Урок: Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание: 1. Опера - синтетический в вид искусства. 2. Великие и русские композиторы, художники, артисты - создатели оперных произведений. 3. Что такое оперное либретто. 4. В чём состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника (на примере увертюры из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»). Музыкальный материал: 1. М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); 2. М. Глинка, стихи С. Городецкого. Финальный хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов (с учётом критериев, представленных в учебнике). 2. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике). 3. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении. 4. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.
Иконка файла материала 2.docx
Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки Содержание: 1. Опера ­ синтетический в вид искусства. 2. Великие и русские композиторы, художники, артисты ­ создатели оперных произведений. 3. Что такое оперное либретто. 4. В   чём   состоит   отличие   оперного   либретто   от литературного   первоисточника   (на   примере   увертюры   из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»). Музыкальный материал: 1. М.   Глинка.   Увертюра   из   оперы   «Руслан   и   Людмила» (слушание);2. М.   Глинка,   стихи   С.   Городецкого.   Финальный   хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Исследовать   значение   литературы   и   изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов (с учётом критериев, представленных в учебнике). 2. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы   и   изобразительного   искусства   (с   учётом критериев, представленных в учебнике). 3. Творчески   интерпретировать   содержание   музыкальных произведений в пении. 4. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов. Сколько на свете сюжетов, столько должно быть и самостоятельных оперных форм…(Н. Римский­Корсаков) Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры ­ опера, балет, оратория. Среди   них   больше   всего   связана   с   литературой   опера. Благодаря  оперному  жанру огромное  количество  великих литературных   произведений   зазвучало   и   в   музыке.   Это   – «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» и многие другие. Опера   –   это   слово   имеет   итальянское   происхождение   и переводится как труд, дело, сочинение.   Возникла опера в Италии   на   рубеже   XVI   и   XVII   вв.   и   первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто – прекрасного пения. Толчком к созданию оперы послужила идея   возрождения   жанра   древнегреческой   трагедии,   в которой хор как бы комментировал, пояснял действие.Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры   вдруг,   вместо   того   чтобы   разговаривать,   запели?! «Можно ли нечто более смешное видеть, как дуэль, пением сопровождаемую!   –   писал   один   из   критиков.   –   Люди   к смерти   готовятся,   скорбят   о   страшном   несчастии   с приятной и спокойной арией». И всё­таки опера стала распространяться  по всему миру, всё   больше   завоёвывая   симпатии   многочисленных слушателей­зрителей. Оперный   театр   есть   не   в   каждом   городе.   Да   и   что   там говорить, даже не в каждой стране! Но если уж он есть, то можно   быть   уверенным:   это   самое   впечатляющее   и великолепное   здание!    Большинство   оперных   театров выглядят как дворцы. Оперный   театр   похож   на   шкатулку   с   секретом   –   красив снаружи, но ещё интереснее внутри.Первый уровень волшебства открывается, когда проходишь внутрь и попадаешь в фойе. Второй – великолепный зрительный зал: обитые бархатом кресла, позолота и барельефы, скульптуры и драпировки.  Третий – самое сердце театра: то, что происходит на сцене, когда поднимается занавес. Но пока занавес закрыт, можно занять свои места и хорошенько оглядеться. В   центре   зала   висит   гордость   любого   оперного   театра   – огромная   люстра   с   мириадами   хрустальных   подвесок (некоторые украшены драгоценными камнями). Огромная – это   ещё   скромно   сказано!   Её   вес   измеряется   тоннами! Вокруг   люстры   –   росписи,   созданные   знаменитыми мастерами. Царская   ложа   –   ещё   один   элемент   зала,   приковывающий взгляд. Она расположена прямо напротив сцены. Выглядит вызывающе   роскошно!   Иногда   её   называют   Большаянапример,       иностранные императорская   ложа,   или   Президентская,   или   Парадная. Кто   в   ней   может   оказаться?   Назовём   их   «Особыми посетителями»: гости правительства. Царь, Президент или король. Занавес   в   оперном   театре   –   парадный,   самый   большой   и тяжёлый,   из   необычных   тканей   или   чистого   шёлка, созданный   лучшими   мастерами,   всегда   поражающий оригинальностью.   Известный   «Золотой»   занавес   Большого театра   в   Москве   за   много   лет   обрёл   целую   историю.   На гобелене   орнамент   из   многократно   повторяющихся символов   России   ­   двуглавый   орёл   и   надпись: «Россия». Ноты на занавесе – из оперы М. Глинки «Иван Сусанин». Внизу,   под   сценой,   находится   удивительное место – оркестровая яма. В давние времена несколько музыкантов аккомпанировали артистам,   стоя   за   кулисами.   Но   так   им   было   не   видно исполнителей, поэтому пришлось переместиться на сцену.