Урок окружающего мира 1 класс "Явления природы"
Оценка 4.8

Урок окружающего мира 1 класс "Явления природы"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл
08.01.2017
Урок окружающего мира 1 класс "Явления природы"
Ученик с удовольствием работает на уроке, если ему интересно. Поэтому на уроке стараюсь менять виды деятельности учащихся. Для активизации детей на уроке использую загадки, игры, прослушивание звуков природы, проведение опытов. Для создания комфортной обстановки использую групповую работу. Для визуализации изученного используется наглядность.
Документ Microsoft Office Word.docx

 

Урок окружающего мира,      1 класс                 

Тема  урока:  Явления  природы.

Цель: уточнить и расширить знания детей о явлениях природы (названия, характеристика), сформировать понятие «явление природы»

Формировать УУД:
– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).

- умение сотрудничать при работе в группе (коммуникативные)

Ход  урока

I. Организация класса

 II.  Актуализация опорных знаний

Послушайте загадку. (Учитель читает загадку):

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … природа

Значит мы с вами начинаем урок  … (окружающего мира).

 Ребята, вы любите играть?

- Хотите поиграть?

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Верю- не верю»

Верите ли вы, всё, что нас окружает – это “окружающий мир”?

Верите ли вы, что человек создал небо, солнце, леса, горы, моря ?

Верите ли вы, что не относится к природе то, что сделано руками человека?

Верите ли вы, что река, облако и камень – живые объекты природы?

Верите ли вы, что синица, дерево, пескарь – неживые объекты природы?

Верите ли вы, что заяц и медведь зимой ложатся в спячку?

Верите ли вы, что осень, зима, весна и лето это времена года?

Верите ли вы, что после осени придёт лето?

Каждое время года неповторимо, природа радует, удивляет человека своей красотой. Для каждого времени года характерны свои проявления природы

-Попробуйте их узнать, а для этого вам нужно разгадать загадки:

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.                 (снег)

Молоко над речкой плыло, 
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко.               (туман)

 

Раскаленная стрела              (молния)
Дуб свалила у села.

- Если все эти понятия объединим в одну группу, то как её назвать?

-Значит мы готовы сформулировать  тему нашего  урока.(явления природы)

III. Постановка проблемы

- Какую же цель мы поставим на этом уроке ? (узнать о  явлениях  природы .)

IV. ”Открытие” нового знания 

-А что такое "явление"?

- Более точное значение этого слова можно узнать в специальных словарях. Обратимся к толковому словарю Ожегова (показываю словарь) и найдем значение слова " явление"

“Всякое проявление чего-либо, что можно обнаружить, то есть увидеть. Физическое явление, явление природы.”

Для каждого времени года характерны свои проявления природы, по-другому называем мы их явлениями природы.

-А что необычного вы заметили у нас сегодня в классе?

У каждой группы есть наставник. Если у вас возникнут затруднения вы можете к ним обратиться с вопросом, за помощью.

- А почему у нас четыре группы и как это связано с явлениями природы?

Верно, ребята, каждое время года примечательно своими природными явлениями. Вот  вам и предстоит сегодня, работая в группе, узнать эти явления.

-Предлагаю рассмотреть внимательно лист задания и определить, с каким временем года работает ваша группа.

-Готовы ответить?

Послушайте инструкцию по выполнению задания:

Инструкция по выполнению задания:

1. Достаньте из конверта его содержимое;

2. Разложите на столе, внимательно рассмотрите;

 3. Выберите  картинки  только тех явлений, которые относятся к вашему времени года;

4. Посовещайтесь в группе;

5. Наклейте картинки  на лист задания;

6. Дайте название каждому явлению,

7. Выберите  того, кто будет представлять работу групп.

 Задание: Сделать коллаж на тему «Времена года» и назвать признаки этого сезона.  Время на выполнение работы 4 минуты.

-Сейчас мы проверим результат работы групп.

- Послушайте загадку, определите время года, о котором идет речь.

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...

- Какая группа будет представлять результат?

-Какие природные явления вы отобрали для осени?

-Ребята, скажите, а дождь бывает только осенью?

-А вы знаете откуда берётся дождь?

-А как дождь попадает в тучу?

Три дня назад мы с  ребятами налили в стакан воды и поставили в тёплое место.

-Что произошло с  водой? (формулирование выводов)

-Давайте проверим.

То же происходит и на поверхности земли. (демонстрация слайда) Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озер, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, большое количество воды испаряют растения.

- Что же происходит с водой в небе? Высоко в небе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако. Капельки соединяются. становятся крупнее. Так образуется туча. Нижний край тучи становится тёмным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём.

А сейчас мы попробуем сами проверить это. И поможет нам в этом опыт. Вместе со мной его проделаете и вы.

учитель показывает опыт. ( Плотно сжать сухой комочек ваты, затем опустить его в блюдце с водой. Комочек с ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут капать в блюдце.)

Учитель поясняет детям все действия:

- Посмотрите, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки воды не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.

- Ребята,  так как же образуется дождь?

-Какие явления ещё происходят осенью?

-Может нам помогут взрослые?

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?        (выступление группы)

- Какие природные явления опасны для человека?

Физминутка

Вечер зимний в небе синем  (встать из-за стола)
Звезды синие зажег (встать на носки, потянуться)
Ветви сыплют синий иней (потряхивая руками, потихоньку сесть)
На приснеженный снежок

Скачут, скачут во лесочке 
Зайцы – серые клубочки (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)
Прыг – скок, прыг – скок – 
Встал зайчонок на пенек
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

Выросла сосулька 
За ночь у окна.
Ручеек забулькал.
Что это?...       (выступление группы)

Зеленеют луга

В небе – радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться…(выступление группы)

-Какие природные явления вы запомнили?

(обобщение по слайду)

V. Первичное закрепление 

1.У вас на столах лежат картинки. Посовещавшись в группе, вы должны выбрать только те из них, которые, по вашему мнению, относятся к природным явлениям. Если вам будет трудно, обратитесь за помощью к взрослым.

- Давайте проверим вашу работу.

Оказывается, есть такие природные явления, которые не связаны с временами года. Это…

А еще в природе есть много удивительных, но довольно редких явлений природы. О них сейчас вам расскажут наши гости….

2. Творческое задание в рабочей тетради (с. 21)

Внизу нарисованы рисунки: листопад, тучи, дождь.

Выберите самостоятельно явление природы, которое вам понравилось и раскрасьте его.

Сделаем  вывод нашего урока: изменения в  природе: дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это  явления  природы 

-А теперь проверим насколько вы внимательны и наблюдательны. Сейчас я включу различные звуки, и мы попробуем их узнать.

(прослушивание фрагментов: капель, дождь, ледоход)

VI. Рефлексия учебной деятельности на  уроке  

 - Что нового вы сегодня узнали?

-  Достигли ли поставленных целей?

-  О каких природных явлениях вы расскажите  дома?

 


 

Урок окружающего мира, 1 класс

Урок окружающего мира, 1 класс

Каждое время года неповторимо, природа радует, удивляет человека своей красотой

Каждое время года неповторимо, природа радует, удивляет человека своей красотой

Послушайте инструкцию по выполнению задания:

Послушайте инструкцию по выполнению задания:

Вместе со мной его проделаете и вы

Вместе со мной его проделаете и вы

Ручеек забулькал. Что это?..

Ручеек забулькал. Что это?..
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017