Урок обобщения и закрепления знаний и презентация на тему: «Особенности работы учителя с детьми разных типов темпераментов»

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала план-конспект.docx

Тема урока: «Особенности работы учителя с детьми разных темпераментов»

Разработала: Трофименко Ирина Георгиевна

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Цели и задачи урока:

1.     Образовательная:

- систематизировать и обобщить систему понятий о физиологических основах темперамента;

- расширять знания об основах типов темперамента через собственные наблюдения;

- доказать, что типы темпераментов влияют на профессиональное становление человека;

- научить студентов определять и учитывать индивидуальные особенности темпераментов детей в учебно-воспитательной работе;

2.     Развивающая:

- развивать умения определять особенности своего темперамента, учитывать его положительные и отрицательные стороны, особенности их проявления в учебно-воспитательной работе;

- способствовать формированию бесконфликтного общения, терпимости, человеческого отношения с учетом типа темперамента собеседника;
- способствовать развитию самоанализа и умения различать и учитывать индивидуально-психологические особенности младших школьников;

- развивать познавательные и творческие способности;

3.     Воспитательные:

- формировать научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды, убеждения.

      КОС: будут сформированы З-2, З-8, У-2 (Приложение 1)

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6

ПК 3.1, ПК 4.3, ПК 4.5 (Приложение 2)

      Литература:

1.Дубровина И.В., Данилова Е.Е, Прихожан А. М. Психология: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – 6-е издание, - М.: Издательский центр «Академия», 2007, с. 315.

2.Ильин Е.П. Психология: Учебник для средних учебных заведений – СПб.: Издательство «Питер», 2004, с. 121.

3.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. – 5-е издание. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. – КН.1: Общие основы психологии, с.320.

     Оборудование: презентации, пакет психологических задач, таблицы, видеоролики, «пазл» темперамента, памятки.

План учебного занятия:

     I этап. Организационно-мотивирующий

Прием мотивации: аппеляция к жизненному опыту обучающихся

     Посмотрите на рисунок и скажите, с чем будет связана тема сегодняшнего урока. (На доске картинки «смайликов» по различным типам темперамента). А для чего нам нужно знать особенности типологии темперамента? А нужно ли знать типы темпераментов учителю? Для чего?

Итак, тема нашего урока: «Особенности работы учителя с детьми разных темпераментов».

     II этап. Целеполагание

Исходя из темы урока, какие цели урока вы можете выдвинуть?

     Мы закрепим свои представления о типах темперамента, их особенностях; поговорим о том, почему и каким образом следует учитывать особенности темперамента при выборе профессии; как тип темперамента может повлиять на профессиональное самоопределение в будущем; научимся определять и учитывать индивидуальные особенности темпераментов детей в учебно-воспитательной работе.

Какие ОК и ПК будут формироваться на уроке?

     III этап. Планирование

1.     Актуализация опорных знаний студентов: разминка «Ломаем голову».

2.     Составление портрета – пазла «Мой темперамент»

3.     Представление минипроектов:

- «Проявление качеств личности в зависимости от темперамента»

- «Темперамент и выбор профессии»

     4. Упражнение «Шапка профессий»

5. Выполнение познавательных заданий:

а) работа с памяткой «Темперамент педагога и профессиональная деятельность»

б) решение психологических кейс - задач

     6. Моделирование рекомендаций учителю по организации учебно-воспитательного процесса учащихся с различными типами темперамента

7. Рефлексия

1. Актуализация опорных знаний студентов: разминка «Ломаем голову».

1слайд. Какой психологический термин представлен на картинке?

утенокИндивид - человек, как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт

 

индивидуальность2 слайд. Какой психологический термин представлен на картинке?

 Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

индивидуальность3 слайд. Какой психологический термин представлен на картинке?

личностьЛичность — это индивид, осознающий свою индивидуальность

 

4слайд. Темперамент – это …

5 слайд. Дополните высказывания и соотнесите с типами темпераментов.

Гиппократ – древнегреческий врач (460-377 до н.э.) создал учения о темпераменте. Он говорил: «…люди различаются соотношением …- крови,…,желчи,… и….

6 слайд. Дополните высказывания и соотнесите с типами темпераментов.

И. П. Павлов говорил: «… к фундаментальным свойствам … относятся …, … их уравновешенность и …».

