Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»
Оценка 5

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
обществознание
6 кл
30.03.2018
Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»
Разработка урока нацелена на реализацию этих требований. Урок разработан к УМК под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, в соответствии с требованиями ФГОС. Урок сопровождается презентацией. Материал урока позволяет учащимся оценить значение добра в жизни человека, осознать важность золотого правила нравственности. Урок нацелен на формирование умений анализировать учебную и дополнительную литературу, делать выводы, воспитывать стремление к проявлению заботы о своих близких, умение общаться. На уроке используются различные формы и методы работы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся.Разработка урока нацелена на реализацию этих требований. Урок разработан к УМК под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, в соответствии с требованиями ФГОС. Урок сопровождается презентацией. Материал урока позволяет учащимся оценить значение добра в жизни человека, осознать важность золотого правила нравственности. Урок нацелен на формирование умений анализировать учебную и дополнительную литературу, делать выводы, воспитывать стремление к проявлению заботы о своих близких, умение общаться. На уроке используются различные формы и методы работы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся.
методическая разработка урока.doc
КОНКУРС  МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В ШКОЛЕ: ОПЫТ, ТРАДИЦИИ, НОВАТОРСТВО» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРБАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ  ШКОЛА Методическая разработка урока обществознания делами» в 6 классе на тему: «Человек славен добрыми Автор: Петрова Людмила Ивановна учитель обществознания МКОУ Горбатовской СШ стаж работы: 27 лет первая квалификационная категория учебно­методический комплект Л.Н. Боголюбова АННОТАЦИЯ к уроку обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»   Основа   ФГОС     ­   системно­деятельностный   подход,   который   предполагает разнообразие   организационных   форм   и   учет   индивидуальных   особенностей   учащихся, воспитание   и   развитие   качеств   личности,   отвечающих   требованиям   информационного общества. Разработка урока нацелена на реализацию этих требований. Урок разработан к УМК под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, в соответствии с требованиями ФГОС. Урок   сопровождается   презентацией.   Материал     урока   позволяет   учащимся   оценить значение добра в жизни человека, осознать важность золотого правила нравственности. Урок   нацелен   на   формирование   умений   анализировать   учебную   и   дополнительную литературу,   делать   выводы,   воспитывать   стремление   к   проявлению   заботы   о   своих близких, умение общаться. На уроке используются различные формы и методы работы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся.               Игровая технология и ИКТ, применяемые на уроке,  позволяют формировать такие компетенции, как умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, ставить   цели, планировать, определять оптимальное соотношение цели и средств,   умение оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.  Позиция   учителя:  к   классу   не   с  ответом  (готовые   знания,  умения,  навыки),  а  с вопросом   (обучает   учащихся   ставить   и   адресовать   вопросы).     Поэтому   условием проведения этого урока является владение  учителем технологией диалога. На уроке  достигается осмысление учебного материала всеми учащимися.   Тема и цель урока обозначены, указаны образовательные, развивающие и воспитательные задачи. На   уроке   был   выдержан   высокий   темп   работы.   Сочетая   различные   формы   работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах,  развивается умение учащихся работать в группе и предъявлять результаты своей деятельности, выделять главное и устанавливать причинно­следственные связи, делать выводы и обобщения. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ТИП УРОКА:  Урок открытия новых знаний КЛАСС: 6 УМК   1. Боголюбов   Л.Н.,   Городецкая   Н.И.,   Иванова   Л.Ф.   и   др.   Обществознание.   Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5­9 классы: М., «Просвещение», 2011. 2. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., 3. Л.Н.   Боголюбов   и   др.   Обществознание.   Рабочая   программа.   5   класс:   М., 4. Боголюбов   Л.Н.   и   др.   Обществознание.   Поурочные   разработки.   5   класс:   М., 5. Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 5 класс: М., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2013. «Просвещение», 2011. «Просвещение», 2012. «Просвещение», 2012. ТЕМА УРОКА:  «Человек славен добрыми делами»                                                   Эпиграф урока: Жизнь дана на добрые дела.  ЦЕЛИ УРОКА:  Создание условий для формирования представлений учащихся о том, что добро и зло  относятся к наиболее общим понятиям морального сознания.  