Урок обобщения и систематизации знаний на тему: «Металлы»
Оценка 4.9

Урок обобщения и систематизации знаний на тему: «Металлы»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
химия
9 кл—11 кл +1
14.06.2017
Урок  обобщения и систематизации знаний на тему: «Металлы»
Уроки обобщения и систематизации стимулируют учащихся к повторению больших разделов, крупных блоков, позволяют осознать их системный характер, позволяют раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладеть опытом их переноса в нестандартные ситуации. Уроки обобщения и систематизации знаний обладают особой спецификой. Обычно учитель заранее называет вопросы для повторения, указывает источники, предварительно проводятся беседы, групповые консультации, индивидуальные собеседования. Предлагаемая разработка урока позволяет закрепить, систематизировать и расширить знания о металлах, их строении и общих свойствах. Будет полезен для проведения уроков как для учащихся общеобразовательных школ, так и для ребят, обучающихся в средних профессиональных заведениях.
Урок обобщения и систематизации знаний на тему Металлы.doc
Урок  обобщения и систематизации знаний на тему: «Ни едино художество, ни едино ремесло простое употребление металлов миновать не может. (М.В. Ломоносов) «Металлы» Цель урока:  ­ обучающая: закрепить, систематизировать и расширить знания о металлах, их строении и общих  свойствах. .­ развивающая: развитие внимания, сосредоточенности, способности логически мыслить,  доказательно строить рассуждения, развивать познавательный интерес к предмету на основе  заданий с межпредметным содержанием и профессиональной направленностью. ­ воспитательная: воспитание коммуникативных навыков и культуры труда. Оборудование: доска, мел, кодоскопные пленки, кодоскоп, таблица Д.И. Менделеева ряд  напряжений металлов, справочное пособие по химии, поднос с предметами: зеркало, электрический выключатель, ложка; карточки­задания, сигнальные карточки по технике безопасности, штатив с  пробирками, цинк, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, пробка с газоотводной  трубкой, коллекция металлов и сплавов. Межпредметные связи: спецтехнология, физика, экология, литература. Региональный компонент   Экологическое содержание: вредное воздействие тяжелых металлов на организм человека. Форма организации работы в группе: коллективная и индивидуальная. Форма организации занятий: фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа по карточкам. Тип урока:   Методы работы: репродуктивные, самостоятельная работа, демонстрационный эксперимент.  : определение жесткости воды на АО «Воронежсинтезкаучук».   обобщение и систематизация знаний. Ход урока: 1. Оргмомент.  Взаимное приветствие преподавателя и учащихся. Проверка готовности к уроку (тетради,  ручки). Фиксация отсутствующих. На подносе представлены предметы: зеркало, электрический выключатель, ложка. Что  объединяет все эти предметы? (металлы) Сегодня мы проводим урок обобщения и систематизации  знаний на тему: «Металлы».  Цель нашего урока: закрепить, систематизировать и расширить знания о металлах, их  строении и общих свойствах. Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова русского ученого  энциклопедиста М.В. Ломоносова: «Ни едино художество, ни едино ремесло простое употребление металлов миновать не может».  С целью экономии времени на обдумывание и выполнение заданий желающим учащимся  предлагаю опережающие индивидуальные задания для предварительной подготовки: 1. На характеристику металла как химического элемента 2. Составление электронного баланса 3. Анализ исторической справки 4. Анализ содержания металлов в витаминах 5. На  химические свойства металлов 6. Анализ схемы прибора и экспериментальное задание (работа в паре) 7. Работа по разноуровневым  карточкам 2. Обобщение и систематизация знаний. У каждого из нас есть свой адрес: это улица, дом, квартира. У химических элементов тоже  есть свой  «дом». Как он называется? (таблица Д.И. Менделеева) 1. Как определить, где в таблице Д.И. Менделеева находятся металлы? Каких элементов  больше: металлов или неметаллов? 2. В каком виде встречаются металлы в природе? (простое вещество, оксиды, гидроксиды,  соли) 3. В чем отличие химического элемента металла от простого вещества металла? 4. Какое количество электронов имеют металлы на внешнем уровне? (от 1 до 3) 5. Какие свойства  окислителей или восстановителей проявляют металлы в ходе  химических реакций и почему? (восстановители) В подтверждение  этих вопросов рассмотрим опережающие задания, которые выполнили  наши учащиеся. Задание № 1. Охарактеризуйте алюминий как химический элемент по плану: Устно: порядковый номер, период, ряд, относительная атомная масса;  строение атома: количество электронов, протонов и нейтронов. Письменно: Электронная формула, строение электронного облака, распределение  электронов по  квантовым ячейкам Дополнительный вопрос: К какому типу   s, p, d, f – элементов относится алюминий и  почему? Поясните, какую валентность, и степень окисления проявляет алюминий? Задание № 2 Составьте электронный баланс для уравнения: Cu+HNO3 (конц.) Cu (NO   Дополнительный вопрос (серебра) 3)2+NO2+H2O →  : ионы, какого металла обладают бактерицидным действием?  6. Перечислите, какие общие  физические свойства характерны для металлов? (ковкость,  пластичность, металлический блеск, непрозрачность, электро­, теплопроводность) 7. Какой тип химической связи и тип кристаллической решетки характерны для металлов?  (металлические)  8. Чем обусловлены общие свойства металлов? (наличием электронного газа) 9. Назовите: а) самый  ковкий металл? (золото) Из 1 г золота можно вытянуть 2 км проволоки б) самый тепло­ и электропроводный металл? (серебро) в) самый легкий? (литий) г) самый тугоплавкий? (вольфрам) Т. пл. 3420оС Задание № 3 Проанализируйте достоверность следующей исторической справки. Ответ мотивируйте. В Воронеже в 1978 году ртутный столбик термометра опустился до температуры  ­42оС 10. Почему опасно употреблять в пищу плоды растений, растущих вдоль автострад?  (содержание свинца и тяжелых металлов) 11. Вспомните жизнь, какого сказочного героя была заключена в яичной скорлупе? (Кощея  Бессмертного) Идеальным источником, какого элемента, необходимого для нашего организма  является яичная скорлупа? (90% кальция) В нашем организме содержится около 1 кг кальция.  Какие известные вам фармацевтические препараты содержат кальций? (кальций Д3­никомед,  кальцид, глюконат кальция)   Задание № 4 Рассмотрите упаковку поливитаминов и определите (выпишите в тетрадь) какие химические элементы – металлы необходимы для нормального функционирования нашего организма. Вывод: металлы играют двойственную роль в природе – могут приносить  и пользу и вред. 1. На предприятии «Воронежсинтезкаучук» при анализе сточных вод определяют жесткость воды.  Ионы, каких металлов обусловливают жесткость воды? (Ca2+, Mg2+). Как можно устранить  временную жесткость воды? (кипячением).С помощью какого метода анализа можно  количественно определить временную жесткость воды? ( ацидиметрия) 2. Вспомните, из каких металлов изготавливают электроды для электрохимических методов  анализа? (серебро, медь, ртуть, платина Задание № 5 Как определить будут ли протекать следующие реакции? Au+HCI   …                               Zn+CuSO4 …  → → Как известно, самостоятельно выполнить задание легче, чем исправить ошибки.  Задание № 6 В предложенной схеме прибора для получения водорода найдите Экспериментально соберите прибор для получения водорода и ошибки и предложите правильное решение. докажите его наличие. Технику безопасности повторите по сигнальным карточкам.                                                                     HNO3                                                H2                                                                     Ag Ошибки    : При взаимодействии серебра и азотной кислоты водород не образуется. 1. Металл следует взять до водорода в ряду напряжений металлов 2. Кислоту лучше взять соляную 3. Пробирку вторую не закрывать, так как система должна быть открытой 4. Вторую пробирку перевернуть вверх дном, так как водород легче воздуха 14.Что такое амфотерность? Где в таблице Д.И. Менделеева расположены  амфотерные  элементы? Как доказать экспериментальным путем  амфотерность цинка? Самостоятельная работа учащихся по разноуровневым карточкам.  Самостоятельная работа по теме: «Металлы»  Самостоятельная работа по теме: «Металлы» Вариант №1 На оценку «3» вопросы с 1 по 3. 1. Какой металл входит в состав чугуна? а/ никель    б/ железо   в/ цинк    г/ титан 2. Никель относится к а/ s­элементам    б/ р­элементам    в/d­элементам   г/f­элементам 3. Коррозии не подвергается металл: а/ железо    б/ платина    в/ цинк    г/ медь На оценку «4» вопросы с 1 по 5. 4.Высшая валентность марганца в соединениях равна… 5. В третьем периоде наиболее ярко выраженные металлические свойства проявляет элемент… На оценку «5» вопросы с 1 по 6 6. Осуществите цепочку превращений и укажите тип химических реакций:   Mg      Mg(OH)     Mg(NO    MgO  3)2   → → → 2 Самостоятельная работа по теме: «Металлы» Вариант №2 На оценку «3» вопросы с 1 по 3 1. К драгоценным металлам относится: а/ магний   б/ серебро    в/ титан   г/ алюминий 2.Элемент кальций проявляет валентность: а/ 1     б/ 2     в/ 3     г/ 4 3. В самородном виде в природе встречается металл: а/ золото    б/ железо     в/ кобальт     г/ натрий  На оценку «4» вопросы с 1 по 5 4.Щелочно­земельные металлы  находятся в группе №… 5. В 1А группе наиболее ярко выраженные металлические свойства проявляет элемент… На оценку «5» вопросы с 1 по 6 6. Осуществите цепочку превращений и укажите тип химической реакции      → ZnO       → ZnCI2  Zn (OH) 2      → Zn И в заключение нашего урока небольшое сообщение в форме стихотворения о получении и  применении металлов.   Стихотворение  Ефима Ефимовского: Не сразу в дом пришел металл, Не сразу ложкой, вилкой стал. Не сразу стал он кружкой И заводской игрушкой. Был путь металла долог: Сперва пришел геолог. Нашел он гору – в ней руда. И горняки пришли туда. И машинист дает гудок – К печам руду доставит в срок. И металлический ручей Течет из огненных печей. Еще работе не конец: Придут и токарь и кузнец, Слесарь и штамповщик, Сварщик, фрезеровщик. И каждый вложит труд в металл, Чтобы металл трудиться стал. Он в проводах несет нам свет, Металл – коньки, велосипед, Метро, трамвай, будильник, Утюг и холодильник Последний вопрос: какова актуальность сегодняшней темы для вас, лаборантов  химического анализа? (большинство приборов изготовлены из металлов и сплавов, качественный и  количественный анализ металлов в производственных анализах).  . Подведение итогов урока. Выставление оценок.  . Домашнее задание. III  IV  Охарактеризуйте на выбор любой металл как химический элемент и как простое вещество,  используя справочную литературу.

Урок обобщения и систематизации знаний на тему: «Металлы»

Урок  обобщения и систематизации знаний на тему: «Металлы»

Урок обобщения и систематизации знаний на тему: «Металлы»

Урок  обобщения и систематизации знаний на тему: «Металлы»

Урок обобщения и систематизации знаний на тему: «Металлы»

Урок  обобщения и систематизации знаний на тему: «Металлы»

Урок обобщения и систематизации знаний на тему: «Металлы»

Урок  обобщения и систематизации знаний на тему: «Металлы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2017