Урок "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык
Оценка 4.9

Урок "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
18.02.2019
Урок "Одушевленные  и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык
Цель урока: повторить и закрепить знания учащихся о существительных одушевленных и неодушевленных, расширить представления учащихся о признаках одушевленности и неодушевленности существительных, формировать умения и навыки распознавать, различать имена существительные одушевленные и неодушевленные, формировать у второклассников навык правильного и каллиграфически грамотного письма.
6. Урок русского языка во 2 классе.doc
учителя начальных классов МБУ «Лицей №76» г. о. Тольятти Демидовой Веры Петровны. РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Цели урока: Образовательные: повторить и закрепить знания учащихся о существительных одушевленных и неодушевленных, расширить представления учащихся о признаке одушевленности- неодушевленности существительных, формировать умения и навыки распознавать, различать имена существительные одушевленные и неодушевленные, навык правильного и каллиграфически грамотного письма. формировать мышление, совершенствовать Развивающие: развивать наблюдательность, память, образное и логическое навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, устную речь, обогащать словарный запас учащихся, формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Воспитательные: воспитывать у младших школьников умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, формировать потребность знать, понимать и пользоваться языковым богатством русского языка, воспитывать вдумчивое и бережное отношение к окружающему миру, прививать навыки аккуратности в работе. Тип урока: формирование и закрепление знаний, умений, навыков. Оборудование: 1. Учебник русского языка 2 класс. А.В.Полякова. 2. Мультимедийный проектор. 3. Видеослайды для выборочно-распределительной работы. 4. Карточки с дидактическим материалом. 5. Музыкальный диск с записью голоса соловья. Современные образовательные технологии, используемые на уроке: 1. Технология развивающего обучения (по системе Л.В.Занкова) 2. Здоровьесберегающая технология В.Ф.Базарного. 3. Технология проблемного обучения. 4. Информационно-коммуникационные технологии. 5. Игровые технологии. Ход урока. 1. Организационный момент. Дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика. - Ребята, закройте глазки… Представьте, что у вас в руках зажженная свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Еще раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы! Откройте глазки и тихо займите свои места. Постарайтесь сохранить позитивные ощущения на протяжении всего урока. 2. Слово учителя. Определение темы и задач урока. Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные». учимся распознавать, Сегодня различать существительные одушевленные и неодушевленные. «Одушевлённые и неодушевлённые имена 3. Блиц-опрос. - Имена существительные – это … - Существительные делятся на … - Одушевленные имена существительные обозначают … и отвечают … - Неодушевленные имена существительные обозначают … и отвечают … 4. Словарно-лексическая работа. Задание: сравните слова «одушевленные» и «неодушевленные». Что у них общего? (Душа). В чем их смысловое различие? Сделайте вывод. Видеослайд 1 Вывод: Одушевленные имена существительные – есть душа, живой; неодушевленные имена существительные – нет (На доске появляются таблички:) Живой - одушевленный Неживой - неодушевленный 5. Просмотр видеослайда. Выборочно-распределительная работа. - Сейчас мы посмотрим видеослайд и заполним таблицы, которые лежат у вас на партах в конвертах. (Я показываю образец, дети достают таблицы из конвертов.) Объекты живой природыОбъекты неживой Искусственные объекты природы Видеослайд 2 Задание : Будьте внимательными и постарайтесь запомнить как можно больше объектов. ( После просмотра дети называют увиденные объекты и группируют их по общим признакам. Затем записывают в таблицу, подчеркивая знакомые орфограммы. В результате работы таблица выглядит так:) Объекты живой природыОбъекты неживой Искусственные объекты - люди а) звери; б) птицы в) рыбы животные г) насекомые - растения - Посмотрите, одна колонка осталась