На доступном возрасту уровне подвести учащихся к пониманию того, что значит быть  добрым человеком, а также, что доброта начинается с заботы о близких. ЗАДАЧИ УРОКА:   подвести к пониманию значения добра в жизни каждого человека, важности золотого правила морали в жизни человека; продолжить формировать умения анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника, воспитывать стремление к проявлению заботы о своих близких, умения общаться. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Предметные:  Знать основные понятия по теме, суть золотого правила морали.  Уметь  высказывать суждения о том, что значит быть добрым человеком, оценивать поступки людей с точки зрения морали, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Личностные: получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности. Метапредметные:  умение   организовать   учебное   сотрудничество   с   учителем   и сверстниками,   работать   индивидуально   и   в   группе,   способствовать   развитию познавательных интересов. УУД: Личностные УУД: Проявляют   заинтересованность   не   только   в   личном   успехе, но   и   в   решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение, выработка своей жизненной   позиции   в   отношении   мира,   людей,   самого   себя,   своего   будущего. к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности Коммуникативные УУД:  Правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении сотрудничества партнера и самого себя, умение слышать и слушать партнера, контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, умение точно выражать свои мысли Регулятивные УУД:  умение работать в группе,  Познавательные УУД: поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование, ориентируются   в   разнообразии   способов   решения   познавательных   задач;   выбирают наиболее   эффективные способы   их   решения,   умение   находить   в   источнике   главное, анализировать и делать выводы МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:  Компьютер  Проектор  Интерактивная доска  Презентация к уроку     символическое сердечко со стрелами  игрушечные весы     сердечки  бусинки ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:  игровая, работа в парах, ИКТ­ресурсы. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:  Методы обучения: наглядный, частично­поисковый, практический. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая. ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ:  Беседа, работа с иллюстрированным материалом, индивидуальная работа, участие в учебном диалоге, работа в парах, работа в группах. ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ:  объяснение, рассказ, эвристическая беседа, организация самостоятельной работы с учебником.  ЛИЧНОСТНО ­ ЗНАЧИМАЯ ПРОБЛЕМА:  Достается не дешево                                                                                                                       Счастье трудных дорог…                                                                                                               Что  ты сделал хорошего?                                                                                                              Чем ты людям помог?                                                                                                                     (Л. Татьяничева) ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: добро, доброта, нравственность, золотое правило морали.   ПЛАН УРОКА:  1. Что такое добро. Кого называют добрым. 2. Доброе – значит хорошее. 3. Главное правило доброго человека ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА: Почему люди ценят добро? СОДЕРЖАНИЕ УРОКА. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Цель: обеспечить готовность к уроку.  Ожидаемый результат: Готовность обучающихся  к уроку.  Педагогические приемы:  Приветствие. Создание положительного эмоционального  настроя. Учитель проверяет готовность детей к уроку УУД: Личностные, направленные на нравственно­этическую ориентацию.  Коммуникативные. Деятельность учителя Приветствие:   Добрый   день,   ребята!   Я   надеюсь,   что   вы пришли   ко   мне   с   хорошим   настроением   и   у   нас   с   вами получится все задуманное! Закройте   глаза   на   минуту,   улыбнитесь,   откройте   глаза, посмотрите:   у   нас   в   классе   стало   светлее.   Когда   вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Деятельность учащихся Приветствуют учителя и  друг друга  (выработка внутренней  готовности выполнения  нормативных требований  учебной деятельности  уважительного и  доброжелательного  отношения к другому человеку) Вставляют слова в  пословицы. Просматривают мультфильм МОТИВАЦИОННО  ­ ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП Цель: Включение в учебную деятельность. Ожидаемый результат: Постановка учебных задач на основе  соотнесения известного и  неизвестного по теме. Быстрое включение учащихся в деловой ритм. Формы организации совзаимодействия на уроке: фронтальная работа   УУД: Познавательные, общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя,  осуществляют поиск нужной информации из практического опыта. Коммуникативные  ­слушают мнение других учеников. Ну, а чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке,   надо   восстановить   пословицы,   из   которых потерялись слова: Жизнь дана на …дела. Мир не без …людей. Истинное … всегда просто. … слово человеку – что дождь в засуху. ­   О   чем   же   мы   сегодня   будем   говорить?   (О   добре) Демонстрация видеоролика: Басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»:http://video.meta.ua/4700017.video   Организуется диалог с учащимися по вопросам:  О чем эта сказка? Каких добрых людей ты встречал? Кого называют   добрым?   Что   такое   добро?   (Все   хорошее, полезное, что помогает жить) Подберите   синонимы   и   однокоренные   слова   к   этим понятиям.  ­(добродушие, добросердечие, благо, человечность) В какие словосочетания входят эти  слова?    (добрый человек, добрые дела, добрые поступки, доброе лицо, добрая душа, добрые мысли, доброе сердце) А какое из названных вы считаете самым важным? Как мы можем узнать ,что этот человек добрый, что у него доброе сердце?  (по делам, поступкам)   Ответить   на   вопрос,   какие   дела   и   чувства   называют добрыми, мы постараемся на нашем уроке, тема которого «Человек славен добрыми делами»   Тема нашего урока: «Человек славен добрыми делами».  Работа с притчей об императоре, который любил птиц  Притча об императоре, который любил птиц Когда­то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и  объявил: ­Кто принесет о дворец живую птицу, получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей.  Они наставили в лесу множество силков, и вскоре  дворцовые комнаты наполнились голубями. Отвечают на вопросы,  высказывают собственное  мнение и предположения. Слушают Случилось, что императора навестил мудрец.  Он увидел во  дворце голубей и спросил: ­Зачем столько птиц? Император ответил: ­У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек.  Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми ­Кто же кормит птенцов? –поинтересовался мудрец. ­ Каких птенцов?­ спросил император. ­ У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца ,  остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит? ­ Об этом я не думал,­ признался император. Тогда мудрец сказал: ­ У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес  им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах  наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500  голубей, но погубили в пять раз больше. ­ Ах, как трудно быть добрым!­ воскликнул огорченный  император. На это мудрец заметил: И добро надо делать с умом. Ум без добра ­ плохо. Но  добро без ума ­ не лучше. Осмысливают услышанное,  ведут диалог с учителем и  одноклассниками,  определяют тему, цель и  задачи урока, формулируют  проблему урока.   Определяют способ и  средства построения нового  знания. Составляют план работы. Вопросы: В чем, по­вашему, смысл этой притчи? Император добрый? А его поступок?  Подводит учащихся к определению темы, целей и задач  урока. Проблемный вопрос: Легко ли быть добрым и что для этого необходимо? Что нам нужно знать и что мы можем сделать, чтобы ответить на этот вопрос?  На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы? Что  нам нужно знать и что мы можем сделать, чтобы ответить на этот вопрос?  План урока 1.Что такое добро. Кого называют добрым. 2.Почему люди ценят добро? 3.    Золотое правило морали. 4.Что необходимо для того, что бы быть добрым? ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Цель: Осознание проблемы, вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие  коммуникативных навыков Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельно добывать знания,   развитие умения делать общие выводы, готовность учащихся к активной учебно­ познавательной деятельности на основе опорных знаний Формы организации совзаимодействия на уроке:  работа в группе, индивидуальная работа, фронтальная работа УУД:   Познавательные УУД (выделение проблемы). Коммуникативные УУД (потребность в общении, умение находить общее решение,  высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые выска­ зывания) Ребята, а где можно взять понятие этих слов. ( толковый словарь) Работа над понятием «добро» Какие ассоциации вызывает у вас это понятие? Запишите  слова – ассоциации к слову «добро» или нарисуйте, как вы  его себе представляете. Что для вас добро?  !!! Запишите в тетради свое определение понятия ДОБРО Отвечают на вопрос,  записывают в тетрадь  понятие. ДОБРО ­ все то, что помогает человеку и   обществу жить, развиваться,  процветать, это нечто  хорошее, полезное,  противоположное злу,  добрый поступок Самостоятельно выполняют  задние. ЗЛО­  все то, что мешает  человеку и обществу  развиваться, процветать,  нечто дурное, вредное,  противоположное добру Читают текст по ролям и отвечают на вопросы. Работа над понятием ЗЛО Что такое зло?!!! Запишите слова– ассоциации к слову  «зло» или нарисуйте, как вы его себе представляете.  Запишите определение понятия ЗЛО.   Молодцы, хорошо. Почему люди ценят добро? ­ Организует чтение сказки Оскара Уайльда «Счастливый  Принц» по ролям и дискуссию по вопросам к сказке, с. 86­ 87 учебник.  А теперь, на конкретном примере мы попытаемся  выяснить, что такое добрый поступок, как проявляется  добро в жизни. Мы познакомимся с английской сказкой,  которую написал Оскар Уальд «Счастливый принц» и  прочитаем ее по ролям (автор, Принц и Ласточка).  После чтения ученики отвечают на вопросы: 1   группа:  Был   ли   принц   по­настоящему   счастлив? Почему   он   заплакал?   Почему   Принц   решил   помогать людям?                                           2 группа:  Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу?   