Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи
Оценка 4.8

Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи

Оценка 4.8
Интерактивная доска +2
docx
религиоведение
4 кл
17.11.2018
Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи
Данный урок подготовлен по модулю "Основы светской этики" по учебнику Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлёва «Основы духовно – нравственной культуры народов России». Цель данного урока: формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека. Познакомить с понятиями род, семья, традиция, фамилия, родословная.
Суворова Е.А. п.КИРПИЧНЫЙ.docx
по теме: «Методические и содержательные особенности комплексного учебного курса Итоговая работа по КПК «Основы религиозных культур и светской этики» Суворовой Елены Александровны Учебный предмет: Основы  религиозных культур и светской этики  Модуль: Основы светской этики Тема: Ценность рода и семьи Класс: 4 Урок № 16 Планируемые образовательные результаты: Личностные 1) готовность и  способность к духовному  развитию, нравственному  самосовершенствованию,  самооценке, пониманию  смысла своей жизни,  индивидуально  ответственному  поведению; 2) осознание себя членом  семьи, выражающееся в  интересе к её традициям,  культуре и желании  участвовать в её делах; 3) объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал»  (результаты) Цель урока Основные понятия,  изучаемые на уроке Ресурсы (информационные,  литературные, музыка,  искусство),  используемые на уроке Метапредметные Предметные  1) усвоение  первоначальных  представлений о  сущности и  особенностях семьи,  семейных традиций; 1) совместно с учителем составлять  план выполнения задач, выполнение  проблем творческого и поискового  характера; 2) работать по составленному плану, использовать наряду с остальными  дополнительные средства  (справочную литературу); 3) формирование умения  планировать, контролировать и  оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей и условиями её реализации;  определять наиболее эффективные  способы достижения результата; 4) освоение начальных форм  познавательной и личностной  рефлексии; 5) определение общей цели и путей  её достижения; умение  договариваться о распределении  функций и ролей в совместной  деятельности; осуществлять  взаимный контроль в совместной  деятельности, адекватно оценивать  собственную работу и работу  окружающих Формирование понимания такой базовой общечеловеческой  ценности, как семья, важности семьи для человека  Род, семья, любовь, традиция, фамилия, родословная  Мультимедийная доска, компьютер, учебник Р. Н. Бунеев, Д.  Д. Данилов, И. И. Кремлёва «Основы духовно – нравственной  культуры народов России». Светская этика. 4 класс, карточки  с заданием для работы в группах. Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия  Организационная структура урока нового материала Длительность этапа 1­2 мин 10 мин. Основные формы работы учителя и учащихся 1.Организационный момент. Дети входят в класс под мелодию  песни Л.Лещенко «Родительский  дом». ­Уважаемые ребята! Я рада вас  приветствовать на нашем уроке,  посвященной одной важной теме.  Какой? Вы мне назовете сами, если  внимательно прочитаете следующий  текст. 2. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. Чтение учителем сказки «Тополя в степи» (Сухомлинский В.А. Книга о совести)            В степи над дорогой растут три   тополя.   Один   высокий, старый   и   два   молодых,   гибких. Рассказала   мне   бабушка:   тут когда­то рос только один тополь – вот   этот   старый,   большой. Грустно   было   ему   одному   у дороги.   Однажды   шёл   дорогой путник. Сел под старым тополем.      Просит он прохожего: ­   Добрый   человек,   отрежь   от меня   две   тоненькие   веточки, посади   их   возле   меня.   Пусть вырастут   рядом   со   мной   два тополя, мне будет радостно.           Отрезал добрый человек две маленькие   веточки,   посадил   их   и полил. веточки, превратились в молодые топольки. Поливают   их   густые   дожди, раскачивает   ветер.   Радостно стало старому тополю со своими сыновьями. Шелестят три тополя. Это они о чём­то разговаривают. Наверное, о том, как плохо жить одному и как радостно жить вместе. ­ Ребята, вы прослушали песню и   сказку.  