незаполненной. Задание: приведите и запишите примеры искусственных объектов. (Запись в таблице.) Объекты живой природыОбъекты не живой Искусственные объекты природы - камни - песок - вода - воздух - ветер - гроза природы - посуда - одежда - мебель - здания - машины - инструменты - камни - песок - вода - воздух - ветер - гроза явления природы - люди а) звери; б) птицы в) рыбы животные г) насекомые - растения - Что общего между словами последнего столбика с точки зрения русского языка? ( Все слова словарные.) - Определите, в каких столбиках существительные неодушевленные? Почему? (Дети могут не обратить или обратить внимание на слово «растения». Учитель создает проблемную ситуацию.) 6. Проблемная ситуация. - Вернемся к табличкам на доске: Живой - одушевленный Неживой - неодушевленный - Следуя логике все существительные первого столбика – одушевленные. Итак, я утверждаю, что, если слово береза обозначает объект живой природы, то это существительное одушевленное и отвечает на вопрос кто? Кто со мной не согласен и почему? ( Ребята обсуждают проблему и приходят к выводу.) Видеолайд 3 Вывод: из всех имён существительных только существительные, обозначающие людей и животных, являются одушевленными и отвечают на вопрос кто? 7. Составление схемы рассуждения. Задание: давайте составим схему рассуждения : - Чтобы определить, одушевленное или неодушевленное имя существительное, нужно узнать: Видеолайд 4 (строчки появляются по очереди)                                 Схема 1.Имя существительное обозначает людей предметы животных явления природы 2. кто? что? (Запись в тетрадях.) одушевленные неодушевленные люди все остальные животные предметы и явления Кто? Что? 8. Валеопауза по здоровьесберегающей системе В.Ф.Базарного. Смена динамических поз. 9. Творческий словарный диктант с комментарием. - Как вы думаете, может ли одушевленное существительное стать неодушевленным? Видеолайд 5 Вывод: одушевлённость и неодушевлённость- это постоянные признаки каждого имени существительного. Задание: замените в слове одну букву так, чтобы признак одушевленности- неодушевленности поменялся: (Учитель диктует первое слово, дети записывают его, а рядом, через черточку, варианты новых слов, проговаривая, какой признак был, какой стал.) (Поясняют лексическое значение слова морс.) Лиса – липа, коза- коса, цапля – капля, щука – рука, слог – слон, сыр – сын, морс – морж, веточка – деточка, миска – мишка. Видеолайд 6 Вывод: при изменении признака одушевлённости – неодушевлённости образуется новое слово. 10. Словарная работа. Задание : послушайте пение птицы и угадайте, кому принадлежит чудный голос? ( Включаю запись с голосами птиц. ) Видеолайд 7                                                                                                                                             С о л о в е й - Расскажите, что вы знаете об этой птице? - Запишите слово соловей, поставьте ударение, обозначьте орфограммы. - Это имя существительное одушевленное или неодушевленное? Воспользуйтесь нашим алгоритмом. ( Ответы детей.) - Запишите родственные слова: соловушка, соловьиные песни 11. Выборочно-распределительная работа. Задание: 1.Ввыпишите имена существительные в два столбика по признаку одушевленности-неодушевленности в начальной форме. - На какие вопросы отвечают имена существительные в начальной форме? 2. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор соседу по парте. ( Работа в парах. Начинают ребята сидящие на 1 варианте.) Карточки выглядят так: На б..р..гу р…ки по ноч…м часто слышится гол…с замечательного п…вца нашей пр… Проверка по видеослайду 8 Одушевленные ( кто?) Неодушевленные певец берег соловей река ночь ( что? ) 12. Игра «Угадай-ка». Задание: Продолжайте заполнять столбики, отгадывая мои загадки. а) С ветки на тропинку, найдете в слове С травки на былинку Прыгает пружинка Зеленая спинка. в) Найдите на доске б) Следующее слово вы черемуха. ( Муха)    ко    по одинаковые (На доске плакат с ребусом.) шарики и составьте (Кузнечик) слово (Корова)   ли м   с ы Мех теплый, как грелка. Кто это? (Белка) г) На ветке не птичка – зверёк-невеличка,    ва    на    ро (В результате работы получается следующая запись: видеослайд 9) Одушевленные ( кто?) Неодушевленные ( что? ) берег певец соловей кузнечик муха белка река ноч голос Задание: найдите среди написанных слов имя существительное, которое их всех объединяет. (Природа) 13. Беседа о бережном отношении к природе. Видеослайд 10 Задание : глядя на эти картины,  назовите одушевленные и неодушевленные имена существительные.           