Их даже одели в костюмы, но всё равно музыканты мешали действию.   Тогда   их   разместили   перед   сценой,   но   головы музыкантов   и   инструменты   загораживали   зрителям   обзор. Поэтому   оркестр,   который   со   временем   становился   всё больше   и   больше,   опустился   ниже   уровня   пола,   в специальное помещение, которое назвали ямой.  В   театре   оперы   и   балета   оркестр   симфонический,   он состоит из четырёх групп инструментов: струнные, духовые, ударные   и   клавишные.   Оркестр   садится   веером,   чтобы музыканты могли видеть дирижёра. В то же время каждой группе инструментов отводится своя зона в оркестре. Более громкие и сильные располагаются дальше от слушателей, а тихие – ближе. В оперном театре много волшебников. Но у человека только одной профессии есть самая настоящая волшебная палочка. Это   дирижёр.   Его   называют   властелином   оркестра,   а   к особенно   выдающемуся   обращаются   «маэстро».   Дирижёрруководит   не   только   оркестром.   Он   работает   и   с музыкантами, и с исполнителями, и с хором – практически держит весь спектакль в своих руках. Дирижёр   не   просто   размахивает   руками   и   палочкой   в воздухе, как может показаться на первый взгляд. Движения дирижёра подчиняются определённым правилам. Жестами передаются   основные   составляющие   музыки:   ритм,   темп, метр.   Ими   же   даются   сигналы   о   начале   или   финале звучания. В дирижировании задействовано всё: руки, лицо и глаза, грудь и плечи, и даже ноги. На   рабочем   месте   дирижёра   стоит   дирижёрский   пульт   – подставка,   на   которой   лежит   полная   партитура произведения – партии всех инструментов, солистов и хора. Для   того   чтобы   опера   состоялась,   написать   музыку   на литературный сюжет недостаточно. Опера ­ синтетический вид   искусства   (синтетический   –   от   слова   синтез   – единство,   целостность   различных   частей.   В   искусствепринято   уточнять:   художественная   целостность, художественное   единство).   Её   исполнение   ­   всегда спектакль,   поэтому   огромную   роль   в   создании   оперы приобретают   театральное   действие   и   декоративное оформление. Итак, в опере на основе литературного сюжета соединяются музыка   (вокальная   и   инструментальная),   драматическое (театральное)   действие,   сценическое   и   изобразительное искусство (костюмы, декорации), реже – хореография. Оперный   исполнитель   должен   быть   не   только   хорошим певцом, но и актёром. Недаром с оперой связывали свою творческую деятельность  такие выдающиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, И. Козловский, А. Нежданова. Красочная изобразительность оперного спектакля, яркость театрального представления – всё это привлекало лучших живописцев,   работающих   над   созданием   декораций.   А. Бенуа, М. Врубель, К. Коровин, В. Васнецов ­ вот далеко неполный перечень имён выдающихся художников, связанных с историей оперы. Литературной основой оперы является либретто. Либретто – краткое литературное изложение сюжета оперы, оперетты, балета, мюзикла. В основу либретто может быть положен какой­либо   исторический   факт   или   литературное произведение – миф, легенда, поэма, сказка, роман, повесть. В   переводе   с   итальянского   слово   либретто   означает книжечка. Либретто может быть издано в виде отдельной брошюры,   листовки   или   помещено   в   театральной программе. Если   сравнить   либретто   оперы   с   литературным первоисточником,   то   очевидна   его   упрощённость.   Это связано с тем, что действие в словесных жанрах протекает значительно   быстрее,   чем   в   опере.   В   литературном произведении   слово   произносится,   а   в   музыкальном   ­ распевается. И для того чтобы музыкальный образ в опереполучился   полноценным,   требуется   время   –   время музыкального звучания. Поэтому либреттист, приступая к переработке   литературного   произведения,   выделяет   то главное, что ляжет в основу оперного действия. М.   Глинка,  работая   над   либретто   «Руслана   и  Людмилы», сократил   ряд   сцен   пушкинской   поэмы,   а   оставшееся воплотил в опере несколько по­другому. Всем   известно   прекрасное   вступление   к   «Руслану   и Людмиле» А. Пушкина: У Лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо ­ песнь заводит, Налево ­ сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит…Такое   начало   поэмы   вводит   читателя   в   волшебную атмосферу русских сказок, с их излюбленными образами и персонажами (атмосфера – перен.: обстановка). Здесь и избушка   на   курьих   ножках,   леший   и   русалка,   колдун   и богатырь. Из этого вступления повествование о Руслане и Людмиле выплывает неспешно, как неторопливый рассказ учёного кота­сказителя. Опера   М.   Глинки   тоже   открывается   вступлением (увертюрой).   Если   бы   композитор   следовал   замыслу Пушкина,   то   музыка   увертюры   звучала   бы   как   былинное повествование.   Однако   великий   музыкант   решает   иначе: уже в первых звуков слушателя захватывает стремительная, ликующая   мелодия.   Она   увлекает   за   собой,   она   обещает сюжет, полный событий и приключений. В   музыке   увертюры   слышны   интонации,   определяющие благополучный конец оперы. Веселье, юмор, оптимизм – всёэто   обещает   музыка   увертюры,   и   всё   это   находит   затем подтверждение в опере. Опера   М.   