Что объединяет эти два    Зазеленели   Формируемые УУД Регулятивные УУД:  ­понимать, принимать,  сохранять учебную  задачу; ­ действовать по плану  и планировать свои  действия; ­ осознавать  возникающие  трудности, стремиться  к их преодолению,  пользоваться  различными видами  помощи. Познавательные  УУД:  ­ осознавать  познавательную задачу; ­ читать и слушать,  извлекая нужную  информацию из текста,  критически оценивать  себя, соотносить с  имеющимися знаниями, опытом; ­делать выводы на основе  анализа объектов; Коммуникативные  УУД:  ­участвовать в диалоге,  в общей беседе,  выполняя принятые  нормы речевого  поведения, культуры  речи; ­ вступать в учебное  сотрудничество с  учителем и  одноклассниками,  осуществлять  совместную  деятельность.  ­ слушать и понимать  других;  ­строить речевое высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. произведения? ­ Отгадайте ребусы: (слайд 2) я я я я я я я (семья) рис.розы и дома (род) ­ Кто может сформулировать  тему  нашего урока? ­ Сегодня мы будем говорить о  семье, семейных традициях. Тема  нашего урока звучит так: (слайд 3)  «Ценность рода и семьи» ­ Прежде чем мы начнём работать  над темой урока, заполним таблицу  на карточках (слайд 4).  В 1 столбце у вас записаны вопросы, в двух других вы должны поставить  ответы: в 1­записать насколько  хорошо вы знаете ответ на этот  вопрос Что такое  семья? Что такое  род? Что главное в  семье? Как возникла  моя фамилия? Что такое  родословная? +­Я это знаю достаточно хорошо ?­ не уверен в своих знаниях; ­ ­ не знаю; V­ хочу узнать ­ Прочитаем разговор о том,  о чём  однажды говорили брат и сестра,  Игорь и Оля, герои, с которыми мы  часто встречаемся на страницах  нашего учебника. (читают диалог в учебнике по  ролям)­ с.42 – Оля, ты можешь мне в субботу  свой фотоаппарат дать? –  спросил Игорь. – Мы с ребятами  хотим пойти на футбольный  матч. – Могу, конечно, – ответила Оля. – Только ты, кажется, забыл, что  мы в субботу всей семьёй идём к  бабушке на день рождения! – Забыл... – расстроился Игорь. –  Ну, бабушку я потом поздравлю, а  на дне рождения вы и без меня  обойдётесь. – Да ты что?! – изумилась Оля. –  Мы же к бабушке всегда в этот  день приходим, сколько себя  помним! И наши двоюродные  сёстры приезжают, и дядя с  тётей... А как бабушка радуется,  когда мы все вместе собираемся!  Она ещё приговаривает: "Какая  хорошая у нас семейная традиция  – мой день рождения!" – И что с того? – буркнул Игорь. –  Бабушку я очень люблю и  обязательно её поздравлю, но в  другой день. Потому что эта  традиция мне сейчас только  мешает! Почему я должен её  соблюдать? Просто потому, что  все так привыкли? Можешь мне  объяснить? – Наверно, не смогу, –растерялась  Оля. – Но я точно знаю, что не  уважать традиции – это плохо! ­ Как вы думаете, Игорь понимает,  что не уважать традиции – это  плохо? – Какие слова показывают, что он  чувствует, что поступает не так, как  надо? («Расстроился», «буркнул»,  просит у Оли объяснения; как бы  ищет себе оправдания и  объяснения.) – Почему Оля не смогла убедить  Игоря? (Не хватило умения; может  быть, она не всё знает про семейные  традиции, хотя твёрдо уверена, что  их нельзя нарушать.) – А вы смогли бы в этот момент  убедить Игоря? Вы­то как считаете:  надо идти на матч или к бабушке? – Какой вопрос требует  размышления? Давайте  сформулируем проблемный вопрос. Почему надо уважать семейные  традиции? – Нам нужна информация, которая  помогла бы убедить Игоря. Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи Длительность этапа Формируемые УУД ­ Где мы её можем найти? Основные формы работы учителя и учащихся 1. Решение проблемы, открытие  новых знаний. ­ Вернёмся к теме нашего урока. ­ Почему род и семья – это  ценность? ­ Давайте выпишем на доску слова,  выделенные в параграфе жирным  шрифтом  (род, семья, любовь, традиция).  (записывают на доске) ­ Как вы понимаете  слово «семья»?  Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (Предполагаемые ответы детей: “Семья – это любимые люди, на  кого можно положиться”. “Семья – это самые близкие люди, самые родные и готовые в любую  минуту помочь тебе, отдать за  тебя и тебе всё”. “Семья – это родственники, это  опора и друзья, где понимают друг  друга”. “Семья – это родные, любимые  люди, которые помогут в беде и  горе, несмотря ни на что помогут  и успокоят”. “ Семья – это моя крепость,  защита и опора”). ­ Что такое род? 2. Работа со словарём. ­ Прочитаем в словаре в учебнике   стр.77. 3. Чтение текстов в учебнике. а) Подготовительная беседа перед  чтением ­ Просмотрите все заголовки,  которые в нём встречаются в  параграфе. 2 мин 2 мин 10 мин Регулятивные УУД:  ­ понимать, принимать, сохранять учебную  задачу; ­ действовать по плану  и планировать свои  действия Познавательные  УУД:  ­ ориентироваться в  учебниках (система  обозначений, структура текста, рубрики,  словарь, содержание). ­ читать и слушать,  извлекая нужную  информацию; ­ пользоваться разными  видами чтения:  изучающим,  поисковым; ­ обращаться к  различным словарям,  справочникам,  находить в них нужные  сведения, выполнять  логические действия с  языковым материалом.  Коммуникативные  УУД:  ­ вступать в учебное  сотрудничество с  учителем и  одноклассниками,  осуществлять  совместную  деятельность; ­ участвовать в диалоге, в общей беседе,  выполняя принятые  нормы речевого  поведения, культуры  речи. Личностные: ­ навыки  сотрудничества со  взрослыми и  сверстниками в разных  ситуациях (Как появилась семья?  Зачем семье нужны традиции?  Что даёт человеку семья?)  ­Задумывались ли вы над этими  вопросами? б) Работа с текстом «Как  появилась семья?» во время  чтения (с. 43). (с комментированием) в) Работа с текстом «Как  появилась семья?» после чтения. – Что общего у рода и у семьи? – Что позволило людям жить не  одним большим родом, а  небольшими группами? – Были ли традиции у людей,  которые жили родами? – А может быть, в традициях нет  необходимости,  и семья может жить и без них? г) Работа с текстом «Зачем семье  нужны традиции?» (с.44). – Рассмотрите рисунки на с. 44. – Можно ли предположить, какие  традиции в семьях, которые  нарисовал художник? – Прочитайте текст на с. 44  самостоятельно. д) Работа с текстом «Зачем семье  нужны традиции?» после чтения. – В чём главная задача традиций?  Найдите ответ в тексте.  («Под влиянием семейных  традиций складывается  внутренний мир ребёнка,  развиваются его лучшие  человеческие качества».) – Что Оле надо было объяснить  Игорю в ситуации, которую мы  рассматривали в начале урока?  (Например: «Бабушка всегда  радуется, когда мы всей семьёй  приезжаем её поздравлять, а если 2 мин 2 мин     не все придут – расстроится»;  «Надо помогать друг другу и  поддерживать своих близких». А  ещё надо бы объяснить Игорю, что такое традиции, что это важно  для всех членов семьи и для него  самого тоже). 4. Работа со схемой «Что даёт  человеку семья?» (Слайд 5) Давайте рассмотрим схему «Семья  близкие родственники, живущие  вместе» в учебнике и определим, что дает человеку его семья?  ­ У каждого человека должен быть   дом, семья, родня. Семья дает  человеку жизнь, любовь, заботу. ­ Если нам плохо, трудно, если  случилось несчастье, кто нас  выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? (Семья) Конечно же, это наши родные, самые близкие люди, наша защита и опора,  наша семья. 5. Физкультминутка Вы все любите отдыхать с семьей. А  я вам предлагаю отдохнуть сейчас  во время физкультминутки.  Слушайте задание и выполняйте. – Те, у кого есть старший брат,  встаньте и хлопните в ладоши. – У кого есть сестра или сестренка,  помашите над головой рукой. – У кого есть сестра и брат,   подпрыгните несколько раз. – Кто помогает дома близким,  подпрыгните и хлопните в ладоши. – У кого в семье живут домашние  животные, помашите руками. – Хлопните те, кто очень любит  свою семью! ­ Вспомните проблемный вопрос  урока. Какой вывод вы можете  сделать? – Прочтите вывод авторов и  сравните его со своим.  