Урок: Образы живописи в музыке

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства; анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства; понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в исполнении. Материалы к уроку: портреты композиторов, писателей, репродукции картин, музыкальный материал.
Иконка файла материала 8.docx
Образы живописи в музыке. Цели   урока:   исследовать   значение   изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов; находить ассоциативные   связи   между   художественными   образами музыки   и   другими   видами   искусства;   анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства; понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в исполнении. Материалы   к   уроку:   портреты   композиторов,   писателей, репродукции картин, музыкальный материал. Ход урока. Организационный момент.Слушание: песня «Слово и нота» в исп. А. Иванова (музыка и слова Михаила Шелега). Где найти мне такое слово, Чтобы скептик не мог оспорить, Чтобы даже самого злого Слово это могло успокоить? Разбудило б любовь и нежность, Подарило бы веру снова, Чтоб вселяло в сердца надежду, Где найти мне такое слово? Ночью, когда за окном стемнеет, Ночью, когда лишь Луна и звёзды, Слово это над миром реет, Словно птица, пронзая воздух. Ночью, когда засыпает город, Ночью, когда сон смыкает вежды, Я в тишине разыщу это слово ­Слово Веры, Любви и Надежды, Слово Веры, Любви и Надежды. Где найти мне такую ноту И так к слову её поставить, Чтоб сердца пригласить к полёту, Чтобы души летать заставить? Чтоб струной натянулась тонко, Не сфальшивила б ни на йоту, Чтоб звучала легко и звонко, Где найти мне такую ноту? Утром проявится дня рисунок, Утром, когда горизонт проснётся, На золотых лучах, как на струнах, Ноту эту сыграет солнце. Утром, когда всколыхнёт природу Птичий гомон светло и нежно, Я в пеньи птиц разыщу эту ноту ­Ноту Веры, Любви и Надежды, Ноту Веры, Любви и Надежды. Утром, когда всколыхнёт природу, Птичий гомон светло и нежно, Я в пеньи птиц разыщу эту ноту ­ Ноту Веры, Любви и Надежды, Ноту Веры, Любви и Надежды. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки такой постичь!»                                           (Г. Гессе) Сообщение темы урока.­   Все   художественные   произведения   –   и   музыки,   и изобразительного искусства, и литературы – рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь. Понять по­ настоящему произведение искусства – значит проникнуться его содержанием, осознать, на какой жизненной почве оно возникло и выросло. Связь   музыки   и   литературы   бесспорна   и   очевидна,   а   вот музыка   и   изобразительное   искусство   образуют   более сложный союз. Сегодня мы и поговорим об этом союзе. Работа по теме урока. 1. Связь музыки и изобразительного искусства. ­   Музыка   и   поэзия   ­   искусства   временные,   они взаимодействуют в едином потоке звучания, едином биении ритмического пульса. Изобразительное искусство ­ явление пространственное, это цвет, линии и формы. Вроде бы ничего общего с музыкой, укоторой   своя   художественная   область.   Встретиться   они, конечно, могут, например, в опере, балете, либо в другом музыкальном   спектакле,   где   действие   требует   и музыкального выражения, и декоративного оформления. Изучая различные музыкальные произведения, мы встречаем в ней не только песни и сказки, поэмы и баллады, не только оперы,   навеянные   литературными   образами   ­   такие,   как, например, «Снегурочка» Н. Римского­Корсакова, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Орфей и Эвридика» К. Глюка. В   музыке   давно   существуют   симфонические картины и этюды­картины, фрески и эстамп, музыкальные портреты. Названия   музыкальных   произведений   отражают вдохновившие   их   образы:   «Лес»   и   «Море»   А.   Глазунова, «Облака» и «Туманы» К. Дебюсси, «Богатырские ворота в Киеве», «Старый замок» М. Мусоргского… Выходит,   не   только   литература,   но   и   изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания?2. Музыка и пейзаж. ­ Откройте учебники на стр. 145 и прочитайте, что написал немецкий поэт­романтик Людвиг Тик о Звуке и Цвете. «Что завистливо разделила воля богов, соединяет богиня Фантазия, так что каждый Звук знает свой Цвет, сквозь каждый листок просвечивает сладостный Голос, зовущий собратьями   Цвет,   Пенье,   Аромат»,­   писал   немецкий поэт­романтик Людвиг Тик. Он   имел   в   виду,   что   каждое   искусство   выражает   своё: живопись – цвет, поэзия – слово, музыка – звук. Поэтический пейзаж. Разделив звук и цвет, проведя границы между искусствами, боги не затронули мир природы, который живёт и дышит в единстве   своих   проявлений.   Каждое   искусство,   стремясь создать   свой   собственный   полноценный   мир,   способно сказать больше того, что ему традиционно приписывают.­   Прочитайте   отрывок   из   романа   А.   Пушкина   «Евгений Онегин». (Учащиеся самостоятельно читают отрывок). Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идёт волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. ­   Как   описывает   автор   краски   зимы? (Очень   поэтично, живописно, образно.) Так   описывал   А.   Пушкин   яркие   картины   приходы   зимы. Приведённый отрывок – настоящий поэтический пейзаж. Внём   каждая   строка   наделена   живописным   образом.   Зима предстаёт как величественное снежное царство. На ветвях, на полях и холмах – всюду бескрайний снежный покров. Даже на этом маленьком примере видно, что у литературы достаточно изобразительных средств – её красочные эпитеты и метафоры рисуют яркий зрительный образ. Пейзаж музыкальный. Но   ведь   по­своему   ярки   и   музыкальные   пейзажи.   Какие цветы, какие  снежинки  порой можно «увидеть» в музыке! Вот   один   из   «зимних»   музыкальных   пейзажей   –   Вариация Феи зимы из балета С. Прокофьева «Золушка». Слушание:   Вариация   Феи   зимы   из   балета   С.   