Глинки   похожа   на   свой   литературный первоисточник лишь общим сюжетом. В остальном же – это яркое   и   самобытное   явление   музыкального   искусства, ставшее   выдающимся   благодаря   музыкальному   гению   и мастерству  композитора  (самобытный  –  не  похожий  на других, самостоятельный). Вопросы: 1. Какие виды искусства участвуют в опере? 2. Какие произведения русских писателей легли в основу оперных произведений? 3. Чем   отличается   оперное   либретто   от   литературного первоисточника?4. Может   ли   композитор   изменять   литературное произведение   при   работе   над   оперой?   Объясните   на примере оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Мир человеческих чувств Содержание: 1. Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе (на примере романса «Ночь печальна» С. Рахманинова). Роль фортепианного сопровождения в романсе. 2. Музыкальный материал: 1. С.   Рахманинов,   стихи   И.   Бунина.   «Ночь   печальна» (слушание). Характеристика видов деятельности:1. Самостоятельно   определять   характерные   свойства камерно­вокальной музыки. 2. Проявлять   личностное   отношение,   эмоциональную отзывчивость   к   музыкальным   произведениям   при   их восприятии. 3. Самостоятельно   подбирать   сходные   произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке. Что такое музыка?! Это тихая лунная ночь; Это шелест живых листьев; Это отдалённый вечерний звон; Это то, что родится от сердца и идёт к сердцу… С. Рахманинов Внимание   к   внутреннему   миру   человека,   его   счастью, мечтам, одиночеству также ярко проявило себя в романсах русских   композиторов.   Редко   можно   встретить   романс,   вкотором   не   нашли   бы   своего   выражения   человеческие переживания, раздумья, стремления. Начало ХХ века – время, в которое жил и творил Сергей Васильевич   Рахманинов,   было   переломным   в   России. Столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в том   числе   и   в   искусстве,   связано   с   событиями   Первой мировой   войны,   революционным   движением.   Многие композиторы, поэты, художники отказывались от традиций классического   искусства,   искали   новые   выразительные средства, созвучные идеям преобразования общества. С. Рахманинова упрекали в старомодности, а он говорил: «Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир». Он верил, что это не «фальшивый тон» и что рано или поздно его услышат. Так и случилось. С.   Рахманинов   искренне   и   очень   взволнованно   говорили   искриться день! будут   Пройдут   вечном в своей музыкой  о том, что на душе. А на душе бывало и светло, и мрачно… как в жизни. Он чувствовал красоту, величие и правду стихов русских поэтов, подсказанных родной природой: – Чудный   Также   Течь И поля дышать на зное… Ф. Тютчев Великая заслуга С. Рахманинова в его напевной мелодии, рождённой сильным чувством. О мелодике С. Рахманинова говорят,   что   она   стелется,   как   тропа   в   полях,   не придуманная, не навязываемая. Подсказана ли она поэзией, навеяна  ли симфоническим  замыслом, напета ли чуткими пальцами Рахманинова­пианиста, в ней всегда чувствуются плавное дыхание и естественный рисунок.   – строе река векаРомансы   С.   Рахманинова   «Сирень»,   «Здесь   хорошо», «Островок»   создают   ясные,   спокойные   образы,   полные душевности.   Они   написаны   как   будто   прозрачными акварельными красками. Романс   Рахманинова   «Ночь   печальна»   ­   произведение, редкое   по   глубине   нежного   чувства,   по   тонкости музыкального воплощения. Уже   в   первых   строках   стихотворения   И.   Бунина   звучит мотив, (традиционный   – сохранившийся   от   старины;   привычный)   для   русского искусства, мотив единства природы и человеческой души. Но в сравнении с «Жаворонком» М. Глинки он значительно усложнился.   В   нём   показано   не   просто   лирическое (лирический   –   основывающийся   на   нежном   чувстве) чувство, а длинная цепь образов. Далеко, Огонёк мерцает одинокий.   ставший   традиционным     широкой степи   в   глухойОдиночество сердца подобно огоньку, единственной живой точке посреди глухого неодушевлённого пейзажа. В сердце много грусти и любви. Эта строка неожиданно вносит щемяще­тёплое чувство. Мы лучше   начинаем   понимать   героя,   его   живую   печаль, обращённую в безмолвие ночной степи. И музыка – до сих пор   мерно   звучащая,   окрашенная   грустным   настроением, вдруг светлеет, наполняется новым дыханием. Порыв   к   другому   человеку,   желание   излить   сердце вторгаются в спокойное течение музыки. Но Что зовёт тебя, чем сердце полно? Вопрос,   заключённый   в   этих   строках,   так   и   остаётся безответным. Степь по­прежнему пуста, вокруг ­ ни души. Одиночество   человека   сливается   с   печалью   ночи.   Порыв сменяется   прежним   мерным   звучанием,   и   повторение расскажешь   ты, кому   и     какпервоначальной строки «Ночь печальна» у солиста звучит как тихое смирение. Однако на этой последней фразе музыка не обрывается. Её поток подхватывает эту последнюю интонацию, и затем, уже до самого конца, она звучит одна, без человеческого голоса, как бы договаривая то, что невозможно выразить словами. Не об этом ли писал А. Фет ­ «Что не выскажешь словами, звуком на душу навей...»