Вывод о добре. «Принц   заплакал   потому,   что   ему   наконец­то   открылась правда.   Раньше,   при   жизни,   он   наслаждался   привычными дворцовыми   развлечениями   и   был   вполне   счастлив,   но счастье   оказалось   иллюзорным.   Он   ничего   не   знал   о подлинной   жизни   своего   королевства,   скорби   и   нищете народа. Картина которая открылась ему сверху, когда он уже стал статуей, потрясла его, пронзила его сердце: в нем родилось сострадание, а вместе с ним и искренне желание помочь людям. Может быть, именно теперь он стал по – настоящему счастливым. Чувство   сострадания   испытала   и   Ласточка.   Она преисполнилась   жалости,   увидев,   что   Принц   плачет,   и, поняв причину его страданий, стала искренне помогать ему, хотя,   безусловно,   рисковала   жизнью,   ведь   она   могла замерзнуть. Сделав доброе дело она ощутила тепло».  1. Какие добрые чувства вы можете назвать? (любовь, сочувствие, сострадание, благодарность, симпатия и т. д.). 2.  Что такое добро? (добро — это когда делаешь что­то полезное, помогаешь другим, добро — это конкретное дело, к тому же добро делать приятно, это согревает душу) Ученики работают в группах и формулируют ответ на  поставленную задачу.   (бескорыстие),   помощь, Итак, какова же главная идея ­ признание ласточки и ответ   Принца­«Это   потому,   что   ты   сделала   доброе дело». Вывод: Добро это (учащиеся продолжают фразу) когда делаешь что­то полезное, помогаешь другим.  Значит, добро это – помощь, жалость и т.д. Как   мы   видим   на   примере   сказки   доброте   сопутствуют такие чувства как любовь, забота, сочувствие, сострадание, благодарность,   жалость, (прощение).  ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА Цель: Формирование ответственного отношения к своему здоровью Ожидаемый результат: повышение активности на уроках; улучшение результатов  обучения; развитие творчества у учащихся. Педагогические приемы:  игровые упражнения УУД  Личностные УУД Звучит   песенка   кота   Леопольда   «Если   добрый   ты…»   с кадрами из мультфильма «День рождения кота Леопольда» http://www.youtube.com/watch?v=LxZjOL_z1wc  Предлагаю всем встать в круг и взяться за руки. Вы чувствуете, как тепло  переходит  от  одной  ладошки  к  другой? Поднимем наши ручки вверх и представляем, что мы строим пирамиду Добра. Смотрите, какая высокая получилась пирамида. Я верю,   что   впереди   у   вас   много   славных   дел,   и   наша пирамида добра будет расти. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭТАПА УРОКА Ученики выполняют  упражнения паузы  : Коммуникативные УУД Отвечают на вопрос Слушают, осмысливают,  отвечают на вопросы  учителя. На свете много разных правил. Есть правила русского  языка, есть правила дорожного движения, есть правила  игры в футбол и т. д.  А что вы знаете о морали? Мораль — это правила доброго поведения. Моральных правил тоже  много, и все они очень важны для нас. Но есть среди них  самое главное, которое называют золотым правилом морали (нравственности). Послушайте притчу.                      Притча. Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной  ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок  села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное,  прилетела из далёкой страны, потому что таких  красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел.  Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и, пока она  отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему  часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и  жалостливой и потому решила не лететь дальше, а  поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к  Цветку и рассказывать интересные истории про те  места, где она бывала. Теперь Бабочка каждое утро  прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои  лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошёл  мальчик и захотел его сорвать. Цветок затрясся от  страха и попросил не срывать его, а вместо себя  предложил мальчику поймать свою красивую подругу.  Мальчик согласился, сходил домой за сачком.  Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в  небе появилась Бабочка. Она куда­то торопилась и  летела мимо, но Цветок, широко раскрыв свои лепестки,  воскликнул:               – Бабочка, лети скорей ко мне, я  тебя давно жду, мне надо тебе что­то рассказать.           Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась  в сачке. Она хотела вырваться, но у неё ничего не  получалось. Она билась крыльями, искала щелки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она  взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика  Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушёл,  а Бабочка ещё долго сидела рядом со своим поломанным  другом и, горько плача, говорила: «о, это я виновата, это  из­за меня тебя сломали, прости меня, Цветочек».  (URL :http://www.rusedu.ru/detail_20267.html) Теперь давайте обсудим притчу.                                                – Как вы охарактеризуете поступок Цветка? (Итак, цветок  поступил жестоко, заведомо обрекая свою подругу на погибель…)                                                                                   – А какие качества вы увидели в Бабочке? (Доброту и  бесконечную любовь, к своему другу, который желал ей  погибели во имя спасения своей жизни)                                    – Какая мораль в этой сказке? (Не желай никому того, чего  не желаешь себе; относись к окружающим так, как ты  хочешь, чтобы люди относились к тебе).                                   – Эти фразы называются золотыми правилами морали.  Давайте запишем.                                                                         ­ Чему учат нас золотые правила?                                              Золотое правило требует от нас доброго отношения к  другому человеку. Это самое дорогое, самое ценное из всех  отношений, которые складываются между людьми.                 ­ Почему главные правила морали называют золотыми?  Золотое правило действует всегда. Потому что во все  времена человеку бывает приятно, тепло, уютно, когда он  встречает доброе отношение к себе. Счастливы бывают оба  — и тот, к кому по­доброму отнеслись, и тот, кто поступил  по­доброму, т. е. морально. Наверное, поэтому главное  правило морали называют золотым.  Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра:  полезное, приятное, истинное. Объясните, что лично вы  относите к полезному, приятному и истинному добру.  (полезное ­ посадил дерево; приятное ­ сделал подарок;  истинное ­ помог человеку в беде)                                            Легко ли быть добрым человеком? Почему? Что для этого  необходимо? (необходимо преодолеть себя ….)                     Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для  этого мы должны быть сами добрыми  Золотое правило требует от нас хорошего отношения к  другому человеку; требует хорошего отношения ко всем  людям. Ведь нам надо выяснить, каким должен быть добрый человек, какими мы должны стать. Висит вывеска «Добрый  человек».                                                                                    ­ Давайте, представим, какой он, на ваш взгляд, каким он  должен быть? ­ Внешне? (доброе лицо, открытый взгляд). Внутренне?  (любит людей, все живое: растения, зверей, цветы, жучков,  паучков).  Назовите черты доброго человека? (совестливость, добрая воля, сострадания, добрые дела, готов прийти на помощь в  трудную минуту, вежлив, внимателен, делает добрые дела  Отвечают на вопросы Дают устное описание  доброго человека. Читают текст в учебнике и  отвечают на вопросы. Учащиеся работают вместе с учителем. Рассматривают  картину, анализируют,  отвечают на вопросы. не ради награды). Работа с рубрикой «Жил на свете человек», стр. 87 в  учебнике об Андрее Дмитриевиче Сахарове (портрет  вывешивается на доске или выводится на экран).                 Вопросы к сообщению:   ­ Можно ли назвать академика  А.Д.Сахарова добрым человеком?                                           ­ Почему вы так думаете?  Работа с рубрикой «Картинная галерея», стр. 91. Обсуждение   картины   Рембрандта   ванн   Рейна  (1606— 1669гг.)  «Возвращение   блудного   сына».  Сюжет   взят   из Нового  Завета.  В  Евангелии  от  Луки (глава 15, стих 11) изложена   «Притча   о   блудном   сыне»   (учитель   кратко рассказывает   притчу).  Учитель:  ­   Человек,   стоящий   на коленях   перед   стариком,   это   и   есть   блудный   сын,  слово «блудный» здесь означает «заблудший, сбившийся с пути». Рассмотрите   репродукцию   картины   на   стр.   90   и постарайтесь вопросы: ­  Какие   чувства,   кроме   радости   встречи,   испытывает отец? (Отец жалеет сына, его сердце полно сострадания, он готов   его   поступок   и   простить). ­ Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын?  Безусловно,   сын   испытывает   радость   встречи.   Но вместе   с   тем   его   мучают   угрызения   совести,   стыд.   Он раскаивается,   он   сожалеет   о   том,   что   сделал,   просит простить его, готов исправиться, загладить свою вину и т. д. ответить на забыть         Делают вывод совместно с  учителем. Можно сделать вывод:  все это и есть добрые чувства, и они   открывают   путь   к   добрым   поступкам.   В   библейской притче   рассказано,   что,   встретив   сына,   отец   воскликнул: «...Сын   мой  был   мертв  и  ожил,  пропадал   и  нашелся...» ­ «Пропадал и нашелся» — это понятно. Но что значит «был мертв и ожил»? ­ Отец имел в виду не физическую смерть сына.   Речь   идет   о   духовной,   моральной   смерти   сына, который погряз в разгульной жизни и растратил состояние, нажитое   отцом.   В   конце   концов,   он   понял,   что   вел   себя подло, раскаялся, просил прощения. И душа его ожила.   ПЕРВИЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО Цель:  закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для  самостоятельной работы по новому материалу. Выработка умений оперировать ранее  полученными знаниями. Ожидаемый результат: умение преодолевать трудности, самостоятельно работать,  применяя новые знания Педагогические приемы: творческая работа Формы организации совзаимодействия на уроке: игра УУД:      Личностные  направленные   на   нравственно­этическую   ориентацию  Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации.  Сейчас мы с вами поиграем в игру: игра «Добрый ­ злой».   Вот  солнышко. Ребята, посмотрите, что­то оно невесёлое, и лучики не сияют. Видно какой­то злой волшебник  специально решил запутать нас! Он заколдовал  солнышко.  Нам нужно сделать что­то доброе, чтобы расколдовать его.  