Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)
Оценка 4.8

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл—11 кл +1
13.11.2018
Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)
Данный урок систематизирует и расширяет научные знания о языке ; обогащает словарный запас, расширяет объем используемых в речи грамматических средств, совершенствует виды речевой деятельности; даёт понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей студентов; даём определение официально-делового стиля; характеристику особенностей официально-делового стиля; определяем сферу употребления и назначение официально-делового стиля.Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)
ОФИЦ-ДЕЛОВ. СТИЛЬ.docx
Тема урока: «Общая характеристика официально­делового стиля»  Тип урока: повторительно­обобщающий  Используемые технологии: проблемное обучение с элементами ИКТ  Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая Цели и задачи учителя: создать условия для достижения образовательных результатов  личностных: формирование ответственного отношения к учению, готовности и  способности  к   самообразованию   и  саморазвитию   на  основе   мотивации   к обучению   и   познанию;   формирование   коммуникативной   компетентности   в общении,   сотрудничестве   со   сверстниками;   формирование   целостного мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню   развития   науки   и общественной практики;   метапредметных: умение самостоятельно определять цели своего обучения, выдвигать новые задачи в познавательной деятельности, развивать ее мотивы и   интересы;   умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей, соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   осуществлять контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения   результата;   владение основами   самооценки   и   осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и познавательной   деятельности;   учебное сотрудничество   и   совместную   деятельность   с   учителем   и   сверстниками; предметных:  расширение   и   систематизация   научных   знаний   о   языке, осознание   взаимосвязи   его   уровней   и   единиц;   обогащение   активного   и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических   средств,   совершенствование   видов   речевой   деятельности; понимание   определяющей   роли   языка   в   развитии   интеллектуальных   и творческих   способностей   личности,   в   процессе   образования   и самообразования посредством работы над темой «Особенности официально­ делового  стиля».    умение   организовывать     Задачи учащегося:   обобщить знания об официально­деловом стиле;  произвести самооценку;  осознать свои трудности и подвижки;  создать   индивидуальную   траекторию   действий   для последующей корректировки.  Структура   урока:   организационный   этап,   создание   учебной   ситуации, контроль и оценка использования способа действия, рефлексия   Оборудование:  рабочие   тетради,   презентация   по   теме   «Особенности официально­делового стиля», слайды с заданиями для повторения по теме, индивидуальная «Карта успешности на уроке» у каждого студента, учебник.  Ход урока  Организационный этап: запись даты и темы урока  Создание учебной ситуации   Слово   учителя:        В   зависимости   от   целей   и   задач,   которые   ставятся   в процессе   общения,   происходит   отбор   различных   языковых   средств,   в результате чего создаются разновидности литературного языка, называемые функциональными   стилями.   Среди   многообразия   стилей   выделяются   пять основных. Давайте вспомним их название и назначение.  Задание   классу: фрагментов.   Определите   стиль   речи,   исходя   из   предложенных 1.   Как   передает   наш   корреспондент,   21   мая   над   центральными   районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение. 2.   Гроза   –   это   атмосферное   явление,   заключающееся   в   электрических разрядах   между   кучево­дождевыми   (грозовыми)   облаками   и   земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Такие разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала).  3. Ветер кружил по полю сизый столб пыли и уже дышал духовито дождливой влагой, а через минуту, скупой и редкий, пошел дождь. Ядреные холодные капли вонзались в дорожную пыль, сворачивались в крохотные комочки грязи. Бело     вспыхнула   молния,   и   через   несколько   мгновений   с   оглушительным сухим треском ударил гром. 4. – Привет, Андрюха! Ты чего это как мокрая курица? ­ Привет, Славка! Ну и ливень на улице!.. ­ Да ты что?! А я слышу: что­то бабахнуло… Гром, что ли? ­ Ну да! И гром, и молния…  Ответы: А) публицистический; Б) научный; В) художественный; Г) разговорный. Задание классу: Закончите фразу 1.     