Технологическая карта урока обществознания в 6 классе по теме "Общение" разработана в соответствии с ФГОС по учебнику обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, издательство «Просвещение».Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.Вид занятия: урок-исследование (сочетание теоретических и практических самостоятельных работ)
6 кл общение.doc
Урок обществознания. 6 класс
Тема урока: «Общение»
Предмет
Обществознание
Класс 6
Программа по обществознанию 6 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой,
издательство «Просвещение»
Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.
Задачи: планируемые образовательные результаты
Метапредметные
приобретение
учащимися знаний и
навыков культурного
общения.
Личностные
получение учащимися опыта работы в
группах, навыков самоанализа своей
деятельности, ориентации в межличностных
отношениях
Предметные
сформировать у
учащихся
представление о
средствах общения и его
формах;
раскрыть роль
общения в жизни
человека;
УУД
Познавательные
находить информацию
в различных
источниках;
владеть смысловым
чтением, анализировать,
делать выводы
Регулятивные
планировать и ставить
цели деятельности в
группе;
оценивать степень
достижения результатов
Личностные
аргументированно
оценивать свое и
чужое поведение;
воспитывать у
учащихся
уважительное
отношение к
позиции другого
человека, культуре
речи.
Коммуникативные
понимать позицию
другого;
излагать свое мнение,
уметь его
корректировать;
организовать работу в
группе;
преодолевать
конфликты;
добиваться
поставленных целей
умение слушать и
слышать своих
одноклассников,
умение вступать в
диалог и участвовать в
коллективном
обсуждении,
умение точно
выражать свои мысли
Тип занятия: занятие по сообщению нового учебного материала
Вид занятия: урокисследование (сочетание теоретических и практических самостоятельных
работ)
Формы и методы обучения: создание проблемной ситуации, самостоятельная работа с
текстом, мозговой штурм, кодирование информации, игра, эвристическая беседа, опрос,
письменная форма рефлексии — телеграмма.
Основные термины и понятия: общение, вербальные средства общения, невербальные
средства общения, служебное общение, повседневное общение, ритуальное общение,
убеждающее общение, барьеры общения
Вид используемых средств ИКТ, аппаратное обеспечение: АРМ учителя, мультимедийная презентация Power Point
Образовательные интернетресурсы:
http://ipk74.ru/
http://nsportal.ru/
www HYPERLINK "http://www.zavuch.ru/".zavuch.ru
proshcolu.ru
Этапы урока
Организационная структура урока
Формы и методы
1 Организационный этап Подготовка учащихся к работе на уроке.
2 Этап актуализации
опорных знаний.
Подготовка учащихся к
активному и
сознательному
усвоению нового
материала. Вхождение в
тему урока.
3 Целеполагание
4 Этап открытия нового
знания. Организация и
самоорганизация
учащихся в ходе
дальнейшего усвоения
материала. Первичная
проверка знания
5 Практическое
изучение нового
материала с
использованием
различных
информационных
источников. Первичное
закрепление.
6 Этап проверки
понимания учащимися
нового материала.
7 Этап закрепления
нового материала.
Проверка и коррекция
полученных
результатов.
8 Этап инструктажа по
выполнению домашнего
задания
9 Подведение итогов
урока.
Работа с видеосюжетом, беседа учителя,
мозговой штурм, создание проблемной ситуации
Постановка проблемы
Объяснение учителя, упражнение ассоциации,
групповая работа с текстом,
Кодирование информации — создание кластера,
работа с различными информационными
источниками ( иллюстрации, текст, диаграмма)
Обобщение полученных знаний с использованием
материалов презентации, дискуссия по
поставленному вопросу.
Закрепление у учащихся знаний и УУД,
необходимых для самостоятельной работы по
новому материалу.
Сообщение учащимся домашнего задания.
Разъяснение методики его выполнения,
требований к результатам
Рефлексия (телеграмма, завершение фразы)
Время
1
7
1
10
10
5
2
2
7 Названи
е этапа
1 Организ
ационны
й
этап
2 Актуали
зация
опорных
знаний
Цель этапа
Мотивация к
учебной
деятельности
Готовность и
осознание
потребности к
построению
нового способа
действия
3 Целепол
агание
Сформулирова
ть тему урока.
Поставить
цель урока.
Ход урока
Деятельность
учителя
Приветствует учеников.
