Урок окружающий мир составлен для 2 класса по теме "Ориентирование на местности".Обучающиеся познакомятся на уроке с компасом ,научатся определять стороны горизонта по компасу работая в группах, другая группа познакомить ребят с ориентированием по местным признакам, следующая группа познакомит обучающихся с ориентированием по солнцу.сценарий урока
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ошибская средняя общеобразовательная школа»
Урок окружающий мир 2 класс
Ориентирование на местности
Автор и составитель:
учитель начальных классов
Брагина С.А.2017
Пояснительная записка
Направление: начальная школа
Предмет: «Окружающий мир»
Класс: 2
Тема: Ориентирование на местности
Тип урока: урок получения новых знаний
Форма организации урока – играпутешествие
Форма организации работы обучающихся –индивидуальная, групповая, работа в
парах
Программа «Окружающий мир», А.А. Плешаков ( Сборник рабочих программ
«Школа России» 14 классы. Всего 68 ч, в неделю 2ч.
Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс, в 2х частях. – М.:
Просвещение, 2011
Раздел: Путешествия, 18 ч
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, компьютер, карточки.
Технологии: элементы здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза);
информационно – коммуникативной технологии (компьютерные презентации);
технологии деятельностного мышления; технологии развития критического
мышления (игра «Верноневерно»); технологии проблемного обучения.
Цели урока:
1.Научиться определять стороны горизонта по местным признакам; закрепить
умение пользоваться компасом; развивать навыки ориентирования.
2. Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно
и в малых группах, активизировать желание работать творчески, точно и
логично описывать свои наблюдения; способствовать расширению кругозора,
развитию мышления; речи учащихся.
3. Совершенствовать умения применять знания на практике.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность
школьников.
УУД:
Личностные:
принятие и освоение младшим школьником социальной роли
ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний,
умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия;
готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия;принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в
природе.
Регулятивные:
способность организовывать свою деятельность – умение
принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности;
осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении
новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.
Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах,
в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию,
принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность
осуществлять логические действия анализа,
обобщения,
классификации, установления причинноследственных связей, построения
рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.
сравнения,
Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем,
одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять
совместную деятельность в малых группах.
Ход урока.
1. Организационный момент. Приветствие. Пожелание успехов на уроке.
Рано утром я встаю,
Всех вокруг благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом не стесняясь,
С кем встречаюсь поутру.
Слово «здравствуйте» говорю,
А теперь давайте поприветствуем
наших гостей:
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнѐм же урок, не будем время терять.
Прежде, чем нам начать работу, я бы хотела узнать ваше настроение – на столах
у вас лежат кружочки – возьмите их и нарисуйте ваше настроение2. Актуализация знаний учащихся.
Отгадайте загадки.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Планета Земля)
Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара. (Снимки из
космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся
предметов, например кораблей, за линией горизонта.)
Он и летом, и зимой
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди –
Он всё будет впереди. (Горизонт, точнее линия горизонта)
Что такое горизонт, линия горизонта?
Давайте проверим ваши знания. Возьмите карточку на столе. Допишите на
рисунке – схеме названия сторон горизонта.
Работа учащихся по карточкам. (Приложение 1)
Проверим, что у вас получилось. Поменяйтесь карточками. Сравните
выполненное задание с рисунком на доске. Поставьте оценку.
Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению
друг к другу? Покажите. (Один ученик рисует на доске.)
Назовите промежуточные стороны горизонта. Как они расположены?
Как люди находят дорогу в знакомой местности? (по знакомым ориентирам)
Что такое ориентиры?
Где пригодятся нам эти знания?
3. Подготовка к изучению новой темы.Учитель: Ребята, дедушкалесник приглашает нас в гости. (Слайд 2)
Ребята, давайте с вами закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу.
Друг за другом мы встаем,
В гости к леснику пойдем.
По полянке мы идем,
По лесочку мы идем.
Проблемная ситуация.
В лес пошли мы за грибами,
Очень весело с друзьями.
Тут грибок и там грибок
Положили в кузовок.
Мы не заметили, как отстали от взрослых.
Что делать? (Высказывания детей)
Сформулируйте тему урока.
Похоже, мы заблудились. Как же нам найти дорогу?
Как же быть в такой ситуации?