7 слайд. Соотнесите типы темпераментов и высшей нервной деятельности по И. П. Павлову.

http://xreferat.ru/image/77/1307497608_1.png

8        слайд.  Обозначьте тип темперамента к мушкетерам

http://akak.ru/recipes/pictures/000/012/602_big.jpg

2.Составление портрета – пазла «Мой темперамент»

Дома вы должны были составить свой портрет характеристику по типу темперамента, начиная местоимением «Я». Вы читаете свои характеристики, а группа определяет ваш темперамент.

Пример: Я бодрая, у меня всегда повышенное настроение, я не сдержанная, у меня выразительные мимика и пантомимика, я люблю поболтать с подружками, я быстро приспосабливаюсь к новой обстановке. Кто я?

3.Представление минипроектов:

Конечно же от темперамента человека зависит многое, темперамент влияет на проявление качеств личности. Как это происходит, расскажет в своем минипроекте «Проявление качеств личности в зависимости от темперамента»

Вопросы по минипроекту:

-

-

По особенностям темперамента психологи рекомендуют выбирать определенный тип профессии.

Минипроект  «Темперамент и выбор профессии»

Вопросы по минипроекту:

очему в выборе профессии следует учитывать особенности темперамента? Может, это делать не обязательно? 

- Природные особенности оказывают существенное влияние на профессиональное становление человека. Их игнорирование может привести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам, а то и к нервным заболеваниям.

4. Упражнение «Шапка профессий»

     Вы сейчас на листочке напишете свое имя и свой тип темперамента, который вы выявили на прошлом уроке с помощью теста Айзенка. Затем свернете листок в трубочку, все ваши листочки мы соберем в шапку, перемешаем их в ней, и вы снова получите назад свернутый в трубочку листочек, но уже написанный одноклассником. На этот раз вы к имени одноклассника и его типу темперамента подберете профессию, которая, по-вашему, мнению, подходит для типа темперамента. Все написанные листочки мы соберем в шапку, перемешаем их, потом вы снова выберете любой из них и, развернув, прочтете, что получилось.

5. Выполнение познавательных заданий:

а) работа с памяткой «Темперамент педагога и профессиональная деятельность»

Перед вами лежит памятка «Темперамент педагога и профессиональная деятельность». Учителя так же должны учитывать особенности своего темперамента, его положительные и отрицательные стороны, их особенности проявления в учебной и воспитательной работе. Сейчас каждая группа должна выбрать из материала положительные и отрицательные стороны темпераментов учителей. (Тезирование главного).

б) решение психологических кейс - задач

На ваших столах лежит пакет психологических задач. Определите по психологическим признакам, о каком типе темперамента младшего школьника идет речь в каждом отдельном случае. Работа в парах. (Приложение 3)

А теперь внимание на экран. Используя круг Айзенка, определите к какому виду темперамента относится герой докажите характеристикой.

(Видеовопросы).

6. Моделирование рекомендаций учителю по организации учебно-воспитательного процесса учащихся с различными типами темперамента

Существуют и выделяются исследователями и педагогами особенности проявления темпераментных особенностей младших школьников, учителю следует учитывать эти особенности при организации учебно- воспитательного процесса.

Уже зная особенности проявления темпераментов у младших школьников, давайте составим рекомендации для учителя по организации учебно-воспитательного процесса у учащимися разных темпераментов. Каждая группа составляет рекомендации для определенного типа темперамента, пользуясь текстовыми материалами, представленными у вас на столах.

6. Контроль  «Синквейн»

Я предлагаю вам составить синквейн по пройденному материалу. Синквейн – это творческая работа, которая имеет коротнкую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных срок.  Запишите в виде синквейна ваше восприятие темы «Темперамент»

Правила составления синквейна 5 строк:

1.     понятие (одно слово): Темперамент

2.     прилагательные (два слова): особенный, пластичный

3.     глаголы (три слова): возникает от скорости ПП, проявляется, оказывает влияние

4.     предложение (из четырех слов): это врожденные особенности человека

5.     существительное (одно слово): деятельность

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

6.     Рефлексия

Сегодня на уроке:

Самым полезным, интересным было…

Я встретился с трудностью…

Мне это необходимо для …

Строки самому себе …

Скажи комплимент теме ….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

КОС учебной дисциплины: психология (текущий контроль)

Тема 2.3 Темперамент

Тип задания: творческое задание (14)  З-2  З-8  У-2

Содержание задания: составить рекомендации для учителя по проблеме: «Учет темперамента в учебно-воспитательной работе».

Требования к выполнению: используя различные источники информации и знания о типах темперамента, составить рекомендации для учителя по работе с детьми с учетом типов темперамента.

