Урок обучения грамоте (чтения) в 1 классе на тему "Буквы Ч,ч".
Оценка 4.8

Урок обучения грамоте (чтения) в 1 классе на тему "Буквы Ч,ч".

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
чтение
1 кл
13.11.2018
Урок обучения грамоте (чтения) в 1 классе на тему "Буквы Ч,ч".
Дополнительны материалы к уроку "Буквы Ч.ч".
Публикация является частью публикации:
буквы Ч,ч.doc

Урок обучения грамоте в 1 «Б» классе МКОУ МСОШ №2,  учитель Зверева Г.Г.

Урок обучения грамоте.

Тема: Согласный звук [ч’], буква Ч, ч.

 

Цели урока:

Образовательные:

– формировать умение выделять звук в слове;

– формировать умение различать гласные и согласные звуки;

– формировать умение понимать роль заглавных букв в русском языке;

– формировать умение обозначать буквы гласных звуков после шипящих на письме;

– формировать умение читать слоги, слова, предложения с буквой Ч,

- формировать умение анализировать текст, работать со схемами.

 

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к чтению путём привлечения занимательного материала, наглядности, создания проблемных ситуаций;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие,

 - способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные:

- Воспитывать   культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе и работе в парах,

-воспитывать умение слушать других,

- воспитывать   культуру поведения при организации и осуществлении сотрудничества с учителем и сверстниками,

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

 

                 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1. Мобилизирующий этап.

 

 

 

2. Формулирование темы и цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ребята, у нас сегодня очень много гостей. Они пришли посмотреть, чему вы научились за это время. Давайте дадим себе установку: «Глазки, внимательно смотрите! Ушки,  внимательно слушайте! Голова,  думай, запоминай!»

1) Чистоговорки с Ч.

- Начнем с разминки для язычка.

Ча-ча-ча – горит в комнате свеча,

Чу– чу-чу – молоточком я стучу,

Ча-ча-ча – вызову домой врача,

Оч-оч-оч – наступила ночь.

- Какой звук  мы слышали чаще всего в этих словах?

- А в жизни где вы его могли слышать? (воробьи: чик – чирик, ножницы: чик-чик).

2) 2. Отгадать загадки, в них отгадки на звук (Ч).

 – Послушайте слова, повторите вслух за мной: час, чашка, черепаха, чу­довище, Чебурашка. (Учитель называет слова по одному.)

– Что общего в произнесённых словах?

Произнесём звук, с которого начинаются все эти слова.

- Проследим, где находится язычок, когда мы его произносим.

- Есть ли преграда во рту? Какая? (зубы, язык).

- Что слышится кроме голоса? (шум)

Что можете о нём рассказать? Дайте характеристику звуку Ч*. (Согласный глухой, шипящий, мягкий.)

– Есть ли у него пара по твёрдости-мягкости? (Непарный.)

3. Подберите слова, которые начинаются с нового звука.

– Чтобы новый звук стоял в середине слова.

– В конце слова.

- Выделение одного слова (на ЭКРАНЕ) и составление звуко – буквенной схемы слова .

- Все ли слоги звучат с одинаковой силой? Что надо поставить (Ударение)?

3) выделение одного звука (Ч*) и дать ему характеристику – согласный, глухой –непарный, мягкий – непарный.

§  Чем обозначается звук на письме? Давайте обозначим звук буквой

4. – Кто знает, какой буквой на письме обозначается этот звук?

5Определите тему нашего урока. (Дети самостоятельно определяют тему урока).

На доске: Буква Ч,ч и звук (Ч*) .

– Откроем  «Букварь» на СТР.5.  Вопросы по учебнику:

§  Почему используют два варианта написания буквы?

§  Сравните похожи ли между собой печатные буквы?

§  ЭКРАН – БУКВА Ч НА ЗЕЛЕНОМ ФОНЕ.  ПОЧЕМУ?

§  Письменные? Печатные и письменные? (сравнение)

§  Ребята, а зачем мы изучаем звуки и буквы?

§  Где вам это сможет пригодиться?

§  Сформулируйте задачи урока.

 

– Давайте составим план сегодняшнего урока.

Составление плана урока. (Дети предлагают пункты плана).

 

План (примерный)  

1.                 Знакомство с новым звуком.

2.                 Знакомство с новой буквой.