14. Валеопауза по здоровьесберегающей системе В.Ф.Базарного. а) Упражнения на ковриках для коррекции плоскостопия б) Упражнения на офтальмотренажере. 15. Самостоятельная работа по учебнику с последующей самопроверкой. Задание: Откройте учебник на стр. 118. Найдите упр. 223. Прочитайте внимательно задание к упражнению. Какое задание вам предстоит выполнить? (Дети объясняют.) - Продолжите записывать имена существительные в два столбика. - Тем, кто будет затрудняться, поможет видеослайд со схемой рассуждения. (Открываю видеослайд 6) Одушевленные ( кто?) Неодушевленные певец Упр. 223 Из данных словосочетаний выпишите имена берег существительные. соловей река кузнечик ночь Дождливый сентябрь, бледное лицо, белый медведь, голос муха левая рука, надёжный корова друг, звёздное небо, июльская жара, смелый лётчик, природа маленький карась. сентябрь белка - Проверьте правильность выполнения задания по видеослайду 10: ( что? ) медведь друг лицо рука 16 .Учебно-познавательная игра «Четвертое лишнее. Угадай-ка!» - Ребята, давайте проверим, насколько хорошо вы поняли, какие имена существительные являются одушевленными , а какие неодушевленными. - Научились ли вы определять этот признак. (У ребят на партах карточки с заданием.) Задание: угадайте и докажите, какое имя существительное в каждой строчке лишнее. 1. Тетрадь, ручка, блокнот, ученик. 2. Лекарство, врач, болезнь, больница. 3. Школа, учитель, ученик, директор. 4. Племянник, сестра, бабушка, семья. 5. Лиса, крот, нора, мышь. 6. Конверт, телеграмма, почтальон, марка. 17. Рефлексивно-оценочный этап. Подведение итогов урока. - Как различать имена существительные одушевленные и неодушевленные? - Чему мы научились на уроке? - Кто из вас хочет поделиться? Видеослайд 11: На уроке я понял… трудно… я узнал… интересно… я открыл для себя… мне понравилось… мне было мне было - Ребята, сумели ли вы сохранить те позитивные ощущения, о которых мы говорили в начале урока? Задание: Возьмите солнышки. Нарисуйте солнышку глаза ( цвет выбирают сами) . - Вместо носа ! – если нет вопросов, ? – если вопросы еще остались; - если хорошее настроение. - если грустное настроение - Надеюсь, у большинства получились вот такие солнышки: - Сохраните их до следующего урока. 18. Домашнее задание. № 1 Дома вы выполните упражнение из учебника № 213. Найдите его, прочитайте задание. (Выписать в две строчки имена существительные одушевленные и неодушевленные. Кто?..., … . Что? …, … .) № 2 Выучить схему, которая помогает различать имена существительные одушевленные и неодушевленные. - Спасибо всем за отличную работу. Урок окончен.

Урок "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык

Урок "Одушевленные  и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык

Урок "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык

Урок "Одушевленные  и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык

Урок "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык

Урок "Одушевленные  и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык

Урок "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык

Урок "Одушевленные  и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык

Урок "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык

Урок "Одушевленные  и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык

Урок "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык

Урок "Одушевленные  и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык

Урок "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык

Урок "Одушевленные  и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык

Урок "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык

Урок "Одушевленные  и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык

Урок "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык

Урок "Одушевленные  и неодушевленные имена существительные", 2 класс , русский язык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019