Образец выполнения:

Тип темперамента

Черты личности поведения (+)

Черты личности поведения (-)

Какие качества необходимо развивать

Пути, формы и методы воспитания необходимых черт личности

холерик

 

 

 

 

сангвиник

 

 

 

 

меланхолик

 

 

 

 

флегматик

 

 

 

 

Форма контроля качества: рекомендации

Литература для выполнения:

1.Дубровина И.В., Данилова Е.Е, Прихожан А. М. Психология: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – 6-е издание, - М.: Издательский центр «Академия», 2007, с. 315.

2.Ильин Е.П. Психология: Учебник для средних учебных заведений – СПб.: Издательство «Питер», 2004, с. 121.

3.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. – 5-е издание. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. – КН.1: Общие основы психологии, с.320.

 

 

Приложение 2

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде,

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализ деятельности других педагогов.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Пакет психологических кейс -задач

 

1.     Лена В., 2 класс

Девочка подвижная, ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, тянет руку, разговаривает с соседом. Преобладающее настроение веселое и бодрое. На вопрос: «Как дела?» - обычно отвечает с улыбкой: «Очень хорошо!», - хотя иногда оказывается, что полученные отметки не так уж хороши. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко дисциплинировать. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива (сангвиник)

2.      Виктор, 3 класс.

Медлителен, походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом, сам руки не понимает, на вопрос учителя отвечает правильно. Его трудно рассердить или рассмешить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. В разговор вступает редко, больше молчит. Материал понимает не быстро, требуется несколько раз повторить. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. Любит порядок (флегматик)

3.      Борис, 3 класс.

Безгранично увлекающийся, быстрый, порывистый, в любую минуту готов сорваться и лететь в любом направлении. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливости дает сбивчивые ответы. Очень инициативен, учителей засыпает вопросами. Когда рассердится, не умеет себя держать, хотя и старается. Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, т.к. от желания его выполнить не дослушивает до конца (холерик)

 

 

 

 

 

По предлагаемым характеристикам определите, какой тип темперамента у мальчика

 Саша, 2 класс.

Очень впечатлительный и чувствительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтательный. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, то в большинстве случаев выполнит его не хуже других (меланхолик)

 

 

 

 

По предлагаемым характеристикам определите, какой тип темперамента у мальчика

Вася Ф., 4 кл. Веселый, жизнерадостный мальчик, отзывчивый, незлопамятный. Однажды на пионерском сборе Вася критиковал своего друга за плохое поведение. После сбора они поссорились. Вася даже расплакался. “Я тебе хорошего пожелал, а ты драться”. До конца уроков он был печален, а потом друзья вмести пошли домой. Есть у Васи и недостатки: поручения часто выполняет поспешно, необдуманно или не доводит начатое дело до конца. К празднику 1 Мая Васе нужно было выучить стихотворение. Он охотно взялся за это, но через 2–3 дня у него возникли “уважительные” причины: стихотворение неинтересное, у пего нет времени его выучить, и он уже готов отказаться от выступления.

 

 

 

 

 

По предлагаемым характеристикам определите, какой тип темперамента у девочки

Лена В., 2 класс

Девочка подвижная, ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, тянет руку, разговаривает с соседом. Преобладающее настроение веселое и бодрое. На вопрос: «Как дела?» - обычно отвечает с улыбкой: «Очень хорошо!», - хотя иногда оказывается, что полученные отметки не так уж хороши. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко дисциплинировать. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива (сангвиник)

Задание

Определить какой тип темперамента характеризует каждое выражение.

(Заглавную букву типа темперамента поставьте рядом с порядковым номером).

1. Рекомендуется развивать выразительность и эмоциональность речи.

2. Следует развивать усидчивость.

3. Нельзя ставить в ситуацию неожиданного ответа на вопрос.

4. Не могут работать в шуме в группе продленного дня, с трудом выполняют устные предметы.

5. Трудно работать по шаблону, алгоритму, необходимо разнообразие.

6. Лучше спрашивать в начале урока.

7. Лучше спрашивать в конце урока.

8. Комфортно чувствуют себя на открытом уроке.

9. Спешат побыстрее сдать работу, поэтому следует приучать проверять контрольную работу, диктант.

10. Требовать тщательного выполнения домашних заданий, поручений.

11. Рекомендуется спрашивать на уроках обобщения пройденного материала.

12. Активно работают на уроке при объяснении и закреплении новой темы.