Прокофьева «Золушка». В этой музыке мы почти видим, как волшебница зима плетёт узорное снежное кружево. Музыка очаровывает нас плавным движением – лёгкая метель исполняет свой сказочный танец.3. Музыка и пространство. Существует   изречение   И.   В.   Гёте:   «Архитектура   –   это онемевшая музыка». Столь яркое, образное сравнение, если только   это   не   дань   поэтическому   красноречию,   рождает целый ряд вопросов. Можно   ли   уподобить   музыкальное   произведение архитектурному сооружению? Что такое «музыкальное пространство»? Как оно выражает себя в звуках? Приходилось ли вам когда­нибудь слышать эхо? Вспомните, где его можно услышать. Наверное, прежде всего вы назовёте лес или горы, где есть большое пространство, далеко разносящее звуки природы. В чём заключается особое звучание эха? Оно бывает близким и далёким, звонким и глухим. В нём мы слышим   собственный   голос,   далёкий   и   близкий   –   взависимости   от   протяжённости   пространства.   Так   же   и   в музыке: если композитор хочет внести в звучание ощущение пространства, он пользуется  эффектом эха, передавая  его через громкость звучания – динамику. Как   и   в   природе,   музыкальное   эхо   –   это   отдалённое повторение голоса. Оно звучит тише, приглушённее: ведь это всего   лишь   отзвук   живого   голоса.   И   динамика   (громко   – тихо) играет здесь первостепенную роль. Вот как звучит эхо в хоре Орландо Лассо. Слушание: О. Лассо «Эхо». ­ В чём же заключается эффект эха? (Сам отголосок, то есть эхо, звучит тише.) Совершенно верно, то есть очертания пространства зависят от приближённости или удаленности эха, то есть от степени громкости его звучания.Таким образом, одним из элементов пространства в музыке является громкостная динамика. Это привело к открытию области выразительных средств, связанных с распределением в произведении уровней громкости. Примечательно, что эти уровни получили в музыке название оттенков или нюансов ­ а ведь это определение из области живописи! Музыкальные оттенки имеют свою шкалу: рр ­ пианиссимо ­ предельно тихое исполнение; р ­ пиано ­ тихо; mp ­ меццо пиано ­ умеренно тихо; mf ­ меццо форте ­ умеренно громко; f ­ форте ­ громко; ff ­ фортиссимо ­ предельно громко. Динамика   обозначает   границы   пространства,   создаёт впечатление близости и отдалённости звучания. Изображение пространства   в   музыке   значительно   усиливает   её выразительные возможности.Итог урока: ­ Итак, ребята, что же общего у таких казалось бы различных видов искусства как живопись и музыка? (Общего много. И музыка,   и   живопись   воссоздают   определённые   образы. Только   каждая   своими   средствами:   музыка   ­   звуками, живопись ­ цветом, линиями. Многие понятия в этих двух видах   искусства   имеют   общие   названия:   динамика, оттенки, нюансы...) Вопросы и задания: 1. Назовите   музыкальные   произведения,   навеянные природой или другими изображениями. 2. Какие   картины   можно   представить,   слушая   музыку «Вариации Феи зимы» из балета С. Прокофьева «Золушка»? Рассматривая произведения изобразительного искусства, подумайте, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку. 3.4. Как изображено эхо в хоре О. Лассо? 5. Подумайте,   какие   звуки   природы,   кроме   эха,   могут вызвать пространственный эффект. Какими музыкальными средствами он может быть выражен? 6. Выполните   задание   в   «Дневнике   музыкальных произведений» на стр. 23.Музыкальные сюжеты в литературе. Цели урока: Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот; находить ассоциативные связи   между   художественными   образами   музыки   и литературы; анализировать и обобщать многообразие связей музыки   и   литературы;   анализировать   примеры преобразующего воздействия музыки на человека. Материалы   к   уроку:   музыкальный   материал,   портреты композиторов, иллюстрации картин. Ход урока: Организационный момент:Звучит   песня Булата   Окуджавы «Надежды   маленький оркестрик» (автор музыки и слов – Б. Окуджава). Когда внезапно возникает Ещё неясный голос труб, Слова как ястребы ночные Срываются с горячих губ, Мелодия как дождь случайный Гремит и бродит меж людьми, Надежды маленький оркестрик Под управлением любви. Надежды маленький оркестрик Под управлением любви. В года разлук, в года смятений, Когда свинцовые дожди Лупили так по нашим спинам, Что снисхождения не жди, И командиры все охрипли,Тогда командовал людьми Надежды маленький оркестрик Под управлением любви, Надежды маленький оркестрик Под управлением любви. Кларнет пробит, труба помята, Фагот как старый посох стёрт, На барабане швы разлезлись, Но кларнетист красив, как черт, Флейтист как юный князь изящен, И вечно в сговоре с людьми, Надежды маленький оркестрик Под управлением любви, Надежды маленький оркестрик Под управлением любви.­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Что общего в стихотворении Константина Никольского и песне Булата Окуджавы? Запись на доске: «О несчастных и счастливых, о добре и зле, О лютой ненависти и святой любви, Что творилось, что творится на твоей земле – Всё это в музыке, ты только улови».                                         (К. Никольский) Сообщение темы урока: ­ Музыка жила в литературе всегда. Она несла надежду и спасение,   оплакивала   потери   и   возвеличивала   любовь.   В музыке вся наша жизнь. Музыка бросала вызов судьбе ­ и нередко выигрывала, потому что перед её силой отступала даже смерть.Не   случайно   эпиграфом   к   нашему   уроку   мы   взяли   слова Константина Никольского из песни «Музыкант». Сегодня мы продолжаем разговор о музыкальных сюжетах в литературе. Работа по теме урока: Легенды о музыке. Люди всегда знали божественную силу музыки. Не случайно ещё  во времена  глубокой  древности  они сложили  миф об Орфее   ­   легендарном   прародителе   самоотверженного племени певцов и музыкантов, чей голос покорял не только людей и природу, но даже богов. Каков был его голос, как звучала   его   лира,   ­   этого   мы,   к   сожалению,   не   услышим никогда. История навсегда унесла живую музыку Орфея. Она   осталась   только   в   древнем   предании,   бессмертном памятнике   литературы,   получившем   название   «Миф   об Орфее».