Воздействие   на   слушателей   и   читателей   для   пропаганды   общественно­ политических идей – цель: А) разговорного стиля, Б) художественного стиля, В) научного стиля, Г) публицистического  стиля. 2. Монографии, диссертации, доклады, рефераты – жанры: А) разговорного стиля, Б) художественного стиля, В) научного стиля, Г) публицистического  стиля. Точность,   достигаемая   использованием   терминов,   однозначных   слов, 3. фактов, цифр, четким оформлением синтаксических связей слов, характерна для стиля: А) разговорного стиля, Б) художественного стиля, В) научного стиля, Г) публицистического  стиля. Слово учителя: Ребята, вы  и вступаете в большой, взрослый мир. Этот мир живет   несколько   другими   правилами   и   законами.   На   взрослого   человека жизнь   в   обществе   накладывает   определенные   обязательства.   Обязанности гражданина – члена общества, государства, члена семьи, работника и т.д. Все эти   обязанности,   как   и   права,   регулируются   официально   и   оформляются соответствующими   актами,   законодательными   постановлениями.   Какой функциональный стиль регламентирует эту сторону нашей жизни? (Ответ    ……) Правильно, официально­деловой стиль.  Тема нашего урока: «Общая характеристика официально­делового стиля»   Целеполагание: сформулируйте цели нашего занятия. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы в ходе работы на уроке?   Вопросы, предложенные студентами:  Что такое официально­деловой стиль? Каковы особенности официально­делового стиля?  Каково назначение публицистического стиля?  Исходя из них, учащиеся формулируют учебную цель урока:  ­ дать определение официально­делового стиля; ­ вспомнить характеристику особенностей официально­делового стиля;   ­ определить сферу употребления и назначение публицистического стиля. Слово учителя:  прежде, чем мы приступим к поиску ответов, я хотела бы предложить вам небольшую интеллектуальную разминку (на слайдах задания): 1. Определите нарушение орфоэпической нормы:  а)ходАтайство          б)демокрАтия           в)позвОнит         г)отрОчество  Орфоэпические нормы нарушены: а), в), г)  Какое из этих слов можно отнести к официально­деловому стилю? Аргументируйте ответ (ходатайство­ это официальный документ)  2. Определите нарушение нормы лексической сочетаемости:  а) После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит.  б) Дома меня ждет СЫТЫЙ обед.  в)   Опубликованная   в   газете   статья   по   содержанию   достаточно ИНФОРМАТИВНА.  г) На столе лежало КОМАНДИРОВАННОЕ удостоверение.  Нормы лексической сочетаемости нарушены: а), б), г)  Какое предложение можно отнести к официально­деловому стилю?  (Предложение   г),   поскольку   речь   идет   о  служебных   отношениях­ командировке)  3. Определите нарушение морфологических норм:  а) более выше  б) жгет костер  в) пробежи сто метров  г) к две тысячи тринадцатому году   Морфологические нормы нарушены: а), б), в)  Какая из этих конструкций может быть отнесена к официально­деловому стилю? (г), так как содержит точную информацию­ дату? 4. Продолжите предложение, соблюдая синтаксические нормы: Оформляя свидетельство о нетрудоспособности ,…  а) у человека изменилось лицо;  б) начинается новая жизнь;  в) член комиссии допустил ошибку;  г) комиссией двигали практические цели.  Правильный вариант в).  Могут ли в тексте официально­делового стиля употребляться конструкции с деепричастным   оборотом?   (да,  конструкция   с   деепричастным   оборотом может использоваться в официально­деловом тексте)  Задание группе: Исправьте стилистические ошибки в предложенном тексте  радостную  необходимость   участия   в Принимая   во   внимание азартнейших  соревнованиях,  я  прошу  вас  выдать  очень   хорошему ученику 11класса 2пары надежных, новых лыж. Возврат гарантируется. Великолепный тренер 1 категории Максимов В.П. (нельзя   употреблять   оценочную,   эмоциональную   лексику;   в   официально­ деловом стиле отсутствуют местоимения 1 и 2 лица)    Этап   контроля.   Отметьте   на   «Карте   успешности»   проблемные   зоны,   возникшие   при   повторении   материала   знаком   «МИНУС».   Какой теоретический материал вам  необходим, чтобы стать успешным? Сделайте пометку. Нужна ли вам консультация по источникам информации? Сделайте пометку. Задайте вопросы на интересующую вас тему одногруппникам или учителю.  Создание учебной ситуации.   Слово   учителя.  