13. Нельзя требовать немедленного включения в деятельность.

14. Нельзя требовать быстрого изменения неудачной формулировки.

15. Следует чаще контролировать, так как быстро теряет интерес к работе.

16. Учить тщательно панировать свою деятельность и доводить до конца.

17. Лучше выполняют монотонную, однотипную работу.

18. Любят работать самостоятельно, не отвлекаясь по алгоритму.

19. Рекомендуется мягкое, тактичное чуткое, внимательное отношение.

20. Требуется больше времени на выполнение домашнего задания.

21. Не рекомендуется быстро переключать с одного задания на другое.

22. Развивать общительность, воспитывать коллективизм, дружбу через совместную деятельность.

23. Следует создавать условия для работы в более быстром темпе, вызывать эмоциональное отношение к тому, что делает сам ученик и его одноклассники.

24. Воспитывать устойчивые интересы, изживать беззаботность, беспечность, легкомыслие.

25. Постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, нерезких движений, воспитывать сдержанность.

26. В конфликтной ситуации с ним следует разговаривать подчеркнуто спокойно, тихим голосом.

27. Недопустима чрезмерная строгость, резкое повышение требований.

28. Отучать от излишней робости, застенчивости, давать возможность проявлять активность.

29. Развивать активность, подвижность, преодолевать вялость, инертность.

30. Поощрять их энергичность, инициативность.

31. Следует посадить новенького ученика с, так как он положительно реагирует на смену объектов общения, рода занятий, переход от одного ритма жизни к другому.

32. Как можно реже, осторожнее и мягче использовать отрицательную оценку.

33. Предпочитают задания с медленными, плавными движениями, стереотипными способами действия.

 

 

 

 

 

Учет типа темперамента в выборе профессии

- Ответьте на вопрос, почему в выборе профессии следует учитывать особенности темперамента? Может, это делать не обязательно? (ответы учащихся)

- Природные особенности оказывают существенное влияние на профессиональное становление человека. Их игнорирование может привести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам, а то и к нервным заболеваниям.

Успех овладения профессией зависит от особенностей темперамента. Одни профессии предъявляют высокие требования к выдержке, самообладанию, быстроте реакции, другие требуют усидчивости, выносливости. То, что подходит сангвинику, там не может работать меланхолик; там, где может успешно работать холерик, не выдержит флегматик, но есть профессии, где при разных природных особенностях переносят нагрузки все типы темперамента.

- Как вы думаете, какие профессии подходят сангвиникам? (ответы учащихся)

- Сангвинику интереснее заниматься разнообразной работой, где он получает новые задания. Ему подходят профессии, связанные с общением и организацией деятельности других людей. Ему подходит деятельность, требующая быстрой реакции и, вместе с тем, уравновешенности.

Подумайте и назовите эти профессии (педагог, психолог, социальный педагог, учитель, менеджер, продавец, парикмахер, специалист по связям с общественностью, врач, юрист, журналист, официант и др.)

- Какие профессии подходят холерику?(ответы учащихся)

-Холерику нужна работа, в которой чередуются периоды больших усилий и спокойной деятельности. Ему не следует выбирать профессии операторского типа, летчика, диспетчера, водителя.

Назовите профессии, которые можно рекомендовать холерику (маркетолог, хореограф, режиссер, испытатель, каскадер, налоговый полицейский, охранник, артист цирка)

- Где может работать флегматик?

- Флегматик наибольших успехов может достигнуть в работе, не требующей быстрой смены действий, ловкости и большой активности, но там, где необходимы усидчивость, последовательность и настойчивость. Нежелательно выбирать профессии, связанные с общением (руководитель, предприниматель, педагог, врач)

Назовите профессии для флегматика (экономист, программист, цветовод, эколог, егерь, лесничий, лаборант, агроном, ветеринар, фермер)

- Какие профессии можно рекомендовать меланхолику?

-Меланхолику подходит работа, требующая тонких ручных умений, высокой чувствительности. Ему противопоказаны профессии, связанные с постоянными стрессовыми ситуациями, с неожиданностями и сложностями. Надо искать работу там, где можно спокойно трудиться за столом, либо заниматься предметным трудом, исследованием, творчеством, моделированием, конструированием.

Назовите профессии, где может работать меланхолик (художник, косметолог, композитор, ювелир, декоратор, зоопсихолог, зоотехник, архитектор)

- Как вы думаете, какие профессии подойдут вашему типу темперамента? Объясните, почему? (ответы учащихся)