Урок «Однородные члены предложения. Признаки однородных членов предложения»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Однородные члены предложения. Признаки однородных членов предложения. Цель деятельности учителя: создать условия для формирования знаний уч-ся об однородных членах предложения, их признаках, умения находить однородные члены предложения в предложении Планируемые результаты: Предметные – выделяют однородные члены предложения, определяют признаки однородных членов, строят схемы предложений с однородными членами Метапредметные: Личностные – оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества. Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; строят рассуждение.
Иконка файла материала конспект.docx
Однородные члены предложения. Признаки однородных членов предложения. Цель деятельности учителя: создать условия для формирования знаний уч-ся об однородных членах предложения, их признаках, умения находить однородные члены предложения в предложении Планируемые результаты: Предметные – выделяют однородные члены предложения, определяют признаки однородных членов, строят схемы предложений с однородными членами Метапредметные: Личностные – оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества. Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; строят рассуждение. Регулятивные – ставят учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием. Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию. Ход урока 1. Организационный момент - Здравствуйте! Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло вам новые открытия. Урок сегодня начнем с орфографической минутки. 2. Орфографическая минутка - На доске записаны два предложения. Прочитайте. Мы в благодарной памяти храним дела и судьбы ветеранов. В городах, селах, маленьких деревушках выросли памятники героям Великой Отечественной войны. - Какова тема этих предложений? в этих предложениях говорится о памяти героев Великой Отечественной войны. - Найдите в предложениях слова: а) с проверяемой гласной в корне и объясните их написание; б) с непроверяемой гласной в корне; в) с чередующейся гласной в корне и сформулируйте правило. 1Ученики называют слова с проверяемой гласной в корне и проверочные к ним слова, объясняют написание слов с непроверяемой гласной, формулируют правило правописания корня -раст- / -рос-. - Молодцы! Вы неплохо включились в учебную деятельность и хорошо справились со всеми заданиями. Зачем нам необходима на уроках русского языка орфографическая разминка? Кто сегодня затруднялся при выполнении заданий разминки? Напоминаю, что задания такого типа могут быть на экзамене в 9 классе. 3. Стадия вызова. -Мы с вами продолжаем изучать синтаксис простого предложения. Что общего в этих предложениях с точки зрения синтаксиса? (оба предложения простые, осложнены однородными членами) Чем отличаются? (В 1-м предложении однородные члены связаны при помощи перечислительной интонации и союза; во 2-м – при помощи перечислительной интонации, без союза -Сформулируйте тему нашего урока. Формулирование цели -Эта тема изучалась в 5 классе. Материал для вас знаком. Подумайте, почему в 8 классе мы снова возвращаемся к ней, сформулируйте цели урока (повторить и обобщить то, что знаем об однородных членах, узнать что-то новое об однородных членах предложения, что нам пригодится в дальнейшем) -Действительно, цель урока – закрепить ваши знания об однородных членах предложения и их признаках, углубить эти знания. Как будем работать? Я предлагаю два уже известных вам варианта начала работы: составляем кластер или начинаем вести бортовой журнал. Что выбираем? Прием «Бортовой журнал» - Работаем в группе. Заполним левую колонку нашего журнала. С какой целью мы будем выполнять эту работу? Запишите, что вам известно об однородных членах предложения. Что мне известно Что нового я узнал об по данной теме однородных членах                     (Учащиеся заполняют левую колонку). -Левая колонка заполнена. Много ли мы знаем об однородных членах? (слайд) 2- однородные члены отвечают на один и тот же вопрос - Однор. члены относятся к одному и тому же члену предложения, - являются словами одной части речи; - выполняют одинаковую синтаксическую функцию; - при однородных членах при отсутствии союза ставится запятая; - произносятся с перечислительной интонацией; - равноправны (соединены сочинительной связью); - запятая между однородными членами ставится, если их связывает неповторяющийся союз - Как работаем дальше? (поработать с предложениями, в которых есть однородные члены) (необходимо обратиться к практике) Закрепление. - На ваших столах лежат листочки с напечатанным текстом. Прочитайте. 1.