Взгляните   на   результат   наших   наблюдений   в   ходе повторения   (запись   на   доске:   документ,   служебные   отношения,   точная информация, использование деепричастных оборотов, отсутствие оценочной лексики и личных местоимений 1,2 лица). Можно ли, исходя из этих записей, дать характеристику официально­деловому  стилю? Дискуссия между учащимися. Попытки структурировать и расширить информацию,   добытую   в   ходе   работы,   чтобы   характеризовать официально­деловой  стиль. Создание гипотезы.  (Официально­деловой  стиль характеризуется…)  Соотнесение созданной гипотезы с предлагаемой моделью.   Я   предоставляю   слово   студентке   вашей   Слово   учителя.   группы, подготовившей в качестве индивидуального домашнего задания презентацию по теме «Особенности официально­делового стиля». Постарайтесь дополнить характеристику, данную предварительно, информацией из презентации.  (Просмотр презентации).  Рефлексия.  Что вы можете сказать об особенностях официально­делового стиля? Каковы его характерные черты? Каковы его функции? Обозначьте   сферу   его   употребления.   В   чем   лично   для   вас заключается значимость полученной на уроке информации?  Этап   контроля.  Отметьте   на   «Карте   успешности»   проблемные   зоны, возникшие   при   работе   по   теме   «Особенности   публицистического   стиля». Какой   теоретический   материал   вам   необходим,   чтобы   стать   успешнее? Сделайте   пометку.   Нужна   ли     консультация   по   источникам   информации? Сделайте   пометку.   Задайте   вопросы   на   интересующую   вас   тему одногруппникам  или учителю.        Слово учителя. Я  предлагаю  первой  группе  поработать  над созданием резюме   для   приема   на   работу,   второй   группе   –   над   автобиографией   для работодателя,   а   третьей   написать   апелляцию   по   итогам   ЕГЭ.   Трудно? Советую воспользоваться предложенными шаблонами. Наличие шаблонов­это еще одна характерная черта официально­делового стиля.  Выступления групп. Рефлексия по итогам урока. Домашнее задание: на выбор: а)выполнить упр. 462; б)по материалам упр. 462 и собственным языковым наблюдениям подготовьте сообщение на тему «Язык бизнеса». Благодарю за работу. Оценки за урок… Прошу сдать  «Карты успешности»  Образец «Карты успешности»  Ф.И.О.    задание А1 А2 А3 А4 В8 характерные черты публицистич. стиля функции стиля жанры публицистич. стиля сфера употребления успешность теоретический материал источники информации + + + ­ ­ + + ­ + с   предложение деепричастн. оборотом средства выразительности нужна   ? консультация конспект­опора  в тетради характеристика жанров скачать презентацию,  прочитать теорию в учебн. Самым интересным и полезным для меня на уроке было:   Тема усвоена/ не усвоена (нужное подчеркнуть) Апелляция –  обращение   с   просьбой,   с   призывом   о   чем­нибудь.   (Например,   в   случае несогласия   учащегося   или   абитуриента   с   оценкой   письменной экзаменационной работы). Композиционные особенности апелляции: ­ наименование адресата, которому направляется  заявление (название  учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества;  эта часть заявления располагается по правой стороне листа); ­ фамилия, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в  родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой  стороне листа); ­ наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки;  после слова «апелляция» ставится точка); ­ текст просьбы с кратким ее обоснованием (пишется с красной строки); ­ подпись заявителя (пишется внизу справа). ­ дата (ставится слева под текстом ниже подписи). Пример: Председателю апелляционной комиссии Пермского государственного педагогического университета Иванову И.И.. абитуриента Сидорова С.С. поступающего на филологический факультет, апелляция. Прошу пересмотреть мою оценку по русскому языку в связи с тем, что я не  согласен с засчитанными мне ошибками по русскому языку на 2­й и 3­й  страницах сочинения.  Дата                                                                                                                          Подпис ь Резюме  состоит из следующих блоков:  • Вступление­ • •  Ваше имя, адрес,  номер телефона  (включая код  города).   Цель (необязательно, но желательно): краткое описание  того,            на получение какой должности и почему Вы претендуете (не   более 6 строк,  а лучше 2­3).  Основная часть ­   Трудовой опыт в обратном хронологическом порядке (даты  начала и окончания работы), наименование организации,  должностные обязанности.  Образование (какой ВУЗ и когда), награды, изученные  дисциплины,  которые соответствуют Вашей цели.  