Миф об Орфее «...Орфей был животворящим гением священной Греции, пробуждающим её божественную душу. Его лира о семи струнах обнимала всю вселенную. Каждая из струн соответствовала также одному из состояний человеческой души и содержала закон одной науки и одного вида искусства. Мы потеряли ключ к её полной гармонии, но её различные тона никогда не переставали звучать для человечества...» (Эдуард Шюре) В легендах мы читаем об Орфее: «...Однажды   ранней   весной,   когда   на   деревьях   появилась первая зелень, сидел великий певец на невысоком холме. У ног   его   лежала   золотая   кифара.   Поднял   её   певец,   тихо ударил по струнам и запел. Вся природа заслушалась дивным пением. Такая сила звучала в песне Орфея, так покоряла  она   и   влекла   к   певцу,   что   вокруг   него,   как   зачарованныестолпились  дикие  звери  из окрестных  лесов и гор. Птицы слетелись слушать  певца, даже деревья двинулись с  места и окружили Орфея...» (Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции») ­   Прочитайте   миф   об   Орфее   в   учебниках   на   стр.   140­ 141. Самостоятельное чтение учащимися. Орфей, сын фракийского царя 3агра и музы Каллиопы, был самым   известным   из   когда­либо   живших   поэтов   и музыкантов. Аполлон подарил ему лиру, а музы научили играть на ней, да так, что он не только очаровывал диких зверей,   но   и   заставлял   деревья   и   скалы   двигаться   под звуки   его   музыки.   Во   Фракии   несколько   древних   горных дубов так и остались стоять в танце. Орфей   участвовал   в   походе   аргонавтов,   своей   музыкой помогая им преодолевать множество препятствий. По возвращении он женился на юной нимфе Эвридике.Когда   Эвридика   внезапно   умерла   от   укуса   змеи,   Орфей смело спустился в Аид в надежде вернуть её назад. Там он   не   только   сумел   очаровать   перевозчика   Харона,   пса Цербера и судей своей чарующей музыкой, но и на время прекратил муки осуждённых. Пленительная   музыка   тронула   даже   грубое   сердце Гадеса, и он позволил Эвридике вернуться в мир живых. Гадес поставил лишь одно условие: по пути назад Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока Эвридика не выйдет на солнечный свет. Эвридика   шла   по   тёмному   проходу,   ведомая   звуками лиры, и, уже завидев солнечный свет, Орфей обернулся, чтобы убедиться, что Эвридика идёт за ним, и в тот же миг потерял жену навеки. Смерть   Орфея,   погибшего   от   дикого   неистовства вакханок, оплакивали птицы, звери, леса, камни, деревья, очарованные его музыкой.Со слезами на глазах музы собрали его останки и погребли у   подножия   горы   Олимп,   и   соловьи   там   теперь   поют слаще, чем где бы то ни было на свете. Лиру   Орфея   волны   прибили   к   острову   Лесбос,   где   её возложили   на   почётное   место   в   храме   Аполлона.   По просьбе Аполлона и муз лиру поместили на небесах в виде созвездия. ­   Кто   же   такой   Орфей? (Согласно   легенде,   это   самый известный   поэт   и   певец,   когда­либо   живший   на   свете. Сила его искусства была настолько велика, что, когда он пел и играл на лире, которую подарил ему Аполлон, даже скалы двигались под его музыку. Он участвовал в походе аргонавтов,   помогая   им   своим   талантом   преодолевать различные   трудности.   Силой   своего   искусства   он  даже воскресил умершую жену, прекрасную Эвридику.) Древнегреческий   миф   прославлял   великую   силу   музыки, покорившей даже бессмертных богов. Для К. Глюка Орфейстал   не   мифическим   героем,   а   живым   человеком. Рассказывая   в   музыке   о   его   судьбе,   композитор   словно заглянул   в   душу   Орфея,   раскрыл   скорбь,   верность   и мужество его страдающего сердца. Образы   поэтического   мифа   исключительно   популярны   в мировом   искусстве.   Опера   К.   Глюка   ­   не   единственное произведение, созданное на этот сюжет. Легенда   об   Орфее   вдохновляла   композиторов   на протяжении   многих   веков.   Так,   одна   из   первых   опер   в Европе,   созданная   и   поставленная   в   Италии   в   1600   году, называлась   «Эвридика».   В   начале   XVII   века   за   ней последовала   опера   итальянского   композитора   Клаудио Монтеверди   «Орфей».   В   конце   XVIII   века   в   России появилась   мелодрама   Евстигнея   Фомина   «Орфей».   Жак Оффенбах написал оперетту «Орфей в аду». В ХХ веке миф об   Орфее   возродился   в   балете   Игоря   Стравинского.Оригинальную трактовку мифа дал американский драматург Теннесси Уильямс в драме «Орфей спускается в ад». По   его   мотивам   написаны   полотна   великих   живописцев Тинторетто, Рубенса, Брейгеля и др. Многие годы в Польше  в Сопоте проходил международный фестиваль певцов «Золотой Орфей». И   может   быть,   мы   ещё   увидим   и   услышим   новые выдающиеся произведения на этот бессмертный сюжет. Слушание:   «Жалоба   Эвридики»   из   оперы   «Орфей   и Эвридика» К. В. Глюка. ­   Расскажите,   как   называется   эта   «Ария   без   слов»,   кто написал эту оперу и как звучит эта музыка? О чём же дальше повествует   миф? (Орфей   не   выполнил   условия   Аида обернулся, Эвридика тут же исчезла в царстве смерти. Музы погребли Орфея у подножия горы Олимп, а соловьи там поют теперь более красиво, чем где бы то ни было.Лиру, на которой играл Орфей, по просьбе муз и Аполлона поместили на небе в виде созвездия.) ­ Слово и Музыка. Язык слов и язык музыки... На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства.   