? В романсе «Ночь печальна» мы видим, какой одушевлённой становится природа, когда она близка чувствам человека. «Ночь печальна» ­ не оттого ли она печальна, что печален человек, созерцающий её? А если бы он был весел, такой ли безмолвной и глухой показалась ему степь? Удивительная   чуткость   и   проникновенность   музыки, образная   насыщенность,   достигнутые   композитором   при очень   экономном   использовании   выразительных   средств,делают   этот   романс   одним   из   шедевров   вокального творчества Рахманинова. Вопросы и задания: 1. Как   в   романсе   С.   Рахманинова   «Ночь   печальна» передано состояние близости природы и души человека? 2. Подумайте, чем отличается степь в русской народной песне «Ах ты, степь широкая…» от степи в романсе «Ночь печальна». 3. Почему   так   велика   в   романсе   роль   фортепианного сопровождения?   Постройте   свой   ответ   на   примере романсов «Жаворонок» и «Ночь печальна». 4. В   «Дневнике   музыкальных   наблюдений»   запишите стихотворение, на которое вы сочинили бы романс, если бы были композитором.Романса трепетные звуки Содержание: 1. Мир образов, запечатлённый в звуках романса. 2. Черты общности и отличия между романсом и песней. 3. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе (на примере романса «Жаворонок» М. Глинки).Музыкальный материал: 1. М.   Глинка,   стихи   Н.   Кукольника.   «Жаворонок» (слушание, пение). Характеристика видов деятельности: 1. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 3. Раскрывать   особенности   музыкального   воплощения поэтических текстов. Что не выскажешь словами, Звуком на душу навей.... А. Фет Один   из   самых   тонких,   поэтических   вокальных   жанров   ­ романс сумел преломить в себе огромный мир музыкальных образов. В романсе выражают себя и счастье, и одиночество,в нём то звучит народная речь и сказочные повествования. Он   уносит   нас   в   страну   фантастического   музыкального Востока,   завораживает   испанскими   ритмами,   открывает галерею   тонких   античных   (античный   –   относящийся   к истории и культуре древних греков и римлян) образов. Как   и   песня,   романс   относится   к   жанрам   вокальной миниатюры,   однако   его   отличает   более   изысканный поэтический и музыкальный образ. Кроме того, романс ­ это обязательно   сольное   произведение   с   инструментальным сопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без аккомпанемента. Романс возник в начале XIX века. В нём отражаются личные интересы   человека   с   его   радостями   и   страданиями,   его внутренним миром, полным разнообразных чувств. Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли   выразить   новые   образы,   картины,   настроения.   Вромансе   зазвучали   песни   птиц   и   биение   человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав. Эти образы составляют важную часть вокальной лирики и русских   композиторов   ­   Глинки,   Римского­Корсакова, Чайковского, Рахманинова. Огромное   влияние   на   художественный   строй   романсов оказала   русская   поэзия.   Воспетые   ею   русские   просторы, картины природы, времена года, любовь с её радостями и страданиями   ­   всё   звучит   в   романсе,   всё   оказывается близким исканиям музыкантов. Но   точно   так   же   мы   можем   сказать,   что   эти   темы пронизывают всё искусство: разве и в живописи не находим мы   те   же   образы?   Гремит   колокольчик,   мчится   тройка, разливаются весенние воды, зацветает сирень… Каждый из этих образов по­своему отражён во всём русском искусстве.Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском музыкальном искусстве. Послушайте и попробуйте напеть начальные фразы романса М. Глинки  «Жаворонок». Сколько в нём проникновенной сердечности, сколько нежной грусти и задушевной теплоты! Между небом и землёй Песня раздаётся, Неисходною струёй Громче, громче льётся. Не видать певца полей! Где поёт так громко Над подруженькой своей Жаворонок звонкий. Ветер песенку несёт, А кому, не знает… Та, кому она, поймёт. От кого – узнает!Лейся, песенка моя, Песнь надежды сладкой, Кто­то вспомнит про меня И вздохнёт украдкой… Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков... Всё как будто создаёт радостное и приподнятое настроение,   неповторимое   ощущение   наступающей   весны. Но   всё   же   задумайтесь:   нет   ли   в   этой   радости   лёгкого оттенка   печали   ­   может   быть,   оттого,   что   ещё   обнажены земля   и   деревья,   что   порой   налетает   холодный   ветер.   А может   быть,   возникающего   из­за   чего­то,   что   трудно объяснить   словами.   Не   это   ли   состояние   мечтательной грусти, гениально передал М. Глинка в своей мелодии? Обратите внимание на фортепианное сопровождение. В нём есть то, что отсутствует в партии голоса, ­ звонкие трели жаворонка, парящего высоко над землёй.от   друг    а)    б) развитый, отличается Вопросы: 1. Что   общего   между   романсом   и   песней   и   чем   они отличаются друга? Выберите   подходящие   характеристики   для   песни   и   для романса: простотой;      жанр;        в)   связь   с   народным   творчеством   не   очевидна;     г)   связь   с   народным   творчеством   выступает   явно;    обобщённый;  е)   характер   мелодии   индивидуальный,   личный;       куплетная   форма;  з)   часто   встречается   трёхчастная   форма;        и)   инструментальное   сопровождение   богато разработано,   его   роль   в   создании   образа очень   важна;  к)   аккомпанемент   придаёт   звучанию   большую    полноту,   вносит   новые   выразительные оттенки; используется   утончённый характер   мелодии    д)  ж)л)   может   исполняться   хором   или   ансамблем   без сопровождения (а капелла). 