Урок обучения грамоте "Согласные звуки [н], [н`], буква н"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
1 кл
28.01.2017
Урок обучения грамоте по тема: Согласные звуки [н], [н`], буква н. Программа "Школа 21 века"
Цели урока: познакомить детей с согласными звуками [н], [н'], буквами Н, н; учить слышать эти звуки и давать им характеристику; вырабатывать навыки осознанного чтения; способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, мышление, память; развивать произвольное внимание.
Тип урока: открытие новых знаний
Урок.docx
Урок обучения грамоте
Тема: Согласные звуки [н], [н`], буква н.
Цели:
познакомить детей с согласными звуками [н], [н'], буквами Н, н;
учить слышать эти звуки и давать им характеристику;
вырабатывать навыки осознанного чтения;
способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами
продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений;
развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, мышление,
память;
развивать произвольное внимание.
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых
учащимися на данном уроке:
Личностные: действие самоопределения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со
сверстниками.
Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них
существенных признаков; постановка и формулирование проблемы; умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сравнение моделей с
целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов
деятельности.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование,
прогнозирование; волевая саморегуляция; оценкавыделение и осознание
учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
прогнозирование.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы обучения: наглядный, практический, частичнопоисковый.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация (среда
POWER POINT), учебник «Букварь» модели звуков.
I. Организационный момент.
Ход урока
1 Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
Видеть Вас мы очень рады!
А теперь улыбнемся друг другу и будем работать.
II. Повторение пройденного о звуках.
Закройте глаза, представьте себя в лесу. Прислушайтесь и постарайтесь услышать
звуки.
Прослушивание мелодии.
Какие звуки вы услышали? (звуки природы).
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание
ручейка, пение птиц.
А могут ли люди общаться друг с другом при помощи звуков природы? нет
На какие 2 группы можно разделить все звуки? На речевые и неречевые звуки
А какие звуки помогают нам в общении? (речевые звуки)
На какие 2 группы можно разделить речевые звуки? Все речевые звуки можно
разделить на гласные и согласные
Как отличить гласные звуки от согласных?
С помощью чего на письме обозначаются звуки?
Чем буква отличается от звука? Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы
пишем и видим.
Что можно образовать из звуков? Слог
Если слоги соединить, то получим…….. слово.
Что можно составить из слов? Предложения
Мы знаем, что из предложений состоит наша ……. Речь.
Какая бывает речь? Устная и письменная
Начали со звука, закончили речью. Работая со звуками, мы учимся говорить
правильно, красиво. Этому мы учимся на каждом уроке обучения грамоте.
2 ОЦЕНИВАНИЕ.
А теперь оцените себя. Если вы знали все ответы на мои вопросы – поднимите
карточку со знаком «+». Если не на все смогли ответить поднимите карточку со
знаком «». Если осталось много вопросов – тогда карточка со знаком «?».
А сейчас я загадаю вам загадки про буквы.
Обруч катится легко,
Он похож на букву…(О)
В слове МНЕ, в слове ДВЕ
На конце напишем …(Е)
Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква…(А)
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрика, что случилось:
Получилась … буква…(Ю)
Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква…(Ё)
Надела буква поясок,
Не просто так – наискосок.
Один совет ребятам всем:
Не путать эту букву с Н…(И)
Ребята, посмотрите на эти буквы. Прочитаем их хором.
На какие две группы их можно поделить?
3 1) О А указывают на твердость согласных звуков
Е Ю Ё И указывают на мягкость согласных звуков
2) О А И обозначают один звук
Ю Ё Емогут обозначать два звука в начале слова или после другой гласной
буквы
Молодцы! Буквы довольны вашей работой, а вы?
Оцените себя. ОЦЕНИВАНИЕ.
III. Постановка проблемной ситуации.
Посмотрите, к нам пришел ещё один звук. Что вы о нем можете сказать? Ничего, он
пустой.
Значит, какую цель поставим мы себе на уроке?
Познакомиться с новыми звуками, узнать какими буквами они обозначаются на
письме, читать слоги и слова с этой буквой.
