Урок обучения грамоте знакомство со звуками [з], [з'] и буквой, которая их обозначает;
- формирование навыка чтения слогов, слов;
- развитие фонематического слуха;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие связной устной речи учащихся.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные:
- обладать мотивационной основой учебной деятельности;
- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
действий (УУД):
Урок обучения грамоте
Тема: «Звуки [з], [з'].Буква З,з»
Цели урока :
знакомство со звуками [з], [з'] и буквой, которая их обозначает;
формирование навыка чтения слогов, слов;
развитие фонематического слуха;
развитие внимания, памяти, мышления;
обогащение словарного запаса детей;
развитие связной устной речи учащихся.
учебных
Формирование универсальных
Личностные:
обладать мотивационной основой учебной деятельности;
использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности
учебной деятельности.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные:
использовать знаковосимволические средства для решения поставленных
задач;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;
Коммуникативные:
формировать умение работать коллективно,в парах;
задавать вопросы;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование:
конверт с условными обозначениями звуков, фотографии
животных , лента букв ,таблица «Буква З, з »
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Поэт Р. Рождественский когдато сказал:
… небо без птиц – не небо,
А море без рыб не море!
И земля без зверей не земля.
Эти слова наводят меня на мысль, что школа без детей, это не школа.
Поэтому я рада видеть вас всех сегодня в школе.
2. Эмоционально волевая регуляция. Какую работу в школе вы выполняете с удовольствием?
3. Развитие речевого аппарата.
1) Артикуляционная разминка .
Учитель:
Разогреем свой речевой аппарат.
Упражнение: « Лягушка и слон »
Лягушка широкая улыбка.
Слон – трубочка.
(Чередовать 56 раз)
2) Дыхательная гимнастика .
Упражнение: «Магазин цветов»
Учитель:
Глубокий вдох через нос, выдох через рот со звуком
(АААХ) (34 раза)
3) Работа над дикцией.
(У каждого ребёнка листок , на котором напечатана скороговорка)
Учитель:
Расставьте ударение .
Купила бабуся бусы Марусе.
Учитель:
Прочитайте, выделяя голосом подчеркнутое слово .
Купила бабуся бусы Марусе.
Купила бабуся бусы Марусе.
Купила бабуся бусы Марусе.
Купила бабуся бусы Марусе.
4. Актуализация знаний .
( На листочках записаны буквы и слова)
И О Ё Е У Э А ы
К М Т Г Л Р Н П Б
МЯЧ, ИГОРЬ, ЭТО, СВЕЧА, БАНАН, АНЯ, УЖИН.
Учитель читает задание для каждой строки.
1)Обведите красным буквы, обозначающие мягкость согласного звука.
2)Зеленым цветом обведите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
3)Подчеркните слова, в которых слог состоит из 1буквы.
5. Мотивационно целевой этап.
Отгадайте загадку .Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают,
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Учитель:
Кто из вас знает, что такое зоопарк?
Обучающиеся:
Зоопарк это место, где содержат животных.
Обучающиеся:
Зоопарк – это «живая лаборатория» для ученых, это убежище для редких
животных.
Учитель:
Кто из Вас был в зоопарке?
Мы сегодня совершим путешествие в зоопарк.
Сядьте удобно, приготовьтесь слушать загадки и отгадывать их.
1) Разноцветный петушок,
Серой курочки дружок,
Там, где травка, где бурьян,
Ищет зернышки ….. (Фазан)
(Вывешиваю фотографию)
2) С бородой, как старый дед,
В шубу теплую одет.
Целый день траву жует,
Никогда не устает.
До чего упрям и зол, старый бабушкин….(Козел)
(Вывешиваю фотографию)
3) Изрисована лошадка,
Будто школьная тетрадка…..(Зебра)
(Вывешиваю фотографию)
4) Пестрая веревка
Мышат хватает ловко…..(Змея)
(Вывешиваю фотографию)5) Бык в лесу живет лохматый
Рогом острым чешет дуб
Головастый, бородатый
Сильный, быстроногий…..(Зубр)
(Вывешиваю фотографию)
Учитель:
Произнесите еще раз отгадки ЗООПАРК, ФАЗАН, КОЗЁЛ, ЗЕБРА, ЗМЕЯ,
ЗУБР.
Учитель:
Что объединяет слова отгадки?
Чем похожи эти слова?
Обучающиеся:
В них есть звуки [з], [з']
Учитель:
Давайте попробуем определить, что это за звуки.
6. Работа по теме урока.Знакомство со звуками [з], [з'] .
Учитель:
Я предлагаю Вам поработать со словами ЗУБР , КОЗЁЛ , чтобы
составить полную характеристику звукам [з], [з'] .
Дети работают на местах , я у доски
(Как только первый звук [з], в слове ЗУБР выделили вывешиваю слова
помощники :
согласный звонкий твердый )
Продолжить дальше звуковой анализ слова
Учитель:
Делаем звуковой разбор слова КОЗЁЛ.
В какой части слова находится новый звук [з'] ?
(Как только выделили новый звук вывешиваю словапомощники
Согласный звонкий мягкий).
7.Физминутка.
8. Знакомство с буквой З.
Значит звуков два [з], [з'] , а буква одна З.
Вывешиваю табличку с новой буквой.
Учитель:На что похожа буква З?
(Стихотворения рассказывают заранее подготовленные ученики)
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
(С. Маршак)
В звезде найдёшь ты букву «3»,
И в золоте и в розе,
Земле, алмазе, бирюзе,
Заре, земле, морозе.
По белому полю
В туман и в снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога…
(Е. Тарлапан)
«З» девица мастерица,
С закорючками роднится.
З не просто завитушка,
З пружинка, крендель, стружка.
(В. Степанов)
Учитель:
А может быть, буква З есть в фамилиях наших детей, или в названиях улиц?
Давайте поселим нашу букву на ленту букв.
На каком этаже будет жить наша буква З?
Докажите!
Обучающиеся:
Буква З обозначает звонкий согласный звук .
Учитель:
Обратите внимание над какой буквой мы поселили букву З.
Почему?
Обучающиеся:
Буква З это парный согласный звук .
( Вывешиваю слово парный, там где висят словапомощники).
9.Первичное закреплениеУчитель:
Перечислите постоянные признаки звуков [з], [з'] .
Обучающиеся:
согласный
звонкий
парный
Учитель:
Значит звуки [з], [з'] парные по глухости и звонкости.
10. Физминутка.
11. Чтение слогов и слов.
Игра «Дополните до целого слова».
Чтение слов
Значение какого слова Вам не понятно?
12.Рефлексия.Итог урока.
(У каждого ребёнка листок с заданием)
Зина и Лиза пошли в магазин. Зина с корзиной, а Лиза с рюкзаком.
Помоги девочкам выбрать продукты.
Зина
Лиза
Зефир
Арбузы
Зельц
Кукуруза
Изюм
Кизил
Заправка для борща
Козинак
Учитель:
Прочитайте предложения.
Почему Зине дали корзину, а Лизе рюкзак?
Прочитайте задание и выполните?
Поменяйтесь с соседом, проверьте.
Покажите свое место на горке и я сразу пойму, как каждый из вас
чувствовал себя на уроке.