Звучит музыка, входит Фея с волшебной палочкой и  сундучком. Фея: Ребята, здравствуйте. Я — Добрая Фея. Я слышала, о  чём вы тут говорили. Послушайте мои слова и запомните: Добрым быть совсем, совсем непросто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта – не пряник, не конфета. Если доброта, как солнце светит, Радуются взрослые и дети.         Я вам помогу, чтобы солнышко засияло. Ребята, вы  любите сказки? А все ли герои сказок добрые? В сказках  встречаются добрые и злые  герои. Сейчас мы с вами  поиграем в игру. В моём волшебном сундучке спрятались  разные сказочные герои ( Буратино, Серый волк,, Карабас­ Барабас, , Красная Шапочка, крокодил Гена, серый волк,  Кот Леопольд, Мыши, Шапокляк) Я раздам вам карточки, вы внимательно посмотрите и  вспомните сказку и её героя. Если герой добрый, то  карточку надо положить в обруч жёлтого цвета, как  солнышко; если герой злой, то карточку кладём в обруч  красного цвета – цвета опасности. У каждого из вас есть маленькое солнышко.                             Это солнышко – доброта (это ваш поступок в рисунке, это  было домашним заданием). Доброта очень нужна и вам, и  вашим близким людям, и друзьям. Ведь любовь и помощь  согревают как солнце. ­ Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра  или зла? Может быть, нам помогут в этом весы? На одну  чашу весов мы будем класть «зло» ( листочки с надписями:  Определяют добрых и злых  сказочных героев. Дети подходят к весам,  говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою  «капельку» (бусинку).  Вскоре чаша «добра»  перевешивает чашу «зла».  Учащиеся делятся на  группы, выполняют  задания, готовят  презентацию, представляют  своего «очеловеченного»  человечка. Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь,  Лень) ­ А что нужно сделать, чтобы победить зло? Нужно, чтобы  чаша весов с «добром» перевесила. А это зависит от  каждого из нас. Давайте на вторую чашу положим по  капельке добрых дел, которые каждый из вас сделал в своей жизни.  ­ Вот видите, ребята, как можно победить зло. Добрыми  поступками, делами. Так и в жизни: капельки добра,  сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек после себя оставляет  добрый след. ­ Каждый ваш хороший поступок, это частица добра,  вложенная в огромный мир доброты. От неё становится  теплее, светлее и радостнее. Творческое задание  «Очеловечить человека» Учитель  объясняет смысл задания, создает творческую атмосферу. Класс учащихся делится на две группы и получает набор:  контур человека из плотной бумаги, клей, ножницы,  цветную бумагу, маркеры. Каждая группа должна не только дать имя и одеть  человечка, но и наделить его определенными человеческими качествами, а затем подготовить презентацию своего  человечка. ­ Молодцы! Давайте будем добрыми всегда и везде! ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА Цель: подведение итогов урока Ожидаемый результат: понятие учащимися важности в жизни людей таких качеств, как  доброта, человечность. Педагогические приемы:  составление синквейна (интерактивная форма обучения) Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для   этого   мы   должны   быть   сами   добрыми Можем   ли   мы   теперь   ответить   на   самый   главный вопрос   урока?   Если   я   хочу   стать   добрее,   мне   нужно научиться  – чему?  ­ помогать там, где нужно, понимать другого, выручать друзей в беде, не ссориться, улыбаться тем, с кем общаешься, сочувствовать и т.д. Ведь доброта творит чудеса­ делает человека красивым, сильным.    Подводят итог урока. Составляют синквейн. А   сейчас   подведем   итог   урока   путем   составления синквейна. На  первой  строчке   запишем   одно   слово   – существительное. Это и есть тема синквейна. (О ком мы с вами сегодня говорили?) На  второй  строчке   напишем   два  прилагательных (причастия),   раскрывающих   тему   синквейна.   (Человек какой?) На  глагола, описывающих   действия,   относящиеся   к   теме   синквейна. (Человек, добрый, …. Что делает?) строчке   запишем   три  третьей  На  четвертой  строчке   размещается   целая  фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. Золотое пр. мор.     ("Не желай никому того, чего не желаешь себе ".) Пятая строчка – это слово­резюме, личное отношение учащегося к теме. (Доброта) Примерный ответ:  1. Человек 2. Добрый, отзывчивый 3. Помогает, защищает, сострадает 4. «Не желай никому того, чего не желаешь себе» РЕФЛЕКСИЯ Цель: Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения,  самоанализ успехов и неудач учащихся на уроке Ожидаемый результат: Умение делать самооценку учебной деятельности, умение  творчески выражаться. Педагогические приемы:  игровая форма ­ Наш урок подходит к концу.  У меня в руках  символическое «Сердечко». В нём стрелы обид от плохих  поступков и слов. Вынем их и увидим, что раны заживают,  но шрамы остаются на всю жизнь. Хочется вылечить такие  сердечки добрыми словами, делами. Давайте подарим  самые добрые слова друг другу. Пусть ваша доброта  поселится в других сердцах. (Звучит песня «Дорога добра» Передают «сердечко» и  говорят добрые слова,  пожелания. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Цель: Цель: повторение пройденного материала, развитие у учащихся творческих  способностей УУД: Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Личностные направленные на нравственно­этическую ориентацию §10 читать, задания на выбор: ­ Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ. ­ составить правило «Как быть добрым»                                                                                        ­ начать работу над проектом «Мои добрые поступки» Конкретизирует домашнее задание Записывают домашнее  задание  РЕЗУЛЬТАТЫ  УРОКА:  Я   считаю,   что   урок   достиг   своих   целей.  Главное   это   было интересно   всем:   и   детям   и   мне.   Мы   были   единым   целым,   и   урок   прошел   на   одном дыхании. Все были вовлечены в учебный процесс, старались помочь товарищу. В   ходе   проведения   таких   уроков     с   применением   ИКТ,   аудиозаписи,   с   просмотром мультфильма   возрастает   глубина   понимания   учебного   материала,   познавательная активность   и   творческая   самостоятельность   учащихся,   меняется   характер взаимоотношений не только между детьми, но и между учителем и классом.  Описание методики использования ИКТ во время урока. Урок   по   обществознанию   на   тему   «Человек   славен   добрыми   делами»   был разработан   с   использованием   информационно­коммуникативных   технологий,   которые использовались для усиления информативности впечатлений, получаемых учащимися в ходе урока и для систематизации имеющихся знаний.  На данном уроке информационные технологии используются на всех этапах. Визуальной основой всего урока является презентация, созданная в Power Point. Слайды презентации заменяют традиционные записи на доске и демонстрацию схем и картин. В презентации, подготовленной к данному уроку, отражается ход урока и основные понятия темы.  Данный урок содействует реализации нового стандарта, ориентированного на развитие личности   ребенка,   т.   к.   на   уроке   формируются   УУД   (личностные,   коммуникативные, регулятивные,   познавательные),   которые   способствуют   саморазвитию   ребенка   путем сознательного   и   активного   присвоения   социального   опыта.   Духовно­нравственное развитие   и   воспитание   учащихся   являются   первостепенной   образовательной   задачей современной   образовательной   системы,   и   представляет   собой   важный   компонент социального   заказа   для   образования.   Реализовать   данные   задачи   помогут   концепции заложенные в ФГОСы. Современное обучение невозможно представить без использования информационных технологий. У учащихся в ходе обучения происходит формирование навыков работы с информацией. Используемые ИКТ на моих уроках позволяют сделать урок   современным,   т.   е.   наглядным   красочным,   информативным   и   экономичным   по затратам   времени.   Кроме   того   эта   технология   приближает   урок   к   мировосприятию ребенка,   который   больше   слушает,   и   смотрит.   Она   позволяет   на   уроке   использовать дифференцированный   и   личностно­ориентированный   подходы   к   обучению,   позволяет активизировать   познавательную   деятельность   учащихся     и   учебный   процесс. Информационные   технологии   психологически   облегчают   процесс   усвоения   материала учащимися,     возбуждают   живой   интерес,   к   предмету   познания,     повышают   уровень использования наглядности на уроке. ИКТ повышают производительность труда учителя и учащихся на уроке.  На данном уроке ИКТ использовалось в следующих целях. Во­первых, для усиления смысловой нагрузки сведений, циркулирующих в ходе делового общения между учителем и учащимися. Наиболее важные и сложные вопросы урока были внесены в презентацию, для того чтобы ученики могли воспринимать их не только на слух, но и визуально. Во­вторых,   для   обучения   навыкам   работы   с   информацией,   и   развития   умения критически мыслить и делать выводы. Кроме   повышения   мотивации,   наглядности   и   создания   эмоционального   настроя, использование компьютеров на уроках позволяет повысить эффективность деятельности учителя и учащихся.   Это делает материал, предложенный детям на уроке красочным, интересным и увлекательным. Использование   ИКТ   на   уроках       обществознания   способствует   формированию информационной   компетентности   учащихся,   повышению   познавательной   активности   и учебной мотивации. Тема   урока   представлена   на   слайдах,   в   которых   кратко   изложены   ключевые моменты   разбираемого   вопроса,   что   дает   возможность   учащимся   в   течение   урока сконцентрировать   на   них   внимание.  Объяснение   учителя   сопровождается   видеорядом, который представлен рисунками, фотографиями, необходимыми  схемами.     Преимущество представления информации в виде презентации над информацией в виде речи состоит в том, что при необходимости в процессе обучения можно вернуться к той части информации, которую ученик не усвоил. Или напротив, комментируя материал, который   находится   на   слайдах,   учитель   может   более   подробно   остановиться   на определённых моментах. Всё это повышает интерес к обучению и способствует  более качественному   Презентация позволяет    иллюстрировать   рассказ,  сделать урок  более организованным, наглядным, интересным, мобильным.    Презентация не только ориентирует учащихся на основные этапы урока и делает урок более наглядным и информативным, но и помогает в выполнении заданий в ходе урока.  