3.                 Звуко-буквенный анализ слов.

4.                 Знакомство с написанием буквы Ч.

5.                 Чтение слогов, слов.

6.                 Наблюдение над буквосочетаниями чу, ча. (С помощью учителя.)

7.                 Чтение предложений и текстов.

 

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Каким действия мы отрабатывали?    Регулятивные

 

- в учебнике мы читаем тему нашего урока –

- отвечаем на вопросы: звук Ч* гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий?

- рассмотрим рисунки мяч и ручка. Где вы слышите звук Ч*? – в конце и середине слова. Прочитаем слоги .

 

– Найдите букву на ленте букв. Над доской и в конце учебника.

§  Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем о звуках и буквах.

§  Чем отличается звук от буквы?

На какие 2 группы можно разделить буквы? Чем гласные звуки отличаются от  согласных?

1)    Назовите эти буквы.

На доске: к, с, т, п, н.

§  Что общего у этих букв? (Обозначают согласные звуки.)

§  Какая буква лишняя? (н) Почему?

(Обозначает звонкие согласные звуки, а остальные – глухие.)

Вывод: согласные звуки делятся на звонкие и глухие.

§  Чем отличаются звонкие согласные от глухих?

2)    Назовите эти буквы.

На доске: а, о, у, ы, и.

§  Что общего? (Обозначают гласные звуки.)

§  Какая буква лишняя? Почему?

Вывод: Гласные а, о, у, ы обозначают твёрдость согласного звука в

а, и, я, е, ё – обозначают  мягкость.

3)    Назовите эти буквы.

На доске е, я, и, ё.

§  Что общего? (обозначают мягкость согласного звука при письме)

§  Какая буква лишняя? Почему? Молодцы!

 

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы по иллюстрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре и группе.

5) формируем умение организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5) формируем умение оценивать свою деятельность.

 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

   1. Работа в «Букваре».

– Посмотрите в «Буквари» на с. 5 и на букву на экране.

 На что похожа буква Ч?

 

          Ч мы пишем, как четыре.

          Только с цифрами, друзья,

           Буквы путать нам нельзя.

                                      (В. Степанов)

 

2. Физкультминутка. (колобок)

 

3. Работа в «Букваре».

Закрасьте чашку нужным цветом, чтобы мы могли ее поставить в наш чайный сервиз. А затем мы сможем провести чаепитие.

 

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- Покажи карточку, которой ты оцениваешь свою работу.

 

2) – Как вы думаете, почему «человечек – чайник » держит в руке восклицательный знак? (Предположения детей.)

– Прочитайте слоги, написанные синим цветом.

–  Что заметили?

– Послушайте сказку.

Буква я была очень гордая и хорошо знала свою работу. Она вставала после согласной, чтобы показать её мягкость. Выстроились согласные в ряд. Подошла буква я к букве т, получился слог … тя, буква я выполнила свою работу. Подошла к букве л, получился слог … ля – выполнила буква я свою работу. Так буква я подходила к буквам и дошла до буквы ч. Встала она рядом с буквой – ничего не изменилось. Буква я подумала: «Раз здесь я не работаю, то я здесь и не нужна». Обиделась и ушла. Встретила по дороге букву ю, рассказала ей историю с буквой ч, буква ю тоже решила не вставать рядом с буквой ч. А буква ч очень расстроилась, но на помощь пришли добрые буквы а и у. И теперь только они встают после буквы ч.

Это надо помнить, поэтому буква ч нас предупреждает.

– О чём узнали из сказки?

– Кто запомнил, какие гласные дружат с буквой Ч?

 

ΙΙΙ. Применение нового знания.

1.     Работа в «Букваре».  

Чтение слогов, слов.

1)    Чтение строчки слогов.

2)     – Какой слог вызовет затруднение при написании?

– Подчеркните слог чу.

– Что мы помним про этот слог?

– Обозначьте цветной точкой звук [ч’].

– Какой выбрали цвет? (Зелёный.)

– Почему?

Работа с компьютером.

1)    Посмотрите на экран. Прочтите слоги. Какую роль выполняет здесь буква Ч? Почему? (Это слоги – слияния). А во втором столбике?

Почему? Дополни до целого слова.

2)    Найдите слова, где встречается буква Ч.

3)     Сопоставьте предложения по картинке.

4)    Прочитайте текст и найдите слова с буквой ч.