Кто догадался, над какой темой мы будет работать сегодня на уроке? Чему
мы должны научиться.
Как люди находят дорогу в знакомой местности?
Какие ориентиры есть на вашем пути от дома до школы?
с. 74 задание №1 Работа в парах.
Вывод. Что называется ориентированием?
Тема нашего урока ориентирование на местности. На уроке мы должны
научиться ориентироваться по местным признакам, применять полученные
знания в жизни.
4. Поисковоисследовательский этапИдёт работа по группам. Учитель проходит и, в случае необходимости,
оказывает помощь. Особенно контролирует ту группу, которая работает с
компасами.
1 группа ищет необходимую информацию в учебнике и отвечает на вопрос
“Что такое ориентирование на местности?” (Учебник с.7475)
2 группа находит ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться” в учебнике
и Атласе. (1.Учебник с.75, 2. Атлас с.6.)
3 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по местным признакам”.
(1.Учебник с.76, 2. таблица, 3. Атлас с.7);
4 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по солнцу” ( Учебник с.
76)
1 группа.
Как люди находят дорогу в знакомой местности?
Какие ориентиры есть на вашем пути от дома до школы?
с. 74 задание №1 Работа в парах.
Вывод. Что называется ориентированием?
Как понимаете ориентирование?
Ориентирование – это умение определять своё местоположение в
пространстве и определять стороны горизонта.
Что такое ориентиры? ( Хорошо заметные, запоминающие
предметы.)
- Для чего нужно уметь ориентироваться? ( Чтобы не
заблудиться).
- Оказывается, способов ориентирования на местности много.
Можно ориентироваться по солнцу, звёздам, местными
признакам.
Сейчас нам вслух прочитает Дима, а все остальные
проследят.Если мы знаем все эти признаки – то сможем ли мы найти
путь домой?
Но чтобы определить, в какой стороне ваш дом – вы должны
знать, в какую
сторону вы шли.
Посмотрим, как вы умеете ориентироваться в классе?
Вызываю 3 учеников.
Я предлагаю одному из вас пойти на запад,
второму – на юг,
третьему – на восток.
ДЕТИ УДИВЛЕНЫ. ОБСУЖДАЮТ, КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ.
ПРИХОДЯТ К ВЫВОДУ, ЧТО ЭТО НЕВОЗМОЖНО.
Почему вы испытываете затруднения? Как нам поступить в данной ситуации?
2 группа находит ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться” в
учебнике и Атласе. (1.Учебник с.75, 2. Атлас с.6.)
Что такое компас? (высказывание детей)
А. взяли в библиотеке словари, нашли толкование слова компас, и сейчас нам
зачитают.
На столах у вас лежат карточки, на которых написано это слово. Сейчас вы
должны поработать в парах – определить количество слогов в слове,
поставить ударение, поставить вопрос к этому слову и определить, какой
частью речи оно является. (Проверка)
Ребята, а если мы с вами возьмем и поставим ударение на второй слог – как
зазвучит это слово?
Правильно, компас. Как вы думаете, использует ли кто – нибудь в своей речи
такое слово?
Слово компас используют моряки.
Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Ученые
считают, что первый компас появился в Китае, выглядел он так…(Слайд).
Это был диск и намагниченная ручка «ложки» (так выглядела магнитная
стрелка) и назывался “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса
показывала на юг.Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. Вспомним их.
Это основные стороны.
А есть еще промежуточные стороны горизонта – С – В, Ю – В, Ю – З, С – З.
Современный компас выглядит немного иначе – рассмотрите устройство
компаса на с. 75 учебника. Сравните с компасами, которые лежат на ваших
столах. Из чего состоит компас?
(корпус коробочка, магнитная стрелка, предохранитель)
С правилами пользования компасом вас познакомит помощник –
консультант на стр.75.
1) Положить компас на ровную горизонтальную поверхность. Сейчас – это
парта. В походе – блокнот или книга.
2) Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а
красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон
горизонта.
4) Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.
Совместите с помощью вращения корпуса синюю стрелку с буквой С.
Попробуем определить основные и промежуточные стороны горизонта с
помощью компаса.
Давайте сейчас побудем туристами. Что турист берет с собой в дорогу?
(рюкзак, палатка, спички, соль, вода, спальный мешок, компас).
Задачи: Корабль шел по курсу на восток. По какому курсу ему надо
возвращаться?
