Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"
Оценка 4.7

Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
история
4 кл
08.05.2017
Урок ОРКСЭ "Род и семья  - исток нравственных отношений"
 воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным;  учить детей дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением;  подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;  показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;  развивать умение выражать свои чувства и мысли  развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений
Открытый урок ОРКСЭ.doc
Открытый урок ОРКСЭ в 4 классе Тема: Род и семья – исток нравственных отношений  Цель: формирование представления  о семье как части общества, о роли и месте семьи  в  жизни человека. Задачи:   воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным;  учить детей дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с  уважением;  подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;  показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь,  почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;  развивать умение выражать свои чувства и мысли  развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных  отношений Виды   деятельности:   беседа,   работы:   индивидуальная,   фронтальная,   в   группах, инсценировка. Основные термины и понятия: род, семья,  родословная, нравственные качества. Оборудование: образец  родословного древа; шаблоны для составления ромашки,  пословицы, стихи  на тему «Семья», текст сказки, карточки  с ситуациями для  инсценирования. Организационный момент. ­ Прозвенел звонок. Собрал всех на урок. Каждый подтянулся, другу улыбнулся.  Улыбнемся и гостям. Тихо сядем по местам. (Проверка готовности учащихся к уроку) II. Актуализация знаний.      О чем мы будем говорить на уроке,  вы поймёте, если отгадаете загадку. Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... (семья) ­Что такое по­вашему «семья»?  ­Какие 2 слова спрятались в этом слове? (семь «Я») Какие еще слова вы   вспоминаете, услышав это слово? (ответы детей) III.  Тема урока. «Род и семья – исток нравственных отношений».          В загадке сказано, что без семьи не прожить. Почему?  IV. Работа по теме. 1.  Осознание понятия «семья», «родословная».  Беседа.  Учитель:   В  семье  формируется   культура  человека,  закладывается  все   то,  что  станет потом его способом действовать в этом мире. Важнейшая  функция семьи – воспитание и развитие детей. ­ Послушайте стихотворение и скажите: что значит для каждого родительский дом? В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты выходишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаём, Основа основ  ­ родительский дом. Что значит «родительский дом»? Родительский дом ­  это Родной дом, родные  люди, родная семья. Что может быть дороже семьи? Дороже мамы и папы? Это самые  любимые, самые близкие нам люди. Здесь мы делаем первые свои шаги. Отсюда уходим во  взрослую жизнь. И как важно поддерживать тепло, уют в сердце каждого на всю жизнь. Найдите однокоренные слова и соединить их со словом род. Род                Родство                       Родина                       Родители                       Родословная                       Народ                       Родственники  Род состоит из поколений.   Как называются старшие поколения? А младшие?         (На доске появляются слова «предки», «потомки».) Вывод: род­ это люди, которые считают себя потомками общего предка. ­ Давайте проверим, все ли из нас знают своих родственников. Сейчас я раздам вам  карточки. Необходимо соединить линией соответствующие понятия в столбиках. 2. Работа в группах (желательно с использованием интерактивной доски). Прабабушка                                                Папин или мамин брат Бабушка                                                       Сын твоей тети и дяди Дедушка                                                      Мама твоего дедушки или бабушки Дядя                                                             Дедушка твоего отца или мамы Тетя                                                              Мама твоей мамы или папы Двоюродный брат                                       Папа твоей мамы или папы Двоюродная семья                                      Мамина или папина сестра Племянник                                                   Сын твоей сестры или брата Племянница                                                 Дочь твоей сестры или брата ­ Т.о. для сохранения рода очень важно знать своих родственников и уважительно к ним  относиться. 3. Генеалогическое древо. ­  Что видите на рисунке?   Что необычного в дереве?  Это не обычное дерево, а «генеалогическое древо». Каждый из вас – часть своего дерева, его молоденькая веточка.  ­ Кто еще входит в    семейное дерево?  ­ На слайде представлена родословная Пушкина.  ­ Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А. С. Пушкин, была  пуговица с мундира его далекого предка­ Абрама Ганнибала.  