Речь   человека   ­   универсальный   язык   нашего общения между людьми. Разговаривая, мы отлично понимаем друг друга. Но не всё можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Однако   язык   музыки   не   обладает   конкретностью,   а   слово проигрывает в соревновании со своим другом­соперником в передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна   существует   стремление   слиться   в   единомпроизведении.   Музыка   окрыляет   слово,   делает   его   более взволнованным,   а   слово   придаёт   музыке   большую определённость. Слушание: песня «Слово и нота» в исп. А. Иванова (автор слов и музыки ­ М. Шелег). Где найти мне такое слово, Чтобы скептик не мог оспорить, Чтобы даже самого злого Слово это могло успокоить? Разбудило б любовь и нежность, Подарило бы веру снова, Чтоб вселяло в сердца надежду, Где найти мне такое слово? Ночью, когда за окном стемнеет, Ночью, когда лишь Луна и звёзды, Слово это над миром реет, Словно птица, пронзая воздух.Ночью, когда засыпает город, Ночью, когда сон смыкает вежды, Я в тишине разыщу это слово ­ Слово Веры, Любви и Надежды, Слово Веры, Любви и Надежды. Где найти мне такую ноту И так к слову её поставить, Чтоб сердца пригласить к полёту, Чтобы души летать заставить? Чтоб струной натянулась тонко, Не сфальшивила б ни на йоту, Чтоб звучала легко и звонко, Где найти мне такую ноту? Утром проявится дня рисунок, Утром, когда горизонт проснётся, На золотых лучах, как на струнах, Ноту эту сыграет солнце.Утром, когда всколыхнёт природу Птичий гомон светло и нежно, Я в пеньи птиц разыщу эту ноту ­ Ноту Веры, Любви и Надежды, Ноту Веры, Любви и Надежды. Утром, когда всколыхнёт природу, Птичий гомон светло и нежно, Я в пеньи птиц разыщу эту ноту ­ Ноту Веры, Любви и Надежды, Ноту Веры, Любви и Надежды. Вопросы и задания: 1. Почему поэзию принято считать самой музыкальной из  форм литературы? 2. Назови известные тебе произведения литературы,  посвящённые музыке или музыкантам.3. В «Дневнике музыкальных наблюдений» запиши  стихотворение, которое, на твой взгляд, особенно  отличается музыкальностью. «Музыкальная   живопись»   сказок   и   былин.   Тема богатырей в музыке.Цели   урока:   понимать   значение   народного   творчества   в сохранении   и   развитии   общей   культуры   народа;   находить ассоциативные   связи   между   художественными   образами музыки   и   других   видов   искусства;   творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности. Материалы к уроку: портреты композиторов, музыкальный материал, иллюстрации. Ход урока: Организационный момент: Слушание: А. Бородин. Вторая Симфония «Богатырская». IV часть. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске:А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, не топтать их коням  землю русскую, Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается, и века простоит – не  шелохнётся!  Сообщение темы урока: Дух богатырских былин пронизывает всё русское искусство. В них художники видели и истоки национального характера, и   защиту   и   надежду   Русской   земли.   Богатыри   –   истинно могучий русский характер, который по­своему воплотился в образах   Ивана   Сусанина,   пушкинского   Руслана,   князя Игоря... Но и собственно богатырская тема ­ подлинное достояние русского искусства.Творчество   лучших   композиторов   пронизано   горячим чувством любви к родной стране, к своему народу, к русской природе. Тема нашего урока посвящена богатырям, которыми издавна славилась земля русская. Работа по теме урока: 1.   Богатырская   тема   ­   подлинное   достояние   русского искусства. «Никому   зла   не   причинял,   ничего   силой   не   отнимал,   не досаждал, не укорял, не бесчинствовал, но всех любил и в чести   держал,   и   веселился   с   вами,   с   вами   же   и   горе переносил»   ­   эти   слова   русского   полководца   Дмитрия Донского мог бы сказать о себе любой русский богатырь. Вторая симфония Бородина ­ одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам.В 1875 году русский композитор Александр Порфирьевич Бородин   заканчивает   свою   Вторую   симфонию   –   одно   из лучших   произведений   русской   симфонической   музыки.   Её премьера   состоялась   2   февраля   1877   года   в   одном   из концертов   Русского   музыкального   общества   в   Петербурге под управлением одного из крупнейших дирижёров той поры Эдуарда Направника. Она была восторженно встречена его именитыми друзьями, которые   оценили   её   как   лучшую   русскую   симфонию. Обсуждение   после   прослушивания   было   бурным:   Модест Петрович   Мусоргский   предложил   её   назвать   «Славянская героическая», однако, критик Владимир Васильевич Стасов запротестовал:   «Не   вообще   славянская,   а   конкретно   – русская, богатырская!» «Богатырская»   ­   это   название   Вторая   симфония   А.   П. Бородина носит и по сей день.По   свидетельству   Стасова,   прозвавшего   симфонию «Богатырской», Бородин представлял в третьей, медленной части образ Баяна, в первой ­ русских богатырей, а в финале ­ сцену разудалого богатырского пира. Первый музыкальный мотив симфонии, решительный и настойчивый, из которого вырастает музыка всей первой части, создаёт могучий образ русских богатырей. Слушая   музыку   Второй   –   «Богатырской»   симфонии   А. Бородина, мысленно представляешь образ Древней Руси, её бескрайние степи, богатырские заставы ­ весь образ далёких веков. Но не только история «звучит» в музыке Бородина. Она, как писал известный музыкант Б. Асафьев, «возбуждает ощущение   силы,   бодрости,   света;   в   ней   могучее   дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живёшь». Не этот ли благотворный оптимизм снова и снова возрождает к жизни богатырские образы в изобразительном искусстве ив музыке ­ как олицетворение светлой созидательной силы, всегда могучей, не умирающей даже в дни самых тяжёлых испытаний? Симфонию начинает волевая, решительная тема, интонации которой близки суровым былинным напевам. Она сразу же приковывает   к   себе   внимание   слушателя,   рождая представление   о   могучем,   простом   и   суровом   облике великого русского народа. Это поистине богатырский образ. Слушая   эту   тему,   невольно   вспоминаешь   могучего   Илью Муромца или Святогора, так прочно вросшего в эту землю, что его с места не сдвинешь. Для того чтобы эту массивную глыбу сдвинуть с места, надо её раскачать. И тема будто раскачивается, сползая на целый тон вниз и обнаруживая ещё большую   глубину   и   весомость.   