2. Какие темы чаще всего привлекали композиторов при создании   романсов?   Почему   композиторы   не   пишут романсы, например, на спортивную тему? 3. Песня  уместна   и на  улице,  и  на площади.  А романс? Почему? 4. Задумывались ли вы, зачем композиторы перекладывают стихи на музыку? Зачем стихотворению вторая жизнь? Как  вы понимаете следующие строки А. Фета:    Что не выскажешь словами,     Звуком на душу навей ... 5. Какое   настроение   передал   М.   Глинка   в   романсе «Жаворонок»?6. Правильно   ли   считать,   что   сопровождение   в   романсе только  поддерживает певца? Какой инструмент  оказался идеальным аккомпаниатором? Песни народов мира Содержание:1. Для чего мы изучаем народную музыкальную культуру других   стран   (на   примере   польской   народной   песни «Висла»). 2. Почему   народная   поэзия,   народные   песни   привлекали композиторов   как   источник   вдохновения   (на   примере «музыкальной басни» Г. Малера «Похвала знатока»). 3. В   чём   состоит   своеобразие   жанра   песни   без   слов   (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона). Музыкальный материал: 1. 2. «Висла». Польская народная песня, (слушание, пение); Г. Малер, стихи из немецкой народной поэзии. «Похвала знатока» (из вокального цикла «Волшебный рог мальчика», слушание); 3. Ф. Мендельсон. «Песня без слов» № 14 (слушание); 4. В. Лебедев, стихи Ю. Ряшинцева. «Песня гардемаринов» (пение);5. Вокализ на тему «Песни без слов» № 14 Ф. Мендельсона (слушание). Характеристика видов деятельности: 1. Анализировать   и   обобщать   характерные   признаки музыкального фольклора отдельных стран мира. 2. Сравнивать   и   определять   музыкальные   произведения разных жанров и стилей. 3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 4. Использовать   образовательные   ресурсы   сети   Интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме. «Музыка в песне может выразить намного больше того, что говорят слова…» (Г. Малер)Использование   народных   песен   придаёт   музыкальным произведениям   особый   колорит,   так   как   в   их   словах   и интонационном строе навсегда запечатлены образ времени и глубокое своеобразие народной культуры. Свои собственные песни есть у каждой страны. Может быть, ничто   другое   так   ярко   и   полно   не   выражает   характер   и обычаи   народа,   как   его   родная   песня.   Слушая   весёлые   и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу. Что  мы   представляем,  слушая  польскую   народную   песню «Висла»? Мелодия течёт плавно и неторопливо, как воды задумчивой Вислы.   На   её   зелёных   берегах   пасутся   стада,   и   пейзаж окружён бескрайними лесами. Так поётся в песне. Висла. Польская народная песняГей ты, Висла  голубая! Лес вокруг, лес вокруг. У меня свирель пастушья На боку, на боку. Разольются переливы По реке, по реке. Поведут волы ушами Вдалеке, вдалеке. Гей ты, Висла голубая, Как цветок! Как цветок! Ты бежишь в чужие земли – Путь далёк. Путь далёк. Ты течёшь в большое море, В край иной, в край иной, Где вода черна, как пашня, Бог ты мой! Бог ты мой! Эх, дивчина, эх, калина,Не тужи! Не тужи! Лучше блеск весёлых глазок Покажи! Покажи! Слышишь, песня зазвучала Вдалеке! Вдалеке! Возвращаются ребята По реке. По реке. И   всё   же   мы   слышим   в   ней   что­то   большее,   чем   просто описание   природы.   Музыка   песни   как   будто   согрета любовью   неведомого   нам   пастушка,   бродящего   со   своей свирелью по прибрежным лугам. Если народное песенное творчество ­ это целостный образ страны,  её   природы,  уклада  жизни,  характеров  людей,  то песенное   творчество   композиторов   связано   обычно   с лирическими страницами искусства. Народные   песни   всегда   привлекали   композиторов   разных стран. Как у русских композиторов Глинки, Мусоргского,Чайковского   мы   находим   раздолье   и   очарование   родного края,   так   же   находим   мы   всё   это   в   музыке   Шуберта, Малера, Грига. Композиторы   и   поэты   разных   стран   нередко   ездили   по деревням и сёлам, собирая по крупицам народные песни, народную   поэзию.   Записанные   ими   песни   затем аранжировались, из них составлялись сборники. Один из наиболее известных сборников – «Волшебный рог мальчика», кладезь (кладезь ­ от слова клад: нечто ценное, содержащее в себе много достоинств) немецкой народной поэзии, созданный в начале XIX века. Выдающийся  немецкий  поэт Генрих  Гейне  писал об этом сборнике так: «Я не могу в достаточной степени восхвалять эту   книгу,   которая   содержит   прелестнейшие   цветы немецкой души, и тот, кто хочет познакомиться с немецким народом с лучшей его стороны, пусть прочтёт эти народные песни».