Урок окружающий мир "ориентирование на местности"(2 класс)

  • Разработки курсов
  • docx
  • 16.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок окружающий мир составлен для 2 класса по теме "Ориентирование на местности".Обучающиеся познакомятся на уроке с компасом ,научатся определять стороны горизонта по компасу работая в группах, другая группа познакомить ребят с ориентированием по местным признакам, следующая группа познакомит обучающихся с ориентированием по солнцу.сценарий урока
Иконка файла материала урок 16.03.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ошибская средняя общеобразовательная школа» Урок окружающий мир 2 класс Ориентирование на местности                                                       Автор и составитель:                                                                учитель начальных классов                                     Брагина С.А.2017 Пояснительная записка  Направление: начальная школа Предмет: «Окружающий мир»  Класс: 2 Тема: Ориентирование на местности Тип урока: урок получения  новых знаний Форма организации урока – игра­путешествие Форма организации работы обучающихся –индивидуальная, групповая, работа в парах Программа «Окружающий мир», А.А. Плешаков ( Сборник рабочих программ «Школа России» 1­4 классы.  Всего 68 ч, в неделю 2ч.  Учебник   А.А.   Плешаков   «Окружающий   мир»,   2   класс,   в   2­х   частях.   –   М.: Просвещение, 2011 Раздел: Путешествия, 18 ч  Оборудование: учебник, рабочая тетрадь,  презентация, компьютер, карточки. Технологии:  элементы здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза); информационно – коммуникативной технологии (компьютерные презентации); технологии   деятельностного   мышления;   технологии   развития   критического мышления (игра «Верно­неверно»); технологии проблемного обучения.  Цели урока:  1.Научиться  определять стороны горизонта  по  местным признакам; закрепить умение пользоваться компасом; развивать навыки ориентирования. 2. Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и   в   малых   группах,   активизировать   желание   работать   творчески,   точно   и логично описывать свои наблюдения; способствовать расширению кругозора, развитию мышления; речи учащихся. 3. Совершенствовать умения применять знания на практике.  4.   Воспитывать   бережное   отношение   к   природе,   экологическую   грамотность школьников.  УУД:  Личностные:      принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений;   желания   познавать,   открывать   новое,   осваивать   новые   действия; готовность   преодолевать   школьные   затруднения   и   оценивать   свои   усилия;принятие   навыков   экологически   грамотного,   нравственного   поведения   в природе. Регулятивные:      способность   организовывать   свою   деятельность   –   умение принимать   учебную   задачу   и   следовать   ей   в   познавательной   деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов. Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в   том   числе   изобразительной,   схематической;   переводить   информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять   логические   действия   анализа,   обобщения, классификации,   установления   причинно­следственных   связей,   построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.   сравнения, Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками;   выражать   в   речи   свои   мысли   и   действия;   осуществлять совместную деятельность в малых группах. Ход урока. 1. Организационный момент. Приветствие. Пожелание успехов на уроке. Рано утром я встаю, Всех вокруг  благодарю, Солнцу, ветру улыбаюсь И при этом не стесняясь, С кем встречаюсь поутру. Слово «здравствуйте» говорю, А теперь давайте поприветствуем наших гостей: Мы рады приветствовать вас в классе нашем Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко!Поручено нам вас сегодня встречать, Начнѐм же урок, не будем  время терять. Прежде, чем нам начать работу, я бы хотела узнать  ваше настроение – на столах у вас лежат кружочки – возьмите их и нарисуйте ваше настроение2. Актуализация знаний учащихся. ­ Отгадайте загадки. Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад, и стар, Что она – большущий шар. (Планета Земля) ­ Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара. (Снимки из  космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся  предметов, например кораблей, за линией горизонта.) Он и летом, и зимой Между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди – Он всё будет впереди. (Горизонт, точнее линия горизонта) ­ Что такое горизонт, линия горизонта? Давайте проверим ваши знания. Возьмите карточку на столе. Допишите на рисунке – схеме названия сторон горизонта.   