Курс на север – возвращаться …
Курс на северо–запад – возвращаться …
Итог. Что такое компас?
Устройство современного компаса.
Демонстрация. Как пользоваться компасом.
Практическая работа по заданиям в рабочей тетради с. 30 №3
Самостоятельная работа.
Применение компаса в жизни. Каким людям нужен компас? (Людям, передвигающимся в незнакомой
местности без знакомых ориентиров: морякам, летчикам, путешественникам,
туристам)
История возникновения компаса.
- Люди издавна искали способы надёжного
ориентирования, особенно в
открытом море и океане. Уже давно люди научились
получать железо из руды. При этом иногда людям
попадалась странная руда – к ней прилипали металлические
предметы. Полежав с такой рудой, эти предметы сами
начинали притягивать другие металлические предметы.
Люди установили, что намагниченная спица,
намагниченная игла, намагниченная полоска железа – все
они упорно устанавливались одним концом к северу, в
сторону Полярной звезды. Это и был компас – простой, но
надёжный прибор.
- Первый компас был изобретен в Китае и использовался при
движении по
пустыне.
- Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет
назад. Ученые
считают, что первый компас появился в Китае, выглядел он
так…(Слайд).
Это был диск и намагниченная ручка «ложки» (так выглядела
магнитная
стрелка) и назывался “ведающий югом”, так как вначале
стрелка компаса
показывала на юг.
Современный компас выглядит немного иначе – рассмотрите
устройство
компаса на с. 75 учебника. Из чего состоит компас?
(корпус - коробочка, магнитная стрелка, предохранитель).
- А теперь рассмотрим компасы, которые находятся у вас на
партах.
-Людям каких профессий нужно уметь пользоваться
компасом? ( Летчики,
Военные, моряки).- Ребята, а вы умеете им пользоваться?
С правилами пользования компасом вас познакомит
помощник – консультант
на стр.75.
Правила работы с компасом:
1. Положите компас на ровную поверхность.
2. Подождите, пока стрелка компаса успокоится.
3.Поверните корпус компаса так, чтобы буква «С»
совпала с синим
концом стрелки.
4.Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.
- Выполните действия в соответствии с планом работы.
- Определите по компасу, как расположены стороны
горизонта у нас в классе.
- Вернемся к схеме на доске и в ней переставим буквы сторон
горизонта так,
как они будут располагаться в нашем классе.
Физкультминутка.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь полно чудес! (посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали:
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули:
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем:
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем:
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
3группа.
Ориентирование по местным признакам
Проблемная ситуация.
В пасмурную погоду ориентироваться по солнцу невозможно, компас не
всегда бывает под рукой. Как быть?
Оказывается, еще в древности люди нашли выход из положения,
приглядевшись к окружающей природе. Ориентироваться можно по траве(гуще и выше с южной стороны), по проталинам (с южной стороны) , остаткам
снега (с северной стороны), коре (светлее с южной стороны) и веткам
деревьев (гуще с южной стороны), мхам и лишайникам (больше с северной
стороны), грибам (чаще растут в тени с северной стороны), цветам (многие
цветы «смотрят» на солнце, хотя его и не видно), муравейникам ( чаще с
южной стороны) и бабочкам (сев отдохнуть складывают крылышки так, что к
солнцу они повернуты ребром).
Работа по учебнику с.77 78
Выполнение заданий из рабочей тетради №4 с. 30
Полярная звезда находится в направлении на север. Её легко найти на
созвездии Большой Медведицы.
Для этого мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние
звёзды «ковша» А и Б, и откладывают на ней расстояние, равное
пятикратному видимому расстоянию между этими звёздами. В конце этого
расстояния и находится Полярная звезда. Эту звезду называют «ночной
путеводной звездой», т.к. она указывает направление на север.
Но не будете, же вы ждать ночи?
По Луне. В полнолуние, когда виден весь диск Луны, Луна находится против
Солнца. Это значит, что в полдень ( в час ночи) она бывает на юге, в 7ч. – на
западе, в 19ч. – на востоке.
По местным признакам.
Назовите известные признаки рисунку.
Читать с.76.