Предлагаю вам посмотреть
небольшую серию из российского
мультипликационного сериала
«Смешарики».(Слайд 1)
Видеосюжет (1я часть)
Почему Гена начал разговаривать
с кактусом? А в вашей жизни были
случаи, когда вас не понимали или
вы не понимали собеседника? Как
вы думаете, почему так
происходит? (Слайд № 2)
Знакомит учащихся с
высказыванием Марка Твена "Мы
осыпаем детей подарками, но
самый ценный для них подарок –
радость общения..."(слайд № 3) и
побуждает учеников высказывать
собственное мнение.
Итак, ребята, как вы думаете,
какая сегодня будет тема урока?
(слайд № 4 тема урока
«Общение»)
Учитель вновь активизирует
мыследеятельность детей,
напоминает им, что общение это
один из видов деятельности, и
задает вопрос по структуре
деятельности. Из чего состоит
любая деятельность? (слайд 5)
Далее предлагает ученикам
сформулировать цель урока и план
по достижению цели.
Записывает поставленную
учащимися цель на доске.
Деятельность
ученика
Возникновение у ребенка
внутренней потребности
включения в учебную
деятельность
Смотрят видеосюжет.
Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают свое понимание
мысли Марка Твена.
Формулируют тему урока:
«Общение»
Отвечают на вопрос учителя.
Деятельность
начинается с потребности,
мотива,
цели, затем подбираются
средства, производятся
действия
и получают результат. (слайд
6)
(слайд 7) Формулируют цель
урока.
(слайд 8)
Цель: Понять, что такое
Общение и какова его роль в
жизни людей.
План урока:
1.Понятие общения
2.Средстваобщения 4. Правила общения
3. Барьеры общения
(слайд № 9)
Называют свои ассоциации
к понятию «общение».
Отвечают на вопрос учителя.
Можем посмотреть в
словарях.
В группах знакомятся с
определениями понятия
«общение», анализируют и
подбирают дополнения к
составленному кластеру.
4 Открыти
е нового
знания
Развивать
умение
учащихся
работать с
понятиями
из словарей ,
учебной
литературы,
совершенствов
ать навыки
работы в
группах,
умение
отвечать на
поставленные
вопросы
Организует работу учащихся по
составленному плану.
Итак, переходим к рассмотрению
понятия «общение».
Предлагает учащимся подобрать
ассоциации к слову общение.
(слайд 10). Обобщает все
сказанное ученикам:
Все ваши ассоциации можно
систематизировать в следующее:
обмен информацией;
взаимопонимание;
взаимодействие (слайд № 11).
Задает вопрос учащимся:
Из каких источников мы ещё
можем узнать, что такое общение?
(слайд 12 Задание 1)
Раздает по группам выдержки из
словарей и формулирует задание:
внимательно прочитать и
дополнить кластер. Философский
словарь– «Общение процесс
взаимосвязи и взаимодействия
общественных субъектов (классов,
групп, личностей), в котором
происходит обмен деятельностью,
информацией, опытом,
способностями, умениями и
навыками, а также результатами
деятельности» (1)
Психологический словарь
«Общение — сложный,
многоплановый процесс
установления и развития
контактов между людьми,
порождаемый потребностью в
совместной деятельности и
включающий в себя обмен
информацией, выработку единой
стратегии взаимодействия,
восприятия и понимания партнера
по общению» (2) В толковом
словаре В. Даля слово
«общаться» означает быть заодно,
с кемлибо знаться, дружиться,
делиться сообща, давать кому
либо долю участия. (3)
Напоминает ученикам правила работы в группе. Контролирует
выполнение работы. После
дополнения кластера делает
вывод:
Общение – взаимодействие
между людьми, в процессе
которого происходит обмен
информацией, деятельностью
и результатами
деятельности. (Слайд № 13)
Итак, мы узнали, что такое
общение, но для чего люди
общаются, каковы цели
общения? (слайд 14 Задание 2)
Каким образом происходит
общение? Давайте рассмотрим
средства общения
О них вы узнаете, прочитав в
учебнике с.6869. (слайд 16
Задание 3).
Учитель:
Назовите средства общения.
Чтобы лучше понять как
сочетаются средства общения
поработаем поцепочке (слайд 18
Задание 4).
Попробуйте, используя голос,
интонацию, мимику, жесты три
раза произнести одно и то же
слово, но с разным смыслом:
здравствуйте, спасибо, молодец.
