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебомсолью встречают дорогих
гостей.
этап. Установление внутрипредметных связей
IV
Учитель: Ребята, мы с вами сейчас познакомились с огромным количеством
неорганических веществ. Скажите, как их можно распознать среди множества соединений? (используем индикаторы). (Фронтальный опрос по знаниям изменения
окраски индикатора в различных средах)
Сейчас проведём миниисследование.
Содержание эксперимента. В трех пронумерованных пробирках находятся вода,
щелочь и кислота. Даны индикаторы: метилоранж, фенолфталеин, лакмус. Учащимся
предлагается выяснить, под какими номерами они находятся. Им предстоит найти
короткий путь определения веществ, т.к. во времени они ограничены. Для решения есть
несколько вариантов:
исследовать содержимое каждой пробирки тремя индикаторами;
исследовать содержимое 2х пробирок из трех с помощью каждого индикатора;
с помощью метилоранжа проверить все три пробирки.
Учащиеся проводят эксперимент, заполняют таблицы в инструктивных картах, делают
вывод.
V этап. Анализ итогов
Итог урока. Ну, вот мы и вернулись домой из увлекательного путешествия.
Сдайте свои инструктивные карты
VI
этап. Инструктаж по домашнему заданию.
Предлагается задание по выбору – одно из трёх:
составить кроссворд по номенклатуре основных классов неорганических соединений;
написать заметку «соли в быту» (кислоты, оксиды, основания);
найти материал об истории открытия некоторых представителей классов веществ.
VII
этап. Рефлексия.
Используемая литература
Габриелян О.С. Химия. Учебное пособие, 8 класс. – М.: Дрофа. 2009.
1.
2. Что мы знаем о химии? /под ред. профессора Ю.Н. Кукушкина. М.: Высшая
школа. 1993.
3. Штремплер Г.И. Химия на досуге. – М.: Просвещение. 1993.
4. Сайт «Фестиваль педагогических идей».
Урок-обобщение в 8 классе на тему «Основные классы неорганических веществ»
Урок-обобщение в 8 классе на тему «Основные классы неорганических веществ»
Урок-обобщение в 8 классе на тему «Основные классы неорганических веществ»
Урок-обобщение в 8 классе на тему «Основные классы неорганических веществ»
Урок-обобщение в 8 классе на тему «Основные классы неорганических веществ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.