материала. усвоению   нового     учебного   САМОАНАЛИЗ УРОКА  обществознания в 6 классе «Человек славен добрыми делами »  1.Ученики   6   класса     имеют   опорные   знания   по   курсу   обществознания,   интересуются событиями   общественной   жизни,   владеют   навыками   самостоятельной   работы.   Ребята привыкли   к   творческой   работе   на   уроках,   любят   диалоговые   формы   организации обучения. На уроках наблюдается положительный эмоциональный настрой. 2.Характеристика урока  с  позиции  его  места  в  курсе. Урок «Человек славен добрыми делами» является составной частью курса  «нравственные основы жизни », следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи, как данного урока, так и всего курса в целом, в том числе такие как: на доступном возрасте уровню подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым.                 Образовательная:                                                                                                                            ­сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом  правиле морали».                                                                                                                             Развивающая:                                                                                                                                   ­развивать коммуникативные способности школьников, логическое мышление, умение  работать с различными источниками информации, анализировать, делать выводы,  отстаивать свою точку зрения.                                                                                       Воспитательная:                                                                                                                              ­воспитывать чувство доброты, умение сочувствовать другим, показать на конкретных  примерах доброту отношений между людьми 3.   При   постановке   целей   урока   учитывались   следующие   факторы: •   возраст   учащихся   (11­12лет):   психологические   особенности   подростков,   а   именно, важнейшее новообразование – появление чувства взрослости, самости «Я»; (учащиеся на уроке   отстаивают   свою   позицию,   используя   мнения   своих   коллег); • достаточно высокий уровень обученности школьников (в том числе частично поисковый уровень самостоятельной деятельности).                                                                                    Опираясь   на   ведущие   характеристики   возраста   подростков   в   ходе   изучения   нового материала,   формирование   познавательных   умений   школьников   (умение   отвечать   на вопросы,   связано   излагать   свои   мысли,   умение   переносить   имеющиеся   знания   в качественно   новую,   незнакомую   ситуацию)   осуществлялось   с   помощью   методов проблемного обучения, а именно; проблемного изложения и частично­поискового метода (эвристическая беседа), использован элемент   метода критического мышления на этапе рефлексии. 4.Используемые на уроке наглядные средства.                                                                            1. Учебник «Обществоведение» 6 класс Боголюбов. Учебник использовался на уроке при  изучении нового материал                                                                                                              2. Презентация « Человек славен добрыми делами».                                                                  3. Раздаточный материал. 5. Исходя из места урока в общей системе уроков по обществознанию, а также целей и функций   урока,   мною   был   выбран   тип   урока   –   изучение   новых   знаний. Опираясь на требования к современному уроку обществознания, структура   урока была запланирована следующим образом: 1. Организационный момент 2. Этап   подготовки   учащихся   к   активному   и   сознательному   усвоению   нового материала 3. Этап усвоения новых знаний и способов действий 4. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий 5. Этап   информирования   учащихся   о   домашнем   задании,   инструктаж   по   его выполнению. 6.  Этап рефлексии и оценивания. Подведение итогов урока Опираясь на вышеперечисленную специфику содержания материала урока, при изучении нового материала применялся словесный, наглядный и практический методы обучения с элементами   технологии   критического   мышления.   На   протяжении   урока   учащиеся работали   с   понятием   «добро».   Применяя   его   в   различных   аспектах,   я   старалась направлять ход размышления и рассуждения, используя технологию полного усвоения, так как при доминировании одного понятия в содержании учебного материала это было наиболее   целесообразно.       На   этапе   закрепления   урока     осуществлялось   применение элемента технологии критического мышления –синквейн. Считаю урок  успешным и при  планировании    следующих   уроков   буду   использовать   знания   и   умения   учащихся  достигнутые   ими   на   этом   уроке. Я думаю, что мне удалось решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения, избежать перезагрузки и переутомления учащихся; сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия.

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Урок обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018