Урок обучения грамоте в 1 классе с использованием интерактивных методов и приемов Тема: «Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д,д» УМК «Перспективная начальная школа»

Урок обучения грамоте в 1 классе с использованием интерактивных методов и приемов Тема: «Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д,д» УМК «Перспективная начальная школа»

Медиа
Разработки уроков
docx
Чтение
1 кл
05.01.2017
Урок обучения грамоте проводится в 1 классе по УМК «Перспективная начальная школа» с использованием интерактивных методов и приемов. Тема урока: «Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д,д» Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства со звонкими звуками [д], [д']; познакомить с буквой Д, д; учить давать характеристи¬ку звукам; формировать навык чтения слов, предложений с изучен¬ными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение. Задачи урока: • Научить приёму практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков. Упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов. • Продолжить развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения. На примере сравнения минимальных пар слов (дом-дым) формировать у учащихся понимание смыслоразличительной функции фонем. • Воспитывать культуру учебного труда.
Урок обучения грамоте.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26»  г.  Балаково Саратовской области Урок обучения грамоте в 1 классе  с использованием интерактивных  методов и приемов Тема: «Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д,д» УМК «Перспективная начальная школа» Учитель начальных классов высшей квалификационной категории  Шиншалиева Гульнара Васильевна
Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства со звонкими звуками [д],  [д']; познакомить с буквой Д, д; учить давать характеристику звукам; формировать навык  чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух,  творческое воображение. Задачи урока:  Научить приёму практического определения звонкости­глухости изучаемых звуков.  Упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов.  Продолжить развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения. На  примере сравнения минимальных пар слов (дом­дым) формировать у учащихся  понимание смыслоразличительной функции фонем.  Воспитывать культуру учебного труда. Формирование УУД:  Личностные УУД: самоопределение ­  система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц   ему уже известны, а какие нет.   Познавательные   УУД   (логические):   анализ   объектов   с   целью   выделения   в   них существенных   признаков:  сравнение   моделей   с   целью   выделения   звуков, обозначаемых новой буквой.  Познавательные   УУД   (логические):   подведение   под   понятие   на   основе распознавания   объектов,   выделения   существенных   признаков:  формирование понятия   «буква   –   знак   для   звука»   посредством   сопоставления   разных   знаково­ символических   обозначений   звуков   в   двухъярусных   схемах­моделях   слов; формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне; установление причинно­следственных связей: между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между разным звучанием мягкого­твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука.
 Личностные УУД: смыслообразование и нравственно­этическая ориентация ­  тексты, в которых обсуждаются нравственные проблемы (в тексте «Данила» –  проблема трудолюбия).  Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой  информации; сбор, анализ и оценка информации):  работа с текстом и  иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего  текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.  Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу,  взаимопомощь (работа в парах).  Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно­оценочной  деятельности: планировать свою деятельность (вначале урока), оценивать  результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока), анализировать  собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и  оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока). Методы и приёмы организации деятельности учащихся: анализ одно­ и двухъярусных моделей, звукопроизносительная деятельность; конструирование букв Д, д; беседа на  основе иллюстраций учебника, чтение слогов, слов; чтение и перечитывание текстов и  обсуждение нравственных проблем; поиск нужных слов и их сравнение. Учебные пособия для ученика: учебник по обучению грамоте «Азбука», графические  модели слов, звуковые фишки для обозначения звуков [д], [д’], шаблоны печатных букв,  таблицы индивидуальные. Оборудование, обеспечение: Учебник по обучению грамоте и чтению, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков, Москва,  Академкнига/учебник,2011 компьютер, мультимедийный проектор,  картинки с героями  Миша и Маша, слоговые  карточки. Тип урока: урок открытия нового знания  Ход урока. I. Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой класса.
Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении. Мы умные, мы дружные Мы ­ внимательные, мы­ старательные Мы в первом классе учимся Всё у нас получится! ­ Вы садитесь тихо как? ­ Вот так! ­ А здороваетесь как?     ­ Вот так! (дети ударяют в ладошки друг друга) ­ Настроение какое? ­ Вот какое! Ребята теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку? ­ Что еще нам пригодится на уроке? (аккуратность, внимание, знания, сообразительность,  ум…..) II. Актуализация опорных знаний. Учитель: На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные). ­Что   вы   можете   сказать   про   гласные   звуки,   какие   они   бывают?   (Ударные   и безударные). ­Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки?  (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие). III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема). 1.  Игра «Доскажи словечко»  Тут наш... (дом). Над домом ... (дым).  У дома … (дерево).  На дереве... (дупло).  У дупла... (дятел).  К дому ведет ... (дорожка).  У дома сидит … (дед).  −       Это отдельные предложения или текст? Почему? Чего не хватает у текста? −       Придумаем заглавие.  Повторить весь текст с заглавием. −       Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли.