Среди замечательных мастеров немецкой музыки, которого вдохновил этот сборник, был Густав Малер. Вот одна из песен цикла ­ «Похвала знатока»: В лесу кукушка с соловьём Ясным весенним днём Спорили меж собою: Чей голос лучше и нежней, Для слуха голос, чей милей Весеннею порою? Кукушка молвит: «Пусть сейчас кто­то рассудит нас», Осла предлагает судьёю. «Его ушам ведь равных нет, Он, значит, может дать совет, Рассудит нас с тобою?» Летят они к ослу вдвоём, Рассказывают обо всем,Он спеть им предлагает. Спел дивно соловей ему! Осел ворчит: «Я что­то песню не пойму? Иа! Иа! Твой голос раздражает!» Кукушка песнь свою бубнит, И в песне столько кварт и квинт ... Осел доволен страшно: «Стой! Стой! Стой!» И приговор выносит преважно: «Прилично соловей звучал... Но кукушка пропела так свой хорал! Так ритм держала строго! Могу уверенно сказать, Такой певицы не сыскать, Не может быть тут мнения иного!» В основу песни положено шуточное стихотворение, столь поучительное, что по характеру напоминает басню. В нёмговорится   о   состязании   двух   лесных   певцов   ­   соловья   и кукушки.   Их   спор   о   том,   кто   из   них   лучше   поёт,   было предложено разрешить ослу. Послушайте, какие музыкальные характеристики получает каждый из этих персонажей. Для   большей   убедительности   образов   Малер   использует приём   звукоподражания,   придающий   музыке   весёлый   и задорный характер. Обратите внимание на то, какую значительную роль играет в песне   музыкальное   сопровождение.   Именно   в   нём содержатся   звукоподражательные   интонации,   передающие голос соловья и кукушки. Музыкальные средства могут и без слов сказать о музыке очень   многое.   В   том,   что   их   составляет,­   в   мелодии, гармонии,   ритме,   фактуре,   динамике   –   содержится огромная эмоциональная выразительность.Такая способность музыки проявила себя в жанре песни без слов. Песня без слов Ни слова ... И только мельканье Бегущих по клавишам рук, Невидимых струн рокотанье, За звуком взлетающий звук. То чудом рождённые трели, То лепет ручья поутру, То голос поющей свирели, То птиц щебетанье в бору. То ветра порыв. То суровый Грозы нарастающий звук. И рушится ливень. И снова ­ В ромашках сверкающий луг.Ушло, отшумело ненастье, И слышно, как бьются сердца...И всё это ­ песня о счастье, Которой не будет конца. Стихотворение Николая Брауна «Песня без слов» передаёт то   многообразие   чувств   и   состояний,   которые   способна выразить музыка. Немецкий композитор Ф. Мендельсон создал фортепианный цикл «Песни без слов». В нём представлены разные пьесы. Каждая   из   них   выражает   какое­нибудь   настроение   –   то торжественный гимн, то нежный напев, то бурный порыв. Послушайте   одну   из   пьес   этого   замечательного   цикла   – Песню без слов № 14. Её музыка необыкновенно мелодична, певуча, отличается  широким дыханием. Её так и хочется запеть. А ведь это чисто инструментальное произведение. Наверное,   благодаря   такой   певучей   мелодии   эта   пьеса   и получила своё название «Песня без слов». Вопросы и задания:1. Как   характер   мелодии   в   песне   «Висла»   передаёт содержание её слов? 2. Почему композиторы разных стран нередко используют народные песни в своих произведениях? 3. Как в песне «Похвала знатока» Г. Малера передаются голоса   главных   персонажей?   Какой   приём   для   этого используется? 4. Как   вы   считаете,   почему   Песня   без   слов   всё­таки называется песней? 5. Какие народные песни других стран, помимо изученных, вы знаете? О чём в них поётся? При подготовке ответа вы можете применить поиск музыки через сеть Интернет. 6. В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите слова вашей любимой песни.Мир русской песни Содержание: 1. О чём поётся в русских народных песнях. 2. Русские   народные   песни,   основанные   на   авторских стихотворениях   (на   примере   песни   «Вечерний   звон»   на стихи И. Козлова). Музыкальный материал: 1. «Ах   ты,   степь   широкая...»   Русская   народная   песня, обработка Т. Триодина (слушание, участие в исполнении);2. «Вечерний   звон».   Стихи   И.   Козлова,   обработка   Н. Иванова (слушание); 3. А. Александров. «Уж ты зимушка­зима». Обработка Ю. Тугаринова (пение); 4. Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева. «Если другом стала песня» (пение); 5. Я. Френкель, стихи Р. Рождественского. «Погоня». Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение) Характеристика видов деятельности: 1. Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы. 2. Осознавать   интонационно­образные,   жанровые   и стилевые   основы   музыки   (в   рамках   изученного   на   уроке материала). 3. Интерпретировать   вокальную   музыку   в   коллективной музыкально­творческой деятельности.Рассказывать о народной музыке своего региона (края, республики и т. д.) 4.   «Нигде так явственно не слышится характер народа, как в его музыке...» (В. Одоевский) Когда появилась песня? Этого   не   знает   никто.   Мы   представляем   себе,   когда возникла симфония, в каком веке появился романс; знаем год рождения оперы. А песня ­ она как будто всё время была с человеком. По песням, которые дошли до наших дней с самых давних, самых   древних   времён,   через   годы,   века,   тысячелетия, можно проследить историю страны, потому что именно в песне человек рассказывал обо всём, что происходило в его жизни: о важном и случайном, о радостном и горестном. Впесне воспевали героев и оплакивали погибших, вспоминали о прошлом и мечтали о будущем. Как начиналась песня? Разные   есть   предположения   о   том,   как   вообще   возникла музыка, много ещё здесь неясного. Одно бесспорно ­ музыка родилась очень давно, когда человек только начал говорить, а знал и совсем мало. Многое из того, что совершалось у него на глазах в природе, он не мог себе объяснить и считал поэтому,   что   мир   населён   невидимыми   могущественными существами,   которые   управляют   природой   и   даже   имеют власть над жизнью человека. Это они приказывают литься дождю, светить солнцу, они заставляют   ветер   дуть   то   сильнее,   то   слабее,­   словом, распоряжаются природой, как хотят. А раз это так, то нужно быть с этими существами в хороших отношениях.   