Работа учащихся по карточкам. (Приложение 1) ­  Проверим,   что   у   вас   получилось.   Поменяйтесь   карточками.   Сравните   выполненное   задание   с   рисунком   на   доске.   Поставьте   оценку. ­ Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг   к   другу?   Покажите. (Один   ученик   рисует   на   доске.) ­ Назовите промежуточные стороны горизонта. Как они расположены? Как люди находят дорогу в знакомой местности? (по знакомым ориентирам)  Что такое ориентиры?   Где пригодятся нам эти знания? 3. Подготовка к изучению новой темы.Учитель: Ребята, дедушка­лесник приглашает нас в гости.  (Слайд 2) Ребята, давайте с вами закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу.   Друг за другом мы встаем,    В гости к леснику пойдем.    По полянке мы идем,    По лесочку мы идем. Проблемная ситуация. В лес пошли мы за грибами, Очень весело с друзьями. Тут грибок и там грибок Положили в кузовок. ­ Мы не заметили, как отстали от взрослых. ­Что делать?  (Высказывания детей) ­Сформулируйте тему урока. Похоже, мы заблудились. Как же нам найти дорогу?   ­ Как же быть в такой ситуации?  Кто догадался, над какой темой мы будет работать сегодня на уроке? Чему мы должны научиться. ­Как люди находят дорогу в знакомой местности? ­ Какие ориентиры есть на вашем пути от дома до школы?    с. 74  задание №1 Работа в парах. Вывод. Что называется ориентированием?       Тема нашего урока ориентирование на местности. На уроке мы должны  научиться ориентироваться по местным признакам,  применять полученные  знания в жизни. 4. Поисково­исследовательский этапИдёт работа по группам. Учитель проходит и, в случае необходимости,  оказывает помощь. Особенно контролирует ту группу, которая работает с  компасами. 1 группа ищет необходимую информацию в учебнике и отвечает на вопрос  “Что такое ориентирование на местности?” (Учебник с.74­75) 2 группа находит ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться” в учебнике  и Атласе. (1.Учебник с.75, 2. Атлас с.6.) 3 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по местным признакам”.  (1.Учебник с.76, 2. таблица, 3. Атлас с.7); 4 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по солнцу” ( Учебник с.  76) 1 группа. ­Как люди находят дорогу в знакомой местности? ­ Какие ориентиры есть на вашем пути от дома до школы?    с. 74  задание №1 Работа в парах.       Вывод. Что называется ориентированием? ­Как понимаете ориентирование?  Ориентирование  –   это   умение   определять   своё   местоположение   в пространстве и определять стороны горизонта. Что такое ориентиры? ( Хорошо заметные, запоминающие предметы.) - Для чего нужно уметь ориентироваться? ( Чтобы не заблудиться). - Оказывается, способов ориентирования на местности много. Можно ориентироваться по солнцу, звёздам, местными признакам. Сейчас нам вслух прочитает Дима, а все остальные проследят.Если мы знаем все эти признаки – то сможем ли мы найти путь домой? Но чтобы определить, в какой стороне ваш дом – вы должны знать, в какую сторону вы шли. ­Посмотрим, как вы умеете ориентироваться в классе? Вызываю 3 учеников. ­Я предлагаю одному из вас пойти на запад,                                            второму – на юг,                                           третьему – на восток. ДЕТИ УДИВЛЕНЫ. ОБСУЖДАЮТ, КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ.  ПРИХОДЯТ К ВЫВОДУ, ЧТО ЭТО НЕВОЗМОЖНО. ­Почему вы испытываете затруднения? Как нам поступить в данной ситуации?  2 группа находит ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться” в  учебнике и Атласе. (1.Учебник с.75, 2. Атлас с.6.) Что такое компас? (высказывание детей) А. взяли в библиотеке словари, нашли толкование слова компас, и сейчас нам  зачитают. На столах у вас лежат карточки, на которых написано это слово.  Сейчас вы  должны поработать в парах – определить количество слогов в слове,  поставить ударение, поставить вопрос к этому слову и определить, какой  частью речи оно является. (Проверка)  ­Ребята, а если мы с вами возьмем и поставим ударение на второй слог – как  зазвучит это слово? Правильно, компас. Как вы думаете, использует ли кто – нибудь в своей речи  такое слово? ­ Слово компас используют моряки. ­ Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Ученые  считают, что первый компас появился в Китае, выглядел он так…(Слайд). Это был диск и намагниченная ручка «ложки» (так выглядела  магнитная  стрелка) и назывался “ведающий югом”, так как  вначале стрелка компаса  показывала на юг.Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. Вспомним их. Это основные стороны.   А есть еще промежуточные стороны горизонта – С – В, Ю – В, Ю – З, С – З. Современный   компас   выглядит   немного   иначе   –   рассмотрите   устройство компаса на с. 75 учебника. Сравните с компасами, которые лежат на ваших столах. Из чего состоит компас? (корпус ­ коробочка, магнитная стрелка, предохранитель)   С   правилами   пользования   компасом   вас   познакомит   помощник   –     консультант на стр.75. 