−       Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня будем  учиться? 2.  «Три я».  Я  узнаю пойму смогу 3.  Работа на нетбуках в парах. 1. Найдите одинаковый звук в словах: помидор, дверь, солдат, ведро, гвоздика  (звук д), дополните ряд слов. 2. Отгадайте имя, используя первые звуки слов: ­ дом, арбуз, шар, астра. Напечатайте имя, разделите на слоги,  поставьте ударение  (Ответ: Даша) ­ дым, ирис, мотор, альбом (ответ Дима) Что это за слова? Что мы видим интересного? 3. Напечатайте слово, по первым буквам : дружба. 4. Работа на нетбуках. Упражнение в чтении столбиков слов, подобранных на приёме  наращивания в них звуков, преобразованных в другие слова или изменённых  по форме  да, до, дэ,  ды, ду ди, де, дя. После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика. – Чем похожи слоги в каждом столбике? – Чем отличаются слоги в отдельных столбиках?  (В первом столбике стоят слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [д]. В третьем – слоги начинаются со звука [д’].) ­ Делаем вывод: Буква Д обозначает два звука д и дь, Звук д­ согласный, твердый, звонкий. Звук дь­ согласный, мягкий, звонкий.
IV. Реализация построенного проекта. 1. Работа с предметными картинками: произнесение слов, определение их  лексического значения. Сравнение моделей слов с целью выделения  звуков, обозначаемых новой буквой – Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду. – Что изображено слева? (Дыня.) – Прочитайте слово «дыня» по слогам и орфоэпически. – Произнесите первый звук в слове «дыня». – Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.) – Объясните, почему звук  [д] произносится  твердо?  (За буквой «д» в слове  стоит гласная буква «ы».) – Кто изображен справа? (Девочка.) – Проанализируйте схему­модель слова и определите, как зовут девочку. (Дина.) – Прочитайте слово «Дина» по слогам и орфоэпически. – Произнесите первый звук в слове «Дина». – Дайте характеристику звуку [д’]. (Звук согласный звонкий мягкий.) – Объясните, почему звук  [д’] произносится мягко?  (За буквой «д» в слове  стоит гласная буква «и».) 2. Конструирование большой и малой букв Д, д. Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Д», «д». Вот стоит, дымок пуская, Буква «Д» – труба печная. В. Степанов – Из каких элементов­шаблонов они состоят? Далее   учитель   раздает   учащимся   в   конвертах   необходимые   шаблоны   и   просит сконструировать из них буквы «Д», «д». Учитель  выполняет задание на магнитной доске. Ф и з к у л ь т м и н у т к а V. Первичное закрепление. 1. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.
– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (Дом, дым, Дима.) – Прочитайте слово «дом» по слогам и орфоэпически. – Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог. – На каком месте в слове «дом» стоит буква «д»? – Какой звук обозначает буква «д» в слове «дом»? – Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.) – Объясните, почему звук  [д] произносится  твердо?  (За буквой «д» в слове  стоит гласная буква «о».) – Прочитайте слово «дым» по слогам и орфоэпически. – Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог. – Произнесите первый звук в слове «дым». – Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.) – Объясните, почему звук  [д] произносится  твердо?  (За буквой «д» в слове  стоит гласная буква «ы».) – Прочитайте слово «Дима» по слогам и орфоэпически. – Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог. – На каком месте в слове «Дима» стоит буква «д»? – Какой звук обозначает буква «д» в слове «Дима»? – Дайте характеристику звуку [д’]. (Звук согласный звонкий мягкий.) – Объясните, почему звук  [д’] произносится мягко?  (За буквой «д» в слове  стоит гласная буква «и».) –   Назовите   гласные,   которые   обозначают   мягкость   предыдущего   согласного   звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю».) Ф и з к у л ь т м и н у т к а   д л я   г л а з . 2 . Чтение слогов и слов (с. 47). Чтение рассказа «Данила». После   чтения   учащиеся   делят   слова   на   группы:   слова­предметы,   слова­ признаки, слова­действия. У каждого слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова­предметы, прямоугольники желтого   цвета   –   слова­признаки,   прямоугольники   голубого   цвета   –   слова­ действия. Далее учитель проводит словарную работу. Д о м и н о  – настольная игра в пластинки, на которые нанесены очки в виде точек.
Н а у д и л  – наловил много рыбы. Н а д ы м и л  – напустил много дыма. – Прочитайте текст «Данила». – Объясните значение слов «лён», «лодырь». Л ё н  – травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семени – масло. IX. Рефлексия. Оценивание. Дети с помощью заполненной ими в ходе урока таблицы рассказывают об успехах и   трудностях, учатся публично проговаривать вопросы по материалу урока.  № Задание, в котором допущена ошибка Знак ошибки: Проверил(а) +, ­ Я сам(а) Сосед(ка) 1. Конструирование буквы  Д, д 2. Чтение слогов по  заданным схемам 3. Чтение слогов и слов в  столбике 4. Чтение текста «Данила» 5. Составление звуковых  схем. X.Итог урока. узнал Я                        смог понял XI.Информация в семью.  Что вы расскажите сегодня дома о нашем уроке?   А ещё сочините с родителями сказку по рисунку. Завтра мы послушаем истории, которые вы придумаете дома.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)