Их   нельзя   сердить,   обижать.   Если   хочешь   очём­то попросить, то и просить нужно, очевидно, как­то по­ особому, не так, как просишь своего соплеменника. То, что протяжный, долгий звук красивее и выразительнее короткого,   отрывистого,   человек   понял   уже   очень   давно. Очевидно,   моля,   заклиная   о   чём­то   невидимых   духов,   он пробовал тянуть звук, старался делать свой голос певучим. Может быть, так всё это было, может быть, иначе, однако самые древние песни, которые мы знаем,­ это именно такие вот   заклинания   духов.   Их   даже   трудно   назвать   песнями; мелодии их ещё очень просты и примитивны, но всё­таки это уже были первые песни. Со временем песни­заклинания совсем ушли из быта людей. Остались, пожалуй, только у ребят. Не удивляйтесь. Сами ведь, наверно, не раз пели «дождик­дождик, пуще…» или «Божья   коровка,   улети   на   небо…».   Знакомые   песенки, правда? Вот это и есть заклинания. Вернее, то, что от них осталось,­ смешные песенки для самых маленьких.видом   музыкального   Однако   трудно   представить   себе,   что   заклинания   были единственным   творчества доисторических   людей.   Конечно,   были   тогда   и   другие песни, связанные с повседневной жизнью. Из этих песен и выросло впоследствии всё музыкальное искусство. Если вы заглянете в сборники старинных народных песен, то найдёте там множество таких, которые посвящены самому главному в жизни человека ­ труду, работе. В них не только рассказывается о труде, многие из них и созданы для того, чтобы их петь во время работы. Это песни­помощники. Их мелодии, ритмы приспособлены к движениям человека во время того или иного труда. Идёт человек по полю, медленно, не торопясь зачерпывает из лукошка зерно и широким плавным жестом рассеивает его по вспаханной земле. Одна песня. Налились травы на лугах, пора косить. Идут друг за другом косари.   Дружно,   враз   взмахивают   косами:   «раз­раз­раз»   ­шелестит трава под острыми лезвиями. Тут уж не запоёшь плавную,   протяжную   песню.   Очевидно,   она   должна   быть энергичнее, чётче. Созрела рожь. Вышли на поля женщины с серпами ­ новая песня. Молотят рожь на току ­ тоже поют. Зима настала ­ и тут в долгие зимние вечера, за веретеном или прялкой, не обойтись без песни. Песни, которые рождались в труде, в повседневном быту человека,   всё   время   менялись,   совершенствовались,   как менялся, совершенствовался  и развивался  сам  человек. И конечно,   самые   древние,   примитивные   песни   его   уже   не удовлетворяли.   Человек   забывал   о   них,   создавая   новые, более   красивые   и   выразительные   напевы.   Ведь   память всегда старается сохранить на века только самое лучшее, прекрасное в искусстве.Народ   бережно   хранит   эти   музыкальные   послания   от неведомых,   далёких   своих   предков   и   вместе   со   своими новыми песнями передаёт следующему поколению из года в год, из века в век. Не каждой песне суждено пройти такой славный   путь.   Песни   отстают   в   дороге,   забываются, умирают. Что ж, они, как и дела людские, ­  одни живут долго, другие ­ года не пройдёт, никто о них и не вспомнит. Мы с вами, конечно, будем говорить только о тех песнях, что   навсегда   остаются   в   памяти   народа,   о   песнях   с интересной и долгой жизнью. Русская   песня   всегда   отражала   окружающую   жизнь, природу России, её пейзажи. Мир русской песни ­ это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж. Как кому на свете Дышится, живётся ­ Такова и песня У него поётся ...Жизнь даёт для песни Образы и звуки: Даст ли она радость, Даст ли скорбь и муки, Даст ли день роскошный, Тьму ли без рассвета ­ То и отразится В песне у поэта... так писал о песне русский поэт XIX века Иван Суриков. Наверное, то же можно сказать и о песне народной. Народная   песня   ярко   и   полно   отражала   природу   и   быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях. Мелодия песни «Ах ты, степь широкая…» нетороплива и величава. Русский пейзаж, облик бескрайней широкой степи –   излюбленная   тема   народного   песенного   искусства,выражающая через образ природы характер и силу русского искусства. Иногда   народные   песни   основывались   на   авторских стихотворениях,   близких   по   характеру   словам   народных песен. Одно из таких стихотворений – «Вечерний звон» ­ стало основой известной песни. Его автор – И. Козлов. Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях в краю родном, Где я любил, где отчий дом, И как я, с ним навек простясь, Там слушал звон в последний раз… «Вечерний звон» И. Козлова, вероятно, близок музыкантам своим   поэтическим   (поэтический   –   здесь:   вызывающий чувство   очарования)   образом,   своей   изначальной музыкальностью. Облик деревянной России с её церквами, колокольным   звоном   дорог   и   близок   русской   душе.Вечерний   звон   был   частью   родного   края,   он   навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах. Всмотритесь   и   вслушайтесь   в   картину   И.   Левитана «Вечерний звон», в которой слиты воедино облик родины и звон   сельского   колокола.   