В   итоге,   все   развитие приводит к утверждению уже знакомой «богатырской» темы. Картина «Три богатыря» была завершена В. Васнецовым в 1898 году, спустя 11 лет после смерти композитора. Врусском   искусстве   она   «прозвучит»   не   менее   громко   и победно, чем Вторая симфония Бородина. Слушание: А. Бородин. Вторая Симфония «Богатырская». I часть. Былинная   богатырская   тема   присутствует   и   в   цикле   М. Мусоргского «Картинки с выставки» ­ в пьесе «Богатырские ворота».   «Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874 году   в   память   о   друге   Мусоргского   художнике   и архитекторе В. А. Гартмане. Фортепианный   цикл   «Картинки   с   выставки»   завершается пьесой «Богатырские ворота». В. Гартман создал для Киева проект   Триумфальных   ворот.   Он   выполнен   в   «русском стиле».Три   полукруглые   арки,   словно   выхваченные   из   старинных боярских теремов. Столбы с капителями в народном духе. Резной   кокошник   с   иконами   и   двуглавым   орлом   над центральным   пролётом.   К   воротам   примыкает   часовня   со звонницей,   укрытой   куполом,   похожим   на   богатырский шлем. Чем­то пряничным, сусальным отдаёт этот рисунок. Мусоргский далеко отошёл от этой «картинки» Гартмана. Он создал пьесу, созвучную могучим финалам опер Глинки, прославляющим мощь и подвиг русского народа. Мелодия   «Прогулки»   приобретает   здесь   величавый, торжественный   вид.   В   неё   вплетается   суровая   тема, напоминающая   о   тяжких   годинах   Руси.   И   снова   ­ колокольный   звон,   ликующая   мелодия.   Пирует   народ   на празднике победы в славном стольном городе Киеве. Ворота   русских   богатырей.   Памятник   величия   и   славы русского народа!Слушание: М. Мусоргский. «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки». Так   в   музыкальном   творчестве   находит   своё   выражение главное,   что   определяет   характер   любого   народа.   Это   – глубокая   любовь   к   жизни,   богатая   фантазия,   чуткое отношение к красоте, патриотизм и недюжинная сила – не разбойная, не варварская, а мудрая и правая. Итог урока: «Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны, могучи   богатыри»   ­   эти   слова   Ильи   Муромца   звучат   как девиз всего русского богатырства. Сказки, легенды, предания, былины из века в век передают потомкам богатый опыт народа. Добро и зло, сила и немощь, реальность   и   вымысел   в   своей   бесконечной   веренице художественных воплощений образуют мощный поэтическийпоток вечных образов, которые называются великим словом «традиция». Вопросы и задания: 1. Какие   черты   богатырского   характера   объединяют изображение   богатырей   на   картине   В.   Васнецова «Богатыри»   с   богатырской   темой   в   музыке   Второй «Богатырской»   симфонии   А.   Бородина   и   «Богатырскими воротами» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского? 2. Почему,   когда   композиторы   обращаются   к   сказочным сюжетам,   в   их   музыке   так   возрастает   изобразительное начало? 3. В   «Дневнике   музыкальных   наблюдений»   нарисуй   свой любимый персонаж из музыкальной сказки.«Музыкальная   живопись»   сказок   и   былин.   Сказочные герои в музыке. Цели   урока:   анализировать   многообразие   связей   музыки, литературы   и   изобразительного   искусства;   рассуждать   о яркости и контрастности образов в музыке; ориентироваться в   специфике   выразительных   средств   музыки   (с   учётом критериев, представленных в учебнике). Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал. Ход урока: Организационный момент:Слушание: Н.   Римский­Корсаков.   «Пляска   златопёрых   и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Искусство ­ есть способность видеть невидимое, осязать  неосязаемое и рисовать то, что не имеет облика…»                                                        (Жозеф Жубер) Сообщение темы урока: Ребята,   тема   нашего   урока   сегодня   «Сказочные   герои   в музыке».   Мы   с   вами   на   уроках   много   раз   слушали фрагменты,   посвящённые   различным   музыкальным   героям. Достоверно   ли   композиторы   рисуют   звуками   музыки портреты этих героев? Работа по теме урока: 1. Разнообразие сказочных образов.Сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью   волшебного   мира   чудес,   праздников   и   светлых надежд.   И   может   быть,   оттого   сказочная   музыка   так живописна, что она заключает в себе все представления о волшебном,   таинственном,   что   она   ­   воплощённая   мечта человека о прекрасном? Ведь не случайно прекрасные сказочные образы в фантазии художников   превосходят   всю   мыслимую   красоту,   которая встречается в реальности. Учащиеся зачитывают фрагмент стихотворения из учебника на стр. 185. Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает ­Месяц под косой: блестит, А во лбу звезда горит. Как вы помните, этими словами А. С. Пушкин рисует нам дивную   красоту   Царевны   Лебедь.   Такая   неземная   красота отличает многие сказочные персонажи ­ неслыханно хороша Василиса   Прекрасная,   загадочно   прекрасна   Шемаханская царица   из   «Сказки   о   золотом   петушке»,   очаровательна хрупкая Золушка... Но не только люди в сказках красивы сверхъестественной красотой ­ тот же чарующий облик могут иметь и животные, и птицы, и цветы. Музыка, воссоздающая сказочные образы в своих звучаниях, достигает небывалой красочности ­ может быть,   даже   большей,   чем   это   возможно   на   полотнах живописцев. 