Урок "Обособление приложений. Дефис в приложениях"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
11 кл
05.03.2018
Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку в 11 классе по теме «Обособление приложений. Дефис в приложении» носит комплексный характер.Цель: обобщить и систематизировать знания о приложении, формировать навык постановки знаков препинания при приложениях; совершенствовать навык употребления приложений в речи.
урок в 11.doc
Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку в 11 классе по теме
«Обособление приложений. Дефис в приложении»
Тип занятия комплексный
Цель: обобщить и систематизировать знания о приложении, формировать навык
постановки знаков препинания при приложениях; совершенствовать навык употребления
приложений в речи.
Задачи:
1) Образовательные
Повторить знания об обособлении, о грамматических характеристиках
обособленных приложений;
Актуализировать знания об одиночных приложениях, условиях обособления / не
обособления приложений;
Актуализировать знания о постановке дефиса в приложениях;
2) Развивающие
Совершенствовать пунктуационные навыки опознавать, объяснять, правильно писать
и исправлять ошибки в предложениях с приложениями;
Совершенствовать навык постановки дефиса в приложении;
Развивать аналитические способности учащихся при наблюдении над языковым
материалом;
Развивать логическое мышление учащихся при работе в парах;
Совершенствовать навык изучающего чтения;
3) Воспитательные
Воспитывать любовь к родному языку (через дидактический материал);
Воспитывать дружеские чувства при работе в парах.
Ход урока.
1. Орг. Момент
2.Разминка a)В русском языке много прекрасных слов, но сейчас хотелось бы вспомнить
такие как РАДОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, МУДРОСТЬ. По какому признаку можно
объединить эти слова? ( существительные, обозначают отвлеченные понятия, имеют
одинаковые суффиксы – ость – , образованы одним способом суффиксальным).Задание:
вспомнить и записать слова с таким суффиксом.
б) ( работа в парах)
На столах у вас карточки, определите художественные средства и синтаксические фигуры:
1. И никто с начала мира не видал такого пира. (А.С.Пушкин) (Гипербола).
2. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский) (Олицетворение).
3. Снег, словно мёд ноздреватый,
Лег под прямой частокол. (С.Есенин) (Сравнение).
4. Не умрет твой стих могучий,
Достопамятноживой, Упоительный, кипучий,
И воинственнолетучий,
И разгульноудалой. (Н.Языков) (Эпитет).
5.Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.С.Тургенев) (Антитеза).
6.Рассвет рукой прохлады росной
Сшибает яблоки зари. (С.Есенин) (Метафора).
7.На лице его светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)
(Градация)..
Синтаксические фигуры:
8.Выхожу один я на дорогу. (М.Ю.Лермонтов) (Инверсия).
9.
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова) (Анафора).
3. Повторение предыдущего материала
Закончите начатые утверждения:
1.Обособление – это…
2.Обособленные члены предложения на письме выделяются…
3.Посмотрите на схемы, расположенные на доске и вспомните, когда выделяются запятыми
обособленные определения?
Вспомним, что такое приложение. Приложениеэто… (определение, выраженное
Проверь себя! В каких предложениях между выделенными словами нужно поставить
существительным. Оно ставится в том же падеже и числе, что и определяемое слово).
Показ презентации «Условия обособления приложений»
дефис?
1. Москва река в этот час особенно красива.
2. Город Хабаровск основан в 1858 году.
3. С этой просьбой обращайтесь к товарищу Травкину.
4. Перед домом возвышалась красавица ель.
5. Рядом с отцом шла дочь красавица.
6. Он любил вечерами беседовать со сторожем Степаном.
7. Актёр Дорофеев в этой роли великолепен! 8. Из дома выбежал Терёшка кучер.
9. Её отец был генералом полковником.
10. Цветок василёк можно использовать в лекарственных целях.
11. Исаак Левитан — замечательный художник пейзажист.
12. Новая экранизация романа "Анна Каренина" многим не понравилась.
(ответ:1,4,5,8,9,11)
4.Комплексное применение знаний при работе с текстом.
На экране текст, на основе которого будет построена работа
1) Я шёл лесом затоптанным людьми побитым обшарпанным, в петлях троп и дорог.
2) Всюду по лесу чадили костры и возле них валялись труженики наехавшие из
города .
3) Разгоняющие гиподинамию горожане рубили, пилили, ломали, поджигали лес,
притомились уже и загорали под солнцем.
4) Впереди стояла некрупная, коленом изогнутая чёрнопегая берёза чуть
выдавшаяся к дороге.
5)
Горькой струёй сквозящую печаль донесло до меня — так может пахнуть
только увядающее дерево, и я уловил неслышное движение, заметил березовый листок
искрой светящийся в воздухе .
6) Медленно, неохотной в то же время торжественно падал он,цепляясь за ветви, за
изветренную кожу, за отломанные сучки, братски приникая ко встречным листьям...
7) Упругости листа хватило на полминуты, не более, жилы и жилочки его ослабли,
распустились, прогнулся серединой лист и обрывком искуренной бумажки расклеился на
моей ладони.
8) Как он пробудился и занял своё место в лесу?
9) Сколько сил потратила берёза, чтобы этот её листок выпростался из почки,
немой, плотно заклеенной ,и зашумел весёлым шумом вместе со всеми листьями?..
10) 3емля наша справедлива ко всем, хоть маленькой радостью наделяет она всякую
сущую душу, всякое растение, всякую тварь, и самая бесценная, бескорыстно дарованная
радость — сама жизнь!
11) Но тварито и, прежде всего, так называемые разумные существа не научились у
материземли справедливой благодарности за дарованное счастье жизни. 12) Ах, если бы хоть на минуту встать, задуматься, послушать себя, душу свою,
проникнуться светлой грустью бледного листа ,предвестника осени, ещё одной осени, ещё
одного, кемто означенного круга жизни, который совершаем мы вместе с нашей землёю и
когдато закончим свой век падением, скорей всего не медленным, не торжественным, а
мимоходным, обидно простым, обыденным — на бегу вытряхнет из себя толпа ещё одного
спутника и умчится дальше, даже не заметив утраты.
13) Сколько ещё предстоит томиться непонятной человеческой тоской и
содрогаться от внезапности мысли о тайне нашей жизни?
14) Кто скажет нам об этом?
15)
Кто утешит и успокоит нас, мятущихся, тревожных, слитно со всей
человеческой тайгой шумящих под мирскими ветрами и в назначенный час, по велению
того, что зовётся судьбою, одиноко и тихо опадающих на землю?
(В.П.Астафьев).
Прочитайте предложенный текст.
Задание классу: 1. Спишите 15 предложения, вставьте пропущенные знаки
препинания. Выделите обособленные определения.
2.Укажите номер предложения, в котором использовано распространенное обособленное
приложение.
12
13
11
3
1)
2)
3)
4)
3.Выпишите из предложения 6 слово, в котором правописание НН в суффиксе
определяется правилом: «НН пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных,
образованных от глаголов, если есть приставка, отличная от НЕ»(отломанную)
4.Выпишите из предложения 15 словосочетание со связью согласование.
5.Среди предложений
1)8
2)9
3)13
4)14
найдите предложение с обособленным определением.
5. Подведение итогов урока 6. Домашнее задание. Творческое задание. Составить текст, используя
обособленные определения и приложения
Урок "Обособление приложений. Дефис в приложениях"
Урок "Обособление приложений. Дефис в приложениях"
Урок "Обособление приложений. Дефис в приложениях"
Урок "Обособление приложений. Дефис в приложениях"
Урок "Обособление приложений. Дефис в приложениях"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.