Урок обучения грамоте в 1 «Б» классе МКОУ МСОШ №2, учитель Зверева Г.Г.
Урок обучения грамоте.
Тема: Согласный звук [ч’], буква Ч, ч.
Цели урока:
Образовательные:
– формировать умение выделять звук в слове;
– формировать умение различать гласные и согласные звуки;
– формировать умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
– формировать умение обозначать буквы гласных звуков после шипящих на письме;
– формировать умение читать слоги, слова, предложения с буквой Ч,
- формировать умение анализировать текст, работать со схемами.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к чтению путём привлечения занимательного материала, наглядности, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие,
- способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе и работе в парах,
-воспитывать умение слушать других,
- воспитывать культуру поведения при организации и осуществлении сотрудничества с учителем и сверстниками,
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
1. Мобилизирующий этап.
2. Формулирование темы и цели урока.
3. Актуализация знаний
|
1. Ребята, у нас сегодня очень много гостей. Они пришли посмотреть, чему вы научились за это время. Давайте дадим себе установку: «Глазки, внимательно смотрите! Ушки, внимательно слушайте! Голова, думай, запоминай!» 1) Чистоговорки с Ч. - Начнем с разминки для язычка. Ча-ча-ча – горит в комнате свеча, Чу– чу-чу – молоточком я стучу, Ча-ча-ча – вызову домой врача, Оч-оч-оч – наступила ночь. - Какой звук мы слышали чаще всего в этих словах? - А в жизни где вы его могли слышать? (воробьи: чик – чирик, ножницы: чик-чик). 2) 2. Отгадать загадки, в них отгадки на звук (Ч). – Послушайте слова, повторите вслух за мной: час, чашка, черепаха, чудовище, Чебурашка. (Учитель называет слова по одному.) – Что общего в произнесённых словах? – Произнесём звук, с которого начинаются все эти слова. - Проследим, где находится язычок, когда мы его произносим. - Есть ли преграда во рту? Какая? (зубы, язык). - Что слышится кроме голоса? (шум) – Что можете о нём рассказать? Дайте характеристику звуку Ч*. (Согласный глухой, шипящий, мягкий.) – Есть ли у него пара по твёрдости-мягкости? (Непарный.) 3. – Подберите слова, которые начинаются с нового звука. – Чтобы новый звук стоял в середине слова. – В конце слова. - Выделение одного слова (на ЭКРАНЕ) и составление звуко – буквенной схемы слова . - Все ли слоги звучат с одинаковой силой? Что надо поставить (Ударение)? 3) выделение одного звука (Ч*) и дать ему характеристику – согласный, глухой –непарный, мягкий – непарный. § Чем обозначается звук на письме? Давайте обозначим звук буквой 4. – Кто знает, какой буквой на письме обозначается этот звук? 5 – Определите тему нашего урока. (Дети самостоятельно определяют тему урока). На доске: Буква Ч,ч и звук (Ч*) . – Откроем «Букварь» на СТР.5. Вопросы по учебнику: § Почему используют два варианта написания буквы? § Сравните похожи ли между собой печатные буквы? § ЭКРАН – БУКВА Ч НА ЗЕЛЕНОМ ФОНЕ. ПОЧЕМУ? § Письменные? Печатные и письменные? (сравнение) § Ребята, а зачем мы изучаем звуки и буквы? § Где вам это сможет пригодиться? § Сформулируйте задачи урока.
– Давайте составим план сегодняшнего урока. Составление плана урока. (Дети предлагают пункты плана).
План (примерный) 1. Знакомство с новым звуком. 2. Знакомство с новой буквой. 3. Звуко-буквенный анализ слов. 4. Знакомство с написанием буквы Ч. 5. Чтение слогов, слов. 6. Наблюдение над буквосочетаниями чу, ча. (С помощью учителя.) 7. Чтение предложений и текстов.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Каким действия мы отрабатывали? Регулятивные
- в учебнике мы читаем тему нашего урока – - отвечаем на вопросы: звук Ч* гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий? - рассмотрим рисунки мяч и ручка. Где вы слышите звук Ч*? – в конце и середине слова. Прочитаем слоги .
– Найдите букву на ленте букв. Над доской и в конце учебника. § Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем о звуках и буквах. § Чем отличается звук от буквы? На какие 2 группы можно разделить буквы? Чем гласные звуки отличаются от согласных? 1) Назовите эти буквы. На доске: к, с, т, п, н. § Что общего у этих букв? (Обозначают согласные звуки.) § Какая буква лишняя? (н) Почему? (Обозначает звонкие согласные звуки, а остальные – глухие.) Вывод: согласные звуки делятся на звонкие и глухие. § Чем отличаются звонкие согласные от глухих? 2) Назовите эти буквы. На доске: а, о, у, ы, и. § Что общего? (Обозначают гласные звуки.) § Какая буква лишняя? Почему? Вывод: Гласные а, о, у, ы обозначают твёрдость согласного звука в а, и, я, е, ё – обозначают мягкость. 3) Назовите эти буквы. На доске е, я, и, ё. § Что общего? (обозначают мягкость согласного звука при письме) § Какая буква лишняя? Почему? Молодцы!
|
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы по иллюстрации.