2. Образы в балете И. Стравинского.Одному   из   самых   фантастических   и   красочных   сказочных образов ­ Жар­птице ­ посвящён балет И. Стравинского. Жар­птица и сама неслыханно прекрасна, её оперение сияет всеми   мыслимыми   цветами   и   оттенками,   буквально ослепляет. Но   пейзаж,   в   котором   она   является,­   безмолвное причудливое   Кащеево   царство,   нарисованное   как   будто неземными,   «потусторонними»   красками,­   ещё   более усиливает впечатление безграничной колористичности. Не случайно французский критик Анри Леон писал о балете «Жар­птица»,   что   это   произведение   представляет   собою «чудо   восхитительного   равновесия   между   движениями, звуками и формами. Отливающая темно­золотистым цветом декорация   заднего   плана   как   будто   сделана   тем   же способом, как и полная оттенков ткань оркестра.Музыка ещё больше усиливает впечатление фантастической красочности.   В   оркестре   поистине   слышны   голоса волшебника и беснующихся ведьм и гномов. Когда пролетает птица, кажется, что её несёт музыка». Слушание: И. Стравинский «Заколдованный сад Кощея». Посмотрите эскизы костюмов Жар­птицы на странице 188, выполненные   Л.   Бакстом.   Для   того   чтобы   достигнуть определённого настроения как в живописи, так и в музыке, нужна   особая   тонкость   работы   с   цветом.   Композиция полотна  объединяет  все  выразительные  элементы,  вызывая законченное стройное звучание. 3. Сказочная тема в искусстве. О том, какую роль играла сказочная тема в искусстве, можно судить   по   ещё   одному   необыкновенно   красочному живописному   произведению М.   Мусоргского «Картинки   с выставки». Мы с вами слушали одну из пьес этого цикла,вспомните,   как   она   называлась? (Эта   пьеса   называлась «Гном»,   она   была   посвящена   забавному   гномику, превращённого   композитором   в   глубоко   страдающего человека.) А что явилось толчком к написанию этого цикла? (Рисунки близкого друга композитора В. Гартмана.) Гартман был весёлым, живым, быстрым на разные выдумки и очень требовательным к себе и другим. Он умер неожиданно, совсем молодым, в возрасте 39 лет. Чтобы почтить память художника,   была   организована   выставка   произведений Гартмана   в   Петербурге.   Были   собраны   архитектурные проекты, чертежи, эскизы декораций и костюмов к русским операм, рисунки и наброски. Мусоргский не один раз обошёл выставку. Всматриваясь в работы друга, он загорелся страстным желанием запечатлеть его «картинки» в своей музыке.Весь цикл «Картинки с выставки» был написан меньше, чем за   три   недели.   Из   множества   экспонатов   выставки композитор отобрал всего десять. Открывает   цикл   своеобразный   пролог   «Прогулка».   Что­то родное русскому сердцу слышится в этой музыке ­ звучит русский   распев,   а   потом   мелодия   «Прогулки»   будет сопровождать   нас   по   выставке,   служа   как   бы   связующим звеном между пьесами. И даже там, где надобность в такой интермедии   отпадает,   мелодия   её   входит   в   музыкальную ткань очередной картинки ­ изменённая и преобразованная, но всегда узнаваемая. «В   интермедиях,   ­   усмехнулся   Мусоргский,   ­   моя физиономия   видна».   Это   музыкальный   автопортрет композитора.   Русский   человек   пришёл   на   выставку   работ русского   по   духу   художника.   Мелодия   «Прогулки»   ведёт нас   от   экспоната   к   экспонату   ­   «Старый   замок»,   «Балет Невылупившихся птенцов», «Катакомбы», «Гном» и т.д.В   «Картинках   с   выставки»   Мусоргский   рисует   и музыкальный   портрет   Бабы­Яги,   излюбленного   персонажа русских   волшебных   сказок   и   русского   классического искусства. Гартман набросал эскизы для часов, на которых изобразил домик   на   курьих   ножках   ­   жилище   лесной   колдуньи. Композитор сделал домик обитаемым. Музыкант   хорошо   представлял   себе   домик   Бабы­Яги. Однажды он даже  появился в её костюме на маскараде в Академии   художеств:   рыжие   космы,   мохнатая   шапка, надвинутая   на   глаза,   ноги   в   лаптях,   костлявые   руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на размалеванном   лице.   Колдунья   быстро   семенила,   разметая перед собой дорогу взмахами громадной метлы. Вот такую героиню русских народных сказок ­ смешную и страшную – изобразил в своей музыке Мусоргский, а вовсе не манерныйпроект часов, сделанный Гартманом в модном тогда стиле а La russe. Баба­Яга Мусоргского настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения. Полёт Бабы­Яги в ступе – полёт шумный, дикий, «с треском и посвистом». В   средней   части   пьесы   резкие   скачки   и   свист   стихают, сменяются   звуками   колдовского   леса.   Лес   наполняют шорохи: трещат сучья, оживают пни, скрипят ветви. Старуха оборачивается   сказочной   царевной,   прогуливающейся   по берегу   таинственного   озера.   Скользят   по   небесной   лазури стрекозы,   порхают   нарядные   бабочки.   Весело   щебечут птицы. В   музыке   снова   возникает   вихрь   резких   скачущих   звуков. Злая колдунья продолжает свой разбойничий полёт.Слушание:   М.   Мусоргский.   «Избушка   на   курьих   ножках» (Баба­Яга) из цикла «Картинки с выставки». Какие у вас есть мнения? (Прозвучала пьеса «Избушка на курьих   ножках»   (Баба­Яга)   М.   П.   Мусоргского   из фортепианного   цикла   «Картинки   с   выставки».   Музыку можно  разделить на три части. Первая часть звучала резко, угловато, со свистом, изображён, наверное, полёт Бабы­Яги в ступе. Во второй части, видимо, происходили какие­то   превращения,   музыка   звучала   нежно,   красиво, волшебно, а в третьей части колдунья, очевидно, опять летит в ступе.)  «Картинки с выставки» во всём мире звучат в исполнении лучших   пианистов.   Сделано   несколько   переложений «Картинок» для симфонического оркестра. Самая яркая из них   ­   оркестровка   французского   композитора   Мориса   Композитор Равеля, сознательно   стремился   к   «картинности»   своей   музыки,   автора   знаменитого   «Болеро».