Может   быть,   вы   почувствуете душу   старой   России   с  её   любовью   к  Богу,   давшую   миру такую богатую культуру колокольного звона. Вопросы: 1. Какие   стороны   жизни   отражала   русская   народная песня? 2. Есть ли общее в песнях «Ах ты, степь широкая…» и «Вечерний звон»? В чём оно проявляется? 3. Какие народные песни вашего края вам известны? О чём они?Музыка «дружит» не только с поэзией Содержание: 1. Воспроизведение   человеческой   речи   в   вокальном произведении,  написанном   на  не   стихотворный   текст   (напримере   пьесы   «Кот   Матрос»   из   вокального   цикла «Детская» М. Мусоргского). 2. Музыкальные   жанры,   возникшие   под   влиянием литературы. Музыкальный материал: 1. М.   Мусоргский.   «Кот   Матрос»   из   вокального   цикла «Детская» (слушание) Характеристика видов деятельности: 1. Исследовать   значение   литературы   для   воплощения музыкальных образов. 2. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. «Музыка – это искусство, выражающее невыразимое…» (Ш. Мюнш)Песни, романсы, оперы на протяжении многих веков были для   музыкантов   подлинной   школой   композиторского мастерства. Они учили искать вдохновение в поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, не всегда доступные словесному выражению. Иногда   это   приводило   к   подлинным   художественным (художественный   –   здесь:   соответствующий   законам искусства,   правды   и   красоты)   открытиям.   Одно   из   таких открытий ­ цикл «Детская» великого русского композитора М. Мусоргского. Это произведение необыкновенно по силе музыкальной выразительности. Семь небольших вокальных  пьес заключают  в себе  целый мир детских чувств и настроений, размышлений и проказ. Один из друзей Мусоргского назвал цикл «Детская» нитью из   жемчужин   и   бриллиантов,   так   восхищала   слушателей музыка песен.«Моя   музыка   должна   быть   художественным воспроизведением   человеческой   речи   во   всех   тончайших изгибах   её.   Вот   идеал,   к   которому   я   стремлюсь»,­   писал Мусоргский.  Рассмотрим лишь одну из песен цикла, написанную, как и вся «Детская», на стихи самого композитора. Приведём полный текст этого произведения. Ай, ай, ай, ай, мама, Милая мама! Побежала я за зонтиком, мама, Очень ведь жарко, Шарила в комоде и в столе Искала ­ нет, как нарочно! Я второпях к окну подбежала, Может быть, зонтик там позабыла... Вдруг вижу: на окне­то кот наш Матрос, Забравшись на клетку, скребёт!Снегирь дрожит, забился в угол, пищит. Зло меня взяло! Э, брат, до птичек ты лаком! Нет! Постой, попался! Вишь ты, кот! Как ни в чём не бывало, стою я, смотрю в сторонку, Только глазом одним подмечаю Странно что­то! Кот спокойно в глаза мне смотрит, А сам уж лапу в клетку заносит, Только что думал схватить снегиря ... А я его хлоп! Мама! Какая твёрдая клетка, Пальцам так больно, мама, мама! Вот в самых кончиках, вот тут,Так ноет, ноет так ... Нет! Каков кот­то, мама, а? Посмотрите, как тонко передаётся интонация детской речи. Девочка рассказывает о происшествии: кот Матрос забрался на клетку со снегирём, чтобы схватить птицу, а девочка ему помешала. Из   простого   сюжета   композитор   создал   целую   сценку,   в которой   музыка   с   яркой   убедительностью   передаёт   и волнение   ребёнка,   и   его   оживлённую   речь,   и   страх   за снегиря, и гнев, и умную наблюдательность. Обратите внимание на текст песни: он не похож на обычное стихотворение.   В   нём   нет   привычных   куплетов,   нет   и равномерного  чередования рифмованных  строк. Здесь всё направлено   на   создание   точного   и   убедительного   образа. Поэтому   так   естественна   речь   девочки:   мелодия   точно передаёт её обороты – восклицания, вопросы, торопливуюскороговорку. В музыке аккомпанемента слышно, как кот скребёт клетку и как пищит испуганный снегирь. На этом примере мы видим, что музыке доступна не только поэзия. Она способна на выразительное воплощение самого необычного текста. Сейчас трудно назвать литературный жанр, который музыка не   пыталась   бы   перевести   на   свой   язык.   Элегии   и   оды, баллады   и   гимны   –   всё   это,   помимо   песен   и   романсов, зазвучало в музыке. Так литература  даёт жизнь многим жанрам музыкального искусства:    вокальные жанры: песня, романс, кантата, оратория; сценические жанры: опера, балет, оперетта; жанры программной музыки, представляющие собой  инструментальные произведения с литературным  описанием содержания.Без   влияния   слова,   вероятно,   было   бы   совсем   другим музыкальное произведение, его музыкальная речь, ставшая более выразительной благодаря содружеству с поэзией. Литература   и музыка:  их  союз  навсегда   отмечен  печатью благородного   воздействия   друг   на   друга.   Потому   что   и музыка   у   литературы,   и   литература   у   музыки   учились только лучшему. Вопросы и задания: 1. Велико   ли   воздействие   литературы   на   музыку? Объясните свой ответ на примере любого из пройденных вокальных произведений. 2. Назовите   жанры   музыки,   возникшие   под   влиянием литературы. 3. Как детская речь передаётся в песне М. Мусоргского «Кот Матрос»?4. В   «Дневнике   музыкальных   наблюдений»   запишите стихотворение,   которое   вы   могли   бы   предложить композитору   для   создания   песни.   Попробуйте   объяснить ваш выбор. Стань музыкою, слово!