Люди должны знать своих предков, гордиться своей  родословной. ­ Предлагаю вам дома с родителями составить свою родословную, узнать историю своей фамилии.                                                                   4.  Знакомство с понятием «семейные ценности». Можем ли мы дать ответ на вопрос­ отчего зависит мир и согласие в семье? Предположения детей. «Если хочешь знать истину, слушай, что говори « легенда» В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом  долетела до  правителя тех мест. И он разыскал эту семью и спросил у главы семьи: «Как  вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Глава семьи был уже не молод. Голову его украсила седина. Он взял  бумагу и написал на  ней что­то. Правитель посмотрел : на листке было написано всего одно слово … «Понимание». Правитель удивился и спросил: « Всего одно слово?» ­ Как вы думаете, поможет это одно слово сохранить в вашей семье мир? Посмотрите на слова. А какие еще слова из этого списка  смогут сохранить мир в семье? верность традициям забота любовь сквернословие фамилия общее увлечение добрые дела подарки драка праздники общие предки ссора обида сходство взаимопонимание Помните об этих словах. Не зря говорят в народе: Создать семью не легко, а сохранить еще труднее   СТАРИННЫЕ ВЕЩИ У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи,  принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это семейные  традиции, семейные  ценности.   – Ребята, у кого дома хранится самая древняя вещь?   Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы  старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. История вещи – история  человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция  многих семей.  ­ А есть ли у  вас дома  такие вещи, может вы расскажете о них. План 1.      Как появились эта вещь в вашей семье? 2.      Почему она памятна, с какими событиями связана? 3.      Как долго эта вещь передается из поколения в поколение. СЕМЕЙНЫЕ ФОТОГРАФИИ. Существует еще одна семейная традиция ­ традиция  собирать и хранить семейные  фотографии. – Ребята, поднимите руки, у кого дома есть такая традиция, собирать семейные альбомы? Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье  есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной  жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» ­ поётся в одной из песен.  ­ На следующем уроке вы можете рассказать о своих семейных фотографиях, как попали они в  альбом, кто оформляются ваши альбомы, кем?  Можно принести альбомы ваших бабушек и  дедушек и пригласить их к нам на урок, чтобы они поделились секретом оформления семейного  альбома. 5. Работа с пословицами, объяснение их смысла.  Работа в группах.  Народ оставил нам свою мудрость, богатство в пословицах. В одной из ТАТАРСКИХ  пословиц говорится:  Как бы ни было сладко жить В ЧУЖОЙ СТОРОНЕ, всегда тянет к родной ЗЕМЛЕ.  Как вы понимаете эту пословицу?  Пословицы разделены на две части. Соберите их и объясните смысл. (У каждой группы по 6 пословиц, но объясняет она  ту, которую просит учитель). На что и клад Родительское слово Вся семья вместе Отца с матерью почитать Мир и лад Дом согревает не печь Родители трудолюбивы  коли в семье лад мимо не молвится так и душа на месте горя не знать доброй  семьи уклад а любовь и согласие ­ и дети не ленивы Учитель: А от кого зависит счастье и благополучие семьи? (От каждого члена семьи).  И от вас? (Да). 6.   Знакомство   с   праздниками,   посвященными   семье.   Выделение   качеств,   которые прививает человеку семья.  Работа в группах (по 4­5 человек). Учитель: Семья является хранителем традиционной  культуры быта народа; через нее   осуществляется   историческая   связь   поколений,   разрушив   которую   общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это основа родины. В нашей стране много праздников, но среди них есть, посвященные семье. Какие? (Ответы детей). Учитель: таких праздников 2.           Международный день семей отмечается ежегодно 15 мая начиная с 1993 года.  Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН. День семьи, любви и верности.  С 8 июля 2008 года.  (можно кратко рассказать об истории Петра и Февронии).       ­ Петр и Феврония – это супруги (муж и жена), которые прожили вместе в любви, согласии, мудрости. Были для всех идеалом супружеской верности и умерли они в один день, в один час.. С тех пор прошло много лет (примерно лет 600), а люди помнят о них. ­ Символом праздника является цветок...? Индивидуальная работа Задание:    Перед вами ромашки. Напишите, на лепестках какими качествами должна обладать счастливая семья?               