Однородные члены предложения. Признаки однородных членов предложения.
Цель деятельности учителя: создать условия для формирования знаний уч-ся об однородных членах предложения, их признаках, умения находить однородные члены предложения в предложении
Планируемые результаты:
Предметные – выделяют однородные члены предложения, определяют признаки однородных членов, строят схемы предложений с однородными членами
Метапредметные:
Личностные – оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества.
Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; строят рассуждение.
Однородные члены предложения. Признаки однородных членов предложения.
Цель деятельности учителя: создать условия для формирования знаний уч-ся об
однородных членах предложения, их признаках, умения находить однородные члены
предложения в предложении
Планируемые результаты:
Предметные – выделяют однородные члены предложения, определяют признаки
однородных членов, строят схемы предложений с однородными членами
Метапредметные:
Личностные – оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила
делового сотрудничества.
Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения
учебной задачи; структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое
высказывание в устной форме; приводят примеры в качестве доказательства
выдвигаемых положений; строят рассуждение.
Регулятивные – ставят учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с
поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе
оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень
владения учебным действием.
Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте! Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло вам
новые открытия. Урок сегодня начнем с орфографической минутки.
2. Орфографическая минутка
- На доске записаны два предложения. Прочитайте.
Мы в благодарной памяти храним дела и судьбы ветеранов.
В городах, селах, маленьких деревушках выросли памятники героям Великой
Отечественной войны.
- Какова тема этих предложений?
в этих предложениях говорится о памяти героев Великой Отечественной войны.
- Найдите в предложениях слова:
а) с проверяемой гласной в корне и объясните их написание;
б) с непроверяемой гласной в корне;
в) с чередующейся гласной в корне и сформулируйте правило.
1Ученики называют слова с проверяемой гласной в корне и проверочные к ним слова,
объясняют написание слов с непроверяемой гласной, формулируют правило
правописания корня -раст- / -рос-.
- Молодцы! Вы неплохо включились в учебную деятельность и хорошо справились со
всеми заданиями. Зачем нам необходима на уроках русского языка орфографическая
разминка? Кто сегодня затруднялся при выполнении заданий разминки? Напоминаю,
что задания такого типа могут быть на экзамене в 9 классе.
3. Стадия вызова.
-Мы с вами продолжаем изучать синтаксис простого предложения. Что общего в этих
предложениях с точки зрения синтаксиса? (оба предложения простые, осложнены
однородными членами) Чем отличаются? (В 1-м предложении однородные члены
связаны при помощи перечислительной интонации и союза; во 2-м – при помощи
перечислительной интонации, без союза
-Сформулируйте тему нашего урока.
Формулирование цели
-Эта тема изучалась в 5 классе. Материал для вас знаком. Подумайте, почему в 8
классе мы снова возвращаемся к ней, сформулируйте цели урока (повторить и
обобщить то, что знаем об однородных членах, узнать что-то новое об однородных
членах предложения, что нам пригодится в дальнейшем)
-Действительно, цель урока – закрепить ваши знания об однородных членах
предложения и их признаках, углубить эти знания.
Как будем работать? Я предлагаю два уже известных вам варианта начала работы:
составляем кластер или начинаем вести бортовой журнал. Что выбираем?
Прием «Бортовой журнал»
- Работаем в группе. Заполним левую колонку нашего журнала. С какой целью мы
будем выполнять эту работу? Запишите, что вам известно об однородных членах
предложения.
Что мне
известно
Что нового я
узнал об
по
данной
теме
однородных
членах
(Учащиеся заполняют левую колонку).
-Левая колонка заполнена. Много ли мы знаем об однородных членах? (слайд)
2- однородные члены отвечают на один и тот же вопрос
- Однор. члены относятся к одному и тому же члену предложения,
- являются словами одной части речи;
- выполняют одинаковую синтаксическую функцию;
- при однородных членах при отсутствии союза ставится запятая;
- произносятся с перечислительной интонацией;
- равноправны (соединены сочинительной связью);
- запятая между однородными членами ставится, если их связывает
неповторяющийся союз
- Как работаем дальше? (поработать с предложениями, в которых есть однородные
члены) (необходимо обратиться к практике)
Закрепление.
- На ваших столах лежат листочки с напечатанным текстом. Прочитайте.
1.У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. 2. Он
стоял, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце невидящими
глазами.
3.И все молчали. 4. Молчали солдаты и офицеры, молчал генерал.
5.Молчали подростки и женщины, бросившие работу невдалеке. 6. И охрана тоже
молчала. 7.Все смотрели на эту строгую и неподвижную фигуру.