Подводит учащихся к выводу, о
том, что в общении важно
учитывать словесную информацию
и невербальную. «Словом можно
убить, словом можно спасти,
словом можно войска за собой
повести».
Посмотрите на диаграмму (Слайд
№ 19), здесь показано какой
объем информации мы получаем
Записывают определение
понятия «общения» в тетрадь.
Ученики работают с
учебником, стр. 68
Называют цели общения:
совместная деятельность,
обучение новому,
установление
взаимопонимания,
развитие человека. ( слайд 15)
Называют средства общения:
Речевое (вербальное,
словесное) и неречевое
(невербальное, мимика, жесты,
интонация, голос,
взгляд, поза, движения).
(слайд № 17)
Поцепочке произносят слова.
Анализируют данные
диаграммы.
Полученную
информацию
применить на
практике
5 Практич
еское
изучение
нового
материа
ла.
Первичн
ое
закрепле
ние благодаря различным средствам
общения.
К какому выводу можно прийти?
Психологи считают, что чтение
невербальных сигналов является
важнейшим условием
эффективного общения. На самом
деле, слова, которым мы придаем
такое большое значение,
раскрывают лишь 7% смысла, 38%
значения несут звуки и интонации
и 55 % позы и жесты.
Зачастую в общении возникают
сложности. Они называются
барьеры общения. (слайд 20)
Почему возникают барьеры
общения?
Ученики высказывают свое
мнение. Работают с
иллюстрацией.
Какие существуют причины
непонимания, возникающего в
процессе общения между людьми?
(слайд 21) Какой смысл заложен в
этой иллюстрации?
Нежелание увидеть, услышать
другого. Неумение донести до
другого свои
собственные мысли
диаграммы
2я часть мультфильма «Опыт
общения»
Таким образом, ребята, при
общении важно помнить, что
любой человек сложен, раним,
интересен, глубок как вы сами,
поэтому: (слайд 22)
«Попробуйте
не наступать, а уступать.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а руку
протянуть.
Не спрятать, а поделиться.
Не орать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить».
М.М.Рощина.
(слайд 23) Предлагает по группам
(рядам)составить и записать
правила общения с родителями, с
ровесниками, со взрослыми
Осмысливают полученную
информацию
Записывают задание в дневник
(слайд 24 Задание 5)
Телеграмма
Выполняют упражнение
«телеграмма»
6
Этап
проверк
и
пониман
ия
учащими
ся
нового
материа
ла.
Обобщить
полученные
знания.
7 Обобще
ние
коррекц
ия
получен
ных
результа
тов
8
Домашн
ее
задание
9
Рефлекс
ия
Закрепить
знания,
полученные на
уроке, знать
правила
общения с
разными
людьми.
Соотнесение
цели урока и результата
Расшифруйте слово «общение»,
каждую букву слова используйте
для того, чтобы дать
характеристику понятия
«общение»
(слайд 25)
Итак, мы с вами в начале урока
поставили цель выяснить, что
такое общение и какова его роль в
жизни людей?
Далее учитель предлагает
учащимся продолжить мысль…
(слайд № 26)
объединение, близость,
щедрость,
единение, необходимость,
искренность, единство.
Анализируют свою
деятельность
по достижению цели.
Самая главная цель общения
состоит в том, чтобы…..
В ходе общения
происходит…..
Результатом общения можно
считать….
Выставление оценок за урок.
Выражение благодарности за
плодотворное общение. (слайд 27)
Приложение
1 группа
Философский словарь: «Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных
субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью,
информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами
деятельности.»
2 группа
Психологический словарь – «Общение – сложный, многоплановый процесс установления
и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной
деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии
взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.»
3 группа
Толковый словарь В. Даля – «Общаться» означает быть заодно, с кемлибо знаться,
дружиться, делиться сообща, давать комулибо долю участия.»
Список литературы.
Философский словарь М. «Просвещение» 1998г.
Психологический словарь М. «Просвещение» 2000г.
Тренинги с подростками. Волгоград. 2008г.
Урок обществознания в 6 классе "Общение"
Урок обществознания в 6 классе "Общение"
Урок обществознания в 6 классе "Общение"
Урок обществознания в 6 классе "Общение"
Урок обществознания в 6 классе "Общение"
Урок обществознания в 6 классе "Общение"
Урок обществознания в 6 классе "Общение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.