Обсуждение ответов детей. V. Осознание смысла семейных отношений. Фронтальная работа. Учитель: Послушайте татарскую сказку. Мудрый старик Жил один падишах. Был он жестокий, особенно не любил стариков и приказывал убивать всех, кому исполнится семьдесят лет. “Всё равно от них нет никой пользы”, — говорил падишах. В столице падишаха жил юноша. У него был семидесятилетний отец. Юноша следил, чтобы старик никому на глаза не попадался. Каждый вечер юноша рассказывал отцу обо всём, что видел и слышал за день. — Сегодня днём, — рассказал он однажды, — падишах со своими советниками пошёл на берег реки. Увидел он на дне драгоценный камень и приказал достать его. Пловцы нырнули в воду, но не нашли там никакого камня, а когда вынырнули — увидели, что драгоценный камень по-прежнему сверкает на дне реки. Ни падишах, ни его советники не могут узнать, где же находится камень. — Скажи, сынок, нет ли на берегу дерева? — спросил старик. — Есть. Его ветви свисают над водой в том месте, где падишах увидел драгоценный камень, — сказал юноша. — Ну так слушай, что я тебе скажу. Драгоценный камень лежит не на дне реки, а в птичьем гнезде. В воде же блестит только его отражение, — сказал старик. Наутро собрались падишах с советниками на берегу реки, смотрят — камень по-прежнему сверкает на дне. Нырнули — ничего нет! Тут подошёл к падишаху юноша, поклонился и говорит: — Видите дерево? На том дереве есть гнездо, а в гнезде лежит камень. Там его и ищите. Кинулись к дереву советники и через минуту принесли падишаху драгоценный камень. Советники затаили против юноши злобу. Пришли они к падишаху и сказали: — Позволь, падишах, показать юноше двух жеребцов, одинаковых по виду, и пусть он отгадает, который молодой, который старый. Падишах согласился. — Не горюй, сынок! Эта загадка очень простая, — успокоил юношу вечером отец. — Когда выведут жеребцов, внимательно посмотри на их повадки: молодой жеребец шагу спокойно не сделает — издали начнёт приплясывать. На другое утро вывели двух одинаковых жеребцов. Один жеребец идёт, всё приплясывает, а другой идёт и только головой мотает. — Вот этот жеребец молодой, а тот старый, — уверенно сказал юноша. Тогда советники велели обтесать два одинаковых бревна, и юноша должен был отгадать, какое бревно отпилено от верхней половины дерева, какое от нижней. — Не горюй, сынок, — успокоил его вечером отец, — ты вели опустить оба бревна в воду и посмотри: бревно от верхней половины дерева всплывёт всё целиком, а бревно, отпиленное от нижней половины, одним концом опустится в воду. Наступило утро. Пришёл юноша в назначенное место. — Опустите оба бревна в воду, — сказал он. Опустили брёвна в воду, и сразу одно всплыло наверх, а другое наполовину погрузилось в воду. — Вот это — верхняя часть дерева, это — нижняя, — уверенно сказал юноша. Удивился падишах: Говори правду: кто тебя научил? Если не скажешь, прикажу тебя казнить! “Что будет, то и будет — скажу правду”, — подумал юноша и признался: — Меня научил старый отец. Я прячу его, чтобы уберечь от смерти. — Видно, и старики бывают полезны, — сказал падишах и отменил свой жестокий приказ. ­ Какова основная мысль сказки? Чему она учит? ­ Берегите старость,…. VI. Разыгрывание ситуаций, возникающих в семье и осознание  в них роли ребенка. Работа  в  группах.         Каждая   группа   получает   ситуацию,   которую   нужно   разыграть, показывая свои действия. 1) в семье кто­то тяжело заболел; 2) мама пришла с работы усталая; 3) папа что­то ремонтирует; 4) в семье появилось животное; 5) бабушка или мама готовит ужин; 6) папа  и мама поссорились. Учитель или подготовленный ученик: Семья – это труд, друг о друге  забота, Семья – это много домашней  работы. Семья – это важно!  Семья – это сложно! Но счАстливо жить одному  невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! VI I. Рефлексия На листе ватмана изображено дерево. Вам нужно его оживить. Нарядите  его   листочками,  чтобы они зашептались, залепетали и весело засмеялись оттого, что обрели свою семью.  Если вам было на уроке  – очень интересно, возьмите красный лист,  – хорошо, не скучно – зеленый, – не понравилось – желтый. Рефлексия.  Под музыку «Родительский дом» продолжить незаконченные предложения:  ­Мама и папа для меня самые …  ­ Я доверяю свои тайны …  ­ Я люблю бабушку за то … ­ Свою семью я считаю …  ­ Родным хочу пожелать … VIII.   Итог урока. О чем говорили на уроке? Какое место в жизни человека занимает семья? Чем она важна? Изменил ли урок ваше понимание о семье? Осознание значимости себя в ней?

Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"

Урок ОРКСЭ "Род и семья  - исток нравственных отношений"

Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"

Урок ОРКСЭ "Род и семья  - исток нравственных отношений"

Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"

Урок ОРКСЭ "Род и семья  - исток нравственных отношений"

Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"

Урок ОРКСЭ "Род и семья  - исток нравственных отношений"

Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"

Урок ОРКСЭ "Род и семья  - исток нравственных отношений"

Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"

Урок ОРКСЭ "Род и семья  - исток нравственных отношений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017