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре и группе. 5) формируем умение организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 5) формируем умение оценивать свою деятельность.
|
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. |
1. Работа в «Букваре». – Посмотрите в «Буквари» на с. 5 и на букву на экране. На что похожа буква Ч?
Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. (В. Степанов)
2. Физкультминутка. (колобок)
3. Работа в «Букваре». Закрасьте чашку нужным цветом, чтобы мы могли ее поставить в наш чайный сервиз. А затем мы сможем провести чаепитие.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. - Покажи карточку, которой ты оцениваешь свою работу.
2) – Как вы думаете, почему «человечек – чайник » держит в руке восклицательный знак? (Предположения детей.) – Прочитайте слоги, написанные синим цветом. – Что заметили? – Послушайте сказку. Буква я была очень гордая и хорошо знала свою работу. Она вставала после согласной, чтобы показать её мягкость. Выстроились согласные в ряд. Подошла буква я к букве т, получился слог … тя, буква я выполнила свою работу. Подошла к букве л, получился слог … ля – выполнила буква я свою работу. Так буква я подходила к буквам и дошла до буквы ч. Встала она рядом с буквой – ничего не изменилось. Буква я подумала: «Раз здесь я не работаю, то я здесь и не нужна». Обиделась и ушла. Встретила по дороге букву ю, рассказала ей историю с буквой ч, буква ю тоже решила не вставать рядом с буквой ч. А буква ч очень расстроилась, но на помощь пришли добрые буквы а и у. И теперь только они встают после буквы ч. Это надо помнить, поэтому буква ч нас предупреждает. – О чём узнали из сказки? – Кто запомнил, какие гласные дружат с буквой Ч? |
|
ΙΙΙ. Применение нового знания. |
1. Работа в «Букваре». Чтение слогов, слов. 1) Чтение строчки слогов. 2) – Какой слог вызовет затруднение при написании? – Подчеркните слог чу. – Что мы помним про этот слог? – Обозначьте цветной точкой звук [ч’]. – Какой выбрали цвет? (Зелёный.) – Почему? Работа с компьютером. 1) Посмотрите на экран. Прочтите слоги. Какую роль выполняет здесь буква Ч? Почему? (Это слоги – слияния). А во втором столбике? Почему? Дополни до целого слова. 2) Найдите слова, где встречается буква Ч. 3) Сопоставьте предложения по картинке. 4) Прочитайте текст и найдите слова с буквой ч. 5) Посмотрите мультфильм и запомните слова, в написании которых встречается буква ч. Молодцы! 2) работа в парах – скоростной спуск. 3) работа в группах – слоговое лото.
3) Чтение слов. 4) Объяснение смысла слов. 5) Работа со словарями, показ словарей и статей из словаря с помощью документ – камеры. – Придумайте предложение с любым словом. – Что нового мы сейчас узнали? – Что мы сейчас делали? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) Физкультминутка. (цыплята)
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. - Какую карточку подымешь, оценивая свою работу.
4. Работа в «Букваре». 1) Прогнозирование содержания текста по иллюстрации и заглавию. 2) Самостоятельное чтение текста и ответ на вопрос. – Дал ли текст ответ на наш вопрос? 3) Перечитывание текста. – Какие вопросы может задавать буква Ч? – С какой интонацией надо прочитать это предложение? – Чем интересны все эти вопросы? (В них есть буква Ч.) – Какой звук слышим чаще других? – Как надо прочитать слова буквы Ч? (Громко, с вопросительной интонацией и интонацией радости.) – Как меняется настроение у буквы? (Она обижается, затем размышляет и снова веселится.) 4) Работа в парах. Придумывание продолжения текста. Проверка работы.
5. Работа в тетради для печатания. Игра в слова. Учитель называет слово, а дети печатают или обводят слог с соответствующим сочетанием букв, которое встречается в слове (ча, чу, чк, чн). Случай, качалка, кручу, скачки, дачник и др.
6. Работа в «Букваре». 1) Работа до чтения. – Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. 2) Работа во время чтения. – А как об этом сказано в тексте? – Какие слова из подтвердят это? б) Выразительное чтение. 3) Вопросы после чтения. – Что мы сейчас делали? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией, умение владеть речью.) |
Личностные УУД: 1) формируем внутреннюю позицию школьника; 2) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 3) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 4) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, 5) формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; 6) формируем ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности; 7) формируем способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание.
|
ΙV. Домашнее задание (по желанию) |
Выучить стихотворение наизусть. По выбору – подобрать пословицы и поговорки, загадки о часах.
|
|
V. Итог |
– Сформулируйте тему сегодняшних урока чтения. – Какие проблемы мы решали? – Чему новому научились? – Над чем ещё придётся поработать? – А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? Учитель обращается к кружкам, символизирующим УУД. С какой буквой мы познакомимся на сегодняшнем уроке? Какие звуки она обозначает? Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока? Удалось ли нам их решить? – Все ли пункты плана выполнили? – Чему научились на уроке? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? |
ТООУ |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые хорошо читали текст.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы
Работа в прописи
|
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали буквы и слоги.
ΙII. Развитие умения применять новое знание
1. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно читали слова и объясняли их лексическое значение.
* Отметить учеников, которые правильно читали и анализировали текст.
2. Работа в прописи
|
* Отметить учеников, которые аккуратно, красиво и правильно записывали слова.
3. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно анализировали текст.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.