Мхи и лишайники у основания деревьев растут в основном с северной
стороны, но они могут расти и с южной;
Кора отдельно стоящих деревьев с северной стороны толще и грубее,
чем с южной (берёзы светлее)
Хвойные склоняются в солнечную сторону;
Муравьи муравейники строят с южной стороны деревьев, пней, камней;
После дождя кора деревьев дольше сохнет с северной стороны.По одному местному признаку трудно точно определить стороны света. Надо
воспользоваться несколькими.
4 группа.
Ориентирование по Солнцу на местности.
Учитель: Солнце самый надёжный ориентир – знакомый предмет. Оно бывает
над любым горизонтом в любой местности. Самый древний способ
определения сторон горизонта – ориентирование по Солнцу.
Работа с учебником. Давайте откроем учебник с.76 и прочитаем правила.
Ученики делают вывод: Солнце бывает на востоке утром, на юге – в полдень,
на западе – вечером. При ориентировании по Солнцу нужно все время делать
поправку на движение солнца по небу.
Учитель . Благодаря Солнцу, мы нашли восток и благополучно дошли до
кривой берёзки. Еще в древности люди нашли выход из положения,
приглядевшись к окружающей природе. Занятия людей в далеком прошлом –
охота, рыбалка, сбор ягод, орехов, грибов (собирательство) – необходимость
уходить все дальше и уметь находить дорогу домой, так как с перемещением
человека перемещался и горизонт, человек оказался в незнакомой местности.
Рыбаки возвращались, придерживаясь берега моря, реки, а как быть
охотникам, грибникам, сборщикам орехов , ягод?
Местные признаки помогут заблудившемуся путнику. А какие это признаки
вы узнаете, прочитав статью в учебнике. С.7677.
Работа в группах. Рабочая тетрадь с.47. Нарисовать по каким признакам
можно определить стороны горизонта.
Учитель. Знаете ли вы что… В мире животных есть хорошие ориентиры:
Бабочки, сев отдохнуть, складывают крылышки так, что к Солнцу они
повернуты ребром. Даже если солнца не видно, они его чувствуют (такое
положение крыльев создает наименьшую тень, и бабочка малозаметна для
врагов).
А вот и избушка лесника. Нас встречает дедушкалесник (слайд 11). У
него для вас интересное задание. Игра «Верноневерно» (слайд 12). Ученикам
раздаются листочки. Они пишут слова «верно» или «неверно».
Взаимопроверка. (слайд 13). Поставьте оценку друг другу.
Учитель. А как же нам вернуться домой? Ведь компаса у нас нет и на
улице станет совсем темно.
Дедушкалесник говорит, что звёзды и луна придут на помощь
человеку.
СозвездияВсю ночь созвездия блестящие
Не замедляют хоровода
Вокруг одной звезды, стоящей
Как будто в центре небосвода.
К ней наклонилась ось земная,
Её назвали мы Полярной.
Где север, мы по ней узнаем
И ей за это благодарны.
Римма Алдонина
6. Рефлексия.
Учитель выясняет у детей, на все ли вопросы они получили интересующие их ответы, а
также сообщает, что и на следующих уроках мы будем изучать формы земной
поверхности, учиться ориентироваться в пространстве, знакомиться с
основами безопасности.
А сейчас я вам предлагаю составить синквейн с главным словом
ориентирование.
Примеры детских работ:
Синквейн:
Ориентирование
Правильное, неправильное
Направляет, спасает, определяет
Помогает спастись, если заблудился.
Спасение
7. Домашнее задание. 1. Используя дополнительную литературу,
подготовить сообщение о способах ориентирования по звёздам и Луне (на
красных карточках ).
2. Составить рисунки – загадки по народным приметам ориентирования.
Найти другие народные приметы ориентирования (на жёлтых карточках) .
3. Выполнить задание в рабочей тетради с.47, з.4. (на зелёных карточках)
(«5» красная карточка, «4» жёлтая карточка, «3» зелёная карточка)Использованная литература:
1 Бахарева, А.С. Уроки ознакомления с окружающим миром во втором
классе./ А.С. Бахарева. – Шадринск: Издательство Щадринского
пединститута, 1999. – 114с.
2 Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2
класс. – М.: ВАКО, 2013336с.
3 Плешаков А.А. Окружающий мир. учеб. для общеобразовательных
учреждений с приложением на электронном носителе. В 2ч. Ч. 2/ М.:
Просвещение, 2011. – 143с.Каких сторон не хватает на карточке?
Приложение 1