8. И вдруг немецкий генерал, щелкнув каблуками, неожиданно
вскинул руку к козырьку. 9.Солдаты вытянулись и замерли. 10.А русский солдат
неторопливо, с достоинством шел сквозь строй оцепеневших врагов и ничего не
видел. 11.Он был выше славы, выше жизни, выше смерти.12. В голос завыли бабы,
падая в не нагретую солнцем землю. 13.Рыдая, кланялись они до земли последнему
защитнику непокоренной крепости. (По Б.Васильеву.)
- О чем этот текст? Какова его основная мысль? Мы снова обратились к теме Великой
Отечественной войны. С какой целью автор повторяет несколько раз глагол
«молчали»?
Для того, чтобы наша работа на уроке плодотворной, результативной, работаем
дальше в группах по предложенному плану. Ребята 1 группы работают с 1 абзацем
текста, 2 гр. – со вторым абзацем, 3гр. – с третьим абзацем. В группе обсудите ответы
на все вопросы. Взаимопомощь здесь просто необходима и позволит вашей команде
достичь хороших результатов.
Задания:
1. Найти в указанном абзаце предложения с однородными членами, подчеркнуть
однородные члены как члены предложения
2. Прочитать любое предложение с однородными членами выразительно.
33. Назвать признаки однородных членов, характерные для данного предложения.
IV. Стадия осмысления.
- Сформулируйте ещё раз цель нашего урока.
Ученики проговаривают цель урока.
- Итак, мы повторили и закрепили на практике полученные в 5 классе знания.
Создание проблемной ситуации.
А сейчас я побывать в роли исследователей.
Найдите в написанных на слайде предложениях однородные члены.
Я бродяга и страстно люблю жизнь
Одевается он отлично и со вкусом.
С каким новым признаком однородности встретились мы в этих предложениях?
(однородные члены могут выражаться словами разных частей речи, главное, чтобы
они отвечали на один вопрос) . С другими признаками однородности вы
познакомитесь, работая с учебником теории.
Прием «Инсерт».
- Откройте учебник В.В.Бабайцевой, стр 331, § 204. Возьмите простой карандаш.
Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях: «v»- уже знал, «+»- новое,
«?»- не понял. Новое вносите в бортовой журнал.
Учащиеся самостоятельно читают текст, делают отметки на полях и записи в
бортовом журнале.
После прочтения текста беседа.
- Какие новые сведения вы отметили для себя? Всё ли понятно? Какие появились
вопросы?
Закрепить новые знания нам поможет текст, с которым вы работали. Перечитайте
предложения № 1, 10. Примените полученные знания об однородных членах. Какими
частями речи выражаются однородные члены в данных предложениях? На примере
предложений № 5, 9, 10 закрепим понятие распространенные и нераспространенные
однородные члены. Какими второстепенными членами распространены однородные
сказуемые в предложении 10? Сколько рядов однородных членов в 10 предложении?
Учитель: Сопоставьте левую и правую части журнала и оцените, насколько возросли
ваши знания по изучаемой теме.
- Что необходимо сделать, чтобы полученные сегодня знания о признаках
однородности стали прочными? (закрепить на практике)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
(предложения на слайде и на распечатанных листах у ребят)
4По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и
влажным огнем.
Из-за разорванных туч выглянуло на миг солнце и скупым желтым светом озарило
мокрую и печальную улицу.
Мастер внимательно и придирчиво осматривал станок и беседовал с токарем и
его учеником
Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи.
Вошёл молодой человек лет двадцати
пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами
Олень двигался неторопливо, с достоинством.
- Наша работа подходит к завершению. Необходимо подвести итоги.
V. Стадия рефлексии.
- Вернемся к началу урока. Какова была наша цель, достигли ли мы её? Каким
способом? Что вызвало особые затруднения?
Ученики снова формулируют цель урока и высказывают свое мнение о ее
реализации.
Прием «Толстый и тонкий вопросы».
- Вы хорошо работали в течение всего урока. Осталось выполнить еще одно задание.
С опорой на те знания, которые вы приобрели, оставьте 2-3 тонких и толстых вопроса,
связанных с темой урока. Затем обсудите свои вопросы с соседом по парте и
выберите наиболее интересные, чтобы задать их классу.
- Вот и подошёл к концу наш урок. Закончите устно написанные на слайде
предложения.
- У меня сегодня получилось..
- Я узнал, что…
- Мне удалось…
- Я думаю, что завтра на уроке…..
- Я еще испытываю трудности при … Дома мне предстоит еще поработать над….
Опубликовано 03.02.19 в 08:23
5