Сегодня мы продолжим путешествие по страницам «Букваря».
IV. «Открытие» новых знаний. Поиск решения.
1.Выделение звуков [н], [ н,]. Работа по учебнику.
Чтение загадки с экрана. Читает ученик.
Вот гора, а у горы —
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
4 Произнесите слово. Нос
Сколько гласных слышим? Один гласный, значит один слог.
Какой звук слышим в начале? ([н]).
Какой он? (Согласный).
Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду).
Какой это согласный? Проверим. (Дети ладошками закрывают ушки, произносят звук
[н]).
Согласный звонкий.
[н], [но] Согласный звонкий и …….. . ?
В слове нос звук [н] твердый, т. к. за [н] слышим [о], [но], звучит твердо.
[н] – согласный звонкий твердый.( Составляем схемы слов на доске, дети у себя на
партах)
Фишка какого цвета нужна для обозначения этого звука?
Положите у себя на партах синюю фишку. ( На интерактивной доске)
Произнесите следующий звук. Охарактеризуйте его. Гласный
Обозначьте на схеме:
Какой звук следующий, произнесите его, охарактеризуйте. Согласный, глухой,
твердый
Покажите на схеме
Сколько звуков в слове нос?
Итак, звук [н], какой? Охарактеризуйте его.Звук [н] – согласный, звонкий, твердый.
Фразеологизмы со словом «нос». Слово «нос» мы иногда используем в «переносном» значении. Я назову
фразеологизмы со словом нос, а вы попробуйте заменить его одним словом.
Зарубить на носу – запомнить
Вешать нос – унывать
Задирать нос – зазнаваться
Водить за нос – обманывать
Нос не дорос – мал ещё
Прочитаем следующую загадку (читает ученик)
Может влезть иголке в ушко
Тонкая ее подружка.
Вместе шов проложат прытко.
Как зовут подружку? Нитка
Произнесите это слово. (скандируем как на стадионе)
Сколько слогов?
Позовем это слово, определим ударный слог.
Произнесите первый звук. Охарактеризуйте его.
Выберите подходящую схему слова. ( на доске несколько схем, но нет правильной
схемы)
Исправим ошибку.
Вывод: Звуки [н] и [ н,] –согласные, звонкие.
2. Знакомство с буквами Н,н
А можем ли мы звук увидеть? (Звуки мы слышим, но не видим)
Теперь мы можем представить нашу таинственную незнакомку? Согласные звуки [н], [н’]обозначаютсябуквой Нн
У каждой буквы есть два образа, два лица: печатный и письменный.
Для чего нужна заглавная буква?
3. Игра «Узнай звук»
Приготовьте два фишки синюю и зеленую.
Я буду называть слова со звуками [н], [н’], а вы показывайте соответствующую
фишку. Нитки, наряд, нос, небо.
Где в словах вам встретились звуки [н], [н’]?в начале слова
Это легко, когда звуки [н], [н’] в начале, а вот следующие слова: полено, пряник,
карандаш, теленок.
А теперь, где в словах вам встретились звуки [н], [н’]? в середине
В другой части слова попробуем поискать новые звуки, в начале были, в середине
были. Где не были? На конце слова
Слушаем: Конь, звон, день.
Итак, где согласные звуки [н], [н’] могут встретиться в словах?
ОЦЕНИВАНИЕ
А теперь оцените себя. Если вам было легко определить мягкость или твердость
согласного звука – поднимите карточку со знаком «+». Если сложно поднимите
карточку со знаком «». Если неполучилось – тогда карточка со знаком «?».
V.Закрепление изученного.
1.Чтение слогов по слайду.
Прибежал весёлый А, прочитали дети – НА. Прибежал задорный О, прочитали дети – НО.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – НЯ.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – НЫ.
Прибежал игривый И, прочитали дети – НИ.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – НУ.
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – НЁ.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – НЮ.
Прибежал звонкий Е, прочитали дети – НЕ.
Прочитайте хором слоги, постепенно понижая голос до шепота.
Прочитайте слоги, где наш знакомый [н,] произносится мягко.
А теперь, где этот звук произносится твердо.