справедливо   считая,   что   благодаря   этому   его   сочинения станут   более  доходчивыми, волнующими   всех.  И  оказался совершенно прав. Итог урока: Музыка   необыкновенно   живописно   рисует   нам   сказочных персонажей,   будь   то   люди,   животные,   птицы,   либо несуществующие в реальной жизни сказочные персонажи. И именно   музыка   и   живопись   могут   при   помощи выразительных   средств   настолько   реально   нарисовать сказочных   героев,   что   иногда   начинаешь   верить   в   их существование... Вопросы и задания:1. Каким   в   музыке   И.   Стравинского   предстаёт фантастический   мир   Кащеева   царства?   Звучание   какого инструмента придаёт этой музыке волшебный колорит? 2. Какие   картины   представляются   вам   в   музыке   пьесы «Избушка на курьих ножках (Баба­Яга)» М. Мусоргского? 3. 4. В   чём   проявляется   в   этой   пьесе   контраст   между крайними разделами и серединой? Выполните   задание   в   «Дневнике   музыкальных наблюдений» ­ стр. 30.Волшебная красочность музыкальных сказок. Цели   урока:   анализировать   многообразие   связей   музыки   и изобразительного искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения. Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал. Ход урока: Организационный момент: Слушание:   Интродукция   «Океан   ­   море   синее»   из   оперы «Садко» Н. А. Римского­Корсакова. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске.«Мой род – это сказка, былина, и непременно русские...»                         (Н. А. Римский­Корсаков) Сообщение темы урока: ­ Ребята, я думаю, что многие из вас бывали на музыкальных спектаклях, быть может, даже видели балеты­сказки, оперы­ сказки.   Скажите,   отличается   ли   музыка,   написанная   для таких спектаклей, скажем, от спектаклей  на не сказочные сюжеты? (Да, конечно, музыка, написанная к музыкальным сказкам,   рисует   нам   волшебный,   сказочный   мир,   она помогает   окунуться   в   атмосферу   необычную, нереальную.) Сегодня наш урок посвящён музыкальным сказкам. Работа по теме урока: 1. Сказка как основа сюжета для музыкального произведения Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства,птицы   и   животные   ­   словом,   всё   богатство   видимого волшебного   мира   получило   своё   звуковое   выражение. Благодаря   музыке   мы   узнали,   что   в   сказке   все   звуки особенные,   волшебные:   необычно   шуршат   и   падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по­особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное. Причудливый, волшебный, фантастический  мир сказочного творчества   по­разному   находил   своё   выражение   в   музыке. Сказка   могла   стать   основой   сюжета   оперы,   балета   или инструментального сочинения. Великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор   Н.   Римский­Корсаков.   Он   написал   семь сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко»,   «Сказка   о   царе   Салтане»,   Кащей   Бессмертный», «Сказание   о   невидимом   граде   Китеже   и   деве   Февронии», «Золотой петушок».Один из примеров сказочной музыки – «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». Уже в самом названии   этого   фрагмента   видна   изобразительность   и живописность музыкального замысла. Композитор воспроизводит не просто весёлую пляску рыбок, резвящихся   в   подводном   царстве,   он   воспроизводит своеобразный танец цветов, бликов ­ золотых, серебряных, сверкающих, изменчивых. Все средства музыки ­ от гибких и прихотливых   мелодических   линий   до   тембрового разнообразия оркестра ­ направлены на создание красочной музыкальной   картины.   Многие   музыканты   называли   оперу «Садко» энциклопедией сказочного музыкального языка XIX столетия. Слушание:   Н.   Римский­Корсаков.   «Пляска   златопёрых   и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». ­ Услышали ли вы какие­либо особенные сказочные звуки, рисующие   рыбок? (Музыка   рисует   подводное   сказочноецарство,   игривых   весёлых   рыбок,   резвящихся   в   нём.   Но кроме этого он изображает своеобразный танец цветов и бликов   подводного   мира   ­   сверкающих,   изменчивых. Использование   различных   тембров,   гибких   мелодических линий создаёт красочную музыкальную картину.) 2. Портретные сказочные образы. ­   В   опере   также   присутствуют   и   портретные   сказочные образы.   Они,   конечно,   отличаются   от   музыкальных портретов   реальных   людей.   Как   вы   думаете, почему? (Отличие   в   изображении   сказочных   героев   от музыкальных портретов реальных людей заключается в привнесении   таинственного,   загадочного,   связанного   с непостижимым волшебным миром). Посмотрите   внимательно   на   картину   Михаила   Врубеля «Царевна Лебедь» ­ это не просто иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». Кто является автором этой сказки? (Великий русский поэт А. С. Пушкин.)«Царевна­Лебедь»   М.   Врубеля   ­   это   обобщённый   образ женских   сказочных   образов.   В   чем­то   он   сродни   образу Морской   царевны   Волховы   из   оперы   «Садко»,   так   же исполненной   невыразимой   прелести,   ­   и   вместе   с   тем загадочной, непостижимой. Когда Морская царевна поёт свою чудесную колыбельную песню,   она   вкладывает   в   неё   очень   много   лирического чувства.   В   музыке   звучат   интонации   народной   песни, придающие Волхове тёплые, живые черты реальной девушки. И   все   же,   когда   в   мелодию   «Колыбельной»   вплетаются интонации   «волшебного»   характера,   становится   очевидной нерасторжимая   связь   Морской   царевны   с   фантастической сказочной стихией. Таинственная   природа   Морской   царевны   подчёркивается колоритом инструментальных звучаний – особенно в конце «Колыбельной», когда в мелодии флейты и арфы начинает «струиться» мотив ручейков. Царевна Волхова, полюбившаягусляра Садко за его волшебный дар, не обретает, подобно другим   сказочным   героиням   (Русалочке,   Снегурочке), человеческую душу, а остаётся верна своему морскому миру с   его   таинственной   жизнью   и   холодным   безмолвием.   