5)    Посмотрите мультфильм и запомните слова, в написании которых встречается буква ч.                                    Молодцы!

2) работа в парах – скоростной спуск.

3) работа в группах – слоговое лото.

 

 

3)    Чтение слов.

4)    Объяснение смысла слов.

5)    Работа со словарями,  показ словарей и статей из словаря с помощью документ – камеры.

– Придумайте предложение с любым словом.

– Что нового мы сейчас узнали?

– Что мы сейчас делали?  

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

 Физкультминутка. (цыплята)

 

 Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- Какую карточку подымешь, оценивая свою работу.

 

  4. Работа в «Букваре».

1) Прогнозирование содержания текста по иллюстрации и загла­вию.

2) Самостоятельное чтение текста и ответ на вопрос.

– Дал ли текст ответ на наш вопрос?

3) Перечитывание текста.

–  Какие вопросы может задавать буква Ч?

– С какой интонацией надо прочитать это предложение?

– Чем интересны все эти вопросы? (В них есть буква Ч.)

– Какой звук слышим чаще других?

– Как надо прочитать слова буквы Ч? (Громко, с вопросительной интонацией и интонацией радости.)

– Как меняется настроение у буквы? (Она обижается, затем раз­мышляет и снова веселится.)

4) Работа в парах.

Придумывание продолжения текста.

Проверка работы.

 

5. Работа в тетради для печатания. Игра в слова.

Учитель называет слово, а дети печатают или обводят слог с соответству­ющим сочетанием букв, которое встречается в слове (ча, чу, чк, чн). Случай, качалка, кручу, скачки, дачник и др.

 

6. Работа в «Букваре».

1) Работа до чтения.

– Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.

2) Работа во время чтения.

– А как об этом сказано в тексте?

– Какие слова из подтвердят это?

б)  Выразительное чтение.

3) Вопросы после чтения.

– Что мы сейчас делали? 

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией,

умение владеть речью.)

 

Личностные УУД:

1) формируем внутреннюю позицию школьника;

2) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

3) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

4) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией,

5) формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

6) формируем ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности;

7) формируем способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

 

 

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

 

ΙV. Домашнее задание (по желанию)

Выучить стихотворение наизусть.

По выбору – подобрать пословицы и поговорки, загадки о часах.

              

 

V. Итог

– Сформулируйте тему сегодняшних урока чтения.

– Ка­кие проблемы мы решали?

– Чему новому научились?

– Над чем ещё придётся поработать?

– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?

Учитель обращается к кружкам, символизирующим УУД.

С какой буквой мы познакомимся на сегодняшнем уроке?

Какие звуки она обозначает?

Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?  Удалось ли нам их решить?

– Все ли пункты плана выполнили?

– Чему научились на уроке?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

 

ТООУ

 

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

                    * Отметить учеников, которые хорошо читали текст.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

Работа в прописи

 

* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали буквы и слоги.

ΙII. Развитие умения применять новое знание

1.      Работа в «Букваре»

     * Отметить учеников, которые правильно читали слова и объясняли их лексическое значение.

                    * Отметить учеников, которые правильно читали и анализировали текст.

2. Работа в прописи

 

* Отметить учеников, которые аккуратно, красиво и правильно записывали  слова.

3. Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно анализировали текст.


Урок обучения грамоте в 1 «Б» классе

Урок обучения грамоте в 1 «Б» классе

Этапы урока Ход урока

Этапы урока Ход урока

Актуализация знаний 1

Актуализация знаний 1

План (примерный) 1.

План (примерный) 1.

Что общего у этих букв? (Обозначают согласные звуки

Что общего у этих букв? (Обозначают согласные звуки

Открытие нового знания. 1

Открытие нового знания. 1

Буква я подумала: «Раз здесь я не работаю, то я здесь и не нужна»

Буква я подумала: «Раз здесь я не работаю, то я здесь и не нужна»

Чтение слов. 2) Объяснение смысла слов

Чтение слов. 2) Объяснение смысла слов

Как меняется настроение у буквы? (Она обижается, затем раз­мышляет и снова веселится

Как меняется настроение у буквы? (Она обижается, затем раз­мышляет и снова веселится

V . Итог – Сформулируйте тему сегодняшних урока чтения

V . Итог – Сформулируйте тему сегодняшних урока чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018