Дополнительная информация:  владение иностранными языками и компьютером,  наличие  водительских прав, хобби (следует упоминать только в  том случае, если оно тесно связано с желаемой  работой). Пример. 1 Нестерова Ирина Сергеевна. 2 г.Пермь, ул. Мира, д.11, кв.5, тел.: 87262454734 3 Претендую на получение должности торгового агента. 4 2007 – 2009 год – универмаг «Фрегат», продавец;  2005 – 2007 – частное  предпринимательство. 5 Московский институт торговли и коммерции, 2000­2005 г.г. 6 Владею английским, немецким языками; имею навыки работы на  компьютере; имею автомобиль и водительские права. Автобиография – описание своей жизни  Как деловой документ автобиография состоит обычно из следующих  элементов: 1. Заголовок: Автобиография 2. Фамилия, имя, отчество 3. Дата рождения (число, месяц, год) 4. Место рождения (село, город, район, область, республика и т.д.) 5. Родители (их полное имя и отчество, чем занимаются) 6. Образование (когда, где и какую школу и другие учебные заведения  окончил) 7. Трудовая деятельность (где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время) 8. Состав семьи (где и кем работают или где учатся члены семьи) 9. Поощрения, награждения (если имеются) 10. Дата (слева) Образец. Автобиография Я, Иванов Сергей Сергеевич, родился 5 января 1986 года в селе Верхнее  Суздальского  района  Орловской области.      В 1993 году поступил в Верхневскую  восьмилетнюю школу. С 1997  года, в связи с изменением места жительства семьи, продолжал учебу в пг.  Суздале.     В 2003 году поступил на экономический факультет Пермского  государственного университета. В настоящее время являюсь студентом 1­ го курса.      Мой отец, Иванов Сергей Иванович, работает столяром на Суздальском  ЖКХ, мать, Иванова  Анна Васильевна, ­ домохозяйка.      Семейное положение ­ холост. 10 октября 2003г .                                                                   Иванов С.С. Заявление – это: 1. Официальное сообщение в устной и письменной форме. 2. Письменная просьба о чем­нибудь. Композиционные особенности заявления: ­ наименование адресата, которому направляется  заявление (название  учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества;  эта часть заявления располагается по правой стороне листа); ­ фамилия, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в  родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой  стороне листа); ­ наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки;  после слова «заявление» ставится точка); ­ текст просьбы с кратким ее обоснованием (пишется с красной строки); ­ подпись заявителя (пишется внизу справа). ­ дата (ставится слева под текстом ниже подписи). заявление.     вахтера. Прошу принять меня на работу с 01.12.2007 г. на должность Пример: Генеральному директору АО «Рубин »  Вяткиной Е.С. Щербинина И.А.   Щербинин  И.А. 2 ноября 1999 г. Доверенность –  документ, с помощью которого одно лицо предоставляет другому лицу  полномочия предпринять за него какие­либо действия ) чаще всего – получить что­либо). Форма доверенности: • наименование документа;  • фамилия, имя, отчество (иногда должность) доверителя;  • фамилия, имя, отчество (иногда должность) доверенного лица;  • содержание доверенности (что конкретно доверяется; сумма пишется  цифрами и в скобках прописью;  • подпись доверителя;  • дата выдачи доверенности; • наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись  доверителя;  • дата удостоверения подписи и печать.  Обратите внимание: наименование документа пишется в центре строки; под  датой и подписью необходимо предусмотреть место, чтобы заверить  документ. Клишированные формы (Кто? + доверяю + кому? инфинитив  “получить”…) . Образец. Доверенность. Я, аспирант второго курса исторического факультета Сидоров   Сергей  Сергеевич, доверяю аспирантке первого курса Власовой  Елене Алексеевне  получить мою стипендию за февраль 2009 года. Мой паспорт: (данные) .                               Паспортные данные Власовой Елены Алексеевны: (данные)  Дата                                                                                                                                                                                                                                                                    Подпись                                                                                                            Подпись  аспиранта Сидоров С.С. Дата

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)

Урок "Общая характеристика официально-делового стиля" (1 курс, СПО)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018