Это возвращение в привычную свою стихию передаётся в музыке исключительно   выразительно:   царевна   принимает   облик утреннего тумана и растекается  по лугу широкой светлой Волховой­рекой. Мелодия   колыбельной   Волховы   ­   простая,   задушевная, бесконечно   близкая   языку   русской   народной   песни. Баюкающий   припев   напоминает   тихое   мерное   колыхание волн.   Римский­Корсаков   высоко   ценил   музыку   последнего появления   Волховы.   «Вариации   её   колыбельной   песни,­ писал он,­ считаю за одну из лучших страниц среди своей музыки фантастического содержания». Слушание:   Н.   Римский­Корсаков.   «Колыбельная   Волховы» из оперы «Садко».Многие   известные   и   любимые   сказки   обогатились музыкальными   звучаниями.   Мы   услышали,   под   какую музыку плясала Маша в «Щелкунчике», услышали не только музыку самого танца, но всего празднично убранного зала ­ ёлки,   новогодних   игрушек,   снежинок   за   окном.   П. Чайковский, как добрый волшебник, только прикоснулся к сказке своей волшебной палочкой музыканта ­ и она сразу ожила,   наполнилась   очарованием   настоящего   праздника, тёплого и глубокого чувства ­ и словно стала реальностью, частью нашей жизни. Но ведь даже и на сказочном празднике всё происходит по­ настоящему.   Герои   «Щелкунчика»   совершают   подвиги, поддерживают   друг   друга   в   минуты   испытаний.   Наградой становится тёплое и глубокое чувство, которое рождается между девочкой Машей и Щелкунчиком, превратившимся в конце   сказки   из   уродливой   куклы   в   прекрасного   принца.«Па­де­де»   из   балета Поэтому и в музыке мы слышим не только сказочные звуки, но и выражение живой человеческой любви. Слушание: «Щелкунчик». Мы узнали также, какая музыка звучала на балу у Золушки, что   танцевали   гости   и   она   сама.   Мы   всегда   знали,   что роковым   моментом   была   полночь,   впервые   услышали,   как звучали часы, как отбивали они свои двенадцать ударов и как   постепенно,   с   каждым   новым   ударом,   исчезало колдовство доброй Феи. Бой часов похож на колокольный звон ­ тревожный, яростный, неумолимый. Сначала как бы слышится   громкое   тиканье   часов,   а   затем   раздаются двенадцать   гулких, зловещих   ударов, изображаемых оркестром. А   сделал   это   зримым   ещё   один   волшебник   ­   Сергей Сергеевич Прокофьев.   хриплых,   П.   Чайковский.Слушание: С. Прокофьев. «Полночь» из балета «Золушка» (фрагмент) Итог урока: Итак, мы видим, что сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и   танцы   становятся   частью   волшебного   мира   чудес, праздников   и   светлых   надежд.   И   может   быть,   оттого сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе все   представления   о   волшебном,   таинственном,   что   она   ­ воплощённая мечта человека о прекрасном? Вопросы и задания: 1. Почему,   когда   композиторы   обращаются   к   сказочным сюжетам,   в   их   музыке   так   возрастает   изобразительное начало? 2. В   чём   разница   между   музыкальными   портретами реального человека и сказочного героя?3. Какими   средствами   передаётся   красочность   образа   в «Пляске златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н. Римского­Корсакова? 4. Что, кроме новогоднего волшебства, звучит в музыке П. Чайковского «Щелкунчик»? 5. В   «Дневнике   музыкальных   наблюдений»   нарисуй   свой любимый персонаж из музыкальной сказки.«Музыкальные краски» в произведениях композиторов­ импрессионистов. Цели   урока:   Понимать   характерные   черты   музыкального импрессионизма   (с   учётом   критериев,   представленных   в учебнике),   и   называть   его   основных   представителей; исследовать   значение   изобразительного   искусства   для воплощения музыкальных образов; воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал. Ход урока: Организационный момент: Слушание: И.   Стравинский.   «Поцелуй   земли»   из   балета «Весна священная». ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?Запись на доске: «Это более чем музыка, и выходя из концерта, не только не испытываешь разочарования, но, напротив, чувствуешь себя точно окрылённым, освежённым, будто глотнул чистого, бодрящего воздуха моря, рощ, лугов»                                   (Н. Я. Мясковский) Сообщение темы урока: ­ Ребята, сегодня мы с вами будем вновь говорить о том, что общего есть в изображении пейзажа в музыке и живописи. Существует такое направление в этих двух видах искусства, называемое   импрессионизм,   в   котором   они   опять соприкасаются, и очень близко. Как раз этому и посвящён наш сегодняшний урок. Работа по теме урока: 1. Художники­импрессионисты.В конце XIX века во Франции появилось новое направление, получившее   название   «импрессионизм».   Слово   это   в переводе   с   французского   языка   означает   «впечатление». Импрессионизм возник в среде художников. В 1874 году группа непризнанных художников организовала в   Париже   выставку   своих   работ   (появились   оригинальные картины   К.   Моне,   К.   Писсаро,   Э.   Дега,   О.   Ренуара,   А. Сислея),   словно разорвавшаяся бомба. Молодые художники не хотели писать так, как было принято в официальном искусстве – приторно и бездушно. Художники­импрессионисты старались передать природу, как она есть, а если сказать точнее, воспроизвести на   холсте   своё   впечатление   от   природы,   капризной   и переменчивой   в   каждое   мгновение   жизни.   Живописцы применяли   особую   технику   беглых   пятен­мазков,   которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали   эта   экспозиция   была   воспринята,