1) Положить   компас на ровную горизонтальную поверхность. Сейчас – это парта. В походе – блокнот или книга. 2) Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный   –   с   буквой   Ю.   Тогда   все   буквы   укажут   направление   сторон горизонта. 4) Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель. Совместите с помощью вращения корпуса синюю стрелку с буквой  С. Попробуем   определить   основные   и   промежуточные   стороны   горизонта   с помощью компаса. Давайте   сейчас   побудем   туристами.   Что   турист   берет   с   собой   в   дорогу? (рюкзак, палатка, спички, соль, вода, спальный мешок, компас). Задачи: Корабль шел по курсу на восток. По какому курсу ему надо  возвращаться?               Курс на север – возвращаться ­ …               Курс на северо–запад – возвращаться  … Итог. Что такое компас? Устройство современного компаса. Демонстрация. Как пользоваться компасом. Практическая работа по заданиям в рабочей тетради с. 30 №3  Самостоятельная работа.  Применение компаса в жизни.­ Каким людям нужен компас? (Людям, передвигающимся в незнакомой  местности без знакомых ориентиров: морякам, летчикам, путешественникам,  туристам) История возникновения компаса.  - Люди издавна искали способы надёжного ориентирования, особенно в открытом море и океане. Уже давно люди научились получать железо из руды. При этом иногда людям попадалась странная руда – к ней прилипали металлические предметы. Полежав с такой рудой, эти предметы сами начинали притягивать другие металлические предметы. Люди установили, что намагниченная спица, намагниченная игла, намагниченная полоска железа – все они упорно устанавливались одним концом к северу, в сторону Полярной звезды. Это и был компас – простой, но надёжный прибор. - Первый компас был изобретен в Китае и использовался при движении по пустыне. - Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Ученые считают, что первый компас появился в Китае, выглядел он так…(Слайд). Это был диск и намагниченная ручка «ложки» (так выглядела магнитная стрелка) и назывался “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг. Современный компас выглядит немного иначе – рассмотрите устройство компаса на с. 75 учебника. Из чего состоит компас? (корпус - коробочка, магнитная стрелка, предохранитель). - А теперь рассмотрим компасы, которые находятся у вас на партах. -Людям каких профессий нужно уметь пользоваться компасом? ( Летчики, Военные, моряки).- Ребята, а вы умеете им пользоваться? С правилами пользования компасом вас познакомит помощник – консультант на стр.75. Правила работы с компасом: 1. Положите компас на ровную поверхность. 2. Подождите, пока стрелка компаса успокоится. 3.Поверните корпус компаса так, чтобы буква «С» совпала с синим концом стрелки. 4.Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта. - Выполните действия в соответствии с планом работы. - Определите по компасу, как расположены стороны горизонта у нас в классе. - Вернемся к схеме на доске и в ней переставим буквы сторон горизонта так, как они будут располагаться в нашем классе. Физкультминутка.  Мы с вами входим в лес.  Сколько здесь полно чудес! (посмотрели вправо, влево)  Руки подняли и покачали:  Это деревья в лесу.  Руки согнули, кисти встряхнули:  Ветер сбивает росу.  В сторону руки, плавно помашем:  Это к нам птицы летят.  Как они тихо садятся, покажем:  Крылья сложили назад.  Наклонились и присели,  Заниматься тихо сели. 3группа. Ориентирование по местным признакам Проблемная ситуация.  В пасмурную погоду ориентироваться по солнцу невозможно, компас не  всегда бывает под рукой. Как быть?  Оказывается, еще в древности люди нашли выход из положения,  приглядевшись к окружающей природе. Ориентироваться можно по траве(гуще и выше с южной стороны),  по проталинам (с южной стороны) , остаткам снега (с северной стороны), коре (светлее с южной стороны)  и веткам  деревьев (гуще с южной стороны), мхам и лишайникам (больше с северной  стороны),  грибам (чаще растут в тени с северной стороны), цветам (многие  цветы «смотрят» на солнце, хотя его и не видно), муравейникам ( чаще с  южной стороны) и бабочкам (сев отдохнуть складывают крылышки так, что  к  солнцу они повернуты ребром). Работа по учебнику с.77 ­ 78 Выполнение заданий из рабочей тетради №4 с. 30 Полярная   звезда  находится   в   направлении   на   север.   Её   легко   найти   на созвездии Большой Медведицы.  Для   этого   мысленно   продолжают   прямую,  проходящую   через   две   крайние звёзды   «ковша»   А   и   Б,   и   откладывают   на   ней   расстояние,   равное пятикратному видимому расстоянию между этими звёздами. В конце этого расстояния   и   находится   Полярная   звезда.   