Прочитайте хором слоги с интонацией вопроса.
А теперь с радостной интонацией.
2. Игра наоборот
Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу, которые начинаются
со звуков [н], [н’]:
налево — (направо), высоко — (низко) ..., под — (над) ..., верхний —(низкий)...,
высушить — (намочить)...
3. Игра «Соотнести слова и картинки» (на слайде)
Посмотрите на картинки. Что изображено?
Прочитайте слова.
Эти слова в русском языке называются местоимениями. Они используются вместо
имени и вместо названий предметов.
Какое задание вы бы предложили? Работаем в парах: соотнесите слова и картинки.
Проверим вашу работу. Один ученик – у доски.
ОЦЕНИВАНИЕ
А теперь оцените себя. Если вы соотнесли слова и картинки верно – поднимите
карточку со знаком «+». Если допустили ошибку поднимите карточку со знаком «».
Если было трудно – тогда карточка со знаком «?».
VI. Работа с предложениями. (Букварь с. 65)
Прочитайтепро себя запись выделенная темным черным шрифтом на странице 65.
Что вы прочитали? Это предложения
Назовите признаки предложений.
Начало – с заглавной буквы.
В конце предложения точка.
Слова записаны отдельно.
Слова связаны по смыслу.
А теперь мы прочитаем хором.
Что вы заметили? Слова с буквой Н, предложения связаны между собой.
Сколько предложений в тексте?
Первое предложение нам прочитает ………
О чем говорится в первом предложении?
Второе предложение нам прочитает ………
Что вы узнали из второго предложения?
Третье предложение нам прочитает ………
О чем третье предложение?
Как можно озаглавить этот текст? Няня
Какое слово повторяется в каждом предложении?Няня
Каким местоимением можно заменить слово «няня»? она
А в каком предложении слово «няня» можно заменить местоимением?
Послушайте, какой текст у нас получился. Читает учитель VII. Самостоятельнаядифференцированная работа учащихся. Самоконтроль и
самооценка результатов.
Ребята, перед вами карточки трёх цветов. В них задания разной сложности.
Если на уроке вы работали активно и всё поняли про новую букву, то вы можете
выбрать карточку красного цвета с более сложным заданием. В этой карточке вам
нужно определить, какой звук обозначает буква «Н» в каждом слове. Если твёрдый, то
это слово вы обводите, синим карандашом, а если мягкий, то зелёным.
НЯНЯ, ОНИ,НИТКА, НОС,ИМЕНА, КОНИ, НОРА, ЛИМОН, ЮНГА, НЕБО
Если, в течение урока у вас возникали трудности и не всегда всё получалось, то вы
можете выбрать карточку попроще. В жёлтой карточке вам нужно просто определить,
в каком слове есть звук [н]. И обвести эти слова в кружок простым карандашом.
НЯНЯ, МАМА, ОНИ, НАМ, МИМО, ИМЯ, УМНАЯ, ЮНАЯ, НИТИ, ЛИНИИ
Если же, вам было очень трудно на уроке, то возьмите карточку зелёного цвета и
среди всех букв выберите только букву «Н» и подчеркните её.
А Н О И Н И М Н Е Я Ю У Ы М О Ё Э Н А И М Н
Проверка по эталону (Слайды…….)
Я рада, что большинство из вас правильно оценили свои действия на уроке и уровень
своих знаний. VIII. Рефлексия деятельности
Сегодня на уроке:
Я узнал …
Я запомнил …
Я научился …
IX.Оценивание.
Давайте оценим свою работу на уроке.
Кто думает, что он работал сегодня активно, поднимает карточкусо знаком «+».
Кто работал, но не всегда все было понятно поднимите карточку со знаком «».
А у кого осталось много вопросов по теме – тогда карточка со знаком «?».
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [н], [н`], буква н"
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [н], [н`], буква н"
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [н], [н`], буква н"
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [н], [н`], буква н"
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [н], [н`], буква н"
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [н], [н`], буква н"
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [н], [н`], буква н"
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [н], [н`], буква н"
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [н], [н`], буква н"
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [н], [н`], буква н"
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [н], [н`], буква н"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.