У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. 2. Он стоял, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце невидящими глазами. 3.И все молчали. 4. Молчали солдаты и офицеры, молчал генерал. 5.Молчали подростки и женщины, бросившие работу невдалеке. 6. И охрана тоже молчала. 7.Все смотрели на эту строгую и неподвижную фигуру. 8. И вдруг немецкий генерал, щелкнув каблуками, неожиданно вскинул руку к козырьку. 9.Солдаты вытянулись и замерли. 10.А русский солдат неторопливо, с достоинством шел сквозь строй оцепеневших врагов и ничего не видел. 11.Он был выше славы, выше жизни, выше смерти.12. В голос завыли бабы, падая в не нагретую солнцем землю. 13.Рыдая, кланялись они до земли последнему защитнику непокоренной крепости. (По Б.Васильеву.) - О чем этот текст? Какова его основная мысль? Мы снова обратились к теме Великой Отечественной войны. С какой целью автор повторяет несколько раз глагол «молчали»? Для того, чтобы наша работа на уроке плодотворной, результативной, работаем дальше в группах по предложенному плану. Ребята 1 группы работают с 1 абзацем текста, 2 гр. – со вторым абзацем, 3гр. – с третьим абзацем. В группе обсудите ответы на все вопросы. Взаимопомощь здесь просто необходима и позволит вашей команде достичь хороших результатов. Задания: 1. Найти в указанном абзаце предложения с однородными членами, подчеркнуть однородные члены как члены предложения 2. Прочитать любое предложение с однородными членами выразительно. 33. Назвать признаки однородных членов, характерные для данного предложения. IV. Стадия осмысления. - Сформулируйте ещё раз цель нашего урока. Ученики проговаривают цель урока. - Итак, мы повторили и закрепили на практике полученные в 5 классе знания. Создание проблемной ситуации. А сейчас я побывать в роли исследователей. Найдите в написанных на слайде предложениях однородные члены. Я бродяга и страстно люблю жизнь Одевается он отлично и со вкусом. С каким новым признаком однородности встретились мы в этих предложениях? (однородные члены могут выражаться словами разных частей речи, главное, чтобы они отвечали на один вопрос) . С другими признаками однородности вы познакомитесь, работая с учебником теории. Прием «Инсерт». - Откройте учебник В.В.Бабайцевой, стр 331, § 204. Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях: «v»- уже знал, «+»- новое, «?»- не понял. Новое вносите в бортовой журнал. Учащиеся самостоятельно читают текст, делают отметки на полях и записи в бортовом журнале. После прочтения текста беседа. - Какие новые сведения вы отметили для себя? Всё ли понятно? Какие появились вопросы? Закрепить новые знания нам поможет текст, с которым вы работали. Перечитайте предложения № 1, 10. Примените полученные знания об однородных членах. Какими частями речи выражаются однородные члены в данных предложениях? На примере предложений № 5, 9, 10 закрепим понятие распространенные и нераспространенные однородные члены. Какими второстепенными членами распространены однородные сказуемые в предложении 10? Сколько рядов однородных членов в 10 предложении? Учитель: Сопоставьте левую и правую части журнала и оцените, насколько возросли ваши знания по изучаемой теме. - Что необходимо сделать, чтобы полученные сегодня знания о признаках однородности стали прочными? (закрепить на практике) ЗАКРЕПЛЕНИЕ (предложения на слайде и на распечатанных листах у ребят) 4По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем. Из-за разорванных туч выглянуло на миг солнце и скупым желтым светом озарило мокрую и печальную улицу. Мастер внимательно и придирчиво осматривал станок и беседовал с токарем и его учеником Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи. Вошёл молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами Олень двигался неторопливо, с достоинством. - Наша работа подходит к завершению. Необходимо подвести итоги. V. Стадия рефлексии. - Вернемся к началу урока. Какова была наша цель, достигли ли мы её? Каким способом? Что вызвало особые затруднения? Ученики снова формулируют цель урока и высказывают свое мнение о ее реализации. Прием «Толстый и тонкий вопросы». - Вы хорошо работали в течение всего урока. Осталось выполнить еще одно задание. С опорой на те знания, которые вы приобрели, оставьте 2-3 тонких и толстых вопроса, связанных с темой урока. Затем обсудите свои вопросы с соседом по парте и выберите наиболее интересные, чтобы задать их классу. - Вот и подошёл к концу наш урок. Закончите устно написанные на слайде предложения. - У меня сегодня получилось.. - Я узнал, что… - Мне удалось… - Я думаю, что завтра на уроке….. - Я еще испытываю трудности при … Дома мне предстоит еще поработать над…. Опубликовано 03.02.19 в 08:23 5