Семья – это союз близких  родственников, которые живут  вместе, дарят друг другу свою  любовь и заботу  и через Этап 3. Практикум Длительность этапа                3 мин               2 мин семейные традиции  воспитывают в детях лучшие  человеческие качества. Основные формы работы учителя и  учащихся 1. Выполнение продуктивных  заданий по теме в группах (Слайд  6): 1­я группа: объяснить смысл  выражения «Семья – источник  нравственности». 2­я группа: объяснить смысл  выражения «Нравственная культура  человека».  3­я группа: прочитать  стихотворение А. Барто  «Воскресенье», объяснить, что его  герой считает самым важным в  семье.  2.Представление каждой группой своих  результатов. Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция Длительность этапа              3 мин             Основные формы работы учителя и учащихся 1. Работа с пословицами (слайд 5). а) Собери пословицу (на  интерактивной доске) ВСЯ И ДУША СЕМЬЯ – ТАК  ВМЕСТЕ НА МЕСТЕ б) Объясни смысл пословицы Вся семья вместе – так и душа на  месте. Формируемые УУД Личностные:  ­ самостоятельность и  личная ответственность в информационной  деятельности Познавательные  УУД:  ­ устанавливать  причинно­следственные связи, подводить под  понятия, доказывать; Коммуникативные  УУД:  ­ вступать в учебное  сотрудничество с  учителем и  одноклассниками,  осуществлять  совместную  деятельность.  Регулятивные УУД: ­ понимать, принимать,  сохранять учебную  задачу; ­осознавать  возникающие  трудности, стремиться  к их преодолению,  пользоваться  различными видами  помощи. Формируемые УУД Коммуникативные  УУД:  ­ осуществлять  совместную  деятельность в малых и больших группах; ­ участвовать в  коллективном обсуждении учебной  задачи в) Закончите пословицы (слайд 6) ­Я попрошу вас, ребята, закончить  данные пословицы. На что и клад, (коли в семье лад.) В гостях хорошо, (а дома лучше.) Вся семья вместе, (так и душа на  месте.) Не будет добра, (коли в семье  вражда.) Согласную семью (и горе не берёт.) ­ Запомните, дети, эти пословицы, в  них заключена мудрость нашего  народа. Формируемые УУД Личностные: ­ эстетические  потребности, ценности  и чувства; Познавательные  УУД: ­ освоение начальных  форм познавательной и  личностной рефлексии; ­ логические действия  сравнения, анализа,  синтеза, обобщения Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание Длительность этапа 3 мин 1 мин Основные формы работы учителя и учащихся 1. Итог урока, рефлексия – Расскажите, какие традиции есть в вашей семье. – А какими из них вы особенно  дорожите? – Вы бы хотели, чтобы в семьях  появились какие­то новые традиции? – А какие традиции будут в вашей  семье, когда вы станете взрослыми? – Почему нужно уважать семейные  традиции? (Благодаря семейным  традициям воспитываются лучшие  человеческие качества: трудолюбие,  любовь, внимание, забота,  отзывчивость и др.) – Что вы сегодня повторили из того,  что уже знали? – Ответили ли мы на главный вопрос урока?  Поднимите карточки. Как вы  оцениваете свою работу на уроке:  Работал в полную силу. Работал  хорошо. Мог работать лучше. 2. Домашнее задание В качестве домашнего задания  можно выполнить один из проектов,  предлагаемых в учебнике (с. 43),  3. Дети выходят из класса под  мелодию песни Л.Лещенко  «Родительский дом».

Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи

Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи

Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи

Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи

Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи

Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи

Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи

Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи

Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи

Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи

Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи

Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи

Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи

Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи

Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи

Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи

Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи

Урок ОРКСЭ в 4 классе (16 урок) на тему "Ценность рода и семьи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2018