Эту   звезду   называют   «ночной путеводной звездой», т.к. она указывает направление на север. ­Но не будете, же вы ждать ночи? По Луне. В полнолуние, когда виден весь диск Луны, Луна находится против Солнца. Это значит, что в полдень ( в час ночи) она бывает на юге, в 7ч. – на западе, в 19ч. – на востоке. По местным признакам. ­Назовите известные признаки рисунку. ­Читать с.76.  Мхи и лишайники у основания деревьев растут в основном с северной стороны, но они могут расти и с южной;  Кора отдельно стоящих деревьев с северной стороны толще и грубее, чем с южной (берёзы светлее)  Хвойные склоняются в солнечную сторону;  Муравьи муравейники строят с южной стороны деревьев, пней, камней;  После дождя кора деревьев дольше сохнет с северной стороны.По одному местному признаку трудно точно определить стороны света. Надо воспользоваться несколькими. 4 группа. Ориентирование по Солнцу на местности. Учитель: Солнце самый надёжный ориентир – знакомый предмет. Оно бывает над   любым   горизонтом   в   любой   местности.   Самый   древний   способ определения сторон горизонта – ориентирование по Солнцу. Работа с учебником. Давайте откроем учебник с.76 и прочитаем правила. Ученики делают вывод:  Солнце бывает на востоке утром, на юге – в полдень,  на западе – вечером. При ориентировании по Солнцу нужно все время делать  поправку на движение солнца по небу.  Учитель .    Благодаря Солнцу, мы нашли восток и благополучно дошли до кривой   берёзки.   Еще   в   древности   люди   нашли   выход   из   положения, приглядевшись к окружающей природе. Занятия людей в далеком прошлом – охота, рыбалка, сбор ягод, орехов, грибов (собирательство) – необходимость уходить все дальше и уметь находить дорогу домой, так как с перемещением человека перемещался и горизонт, человек оказался в незнакомой местности. Рыбаки   возвращались,   придерживаясь   берега   моря,   реки,   а   как   быть охотникам, грибникам, сборщикам орехов , ягод? ­ Местные признаки помогут заблудившемуся путнику. А какие это признаки вы узнаете, прочитав статью в учебнике. С.76­77. Работа в группах.  Рабочая тетрадь с.47. Нарисовать по каким признакам  можно определить стороны горизонта.   Учитель.  Знаете ли вы что…  В мире животных есть хорошие ориентиры: Бабочки,   сев   отдохнуть,   складывают   крылышки   так,   что   к   Солнцу   они повернуты ребром. Даже если солнца   не видно, они его чувствуют (такое положение   крыльев   создает   наименьшую   тень,   и   бабочка   малозаметна   для врагов). А вот и избушка лесника. Нас встречает дедушка­лесник (слайд 11). У него для вас интересное задание. Игра «Верно­неверно» (слайд 12). Ученикам раздаются   листочки.   Они   пишут   слова   «верно»   или   «неверно». Взаимопроверка. (слайд 13). Поставьте оценку друг другу. Учитель. А как же нам вернуться домой? Ведь компаса у нас нет и на улице станет совсем темно. Дедушка­лесник   говорит,   что   звёзды   и   луна   придут   на   помощь человеку. СозвездияВсю ночь созвездия блестящие Не замедляют хоровода Вокруг одной звезды, стоящей Как будто в центре небосвода. К ней наклонилась ось земная, Её назвали мы Полярной. Где север, мы по ней узнаем И ей за это благодарны. Римма Алдонина 6. Рефлексия. Учитель выясняет у детей, на все ли вопросы они получили интересующие их ответы, а  также сообщает, что и на следующих уроках мы будем изучать формы земной  поверхности, учиться ориентироваться в пространстве, знакомиться с  основами безопасности. А сейчас я вам предлагаю составить синквейн с главным словом  ориентирование. Примеры детских работ: ­ Синквейн: Ориентирование Правильное, неправильное Направляет, спасает, определяет Помогает спастись, если заблудился. Спасение  7. Домашнее задание.  1. Используя дополнительную литературу,  подготовить сообщение о способах ориентирования по звёздам и Луне (на  красных карточках ). 2.   Составить   рисунки   –   загадки   по   народным   приметам   ориентирования. Найти другие народные приметы ориентирования (на жёлтых карточках) . 3. Выполнить задание в рабочей тетради с.47, з.4. (на зелёных карточках) («5»­ красная карточка, «4»­ жёлтая карточка, «3»­ зелёная карточка)Использованная литература: 1 Бахарева, А.С. Уроки ознакомления с окружающим миром во втором  классе./ А.С. Бахарева. – Шадринск: Издательство Щадринского  пединститута, 1999. – 114с.   2 Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. – М.: ВАКО, 2013­336с. 3 Плешаков А.А. Окружающий мир. учеб. для  общеобразовательных  учреждений с приложением на электронном носителе. В 2ч. Ч. 2/ М.:  Просвещение, 2011. – 143с.Каких сторон не хватает на карточке? Приложение 1